Зюраткуль олень на земле из прошлого. Гордость Урала — национальный парк Зюраткуль

Главная / И. С. Тургенев
Гигантский наземный рисунок «Лось Зюраткуля» наконец-то датирован. Он оказался ровесником мегалитов на острове Веры (Тургояк). То есть «Лосю» уже пять с половиной тысяч лет.

Археологи подводят итоги двух полевых сезонов, во время которых проводились раскопки и исследования на геоглифе, обнаруженном на одной из площадок на хребте Зюраткуль. Южноуральский древний мегалитический памятник уже получил мировую славу.

Нашим собеседником стал археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН, руководитель раскопок на Зюраткуле Станислав ГРИГОРЬЕВ.

- Прежде всего, Станислав Аркадьевич, каким образом удалось определить возраст геоглифа?

С объекта были получены две радиоуглеродные даты. Специалисты Института экологии растений и животных УрО РАН из Екатеринбурга взяли пробы почвы из-под камней. В лабораторных условиях из гумуса выбирается органика - споры, пыльца, элементы макрофлоры - и проводится исследование. В результате при вероятности свыше 95,4% была получена дата - 38 – 35-й века до н.э., а при вероятности 68% - 37 – 36-й века . Я беру больший допуск, потому что не исключено, что в древности, когда был снят один слой почвы, оголился более ранний. Кроме того, бывают сбои… Мы хотели применить термолюминесцентный метод датировки. После обжига камней в костре изотопы, накопленные в микротрещинах, выходят, и начинается накопление новых. Тем самым можно установить, когда камень попал в костер. По краям линии геоглифа обнаружены два древних костровища. Они читались в виде скоплений красно-розовых прокаленных кусков кварцита, которые раскололись от воздействия огня. Экспертизу хотели провести в Германии, но оказалось, что как раз кварцит не подходит для термолюминесцентного метода. Нужен кварц, а его на геоглифе нет.

- То есть пока остановились на дате 38 – 35-го веках до н. э.?

Нужно проводить дальнейшие исследования, но однозначно, что геоглифу более пяти с половиной тысяч лет. А это начало энеолита, медно-каменный век. Это особый период в истории Урала, когда возникали большие стратифицированные сообщества, подобные тому, что были на острове Веры, и оставили мегалитические сооружения. И геоглиф, и то, что мы обнаружили на острове Веры, - памятники одного времени… Я делал расчеты для острова Веры с учетом трудозатрат при возведении построек, с учетом того, что питание тогда добывали только охотой, рыболовством и собирательством. Ресурса Тургояка для прокорма стольких рабочих явно не достаточно. Люди, построившие мегалиты на острове, обживали территорию в радиусе 100 - 200 километров. То же самое происходило и на Зюраткуле.

- Каким способом выкладывался геоглиф?

Ширина линий, которыми выполнен рисунок, - четыре-пять метров. К этому добавлялось около двух с половиной метров с каждой стороны. Затем со всей полосы снимали дерн и бросали на контур геоглифа камни, большие и маленькие. Туда же попадало немного глины. К слову сказать, слой почвы на геоглифе 20-30 сантиметров, а за его пределами 50, из-за этого рисунок виден из космоса. Камни, которыми выложен геоглиф, разных пород. Преимущественно, это кварциты, но встречается и туф. В 2012 году обнаружено 44 каменных орудия, в 2013-м - 80. Среди находок множество каменных мотыг, есть обушковый нож, молот… Единственной находкой из кремня был крупный скол с аморфного нуклеуса без обработки. Среди орудий для копания встречаются как крупные формы весом до трех килограммов, так и мелкие, размером до пяти сантиметров. А значит, работы проводили не только мужчины, но и женщины и даже дети. Строили всем миром от мала до велика, и делалось это не столько для ускорения строительства, сколько в ритуальных целях, для укрепления общественных связей. Опыт исследований рисунков на плато Наска показывает: линии изменялись, подправлялись. Изначальные линии без геофизики теперь и не определить. Изначально, конечно, был «генеральный проект», они знали, что строили, но для них прежде всего это был культ. По окончанию, судя по всему, был совершен ритуальный обряд: мы обнаружили два костровища по краям контура, может быть, были и другие… Исследования каменных орудий проводил Вячеслав Котов, старший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Большую пользу в сборе находок оказали ребята археологического кружка челябинского Дворца пионеров и школьников имени Крупской. Руководит кружком Сергей Марков. В прошлом году журналисты Первого канала сняли документальный фильм про Зюраткуль, вскоре фильм будет показан.

В прошлом году в СМИ была поднята шумиха по поводу открытия на берегу Зюраткуля некоей энеолитической «мега-деревни», в которой якобы жили строители геоглифа, и их было 10 тысяч человек. Вы проводили исследование на объекте?

Шумиха по этому поводу действительно была. Сначала Олег Мустафин, сотрудник Эко-парка «Зюраткуль», недалеко от Китовой пристани нашел странные прямые кладки. Вокруг все завалено древними каменными орудиями. А напротив через залив на космических снимках также видна прямоугольная структура. И краевед Александр Шестаков предположил, что это одна постройка и большая ее часть находится под заливом… Так и появилась информация о 10 тысячах человек. Но вторая структура - это не каменные кладки, а рвы для удаления воды. В том месте мощный торфяник, и в XX веке проводилось его осушение, то никакого интереса для нас не представляет… А структура, обнаруженная Мустафиным, - это на самом деле мегалитический объект. Не жилище, потому что ни одного обломка керамики там не найдено. А что это такое, я не знаю. Никто ничего подобного не копал. Но бесспорно, что эта структура - ровесница геоглифа.

- Есть теория, что название озера также связано с этим мегалитическим объектом…

По одной из версий, прямой перевод с башкирского языка топонима Зюраткуль будет означать «Большое лошадиное озеро» или «Озеро Большой лошади». «Зур» - «большой», «ат» - «лошадь», «кул» - «озеро». Такое толкование приводит известный специалист в области уральской диалектной лексики и топонимики А.К. Матвеев. И это вполне уместно в свете важности для башкир мест выпаса лошадей. Но в топонимах, кроме созвучия, должна быть этимологическая привязка. В данном случае ее не было: на Зюраткуле нет пастбищ. Но можно предположить, что тысячу лет назад предки башкир могли видеть с хребта этот геоглиф гораздо лучше, чем он виден сейчас, и трактовать его как изображение лошади.

- Какие шаги для сохранения памятника нужно предпринять теперь?

Необходимо развитие туризма, а для этого нужно понимание со стороны Саткинской администрации и руководства Национального парка, на территории которого расположен геоглиф. И оно есть, но нужно прийти к соглашению… Кроме самой туристической инфраструктуры, которая худо-бедно развивается на Зюраткуле, на этом курорте нужны зрелища, на которые люди поедут. Нужно брендирование… Например, можно, конечно, привлекать людей на озеро Чебаркуль с помощью метеорита, но, во-первых, для этого нужны какие-то музейные комплексы, что-то, на что можно посмотреть. Во-вторых, у таких вещей должно быть развитие. На Тургояке прекратились археологические раскопки, и поток туристов упал в два раза. То же самое произошло на Зюраткуле, когда разобрали Китову пристань.

- Что именно нужно сделать на геоглифе для его сохранения?

Необходимо создание музея объекта. Прекращение раскопок в нынешнем их виде - они губительны для памятника. Геоглиф простоял пять тысяч лет, простоит и еще 100 - до лучших времен. Необходимо провести раскопки большей территории, чтобы показать размеры объекта. Затем все, кроме контура геоглифа, нужно задерновать. Кроме того, важно построить на объекте дренажную систему, потому что во время дождей вода смывает там весь верхний слой… В настоящий момент геоглиф видно только поздней весной и ранней осенью. Надо придумать, как сделать его открытым для обзора длительное время. Как это сделать, я не знаю. Может быть, установить специальную вышку или оборудовать площадки на вершинах хребта. Кто-то предлагает проложить тропы так, чтобы туристы проходили и укрепляли контуры геоглифа. Предлагают укрепить грунт. Но пока никаких проектов нет. А без создания музея и проекта музеефикации объекта мы будем ежегодно ухудшать вид объекта сверху. Надо элементарно понимать, что делать с изъятым грунтом и раскопанной площадью.

- Как обстоят дела с финансирование ваших раскопок?

В 2012 году финансирование пошло. Мы к декабрю даже деньги получили, половина из них пошла на оплату работы специалистов, на экспертизы. С жильем нам тогда помог Национальный парк, в палатках на горе нам бы пришлось туго… В 2013-м на проведение раскопок мы не получили ни копейки, работали за свой счет. В феврале прошлого года Министерство культуры РФ выделило по федеральной целевой программе «Культура России» один миллион 310 тысяч рублей. Но из-за неправильного оформления документов в местных ведомствах деньги не получили. В будущем полевом сезоне, может быть, если будут средства, возьмем пробы на радиоуглеродный анализ, проведем другие исследования, но раскопок как таковых не будет. Весной также собираемся ехать со специалистами и Олегом Мустафиным на объект, который он открыл. Низкий уровень воды продержится несколько дней. Должны успеть.

- Чувствуется какая-то усталость у вас. Разочарование…

После работ на острове Веры я стал реалистом. Один человек может поднять шум, создавать иллюзию, которая будет тиражироваться в СМИ, но реально ничего делать не будет. Я не хочу этим заниматься. Повторюсь, с мертвой точки на Зюраткуле дело сдвинется, когда будет достигнута договоренность на местном уровне. И пробивать теперь надо не финансирование раскопок, а музеефикацию геоглифа… Для того чтобы застраховаться, что кто-то будет осваивать деньги на раскопках этого объекта, когда буду сдавать отчет в полевой комитет, заодно напишу бумагу: категорически отказывать в предоставлении открытого листа на эту площадку кому бы то ни было, включая меня. До тех пор, пока не будет проекта музеефикации. Не хочу повторения истории с островом Веры!

Осенью 2011 года родилась очередная историческая сенсация: на Южном Урале нашли самый большой и самый древний геоглиф в мире. Урал богат историческими шедеврами: сначала «Аркаим», потом «остров Веры», а теперь вот ещё и «Лось Зюраткуля». «Кашу заварил» краевед Александр Шестаков. Потом в дело вошёл известный южно-уральский археолог С.А. Григорьев. Широкой публике археолог Григорьев известен как раз по «острову Веры» на озере Тургояк. Впрочем, Станислав Аркадьевич копал и «Аркаим». Вместе с опытным археологом Николаем Михайловичем Меньшениным, он успел таки до снега прокопать на памятнике шурфы.

Для справки: геоглиф - нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Существуют несколько способов создания геоглифов: путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора, путём насыпания щебня там, где должна пройти линия узора, путём высаживания деревьев, формирующих необходимый рисунок. К использованию геоглифов в художественных целях прибегают и в наши дни.

Результат первого исследования очень порадовал энтузиастов, но огорчил скептиков. Во-первых, - памятник, несомненно, есть! Обнаружилась каменная выкладка искусственного происхождения, то есть, выкладка сделана людьми намеренно. Во-вторых, - культурного слоя на памятнике нет. Артефактов нет, но есть погребенная почва, сравнивая которую с современной почвой, по её приросту можно приблизительно датировать время проведения земляных работ - от 8 до 4 тысяч лет назад. В-третьих, - в связи с положительным результатом шурфования, принято решение о полномасштабном археологическом исследовании. Раскопки планируется производить летом 2013 года. Теперь всем заинтересованным лицам можно и нужно повременить со скороспелыми оценками, и ждать результатов исследования.
Археологи уже назвали памятник культовым объектом. Контур лося, якобы, создан для того, чтобы демонстрировать его Небу. Но добавить к этому впечатляющему заявлению ученые уже ничего не могут. Другая версия попроще: геоглиф - это посвящение промысловому животному лосю. Охотились, поклонялись, вот и сделали. Такое мнение и вовсе нехорошо, ибо вызывает естественное вопрос: охотились на лося всегда и везде, так почему же геоглиф создали только на Зюраткуле? Охотились на медведя, косулю, кабана, зайца и прочую мелочь - и им что, тоже делали геоглифы?
Невооружённым глазом видно, что гуманитарный подход к исследованию очередного сенсационного памятника богатых плодов не принесёт. Это уже было на «Аркаиме», то же случилось на «острове Вера», так же будет и на Зюраткуле.

А теперь естественнонаучное решение задачи

Такие огромные и дорогие (в смысле трудовых и интеллектуальных затрат) сооружения всегда и всюду имеют отношение к космологии. Зюраткульский геоглиф - не исключение. Этот лось изображает созвездие Лось. Такого созвездия на современных картах звёздного неба нет - оно давно утеряно южными цивилизациями. А вот на северном небе фигуру лося найти можно. И поможет в этом безнадёжном деле как раз зюраткульский геоглиф. На небе нужно найти двойника земной фигуры. Оказывается, задача имеет единственное решение. Древний Лось сейчас представляется сразу шестью созвездиями: Персей, Андромеда, Кассиопея, Треугольник, Овен и Рыбы. Потерянный Лось - это огромное созвездие. Сейчас оно прекрасно видно в южной части зимнего неба. Видно нынешней зимой, будет видно в следующую зиму и ещё много зим подряд - прецессия дело неспешное - 1° за 72 года.

Древняя астрономия знала в этой части неба несколько подобных больших созвездий, которые значительно позже, уже на греческом небе, распались на мелкие фрагменты и персонажи. Таков был Бык (современные созвездия Телец, Возничий и часть Ориона), изображённый во французской пещере Ляска (знаменитая фреска с покойником, возраст 17 тысяч лет). Такова была Великая Мать (созвездия Кассиопея, Андромеда, Треугольник, Овен, Рыбы). Это созвездие во множестве изображено на расписной керамике и в мелкой скульптуре Ближнего Востока, Анатолии и Балкан, в культурах керамического неолита и энеолита. Некоторые историки называют эти культуры «Цивилизацией Великой Матери». Есть и другие созвездия, вошедшие в мифологические сюжеты и в искусство древних людей. Никто из гуманитарных историков не видит в этих изображениях небесные созвездия. Ибо не умеют видеть. Что, правда - то, правда. Но от этого суть дела не меняется.

Зачем же фигура небесного зверя изображена на поляне между хребтом Зюраткуль и озером Зюраткуль? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сделать несколько простых измерений в том же геосервере Google Earth. Тогда можно узнать что:
Самая высокая точка Зюраткуля имеет координаты 54° 57" 25"" с.ш. 59° 10" 48"" в.д.
От вершины хребта Зюраткуль до геоглифа от 1700 до 1900 м, азимут от 151° до 158°
Середина фигуры удалена на 1800 м, азимут 154,5° - юг-юго-восток

Особое значение имеет азимут и румб юг-юго-восток. Нужно понять, когда и при каких обстоятельствах вновь обретённое созвездие Лось поднималось над этой частью горизонта для наблюдателя, стоящего на высшей точке хребта Зюраткуль. Нужно чтобы небесный Лось стоял ровно над Лосем земным, и оба Лося должны быть видны одновременно. При этом нужно вычислить астрономическое или календарное событие, происходящее в этот же момент. Зима и весна исключаются - геоглиф под снегом не виден. Да и осень в эпоху оледенений не очень подходит. Остаётся летнее солнцестояние. Теперь пришло время понять, что для наблюдателя летнее солнцестояние было Новым Годом. Вот и всё. Пора решать задачу из небесной механики.
Проблема состоит лишь в том, что для решения этой простенькой космологической задачки нельзя пользоваться компьютерными астрономическими программами - в глубокой древности они безбожно врут. Эти программы прекрасно работают только на коротком историческом интервале. Для экскурсий в небо палеолита они не предназначены.
Остаётся найти небесный аналог Лося, который в современных условиях и на современном небе будет играть ту же роль, какую Лось играл в палеолите. Оказывается, на небе есть только одно созвездие, способное вполне удовлетворить изысканный вкус космологов. Это созвездие сейчас называется Змееносец. Во-первых, современный Змееносец на звёздном небе симметричен древнему Лосю. Во-вторых, - сейчас он лежит на небесном экваторе ровно так же, как Лось лежал на том же небесном экваторе 11 тысяч лет назад. Следовательно, условия и обстоятельства восхода Змееносца в настоящее время над озером Зюраткуль для наблюдателя на вершине хребта Зюраткуль идентичны таковым для конца палеолита 11 тысяч лет назад. Вот вам и небесная механика.
Теперь ситуацию легко моделировать в астрономической программе и наблюдать на хребте Зюраткуль.
Моделирование показывает, что Змееносец восходит и продвигается в нужное положение 22 июня то есть в день летнего солнцестояния, минут через 40 или даже через час после захода Солнца. А Солнце в самый короткий день года заходит по местному времени в 22 часа 43 минуты. То же наблюдалось и в древности. Сначала звёзды фигуры Лося загорались на фоне вечерней зори (гелиакический восход), и оба Лося были хорошо видны одновременно. Затем небо темнело и уже яркий звёздный Лось смещался к югу и вставал ровно над земной фигурой Лося - геоглифа.
В такой реконструкции есть одна странность: угловые размеры геоглифа для наблюдателя на хребте Зюраткуль составляют 7°, а угловые размеры созвездия - около 30°. Чтобы размеры фигур совпали, нужно спуститься с хребта и приблизиться к ногам земного Лося на удаление 365 метров. При этом уменьшится и зазор между фигурами - между ними уже не будет видна вся акватория озера Зюраткуль.
Кстати, эта акватория тоже напоминает фигуру лося. Его угловые размеры около 60°. Голова этого водного лося с большими рогами направлена в сторону зрителя на хребте Зюраткуль, а ноги вытянуты на север. Он "идёт "с юго-востока на северо-запад. От Лося небесного к Лосю земному. Но был и ещё один лось - отражение звёздного зверя на гладкой поверхности вечернего озера. Так что на Зюраткуле встречались четыре Лося, а не два. Однако точно и детально эту удивительную картину можно разглядеть только при непосредственном наблюдении на местности.
Зритель, попавший в нужное время в нужное место и посвящённый в тонкости космологии, испытает сильные эстетические и духовные переживания.
Теперь даже можно думать, что название озера Зюраткуль и хребта Зюраткуль как-то связано с названием небесного зверя Лося и его земного отражения - геоглифа. Осталось только выяснить, на каком языке разговаривали жители этих мест в конце палеолита. Имя чудесного арийского зверя (несомненно, лося) Шарабха с восемью ногами происходит от урало-алтайского «*sarta», в марийском и мансийском языках имеет аналог - табуированное название лося - «шарп (шорд)». Конь германского Одина с восемью ногами, сын Локки по имени Слейпнир («Скользящий»), - это образ совсем другого созвездия, а именно Квадрата Пегаса.
Башкирское название Зюраткуль топонимисты производят от Зюрак-куль и от Юрак-куль, то есть «Сердце - озеро». Однако тюрки на Урале живут совсем недавно - в мезолите и неолите их ещё не было. А вот угры - были. Если прислушаться, то в «Зюрат-куле» и в «Сатке» слышится древнее имя лося.
А вот сейчас уже можно спокойно ждать результатов полномасштабных археологических раскопок. И пусть теперь только редкие умники и уникальные таланты отрицают сам факт существования геоглифа, его обсерваторное назначение, и абсолютную (пока предварительную, а потому и осторожную) датировку - 8 - 10 тысячелетие до н.э.

Осенью 2011 года родилась очередная историческая сенсация: на Южном Урале нашли самый большой и самый древний геоглиф в мире. Урал богат историческими шедеврами: сначала «Аркаим», потом «остров Веры» , а теперь вот ещё и «Лось Зюраткуля». «Кашу заварил» краевед Александр Шестаков. Потом в дело вошёл известный южно-уральский археолог С.А. Григорьев. Широкой публике археолог Григорьев известен как раз по «острову Веры» на озере Тургояк. Впрочем, Станислав Аркадьевич копал и «Аркаим». Вместе с опытным археологом Николаем Михайловичем Меньшениным, он успел таки до снега прокопать на памятнике шурфы.

Для справки: геоглиф - нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Существуют несколько способов создания геоглифов: путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора, путём насыпания щебня там, где должна пройти линия узора, путём высаживания деревьев, формирующих необходимый рисунок. К использованию геоглифов в художественных целях прибегают и в наши дни.

Результат первого исследования очень порадовал энтузиастов, но огорчил скептиков. Во-первых, - памятник, несомненно, есть! Обнаружилась каменная выкладка искусственного происхождения, то есть, выкладка сделана людьми намеренно. Во-вторых, - культурного слоя на памятнике нет. Артефактов нет, но есть погребенная почва, сравнивая которую с современной почвой, по её приросту можно приблизительно датировать время проведения земляных работ - от 8 до 4 тысяч лет назад. В-третьих, - в связи с положительным результатом шурфования, принято решение о полномасштабном археологическом исследовании. Раскопки планируется производить летом 2013 года. Теперь всем заинтересованным лицам можно и нужно повременить со скороспелыми оценками, и ждать результатов исследования.

Археологи уже назвали памятник культовым объектом. Контур лося, якобы, создан для того, чтобы демонстрировать его Небу. Но добавить к этому впечатляющему заявлению ученые уже ничего не могут. Другая версия попроще: геоглиф - это посвящение промысловому животному лосю. Охотились, поклонялись, вот и сделали. Такое мнение и вовсе нехорошо, ибо вызывает естественное вопрос: охотились на лося всегда и везде, так почему же геоглиф создали только на Зюраткуле? Охотились на медведя, косулю, кабана, зайца и прочую мелочь - и им что, тоже делали геоглифы?

Невооружённым глазом видно, что гуманитарный подход к исследованию очередного сенсационного памятника богатых плодов не принесёт. Это уже было на «Аркаиме», то же случилось на «острове Вера», так же будет и на Зюраткуле.

А теперь естественнонаучное решение задачи

Такие огромные и дорогие (в смысле трудовых и интеллектуальных затрат) сооружения всегда и всюду имеют отношение к космологии. Зюраткульский геоглиф - не исключение. Этот лось изображает созвездие Лось. Такого созвездия на современных картах звёздного неба нет - оно давно утеряно южными цивилизациями. А вот на северном небе фигуру лося найти можно. И поможет в этом безнадёжном деле как раз зюраткульский геоглиф. На небе нужно найти двойника земной фигуры. Оказывается, задача имеет единственное решение. Древний Лось сейчас представляется сразу шестью созвездиями: Персей, Андромеда, Кассиопея, Треугольник, Овен и Рыбы. Потерянный Лось - это огромное созвездие. Сейчас оно прекрасно видно в южной части зимнего неба. Видно нынешней зимой, будет видно в следующую зиму и ещё много зим подряд - прецессия дело неспешное - 1° за 72 года.

Древняя астрономия знала в этой части неба несколько подобных больших созвездий, которые значительно позже, уже на греческом небе, распались на мелкие фрагменты и персонажи. Таков был Бык (современные созвездия Телец, Возничий и часть Ориона), изображённый во французской пещере Ляска (знаменитая фреска с покойником, возраст 17 тысяч лет). Такова была Великая Мать (созвездия Кассиопея, Андромеда, Треугольник, Овен, Рыбы). Это созвездие во множестве изображено на расписной керамике и в мелкой скульптуре Ближнего Востока, Анатолии и Балкан, в культурах керамического неолита и энеолита. Некоторые историки называют эти культуры «Цивилизацией Великой Матери». Есть и другие созвездия, вошедшие в мифологические сюжеты и в искусство древних людей. Никто из гуманитарных историков не видит в этих изображениях небесные созвездия. Ибо не умеют видеть. Что, правда - то, правда. Но от этого суть дела не меняется.

Зачем же фигура небесного зверя изображена на поляне между хребтом Зюраткуль и озером Зюраткуль? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сделать несколько простых измерений в том же геосервере Google Earth. Тогда можно узнать что: Самая высокая точка Зюраткуля имеет координаты 54° 57′ 25» с.ш. 59° 10′ 48» в.д. От вершины хребта Зюраткуль до геоглифа от 1700 до 1900 м, азимут от 151° до 158° Середина фигуры удалена на 1800 м, азимут 154,5° - юг-юго-восток

Особое значение имеет азимут и румб юг-юго-восток. Нужно понять, когда и при каких обстоятельствах вновь обретённое созвездие Лось поднималось над этой частью горизонта для наблюдателя, стоящего на высшей точке хребта Зюраткуль. Нужно чтобы небесный Лось стоял ровно над Лосем земным, и оба Лося должны быть видны одновременно. При этом нужно вычислить астрономическое или календарное событие, происходящее в этот же момент. Зима и весна исключаются - геоглиф под снегом не виден. Да и осень в эпоху оледенений не очень подходит. Остаётся летнее солнцестояние. Теперь пришло время понять, что для наблюдателя летнее солнцестояние было Новым Годом. Вот и всё. Пора решать задачу из небесной механики.

Проблема состоит лишь в том, что для решения этой простенькой космологической задачки нельзя пользоваться компьютерными астрономическими программами - в глубокой древности они безбожно врут. Эти программы прекрасно работают только на коротком историческом интервале. Для экскурсий в небо палеолита они не предназначены.

Остаётся найти небесный аналог Лося, который в современных условиях и на современном небе будет играть ту же роль, какую Лось играл в палеолите. Оказывается, на небе есть только одно созвездие, способное вполне удовлетворить изысканный вкус космологов. Это созвездие сейчас называется Змееносец. Во-первых, современный Змееносец на звёздном небе симметричен древнему Лосю. Во-вторых, - сейчас он лежит на небесном экваторе ровно так же, как Лось лежал на том же небесном экваторе 11 тысяч лет назад. Следовательно, условия и обстоятельства восхода Змееносца в настоящее время над озером Зюраткуль для наблюдателя на вершине хребта Зюраткуль идентичны таковым для конца палеолита 11 тысяч лет назад. Вот вам и небесная механика. Теперь ситуацию легко моделировать в астрономической программе и наблюдать на хребте Зюраткуль.

Моделирование показывает, что Змееносец восходит и продвигается в нужное положение 22 июня то есть в день летнего солнцестояния, минут через 40 или даже через час после захода Солнца. А Солнце в самый короткий день года заходит по местному времени в 22 часа 43 минуты.То же наблюдалось и в древности. Сначала звёзды фигуры Лося загорались на фоне вечерней зори (гелиакический восход), и оба Лося были хорошо видны одновременно. Затем небо темнело и уже яркий звёздный Лось смещался к югу и вставал ровно над земной фигурой Лося - геоглифа.

В такой реконструкции есть одна странность: угловые размеры геоглифа для наблюдателя на хребте Зюраткуль составляют 7°, а угловые размеры созвездия - около 30°. Чтобы размеры фигур совпали, нужно спуститься с хребта и приблизиться к ногам земного Лося на удаление 365 метров. При этом уменьшится и зазор между фигурами - между ними уже не будет видна вся акватория озера Зюраткуль.

Кстати, эта акватория тоже напоминает фигуру лося. Его угловые размеры около 60°. Голова этого водного лося с большими рогами направлена в сторону зрителя на хребте Зюраткуль, а ноги вытянуты на север. Он «идёт «с юго-востока на северо-запад. От Лося небесного к Лосю земному. Но был и ещё один лось - отражение звёздного зверя на гладкой поверхности вечернего озера. Так что на Зюраткуле встречались четыре Лося, а не два. Однако точно и детально эту удивительную картину можно разглядеть только при непосредственном наблюдении на местности.

Зритель, попавший в нужное время в нужное место и посвящённый в тонкости космологии, испытает сильные эстетические и духовные переживания. Теперь даже можно думать, что название озера Зюраткуль и хребта Зюраткуль как-то связано с названием небесного зверя Лося и его земного отражения - геоглифа. Осталось только выяснить, на каком языке разговаривали жители этих мест в конце палеолита. Имя чудесного арийского зверя (несомненно, лося) Шарабха с восемью ногами происходит от урало-алтайского «*sarta», в марийском и мансийском языках имеет аналог - табуированное название лося - «шарп (шорд)». Конь германского Одина с восемью ногами, сын Локки по имени Слейпнир («Скользящий»), - это образ совсем другого созвездия, а именно Квадрата Пегаса.

Самый древний

геоглиф в мире

Осенью 2011 года родилась очередная историческая сенсация: на Южном Урале нашли самый большой и самый древний геоглиф в мире. Урал богат историческими шедеврами: сначала «Аркаим», потом «остров Веры», а теперь вот ещё и «Лось Зюраткуля». «Кашу заварил» краевед Александр Шестаков. Потом в дело вошёл известный южно-уральский археолог С.А. Григорьев. Широкой публике археолог Григорьев известен как раз по «острову Веры» на озере Тургояк. Впрочем, Станислав Аркадьевич копал и «Аркаим». Вместе с опытным археологом Николаем Михайловичем Меньшениным, он успел таки до снега прокопать на памятнике шурфы.

Результат первого исследования очень порадовал энтузиастов, но огорчил скептиков. Во-первых, — памятник, несомненно, есть! Обнаружилась каменная выкладка искусственного происхождения, то есть, выкладка сделана людьми намеренно. Во-вторых, — культурного слоя на памятнике нет. Артефактов нет, но есть погребенная почва, сравнивая которую с современной почвой, по её приросту можно приблизительно датировать время проведения земляных работ — от 8 до 4 тысяч лет назад. В-третьих, — в связи с положительным результатом шурфования, принято решение о полномасштабном археологическом исследовании.

Такие огромные и дорогие (в смысле трудовых и интеллектуальных затрат) сооружения всегда и всюду имеют отношение к космологии. Зюраткульский геоглиф — не исключение. Возможно этот лось изображает созвездие Лось . Такого созвездия на современных картах звёздного неба нет — оно давно утеряно южными цивилизациями. А вот на северном небе фигуру лося найти можно. И поможет в этом безнадёжном деле как раз зюраткульский геоглиф. На небе нужно найти двойника земной фигуры. Оказывается, задача имеет единственное решение. Древний Лось сейчас представляется сразу шестью созвездиями: Персей, Андромеда, Кассиопея, Треугольник, Овен и Рыбы. Потерянный Лось — это огромное созвездие. Сейчас оно прекрасно видно в южной части зимнего неба. Видно нынешней зимой, будет видно в следующую зиму и ещё много зим подряд — прецессия дело неспешное — 1° за 72 года.

Древняя астрономия знала в этой части неба несколько подобных больших созвездий, которые значительно позже, уже на греческом небе, распались на мелкие фрагменты и персонажи. Таков был Бык (современные созвездия Телец, Возничий и часть Ориона), изображённый во французской пещере Ляска (знаменитая фреска с покойником, возраст 17 тысяч лет). Такова была Великая Мать (созвездия Кассиопея, Андромеда, Треугольник, Овен, Рыбы). Это созвездие во множестве изображено на расписной керамике и в мелкой скульптуре Ближнего Востока, Анатолии и Балкан, в культурах керамического неолита и энеолита. Некоторые историки называют эти культуры «Цивилизацией Великой Матери». Есть и другие созвездия, вошедшие в мифологические сюжеты и в искусство древних людей. Никто из гуманитарных историков не видит в этих изображениях небесные созвездия.

Ибо не умеют видеть.

Зачем же фигура небесного зверя изображена на поляне между хребтом Зюраткуль и озером Зюраткуль? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сделать несколько простых измерений в том же геосервере Google Earth. Тогда можно узнать что:

Самая высокая точка Зюраткуля имеет координаты 54° 57′ 25′′ с.ш. 59° 10′ 48 ′′ в.д.

От вершины хребта Зюраткуль до геоглифа от 1700 до 1900 м, азимут от 151° до 158°

Середина фигуры удалена на 1800 м, азимут 154,5° — юг-юго-восток

Особое значение имеет азимут и румб юг-юго-восток. Нужно понять, когда и при каких обстоятельствах вновь обретённое созвездие Лось поднималось над этой частью горизонта для наблюдателя, стоящего на высшей точке хребта Зюраткуль. Нужно чтобы небесный Лось стоял ровно над Лосем земным, и оба Лося должны быть видны одновременно. При этом нужно вычислить астрономическое или календарное событие, происходящее в этот же момент. Зима и весна исключаются — геоглиф под снегом не виден. Да и осень в эпоху оледенений не очень подходит. Остаётся летнее солнцестояние. Теперь пришло время понять, что для наблюдателя летнее солнцестояние было Новым Годом. Вот и всё. Пора решать задачу из небесной механики.

Проблема состоит лишь в том, что для решения этой простенькой космологической задачки нельзя пользоваться компьютерными астрономическими программами — в глубокой древности они безбожно врут. Эти программы прекрасно работают только на коротком историческом интервале. Для экскурсий в небо палеолита они не предназначены.

Остаётся найти небесный аналог Лося, который в современных условиях и на современном небе будет играть ту же роль, какую Лось играл в палеолите. Оказывается, на небе есть только одно созвездие, способное вполне удовлетворить изысканный вкус космологов. Это созвездие сейчас называется Змееносец. Во-первых, современный Змееносец на звёздном небе симметричен древнему Лосю. Во-вторых, — сейчас он лежит на небесном экваторе ровно так же, как Лось лежал на том же небесном экваторе 11 тысяч лет назад. Следовательно, условия и обстоятельства восхода Змееносца в настоящее время над озером Зюраткуль для наблюдателя на вершине хребта Зюраткуль идентичны таковым для конца палеолита 11 тысяч лет назад. Вот вам и небесная механика.

Теперь ситуацию легко моделировать в астрономической программе и наблюдать на хребте Зюраткуль.

Моделирование показывает, что Змееносец восходит и продвигается в нужное положение 22 июня то есть в день летнего солнцестояния , минут через 40 или даже через час после захода Солнца. А Солнце в самый короткий день года заходит по местному времени в 22 часа 43 минуты.То же наблюдалось и в древности . Сначала звёзды фигуры Лося загорались на фоне вечерней зори (гелиакический восход), и оба Лося были хорошо видны одновременно. Затем небо темнело и уже яркий звёздный Лось смещался к югу и вставал ровно над земной фигурой Лося — геоглифа.

В такой реконструкции есть одна странность: угловые размеры геоглифа для наблюдателя на хребте Зюраткуль составляют 7°, а угловые размеры созвездия — около 30°. Чтобы размеры фигур совпали, нужно спуститься с хребта и приблизиться к ногам земного Лося на удаление 365 метров. При этом уменьшится и зазор между фигурами — между ними уже не будет видна вся акватория озера Зюраткуль.

Кстати, эта акватория тоже напоминает фигуру лося. Его угловые размеры около 60°. Голова этого водного лося с большими рогами направлена в сторону зрителя на хребте Зюраткуль, а ноги вытянуты на север. Он "идёт "с юго-востока на северо-запад. От Лося небесного к Лосю земному. Но был и ещё один лось — отражение звёздного зверя на гладкой поверхности вечернего озера. Так что на Зюраткуле встречались четыре Лося, а не два. Однако точно и детально эту удивительную картину можно разглядеть только при непосредственном наблюдении на местности.

Зритель, попавший в нужное время в нужное место и посвящённый в тонкости космологии, испытает сильные эстетические и духовные переживания.

Теперь даже можно думать, что название озера Зюраткуль и хребта Зюраткуль как-то связано с названием небесного зверя Лося и его земного отражения — геоглифа. Осталось только выяснить, на каком языке разговаривали жители этих мест в конце палеолита. Имя чудесного арийского зверя (несомненно, лося) Шарабха с восемью ногами происходит от урало-алтайского «*sarta», в марийском и мансийском языках имеет аналог — табуированное название лося — «шарп (шорд)». Конь германского Одина с восемью ногами, сын Локки по имени Слейпнир («Скользящий»), — это образ совсем другого созвездия, а именно Квадрата Пегаса.

Башкирское название Зюраткуль топонимисты производят от Зюрак-куль и от Юрак-куль, то есть «Сердце — озеро». Однако тюрки на Урале живут совсем недавно — в мезолите и неолите их ещё не было. А вот угры — были. Если прислушаться, то в «Зюрат-куле» и в «Сатке» слышится древнее имя лося.

Рисунок «выложен» на земле дроблеными камнями и формовочной глиной. Длина каменной полосы, из которой сложен «лось» — более 2 километров. Возможно этот рукотворный памятник имеет религиозное предназначение. Об этом, к примеру, свидетельствует тот факт, что его можно рассмотреть только с высоты птичьего полета. Правда, в то время, когда он был создан, на Южном Урале практически не было лесов — они появились лишь 2,5 тысячи лет назад. Геоглиф можно было видеть с соседней сопки. Более того, как отмечает Александр Шестаков: «На этой линии растет другая трава, то есть она отличается от общей поляны. Эта трава раньше цветет, но раньше желтеет, и поэтому она заметна либо поздней осенью, либо ранней весной».

Если предполагаемая датировка окажется верной, то мы имеем дело не только с единственным в России, но и самым древним геоглифом в мире. Определить время его создания удалось по обнаруженному при раскопках на месте изображения морды животного скола с нуклеуса. Нуклеусом называют кусок кремня, от которого отбивались отщепы или ножевидные пластины для изготовления каменных орудий труда. На месте найдено множество каменных скребков, топоров и инструментов для копания. По большей части здесь находят мотыги, при помощи которых, скорее всего, древние авторы «лося» снимали верхний слой почвы и выворачивали из земли крупные валуны.

Почему изображен именно лось? Одним из возможных ответов можно считать миф о «краденом солнце», отражающий впечатления первобытных людей о солнечном затмениии. Люди древности думали, что это лось поглотил светило. Его стали почитать в качестве божества и приносить ему жертвы.

Еще один вопрос заключается в том, где находится стоянка древних южноуральцев, которые построили геоглиф. Мнение специалистов однозначно: если существовала устойчивая культурная традиция, следовательно, должны быть другие пока что не найденные геоглифы. Действительно, на Урале находятся и другие мегалитические объекты, один из самых интересных расположен всего в 60 километрах к северо-востоку от «лося».

На крупном острове Веры (известном также как Пинаев или Пинаевский) на озере Тургояк в Южном Зауралье имеется 50 археологических памятников, занимающих половину его территории. Площадь острова составляет 6,5 гектаров, максимальная ширина — 800 метров. Самые старые сооружения, по большей части культовые, относятся к среднему палеолиту (60 тысяч лет назад), самые новые возведены в XIX веке.

В 2011 году на Южном Урале на склоне хребта Зюраткуль на высоте 860 метров над уровнем моря неподалеку от изумительного по красоте одноименного озера краевед Александр Шестаков 1 открыл огромный наземный рисунок, напоминающий своими очертаниями некое животное.

Александр Шестаков: «В 1989 году я с другом был в походе на Зюраткуле. У подножия горы на поляне я увидел, что трава в некоторых местах растет неравномерно, создавая тропинки то вверх, то вниз. Несколько лет назад я вновь оказался там, долго ходил по тропинкам, пытаясь понять, кто сделал этот лабиринт. А потом благодаря программе Google Earth разгадал загадку. Это был рисунок на склоне горы в виде лося».

На спутниковом фото видны белые очертания рисунка животного, ориентированного ногами к вершине хребта, а спиной и рогами – к озеру. Рисунок представляет собой светлую изогнутую линию суммарной длиной более 2 км при ширине 4–4,5 м. На изображении со спутника видны голова лося, четыре ноги и рог. За тысячи лет рисунок покрылся культурным слоем, заметить его в настоящее время достаточно сложно. Каменная полоса покрыта землей, на которой растет трава. Лучше всего наблюдать изображение в межсезонье, когда только сходит снег, или осенью, когда трава на камнях желтеет и сохнет раньше окружающей.

Такие огромные изображения, находящиеся на земной поверхности, называют геоглифами. Они созданы либо путем снятия верхнего слоя почвы по периметру изображения, либо наоборот, засыпанием камней по заранее подготовленным желобам, где должна пройти линия рисунка. Обычно подобные изображения можно рассмотреть только с большой высоты.

Самые известные геоглифы обнаружены на юге Перу в пустыне, расположенной на плато Наска. Среди картин – треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук, цветы. Рисунки первым заметил американский археолог Пол Косок в 1939 году, когда ему довелось пролетать над плато на самолете. Период создания наскинских изображений предположительно относится к 400-650 гг. н.э. Есть гигантский рисунок на территории Англии, в графстве Оксфордшир (стилизованная светлая фигура – Уффингтонская белая лошадь). Этот меловой геоглиф создан в Х в. н.э. Древнее происхождение упомянутых артефактов не вызывает сомнений у исследователей.

Есть несколько версий происхождения древних геоглифов. Сооружались они как ритуальные, религиозные, культовые объекты, которые должны быть видны лишь божествам с неба, то есть своеобразные маяки для привлечения внимания богов. Люди обычно не могут их наблюдать, информация геоглифов направлена вовне Земли. Гигантские рисунки рассматривают и как послания в космос, которые создавались в надежде на будущее общение с разумными существами. Есть версия, что геоглифы – наземные ориентиры для посадок инопланетных кораблей.

Как определили прибывшие на место открытия археологи, геоглиф выложен камнями диаметром 20-30 см вперемежку с глиной. Камни размещены в заранее подготовленных канавках. На углах и поворотных точках рисунка лежат крупные валуны, значительно превосходящие по размеру остальные камни. С каждого из этих камней просматривается значительная часть рисунка.

Главный специалист Государственного научно-производственного центра по охране культурного наследия Челябинской области Николай Меньшенин: «Мы расчистили небольшой фрагмент ноги лося. Примерно 0,05% от всего изображения. Сделали разрез части кладки и получили информацию по технологии создания изображения. Ширина линии в нынешнем состоянии достигает 5 м, первоначально составляла 3,5 м. Выкладывалось изображение достаточно сложно: из больших камней методом сухой кладки делались две стенки. Пространство между ними заполнялось выбросами из выкопанной траншеи и более легкими камнями».

Изображение лося помещается в квадрат со стороной 250 м. Размеры геоглифа впечатляют: 218 м в длину, 278 м по диагонали. Получается, наш лось – самый крупный из известных в мире геоглифов. Геоглиф ящерицы на плато Наска в Перу достигает 188 м в длину, а Уффингтонская лошадь в Англии простирается на 110 м.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Станислав Григорьев: «Я на 100% уверен в рукотворности этого памятника. Линии рисунка имеют ширину 4–4,5 м. Выполнены они, скорее всего, следующим образом: сначала был снят верхний слой грунта, на его место засыпались мелкие кварциты белого цвета – именно поэтому рисунок так хорошо различим на местности. По краям же выставлены крупные валуны - своеобразные границы изображения».

Археолог, член-корреспондент РАН Владимир Юрин: «Бесспорно, это искусственный объект и настоящий геоглиф. Открытие подобного памятника – настоящая сенсация! В определенное время года он хорошо «читается» с вершины хребта Зюраткуль. Спасибо Алексею Шестакову, что раскрыл глаза мне и многим специалистам Урала, России и даже планеты на данный феномен. Я уверен, что в ближайшее время появится целый ряд подобных открытий по всей стране, в первую очередь – в горных районах».

А может быть, наш лось действительно не одинок, подобно многочисленным изображениям в пус­тыне Наска? Не существуют ли на Урале еще геоглифы? Просматривается блестящая перспектива для первооткрывателей!

Возраст, по мнению специалистов, может достигать 8000 лет. Станислав Григорьев: «При создании этого геоглифа слой гумуса составлял 10 см, сейчас же отложения – около 30–40 см. Мы отталкиваемся от нулевой точки - схода ледника, когда как такового слоя почвы не было, повсюду зияли лишь голые камни, и это было в 11–10 тысячелетиях до н.э.». Такой возраст делает рисунок Зюраткульского лося древнейшим в мире.

Даже если более детальная экспертиза покажет, что находка моложе, чем предполагается, остаются бесспорными факты наличия на Урале самого крупного геоглифа в мире и единственного на материковой Евразии. Эти обстоятельства позволяют по-новому взглянуть на жизнь наших далеких предков.

А для чего древним людям могло понадобиться такое изображение? На этот счет много различных версий. Возможно, для создателей лось был обожествленным животным, своеобразным тотемом. Не исключено, что созданием геоглифа одно племя демонстрировало свое превосходство над другими.

Существует версия, что столь громадное со­оружение обязано иметь отношение к космологии. Земной Лось изображает небесного, то есть созвездие некоего Лося? Но, позвольте, его нет на картах звездного неба, однако его можно отыскать, объединив 6 известных созвездий: Персея, Андромеду, Кассиопею, Треугольник, Овена и Рыб. В период летнего солнцестояния небесный Лось располагается точно над земным, и оба они видны одновременно. Если вы хотите, чтобы совпали угловые размеры обоих Лосей, составляя около 30°, необходимо найти точку на склоне хребта, лежащую выше земного Лося на расстоянии 360 м. Скорее всего, эта точка является местом силы.

Слово скептикам. Некоторые краеведы склонны считать изображение обычными охотничьими или звериными тропами.

Александр Перевознюк: «При просмотре геоглифа я перешел со снимков 2010 года в Google Earth на снимки 2007 года и обнаружил более четкие линии, фигура оказалась в 2 раза больше, не замкнута и не походит на лося, больше похоже на ограду, куда охотники загоняли добычу».

Геоглиф – часть древней мегалитической культуры, существовавшей на Южном Урале в начале железного века. Этот уникальный памятник достоин быть брендом, символом и, если хотите, товарным знаком нашего края. Его удобное расположение вблизи других природных жемчужин должно способствовать развитию туризма на Южном Урале.

Обратите внимание, что в Челябинской области за последние 20-30 лет обнаружены памятники археологии мирового уровня: Аркаим, мегалиты острова Веры, Зюраткульский Лось. Важной задачей является сохранение этих ценнейших объектов. Кто будет заботиться о нашем Лосе и охранять его? Давайте брать пример с англичан, для которых их Уффингтонская лошадь является предметом гордости, поклонения и всеобщей заботы. Островитяне регулярно проводят фестивали лошади, включающие уход за ней. Административный район графства Оксфордшир носит ее имя – Vale of White Horse!

Есть занятное предложение археологов: наряду с продолжением раскопок проложить по периметру геоглифа экскурсионную тропу. Туристы будут не только переходить от одного раскопа к другому, но и протаптывать контур лося. Геоглифу это не повредит, зато он будет лучше виден как непосредственно сверху, так и с вершины хребта Зюраткуль.


1 Александр Шестаков (1974 г.р.), живет в Перми. Увлекается спелеологией. Принимал участие в более чем 50 экспедициях на Кавказе, Урале, Тянь-Шане, в Сибири и Крыму. Внес большой вклад в изучение пещеры Шумиха – самой глубокой в Челябинской области. С 2003 года занимался древними технологиями производства тесаного камня, изучил более 20 каменных карьеров Урала. На базе его находок на территории национального парка «Зюраткуль» был создан музей старинных мельничных жерновов. В 2005 году заинтересовался древнейшими памятниками культуры Урала, обнаружил и описал 12 сейдов (уникальных природных мест – скал, сооружений из камней, озер и т.п. – священных объектов североевропейских народов) и 2 дольмена (культовых сооружений, мегалитов). В настоящее время занимается изучением костищ – многотонных скоплений древних костей культового происхождения в Пермском крае.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний