Развитие научных знаний в древнем мире. Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века

Главная / А. С. Пушкин

Возникновение научных знаний

Безраздельное господство религии не смогло полностью подавить свободной мысли человека, стремившейся познать окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании», как таковом и о высокой ценности знания, выделяющего «знающего» человека над всеми остальными людьми. Так, автор одного «Поучения» говорит: «Сделают всё, что ты скажешь, если ты будешь знающим. Углубись в писания и вложи их в своё сердце и тогда всё, что ты скажешь, будет прекрасным. На какую должность не назначат писца, он всегда будет обращаться к книгам».

Знания накапливались, и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были по большей части либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов-рабовладельцев, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники для данного ведомства, например для царской сокровищницы. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась мерами телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями». Так, автор одного «Поучения» говорит: «О, писец, не будь ленивым, а то тебя строго накажут. Не склоняй свое сердце к удовольствиям, а то ты пойдешь ко дну. С книгами в руках, читай вслух и советуйся с теми, которые знают больше тебя. Счастлив писец, который искушён на всех своих поприщах… Не проводи в лености ни одного дня, а то тебя будут пороть. Ведь уши мальчика у него на спине и он услышит, когда его будут бить. Постоянно спрашивай совета и не забывай об этом. Пиши, и пусть тебе это не надоедает».

Учеников учили главным образом трудной и сложной грамоте, заставляя их списывать с особых прописей ежедневно около трёх страниц. Ученик должен был твёрдо усвоить не только систему правописания, но и сложную каллиграфию и стилистику. До нас дошли упражнения начинающих писцов, содержащие главным образом поучения с воспитательной целью и образцовые, столь же поучительные письма. Наконец, в Египте существовали и высшие «писцовые школы», носившие название «дом жизни» («пер анх»). Развалины такого «дома жизни» были обнаружены в древней столице фараона Эхнатона (см. стр. 218).

Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена и наблюдения над природой приводили к постепенному накоплению первых научных знаний. Все эти знания носят ещё главным образом прикладной характер. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые теснейшим образом связаны с практической жизнью и имеют своей целью облегчить работу землемеров и строителей. Так, например, мы знаем, что Аменемхет I установил границы номов на основании того, «что стоит в книгах и находится в древних писаниях». Это определение границ производилось особыми землемерами на основании расчётов, которые затем записывались. На это указывают рисунки, сохранившиеся в гробницах и изображающие обмер земли при помощи особой землемерной веревки. Судя по содержанию математических задач, знания в области арифметики и геометрии использовались при определении площади поля, при определении объёма кучи зерна или амбара, служившего для ее хранения. Наконец, благодаря знаниям в области математики, египтяне умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О большом значении математики, в частности геометрии, в развитии строительного дела, говорят многочисленные и грандиозные здания, в особенности пирамиды, которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.

О развитии математических знаний в древнем Египте, в особенности в период Среднего Царства, говорит довольно большое количество математических текстов того времени, в частности московский «Математический папирус». Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Очень характерны для форм египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между длиной которых египетский математик установил определённые взаимоотношения. Математические знания широко использовались в искусстве. Египетский художник для того, чтобы нарисовать на плоскости фигуру человека, рисовал квадратную сетку, в которую он врисовывал тело человека, пользуясь для этой пели знанием математических соотношений длины одних частей тела к другим. На некоторую примитивность египетской математики указывает способ применения четырёх простых арифметических действий. Так, например, при умножении пользовались способом последовательных действий. Для того, чтобы умножить восемь на восемь, египтянин должен был произвести 4 последовательных умножения на 2. Деление производилось при помощи умножения. Для того, чтобы разделить 77 на 7, надо было установить, на какое число следует умножить 7, чтобы получить 77. Высокого развития достигла в Египте геометрия, имевшая большое практическое значение. Египетские математики умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и даже круга, принимая величину? равной 3,16, т. е. более точно, чем вавилоняне. В московском «Математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усеченной пирамиды и полушария. Некоторые очень элементарные знания древние египтяне имели в области алгебры, умея вычислять уравнения с одним неизвестным, причём неизвестное они называли словом, «куча» (очевидно «куча зерна»).

Текст египетского сборника задач по геометрии

Некоторые знания имели древние египтяне и в области астрономии. Частые наблюдения над небесными светилами приучили их отличать планеты от звёзд и даже дали им возможность установить карту звёздного неба. Отдельным созвездиям и даже звёздам (например Сириусу) египтяне дали особые названия. Пользуясь специальными таблицами расположения звёзд и особым инструментом, египтяне умели определять время даже ночью. Астрономические знания дали египтянам возможность построить систему календаря. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на 1/4 суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году.

Табличка расположения звёзд из царской гробницы ХХ-ой династии.

Новое Царство

Значительное развитие получили в Египте медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Поэтому лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии, которые зафиксированы в целом ряде анатомических терминов. В некоторых медицинских текстах дается и своеобразная методика лечения, требующая от врача осмотра больного, определения симптомов, диагноза и установления способа лечения. Врачи специализируются по отдельным видам болезней. Появляются особые лечебники по гинекологии, хирургии и глазным болезням. Довольно точное описание некоторых болезней, их симптомов и явлений позволяет предполагать некоторые знания египтян в области диагностики. Так, в египетских медицинских текстах подробно описываются желудочные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, ревматизм, скарлатина, глазные болезни, накожные болезни и мно5кество других. В особых руководствах по гинекологии описывались ранние и поздние роды, а также указывались средства «распознать женщину, которая может родить, от той, которая не может». В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен). В более позднее время хирургия достигла значительно более высокого развития. Названия некоторых болезней, а также рецептура, основанная на продолжительном опыте, свидетельствуют о довольно значительном развитии египетской медицины, достижения которой были широко заимствованы авторами медицинских трактатов античного мира.

На появление первых попыток теоретических обобщений указывает учение о кровообращении и о тех идущих от сердца «22 сосудах», которые, по мнению египетского врача, играли определённую роль в жизни человеческого организма и в ходе болезни. В этом отношении очень характерны следующие слова из медицинского папируса Эберса: «Начало тайн врача, знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену».

Так пытливая мысль человека постепенно развивалась, несмотря на господство религиозно-магического мировоззрения.

Орнаментальная гиероглифическая надпись Среднего Царства

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Развитие научных знаний XVI-XVII вв. ознаменовались коренными переменами в развитии естествознания и математических наук. Идеи Коперника об организации солнечной системы получили развитие в трудах Иоганна Кеплера (1571-1630), который открыл три закона обращения планет вокруг

Из книги Запретная археология автора Бейджент Майкл

Поиски научных доказательств Западная научная традиция (зачастую курьезным образом отличающаяся от частных убеждений отдельных людей, которые могут быть далеко не столь рационалистическими) всегда ищет доказательства всякого суждения касательно реальности – будь то

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Развитие научных знаний. Образование В ранний период в Византии еще сохранялись старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Бейрут, Газа. Однако наступление христианской церкви на античную языческую образованность привело к упадку некоторых из них. Был

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Возникновение научных знаний Безраздельное господство религии не смогло полностью подавить свободной мысли человека, стремившейся познать окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании», как таковом и о высокой ценности знания, выделяющего

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Зарождение научных знаний в Месопотамии АстрономияПрактические потребности, хозяйственные, административные и медицинские, уже на ранних этапах развития цивилизации в древней Месопотамии привели к появлению начатков научных знаний. Наибольшего развития в Шумере,

автора Бонвеч Бернд

6. Культура, развитие образования и научных знаний Особенности развития немецкой культуры Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Развитие научных знаний XVI-XVII вв. ознаменовались коренными переменами в развитии естествознания и математических наук. Идеи Коперника об организации солнечной системы получили развитие в трудах Иоганна Кеплера (1571-1630), который открыл три закона обращения планет

Из книги Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии автора Вернадский Владимир Иванович

1.7 Общеобязательность научных результатов. В тесной связи с этим характером научного мышления стоит и другая его, исключительная в истории человечества сторона - общеобязательность его результатов. Эта общеобязательность результатов - для всех без различия, без

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Потребность в научных знаниях Основные научные знания майя в астрономии, математике, письменности и календаре тесно связаны между собой, как они были связаны и у других развитых народов древности. Вероятно, еще в очень отдаленные времена люди, наблюдая дневное и ночное

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Использование научных знаний За исключением медицины, все науки майя, монополизированные правящим классом, служили в конечном счете орудием господства этого класса над темным и бесправным народом. Все научные знания, записанные в иероглифических текстах, могли быть

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение научных знаний и философских воззрений Потребности повседневной жизни, развитие земледелия и ремесла побуждали древних китайцев изучать явления природы. Большое внимание среди прочих наук в древнекитайском обществе уделяли астрономии. В результате

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

1. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ Во второй половине 50–х годов в мире, в том числе и в СССР, широко развернулась научно - техническая революция, главным направлением которой стали комплексная автоматизация производства, совершенствование контроля и управления

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНОСТИ. (ПЕРИОД ПРАКТИЧЕСКОЙ И РЕМЕСЛЕННОЙ ХИМИИ) ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ На низших ступенях культурного развития человеческого общества, при первобытно-родовом строе, процесс накопления химических знаний

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

О научных предубеждениях Ввиду большого значения личного отношения и лояльности в исторических исследованиях, ориентация историка играет здесь гораздо большую роль, чем в других научных дисциплинах, и эта роль облегчает исследование исламского мира.При исторической

Из книги КГБ во Франции автора Вольтон Тьерри

В научных кругах Голицын утверждал, что один ученый, азиат по происхождению, был завербован КГБ на конгрессе в Лондоне. И опять – никакого имени, только некоторые его приметы.После многих недель поисков УОТ уже собиралось прекратить расследование, и вдруг представитель

Научные аспекты античной мысли. Систематизация и развитие Аристотелем древнегреческой философии и науки. Теория познания и логика Аристотеля

Наши представления о сущности науки не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с дискуссией о времени возникновения науки.

Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.

Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. Мы уже называли и довольно подробно говорили об этих сторонах науки. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:

Наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;

Как непосредственная производительная сила - со второй половины XX в.;

Как социальный институт - в Новое время;

Как форма общественного сознания - в Древней Греции;

Как знания и деятельность по производству этих знаний - с начала человеческой культуры.

Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность дала миру математику, Новое время - современное естествознание, в XIX в. появляется обществознание.

Для того чтобы понять этот процесс, нам следует обратиться к истории.

Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания - объективных общезначимых истин науки.

Совокупность таких условий, а также появление в культуре человеческого общества самостоятельной сферы, отвечающей критериям научности, складывается в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э.

Чтобы доказать это, необходимо соотнести критерии научности с ходом реального исторического процесса и выяснить, с какого момента начинается их соответствие. Напомним критерии научности: наука - это не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что предполагает существование особой группы людей, специализирующейся на этом, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации (1); теоретичность - постижение истины ради самой истины (2); рациональность (3); системность (4).

Прежде чем говорить о великом перевороте в духовной жизни общества - появлении науки, происшедшем в Древней Греции, необходимо изучить ситуацию на Древнем Востоке, традиционно считающемся историческим центром рождения цивилизации и культуры.

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Если мы рассмотрим науку по критерию (1), то увидим, что традиционные цивилизации (египетская, шумерская), обладавшие налаженным механизмом для хранения информации и ее передачи, не имели столь же хорошего механизма по получению новых знаний. Эти цивилизации вырабатывали конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта, которые передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри касты жрецов. При этом знание квалифицировалось как идущее от Бога, покровителя этой касты, отсюда - стихийность этого знания, отсутствие критической позиции по отношению к нему, принятие его практически без доказательства, невозможность подвергнуть его существенным изменениям. Такое знание функционирует как набор готовых рецептов. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению этих рецептов и правил, при этом вопрос, как были получены эти рецепты и можно ли заменить их более совершенными, даже не вставал. Это - профессионально-именной способ трансляции знаний, характеризующийся передачей знаний членам единой ассоциации людей, сгруппированных по признаку общности социальных ролей, где на место индивида заступает коллективный хранитель, накопитель и транслятор группового знания. Так передаются знания-проблемы, жестко привязанные к конкретным познавательным задачам. Этот способ трансляции и этот тип знаний занимают промежуточное положение между лично-именным и универсально-понятийным способами трансляции информации.

Лично-именной тип передачи знаний связан с ранними этапами человеческой истории, когда необходимые для жизни сведения передаются каждому человеку через обряды инициации, мифы как описания деяний предков. Так передаются знания-персоналии, являющиеся индивидуальными умениями.

Универсально-понятийный тип трансляции знаний не регламентирует субъекта познания родовыми, профессиональными и прочими рамками, делает знание доступным любому человеку. Этому типу трансляции соответствуют знания-предметы, являющиеся продуктом познавательного освоения субъектом определенного фрагмента реальности, что говорит о появлении науки.

Профессионально-именной тип трансляции знаний характерен для древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей четыре тысячи лет почти без изменений. Если там и происходило медленное накопление объема знаний, то совершалось это стихийным образом.

Более динамичной в этом отношении была вавилонская цивилизация. Так, вавилонские жрецы настойчиво исследовали звездное небо и добились в этом больших успехов, но это был не научный, а вполне практический интерес. Именно они создали астрологию, которую считали вполне практическим занятием.

То же самое можно утверждать о развитии знаний в Индии и Китае. Эти цивилизации дали миру множество конкретных знаний, но это были знания, необходимые для практической жизни, для религиозных ритуалов, всегда бывших там важнейшей частью повседневной жизни.

Анализ соответствия знаний древневосточных цивилизаций второму критерию научности позволяет говорить о том, что им не были свойственны ни фундаментальность, ни теоретичность. Все знания имели сугубо прикладной характер. Та же астрология возникла не из чистого интереса к строению мира и движению небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек, составлять гороскопы. Ведь небесные светила, по представлению вавилонских жрецов, являлись ликами богов, наблюдавшими за всем происходящим на земле и существенно влияющими на все события человеческой жизни. Это же можно сказать о других научных знаниях не только в Вавилоне, но и в Египте, Индии, Китае. Они были нужны для чисто практических целей, среди которых важнейшими считались правильно исполненные религиозные ритуалы, где эти знания прежде всего и использовались.

Даже в математике ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач, при том что они могли решать достаточно сложные задачи. Любое решение, приводившее к практически приемлемому результату, считалось хорошим. Для греков же, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная же математика даже в своих высших достижениях, которые для греков были недоступными, так и не дошла до метода дедукции.

Третьим критерием науки является рациональность. Сегодня нам это кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая предпочтение интуиции и сверхчувственному восприятию. Например, вавилонская астрономия (точнее, астрология), вполне рационалистическая по своим методам, основывалась на вере в иррациональную связь небесных светил и человеческих судеб. Там знание было эзотерическим, предметом поклонения, таинством. Рациональность и в Греции появилась не ранее VI в. до н.э. Науке там предшествовали магия, мифология, вера в сверхъестественное. И переход от мифа к логосу был шагом огромной важности в развитии человеческого мышления и человеческой цивилизации вообще.

Не соответствовали научные знания Древнего Востока и критерию системности. Они были просто набором алгоритмов и правил для решения отдельных задач. И не имеет значения, что некоторые из этих задач были достаточно сложными (например, вавилоняне решали квадратные и кубические алгебраические уравнения). Решение частных задач не выводило древних ученых на общие законы, отсутствовала система доказательств (а греческая математика с самого начала пошла путем строгого доказательства математической теоремы, формулируемой в максимально общей форме), что делало способы их решения профессиональной тайной, сводившей, в конечном счете, знание к магии и фокусам.

Таким образом, мы можем сделать вывод об отсутствии подлинной науки на Древнем Востоке и будем говорить только о наличии там разрозненных научных представлений, что существенно отличает эти цивилизации от древнегреческой и сложившейся на ее основе современной европейской цивилизации и делает науку феноменом только этой цивилизации.


Похожая информация.


Своим появлением наука обязана практическим потребностям, с которыми столкнулись ранние цивилизации. Необходимость планировки и строительства ирригационных, общественных и погребальных сооружений, определение сроков сбора и посева урожая, вычисление объема налогов и учет расходов государственного аппарата вызвал к жизни на Древнем Востоке отрасль деятельности, которую можно назвать сферой науки и образования. Наука была тесно связана с религией, а научными и образовательными центрами были храмы.

Одним из важнейших признаков цивилизации была письменность. Это качественный скачок в развитии средств накопления и передачи информации, явившийся следствием социально-экономического и культурного развития. Она появилась тогда, когда объем знаний, накопленных обществом, превысил уровень, при котором они могли передаваться только устно. Все дальнейшее развитие человечества связано с закреплением в письменности накопленных научных и культурных ценностей.

Сначала для фиксации информации использовали значки-идеограммы, потом стилизованные рисунки. Позднее складывается несколько видов письменности, и только на рубеже II-I тыс. до н.э. финикийцы создали на основе клинописи алфавит из 22 букв, с помощью которого было создано большинство современных письменностей. Но не до всех частей древнего мира он дошел, и Китай, например, до сих пор использует иероглифическую письменность.

Древнее письмо Египта появилось в конце IV тыс. до н.э. в виде идеограмм-иероглифов. Хотя египетская письменность постоянно модифицировалась, она до конца сохраняла иероглифическую структуру.В Междуречье сложилась своя форма письменности, называемая клинописью, так как идеограммы здесь не писались, а оттискивались на плитке из сырой глины острым инструментом. В Древнем Китае первыми формами письма были иероглифы, которых сначала было около 500, а позднее их число превысило 3000. Их неоднократно пытались унифицировать и упрощать.

Для Древнего Востока характерно развитие многих отраслей науки: астрономии, медицины, математики. Астрономия была необходима всем земледельческим народам, а ее достижениями стали позднее пользоваться моряки, военные и строители. Учеными или жрецами предсказывались солнечные и лунные затмения. В Междуречье был выработан солнечно-лунный календарь, но египетский календарь оказался точнее. В Китае наблюдали за звездным небом, строились обсерватории. По китайскому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Древние врачи владели различными методами диагностики, практиковалась полевая хирургия, составлялись руководства для врачей, использовались медицинские препараты из трав, минералов, ингредиентов животного происхождения и т. д. Древневосточные врачи применяли массаж, перевязки, гимнастику. Особенно славились медики египтян, которые освоили хирургические операции, лечение глазных болезней. Именно в Древнем Египте возникла медицина в современном понимании.

Уникальными были математические познания. Математика появились раньше письменности. Система счета была везде различной. В Месопотамии существовала позиционная система цифр и шестидесятеричный счет. От этой системы ведет свое начало деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд и т.д. Египетские математики оперировали не только четырьмя действиями арифметики, но умели возводить числа во вторую и третью степень, вычислять прогрессии, решать линейные уравнения с одним неизвестным и т.д. Больших успехов они достигли в геометрии, вычисляя площадь треугольников, четырехугольников, круга, объемы параллелепипедов, цилиндров и неправильной пирамиды. У египтян была десятичная система счета, такая же, как и везде сейчас. Важный вклад в мировую науку внесли древнеиндийские математики, создав десятичную позиционную систему счета с применением нуля (который у индийцев обозначал «пустоту»), принятую в настоящее время. Получившие распространение «арабские» цифры в действительности заимствованы у индийцев. Сами арабы называли эти цифры «индийскими».

В числе других наук, зародившихся на Древнем Востоке можно назвать философию, первым философом считается Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.).

Многие достижения древневосточных цивилизаций вошли в арсенал европейской культуры и науки. В основе греко-римского (юлианского) календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит египетский календарь. В основе европейской медицины лежит древнеегипетская и вавилонская медицина. Успехи древних ученых были невозможны без соответствующих достижений в астрономии, математике, физике, химии, медицине и хирургии.

Итого:

Ближний Восток был родиной многих машин и инструментов, здесь созданы: колесо, плуг, ручная мельница, прессы для выдавливания масла и сока, ткацкий станок, грузоподъемные механизмы, выплавка металла и т.д. Развитие ремесла и торговли привело к образованию городов, а превращение войны в источник постоянного притока рабов повлияло на развитие военного дела и вооружения. Крупнейшим достижением периода является освоение способов выплавки железа. Впервые в истории начали строиться ирригационные сооружения, дороги, водопроводы, мосты, крепостные сооружения и корабли.

Практические навыки и потребности производства стимулировали развитие научных знаний, так как для решения вопросов, связанных со строительством, перемещением больших грузов и т.д. требовались математические расчеты, чертежи и знания свойств материалов. Развитие получили в первую очередь естественные науки, так как они востребованы необходимостью решения задач, выдвигаемых практикой. Основным методом древневосточной науки были умозрительные заключения, не предполагавшие проверки опытом. Накопленные знания и научные открытия заложили основы дальнейшего развития науки.

Доклад по Истории Философии

На тему: Предпосылки научных знаний в культуре древнего востока

Научные знания на древнем Востоке

Если мы рассмотрим науку по первому критерию, то увидим, что традиционные цивилизации (египетская, шумерская), обладавшие налаженным механизмом для хранения информации и её передачи, не имели столь же хорошего механизма по получению новых знаний. Эти цивилизации вырабатывали конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта, которые передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри касты жрецов. При этом знание квалифицировалось как идущее от Бога, покровителя этой касты, отсюда – стихийность этого знания, отсутствие критической позиции по отношению к нему, принятие его практически без доказательства, невозможность подвергнуть его существенным изменениям. Такое знание функционирует как набор готовых рецептов. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению этих рецептов и правил, при этом вопрос, как были получены эти рецепты и можно ли заменить их более совершенными, даже не вставал. Это - профессионально-именной способ трансляции знаний, характеризующийся передачей знаний членам единой ассоциации людей, сгруппированных по признаку общности социальных ролей, где на место индивида заступает коллективный хранитель, накопитель и транслятор группового знания. Так передаются знания-проблемы, жестко привязанные к конкретным познавательным задачам. Этот способ трансляции и этот тип знаний занимают промежуточное положение между лично-именным и универсально-понятийным способами трансляции информации.



Лично-именной тип передачи знаний связан с ранними этапами человеческой истории, когда необходимые для жизни сведения передаются каждому человеку через обряды инициации, мифы как описания деяний предков. Так передаются знания-персоналии, являющиеся индивидуальными умениями.

Универсально-понятийный тип трансляции знаний не регламентирует субъекта познания родовыми, профессиональными и прочими рамками, делает знание доступным любому человеку. Этому типу трансляции соответствуют знания-предметы, являющиеся продуктом познавательного освоения субъектом определенного фрагмента реальности, что говорит о появлении науки.

Профессионально-именной тип трансляции знаний характерен для древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей четыре тысячи лет почти без изменений. Если там и происходило медленное накопление объема знаний, то совершалось это стихийным образом.

Более динамичной в этом отношении была вавилонская цивилизация. Так, вавилонские жрецы настойчиво исследовали звездное небо и добились в этом больших успехов, но это был не научный, а вполне практический интерес. Именно они создали астрологию, которую считали вполне практическим занятием.

То же самое можно утверждать о развитии знаний в Индии и Китае. Эти цивилизации дали миру множество конкретных знаний, но это были знания, необходимые для практической жизни, для религиозных ритуалов, всегда бывших там важнейшей частью повседневной жизни.

Анализ соответствия знаний древневосточных цивилизаций второму критерию научности позволяет говорить о том, что им не были свойственны ни фундаментальность, ни теоретичность. Все знания имели сугубо прикладной характер. Та же астрология возникла не из чистого интереса к строению мира и движению небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек, составлять гороскопы. Ведь небесные светила, по представлению вавилонских жрецов, являлись ликами богов, наблюдавшими за всем происходящим на земле и существенно влияющими на все события человеческой жизни. Это же можно сказать о других научных знаниях не только в Вавилоне, но и в Египте, Индии, Китае. Они были нужны для чисто практических целей, среди которых важнейшими считались правильно исполненные религиозные ритуалы, где эти знания прежде всего и использовались.

Даже в математике ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач, притом, что они могли решать достаточно сложные задачи. Любое решение, приводившее к практически приемлемому результату, считалось хорошим. Для греков же, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная же математика даже в своих высших достижениях, которые для греков были недоступными, так и не дошла до метода дедукции.

Третьим критерием науки является рациональность. Сегодня нам это кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая предпочтение интуиции и сверхчувственному восприятию. Например, вавилонская астрономия (точнее, астрология), вполне рационалистическая по своим методам, основывалась на вере в иррациональную связь небесных светил и человеческих судеб. Там знание было эзотерическим, предметом поклонения, таинством. Рациональность и в Греции появилась не ранее VI в. до н.э. Науке там предшествовали магия, мифология, вера в сверхъестественное. И переход от мифа к логосу был шагом огромной важности в развитии человеческого мышления и человеческой цивилизации вообще.

Не соответствовали научные знания Древнего Востока и критерию системности. Они были просто набором алгоритмов и правил для решения отдельных задач. И не имеет значения, что некоторые из этих задач были достаточно сложными (например, вавилоняне решали квадратные и кубические алгебраические уравнения). Решение частных задач не выводило древних ученых на общие законы, отсутствовала система доказательств (а греческая математика с самого начала пошла путем строгого доказательства математической теоремы, формулируемой в максимально общей форме), что делало способы их решения профессиональной тайной, сводившей, в конечном счете, знание к магии и фокусам.

Таким образом, мы можем сделать вывод об отсутствии подлинной науки на Древнем Востоке и будем говорить только о наличии там разрозненных научных представлений, что существенно отличает эти цивилизации от древнегреческой и сложившейся на ее основе современной европейской цивилизации и делает науку феноменом только этой цивилизации

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме.

Становление преднауки на Древнем Востоке. Формированию феномена науки предшествовал длительный, многотысячелетний этап накопления простейших, преднаучных форм знания. Возникновение древнейших цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и др., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных – древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земельных участков после разливов рек – развития математических знаний и т.п.

Особенностями древневосточной преднауки являлись :

1. непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета - математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов - астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства - механика)

2. рецептурность (инструментальность) “научного” знания;

3. индуктивный характер;

4. разрозненность знания;

5. эмпирический характер его происхождения и обоснования;

6. кастовость и закрытость научного сообщества, авторитет субъекта – носителя знания

Есть мнение, что преднаучное знание не имеет отношения к науке, поскольку оперирует абстрактными понятиями.

Развитие сельского хозяйства стимулировало развитие сельскохозяйственных механизмов (мельниц, например). Ирригационные работы требовали знания практической гидравлики. Климатические условия требовали разработки точного календаря. Строительство требовало знаний в области геометрии, механики, материаловедения. Развитие торговли, мореплавания и военного дела способствовали развитию оружия, техники строительства судов, астрономии и т. д.

В античности и в Средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия “философия”, “наука”, “знание” фактически совпадали. Все знания существовали в рамках философии.

Многие ученые считают, что наука возникла в Античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации знания. В натурфилософии возникли первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птоломея и пр. первые натурфилософы были в большей степени учеными, чем философами, изучающими многообразные природные явления. Социально-политические условия в Древней Греции способствовали образованию самостоятельных городов-полисов с демократическими формами правления Греки чувствовали себя свободными людьми, любили во всем доискиваться до причин, рассуждать, доказывать. Кроме того, греки переходят к рациональному в отличие от мифа осмыслению действительности, создают теоретическое знание.

Греки заложили фундамент будущей науки, для появления науки они создали следующиеусловия :

1. Систематическое доказательство

2. Рациональное обоснование

3. Развили логическое мышление, особенно дедуктивное умозаключение

4. Использовали абстрактные объекты

5. Отказались от использования науки в материально-предметных действиях

6. Осуществили переход к созерцательному, умозаключительному постижению сущности, т.е. к идеализации (использование идеальных объектов, которые в реальном мире не существует, например, точка в математике)

7. Новый тип знания – “теория”, которая позволяла из эмпирических зависимостей получить некие теоретические постулаты.

Но в эпоху античности наука в современном значении этого слова не существовала : 1. Не был открыт эксперимент как метод 2. Не использовались математические методы 3. Отсутствовало научное естествознание

Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В Античности большое внимание уделялось постижению истины, т. е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, переход от чувственного мышления к интеллекту, оперирующему абстракциями.

Первую систематизацию того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель – величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Он делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство). Изложенная Аристотелем логика господствовала более 2 тысяч лет. В ней классифицировались высказывания (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявлялась их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. Особое значение имело его учение об истинных и ложных суждениях и выводах. Аристотель разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания. Говоря о Римской Империи необходимо заметить, что в ней не было философов и ученых, которые могли бы сравниться с Платоном, Аристотелем или Архимедом. Наука была подчинена практике, а все труды римских писателей носили компилятивно-энциклопедический характер.

Т. о., античная цивилизация характеризовалась наличием античной логики и математики, астрономии и механики, физиологии и медицины. Античная наука носила математико-механистический характер, первоначальной программой провозглашалось целостное осмысление природы, а также отделение науки от философии, вычисление особых предметных областей и методов.


ВВЕДЕНИЕ 2

1.РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 3

2.ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. На земле страны, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время.

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной. Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки.

Цель работы заключается в рассмотрении развития научных знаний Древнего Египта, а также в рассмотрении письменности и литературы.

1.РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Древневосточная история ведется примерно с 3000 года до н.э. Географически, под древним Востоком разумеются страны, расположенные в Южной Азии и частью в Северной Африке. Характерной особенностью природных условий этих стран является чередование плодородных речных долин с огромными пустынными областями и горными хребтами. Долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Хуанхэ очень благоприятны для земледелия. Разливы рек дают орошение полей, теплый климат - плодородную почву. Однако, хозяйственная жизнь и быт в северном Двуречье строились иначе, чем в южном. Южное Двуречье, как писалось раньше, было плодородной страной, но урожай приносила только упорная работа населения. Постройка сложной сети водных сооружений, регулирующих наводнения и обеспечивающих запас воды на сухое время года. Тем не менее, племена там вели оседлый образ жизни и дали начало древним историческим культурам. Источником информации о зарождении и истории государств Египта и Двуречья (Месопотамии) являлись раскопки холмов и курганов, образованных в течение ряда веков на месте разрушенных городов, храмов и дворцов, а для истории Иуды и Израиля единственным источником была библия - собрание мифологических произведений .

ЕГИПЕТ. Египет представлял собой узкую долину реки Нила. С запада и востока возвышаются горы. Западные горы отделяют нильскую долину от пустыни Сахары, а за восточными горами тянется берег Красного моря. На юге нильская долина упирается в горы. На севере долина расширяется и кончается дельтой Нила. Горы были богаты строительным камнем - гранитом, базальтом, известняком. В восточных горах добывали золото. В долине Нила росли ценные породы деревьев - тамариск, сикомора стволы которых использовались в судоходстве. Нил впадает в Средиземное море - главную артерию стран древнего мира. Благодаря разливам Нила, почва Египта удобрялась и разлив обеспечивал обильное орошение. Покрытая мхом земля была плодородна. Культ Нил свято соблюдается и в наши дни. Основным занятием древнейшего населения долины было: земледелие, охота и рыболовство. Первым злаком, культивированным в Египте был ячмень, затем стали выращивать пшеницу и лён. В Египте сооружались ирригационные сооружения в виде бассейнов со стенами из сбитой земли и обмазанные глиной. Во время разлива вода попадала в бассейны, и люди распоряжались ею по мере надобности. Для поддержания этой сложной системы создавались центры управления области называемые «номами». Правили ими нормахи (они отдавали указания о подготовке полей к посеву следили за сбором урожая и в течении года раздавали урожай населению. Египтяне редко готовили пищу дома, было заведено относить зерно в столовые, там кормились несколько деревень. Специальный чиновник следил, чтобы не воровали повара и поровну разливали похлебку. Во главе Египетского войска стоял фараон. В завоеванной стране на трон восходил верный Египту человек. Главный целью войны была военная добыча - рабы, скот, редкая древесина, слоновая кость, золото, драгоценные камни .

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Особенностью является резкая изолированность Индии от других стран. С севера она отделена Гималаями, с запада - Аравийским морем, с востока - Бенгальским заливом, с юга - Индийским океаном. Поэтому развитие Индии шло медленно и очень обособленно. Но не смотря на это культура дравидов выше египетской, а в некоторых отношениях - и шумерской. Уже в IV тысячелетии они были знакомы с выделкой бронзы, в то время как шуммерийцы перешли к ней в III, а египтяне - во II тысячелетии. Уровень строительного дела у дравидов был также выше, чем у шуммеров. Дравиды строили дома из обожженных кирпичей, тогда как шуммеры - из кирпича-сырца. Древние племена индии умели делать лодки и весла и через Элам вели торговлю с Вавилонией. Наряду с торговлей развивалось ремесло. Производили бронзовое оружие, ювелирные изделия. Посуду изготовляли на гончарном круге, покрывали ее тонкой глазурью и расписывали несколькими цветами красок. Религия дравидов сохранила первобытные формы. Священным животным они считали быка. Господствующей формой религии был культ стихий. Считали они, пользуясь десятичной системой исчисления, как и египтяне. Деление общества превратилось в касты. Различались 4 касты: брахманы - жрецы Кшатрии - военные Вайшьи - крестьяне Шудра - слуги. Религия поддерживала разделения на касты. Индийцы знали алфавитное письмо из 51 буквы. В области математики получила свое развитие десятеричная система счисления - был изобретен нуль. Были обширны познания в медицине: особенно искусны были хирурги. Они могли вырезать опухоли, снимать бельмо с глаз, а в лингвистике индийцы превзошли все древневосточные народы: были составлены словари и другие труды по грамматике. В VI в. в Индии стала зарождаться новая религия - буддизм. Духовная культура в Индии переживает расцвет, зарождается философия, храмовая литература. Буддийские храмы, высеченные в скалах, поражают своими огромными размерами, округлыми линиями, геометрическими фигурами и изображениями на своде. Благодаря индийским торговцам, буддизм распространился в Корее, Японии, Тибете, Монголии и Китае .

ДРЕВНИЙ КИТАЙ. Китай своими колоссальными размерами напоминает Индию, а по площади равен Европе. Культура Китая развивалась в соответствии с природными условиями, например, Великая китайская равнина стала родиной Древнекитайской цивилизации. В 1893 г. в Китае уже встречается бронзовое оружие и утварь. Хозяйство этого периода: развитие охоты и скотоводства. К концу II тысячелетия до н.э. земледелие начинает играть одну из важных ролей в хозяйстве. Возделывали пшеницу, ячмень и рис. Так как в Китае культивировали тутовое дерево, он стал родиной шелководства и бумаги. Технический процесс обработки тутового шелкопряда сохранялся в тайне, за разглашение которой назначалась смертная казнь. Постепенно развивалось гончарное ремесло и торговля. Функцию денег выполняла драгоценная раковина - каури. В XVIII в. возникла письменность рисунчатого характера, в ней около 30000 знаков. Писали на бамбуковых палочках, расщепленных на части, так образовалась вертикальная строка, характерная для китайского письма. В заключении хочу выделить значение восточной культуры для стран Европы. Итак, восточные народы первые в истории создали мощные государства и роскошные храмы, книги и оросительные каналы. От шумеров нам достались знания о сотворении мира и принципы постройки ирригационных сооружений. Из Вавилона - деление года на 12 месяцев, часа - на минуты и секунды, круга - на 360 градусов, принципы обустройства библиотек. Египет научил мир мумифицировать трупы и подарил физиологию и анатомию. От хеттского языка произошел славянский, германский, романский. Финикийцы составили формулу стекла и первыми протянули ниточку торговых связей через Средиземное море. Они определили времена года. Из иудеи дошла к нам библия. Военное искусство Ассирии дало начало современным постройкам пантонов и кораблей на воздушных подушках. Труды великих философов Китая до сих пор изучают во всех учебных заведениях мира .

1.Влияние мировоззрения древних египтян на развитие научной мысли.

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня.

Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних египтян было сделано в области физики - для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии - изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова). Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце. Физика - изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часики, инструкции - «наставления» о пользовании солнечными часами). Медицина - лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа. География - до нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни. Возможно, современному человеку эти знания покажутся слишком примитивными, однако, не следует забывать, что это - ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.

1.1 Математика

Особенно развита в Древнем Египте была математика - и это несмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Изучая движение звезд и небесных тел, египтяне пришли к тому, что звездам необходимо дать имена и нанести их на карту неба. Эти наблюдения позволили создать календарь. Год египтяне разделили на 365 дней, что соответствовало времени между двумя разливами Нила. Таким образом, математические познания, порожденные практическими потребностями строительства, земледелия и хозяйства, были развиты у египтян довольно хорошо. Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Знак, напоминающий скобу или подкову, применяли для обозначения десятки. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия сотни. Стебель лотоса обозначал тысячу. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал десяти тысячам. Изображение головастика было символом ста тысяч. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала один миллион. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени. Мерой длины у египтян был «локоть», равный 52,3 см. Локоть, в свою очередь, состоял из семи «ладоней», а каждая ладонь делилась на четыре «пальца». Основной мерой площади считался «сечат», равный 100 кв. локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 г..

1.2 Медицина

Обширные медицинские познания египтяне получили из практики бальзамирования трупов, которая привела к знакомству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древнего царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наименованию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два - большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита. Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гробниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхотепа I (XVI в. до н. э.). на этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицинские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабета, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д. В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отважились на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свойства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполнялся магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайне мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине .

2.Технические изобретения и открытия древних египтян

2.1 Гончарные

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н.э.). Изготовление керамической посуды началосьс размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда.

Египетская керамика в художественном отношении не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской - керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I - темного цвета с белым орнаментом, Нагада II - светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных .

2.2 Стекло

Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже - было прозрачным.

В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту .

2.3 Столярное

В грандиозном строительстве начиная с Древнего царства довольно широко использовали дерево.. Большое количество дерева расходовали на орудия труда земледельцев (сохи, мотыги, простые рычаги, коромысла, и различные приспособления, которые употребляли в сельском хозяйстве, - упряжки, клетки для птиц и мелких животных и т. п.). Из дерева строили часовни, двери, мебель, лари, саркофаги, статуи и мелкие поделки.

Столяры Древнего царства уже умели изготовлять тонкую фанеру, о чем свидетельствует деревянный ящик в алебастровом саркофаге III династии - он составлен из шести слоев фанеры разных пород дерева (каждый толщиной около 5 мм), скрепленных деревянными гвоздиками. На протяжении Среднего и Нового царств орудия и способы обработки дерева совершенствовались. Медные лезвия орудий постепенно заменялись бронзовыми, а в период Позднего царства — железными. Примитивная форма ручной пилы («лисий хвост») приняла более современный вид; кроме того, перестали вставлять клин для расширения распила. Развод пил в Новом царстве повсеместно вошел в обиход. Маленькие доски распиливали сидя не на полу, как в Древнем царстве, а на низеньком трехногом табурете, упираясь ногой в доску, чтобы придать ей устойчивость. Стволы обтесывали металлическим теслом, заменяющим рубанок, шлифовали плоским камнем мелкозернистого песчаника. Мелкие детали и ножки мебели вырезали долотом-стамеской. Впервые в это время мебель начинают фанеровать. Тонкую фанеру умели изготовлять уже во времена Древнего царства, но скрепляли ее деревянными гвоздиками, а с Нового царства фанеру, сделанную из лучших сортов дерева, стали наклеивать на менее дорогую древесину. Клей извлекали из костей, кож, сухожилий и хрящей животных путем кипячения, выпаривания полученного отвара и охлаждения в формах, где он застывал в твердую массу.

2.4 Металлургия

Несмотря на то, что медь, добываемая на Синае, была мягкой, поскольку имела незначительное количество примесей марганца и мышьяка, Древние кузнецы умели ее закаливать при помощи холодной ковки и получать достаточно твердый металл. Еще в додинастические времена медь для улучшения качества стали переплавлять.

2.ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

Литература Древнего Египта — литература, написанная на египетском языке с фараоновского периода Древнего Египта до конца римского господства. Вместе с шумерской литературой считается первой литературой мира.

Письмо в Древнем Египте и иероглифическое, и иератическое, впервые появилось в конце 4-го тысячелетия до н. э. в последней фазе додинастического Египта. К периоду Старого царства (XXVI—XXII века до н. э.) в литературное творчество входили погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. В двух текстах из жанра дидактической литературы ("Поучение Птаххотапа" и "Поучение, обращенное к Кагемни" сказано, что они были созданы при царях Старого царства, однако это утверждение подвергнуто сомнению, поскольку язык дошедших рукописей не является столь древним. Однако, возможно, что грамотно было менее одного процента всего населения. Таким образом, литературное творчество принадлежало классу писцов, работавших при архивах, канцеляриях и при дворе правящего фараона. Писцами могли быть названы вельможы самого высокого ранга.

Среднеегипетский язык, устная речь Среднего царства, стал классическим языком во время Нового царства (XVI—XI века до н. э.), когда просторечный новоегипетский язык впервые появился в письменной форме. Писцы Нового царства канонизировали и переписали много литературных текстов на среднеегипетском, который остался языком, употребляемым для устного чтения святых иероглифических текстов. Некоторые жанры литературы Среднего царства, как, например, «учения» и рассказы, остались популярны в Новом царстве, хотя жанр пророческих текстов возродился только в Эллинистическом Египте (IV—III века до н. э.). Среди рассказов были популярны «Рассказ о Синухе» и «Красноречивый поселянин», из назидательных текстов — «Наказы Аменемхата» и «Верноподданное учение». В период Нового царства процветал новый жанр литературы, памятные граффити на стенах храмов и гробов, но с шаблонными фразами как в других жанрах. Указание авторства оставалось важным только в некоторых жанрах, тогда как тексты «учений» писались под псевдонимами и ложно приписывались известным историческим деятелям.

Древнеегипетские тексты выполнены на свитках и пакетах из папируса, известняковых и керамических остраконах, деревянных писчих досках, монументальных каменных зданиях и даже гробах. Сохранившиеся до наших дней тексты представляют лишь малую часть литературного материала Древнего Египта. Влажный климат поймы Нила не способствовал сохранению самих папирусов и надписей на них. С другой стороны, в поселениях на пустынных окраинах египетской цивилизации археологи открыли через тысячи лет множество тайных складов литературы.

2.1 Иероглифика, иератика и демотика

К периоду Раннего царства в конце 4-го тысячелетия до н. э. иероглифика и курсивная форма иератика стали хорошо устоявшимися видами письменности. Иероглифическое письмо состоит из небольших рисунков предметов. Например, иероглиф, изображающий задвижку («сэ»), обозначает звук «с». При сочетании этого иероглифа с другими, он представляет собой абстрактные понятия, такие, как горе, счастье, красота и зло.

Египтяне называли иероглифы «словами бога» и использовали их для высоких целей. Каждое иероглифическое слово и означало особый предмет, и воплощало в себе сущность этого предмета, признавая его созданным при вмешательстве божьей силы и принадлежащим к большему космосу

Иератика является упрощённой, скорописной формой египетских иероглифов. Как и иероглифы, иератика использовалась в священных и религиозных текстах. К первому тысячелетию до н. э. каллиграфическая иератика стала шрифтом, преимущественно использовавшимся в погребальных папирусах и храмовых свитках. Тогда как написание иероглифов требовало предельной точности, скорописная иератика выполнялась гораздо быстрее и поэтому использовалась для ведения учёта писцами. В первую очередь она служила скорописным шрифтом для не фараоновских, не монументальных и менее официальных писаний: писем, юридических документов, стихов, налоговых отчётов, медицинских текстов, математических трактатов и учебных текстов. Существовало два стиля иератики: один был более каллиграфический и обычно использовался для правительственных отчётов и литературных рукописей, другой — для неофициальных счетов и писем.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. иероглифика и иератика ещё использовались для королевских, монументальных, религиозных и погребальных писаний, в то время как новый, ещё более скорописный шрифт использовался для неофициального, повседневного письма — демотика. Окончательным шрифтом, принятым древними египтянами, было коптское письмо — адаптированный вариант греческого алфавита. Коптский алфавит стал стандартом в IV веке н. э., когда христианство стало государственной религией всей Римской империи; иероглифы были отброшены как идолопоклоннические изображения языческой традиции, непригодные для написания библейского канона .

2.2 Инструменты и материалы написания

Главным инструментом для письма в древнем Египте была тростниковая ручка. Кроме камня, керамических остраконов и папируса писали на дереве, слоновой кости и гипсе.

К римскому периоду традиционная египетская тростниковая ручка была заменена распространённой в греко-римском мире — более короткой, толстой тростниковой ручкой с расщеплённым кончиком. Кроме того, от оригинальных египетских пигментов отказались в пользу греческих чернил на основе свинца. Принятие греко-римских письменных принадлежностей оказало влияние на египетский почерк, так как иератические знаки стали более широко расположенными, с более круглыми росчерками и с большей угловой точностью .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций. Во время процветания египетской династии египтяне изобрели много полезных вещей, например, как определять поверхность куба, решать уравнение с одним неизвестным и т.п.

Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор.

Самые древние в мире и массивные монументы из камня - египетские пирамиды - были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать их воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие на их счет.

Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.

3.ТЕСТ

Укажите, где впервые были открыты и изобретены:

  1. Водяные и солнечные часыб. Древний Китай
  2. Теорема Пифагора

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вейс Г. «История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации»/Г. Вейс - М,: 2005.-144с.

2. «История Древнего Востока»/А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков.; под ред. В. И. Кузищина. - 3-е изд., - М.: 2003. - 462с.

3.Коростовцев М. А. «Религия Древнего Египта»/М. А. Коростовцев - СПб, 2000. - 464с.

4. Перепелкин Ю. Я. «История Древнего Египта»/Ю. Я. Перепелкин - СПб, 2001. - 560с.

5. Солкин В. В. «Древний Египет. Энциклопедия»/В. В. Солкин - М.:2005. - 480с.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний