Методы исследования личности в клинической психологии. Тиганов А.С

Главная / Л. Н. Толстой

Расстановка ударений: КЛИНИ`ЧЕСКИЙ МЕ`ТОД в психологии

КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД в психологии - более или менее длительное изучение личности, включающее в себя как наблюдение, так и применение других, в частности экспериментальных, методик с целью более углублённого исследования различных сторон личности и постановки психологич. диагноза. К. м. в психологии применяется при изучении как психически здоровых людей (для исследования закономерностей развития личности), так и в случаях различных нарушений психич. процессов. При изучении здорового человека К. м. чаще всего применяется для исследования закономерностей развития психич. процессов в дет. возрасте (см. Детская психология ). В этом случае длительное ("продольное") изучение ребёнка сочетается со спец. психологич. пробами и с тщательным опросом ребёнка (такой вариант К. м. применялся, напр., швейц. психологом Ж. Пиаже и его сотрудниками при исследовании мышления ребёнка).

Начало спец. разработке К. м. в психологии при изучении больной психики и в особенности применению в составе этого метода экспериментально-психологич. методики было положено в Германии в психиатрич. клинике Э. Крепелина (1856 - 1926). Дальнейшее развитие К. м. связано с именами Э. Блейлера - в Швейцарии, К. Гольдштейна - в США и др. В России первая экспериментально-психологич. лаборария в составе клиники была создана В. М. Бехтеревым в 1885 в Казани. Большое внимание уделяли развитию К. м. С. С. Корсаков, А. А. Токарский, Г. И. Россолимо, А. Н. Бернштейн, Л. С. Выготский . Благоприятные условия для развития К. м. создало проникновение в психологию сеченовских и павловских идей нервизма, на основе к-рых ведётся разработка К. м. в ряде неврологич. и психиатрич. учреждений (А. Р. Лурия , Б. В. Зейгарник, В. Н. Мясищев и др.).

К. м. применяется в дефектологии , в целях дифференциальной диагностики аномальных детей, подлежащих направлению в спец. школы, а также в психиатрич., неврологич. и нейрохирургич. клиниках. Используется К. м. также в целях судебно-мед. и трудовой экспертизы.

Обычно при изучении больной психики К. м. применяется в системе комплексного исследования, когда наряду с изучением анамнестич. данных и клинич. наблюдением включаются неврологич. и физиологич. исследования. При таком комплексном исследовании К. м. выступает не только как существенное средство дифференциальной диагностики нарушений психия. деятельности, но и как способ контроля за ходом развития коррекционной или компенсаторно-восстановительной работы, а также для выявления наиболее эффективных методов и приёмов такой работы.

Экспериментально-психология. методики, применяемые при использовании К. м., можно разделить на несколько групп: методики, направленные на изучение состояния слухового, зрительного, кинестезич. и двигательного анализа и синтеза, нарушения к-рых могут быть вызваны поражением того или иного отдела мозга; эти методики дают исходные ориентировочные данные для дальнейшего изучения, К-рое включает в себя: методики, направленные на анализ познавательной деятельности (восприятие, представления, память, мышление, речь, внимание), методики изучения эмоционально-волевой сферы.

Наиболее разработаны методики исследования познавательной деятельности (воспроизведение рассказов, объяснение сюжетных картин, классификация предметов, выделение существенных признаков понятий и др.). В наименьшей степени разработаны методики изучения эмоциональной и волевой сферы.

К. м. предполагает индивидуализированный подход к выбору методик исследования в зависимости от особенностей изучаемого лица и получаемых результатов.

Лит.: Бернштейн А. Н ., Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2 изд., М., 1922; Лурия А. Р ., Травматическая афазия, М., 1947; его же, Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, М., 1960; Зейгарник Б. В ., Патология мышления, М., 1962; Рубинштейн С. Я., Методика экспериментальной патопсихологии. Метод. пособие, М., 1962; Кононова М. П ., Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста, М., 1963; Rеу A ., Monographies de psychologie Clinique, Neuchatel - P., 1952; Contributions toward medical psychology, ed. by A. Weider, v. 1 - 2, N. Y., ; Handbuch der klinischen Psychologie, hrsg. von E. Stern, Bd 1 - 2, Z#252;rich, 1954 - 55; Lоuttit С. M ., Clinical psychology of exceptional children, 3 ed., N. Y., ; Handbook of abnormal psychology, ed. by H. J. Eysenck, N. Y., ; Meili R ., Lehrbuch der psychologischen Diagnostik, 4 Aufl., Bern - Stuttg., .

Методики, использующиеся в настоящее время в практике медицинского психолога, можно разделить на 2 большие группы: первая объединяет методики, ориентированные на оценку познавательных (когнитивных) психических процессов, вторая включает методические приемы, применяемые при исследовании личности. Методики исследования познавательных (когнитивных) процессов. В обобщенной, соответствующей клинической терминологии форме этими методиками пользуются для оценки мнестико-интеллектуальной сферы больного, т.е. при изучении процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, речи и других функций. Патопсихологические и нейропсихологические методики оценки восприятия построены с учетом его различных модальностей. К последним относятся зрительное опознавание реальных, контурных, зашумленных и расфокусированных изображений (например, проба Поппельрейтера), опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними в тактильной сфере (например, доска Сегена); восприятие на слух и оценка ритмических структур; узнавание знакомых портретов известных лиц; восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (схематические часы, контурная географическая карта). Следует подчеркнуть, что нарушение или искажение восприятия нередко выявляется при опознании не единичных объектов, а их комплекса с увеличением объема перцептивного задания. Выявление нарушений памяти осуществляется в ситуации произвольного или непроизвольного запоминания. При этом используются задания на заучивание последовательностей слов, зрительных объектов, цифр, фраз и специальных рассказов. Одной из информативных методик исследования памяти является "Пиктограмма", в которой запоминание осуществляется с помощью специальных средств в виде выполняемых больным рисунков, отражающих его ассоциации в связи с каждым из элементов предлагаемой для запоминания последовательности слов и словосочетаний. Достаточно большое число клинико-экспериментальных методик направлено на исследование мышления. Это прежде всего методика "Классификация предметов", предоставляющая возможность изучить различные аспекты мыслительной деятельности. Известны также такие методики, как сравнение и определение понятий, решение арифметических задач различной степени сложности; понимание переносного смысла пословиц и метафор; интерпретация больным сюжетной картинки или набора картинок с последовательным изложением сюжета; методика "Исключение предметов" и т.д. Некоторые методики целенаправленно создавались для оценки внимания (его устойчивости, избирательности) в сочетании с оценкой общей работоспособности больного, темпа и стабильности выполнения заданий. К ним относятся корректурная проба (вычеркивание на бланке с напечатанными буквами заданной экспериментатором буквы), метод составления натуральной арифметической последовательности из случайного разброса чисел в таблице (таблицы Шульте, таблица Горбова); сложение однозначных чисел, записанных на бланке в столбик (счет по Крепелину) и т.п. Эти методики основаны на выполнении заданий в течение достаточно длительного времени с фиксацией в эксперименте определенных временных отрезков в общем континууме времени выполнения и последующей оценкой продуктивности работы больного и темпа выполнения задания. Существует множество патопсихологических и нейропсихологических методик, применяемых для диагностики речевых расстройств в их разнообразных и специфических проявлениях, оценки выполнения специальных произвольных движений по заданной программе и других (более подробное описание методик клинико-психологического исследования — см. С.Я. Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии.—М.: Медицина, 1970; Е.Д. Хамская. Нейропсихологическая диагностика,—М., 1995; Общая психодиагностика/Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Сталина.—М.: Изд-во МГУ, 1987; и др. ). Методики исследования личности. Методические приемы исследования личности больного можно разделить на 2 подгруппы: методики прямого исследования личности и методики косвенного (опосредованного) ее изучения. В подгруппу методик прямого исследования личности традиционно входят методика оценки запоминания прерванных действий (выявляющая мотивационную активность больного), методика исследования уровня притязаний (позволяющая оценить динамические характеристики мотивации в зависимости от успешности или неуспешности решения отдельных субтестов в общей структуре методики); методика самооценки Дембо — Рубинштейн (направленная на выявление рефлексивных возможностей больного и его критичности в актуальной ситуации). В настоящее время весь спектр методик прямого исследования личности постоянно расширяется за счет внедрения в клиническую практику экспериментальных процедур, разрабатываемых в общей психологии для изучения личности в норме. Применение этих методик в клинико-диагностических целях еще требует их клинической апробации и нозологической верификации с учетом клинических особенностей изучаемого заболевания и концептуальных построений, касающихся структуры личности. Последний тезис имеет отношение и ко второй подгруппе личностных методик. К методикам косвенного изучения личности относятся проективные тесты, а также различные опросники и шкалы. Все они позволяют на основе специально разработанных процедур интерпретации получаемых данных (в их количественном и качественном выражении) получить сведения об особенностях личности через оценку ее динамических характеристик и отдельных составляющих (мотивация, самооценка, эмоции, уровень субъективного контроля, межперсональные взаимодействия и отношения, акцентуации характера и т.д.). Основная ценность этих методик определяется возможностями многомерного подхода к исследованию личности, позволяющего "объединить достоинства целостного подхода, свойственного клиническому методу, с достоинствами метрического подхода, присущего двухмерному эксперименту" (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.—М.: Просвещение, 1985.—С.5 ). Приведенная цитата имеет своей целью привлечь внимание читателя к необходимости глубокого понимания методической направленности личностно-ориентированных процедур при их выборе для решения клинико-диагностических задач. На современном этапе в практике работы медицинского психолога наиболее часто используются следующие методики: "Незаконченные предложения", "Тематический апперцептивный тест" (ТАТ), "Цветовой тест Люшера", "Цветовой тест отношений" (ЦТО), Миннесотский мультифазный личностный тест (Minnesota multiphasic personality inventory — MMPI ), тест Кеттелла (16 PF — опросник), диагностика межличностных отношений Т. Лири, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова, косвенное измерение системы самооценок (КИСС). Основные принципы проведения исследования по перечисленным методикам, направленность их на те или иные функции и оценка результатов даны в табл.1.

Методика Направленность Задача испытуемого Принципы оценки результатов
Тест Люшера Исследование функционального, эмоционального состояния (настроения), наиболее устойчивых черт личности Предъявляются карточки 8 цветов (каждый цвет имеет свою психологическую интерпретацию). Испытуемый составляет последовательность цветов по предпочтению (делается 2 выбора) Статистическая обработка оценки положения и взаимного расположения основных цветов
ЦТО Исследование сознательного и неосознаваемого уровней отношения человека (цветовые ассоциации) Совместно с психологом составляется список лиц (понятий) из окружения. Предъявляется 8 цветов (соответствующих цветам теста Люшера). Каждому лицу (понятию) подбираются подходящие цвета а) качественный анализ цветоассоциативных ответов;
б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов
MMPI Многопрофильное исследование личности по 9 шкалам Предлагается текст опросника, утверждения которого касаются состояния здоровья и характера испытуемого. На специальном бланке фиксируются ответы испытуемого (да или нет) На основе ответов испытуемого строится профиль его личности с учетом значения шкалы коррекции. По показателям 9 шкал дается интерпретация личностных особенностей
Опросник Кеттелла Исследование диагностирует черты личности (конституциональные факторы) Испытуемому предлагается текст опросника, вопросы которого носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. Ответы заносятся на специальный бланк (да, нет, иногда) Ответы испытуемого оцениваются с помощью специального "ключа". Затем проводится интерпретация результатов
ТАТ Проективное исследование раскрытия внутреннего мира личности, субъективных переживаний, мыслей Испытуемому предлагается ряд фотографий, отображающих неопределенные ситуации (с участием одного или нескольких персонажей) и имеющих эмоциональный подтекст. Испытуемый составляет по этим картинкам рассказ, в котором отражается временная перспектива сюжета а) качественный анализ ассоциативных ответов; б) формализованный анализ ассоциативных ответов. На основании этого делается вывод о характере межличностных отношений обследуемого
Тест Т.Лири Исследование представлений о себе и идеальном "Я", изучение взаимоотношений в малых группах Испытуемому предлагается опросник из 128 оценочных суждений. Делается выбор утверждений, относящихся к себе, к другим и идеалу Производится подсчет баллов с помощью специального "ключа", полученные показатели переносятся на диско-грамму, строится личностный профиль
Методика КИСС Исследование целостной системы самооценки, иерархии ценностей и личностных смыслов Испытуемому предлагаются схематические изображения человеческих лиц (на схеме лица отсутствует рот). Испытуемый ранжирует "лица" по параметрам, задаваемым экспериментатором. Затем нужно разложить карточки по "похожести на себя" Определяется коэффициент ранговой корреляции. Строится графическое изображение самооценки, делается вывод об общем принятии себя и о том, насколько данное качество ценится испытуемым
ПДО Исследование акцентуаций характера Испытуемому предъявляется опросник, от него требуется осуществить выбор вопросов из групп, объединенных в "тематические блоки" Подсчитываются баллы с помощью специального "ключа". Результаты сравниваются с нормативными показателями
Незаконченные предложения Исследование системы отношений к себе и к своему социальному окружению Испытуемому предъявляется 60 незаконченных предложений, которые он должен закончить Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

· Наблюдение

· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)

· Биографический метод

· Изучение продуктов творчества

· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Наблюдение - познавательный процесс, в котором человек внимательно отслеживает происходящее с ним или вокруг него. Например, наблюдение за поведением ребенка. Или, наблюдение за собственным поведением в группе.

Наблюдатель - тот, кто наблюдает. В процессе наблюдения человек использует механизмы восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительный анализ. Наблюдательный - человек, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

Что можно наблюдать

Наблюдение происходит постоянно, но часто человек не осознает этого. В фокусе его внимания оказывается множество мыслей. Эти мысли наблюдаются. Эмоциональные остояния, которые переживает человек, тоже наблюдаются. Все происходящие с человеком явления наблюдаются. Постоянно наблюдаются и все видимые объекты. Наблюдение настолько привычно и постоянно для человека, что он попросту его не замечает. Наблюдение - сложный познавательный процесс, в котором сочетается чувственного восприятия и рационального.

Наблюдение может быть преднамеренным, планомерным восприятием, предпринимаемым с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, непосредственное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Виды наблюдений :

· Внешнее наблюдение (за другими)

· Внутреннее наблюдение (за самим собой - самонаблюдение)

· Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает)

· Cтороннее (наблюдатель не является участником процесса)

· Эпизодические (от нескольких минут)

· Длительные (дни-недели)

· Поисковое (направлено на первичный анализ (выделение) признаков и элементов наблюдения)

· Стандартизированное (основывается на использовании уже выработанной схемы наблюдения)

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ


Биографические методы в психологии (ново - жизнеописание от жизнь, пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

В двадцатом веке ленинградский ученый и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен ее труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.

Биографический метод в работе руководителя

Интересный материал для руководителя дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.

  • А.С. Прилуцкий, Э.А. Майлян, Кафедра клинической иммунологии и аллергологии, Лечебно-диагностический центр клинической иммунологии и аллергологии, ДонГМУ
  • Как правило, психологические методы, используемые в целях диагностики, представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так, для обнаружения утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания чисел; для выявления патологии памяти - тесты на заучивание слов-цифр, опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других. Существует также множество как патопсихологических, так и нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.

    Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного, а расширяют возможности этого анализа.

    Существует четыре метода клинико-психологического ис­следования: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза).

    Клинико-психологическое интервью (беседа) - это метод получения информации об индивидуально-психологических особенностях личности и психологических состояниях. От обычного расспроса интервью отличается тем, что оно имеет направленный диалогический характер и направлено не толь­ко на идентификацию явно предъявляемых признаков патологии, но и на распознавание скрытых признаков, а также на более точное понимание существа-проблемы.

    Принципы клинико-психологического интервью:

    1. однозначность и точность вопросов;
    2. доступность;
    3. проверяемость и адекватность;
    4. беспристрастность.

    Принцип однозначности и точности подразумевает од­нозначное формулирование вопросов, не допускающее раз­нообразия в понимании того, о чем спрашивает диагност па­циента.

    Принцип доступности предполагает, что диагност обра­щается к пациенту на понятном ему языке, соответствую­щем его социальному статусу, уровню знаний, словарному запасу, культурным особенностям.

    Принцип адекватности требует уточнения содержания одинаковых слов, которыми пользуются пациент и психолог для исключения неверной интерпретации ответов.

    Принцип беспристрастности предполагает контроль диагноста над тем, не навязывает ли он пациенту своих представлений о наличии у пациента патологии.

    Само интервью состоит из двух частей:

    Первая часть - установление психологического контакта. Это наи­более важный и сложный этап, способный повлиять на каче­ство полученных результатов. Первичное клинико-психологическое интервью никогда не следует ориентировать на получение информа­ции: его лучше начинать с ситуативной поддержки, уточне­ния самочувствия.

    Вторая часть интервью - беседа во время эксперимента. Содержание этой беседы всегда зависит от поставленной задачи.

    Клинико-психологическое интервью может быть полу­структурированным и свободным. Полуструктурированное интервью включает в себя обязательный список специ­фических вопросов, касающихся конкретной проблемы.Оно позволяет психологу за короткий период собрать пол­ную информацию, необходимую для постановки психологи­ческого диагноза, и прояснить все необходимые аспекты про­блемы.Допросы в таких интервью направлены на идентификацию симптомов расстройства, определение типичных ситуаций их проявления, интенсивность и глубину нарушений, семейный и межличностный контекст. Эффективность проведения структурированного интервью определяется двумя фактора­ми: 1) качеством межличностного контакта психолога и пациента; 2) гибкостью проведения интервью.

    Свободное клинико-психологическое интервью помогает сформировать наиболее полную информацию об актуальных проблемах ребенка или взрослого, и ситуации, в которой он находится. Сво­бодное интервью позволяет детям и взрослым спонтанно выс­казывать свои наиболее актуальные, не навязанные психо­логом мысли и чувства, как это и бывает с ними в повседнев­ном общении.

    В первичном клинико-психологическом интервью, прово­димом любым методом, важно провести обследование психического статуса. Информация о психическом статусе представляет собой впечатление психолога от общения с клиентом. Такое обследование позволяет выделить те аспекты поведения, которые необходимо подвергнуть более тщательному анализу, сопоставить жалобы со сложившимся впечатлением. Психический статус включает в себя пять параметров:

    - внешний вид обследуемого;

    - коммуникабельность и поведение во время беседы и те­стирования;

    - настроения и эмоции;

    - интеллект;

    - особенности восприятия себя, времени и окружающей реальности.

    Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот подход характеризуется следующими критериями:

    1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются направленными на изучение нарушений определенного вида патологии психики (например, метод формирования искусственных понятий)

    2) эти методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций, требующих от больного выполнения заданий, в процессе выполнения которых и появляются интересующие экспериментатора патологические явления (например, метод исключения предмета).

    Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).

    Клинико-психологический эксперимент - это искусствен­ное создание условий, выявляющих особенности психической деятельности человека в болезненных состояниях. Он строится по принципу функциональных проб. Роль специфической нагрузки в экспериментально-психологическом исследовании принадлежит заданиям, выполнение которых требует актуализации психических функций.

    Исследование осуществляется с помощью нестандартизированных и стадартизированных методик.

    Нестандартизированные методики получили название патопсихологических. Заключение при использовании этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу способа выполнения целого ряда заданий.

    Стандартизированные методики включают всебя раз­личные тесты и личностные опросники.

    Существует два принципа подбора методик для экспери­ментально-психологического исследования: 1)сочетание методик, позволяющих более полно и всесторонне исследо­вать проявления психической деятельности; 2) сочетание близких по направленности методик, что повышает надеж­ность полученных результатов. Обычно в одном исследова­нии применяют 8-9 методик.

    В выборе методик играют роль следующие обстоя­тельства:

    1. Цель исследования - дифференциальная диагностика, определение глубины дефекта, изучение эффективности те­рапии.

    2. Образование и жизненный опыт больного.

    3. Особенности контакта с больным (например, слабови­дящий пациент).

    В процессе исследования методики предлагаются по воз­растающей сложности.

    Принципы клинико-психологического эксперимента: включенность как наблюдателя, так и испытуемого; в нем моделируется деятельность; он рассматривается как функциональная проба; в его процессе осуществляется взаимодействие психолог - пациент; никогда не может быть стандартизован (это творческий процесс); он предполагает наличие методик, обращенных к различным уровням реализации психической деятельности.

    Дилемма: качественная или количественная оценка успешности деятельности испытуемого? Качественный анализ - касается ошибок, а не продуктивности и позволяет понять «почему» или «как». Количественный - для оценки эффективности лечения.

    Наблюдение за поведением - это способ оценки мыслей, чувств и поступков ребенка и взрослого в определенном социальном ок­ружении. Оно позволяет сформулировать гипотезу о природе проблемы и план ее коррекции. Если в интервью мы имеем дело с внутренней картиной расстройства или проблемы, в эксперименте мы моделируем различные ситуации, выявля­ющие особенности протекания психических процессов, то в наблюдении мы видим реальные проявления особенностей психики пациента, в ситуациях социального взаимодействия, и реальные проблемы, связанные с этими особенностями, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни.

    Перед организацией наблюдения психолог должен оп­ределить то, на какие поведенческие симптомы будет обра­щено особое внимание наблюдателя. Нередко для наблюде­ния используется заранее составленная оценочная таблица. В наблюдении используется следующая схема обследования: | | | | | | | | |



    © 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний