Камуфляж военных кораблей. Ослепительная маскировка

Главная / М. Е. Салтыков-Щедрин

Ослепляющая (расщепляющая) маскировка (англ. Razzle Dazzle ) - В период Первой мировой войны был зоологом Керром и художником Вилкинсоном был разработан принципиально новый способ визуальной защиты кораблей от огня надводных кораблей и, прежде всего, подводных лодок. Основной идеей "разобщающего" камуфляжа стало не уменьшение заметности корабля, а искажение его силуэта таким образом, чтобы затруднить визуальное определение его типа, скорости хода и расстояния до него

Что такое маскировка

Тактическая маскировка кораблей - является разработкой направлений, методов, приёмов и способов маскировки сил и объектов флота в войнах и локальных конфликтах.

Рассматривая вопрос о видимости кораблей, можно установить, что вероятность обнаружения корабля зависит от характера его окраски, а поэтому, маскировочное окрашивание является одним из способов визуальной маскировки кораблей. Маскировочное окрашивание кораблей выполняется различными способами, которые могут быть разделены на два основных вида: защитное окрашивание и камуфляжное(маскировочное). Основные задачи маскировочного окрашивания кораблей сводятся к:

1) уменьшению заметности корабля, т. е., другими словами, к уменьшению дальности, на которой корабль может быть обнаружен;

2) введению противника в заблуждение относительно класса, типа, курса и скорости хода корабля; при этом если ошибка в определении перечисленных данных будет у противника даже временной, маскировочное окрашивание всё равно достигнет своей цели.

Опыт в морских баталиях указывает, что основным является первое, а второе имеет подчиненное значение. Однако в определенных условиях обстановки, искажение вида и элементов движения корабля часто становится главной задачей маскировки. При хорошей видимости в дневное время уменьшение заметности может быть достигнуто практически только на больших расстояниях от наблюдателя, а при плохой видимости в дневное время, при тумане и т. п. - и на небольших расстояниях. Наблюдение при этом возможно как с воздуха, так и с корабля. Наконец, ночью или в сумерки уменьшение заметности легко может быть достигнуто и на очень малых дистанциях.

Повод создания

Одним из поводов развития этого направления послужил прорыв немецких инженеров в сфере военной промышленности и инженерии, повлёкший за собой создание нового класса кораблей. В Первую Мировую войну союзники в лице Англии, Франции и Североамериканских Соединенных Штатов были в ужасе от новой немецкой разработки - подводной лодки. Скрываясь от взора противника под толщей воды, подлодки с большим успехом уничтожали флот врага. Одним из вариантов защиты от них была визуальная маскировка, которая осуществлялась путём раскрашивания кораблей, но первые плоды не приносили успеха. Маскировка не могла подстроится под «характер» моря, вода постоянна менялась небо приобретало разнообразный окрас из-за изменения погодных условий.

Автор новой маскировки

Спас плачевное положение британский офицер военно-морского флота и художник Норман Вилкинсон (англ. Norman Wilkinson ).Он применил безумные стили, одним из которых был кубизм, который входил в моду в те времена в изобразительном искусстве. Идея - превратить окрас из маскировочного стиля в «ослепляющую раскраску». Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно - «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и т.д. и т.п.. Однако кажущийся хаос в покраске корабля был лишь кажущимся, покраска была систематизирована и наносилась по определённым правилам.

Форма камуфляжа и правила нанесения

При решении специальной задачи камуфляжа - искажения - раскраска корабля должна деформировать его силуэт или имитировать какой-то иной объект наблюдения.

Характерные признаки силуэта корабля определяются типом корабля, очертаниями его корпуса, расположением труб, мачт, надстроек и вооружения. Камуфляж, в первую очередь, должен нарушить эти признаки посредством видимого изменения очертаний и рельефа поверхности корабля.

Форма пятен может быть самой разнообразной. Обычно для того чтобы разнообразить рисунок, берут пятна различной ширины и размеров. Основную задачу и трудность представляет расположение и разбивка пятен относительно очертаний корабля, которые требуется исказить. Искажение основано на слиянии с фоном («отпадении» к фону) при определенных условиях освещения части пятен камуфляжа в то время, как пятна, контрастирующие с отпавшими к фону, видны. Чтобы силуэт корабля был резко изменен, стремятся исказить его контурные линии, т. е. создать кажущиеся очертания, совершенно не характерные для данного корабля. Поэтому пятна разбиваются так, чтобы они ни в коем случае не повторяли действительных очертаний корабля, а ориентировались под какими-то углами к ним.

Камуфляж кораблей для действий в открытом море представляет собой типичный вид крупнопятнистого камуфляжа. Выбирая рисунок камуфляжа, стремятся подобрать наиболее целесообразную форму, величину и расположение пятен, окраски. Неопытному глазу камуфляжная окраска кажется хаотическим и бессистемным сочетанием произвольных цветовых пятен. На самом деле в выборе рисунка камуфляжа имеется определенная система, дополненная практическим опытом командира.

Трубы кораблей часто окрашиваются так, чтобы пятна создавали впечатление их наклона в сторону, противоположную действительному наклону. Трубы, башни и другие части корабля окрашивают в разные тона: одни в светлые, другие в темные.

Пятна с прямолинейными границами создают эффект резкого изломанного рельефа, выступающих углов и впадин. Такие очертания пятен употребляются в тех случаях, когда стремятся исказить курсовой угол или «укоротить» корабль, использовав, например, слияние некоторых пятен с кильватерной струей (вода, взволнованная турбинами корабля, обычно белого цвета).

При нанесении пятен камуфляжа соблюдаются некоторые правила:

1. Пятно или полоса, начавшаяся на одной плоскости, продолжается на другой, с нею не совпадающей, так же, как если бы плоскости совпадали одна с другой.

2. Изгиб контурной линии пятен ни в коем случае не должен находиться на линии сопряжения пересекающихся поверхностей.

3. Линия сопряжения двух пересекающихся поверхностей не должна служить границей пятен. Желательно, чтобы граница пятен пересекала линию сопряжения двух поверхностей под острым углом.

4. Окраска выступающих или входящих пространственных углов должна производиться так, чтобы пространственный угол, например, трехгранный угол мостика, угол щита артиллерийских системы и т. д., подчеркивался темным пятном, центр которого не должен совпадать с истинной вершиной угла.

Первые испытания и их результат

Ошибка в расчетах командира подводной лодки

Немецкие подводники тех времён наблюдали корабль только через перископ. Командиру подводной лодки необходимо было визуально оценить курс судна относительно лодки и его скорость. Цена ошибки командира высока, так как "пристрелка" из-под воды практически невозможна из-за малого количества торпед в залпе лодки, огромного времени перезарядки и невысокой скорости хода торпеды ("невысокой" относительно скорости артиллерийского снаряда, конечно). Новая раскраска кораблей вводила подводников в ступор, не давая прицелиться, так как не было понятно, что это за корабль и какой у него курс и вообще, где у него нос.

Торговый флот США начал применять "ослепляющий камуфляж" начиная с марта 1918-го года. До окончания войны успели окрасить 1256 кораблей. Послевоенные подсчеты показали, что в период с 1 марта 1918 года было потеряно 75 некамуфлированных кораблей (водоизмещением свыше 2500 тонн) и всего 18 камуфлированных, причем из числа последних только 11 погибли от торпед подлодок.

Судьба после Первой Моровой войны

Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS M33 (1915) . Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

В это время союзники пытались разрисовывать таким способом джипы и танки, испытания прошли успешно, из-за большой скорости объектов маскировка успешно выполняла свои функции, учёные доказали что объект становится на 7 процентов меньше (визуально) и боец с РПГ мог промахнутся не правильно выстрелив на упреждение по быстро двигающейся цели.

Во время Второй мировой войны были попытки снова применить «ослепляющую раскраску», но развитые технологии обнаружения целей, такие как: радары, сонары, магнитометрия, радиолокация, газо анализ, химический способ обнаружения и появление морской авиация погубили это направление «военной живописи».

Галерея

    Китайско-российские совместные военно-морские учения «Морское взаимодействие-2012».

    Спуск на воду моторной яхты Guilty, которую раскрасил современный художник Джефф Кунс, 2008 год, часть 1.

    Спуск на воду моторной яхты Guilty, которую раскрасил современный художник Джефф Кунс, 2008 год, часть 2.

«Многие известные виды камуфляжа могут легко сделать так, что один хорошо видимый предмет будет казаться двумя, два объекта - тремя и так далее»

Фото 8.

Развитие технологий поставило крест на этом типе камуфляжа. Вернее, на его военном использовании: оптические приборы обмануть таким образом уже не получалось. Зато, Razzle Dazzle моментально подхватило послевоенное поколение - этот тип камуфляжа до сих пор актуален и часто используется в создании молодежных линеек одежды.

А вот и одна из картин самого Нормана Уилкинсона. Как видите, художник совсем не был кубистом, предпочитая работать в более традиционных стилях. Эта картина, созданная в 1915 году, называется «Пляж на Дарданеллах с солдатами, разгружающими медикаменты».

Фото 9.

Для разработки дизайна были созваны лучшие художники своего времени. Каждый корабль имел свою индивидуальную окраску, над которой работали Эббот Тайер, Максимилиан Тох, Эдвард Уодсворт, Эверетт Уорнер и многие другие. Собственно, большую часть сохранившихся судов, можно было бы смело отправлять в музей современного искусства.

Фото 10.

Фото 11.


Крейсер «Глуар» (Gloire), вошедший в состав французских ВМС в 1937 году.

Головокружительно, не правда ли? Такой способ окраски корабля может показаться странным, если не убийственным для корабля и экипажа. Но это лишь на первый взгляд.

В свое время старый добрый Dazzle camouflage буквально сводил с ума командиров немецких подводных лодок. Попробуйте на просторах океана, с хорошим удалением, через несовершенную оптику тех времен идентифицировать цель, направление и скорость ее движения, осадку, и прочие данные, необходимые для успешной торпедной атаки. Вот тут–то и возникали затруднения.

Результат атаки зависит напрямую от оценки обстановки, но если командир порой не мог определить, в каком направлении он движется, и где вообще его нос и корма, эфффективность такой атаки практически нулевая.

Изобретателем этого типа камуфляжа стал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, служивший во время Первой мировой войны в подводном флоте. Его идеей было не прятать огромный корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, готовящего торпедную атаку.

Основная цель этого камуфляжа была не столько скрыть совсем объект от неприятеля - котлотурбинные установки легко демаскировались дымом из труб, а усложнить попадание.

Так как дальномеры были оптические, все базировалось на исходных данных (длина, ширина корабля, которые более–менее известны) и углах (тысячные дистанции). Исказить эти данные и были призван этот камуфляж.


Идея пришла из авангардистского ответвления кубизма - вортицизма, модного тогда.


Адепт вортицизма - Уиндем Льюис, и его работа «Workshop».

Первопроходцем в 1917 году стал лайнер HMS Alsatian, на котором после многократных тестов на макетах был испытан новый тип камуфляжа, и затем он был принят на вооружение не только в Британии, но и США, Франции, России.


Эсминец «Счастливый». Российская империя, ПМВ, Черное море.


Камуфляж применяли как на торговых судах, так и военных кораблях.

И не только черно–белый: варианты расцветки варьировалась от зеленого до оранжевого. Один из журналистов, став свидетелем движения конвоя, назвал его «стаей уходящих в море пасхальных яиц».

Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна, в реальности же приближающегося.

К слову, расцветка зебр работает по тому же принципу, а их группа вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными. Флотские ветераны традиционно пренебрежительно относились к этой раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых дам, но моряки быстро оценили его преимущества - ведь атаки немецких подводников все чаще становились безрезультатными.

С началом Второй мировой войны он также нашел себе применение, в том числе в ВВС.


Истребитель P–51 «Mustang».

Правда с началом активного применения радиолокационных средств обнаружения целей он начал понемногу терять актуальность, и корабли были окрашены в привычный туманно–серый шаровый окрас. Но и сегодня Dazzle вновь находит для себя применение. Он прекрасно сочетается с высокотехнологичными системами «кораблей–невидимок».

Кроме того, камуфляж используется на камерах на дорогах Австрии, фиксирующих скорость автомобилей: раскрашенная таким образом камера совершенно незаметна.

Да, а крейсер пережил войну, в отличие от остальных систершипов.
Совпадение? Кто знает?

«Многие известные виды камуфляжа могут легко сделать так, что один хорошо видимый предмет будет казаться двумя, два объекта — тремя и так далее» — Рой Беренс, автор книги «Ship Shape» об истории экспериментов с камуфляжем Dazzle


В продолжении темы ТЕХНОЛОГИИ КАМУФЛЯЖА предлагаю вам узнать историю создания и принцип действия интересного камуфляжа Razzle Dazzle.

Узор под названием Dazzle, который можно по праву называть пионером среди камуфляжных рисунков, был разработан не для того, чтобы замаскировать сам объект, на который он будет нанесен, а чтобы противник не мог на глаз определить размеры, форму, направление и скорость движущейся техники. Чаще всего «сверкающий камуфляж», как его иногда называют, наносили на корабли и самолеты, используя переплетающиеся друг с другом контрастные цвета. Другое его название — Razzle Dazzle — переводится с английского как «суматоха» и довольно четко описывает производимый им эффект.


1. Рекламный плакат корабельной компании Cunard Line, 1918 год. 2. Американский линкор USS California, 1944 год. 3. Принципиальная схема дизайна линкора. 4. Картина «Dazzle-ships in Drydock at Liverpool» английского художника Эдуарда Уодсворта, 1919 год

Dazzle как тип маскировочного рисунка имел смысл только в те времена, когда у военных еще не было мощных радаров, позволяющих легко определить размеры, скорость и расстояние до исследуемого объекта. Сбить с толку зоркого наводчика могла эта специальная раскраска, вызывавшая только лишь сумятицу. Можно сравнить такую тактику с ложными глазами некоторых видов рыб или бабочек — с таким рисунком, да еще и с неблизкого расстояния определить, где нос судна, а где корма, было для противника не такой уж простой задачей.

Изобретателем этого камуфляжа (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры — главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.


Стоит заметить, что именно в тот период Первой мировой войны камуфляж начал принимать массовый оборот и стал использоваться войсками всех задействованных в войне сторон. Так, немцы разрисовывали пятнами стальные шлемы своей пехоты, а русские войска украшали разноцветными амебами бронетехнику.

Также стоит знать и о связи этого рисунка с авангардным искусством — считается, что когда Норман Уилкинсон придумывал камуфляж Dazzle, он, кроме прочего, вдохновлялся ранними работами художников-кубистов, которые использовали рубленые контрастные геометрические формы для придания полотну объема. Близкие по смыслу приемы можно найти в картинах многих из них, например, Пабло Пикассо (на изображении ниже — его картина «Арлекин» 1909 года).

Кстати, маскировочный рисунок зебры работает по тому же принципу, что и dazzle — сбивает с толку хищника, маскируя направление движения. Несколько таких животных, собравшись в группу, вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными.

Итогом разработок Уилкинсона и его команды художников стал океанический лайнер HMS Alsatian, который в августе 1917 года был перекрашен в Dazzle после тестирования этого типа камуфляжа на макетах. Эксперимент прошел удачно, и британские войска стали практически повсеместно внедрять эту раскраску для маскировки крупных океанических лайнеров. Уилкинсон, в свою очередь, начал работать еще и с армией США, а после окончания Первой мировой войны стал президентом Королевского института акварелистов (Royal Institute of Painters in Water Colours).

Во Второй мировой Dazzle использовали все больше американские и немецкие войска, но вместе с тем этот момент считается временем смерти «сверкающей маскировки». К этому моменту уже становились популярными специальные бинокли, радары и другая техника, позволявшая без лишнего труда определять расстояние до объекта, его размеры и траекторию движения. В британской армии в 1942 году на вооружение был принят рисунок Admiralty Intermediate Disruptive Pattern, который представлял собой доработанный художником Питером Скоттом Dazzle — имел более округлые формы элементов и включал в себя больше цветов, например, оттенки синего.


Одноместный американский истребитель P-51 Mustang, разукрашенный в маскировку Dazzle. Использовался в период Второй мировой войны

Сегодня Dazzle практически не используется, а самым распространенным примером его применения остаются австрийские дорожные камеры, фиксирующие скорость передвижения автомобилей: никакой лихач на большой скорости не сможет заметить раскрашенную таким образом камеру. Кроме того, этот рисунок попал на обложку четвертого студийного альбома Orchestral Manoeuvres in the Dark— «Dazzle Ships ».

Развитие технологий поставило крест на этом типе камуфляжа. Вернее, на его военном использовании: оптические приборы обмануть таким образом уже не получалось. Зато, Razzle Dazzle моментально подхватило послевоенное поколение — этот тип камуфляжа до сих пор актуален и часто используется в создании молодежных линеек одежды.

А вот и одна из картин самого Нормана Уилкинсона. Как видите, художник совсем не был кубистом, предпочитая работать в более традиционных стилях. Эта картина, созданная в 1915 году, называется «Пляж на Дарданеллах с солдатами, разгружающими медикаменты».


Для разработки дизайна были созваны лучшие художники своего времени. Каждый корабль имел свою индивидуальную окраску, над которой работали Эббот Тайер, Максимилиан Тох, Эдвард Уодсворт, Эверетт Уорнер и многие другие. Собственно, большую часть сохранившихся судов, можно было бы смело отправлять в музей современного искусства.
















© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний