Как разбирать деепричастие. Морфологический разбор деепричастия

Главная / Ф. М. Достоевский

1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери­зуется в лингвистике по-разному.

Одни языковеды считают деепри­частия особой формой глагола, другие – само­стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Основные признаки деепричастия

А) Общее грамматическое значение

Примеры

Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого.

Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку.

Б) Морфологические признаки

Примеры

Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия.

Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:

Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) – думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) – подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) – задумавшись

Деепричастия распространяются, как глаголы.

Думать о матери – думая о матери; задуматься о будущем – задумавшись о будущем; поссориться с матерью – поссорившись с матерью. .

Деепричастия имеют следующие признаки наречий :

Читая, прочитав, решив.

Передав записку, он отошёл в сторону.

В) Синтаксические признаки

Примеры

В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого.

В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства.

[Когда?] Передав записку, он отошёл в сторону .

2. Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:

деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

молчать: молч-ат → молча;
решать: реша-ют → решая;

деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

замолчать: замолча-ть замолчав ;
решить: реши-ть решив ;
заняться: заня-ть -ся → занявшись ;
принести: принес-ти принесши .

3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).

Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие – слушала ).

4. Морфологический разбор деепричастий:

План разбора деепричастий

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма. Морфологические признаки:

A

Постоянные морфологические признаки:

1

вид;

2

возвратность.

Б

Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).

Упав

Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?

Н. ф. – упав . Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) невозвратное.
Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).

Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот – обстоятельство времени.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери-зуется в лингвистике по-разному.

Одни языковеды считают деепри-частия особой формой глагола, другие - само-стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Основные признаки деепричастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия.
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
  • переходность,
  • возвратность.
  • Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) - думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) - подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) - задумавшись
    Деепричастия распространяются, как глаголы. Думать о матери - думая о матери; задуматься о будущем - задумавшись о будущем; поссориться с матерью - поссорившись с матерью. .
    Деепричастия имеют следующие признаки наречий :
  • деепричастия - неизменяемые слова;
  • Читая, прочитав, решив.
  • деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
  • Передав записку, он отошёл в сторону.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
    В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. [Когда?] Передав записку , он отошёл в сторону .

    2. Образование деепричастий - деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов - -а, -я, -в, -вши, -ши :

    • деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я :

      молчать : молч -ат молча ;
      решать : реша -ют решая ;

    • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши :

      замолчать : замолча -ть замолчав ;
      решить : реши -ть решив ;
      заняться : заня -ть -ся → занявши сь ;
      принести : принес -ти принесши .

    3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).

    Закрывая - деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

    Молча - наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие - слушала ).

    4. Морфологический разбор деепричастий:

    План разбора деепричастий

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 вид;
    2 возвратность.
    Б Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    III Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

    Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).

    Упав

    1. Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
    2. Н. ф. - упав . Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) совершенный вид;
      2) невозвратное.
      Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    3. Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.

    Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.

    Морфологический разбор деепричастия

    1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.

    2. Перечислите морфологические признаки:

    Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);

    Возвратность;

    Переходность;

    Неизменяемость.

    3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.

    Обратите внимание!

    Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).

    К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».

    Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:

    Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;

    Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.

    Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).

    Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).

    Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.

    Письменный морфологический разбор деепричастия

    Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.

    Звеня (покатился)

    1. Звеня - деепр.

    2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.

    3. (Как? что делая?) Звеня.

    Подпрыгивая (покатился)

    1. Подпрыгивая - деепр.

    2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.

    Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.

    3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.

    Устный морфологический разбор деепричастия

    Звеня (покатился)

    1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

    2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.

    Подпрыгивая (покатился)

    1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

    2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.

    Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.

    3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

    Схема морфологического разбора неизменяемой глагольной формы - деепричастия

    I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.

    II. Указать начальную форму - инфинитив.

    III. Установить лексическое значение слова.

    IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.

    V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола

    1. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.

    2. Переходный или непереходный, указать значение.

    а). по двухзалоговой теории: действительный или страдательный (указать значение);

    б). по трёхзалоговой теории: действительный, страдательный, возвратный (указать значение), вне залога (доказать).

    4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.

    5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.

    VI. Определить, как образовано деепричастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.

    VII. Морфологические особенности деепричастия :

    1. Вид: совершенный или несовершенный (назвать показатель).

    2. Указать относительное временное значение: предшествующее, одновременное, последующее действие.

    VIII. Синтаксические особенности деепричастия :

    1. Вид связи с другими словами.

    2. Роль в предложении.

    Образцы анализа

    Они шли по берегу, взявшись за руки , и смотрели на рыбёшек, стайками скользивших в воде.

    (Ги де Мопассан)

    I. Взявшись

    II. Взяться .

    III. Взяться - «за что. Брать друг друга (один другого) или брать, хватать что-н. рукой». [Ожегов, Шведова, с. 59].

    IV. Отвечает на вопрос: что сделать?

    V. , от которого образовано деепричастие:

    1. Возвратный, соотносительный по возвратности.

    б). по трёхзалоговой теории - возвратного залога, т. к. образован от переходного глагола (обозначает действие, совершаемое двумя лицами, каждое из которых одновременно является субъектом и объектом), нет творительного субъекта.

    4. Основа инфинитива - взя- (взять ся ), основа будущего времени - возьм- (возьмут ся ).

    Соотношение основ -а- (-я- ) … -м- : непродуктивный, 14 группа.

    5. Форма 3-го л. мн. ч. - возьму́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).

    VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -вши- .

    VII. Морфологические особенности :

    1. Совершенного вида, показатель - суффикс -вши- .

    VIII. Синтаксические особенности :

    1. Взявшись (за что?) за руки : связь - глагольное управление, деепричастие управляет существительным, ставя его в форме В. п.

    2. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

    Теперь каждое утро, здороваясь , она подавала ему руку, и до вечера он хранил ощущение от её пожатия...

    (Ги де Мопассан)

    I. Здороваясь - неизменяемая глагольная форма, деепричастие.

    II. Здороваться .

    III. Здороваться - «приветствовать друг друга при встрече». [Ожегов, Шведова, с. 227].

    IV. Отвечает на вопрос: что делать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.

    V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано деепричастие:

    1. Возвратный, несоотносительный по возвратности.

    2. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.

    а). по двухзалоговой теории - действительного залога: действие исходит от производителя;

    б). по трёхзалоговой теории - вне залога, т. к. возвратный, непроизводный глагол.

    4. Основа инфинитива - здорова- (здоровать ся ), основа настоящего времени - здороваj- (здоровают ся ).

    Соотношение основ -а- … -аj- : продуктивный, I класс.

    5. Форма 3-го л. мн. ч. - здоро́ваются , безударный подвид. Спряжение определяется по инфинитиву: здоро́вать ся , глагол на -ать , следовательно, I спряжения.

    VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -я- .

    VII. Морфологические особенности :

    1. Несовершенного вида, показатель - суффикс -я- .

    2. Обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.

    VIII. Синтаксические особенности :

    1. Подавала руку (как? каким образом?) здороваясь : связь - примыкание, деепричастие примыкает к личной форме глагола.

    2. В предложении обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.



    © 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний