Кто написал поэму бесы. Роман «Бесы

Главная / Н. А. Некрасов

Это одна из самых концептуальных книг великого классика. По нашему глубокому убеждению, каждый взрослый человек должен заставить себя ее прочесть и понять. Это принципиально важно - осознать природу манипулирования людьми и знать, что данному злу следует противопоставить. Многие читатели усматривают провидческий дар в том, как написал Достоевский «Бесы». Поразительно, что этот роман отобразил и проблемы сегодняшнего, постиндустриального, информационного общества.

Достоевский проникновенно показывает главную угрозу для общества будущего - подмену извечных понятий прогресса, гармонии и милосердия на противоестественные, бесовские.

Историческая основа создания романа

Заметив нечто сташное, инфернальное в социуме России, не смог не взяться за перо Ф. М. Достоевский. «Бесы» - плод труда его ума и сердца, где он чутко уловил за полвека до революций предтечу бесноватости всего общества, впервые проявившуюся у русских революционеров-нигилистов.

Группой смутьянов, управляемой неким Федором Нечаевым (нашумевший нечаевский процесс) был убит (в 1869 г.) студент Петровской землеакадемиии Иван Иванов. Причем мотивы раскрытого убийства были двоякими. Нечаев не просто инициировал убийство, чтобы предупредить донос со стороны Иванова. В еще большей степени он пытался подчинить других членов этого террористического кружка своей воле, связав их кровью жертвы.

Федор Михайлович за этим событием уловил, понял, осознал и донес до умов и сердец читателей макроопасность грядущего.

Прозорливость писателя

Роман действительно сенсационный написал Достоевский. «Бесы» отзывы вызвали изобильные. Заметьте: никто так громко и резонансно до Федора Михайловича не предупреждал об угрозе «бесноватости» поляризованного революционными идеями общества. Как же это удалось осознать и осуществить писателю-неполитику? Причина проста - гениальность!

Докажем это собственным «литературным» путем, сопоставляя идеи разных авторов. Вспомним, мысль Умберто Эко («Маятник Фуко») о природе этого качества, утверждающую, что гений всегда играет на одном компоненте мироздания, однако он делает это уникально - так, что задействуются остальные комопоненты… «А причем здесь Достоевский?» - спросите вы. Продолжим эту мысль: гениальность Достоевского зиждется на потрясающем психологизме его образов. Великий психолог Зигмунд Фрейд как-то сказал, что никто из личностей, которых он знает, не может ему поведать чего-то нового по психологии человека. Никто, кроме Достоевского!

Достоевский - гениальный психолог

Просматривается очевидное: вывод об угрозе бесноватости общества обосновал Достоевский («Бесы») через постижение психологии революционеров-нигилистов.

Об этой угрозе обществу проникновенно сказал Николай Александрович Бердяев, подчеркнув, что Достоевский ощутил, что в стихии революции доминантой является вовсе не человек, ибо им овладевают напрочь оторванные от гуманизма и от божьего промысла идеи.

Достоевский - непримиримость к насилию

Неслучайно написал Достоевский «Бесы». Краткое содержание его посыла потомкам: человек, поддавшийся «бунту и своеволию» не может быть свободным. А перестав быть свободным, согласно убеждениям Федора Михайловича, он вообще перестает быть человеком. Это - нелюдь! Примечательно, что классик до своего смертного часа - бескомпромиссен и непримирим, отстаивая идею живого Смысла и живой Истины жизни, утверждая, что на унижении человеческой личности невозможно построить никакого «хрустального дворца» нового общества.

Общество будущего, по мнению писателя, должно руководствоваться движением сердца человека, а не теориями, рожденными холодным разумом.

Актуальность предвидения классика

Но разве вышесказанное касается лишь революционеров XIX века? Не будем уподобляться страусам, прячущим голову от реальности. В еще большей мере, чем рассказал читателям Достоевский, бесы пленяют людей современных, манипулируемых массмедиа, которые сеют ненависть.

Вспомним произведение уже современного российского классика Виктора Пелевина, где он в своем романе «Т» аргументировано мотивирует, что бесы современного виртуального неоколониального общества гораздо страшнее описанных Федором Михайловичем:

Поражает, насколько глубок роман, который написал Достоевский («Бесы»). Отзывы современных читателей единодушны: читать книгу следует во взрослом возрасте, с расстановкой, постепенно. Следует анализировать и сопоставлять написанное Федором Михайловичем с современностью. Тогда многое становится понятно. Достаточно сравнить с нигилистами Достоевского оголтелые СМИ, сеющие ненависть в обществе! Обидно, когда в медиапространстве, вместо пропаганды терпения и доброты, звучат аккорды ненависти.

Какими изображаются в романе бесноватые террористы?

Однако вернемся к книге Федора Михайловича. Литературоведы едины в своем мнении: это один из самых сложных романов. Как роман-предупреждение, роман-трагедию создал Достоевский «Бесы». Краткое содержание произведения - показ читателю анатомии ненависти, зла, бесовщины, вносимой террористами в губернский город - модель всей России.

Фактически это своеобразная группа революционеров-фигурантов, которую мастерски изобразил Достоевский («Бесы»). Краткое содержание морали террористов - подмена в их умах и сердцах христианской любви к ближнему на бесовскую ненависть. Прибегнем к диалектике «Мастера и Маргариты», их характеризуя:

Человек, позиционирующийся как бес-распорядитель - Петр Степанович Верховенский. Формально он организует городскую революционную ячейку.

Антихрист-соблазнитель Николай Всеволодович Ставрогин (сын почтенной в городе дамы Варвары Петровны Ставрогиной).

Лжепророк - философ Шигалев (оправдывающий «целесообразный» геноцид десятой части общества над остальным «стадом»).

Отвратный Толкаченко (вербовщик «революционеров» среди отбросов общества и даже проституток).

Легко изменивший присяге отставной военный Виргинский.

Сакральная жертва - сомневающийся студент Иван Шатов.

Что стремится сделать Петр Верховенский при помощи своих соратников? «Раскачать общество», т. е. порушить основы христианского миропонимания, внушить части людей, что они лучше, чем другие, натравить их на этих других людей.

Для усиления раскола в обществе оскверняются святыни. Производятся вещи, понятные нам, жителям информационного общества: манипуляция информацией. Незаметно для самих людей усилиями «революционеров» происходит подмена Знания (понятия христианского, предполагающего истину и достоверность) на Информацию (формируемую сомнительными путями).

В результате героев романа обуревает скептицизм, они перестают тянуться к Вере, к Истине и становятся пешками в эфемерной партии, которую уже ими играют. Произведение «Бесы» Достоевского все это отражает.

План Петра Верховенского

Революционной группе Петра Верховенского их план удается. Жители города растеряны, дезориентированы. Власти беспомощны. Очевидно, что в городе кто-то поощряет кощунства, кто-то подстрекает на бунт рабочих местной фабрики, у людей происходят психические расстройства - полусумасшедший подпоручик рубит шашкой иконы храма…

Затем, когда усилиями революционной ячейки в обществе воцарится «большая смута», Петр планирует прибегнуть к соблазнению толпы при помощи харизматичного Николая Ставрогина.

Сюжет и эпиграф романа

Вовремя написал свой роман Достоевский («Бесы»). Краткое содержание романа таково: вначале изображена беспечная городская община, казалось бы, живущая своей жизнью. Но с другой стороны, все ее представители ощущают, что жизнь-то не складывается. Она неразмеренна, неблагополучна. Людьми овладела гордыня, и создается ощущение, что кем-то запущен механизм внедрения в людей бесноватости… Не зря эпиграфом произведения служат известные строки А. С. Пушкина.

Николай Ставрогин: образ, формирующий сюжет

Как Апокалипсис начинается с появления Антихриста, так и бесноватость губернского города - с появления сына Варвары Ставрогиной, харизматичного красавца байроновского типа Николая Ставрогина.

Варвара Петровна представляет типаж властной стареющей светской львицы. К ней испытывает романтические платонические чувства «отходящий от дел» интеллектуал Николай Верховенский, отец вышеупомянутого Петра.

Заметим, что при написании романа сатирический акцент использует Достоевский Федор Михайлович. «Бесы» изобличают тщательно скрываемую в местном высшем свете вопиющую безнравственность. Г-жа Ставрогина, ввиду неуемного темперамента своего сына, вынашивала планы - женить его на дочери приятельницы, на Лизе Тушиной. В то же время она пытается нейтрализовать его интрижку со своей воспитанницей Дарьей Шатовой, планируя выдать ту замуж за другого своего подопечного - Степана Трофимовича.

Впрочем, сосредоточимся на образе Николая Ставрогина, поскольку он в романе играет важнейшую сюжетообразующую функцию. Вначале типаж бывшего богатого офицера-повесы изображает Достоевский («Бесы»). Анализ этого образа выявляет его особенности: он абсолютно лишен совести, сострадания, хронически лжив, расчетлив, непостоянен.

Рассказать о нем есть что, послужной список достаточно внушительный. В прошлом - блестящий гвардейский офицер, дуэлянт. Кроме того, Николай периодически впадал в разнузданный разврат и совершал предосудительные обществом поступки: физическое унижение почтенного горожанина Гаганова, и заодно губернатора, провокационный прилюдный поцелуй замужней дамы и т. д.

Последовательно и обстоятельно показывает, как идет Николай не человеческими путями, а путем антихриста-соблазнителя, Ф. Достоевский. Бесы гордыни, самовлюбленности, презрения к другим людям ведут его к личной катастрофе. Ему уже дано первое предупреждение: совершенное им явное преступление - растление четырнадцатилетней Матреши - делает его изгоем в городе.

Чтобы хоть как-то оправдать подлеца-сына мать, мотивируя его поступки белой горячкой, отправила его на четыре года за кордон (чтобы он не мозолил глаза осерчавшим на него людям). Между тем Николай не раскаялся, не понял предупреждения, он гордится своим прозвищем «принц Гарри», кичась своей эксцентричностью, непредсказуемостью, эффектностью.

Как антологию накопления греха им и революционерами-террористами пишет роман «Бесы» Достоевский. Краткое перечисление их темных дел, инициирующих бесноватость жителей всего губернского города, представлено нами ниже.

Ставрогин в губернском городе

Николай и на этот раз «не разочаровывает» окружающих своей эксцентричностью. Его не оставляет мания творить зло, что он и осуществляет, ощущая свое превосходство над толпой. Читатель вскоре узнает, что Ставрогин на корню разрушил планы матушки, тайно венчавшись с влюбленной в него Марьей Тимофеевной Лебядкиной. Подлец знал, что женщина его тайно любит и проникся идеей - растоптать ее чувство. И не так просто женился, а «на спор, за бутылку вина».

Далее, по ходу книги, Ставрогин щадит на дуэли обиженного дворянина Гаганова, стреляя в воздух, чем вызывает восхищение горожан. Напрашивается аналогия: Антихрист пытается представить себя людям Христом. Однако настоящий затаенный облик соблазнителя Николая Ставрогина, эволюционирующего в душегубца, вскоре проявится…

По его воле и, очевидно, с ведома вездесущего Петра Верховенского происходит воистину бесовское убийство любящей его женщины Марьи Лебядкиной, а заодно - и ее брата капитана Лебядкина.

Заметим: образ Лебядкиной - поверженной нелюдями, прекрасной духовно тридцатилетней женщины, страдающей от хромоты, любящей, жертвенной, нежной, страдающей - вызывает у читателей сочувствие и понимание.

Образ Марьи Лебядкиной

Настоящий инженер душ человеческих, вводит и свои любимые типажи героев в роман «Бесы» Достоевский. Содержание и направленность их личности - красота и гармония, которым поклонялся великий классик, произнесший: «Красота спасет мир».

Ошибшаяся со своим чувством, страдающая Марья Лебядкина - один из самых трогательных женских типажей творчества Достоевского, наряду с Сонечкой Мармеладовой. Антихрист Ставрогин, соблазнив ее, обрекает на мильон страданий, на нищету, на помешательство от горестей, а затем - мученическую смерть. Небогатая интеллигентная женщина, худощавая, с «тихими, ласковыми, серыми глазами» перед смертью называет вздрогнувшего «принца Гарри» тем, кто он есть - убийцей с ножом в руках.

Николай Ставрогин - настоящий облик. Сеющий смерть

Впрочем, еще до ее убийства, Лиза Тушина пересаживается в карету Никола Ставрогина и проводит с ним ночь. Она, очевидно, решается его отбить у Лебядкиной.

Утром же приехавший Петр Верховенский рассказывает о вышеупомянутой двойной смерти, при этом упомянув, что об убийстве он знал, но не помешал. Внесем ясность: киллером за деньги вызвался стать изувер Федька Каторжный, а оплатил и одобрил это преступление Николай Ставрогин.

Фактически Верховенский говорит эти вещи Ставрогину, не только чтобы тот понял, что инициация им убийства известна, но и чтобы в будущем им манипулировать. Вернемся к терминологии Булгакова: бес-распорядитель приходит к антихристу.

Лиза в истерике сбегает от Николая. Она бежит к дому Лебядкиной, где толпа ее признает как «Ставрогинскую» и, решив, что она была заинтересована в смерти Марьи, жестоко - до смерти - избивает. Роман достигает своей кульминации: бесы - всесильны, они сеют вокруг себя смерть и ненависть…

Власть невнятно пытается совладать со смутьянами, наивно убеждая, что следует сохранять стабильность в обществе. В уста губернатора Достоевский вкладывает правильные слова о том что отношения «Власть - Оппозиция» должны быть цивилизованными, однако они не имеют воздействия на террористов-изуверов, опьяненных вкусом крови и почувствовавших свою безнаказанность.

Скрепление сообщества бесноватых кровью

Меж тем исполняются и дьявольские планы Петра Верховенского. Он убивает, «чтобы скрыть концы» убийства Лебядкиных, неконтролируемого собой Федьку Каторжного (того находят с проломленной головой).

Следующий на очереди - студент Шатов. Страшно описывает его смерть Достоевский Федор. Бесы (людьми их уже назвать нельзя) - Верховенский, Липутин, Виргинский, Лямшин, Шигалев, Толкаченко - стаей набрасываются на него… Они подчинены идее, не останавливает их даже знание того, что жена Ивана Шатова только-только родила ребенка.

Единственный, кто отказывается убивать - это Шигалев.

Иезуитство и коварство Верховенского

Впрочем у Верховенского есть дьявольский план прикрытия преступных действий террористической группы: кровь покрывают кровью. Петр играет игру с властями, гарантируя себе алиби - лояльного к власти гражданина-стукача, выдавая им ложных «смутьянов» - Шатова и Кириллова, которые (первый - насильственно, второй - добровольно) должны погибнуть. Зная о неадекватных убеждениях друга Николая Ставрогина, инженера Кириллова, Верховенский использует их в своих интересах.

На примере этого инженера изображает отступника от веры, презирающего Бога, Ф. М. Достоевский. Бесы пытаются скрыть следы своих убийств, взвалив ответственность на него, покойного. Кириллов полагает, что путем самоубийства он станет богочеловеком. Бес-распорядитель Петр Верховенский подло договаривается с инженером - уничтожить себя, когда наступит необходимость, беря с него обещание. Поэтому, по требованию Петра Верховенского, Кириллов сперва пишет записку, «признаваясь» в убийстве Ивана Шатова. Далее же инженер-фанатик и богоборец действительно убивает себя из пистолета.

Роман «Бесы» Достоевского - это и показ того, как разрушаются бесовские планы Петра Верховенского. Вскоре раскаявшийся и осознавший содеянное его подельник Лямшин выдает всех преступников. Петру Верховенскому удается бежать. Скрывается в Швейцарии и Николай Ставрогин.

Он чувствует себя уже не «принцем Гарри», а человеком, опустошенным безверием и отрицанием человеческой морали. Николай, жалкий и одинокий, умоляет приехать к нему ранее опозоренную Дарью. Что может дать он ей, кроме страданий? Впрочем, это лишь слова. Подобно Антихристу-соблазнителю, его конец уже предрешен - самоубийство. Он неожиданно приезжает в имение матери (Скворешники), где вешается в мезонине.

Вместо заключения

За террористическую деятельность сына страдает Степан Трофимович Верховенский. Диалектика этого образа очевидна: и формально, и фигурально - это отец беснующегося и ненавидящего всех и вся террориста Петра Верховенского. Почему фигурально? Потому что в молодости он был поборником модных либеральных революционных идей, причем вносил их в умы молодежи, пользуясь популярностью. Он - человек проницательный и умный, впрочем, не лишенный позерства.

Понимает ли он, какими путями пошел его сын? Конечно. Судебные приставы описывают его имущество… Однако наибольший шок он испытывает после убийства Лебядкиных. Он, несмотря на чувства к Варваре Петровне Ставрогиной, в отчаянии оставляет бесноватый город, уходит «из бреду, горячечного сна … искать Россию».

Накануне смерти он претерпевает настоящее духовное озарение. Проводя аналогию с библейским сюжетом - гибнущими свиньями, в которых в результате экзорцизма (изгнания бесов) те вселились и гонят их в пропасть… Он восклицает, что все: и его сын, и остальные террористы, и сам он, и беснующийся народ (имеется в виду все «раскачанное» общество предреволюционной России) - подобны гонимым бесами свиньям, мчащимся к своей погибели.

Не оставим без внимание еще одно гениальное предвидение Достоевского (за полвека до русских революций!), сказанное устами «философа» Шигалева. Он вещает, что революция, начавшись с насилия, должна это самое насилие вывести на уровень, превышающий всякое человеческое понимание.

В заключение признаем: достаточно тяжело охватить в одной статье все смысловое наполнение, которое придал роману «Бесы» Достоевский. Анализ произведения обличает бесовскую сущность революционного принципа «цель оправдывает средства», раскрывает пагубность стремления манипулировать людьми, совершать насилие.

Год издания книги: 1872

Роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы» по достоинству был оценен современниками писателя и более поздними поколениями. Чего стоит только пять экранизаций этого произведения. Причем по достоинству он был оценен не только в нашей стране, но и за рубежом. Так нобелевский лауреат по литературе Альберт Камю на основе книги Достоевского «Бесы» создал пьесу «Одержимые», которую не раз ставили в театрах по всему миру. Именно благодаря таким произведениям Федор Михайлович до сих пор входит в топ 100 самых читаемых писателей в нашей стране.

Романа «Бесы» краткое содержание

В романе Достоевского «Бесы» кратком содержании вы узнаете о событиях, произошедших в одном губернском городе. Рассказывает их некий Антон Лаврентьевич Г-ва, который сам принимал в них непосредственное участие. Начинается рассказ с судьбы Степана Трофимовича Верховенского и его непростых отношений с Варварой Николаевной Ставрогиной. Степан Трофимыч был дважды женат. От первого брака у него есть сын Петр. В свое время он пробовал писать, но так нечего и не вышло. Порой мучается от бесполезности своего проживания, как главный герой , но затем утешается шампанским и игрой в карты.

Главные события в книге «Бесы» Достоевского начинают развиваться в связи с приездом сына Варвары Николаевны – Николая Всеволодовича. Некогда он был воспитанником Степана Трофимовича. Потом поступил на воинскую службу и неожиданно превратился в кутилу. За это был разжалован в рядовые, но затем выслужился. Во время последнего посещения города он сначала произвел на всех благоприятное впечатление, но затем «зверь выпустил когти». Наговорил дерзостей почтенным членам клуба, а его старейшину – Гаганова вообще протянул по залу за нос, поцеловал прилюдно чужую жену, а затем и вовсе укусил за ухо тогдашнего губернатора. Исправить все удалось лишь, пролечившись два с половиной месяца от белой горячки. После чего Nikolas отправился за границу.

В связи с приездом главного героя романа «Бесы» Достоевского его мать обеспокоилась судьбой своей воспитанницы Даши Шаховой. Ведь Николай проявлял к ней повышенное внимание. В связи с этим она предложила жениться на девушке Степану Трофимычу, который был более чем на тридцать лет старше. И Верховенский, хоть и был недоволен этим предложением и жаловался нашему рассказчику на необходимость брать «чужие грехи» на себя, согласился. Кстати неожиданно появившийся инженер Липути считал этот брак попыткой замазать дворянские грехи Nikolasa.

Далее в романе Достоевского «Бесы» читать можно о событиях, происходящих в воскресенье. Именно на этот день намечено сватовство Степана Трофимыча. Он сильно волнуется, но прибыл в дом Ставрогиной. Сама же Варвара Николаевна в это время возвращается из церкви. По дороге у нее просит милостыню Марья Тимофеевна Лебядкина по прозвищу Хромоножка. Варвара Николаевна заинтригована, ведь совсем недавно она получила анонимное письмо, в котором говорится, что, хромая женщина сыграет в ее жизни важную роль. Поэтому она приглашает Хромоножку и Лизавету Николаевну Тушину – подругу детства Николая Ставрогина и воспитанницу Степана Трофимовича, к себе домой.

Далее в кратком содержании книги «Бесы» Достоевского читать можно о событиях, развивающихся в доме Ставрогиной. Хромоножка ведет себя вызывающе – Варвару Николаевну называет «тетенькой», а Дашу Шатову обвиняет и вовсе в том, что она не передала 300 рублей ее брату – капитану Лебядкину. Эти деньги якобы передал ее брату Николай Ставрогин. Степан Трофимович приводит брата Хромоножки и тот уверяет, что девушка не в себе. При этом запутано начинает намекать, что он имеет в этом доме права. Тем временем на месяц раньше намеченного приезжает «принц Гарри» — Николай Ставрогин, который заходит сразу после Петра Степановича Верховенского. На прямой вопрос матери кем ему приходится Хромоножка он отмалчивается и уводит ее к карете. А Петр Степанович объясняет, что Николай помогал Лебядкиным в Швейцарии да так, что Хромоножка вообразила себя женой Николая. Капитан Лебядников подтверждает этот рассказ. Тем не менее Лиза Тушина закатывает истерику. А когда Иван Павлович Шатов дал Николаю Ставрогину пощечину, вообще упала в обморок.

Во второй части романа Достоевского «Бесы» читать можно о событиях, разворачивающихся через восемь дней после описанных событий. Николай Ставрогин жил затворником, а по городу поползли слухи о нем и Лизе Тушиной. Тем временем к Николаю приходит Петр Верховенский. Он сообщает Николаю, что пришли его вещи и предлагает пойти вместе на тайное собрание. Николай отправляется к инженеру Кириллову. Он предлагает ему стать его секундантом. Кириллов показывает Николаю два пистолета из которых он хотел застрелиться. Ведь совершив самоубийство по мнению Кириллова можно стать «человекобогом». Получив согласие, Николай подымается к Шатову, который живет в этом же доме, и признается ему в своей женитьбе на Хромоножке. По рассказу Ставрогина дело было «по пьянке» и на спор. Шатов же делится с Николаем своей идеей о народе богоборце. Предлагает бросить все и мужицкой жизнью приближаться к богу. На вопрос же Николая верит ли сам Шатов в бога, тот может ответить только то, что будет верить. Николай предупреждает Шатова, что за такие идеи его могут убить.

Далее главный герой романа «Бесы» Ф. М. Достоевского отправился к капитану Лебядкину. Но по пути ему встретился Федька Каторжный. Его подослал Петр Верховенский. Федька предложил исполнить любую волю «барина», но Николай прогнал его. В доме Лебядкиных Николай сказал, что скоро объявит о его женитьбе. Ведь платить капитану за молчание он не намерен. Он входит в комнату к Хромоножке, которая спит. Но та спросонок не признает его и кричит что он Гришка Отрепьев, а также заявляет, что у него нож в кармане. На обратном пути Николая вновь встречает Федька Каторжный. Он предлагает решить проблему с Лебядкиными. На это Николай лишь смеется и бросает все наличные деньги в грязь.

Далее в кратком содержании книги Достоевского «Бесы» читать можно о дуэли, которая произошла на следующий день. Артемий Гаганов считает, что Николай оскорбил его отца и предлагает стреляться трижды. Все три раза он промахивается, лишь первый раз зацепив мизинец Николая. Ставрогин же со словами, что он больше некого не убьет, специально стреляет мимо, еще больше оскорбляя оппонента. Это сильно поднимает его в глазах общественности. Ну а сам Николай объясняется с Дашой Шатовой, предлагая не приближаться к нему. Но Даша уверена, что именно она вскоре останется с ним. Тем временем Петр Верховенский сообщает отцу, что Варвара Николаевна возмущена его словами о «чужих грехах». Поэтому она объявила о разрыве и назначила ему пенсион. Сын и отец сильно ругаются на этой почве, и Петр заявляет, что больше не придёт.

Тем временем Петр Верховенский начинает оказывать все большее влияние на жену губернатора Юлию Михайловну и самого Андрея Антоновича фон Лембке. С его помощью Юлия Михайловна надеялась разоблачить государственный заговор. Тем более что недовольство в губернии и городе росло. Закрылась фабрика Шпигулиных, свирепствует холера, в городе стали появляться прокламации, призывающие к бунту. Но все это не помешало Юлии Михайловне готовить праздник в пользу гувернанток. Тем временем Вера Николаевна и Степан Трофимович объясняются. И Степан Трофимович признается, что двадцать лет жил только в мечтах. А Петр Верховенский выдает Юлии Михайловне Шатова и Кириллова, как заговорщиков. А затем отправляется к ним и напоминает о необходимости собраться. К Николаю Ставрогину приходит жених Лизы Тушиной – Маврикий Николаевич. Он предлагает Николаю жениться на Лизе, ведь она любит его. Но Николай признается ему что уже женат и уходит вместе с Петром на собрание.

Далее в книге «Бесы» Достоевского читать можно о собрании, которое проходит под видом празднования именин. Мрачный Шпигалев предлагает разделить общество на две неравные части. Одна десятая часть будет управлять девятью десятыми частями общества. После этого доклада Петр Верховенский задает вопрос: «Донес ли кто-то из собравшихся если бы знал о готовящемся убийстве?». Один за другим начинают раздаваться голоса, что некто бы не донес. Но Шатов называет Петра шпионом и подлецом и покидает собрание. В след за ним покидает собрание Ставрогин, который сказал, что не будет себя компрометировать, отвечая на такие вопросы. Вместе с ним идет Кириллов. За ними же отправляется и Петр Верховенский. Он догоняет Кириллова и Ставрогина. Но Ставрогин говорит, что не желает участвовать в этой «пятерке» ведь Петр хочет скрепить ее преступлением. И действительно Петр уже даже наметил жертву – это Шатов. Пытаясь убедить Ставрогина Петр рассказал о своих планах. Он хочет так раскачать Россию, чтоб сама земля плакала по старым богам. И вот тогда придёт Ставрогин – Иван-Царевич, который сейчас и нужен стране. А за это Петр бесплатно убьет Хромоножку и привезет ему Лизу.

Тем временем нашему рассказчику романа «Бесы» Достоевского приносят весть, что Степана Трофимовича описали. Сам Верховенский старший говорит, что у него изъяли две прокламации и все бумаги. И дабы решить этот вопрос он отправится прямиком в «львиную пасть» к губернатору Лембке. Но у губернатора ему не повезло. Как раз перед ним пришли рабочие с фабрики Шпигулина, что Лембке воспринял как бунт. А под горячую руку попал Верховенский старший и градоначальник. Тем временем жена губернатора, дабы позлить мужа, начала флиртовать со Степаном Трофимовичем. Это вывело его из себя, и он заявил, что меры к «флибустьерам» приняты. Ну а Лиза намеренно громким голосом попросила Ставрогина защитить ее от капитана Лебядкина, который является братом его жены. В связи с этим Николай Всеволодович прилюдно признал Хромоножку своей женой и пообещал поговорить с Лебядкиным. После этого он уехал в свое имение Скворешники.

В третьей части нашего краткого содержания романа «Бесы» Достоевского читать можно о событиях, разворачивающихся во время праздника. Лиза на нем произвела фурор и заслужила множество восхищенных взглядов. В первой части праздника известный местный писатель Кармазинов читал свое произведение «Merci». Оно было посвящено идеям нигилизма, которые начал отстаивать Степан Трофимович, но был освистан. После этого он заперся и написал прощальное письмо Даше в котором просил простить его за все плохое связанное с его именем. Тем временем наш рассказчик узнает, что Верховенский младший отвез Лизу к Ставрогину. «Литературная кадриль» которую представили уже под утро вызвала у всех негодование. А тут еще, как в , начинают разворачиваться главные события. Присутствующим сообщили о убийстве капитана Лебядкина и его сестры, а также о пожаре в Заречье. Губернатор лично поехал на пожар и хотел спасать, но упавшая доска лишила его чувств.

Тем временем над Скворешниками занялось утро. Ставрогин и Лиза провели ночь вместе и теперь пытаются объясниться. Ставрогин предлагает девушке уехать с ним в Швейцарию, но Лиза язвит и говорит, что сегодняшняя ночь была всего лишь фантазией. Тем временем приходит Петр Верховенский и сообщает подробности смерти Лебядкина. Ставрогин говорит, что не имеет к данному происшествию никакого отношения, но знал о готовящемся. Лиза бросается в Заречье. Около Скворешников ее ждал жених Маврикий Николаевич. Он просит не прогонять его и идет с ней. По пути они встречают Степана Трофимовича, который отправляется «искать Россию». Лиза просит молиться за нее. Сама же отправляется к пожарищу. Здесь собрался народ и ее признают, как «ставрогинскую». Некто не сомневается, что именно он и Лиза стоят за убийством. Потому девушка получает удар из толпы. Он становится для Лизы роковым.

Тем временем Петр Верховенский в книге Достоевского «Бесы» собирает «пятерку». На собрании он объявляет, что Шатов готовит донос. После недолгих прений все решают, что общее дело важнее жизни Шатова. Петр вместе с Липутиным отправляется к Кириллову, который должен взять убийство на себя. Тут они встречают Федьку, который выпивает. Петр возмущен, ведь Каторжный должен был исчезнуть из города. Он достает револьвер, но Федьке удается сбежать. Верховенский младший заявляет, что Федька сегодня последний раз пил водку. И действительно утром его находят с проломленной головой. Липутин, который собирался бежать из группы, теперь убеждается в могуществе Петра и остается.

Тем временем к Шатову спустя три года вернулась жена. Уже в его доме она рожает ребенка. И Шатов решает усыновить его и начать жить новой жизнью. Для этого он вместе с офицером Эркелем, из «наших», отправляется в парк. Здесь собрались все. На Шатова нападают, и Петр стреляет ему в лоб. Затем тело выкидывают в реку. А Кириллов хоть и возмущаясь пишет под диктовку Петра предсмертную записку. Затем он стреляет в себя. Верховенский собирает вещи и уезжает в Питер, а затем за границу.

Далее в романе Федора Достоевского «Бесы» читать можно о судьбах главных героев. Степан Трофимович умер в доме книгоношей на руках у Варвары Петровны. Когда он занемог он вызвал ее к себе. Лямшин выдал всех участников пятерки и всех их кроме Верховенского арестовали. Дарья Шатова получила письмо от Ставрогина с предложением приехать к нему в Швейцарию, где он купил домик в кантоне Ури. Дарья дает письмо прочитать Варваре Петровне. Но как раз в этот момент они узнают, что Ставрогин в Скворешниках. Они отправляются туда и находят гражданина Ури повешенным в мезонине.

Роман «Бесы» на сайте Топ книг

С годами рома Ф. М. Достоевского «Бесы» читать не становится менее популярно. Книга уже не первый раз попадает в наш . Кроме того, практически каждый раз роман попадает в наш рейтинг . И скорее всего и в дальнейшем будет занимать высокие места в рейтингах нашего сайта.

Степан Трофимович – необычный человек, ведь находясь в своем достаточно в среднем возрасте, он все равно ведет себя часто как капризный ребенок. Он два раза успел овдоветь, а потому соглашается с Варварой Петровной Ставригиной стать для ее сына, Николая, и другом и просто педагогом, чтобы учить мальчика. Они живут вместе, и вскоре Степан Трофимович становиться для него – и другом, и хорошим педагогом. Мать Николая почти приручила наивного Степана Трофимовича, и он стал для нее собственным изобретением, так как она умело им руководила.

Вскоре Николая едет учиться в лицей, а по возращению оттуда становиться весьма необычным в своем поведении. И о нем даже ходят слухи, как о пьянице, легкомысленном молодом человеке. Но потом начинаю подозревать, что он психически болен. И его отправляют на лечение. Когда же он выздоровел, он ездит по разным странам. Вскоре одна генеральша, подруга матери Николая, сообщает, что он близко начал общаться с одной девушкой по имени Лиза, что весьма обеспокоило мать, которая едет тотчас же туда.

Когда они возвращаются, мать Николая предлагает неравный брак Даше, своей воспитаннице, со Степаном Трофимовичем, хотя разница в возрасте большая. В конце-концов, выясняется, что Николая на самом деле уже давно женат на женщине, Марии. И она оказывается немного сумасшедшей.

Читать подробнее краткое содержание рассказа Достоевского Бесы

Спустя полвека после выхода произведения Ф. М. Достоевского «Бесы» его признали пророческим, романом, который предвидел все, что потом случилось в России. Весь мир, и российский, и азиатский, и американский, все, кто столкнулись с событиями, происходящими в «Бесах», говорили одну и ту же фразу: «Все сбылось по Достоевскому». Такой была поразительная участь романа.

Роман «Бесы» – не только одно из самых политизированных произведений Федора Михайловича Достоевского, но и настоящая религиозная драма. Бесовство – высшая степень социальной и нравственной невменяемости: демагогии, провокаторства, исторической и сценической безответственности. Это понятие вне временное и повторяющееся.

Все события происходят в губернском городе, прототипом которого является Тверь. Сюда съезжаются все герои, и разыгрывается действие. Оно заканчивается множеством смертей. Происходят убийства и самоубийства. И в самом конце наступает местный апокалипсис – самоубийство главного героя.

Бесовство проецируется на современную жизнь, так как в ней много сходных моментов. Роман «Бесы» – это художественный ответ Достоевского на нигилизм, на стремление радикальной молодежи изменить мир только насилием. Достоевский мыслит иначе: для него корень зла не в социуме, а в душе личности. И пока человек в самом себе не преодолеет эгоизм и своеволие, пока не обретет ту веру, которая дает ему силы творить и жить в мире, никакая социальная гармония невозможна. Именно в безверии главная трагедия главного героя романа Николая Ставрогина.

История ведется то от имени автора, то от рассказчика, который является другом Степана Трофимыча. Степана Трофимыч Верховенский – бывший писатель и путешественник. Он по просьбе вдовы Варвары Петровны Ставрогиной становится гувернером ее сына. В губернском городе все ждут приезда Николая.

Несмотря на то, что главный герой романа был очень погруженным в себя мальчиком, он был склонен к философическим рассуждениям и сентиментальности. Степан Трофимыч часто плакал вместе с ним. Николай был военным, но он так закутил, что его разжаловали в солдаты.

Приезжая ранее в этот город, Ставрогин провел за нос в буквальном смысле этого слова Гаганова, укусил за мочку уха губернатора и поцеловал чужую жену. Но вскоре у него случилась горячка, поэтому все списали на болезнь, и Николай уехал за границу.

За пять лет до этого Ставрогин жил в Петербурге, где и женился на Марии Тимофеевне на спор за бутылку вина. Об этом знали Лебядкин – поэт-графоман, брат Марии, инженер Кириллов и Петр Верховенский. Николай снимал три квартиры. В одной из них он однажды изнасиловал 11-летнюю девочку, которая в результате подобного надругательства повесилась. Эта нехорошая история его постоянно мучила. И даже жизнь и учеба за границей не помогли. Эта достаточно пошлая сцена была вырезана из романа цензурой, и позднее вышла отдельной главой.

В ожидание своего сына, в воскресенье Варвара Петровна едет к обедне в церковь. Там встречает Лизу Тушину, влюбленную поклонницу Николая. А далее большая компания из родственников и почитателей Николая Стоврыгина отправляется в «скворечники» – место жительства Варвары Петровны.

Желая для своего сына лучшей жизненной доли, Стоврыгина мечтала женить его на Лизе. А для этого надо было как-то устранить свою воспитанницу, бывшую крепостную Дарью, которой Николай был очень увлечен. Варвара Петровна планировала выдать ее замуж за Степана Трофимыча, совершенно не учитывая 25-летнию разницу в возрасте.

По приезду главный герой получает пощечину от Ивана Шатова, который обвиняет его в обмане. Ставрогин, взяв его за плечи, вдруг резко отпускает руки и отходит назад. Лиза падает в обморок, а, очнувшись, уходит со своим женихом.

Проходит 8 дней. Николай Ставрогин, никого не принимая, сидит один. Но приходит Верховенский и сообщает о том, кого ему нужно посетить. Под дождем Николай отправляется в дом, где живут Кириллов и Шатов. Поговорив с первым он узнал идею о том, что убивая себя, можно стать Богом.

На следующий день происходит дуэль между Ставрогиным и сыном Гаганова. Ставрогин стреляет в воздух, совершенно не планируя убийство. После этого события многие стали уважать Николая.

В это время в городе происходят какие-то странности. Федька-каторжник украл с иконы драгоценные камни, а Петр Верховенский подкинул туда мышь. Во время службы перед этой иконой начинаются массовые пожертвования. Кроме этого, бушуют рабочие на фабрике, а 25-летняя дружба Варвары Петровны и Степана Трофимыча заканчивается из-за отказа последнего от женитьбы на Дарье.

Все события предсказывают о надвигающейся беде. Ставрогин примыкает к революционному кружку, в котором выдвигается идея о разделении общества на 90 и 10 %. Наименьшему количеству отводится роль управленцев большинством. В этом кружке замечен и Шатов, которого Ставрогин предостерегает об убийстве и советует оберегаться.

Происходит опись квартиры Степана Трофимыча, который, недоумевая, приходит к губернаторше. Но она не дает объяснение происходящему, так как в городе во время губернаторского бала зарезают Лебядкиных и вспыхивает пожар. Во время давки погибает Лиза Тушина. А вскоре умирает и Степан Трофимыч, который покинул город и ушел, совершенно не ведая своего пути.

Череда бессмысленных смертей продолжается. Зарезан Федька-каторжник, убит Иван Шатов, а труп его сброшен в озеро. Почувствовав недоброе, умирает жена Ивана, накануне родившая сына.

Николай Ставрогин после пожара уехал и жил в домике станционного смотрителя. Он пишет письмо Дарье, предлагая ей жить вместе. Приезжая вместе с его матерью на адрес Николая, они находят его повешенным.

Жизненный роман, который учит преодолению жизненных тягот и боли, нравственному переосмыслению и очищению. Читать «Бесов» Достоевского стоит внимательно и осознанно.

  • Краткое содержание Трудный хлеб Носов

    В начале рассказа Е. Носова Трудный хлеб представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край.

  • Краткое содержание Никишкины тайны Казакова

    Никишка живет на берегу моря с матерью. Избы все на деревни похожи одна на другую. Сам Никишка спокойный, тихий мальчик. Светловолосый, с вихром на голове. Много думает и любит бывать в одиночестве.

  • Краткое содержание сказки О молодильных яблоках и живой воде

    В далёком царстве жил царь с тремя сыновьями: Фёдором, Василием и Иваном. Состарился царь, стал плохо видеть. Но слышал он ещё хорошо. Дошла до него молва о дивном саде с яблоками, которые возвращают человеку молодость

  • English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

    中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

    Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

    ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

    Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

    日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

    Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

    Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

    Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

    Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

    हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

    We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

    You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

    » Михаила Каткова .

    Основная работа над романом проходила в 1870-1871 годах за границей, куда Достоевский выехал ещё в апреле 1867 года. Писатель был недоволен западноевропейской жизнью и очень тосковал по России. Одновременно с этим на него давили заботы о растущей семье, стеснённые материальные обстоятельства и обязательства перед журналами .

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      К началу работы над романом у Достоевского было несколько художественных замыслов, повлиявших на написание нового романа, но оставшихся незавершёнными. Среди них исследователи творчества писателя выделяют: «Житие великого грешника», повесть о капитане Картузове, «Смерть поэта», рассказ о Воспитаннице, роман о Князе и Ростовщике .

      Достоевский обещал издателю «Русского вестника» Михаилу Каткову к началу 1870 года предоставить новый роман. Однако из его письма от 29 августа 1869 года следует, что писатель ещё даже не приступил к работе. В это время главным делом своей жизни Достоевский видит написание «Жития великого грешника», но не хочет портить эту идею спешкой . Писатель заключает, что «надобно, стало быть, натуживаться, чтоб изобретать новые рассказы; это омерзительно». Помимо обещания Каткову, Достоевский имел обязательства перед редактором «Зари», в результате чего осень 1869 года прошла в работе над повестью «Вечный муж » . Позже, 25 марта 1870 года, Достоевский писал об этом: «Теперь я работаю в „Русский вестник“. Я там задолжал и, отдав „Вечного мужа“ в „Зарю“, поставил себя там, в „Русском вестнике“, в двусмысленное положение. Во что бы то ни было надо туда кончить то, что теперь пишу. Да и обещано мною им твердо, а в литературе я человек честный» .

      Возникновение замысла

      После изучения записных тетрадей и писем Достоевского, исследователи его творчества пришли к выводу, что эти воспоминания не точны. Ещё до их изучения Аркадий Долинин полагал, что замысел романа возник раньше приезда Сниткина в середине октября 1869 года, за полтора месяца до убийства Иванова. Литературовед Леонид Гроссман также выразил сомнения в том, что Сниткин был знаком с Ивановым . Записные тетради Достоевского показали, что замысел романа относится уже к началу 1870 года. Ему предшествовала работа над планом «Жития великого грешника» и романа о Князе и Ростовщике, а также разработка идеи романа «Зависть », датированной второй половиной января 1870 года и ставшей началом творческой истории «Бесов» .

      В январе 1870 года замыслы романа о Князе и Ростовщике и злободневного политического романа ещё существовали параллельно, и Достоевский думал над тем, что он сможет написать быстрее для «Русского вестника». 23 января 1870 года выбор был сделан в пользу будущих «Бесов». Достоевский пишет отрывок «Т. Н. Грановский », в котором уже виден персонаж из будущего романа .

      Работа над романом

      С февраля 1870 года началась активная работа над злободневным романом «Бесы». 12 февраля Достоевский пишет Аполлону Майкову : «Сел за богатую идею; не про исполнение говорю, а про идею. Одна из тех идей, которые имеют несомненный эффект в публике. Вроде „Преступления и наказания“, но ещё ближе, ещё насущнее к действительности и прямо касается самого важного современного вопроса. Кончу к осени, не спешу и не тороплюсь. Постараюсь, чтоб осенью же и было напечатано <…> Только уж слишком горячая тема. Никогда я не работал с таким наслаждением и с такой легкостию» .

      До лета 1870 года основным замыслом оставался памфлет на либералов-западников. Эта идея объединяла разнообразные события произведения, постоянно развиваемые и углубляемые Достоевским различными политическими и религиозно-философскими спорами. Писатель продумывал занимательный сюжет со множеством разнообразных действующих лиц. Тем не менее, уже со второй половины февраля 1870 года Достоевский планировал выйти за рамки политического памфлета .

      Среди множества персонажей Достоевский долго не мог выбрать главного, который связал бы события романа воедино. Изначально таким персонажем должен был стать Грановский, образ которого встречается в черновых набросках конца января. Уже во второй половине февраля автор пробует сделать главным персонажем Студента, представив его «Героем нашего времени »: «и потом всё связать с сыном и с отношениями Грановского к сыну (всё от него - как от „Героя нашего времени“)». Однако его «хлестаковствующий нигилист» не подходил на роль Печорина, поэтому писатель отказался от этой идеи. Тогда же принимается решение добавить «истинно русского» героя-«почвенника», противопоставив его западникам .

      Из мартовских записей писателя видна «тенденциозность» задуманного произведения. Достоевский в письмах замечает, что рассматривает роман с тенденциозной стороны даже больше чем с художественной, рассчитывая высказать несколько мыслей «погорячее»: «меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь. Надеюсь на успех» .

      В мае Достоевский начинает сомневаться в том, что успеет закончить к осени. В письме от 7 мая 1870 года он сообщает: «В настоящую минуту сижу над одной особенной работой, которую предназначаю в „Русский вестник“ <…> Я комкаю листов в 25 то, что должно бы было по крайней мере занять 50 листов, - комкаю, чтоб кончить к сроку, и никак не могу сделать иначе, потому что ничего кроме этого и написать в настоящую минуту не могу, находясь вне России». В ходе работы писатель постоянно стремится углубить замысел и найти новые образы, что к лету привело к решению полностью переработать проблематику и композицию будущего романа .



    © 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний