Презентация на тему история народов кубани. Презентация "литературная история кубани"

Главная / Максим Горький

Слайд 2

План урока.

1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

Слайд 3

Задание на урок

Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

Слайд 4

1.Изменения в материальном мире.

Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования.

Слайд 5

Использование газа. Плакат 1892 года. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны.

Слайд 6

2.Взрыв социальной мобильности.

Фургон переселенцев. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США.

Слайд 7

«Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни.

Слайд 8

3.Перемены в сознании людей.

Телефонные барышни. Литография 1904 г. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни.

Слайд 9

Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей.

Слайд 10

4.Новое в мире идей.

Чарльз Дарвин. Духовный мир человека стал богаче.люди нача-ли больше интересова-ться философскими концепциями,-пыта-лись их осмыслить, а сами идеи стали более понятными,т.к.их ав-торы имели четкую ад-ресную направлен-ность. Ч.Дарвин потряс общест-во предположив,что че ловек произошел от обезьяны, а не был соз-дан богом.Его взгляды были встречены в штыки частью общест-ва.

Слайд 11

Зигмунд Фрейд в 1921 г. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись.

Посмотреть все слайды

Устич Наталья Ильинична
Презентация «История кубанского казачества»

В начале XIX в. единой формы у казаков не было . Черно­морцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца.

К середине XIX в. форма становится единой. Как правило, это были черные либо темно-синие черкески с газырями - напатронниками, под черкеску одевался бешмет-рубашка, сши­тая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка - верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были черные - парадные и серые - повседневные.

Во все времена женщины стремились одеваться модно. Ка­зачки не были исключением.

Традиционный женский костюм - юбка и кофта - шился из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка - «спидныця» . Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок закрывался «шлычкой» , маленькой шапочкой, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки , черевики, сафьяновые сапожки.

Дом представлял собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин - 71 см.) и шириной от 8 до 10 аршин под двух- или четырехскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата» . Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы и земли) либо строи­ли турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома зака­пывали в землю сохи, которые переплетались лозой. Как толь­ко каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» , когда глину вперемешку с соло­мой забивали в плетень.

Через неделю делали вторую мазку - «под пальцы» , когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальца­ми. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и «кизяк» (навоз) . Была еще и четвертая мазка - «вихтюваина» . Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью

Со строительством дома были связаны специ­альные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строи­тельства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось» . Сволок - деревянные несущие бру­сья, на которые настилался потолок, - поднимался не голыми руками, а на полотенцах - «чтобы в доме не было пусто» . Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в сте­ну вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая бо­жье благословение на обитателей дома. После окончания строи­тельных работ вместо платы (ее не полагалось брать за по­мощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями) .

Есть ещё один способ постройки казачьей хаты . Сначала из глины и соломы формировали кирпичи (саман, а затем из него уже строили хату и дальше

Все заметные события жизни казаков были связаны с пра­вославной верой. Напутственным молебном кубанцев провожа­ли на службу, а благодарственным - встречали.

Хранителями обычаев выступали у казаков старики . В присутствии стариков не сидел даже атаман. К старшим обращались только на «Вы» , Важную роль в казачьей семье играла бабушка : муж на службе, жена в поле, а все воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались ува­жением в семье.

Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру.

Свою историю казаки знали и почитали . Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы они не жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами, и от волны свежего воздуха начинал колебаться огонёк лампады.

А закладка каждой новой станицы или хутора начиналась с постройки церкви или храма.

Рассказ о казачьем быте был бы неполным, если бы мы не коснулись устного народного творчества. Казаки создали много образцов устного творчества, многие из которых дошли до нас в трудах И. Д. Попко «Черноморские казаки в гражданском и военном быту» и Ф. А. Щербины «История Кубанского казачьего войска » . Эти и другие работы этих авторов украшают фольклорные вставки : легенды, пословицы и т. д

Жалованная грамота Екатерины II Черноморскому казачьему войску на Кубанские земли. 30 июня 1792 г. Усердная и ревностная войска Черноморского нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портою Оттоманскою войны храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, нерушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие войско по воле нашей покойным генералом-фельдмаршалом князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим учреждено, приобрели особливое наше внимание и милость. Мы потому, желая воздать заслугам войска Черноморского, утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способных к благополучному пребыванию всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий, в Таврической области остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же - Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли. Все состоящие на помянутой нами пожалованной земле всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли остаются в точном и полном владении и распоряжении войска Черноморского, исключая только места для крепости на острове Фанагория и для другой, при реке Кубани, с подлежащим для каждой выгоном, которые - для вящей войску, и особливо на случай военной безопасности, сооружены быть имеют. Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских... Мы надеемся, что войско Черноморское, соответствуя монаршему нашему о нем попечению, потщится не только бдительным охранением границ соблюсти имя храбрых воинов, но и всемерное употребит старание заслуживать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и распространением семейственного жития...


История казачества Кубань – российская житница. Кроме того, этот регион еще и оплот казачества. В далеком 1792 году императрица Екатерина ii подписала грамоту о «пожаловании Черноморскому казачьему войску в вечное владение состоящей в области Таврический остров Фанагария со всею Землею, лежащего по правую сторону реки Кубани, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой Земли…». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная». После этого много воды утекло, и, как мы знаем из истории, много чего произошло. Но казачество существует и ныне, а говоря о кулинарных традициях Кубани нужно понимать, что они неразрывно связаны с историей этой земли – с казачьей историей. Кубань – российская житница. Кроме того, этот регион еще и оплот казачества. В далеком 1792 году императрица Екатерина ii подписала грамоту о «пожаловании Черноморскому казачьему войску в вечное владение состоящей в области Таврический остров Фанагария со всею Землею, лежащего по правую сторону реки Кубани, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой Земли…». В обязанность войску вменялись «бдение и стража пограничная». После этого много воды утекло, и, как мы знаем из истории, много чего произошло. Но казачество существует и ныне, а говоря о кулинарных традициях Кубани нужно понимать, что они неразрывно связаны с историей этой земли – с казачьей историей.


Традиции застолья Первым делом на стол выставляется паляныца (хлеб), которая в повседневной жизни - обычная еда, а в дни праздников и торжеств - символ хлебосольства, гостеприимства, прочности семьи. Для каждого торжества выпекали свой каравай, который соответственно и оформлялся. Затем хозяйка подавала пирожки, кулебяки, сметану, кислое молоко, ряженку, коровье масло, холодные мясные и рыбные закуски


Затем подают горячие блюда: коронное блюдо кубанского стола - борщ. Он пришел в кубанскую кухню из Украины. Первоначально борщом называли похлебку из борщевика (растение семейства зонтичных с острыми пористыми листьями), а затем - первое блюдо из свеклы, капусты и помидоров. Однако эти компоненты не являются единственными в борще. Каждая хозяйка варит борщ по своему, добавляя в него мясо, сало, чеснок и еще массу всевозможных продуктов. У каждой хозяйки борщ был неповторимым: даже у матери и дочери они были не похожи друг на друга. Блюдо это стало настолько популярным на Кубани, что его стали кушать чуть ли не три раза в день.


Любили казаки и мясо. Характерным для кубанской кухни было приготовление крупных кусков мяса, домашней птицы, фаршированной яблоками или сухофруктами. Кроме мяса подавали ещё и каши, лапшу. Из покон веков любимым кушаньем на Кубани была каша, приготовленная из гарбуза (тыквы). Ее так и называли гарбузянная каша. Обычно такую кашу варили сладкую. А как полюбили казаки украинские вареники с сыром, с вишнями, с капустой! Чтобы накормить большую семью варениками, хозяюшке нужно было иметь сноровку. Любили казаки и блинчики. Они никогда не надоедают, ведь есть тысячи начинок для блинчиков: с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом:. Блинчики могут быть сладкими, постными, из гречневой или кукурузной муки. Блинами отмечали Масленицу, их ставили на повседневный стол. Любили казаки и мясо. Характерным для кубанской кухни было приготовление крупных кусков мяса, домашней птицы, фаршированной яблоками или сухофруктами. Кроме мяса подавали ещё и каши, лапшу. Из покон веков любимым кушаньем на Кубани была каша, приготовленная из гарбуза (тыквы). Ее так и называли гарбузянная каша. Обычно такую кашу варили сладкую. А как полюбили казаки украинские вареники с сыром, с вишнями, с капустой! Чтобы накормить большую семью варениками, хозяюшке нужно было иметь сноровку. Любили казаки и блинчики. Они никогда не надоедают, ведь есть тысячи начинок для блинчиков: с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом:. Блинчики могут быть сладкими, постными, из гречневой или кукурузной муки. Блинами отмечали Масленицу, их ставили на повседневный стол.


Обязательно к обеду на стол выставлялась бутыль с квасом. Каких только рецептов его изготовления не знали казачки: и свекольный, и хлебный, и яблочный! Нельзя так же представить себе кубанскую кухню, кубанское застолье без хорошего местного вина. Обязательно к обеду на стол выставлялась бутыль с квасом. Каких только рецептов его изготовления не знали казачки: и свекольный, и хлебный, и яблочный! Нельзя так же представить себе кубанскую кухню, кубанское застолье без хорошего местного вина.


Такой вкусный обед могла приготовить только та стряпуха, которая выполняла эту работу с любовью и с желанием, в чистоте и порядке и содержала свое рабочее место – кухню. Такой вкусный обед могла приготовить только та стряпуха, которая выполняла эту работу с любовью и с желанием, в чистоте и порядке и содержала свое рабочее место – кухню.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний