Правило правописания морфем и примеры. Правописание значимых частей слова

Главная / Н. В. Гоголь

Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.

Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.

Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спере­ди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .

Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.

Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).

В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).

Морфемный разбор слова - один из самых сложных, а ведь от того, насколько правильно определена значащая часть слова, зависит ее корректное написание. Морфемы участвуют в образовании новых слов: их названиями обозначаются способы словообразования. Изучает части слова 5 класс, далее, в седьмом, они повторяются при изучении темы «Словообразование». Как видим, знание морфемики - один из кирпичиков, на котором строится язык. Правописание определяется положением относительно других морфем, ударением, лексическим значением и фонемами, входящими в состав. О том, что значит значимые части слова, какими они бывают, как пишутся, расскажем в данной статье.

Морфемика - наука о частях слова

Морфемика входит в состав науки о языке как дисциплина, изучающая значимые части слова по отдельности, а также состав лексемы. Морфема - значимая часть слова, которая определяет его значение. Корень и суффикс, окончание и приставка, основа - это все морфемы.

Делятся части слова по роли, которую играют в слове, а также по положению относительно друг друга. Корень - это самая главная значащая часть слова. Без него лексема существовать не может. Он есть всегда. Другие части слова называются аффиксами. В зависимости от положения, они подразделяются на префиксы (стоят перед корнем) и суффиксы (находятся после корня) и флексии. Различаются они ролью, которую играют.

Одни морфемы участвуют в образовании новых слов: суффикс, приставка. Другие (флексии) образуют грамматические формы.

Части слова? Ответ прост - они влияют на его значение, грамматическое или лексическое. Можно разделить слово на части, слоги или группы слогов. Но к понятию значимости они отношения иметь не будут.

Корень

Начнем с самой главной части, без которой не мыслится слово, - его корня. В нем заключено главное лексическое значение.

С понятием этой морфемы тесно связано другое - однокоренные слова. Это такие лексемы, у которых одинаковые корни. Из образуются гнезда, большие и маленькие. Так, у слова дрожжи всего одно однокоренное слово - дрожжевой. А у слова звезда гнездо гораздо больше: звездочка, звездный, межзвездный, созвездие и множество других.

Для выделения корня необходимо определиться с лексическим значением слова. Так, у схожих по звучанию слов могут быть разные корни: изморозь в значении легкий мороз и изморось в значении моросить. В первом случает корень -мороз-, во втором - -морос-. Как видим, правописание значимых частей слова, и прежде всего корней, во многом зависит от их определения и лексического значения.

Бывают и многозначные корни. Так, у корня -вод- как минимум два значения. Если мы говорим о словах водить, вывод, проводник, приводить , данный корень обозначает некое действие. В словах же вода, водный, подводник значение корня -вод- обозначает принадлежность к воде.

Орфограммы корня

Корень - значащая часть слова, к правописанию которой необходимо отнестись с вниманием. Ведь именно в нем заключено основное лексическое значение. Существует несколько орфограмм этой морфемы. Связаны они с чередованием звуков, гласных и согласных, а также с теми графемами, которые проверяются сильной позицией.

Корни с чередованием гласных необходимо запомнить. Правило можно условно разделить на несколько пунктов:

  1. Проверяются положением ударения. Так, в корнях -гар-/-гор- пишется буква а под ударением, во всех остальных случаях - о : гореть, загар. Такие же корни -зар-/-зор; -клан-/-клон-; -твар-/-твор-.
  2. Проверяются последующей буквой. Это корни -лаг-(а)/-лож-; -кас-(а)/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-, а также многочисленные корни с чередованием е/и: -бер-/-бир; -дер-/-дир-; -пер-/-пир- и другие. Примеры: полагать/положить; касаться/коснуться; растение/выращивать/заросли; беру/забираю.
  3. Проверяются ударением. Подбирается слово, чтобы звук стоял под ударением: побеждать - победа. Последнее - проверочное слово, в котором буква е стоит в ударной позиции.

Что касается то, чтобы проверить необходимую букву, нужно найти слово, чтобы необходимая группа хорошо слышалась: честный - честь. Второе слово - проверочное.

Окончание

Окончание - формообразующая часть слова. Она выражает его грамматическое значение (род, число, падеж). Оно может быть и нулевым.

Так как некоторые части речи не предполагают изменения грамматической формы - у них нет окончания. Ставить у таких нулевое окончание - грубая ошибка. Она показывает, что человек не понимает, что выражает эта значащая часть слова. Это такие части речи, как:

  • Наречие.
  • Деепричастие.
  • Небольшая группа неизменяемых прилагательных (беж).
  • Сравнительная степень прилагательных.
  • Небольшая группа притяжательных местоимений (ее, их).

Так, в слове "дом" - а в слове "навзничь" окончания нет, потому что это наречие - неизменяемая часть речи.

Чтобы правильно выделить окончание, необходимо изменить слово по падежам, лицам или числам. Та часть слова, которая при этом варьируется и будет окончанием: пел - пел-а, пел-и, пел-о или гор-а, гор-ы, гор-е.

Правописание окончаний

Корректность написания окончания проверяется у имен существительных следующим образом: нужно правильно определить склонение. Первое склонение в падежах дательном и предложном предполагает написание окончания -е: к стен-е, о стен-е. Это не касается существительных, оканчивающихся на -ия.

Второе склонение требует окончания -е только в предложном падеже: о дом-е, об облак-е. Исключение - слова, оканчивающиеся на -ий/-ие: о планетарии, о наследии.

Третье склонение требует окончания -и в падежах дательном, родительном и предложном: о дочери, о матери.

Что касается глагола, то требуется правильно определить спряжение: в I окончание содержит букву е или у(ю) (-ешь/-ете/-ут и др.). Примеры: паш-ешь, паш-ете, паш-ут.

Во II спряжении - буквы и , а(я) (-ишь/-ите/-ат и др.). Примеры: раст-ишь, раст-ите, раст-ят.

Приставка и суффикс

Какие значимые части слова участвуют в образовании новых? Это приставка и суффикс. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс же стоит за ним. Так, от слова друг с помощью приставки не- образуем слово недруг , а если используем суффикс -ок, то получим слово дружок . Можно воспользоваться обеими морфемами, тогда получится слово содружество . Использованные способы словообразования называются соответственно приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Помимо словообразовательной функции, суффиксы могут иметь и формообразующую. Так, для образования глагола прошедшего времени используется суффикс -л- (пел, рассчитывал).

Правописание суффиксов глаголов

Орфограммы в суффиксе есть практически у каждой части речи. Разберем самые популярные.

У глаголов необходимо знать следующие правила:

  1. Суффиксы -ова-/-ева-; -ива/-ыва-. Правописание проверяют по слову в первом лице настоящего времени, стоящему в единственном числе. Если в этой форме употребляется -ую/-юю, то пишется суффикс -ова-/-ева-. В противном -ива-/-ыва-.
  2. форм - причастий - определяются по спряжению глагола, от которого образовано данное причастие. Первое спряжение предполагает -ущ-/-ющ-, второе -ащ-/-ящ-.

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы прилагательных подчиняются правилам:

  1. Суффиксы -ев-/-ив- необходимо проверять ударением. В сильной позиции пишется буква и, в слабой - буква е. Например, красивый, боевой . Суффиксы -чив-/-лив- необходимо писать и в ударной, и в безударной позиции.
  2. Правописание н и нн в зависит от строения слова и от употребленного суффикса. Так, слово туманный образовано с помощью суффикса н от слова туман . Пишется нн , потому что нн находится на стыке двух морфем. Суффиксы прилагательных -онн-/-енн- всегда пишутся с нн : революционный, жизненный .

Правописание суффиксов существительных

Рекордсмен по наличию орфограмм в суффиксе - имя существительное. Правила следующие:

  1. Если речь идет о суффиксах, обозначающих профессии, то перед т, д, с, з, ж пишется -чик-. Например, летчик, перебежчик, асфальтоукладчик , но фонарщик, паромщик . Также следует помнить, что суффикс -тель- пишется исключительно с е: учитель, воспитатель .
  2. Большая группа суффиксов уменьшительно-ласкательных также требует применения правил. Связаны они как с ударением, так и с изменением формы слова. Суффиксы -ок-(-ек-), онок(-енок-) зависят от ударения. В сильной позиции всегда пишется о : галчонок, кушачок , но котеночек .
  3. Изменять и смотреть форму слова необходимо в следующих случаях: -ек- или -ик- проверяем следующим образом: ставим слово в форму родительного падежа. При выпадении буквы пишем -ек-, в противном - -ик-. К примеру: кармашек (нет кармашка), ключик (нет ключика) . Во втором случае буква и осталась, поэтому она сохраняется и в суффиксе. Суффикс -ец-/-иц- проверяем, определяя род. В мужском будет -ец-, женском и среднем - -иц-: братец , но водица, платьице .

Правописание приставок

В отличие от суффиксов, орфограммы в приставках одинаковы для всех частей речи.

  1. Часть приставок нужно запомнить, вариаций их написания в русском языке нет. Самые распространные: с-; об-; от-; до; под . Примеры: сделать, объехать, отбить, доползти, подкрасться.
  2. Вариативные приставки, оканчивающиеся на з/с необходимо проверять звуком, с которого начинается корень. Если со звонкого согласного или гласного - требуется писать з , в противном случае - с . Воззвать (з , с которого начинается корень, звонкий) или воспрянуть (корень начинается с п , глухого звука).
  3. Если корень начинается с и , то ее следует заменить на ы , в случае когда приставка оканчивается на согласный. Предыстория, розыгрыш, безыскусный .
  4. Особая группа приставок пре-/при-. Их написание зависит от лексического значения, которое данная морфема выражает. Так, если речь идет о неполноте, близости и приближении - будет писаться при-. К примеру, приморский (около моря), приоткрыть (не до конца открыть), приехать (приближение).
Уроки №14 -15.

Правописание морфем.

Цель уроков : обобщение знаний орфографии в правописании морфем – приставок, в различных ситуациях.

Ход занятий.

    Организационный момент. Повторение материала.

    Работа с тетрадями для опорных конспектов.

    Рабочие тетради.

    Закрепление пройденного материала. Повтор опорных конспектов. Устный опрос. Тренировочный тест (работа с интерактивной доской).

1. а ?

а) Подр_стковый;

б) р_сток;

в) Р_стислав;

г) выр_стить;

д) нар_щение.

2 . В каких словах пишется буква о ?

а) ск_кать;

б) выск_чка;

в) ск_чок;

г) ск_чу;

д) подск_чить.

3. В каких словах пишется буква а ?

а) Предл_гать;

б) пол_жение;

в) прил_гательное;

г) предл_жение;

д) пол_г.

4. В каких словах пишется буква о ?

а) Прик_сновение;

б) к_са;

в) к_сательная;

г) к_сание;

д) к_саться.

5. В каком слове пишется буква е ?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

г) ум_ротв_рение;

д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е ?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

д) бракосоч_тание.

7. В каких словах пишется буква о ?

а) Водор_сли;

б) выр_щенный;

в) к_снуться;

г) подск_чить;

д) распол_гаться.

8 . В каких словах пишется буква и ?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

б) выб_рите корень;

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9 . В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10 . В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11 . В каком предложении допущена орфографическая ошибка ?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

    Тетради для опорных конспектов. Работа с таблицами, закрепление навыков, полученных ранее.

Гласные и согласные в приставках.

(Предполагается, что учитель – предметник ко всему предлагаемому материалу ниже, самостоятельно подберёт необходимый комментарий, ориентируясь на класс)

    Гласные в приставках ПРЕ- и –ПРИ-.

ПРЕ-

ОЧЕНЬ

ПЕРЕ-

ПРИ-

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

ПРИБЛИЖЕНИЕ

БЛИЗОСТЬ

НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ : чтобы проверить приставку ПРЕ- заменой на приставку ПЕРЕ-, можно подобрать слово с другим корнем.

Например: дождь пре кратился – дождь пере стал.

Различайте слова

Притворить дверь – претворить идеи в жизнь

Приступить к учению- преступить закон

Придать храбрости, сил – предать суду, огню, забвению

Придать форму, вид –предать друзей

Прибывать поездом – пребывать в тоске

Приходящие больные – непреходящие ценности

Привинтить к полу – превентивное лечение

Придел храма (пристройка) – предел мечтаний

Призреть сироту (дать приют) – презирать льстецов

Приложить усилия – непреложное правило

Притерпеться к лишениям – претерпеть лишения

и др.

    Гласные в приставках НЕ- и НИ- в неопределённых и отрицательных местоимениях, местоименных отрицательных наречиях.

Н е кто – н и кто

Н е что – н и что

Н е сколько – н и сколько

Н е когда – н и когда

Н е куда – н и куда

Н е откуда – н и откуда

ПРИМЕЧАНИЕ: правило распространяется на другие части речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчёмный, никудышный , вничью.

    Буквы А и О в приставках.

Приставки за-, над-, до-, об-, от-, по-, под - - пишутся всегда одинаково.

Пра- (значение родства) – про-

Пр а бабушка пр о верка

Пр а славянский пр о образ

Раз-, рас- (без ударения) - роз-, рос-

Р а зыск а ть р о зыск

Р ас п и ска р о спись

Иноязычные приставки: инфра-, ультра-, экстра-

Инфр а красный, ультр а фиолетовый, экстр а ординарный.

    Согласные на конце приставок.

От - , над-, под-, пред-, об-, с- - пишутся всегда одинаково.

РАЗ-, БЕЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-

ЗВОНКАЯ СОГЛАСНАЯ ИЛИ ГЛАСНЯ

РАС-, БЕС-, ВОС-, ИС-, НИС-, ЧЕРЕС-

ГЛУХАЯ СОГЛАСНАЯ

В ИНОЯЗЫЧНЫХ ПРИСТАВКАХ ДЕЗ-, ДЕС-, ДИЗ-, ДИС-, ЭКЗ-, ЭКС-

БУКВА ЗПИШЕТСЯ ТОЛЬКО ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ: дезорганизация, дизассоциация, дисгармония, экскурс.

    Стык приставки и корня.

ПЕРЕ + СКАЗ = ПЕРЕСКАЗ (-С-)

РАС + СКАЗ = РАССКАЗ (-СС-)

РАС + ССОРИТЬСЯ = РАССОРИТЬСЯ (-СС-)

Запомните!

Расчёт (рас + чет), НО: РАССЧИТАТЬ (РАС + СЧИТАТЬ)

БЕССЧЕТНЫЙ (БЕС + С + ЧЕТ)

В СЛОВАХ РАЗЕВАТЬ, РАЗИНУТЬ, РАЗОРИТЬ ПИШЕТСЯ ОДНА З.

    Практические занятия. Рабочие тетради.

(Интерактивная доска. Проектор). Работаем коллективно с комментированием, анализом.

Упражнение №1.

Списать. Вставить пропущенные буквы.

Пр..следовать противника, пр..рвать разговор, пр..двинуть стул, пр..открыть окно, пр..высить скорость, пр..вокзальная площадь, пр..ступить к работе, пр..одолеть препятствие, пр..неприятное известие, пр..градить дорогу, пр..шить пуговицу, пр..спокойно спать, пр..ломление лучей, пр..амурский регион, пр.. встать со стула, пр..вратиться в лёд, сердечная пр..вязанность, пр..вышение полномочий, пр..водный камень, пр..важный вид, пр..морский климат, пр..мкнуть к движению, пр..м..рять спорящих, пр..мерзкая погода, пр..небречь опасностью, пр..наряженный гость, пр..нести плоды, пр..опасная ситуация, пр..обрести билет, пр..ображённый край, пр..остановиться на полпути, пр..образователь тока.

Пр..бывать к станции, пр..бывать в резиденции, пр..давать силы, пр..давать соратника, пр..зирать труса, пр..зирать сироту, пр..клоняться перед талантом, пр..клоняться к земле, пр..ходящий успех, пр..ходящая уборщица, пр..ступить закон, пр..ступить к работе, пр..данное невесты, старинное пр..дание, пр..вратности судьбы, церковный пр..вратник, радиопр..ёмник, пр..емник директора, пр..ступный замысел, непр..ступная крепость.

Упражнение №2.

Вставить пропущенные буквы (з или с).

Ра..делать, ра..тревожить, ..делать, и..дать, ..держать, и..дание, бе..заботный, ни..вергнуть, ни..падать, ра..жать, ..жать, сни..ходительный, ..шить, ра..шить, чере..чур, чре..вычайно, ра..делить, ра..тревожить, ..десь, ..дача, бе..радостный, ра..титывать.

Бе..чувственный, бе..жизненный, бе..словесный,

Упражнение №3.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

    Иван Сергеевич бе(з,с) верхнего платья писал что(то) облокотившись о письме...ный стол.

    И(з,с)ране...ный он удивлё...но поводил (во)круг глазами точно (не)пон...мая что с ним произошло.

    Компас захвач...ный из дому они потеряли когда переклад...вали вещи.

    Нога промахнувшись мимо кочки попадала прямо в грязь глубоко в ней ув...зая.

    Девочка весело смеялась и болтала радуясь теплу и лесу и со...нцу.

    Собака щ...лкая зубами ловила ягоды (на)лету и морщ...сь с пр...увелич...ной старательностью жевала их.

    Солнечные лучи встречаясь в кровле с дымом проходили (в)нутрь можно сказать копче...ные.

    (В)прочем напуг...ные взрывом они и (не)пытались его пр...след...вать.

    Это был соверше...но исключительный год может быть даже единстве...ный за целое столетие.

    Со времени смерти стариков хозяйстве...ные дела в деревн... (не)только (не)улучшились но как видно из письма старосты становились хуже.

    Все мечты любимые подруги сер...ца погибли.

    Давным(давно) жила(была) там одна старушка вдова леснич...его.

    Хитрое...ть это мелкая монета на которую (не)купиш... многого.

    В часы одинокие ночи люблю я усталый прилеч... .

Упражнение № 3.

ВставВставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые.

    Илья Ильич... проснулся про тив обыкновения рано часов в во сем... .

    Так думал он заб...раясь (по)далыне в парк в боковую а...лею.

    Он жил на окраине в Заречье в собстве...ном деревя...ном домишк... прятавш...мся за четыр...мя лохматыми липами.

    Здесь на тихой окраине у (не)широкой реки меж старых пр...земистых деревьев дыма почти (не)было.

    Даже тут под сенью деревьев стало трудно дышать и путники мечтали о дожде.

    (В)д...леке (с)прав... и (с)лев... (не)умолчно гудели машины.

    За обрывом у самого его гребня нач...нался сосновый бор.

    Рядом с озером у подошвы хребта лепились постройки.

    Уже потом поз...но вечером он попытался записать то что увидел.

    Закрепление материала.

    Домашнее задание.

Морфемика - это раздел русского языка, который изучает строение слова.

Слова состоят из значимых частей, которые называют­ся морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

Среди морфем выделяются словообразовательные (приставка, суффикс), служащие для образования но­вых слов, и словоизменительные (окончание, суффикс прошедшего времени глаголов -JI9 суффиксы -ЕЕ, ЕЙ, -ШЕУ при помощи которых образуется простая превос­ходная степень прилагательных и наречий), служащие для образования форм слова.

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Чтобы выделить окончание, надо изменить слово: до­ска - доски, красивый - красивого, лечу - летит.

Окончание выражает разные грамматические значе­ния:

Рода, числа и падежа - у существительных и цри- лагательных;

Лица и числа - у глагола в настоящем и будущем времени;

Рода и числа - у глаголов в прошедшем времени.

При помощи окончания новые слова не образуются,

образуются формы слова.

Окончание может быть нулевым, то есть не выра­женным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

Не имеют окончаний неизменяемые слова:

Наречия (быстроу,

Деепричастия (разговаривая);

Прилагательные в сравнительной степени (красивее);

Несклоняемые существительные (депо).

Различайте слова с нулевым окончанием и неиз­меняемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

Часть изменяемого слова без окончания называется ос­новой слова. Она выражает лексическое значение слова.

Виды основ:

Непроизводная (нет приставки, суффикса: дом);

Производная (образована от других слов: домик);

Производящая (от нее образуется другая основа: дом - домик).

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

В слове может быть один корень (цветной) и несколь­ко (цветово^)9 такие слова называются сложными.

Слова, имеющие одинаковый корень, называются од-

покоренными (водный, подводный, "вода, заводь, водя­нистый, по&водник).

Существуют слова, которые имеют один и тот же ко­рень, но разные лексические значения (ёора, Горный,

угореть, загореть, перегореть), они не являются одно- коренными.

Приставка - это значимая часть слова, которая сто­ит перед корнем и служит для образования новых слов

(вода, подводный).

Приставки вносят дополнительное значение в слова.

Кроме исконно русских приставок (о-, от-, под-, над-, пере-) существуют и иноязычные (контр-, суб-, ад-, ин-, кон-, об-).

В слове может быть несколько приставок: "безвыход­ный.

Среди приставок есть синонимичные (выгнать - изгнать) и антонимичные (влететь - вылететь).

Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова не выделяются: востор­гаться.

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новщх слов (тон-

кбстЬ, тонкбвапЬый; гонимый, гон^пЦий; водякой, во-

дякиспЬый).

В слове может быть один суффикс (водякой) или не­сколько (водянистый).

Многие суффиксы свойственны определенным час­тям речи:

Ость, -онк9 -телъу -щик - существительным; -ущ, -ющу -ащ, -ящ, им, -ом, -ем - причастиям; -ыва, -ивау -овау -ева - глаголам. Постфикс - это часть слова, которая стоит после окончания: -сь и -ся.

1. Укажите, в каком ряду все слова имеют окончание.

а) заяц, солнцем, верхом (скакать)

б) белым, касается, подошли

в) увидел, справа, второй

г) заточил, (о) переезде, дважды

2. Укажите, в каком ряду все слова имеют нулевое окончание.

а) овощ, плащ, речь

б) Ростов, вперед, настежь

в) рассказ, полночь, вишь

г) плеть, (с) плеч, вскачь

3. Укажите, в каком ряду все слова состоят из при­ставки, корня, одного суффикса и окончания.

а) поражение, забияка, заведенный

б) загашенный, инициатива, кавалерия

в) застелил, остановка, разгрузка

г) осязание, племенной, заговорщик

4. Укажите, в каком ряду все слова имеют несколько суффиксов.

а) попадание, заболевание, породниться

б) бахрома, встрепенуться, изыскание

в) капитуляция, лотерея, официальный

г) поведение, рассредоточенный, скомканный

5. Укажите, в каком ряду все слова имеют 2 при­ставки.

а) поодаль, безудержный, неодаренный

б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый

в) понемногу, несдержанный, нездешний

г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный

6. Укажите, какое из данных слов не является одно- коренным.

а) пригорелый в) горный

б) гореть г) угарный (газ)

7. Укажите слова, которые состоят из 5 морфем.

а) напоминать в) судоходство

б) напряженность г) пробрался

8. Укажите ошибки, допущенные при морфемном раз­боре слов.

а) план-ир-ов-а-ть в) магнет-изм

б) кастрюл-я г) от-тир-а-ть

9. Укажите, в каких случаях морфемный разбор слов выполнен верно.

а) аук-ци-он в) де-кабрь

б) вел-ич-ин-а г) кремн-ий

10. Укажите слова, морфемный состав которых соот­ветствует схеме

«корень 4- окончание».

а) порода

б) жуткий

в) забота

г) касторка

11. Укажите слова, в которых основа равна корню.

а) помидор

б) архаизм

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний