Тире между подлежащим и сказуемым правило. Постановка тире между подлежащим и сказуемым: правила русского языка, двусоставные предложения, примеры

Главная / Г. Х. Андерсен

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации (Н. П. Киреева) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Лекция 1. Тире между подлежащим и сказуемым

Вступление

В этой теме много частных правил, но – увы! – их знание в большинстве случаев не позволяет однозначно решить задачу: на каждое «тире надо ставить» находится «тире можно не ставить».

Однозначная постановка тире нужна только при наличии специальных слов связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ. Поэтому для понимания темы требуется знание факторов , влияющих на постановку тире (способ выражения подлежащего и сказуемого, наличие частиц, союзов и вводных слов между ними, стиль речи, желание автора поставить авторское тире и др.).

И была бы тема достаточно сложной, если бы не возможности интонационного анализа. Пауза и повышение голоса перед паузой с логическим выделением подлежащего – вот наилучшие ориентиры для выбора тире.


Материал включает следующие разделы:

1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

2. Тире между подлежащим и сказуемым (сложные варианты)

3. Эллиптические и неполные предложения

Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

Раздел включает следующие темы:

1. Основные положения

2. Правила постановки тире при наличии слов-связок

3. Различные способы выражения подлежащего и сказуемого

4. Отсутствие тире «при заполнении паузы» между подлежащим и сказуемым

Тема 1. Основные положения

§1. СОВРЕМЕННАЯ ГРАММАТИКА О СОСТАВНОМ ИМЕННОМ СКАЗУЕМОМ

(ПОЧИТАЕМ, ЧТО ПИШУТ)

1. Определение

Составное именное сказуемое состоит из двух частей :

А) глагола-связки в спрягаемой форме;

Б) именной части , выраженной прилагательными, наречиями, существительными или числительными.

2. Глагол-связка

Связка выражает значение времени и модальности (предикативность), а также различные дополнительные значения : становление, обнаружение, проявление признака, а также движение, положение:

Снег стал сильнее.

Это кажется странным.

Он пришел усталый.

3. Виды связок

Незнаменательной связкой является глагол БЫТЬ , который в форме настоящего времени представлен нулевой формой:

Декабрь – начало зимы.

День холодный.

Но: день был холодным (ненулевая связка в прошедшем времени).

Остальные связки являются полузнаменательными (стать, являться, казаться, считаться) или знаменательными (пришел, вернулся, лежал, спал).

4. Субстантивные сказуемые

Тире между подлежащим и именным сказуемым чаще всего ставится при нулевой (пропущенной) связке в том случае, когда именная часть выражена существительным. Такое сказуемое называется составным субстантивным.

Выделяют субстантивные сказуемые со следующими значениями :

А) квалификация/оценка (отнесенность предмета к определенному классу):

Мой сосед – пенсионер .

Экзамен – это проверка знаний ;

Б) отождествление (установление идентичности):

5. Инфинитивные сказуемые

Инфинитивные сказуемые выражаются неопределенной формой глагола :

Наша задача – учиться .

Курить – здоровью вредить .

Инфинитивные сказуемые обозначают не предметы, а ситуации и, как и субстантивные сказуемые, выражают отношение отождествления : в этом случае подлежащее обычно является существительным с отвлеченным понятием, а инфинитивные сказуемые раскрывают это понятие .

Некоторые источники относят инфинитивные сказуемые к составным именным сказуемым , в то время как другие считают такой вариант сказуемого особым видом .


– А зачем нам эти субстантивные и инфинитивные сказуемые? Тире без них не поставишь?

– Да, случается и такое, например при наличии инверсии главных членов в предложении.

Вот, например:

Наш долг – учиться. Учиться – наш долг . Здесь отождествление подлежащего и сказуемого (они взаимозаменяемы, их можно переставить ), поэтому инверсии нет, тире ставится в обоих случаях.

Но: Соседи мои – славные люди . Славные люди соседи мои . Здесь оценочное значение сказуемого, поэтому главные члены определяются однозначно , во втором предложении имеет место их инверсия, тире не ставится.


§2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1. Способы выражения именной части составного именного сказуемого

Составное именное сказуемое состоит из глагольной связки быть в нужной форме и именной части , выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола:

Белый медведь – настоящий хозяин Арктики (существительное)

Море чудесное, синее, нежное (полное прилагательное)

Всё неизвестное величественно (краткое прилагательное)

Правда необычнее вымысла (прилагательное в сравнительной степени)

Мой дядя самых честных правил (словосочетание)

Вишнёвый сад – мой ! (местоимение)

Большая Медведица – семь ярких звёзд (счётный оборот)

Жизнь прожить – не поле перейти (инфинитив)

Примечание

В приведенных примерах глагольная связка быть в форме настоящего времени отсутствует.

2. Слова-связки

Между подлежащим и составным именным сказуемым могут находиться специальные слова-связки ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ :

Доверие – это ключ к сердцу.

Охранять природу – это значит охранять Родину.

3. Состав подлежащего и сказуемого

Если в состав подлежащего и сказуемого входят зависимые слова , то тире отделяет состав подлежащего от состава сказуемого:

Говорить с вами – только слова тратить.

Его пример – другим наука.


§3. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ (ВЗГЛЯД СВЕРХУ)

1. Тире на письме обозначает паузу в устной речи

Между подлежащим и составным именным сказуемым во многих случаях ставится тире . Постановка тире между подлежащим и сказуемым соответствует паузе в устной речи в соответствии со следующей интонационной схемой: повышение тона – увеличенная пауза – понижение тона.

2. Знаки препинания при наличии связок

При наличии глагольной связки ЕСТЬ пауза отсутствует и тире не ставится. При наличии слов-связок ЭТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ тире ставится всегда (это особого вида предложения с именительным темы, которые рассматриваются ниже).

3. Знаки препинания при отсутствии связок

При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире зависит от того, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

Тире ставится в том случае, когда синтаксическая роль главных членов может вызвать затруднение (например, когда подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п.):

Лес – ценнейшее сырьё .

Если грамматическая роль главных членов очевидна (например, для признакового сказуемого), то тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится :

Дождик мелкий, холодный .

При отсутствии слов-связок или глагольной связки возможна авторская постановка тире, если необходимо выделить подлежащее или сказуемое:

Пояснение (обратим внимание!)

При наличии паузы (и тире) интонационное ударение падает и на подлежащее, и на сказуемое, а при отсутствии паузы интонационным (и смысловым) центром высказывания становится сказуемое.

Тема 2. Правила постановки тире при наличии слов-связок

Следует различать предложения со словами-связками ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ и предложения с глагольной связкой ЕСТЬ (слово «связка» в этой теме встречается два раза, но это не одно и то же).


§1. НАЛИЧИЕ СЛОВ-СВЯЗОК ЭТО, ВОТ, ВОТ ЧТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ (ПАУЗА И ТИРЕ)

1. Обязательная постановка тире

Тире между подлежащим и именной частью сказуемого ставится в обязательном порядке при наличии специальных слов-связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (или сочетаний из них), при этом подлежащее и сказуемое могут быть выражены различными частями речи:

Слово-связка ЭТО

Семь лет – это много в жизни одного человека.

Доверие – это ключ к сердцу

Слово-связка ВОТ

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

Слово-связка ЗНАЧИТ

Любить – значит страдать.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Слово-связка ЭТО ЗНАЧИТ

Охранять природу – это значит охранять Родину.

Слово-связка ВОТ ЧТО

Доверие – вот что всегда важно.

2. Предложение с именительным темы

Предложения со словами-связками можно рассматривать как предложения с именительным темы , при этом:

А) на первом месте стоит слово с предметным значением – именительное темы ;

Подобное рассмотрение предложений со словами-связками особенно удобно в том случае , если связка ЭТО употреблена в косвенном падеже и является дополнением:

Всегда говорить правду – на это способен не каждый.

Особая грамматическая форма подобных предложений является причиной обязательного употребления тире перед словом-связкой.

3. Слова-связки ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ

Слова-связки ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ следует отличать от других значений этих выражений, а это не так просто. Будьте внимательны!

А) Вводное слово ЗНАЧИТ :

Ведь это, значит , вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьич!

Б) Вводное слово ЗНАЧИТ в роли союза или в составе союза

Слово ЗНАЧИТ может выступать в роли союза в БСП или входить в состав союза ЕСЛИ… ЗНАЧИТ , РАЗ… ЗНАЧИТ в СПП:

Послал он мне крест – значит , меня он любит (БСП).

Раз вы читаете это мое письмецо, значит , я вас уже покинул (СПП).

В) Глагол ЗНАЧИТ

Это значит , сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.

Г) Парный вариант

Особое внимание следует уделить тем случаям, когда связку сложно отличить от глагола (в обоих случаях «значит» находится между двумя инфинитивам ):

С помощью связки мы отождествляем две ситуации по принципу сравнения или причинно-следственных связей:

Отдать жизнь – это значит посвятить ее людям (слово-связка ЭТО ЗНАЧИТ , тире, пауза).

При использовании глагола «значит» речь идет именно о раскрытии значения слов и выражений. Такая форма обычно используется в предложениях с однородными сказуемыми, когда на глаголы ЗНАЧИТ падает ударение, а пауза после подлежащего отсутствует:

«Отдать жизнь» не значит «умереть», а значит посвятить ее людям (глагол ЗНАЧИТ , нет паузы и тире.)


§2. НАЛИЧИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ СВЯЗКИ ЕСТЬ (НЕТ ПАУЗЫ И ТИРЕ)

При наличии глагольной связки ЕСТЬ пауза не делается и тире не ставится:

Книга есть лучший подарок.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Искусство есть мышление в образах.

Пушкинская сказка есть прямая наследница сказки народной.

Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения (глагольная связка суть ).

Тема 3. Различные способы выражения подлежащего и сказуемого

При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире между подлежащим и именной частью сказуемого зависит от того, какой частью речи они выражены.

§1. ПОСТАНОВКА ТИРЕ (НАЛИЧИЕ ПАУЗЫ)

1. Общий принцип решения

Тире ставится, если необходимо отделить состав подлежащего от состава именного сказуемого . В этом случае подлежащее и сказуемое обычно выражены существительным в начальной форме, неопределенной формой глагола или числительным.


– А почему?

– В этих случаях без тире и паузы сложно определить грамматическую роль названных слов.


2. Сочетания существительного в И.п. и неопределённой формы глагола

Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п. или неопределённой формой глагола в различных сочетаниях:

Поэзия – моя держава .

Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача .

Поэзия - та же добыча радия.

Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Задача искусства – исследовать человеческую душу.

Лучший способ избавиться от врага – сделать его своим другом.

Производить эффект – их наслаждение .

Находить приметы – очень увлекательное занятие .

Говорить не думая – стрелять не целясь.

3. Слова в значении существительного

Подлежащее или сказуемое может быть выражено другой частью речи в значении существительного (субстантивным словом) – прилагательным, причастием, числительным, местоимением:

Главное – не ранить душу ребёнка.

Цикл «На поле Куликовом» – лучшее , что написал Блок о Родине.

Комическое – смешное в жизни или в искусстве.

4. Варианты с числительным

Подлежащее или сказуемое может быть выражено числительным или счётным оборотом :

Трижды три – девять.

Пять и два – семь .

Длина Волги – 3688 километров .

Средняя скорость ветра – пять метров в секунду.

Двадцать семь – моё роковое число.


§2. ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ (НЕТ ПАУЗЫ)

1. Общий принцип решения

Тире не ставится, если состав подлежащего и именного сказуемого определяется однозначно (по принципу предмет – его признак или местоимение – его предмет/признак). В этом случае возможны два варианта:

А) именная часть сказуемого выражена прилагательным или наречием,

Б) в роли главных членов предложения выступает местоимение.

При отсутствии паузы и тире интонационным центром высказывания является сказуемое.

2. Признаковое сказуемое

Тире не ставится , если сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, сравнительной степенью), причастием, наречием, именным словосочетанием , то есть имеет признаковый характер:

Эта гора величайшая в мире.

Погода несносная , дорога скверная , ямщик упрямый .

Этот вопрос самый главный .

Жизнь коротка , искусство долговечно .

Дома новы , да предрассудки стары .

Облетевший тополь серебрист и светел .

На чужой стороне родина милей вдвойне.

Правда необычнее вымысла.

Живая собака лучше мёртвого льва.

Судить человека в немилости легко .

Спина у акулы синего цвета .

Обитатели Горюхина большей частью роста среднего .

Мой дядя самых честных правил .

3. Местоимение в роли подлежащего или сказуемого

Тире не ставится, если подлежащее или сказуемое является местоимением (личным, указательным, вопросительным, относительным):

А) личное местоимение в роли подлежащего:

Я честный человек и никогда не говорю комплименты.

Мы хозяева нашей природы.

Я ужасно рада, что ты мой брат.

Не правда ли, что мы краса долины всей?

Б) в том числе тире не ставится в параллельных конструкциях при выделении сказуемого , а не подлежащего с помощью интонационного ударения:

Я свет весны, а ты усталый холод .

Я златоцвет , который вечно молод, а ты песок на мертвых берегах.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

В) вопросительное или относительное местоимение в роли сказуемого:

Это удивительный человек .

Это ваше частное дело .

Кто эти люди ?

Скажи мне, кто твой друг .

Тема 4. Отсутствие тире при заполнении паузы между подлежащим и сказуемым (условное название)

§1. ТИРЕ ОТСУТСТВУЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ ЗАПОЛНЕНИЯ ПАУЗЫ

(Сказуемое при этом выражено существительным в И.п.).

1. Общий принцип решения

Если между подлежащим и именной частью сказуемого находится служебное слово (союз, частица), вводное слово, а также дополнение или обстоятельство, отнесенное ко всему предложению (а не входящее в состав подлежащего или сказуемого), то пауза не делается и тире не ставится (пауза как бы заполняется одним из перечисленных слов).

В этом случае общее слово выступает в качестве разделителя между подлежащим и сказуемым.

2. Практические примеры

Частица НЕ

Офицер этот не чета вам.

На тебя заглядеться не диво.

Небольшой снегопад не помеха для охотника.

Россия не Петербург, она огромная.

Дружба не услуга, за неё не благодарят.

Другие частицы

Март только начало весны.

Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбука.

Союзы

Цветущая верба среди елей как луч света в тёмном царстве.

Земная слава как дым, не этого я просила.

Ветви деревьев точно стволы прекрасного храма.

Утром на полях одуванчики словно живое золото.

Воображение тоже великий дар природы.

Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Ртуть тоже металл.

Вводные слова

Практичность, по-моему , очень похвальное слово.

Книга, может быть , самое великое чудо.

Парк, как известно , неотъемлемая часть усадьбы.

Наречие или дополнение, отнесенное ко всему предложению

Необдуманный поступок вообще шаг опасный.

Литература всегда учебник жизни.

Это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы.

Туризм для меня лучший отдых.

Стихи для вас одна забава.

Отец у меня золотой человек.


§2. 0СОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ (ПАУЗА И ТИРЕ СОХРАНЯЮТСЯ)

1. Дополнение или обстоятельство в составе подлежащего или сказуемого

Если дополнение или обстоятельство входят в состав подлежащего или сказуемого, то пауза делается и тире ставится (в этом случае тире разделяет состав подлежащего и сказуемого):

Дождь летом – одно удовольствие.

Минута с ней – небесный рай.

Самая лучшая защита для меня – ясное спокойствие души.

2. Именная часть выражена неопределенной формой глагола

Пауза и тире при наличии служебных слов, а также общих обстоятельств и дополнений, сохраняются, если именная часть выражена неопределенной формой глагола.

В этом случае служебные слова, дополнения и обстоятельства входят в состав группы подлежащего или сказуемого:

Учёного учить – только портить .

О решённом говорить – только путать .

Жизнь прожить – не поле перейти .

Деточек воспитать – не курочек пересчитать .

Чай пить – не дрова рубить.

Твоя задача – не поддаваться соблазнам.

– А почему для инфинитива нужно особенное решение?

– Без тире синтаксическая конструкция будет неясной, например: «задача не поддаваться соблазнам» – это словосочетание (инфинитив в роли определения), а «о решенном говорить, только путать» – очень похоже на однородные сказуемые.

Проверка правильности постановки тире делается по наличию паузы в устной речи.


§1. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ НАЛИЧИИ УСТОЙЧИВЫХ ОБОРОТОВ

Внимание! У этой темы несколько решений!

1. Фразеологический оборот в роли сказуемого

Если именная часть сказуемого выражена фразеологическим оборотом , то тире между подлежащим и сказуемым ставится (в случае обычного именного словосочетания тире и пауза отсутствуют):

Сапожки – что тебе зеркало !

Сыновья – один к одному.

Заработок теперь у него – будь здоров .

Его тактика – разделяй и властвуй .

Мы думали, что он спит, а он – ушки на макушке.

А крыльцо – дай бог иному князю !

Именное словосочетание в роли сказуемого, нет тире (для сравнения):

Поля и леса в белом убранстве .

Вся мебель из жёлтого дерева , очень старая.

У окна стол овальной формы .


2. Всё предложение является устойчивым оборотом

Если всё предложение является устойчивым оборотом или пословицей, то тире ставится по общим правилам:

Сущ. в И.п. + сущ. в И.п.

Чужая душа – потёмки.

Сноровка и умение – в беде спасение.

В том числе при параллельной интонации и наличии пауз:

Свой глаз – алмаз, чужой – стекло.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Слово – серебро, а молчанье – золото.

Частица НЕ

Бедность не порок. Сердце не камень.

3. Неразложимое сочетание подлежащего и сказуемого (нет паузы и тире):

Грош цена твоим словам. Дело дрянь .


§2. ИНВЕРСИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

А вот и инверсия!

1. Общий принцип решения

В случае инверсии подлежащего и сказуемого правило постановки тире меняется на противоположное (такое изменение обозначает нестандартную синтаксическую конструкцию).

2. Нет паузы и тире (это инверсия подлежащего и сказуемого – перед нами оценка/квалификация, а не тождество):

Какая радость в дни войны отъединиться от погоды!

Славное место эта долина!

Прекрасный человек Иван Иванович.

3. Делается пауза и ставится тире (обычно при наличии союза тире не ставится):

Ночь крещенская морозна, будто зеркало – луна.


§3. ДРУГИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ (ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ)

В разговорном стиле и в специальной литературе пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует и тире не ставится. Тоническое ударение в этом случае падает на сказуемое.

1. Разговорный стиль (вариант И.п. – И.п.)

Мой отец врач .

Мой брат журналист .

– А почему в разговорном стиле не ставится тире?

– Вообще говоря, оно может не ставиться, всё зависит от коммуникативного значения сообщения, то есть от конкретной ситуации общения.

Сравнить диалоги:

– Кто твой брат? – Мой брат журналИст, он работает в редакции (ударении на сказуемом, нет паузы и тире).

– Мой брат учится в школе. – А мОй брат – студент (ударение на определении, отнесенном к подлежащему, пауза, тире ставится).

2. Специальная литература:

Максимальная дальность действия прибора два километра .

Стоимость товара пять тысяч рублей .

Температура плавления золота 1063 градуса .


1. Общий принцип решения

Авторская постановка тире (не соответствующая изложенным правилам) возможна в том случае, когда автор меняет интонационную схему предложения и тем самым вносит в сообщение дополнительные оттенки значений.

Чаще всего требуется подчеркнуть значимость подлежащего, тогда между подлежащим и сказуемым в устной речи делается пауза, обозначаемая на письме с помощью тире, а на подлежащее падает интонационное ударение.

А) Местоимение в роли подлежащего

Я – северный ваш друг и брат!

Ты – вечности заложник у времени в плену.

Это – двух соловьёв поединок. Это – древний Сфинкс.

Б) Местоимение или наречие в роли сказуемого

Вишневый сад – мой!

Быть влюблённым – славно !

В) Именное словосочетание в роли сказуемого

Поэты – все единой крови .

Г) Частица НЕ , сказуемое в форме И.п.

Но объяснение – не оправдание.

Боец без шапки – не боец.

Моя любовь – не шутка.

Нет, бытие – не зыбкая загадка!

Д) Союз, частица, наречие

Моя солдатская шинель – как печать отвержения.

Я весь – как взмах неощутимых крыл.

Твои речи – будто острый нож.

Толпа – всегда толпа.

Е) Инверсия подлежащего и сказуемого (выделение сказуемого, стоящего на первом месте)

Славные люди – соседи мои.

Серьезный шаг – женитьба.

Истинное сокровище – русская поэзия.

Удивительное дело – сон.

Да, скифы – мы, да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными глазами.

Ж) Параллельная интонация

Постановке тире способствует параллельная интонация предложения при сопоставлении предметов и их признаков (выделение подлежащего, паузы, тире ставится):

Цвет коня – жёлтый , а хвост и грива – коричневые.

Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей!

Вы – писатель, я – актриса.

Душа – как парус, душа – как арфа.

От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала.

Раздел 2. Тире между подлежащим и сказуемым (сложные варианты)

Раздел включает три темы:

1. Осложнённая связка

2. Осложненное подлежащее

3. Осложненное сказуемое

Тема 1. Осложнённая связка

§1. ОСЛОЖНЁННАЯ СВЯЗКА: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

1. Определение

Слова-связки ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ могут иметь при себе союзы (И, КАК ), частицы (НЕ, ТОЛЬКО ), глагольную связку ЕСТЬ, наречия и т. д.

2. Предложения со связкой – это предложения с именительным темы

Как уже говорилось, предложения со словами-связками можно рассматривать как предложения с именительным темы – вернее, частным случаем фигуры речи , которую называют именительным темы.

– А что это за фигура речи?

– Именительный темы – это фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в И.п., называющее тему последующей фразы.

Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания, например: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось». (А. С. Пушкин).

В частном случае именительный темы может стоять в начале предложения и отделяться от остальной части предложения с помощью тире.

Таким образом, в предложении со словами-связками на первом месте стоит слово с предметным значением (именительное темы), затем после паузы следует местоимение ЭТО , замещающее указанное слово и фактически играющее роль подлежащего, за которым следует сказуемое: Доверие – это ключ к сердцу.

Приведённая трактовка предложений со словами-связками удобна в особых случаях , а именно:

А) при инверсии связки (связка расположена перед именительным темы):

Удивительный это народ – дети!

Б) при наличии связки в косвенном падеже (в роли дополнения, а не подлежащего):

Признать свои ошибки – на это он не способен.

Фактически все предложения со словами-связками – это предложения с именительным темы , но в них связка ЭТО стоит в И.п. и играет роль подлежащего

3. Общий принцип решения и интонация

Осложнение состава слов-связок способствует постановке тире. Постановка тире на письме соответствует наличию паузы в устной речи в соответствии со следующей схемой: повышение тона – увеличенная пауза – понижение тона.


§2. ОСЛОЖНЁННАЯ СВЯЗКА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

1. Способы осложнения связки

При различных способах осложнения слов-связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ тире ставится в большинстве случаев:

Одиночество в творчестве – это как одиночество в жизни.

Знаки препинания – это как нотные знаки.

Поэзия – это как памятник, в котором запечатлены лучшие мгновения лучших умов.

Мне казалось, что биология – это и есть моё настоящее призвание.

Цель жизни – это и есть сама жизнь.

Труд и упорство – только это и есть основной путь к счастью.

Единство духа, взглядов, воли – только это и есть настоящее единство.

Сложный мир чувств – это не только удел избранных.

Ум блестящий – не значит ум глубокий.

Оглянуться назад – вовсе не значит отступить.

Хорошо рассуждать о добродетели – ещё не значи т быть добродетельным.

Держать соловья в клетке – ещё не значит заставить его петь.

Быть для кого-то причиной радости или страдания – не самая ли это сладкая пища для нашей гордости?

2. Глагольная связка И ЕСТЬ

В предложениях с глагольной связкой И ЕСТЬ рекомендуется постановка тире только в тех случаях, когда подлежащее достаточно распространено и после него можно сделать паузу :

Способность к творчеству – и есть величайший дар для человека.

Попросить прощения у близкого друга – и есть проститься по-русски.

Но: Это и есть наш новый проект.

Попросить прощение и есть проститься.

3. Инверсия связки ЭТО в составе сказуемого

В предложениях со связкой ЭТО возможна инверсия подлежащего и сказуемого. Такое предложение также можно рассматривать как предложение с обособленным пояснительным членом:

Прекрасное это качество – искренность. (Искренность – это прекрасное качество).

Великое это дело – принять решение.

Философ думал, что это его удел – жить в конуре.

4. Связка ЭТО в косвенном падеже

Слово-связка ЭТО может использоваться в косвенных падежах, в том числе с предлогом:

Понять другого человека – на это требуется особенное свойство души.

Вечно надеяться, никогда не отчаиваться – в этом основное свойство человеческой натуры.

5. Связка ЭТО относится к предложению

Самое важное – это что он сам об этом думает.

Тема 2. Осложненное подлежащее

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Постановка задачи

Подлежащее может быть осложнено:

а) определительным оборотом;

б) однородными членами;

в) придаточным предложением;

г) вводным предложением, отнесённым к подлежащему.

2. Общий принцип решения

А) Осложнение подлежащего способствует постановке тире между подлежащим и сказуемым, включая те случаи, при которых оно обычно не ставится (прилагательное в роли сказуемого, местоимение в роли подлежащего, сравнительный союз или частица НЕ между подлежащим и сказуемым).

Б) Постановка знаков препинания при осложненном подлежащем независимая (сочетание запятой и тире, скобок и тире).

В) Постановка тире на письме соответствует наличию паузы в устной речи.


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННОМ ПОДЛЕЖАЩЕМ

При различных способах осложнения подлежащего тире ставится в большинстве случаев (пауза и тире отделяет состав подлежащего от состава сказуемого).

1. Однородные подлежащие, придаточное предложение, определительный оборот:

Жить на земле, душой стремиться к небу – вот человека радостный удел.

Главное, чем знаменита Лапландия, – это то, что здесь живёт Санта-Клаус.

Птицы, зимующие у нас, – это синичка, снегирь.

Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь.

Наш век (я не боюсь повториться) – век больших скоростей.

Разработать названия знаков, как разработаны названия цветов, – дело будущего.

2. В том числе тире ставится при различных вариантах «заполнения паузы»:

Озеро, заросшее камышом, – не лучшее место для купания.

Мы , коты, – любознательный народ.

Это кольцо, если сравнивать его с другими, – не самое дорогое.

Радости, которые не сохраняются в памяти, – не настоящие радости.

Облака, плывущие по синему небу, – как прекрасные замки на морском берегу.

Этот сруб, покрытый зелёной крышей, – тоже дом Назимова.

3. Отсутствие тире при заполнении паузы

В качестве исключения тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым находится дополнение или обстоятельство, отнесённое ко всему предложению (вариант с заполнением паузы):

Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом.

Тема 3. Осложненное сказуемое

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Постановка задачи

Сказуемое может быть осложнено:

а) однородным рядом,

б) определительным оборотом,

в) придаточным предложением, отнесённым к сказуемому.

2. Общий принцип решения и интонация

Осложнение сказуемого способствует постановке тире. При постановке тире в устной речи делается пауза, подлежащее в первой части предложения выделяется с помощью интонационного ударения.


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ ПРИ ОСЛОЖНЁННОМ СКАЗУЕМОМ

1. При различных способах осложнения сказуемого тире ставится в большинстве случаев , при этом выделяется подлежащее с помощью паузы и интонационного ударения. В том числе тире ставится, если сказуемое выражено прилагательным или местоимением, а также при различных вариантах «заполнения паузы», если это соответствует интонационной схеме предложения:

Я – твой, Россия, твой по роду! Мой предок вел соху в полях.

Ветви стволов – как своды прекрасного храма, возведенного природой .

Но Чацкий и его единомышленники – точно передовые воины, застрельщики и поэтому всегда жертвы.

Слог повести – то блеск молнии, то удар меча .

Печально я гляжу на наше поколение, его грядущее – иль пусто, иль темно.

Женщины и девушки – весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые .

Пьющие утром воду – вялы , как все больные , а пьющие вино вечером – несносны, как все здоровые.

Ведь я – сочинитель, человек, называющий всё по имени .

Искусство получает у Маяковского как бы религиозное качество, оно – пророк, диктующий миру свои законы.

2. Тире не ставится (выделение сказуемого)

В сходных вариантах тире может не ставиться в соответствии с интонацией предложения (нет паузы после подлежащего, интонационным центром являются однородные прилагательные):

Он парень не злой, не жестокий .


§3. СКАЗУЕМЫЕ С ЧАСТИЦЕЙ НЕ

1. Тире ставится (выделение подлежащего)

Для осложненных сказуемых с частицей НЕ (НЕ… А, НЕ и НЕ, НЕ ТОЛЬКО… НО И) делается пауза и ставится тире в том случае, если требуется выделить подлежащее (авторское выделение, значительная распространенность подлежащего, развитие темы подлежащего в последующем тексте):

Наша задача – не отразить атаку врага, а уничтожить противника

Идеал Данко – не борьба против тягостных условий жизни, а мечта освободить человечество от низменных чувств

Социальные темы для поэтессы – не социальный заказ , а крик души.

Стихи – не каприз и не шалость.

Я – не муж, не жених твой, не друг .

Онегин – не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Лес – не просто растительность на почве. Лес – ничем не заменимая экологическая система планеты.

Писательство – не ремесло и не занятие . Писательство – призвание .

Профессиональный язык – не просто другие слова . Это другое понятие , другое мышление.

2. Тире не ставится (выделении сказуемого)

При отсутствии паузы смысловым центром высказывания становится сказуемое, тире в этом случае не ставится:

Москва не безмолвная громада камней, составленных в симметричном порядке .

Узнав, что Наумов не инженер, а конногвардеец , она сожалела о том, что высказала свою тайну.

Природа не храм, а мастерская , и человек в ней работник.

Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя земля .

Дятел не только плотник, но и отличный верхолаз.

Народ не только материальная сила, но и источник духовности.

Счастье не только награда за достигнутое, но и сам путь к успеху.

Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне.

3. Тире не ставится перед устойчивыми сочетаниями

Тире обычно не ставится перед сочетаниями НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК (нет паузы и тире, интонационным центром является сказуемое):

Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии.

Такая жизнь не что иное, как эгоизм и лень.

Раздел 3. Эллиптические и неполные предложения

Постановка тире в эллиптических и неполных предложениях зависит от их структуры, также это может быть авторским решением.


Раздел включает две темы:

1.

2. Тире в неполных предложениях

Тема 1. Тире в эллиптических предложениях

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Определение

Тире может ставиться в эллиптических предложениях особого построения, состоящих из

(1) подлежащего и (2) дополнения или обстоятельства (сказуемое в таких предложениях всегда отсутствует).


– А разве бывают предложения без сказуемого ? А как же предикативность (время, наклонение), они ведь должны быть обязательно выражены?

– Эллиптические предложения – это особый вид предложений. В них подразумевается действие, но оно может выражаться целой группой глаголов , например: Все в подвал (идите, бегите, прячьтесь).


Эти предложения не считаются неполными , так как они не соотносятся с соответствующими полными предложениями.

В эллиптических предложениях возможно наличие или отсутствие тире между двумя частями предложения.

2. Общий принцип решения

Тире в эллиптических предложениях ставится в следующих случаях :

А) при наличии паузы между первой и второй частью предложения;

Б) при наличии паузы в предложениях с параллельной структурой и интонацией;

В) в лозунгах.

Тире в эллиптических предложениях не ставится в следующих случаях :

А) при отсутствии паузы (часто в поэтической речи);

Б) в назывных предложениях, сходных с эллиптическими.


– Значит, всё зависит от интонации? А как узнать, что в предложении нужно сделать паузу?

– В действительности всё зависит от оттенка смысла, так как с помощью паузы мы выделяем первую часть предложения.


3. Интонация

Постановка тире в эллиптических предложениях соответствует наличию паузы в устной речи, при этом при наличии паузы с помощью логического ударения выделяется первая часть предложения .


§2. ПОСТАНОВКА ТИРЕ В ЭЛЛИПТИЧЕСКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАВИСИТ ОТ НАЛИЧИЯ ПАУЗЫ

1. Общий принцип решения

В эллиптических предложениях постановка тире зависит от наличия паузы. Обычно пауза делается в различных описаниях , когда выделяется первая часть предложения, и не делается в поэтической речи.

2. Эллиптические предложения

А) Эллиптические предложения, пауза, тире, выделение первой части:

Обстоятельство – подлежащее

Налево от входа – каменное двухэтажное здание.

Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды.

Тихо в комнате просторной, а за окнами – мороз.

Везде – высокие покои, в гостиной – штофные обои.

Подлежащее – обстоятельство

Подлежащее – дополнение:

Так вот в чём прелесть полёта в небо! Она – в паденье!

Живучесть Чацкого – не в новизне идей.

Дополнение – подлежащее:

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперёд.

Б) Эллиптические предложения, нет паузы, тире:

Обстоятельство – подлежащее

Снова в час ночной тучи над землёй.

Посреди небесных тел лик луны туманный.

Весёлые лодки в дали голубой.

Дополнение – подлежащее:

И в жёнах, дочерях к мундирам та же страсть.

3. Эллиптические предложения параллельной структуры

А) Наличие параллельной интонации (чередование повышения и понижения тона) способствует постановке тире:

На полу – ковры, над столом – красивый абажур.

Да здравствует человек, владыка своих желаний! Весь мир – в его сердце, вся боль мира – в его душе!

В степи под Херсоном – высокие травы, в степи под Херсоном – курган.

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.

Широкий овраг: на одном боку – избы, на другом – усадьбишка.

Б) Однако при отсутствии параллельной интонации (обычно в нераспространённых предложениях) паузы отсутствуют и тире не ставится:

Татьяна в лес, медведь за нею.

4. Тире в лозунгах

В лозунгах всегда ставится тире, что соответствует наличию паузы:

Студентам – знания! За первое место – приз. Прежде всего – деловитость!

Награда – победителю! Забота о детях – прежде всего! Родине – наш труд!


§3. ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ В НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Эллиптические предложения следует отличать от сходных с ними по структуре назывных предложений , в которых вторая часть является не обстоятельством, а обстоятельственным определением:

Ночь. Тишина. Сияние звёзд на тёмном небе

Цепи синих гор в лучах солнца, туман над долинами.

Кавказ! Долгий путь над пропастью, где шумит река.


– В назывных предложениях сказуемое тоже отсутствует?

– По поводу назывных предложений в лингвистической науке нет единого мнения. Считается, что в этом случае автор выступает в качестве наблюдателя в том времени, которое он описывает.


Сравнить: Прекрасная погода (назывное предложение, констатация факта). – Погода прекрасная (двусоставное предложение, описание пространства ). Соответственно, назывные предложения всегда относятся к конкретному (настоящему) времени, хотя в них и нет сказуемого.

В то же время существует другой метод описания, который фактически отрицает существование назывных (односоставных) предложений. В этом случае считается, что они имеют нулевое сказуемое и входят в парадигму двусоставных предложений следующего вида : Зима. – Была зима. – Будет зима.

Тема 2. Тире в неполных предложениях

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Определение

Неполными называются предложения , в которых пропущенные члены можно восстановить по тексту (чаще всего пропускается сказуемое).

По структуре неполные предложения сходны с эллиптическими, но при этом пропущенный член однозначно восстанавливается по предыдущему тексту .

Соответственно, неполные предложения обычно имеют параллельную структуру .

2. Общий принцип решения

Тире на месте пропущенных членов ставится при наличии паузы и параллельной интонации . Тире не ставится, если пауза или параллельная интонация отсутствует .

Два варианта решения можно сравнить на следующем примере с небольшой разницей в грамматике, но разной интонацией:

Тире не ставится (предпочтительный вариант для нераспространенного предложения):

Дни становились длиннЕе, а ночи корОче.

Это ССП с союзом А, здесь две фразы, тоническим ударением выделены только сказуемые.

Тире ставится:

ДнИ становились длиннЕе, нОчи – корОче.

Это БСП, нет союза А, в связи с чем предложение удобно прочитать с параллельной интонацией, сделав паузу в речи, и обозначить ее тире на письме.


§2. ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ТИРЕ В НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

1. Тире ставится

Тире на месте пропущенных членов ставится при наличии паузы и параллельной интонации , при этом логическим ударением выделяются пары слов :

МИр освещается солнцем, а человЕк – знанием.

Береги плАтье снову, а чЕсть – смолоду.

Мы почитаем всех нулЯми, а единИцами – себя.

НалЕво шумела забытая ель, напрАво – плакучая ива.

Иван ИвАнович бреет бороду два раза в неделю, а Иван НикИфорович – один раз.

2. Тире не ставится

Тире не ставится, если пауза и параллельная интонация отсутствуют :

Ты делаешь вещи дОлгие, а я корОткие.

Егорушка долго оглядывал егО, а он ЕгОрушку.

Я буду ловИть птиц, а бабушка продавАть.

Я был озлОблен, он угрЮм.


§3. ПОСТАНОВКА ТИРЕ В НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРИ РАСКРЫТИИ ТЕМЫ

1. Постановка задачи

Неполные предложения могут раскрывать предварительно заданную тему (часто после двоеточия в бессоюзном сложном предложении).

2. Решение задачи

Постановка тире в таких предложениях также зависит от наличия параллельной интонации и пауз.

А) Тире ставится при наличии пауз и параллельной интонации (основной вариант):

Три девушки окружали её: однА держала банку румЯн, другАя – коробку со шпИльками, трЕтья – высокий чепец огненного цвЕта.

Тучи заходили с двух сторон: слЕва – почти чЁрная, спрАва – седАя, грохочущая непрерывным грОмом.

Оба они обрадовались: онА – его довЕрию, Он – её готовности понЯть.

Трое ворот вело из города: однИ – на пОлдень, другИе – на сЕвер, трЕтьи – прямо в ОрдУ.

Б) Тире не ставится при отсутствии пауз и параллельной интонации (нераспространенные предложения):

В спальне две маленькие двери: справа в кабинЕт, а слева в коридОр.

Существует свод правил конструирования словосочетаний в устной и письменной речи. Этот раздел языкознания называется синтаксис (syntaxis), что в переводе с греческого языка означает – “составление”. Главные члены предложения с согласованной связью и функциональной смысловой нагрузкой не подчиняются второстепенным единицам, имеют доминирующую позицию и “диктуют” основной смысл выражения.

Вконтакте

Семантическое ядро выражения

Подлежащее и сказуемое в предложениях выполняют функцию грамматической основы. Что такое подлежащее – это первый из главных членов в , отвечающий на вопросы Им. : кто? или что? Означает либо предмет, либо действие, обозначаемое сказуемым. Что такое сказуемое – это второй главный член, который отвечает на вопросы: “что делать или сделать?”, “что это такое?”. Несет функциональную нагрузку, дополняет смысл подлежащего.

В структуре речевого оборота подлежащее выражено существительным или и предполагает активное значение. Для иллюстрирования можно привести простые, законченные по смыслу, фразы “Ирина положила книгу”. “Она положила книгу”. В обеих законченных фразах тире между подлежащим и сказуемым не ставится, так как подлежащие «Ирина» в первом случае и «она» — во втором являются единицами, совершающими действие, а сказуемое выражено , стоящем в прошедшем времени, обозначающим это действие.

В русской речи подлежащее может быть выражено, как именем существительным, так и прилагательным, употребленным в з

Существуют нераспространенные речевые обороты, в которых опущена связка между главными членами, составляющими грамматическое ядро. И подлежащее и сказуемое в этих случаях “стоят” в именительном падеже и выражены именем существительным или числительным. Например: “Место старта – пожарная башня”; “Начало представления – в двенадцать”. На письме эти фразы оформляются с тире между подлежащим и сказуемым, так как дважды применяется именительный падеж для склонения обеих единиц основного звена.

Кроме того, если оба основных члена фразы обозначены неопределенными глаголами, то по языковым нормам ставится тире между подлежащим и сказуемым. Креативный вариант – шутливый афоризм: “Активный человек – кузнец своего счастья”.

Важно! Если частица “не” стоит перед глаголом (в инфинитиве), ставится знак тире: “Жизнь прожить – не поле перейти”. Такая пунктуация будет правильной и грамматически, и стилистически.

В каких выражениях применяется

Правило правописания со связующим знаком тире зависит от грамотного выделения основы – главных членов, которые на зависят от второстепенных. Тире может использоваться для соединения частей предложения в разных стилях речи.

Математические и тождественные понятия

В лаконичном речевом обороте, где описывается математическое действие с применением числительных, подлежащее и сказуемое разделяются знаком тире. Например: “Дважды два – четыре”;

В простых и точных фразах, содержащих тождественные понятия и определения. Могут быть (географические): “Лондон – столица Великобритании”; “Сава – приток Дуная” — это примеры предложений классических тождественных сочетаний.

Фольклор

Знак препинания тире часто применяется в кратких речевых оборотах народного творчества, носящих поучительный характер. Это лаконичные народные выражения — поговорки и пословицы с тире, правописание которых подчиняется правилам русской грамматики. Сказуемое обычно бывает выражено целой фразой, в которой заключен логический смысл предложения.

Примеры мудрого фольклорного творчества:

  • хочешь испытать друга – присмотрись к нему в гневе;
  • кот из дома – мыши в пляс;
  • с глаз долой – из сердца вон;
  • нет новостей – хорошая новость;
  • что глаз не видит – сердце не жалеет;
  • нашел друга – нашел сокровище.

Во всех перечисленных случаях задействовано правило, когда ставится тире между обеими частями оборота.

Образные рекламные ролики

Если попадется предложение, где сказуемое выражено именем существительным, то можно применить стандартное правило, использующее графический знак тире, обозначающий итоговый смысл. К примеру: “Альмагель – бальзам для желудка”, “Зубная паста Жемчуг – для всей семьи”. После знака тире следует сочетание, в котором сказуемое выражено существительным, объясняющим общий смысл “крылатого выражения”, убеждающего и мотивирующего на покупку.

Прием использования кратких, метких и образных фраз очень часто используется в популярных афоризмах и “цепляющих”рекламных текстах.

Использование на письме

В русской грамматике знак тире между подлежащим и сказуемым ставится в четырех случаях:

  1. Между двумя существительными, когда сказуемое бывает выражено существительным (Счастье – награда за смелость).
  2. Между парой числительных (Пятнадцатью пятнадцать – двести двадцать пять).
  3. Между глаголами, стоящими в неопределенной форме – инфинитиве (Руководить – чутко предвидеть).
  4. Перед словами: это, вот, значит, это значит, соединяющими грамматическую основу предложения (Чумазый ребенок – это счастливый ребенок).

Знак препинания в русской и зарубежной художественной литературе

В русском писательском творчестве, как современном так и классическом, пунктуация с применением тире довольно распространена. Выражения с тире неесут функцию дополнительной выразительности и усиления значимости сказанного.

Несколько примеров из художественной литературы:

  • «Гений и злодейство – две вещи несовместные». (А.С. Пушкин);
  • «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее». (Ф.М.Достоевский);
  • «Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже – вот мое простое волшебство». (Л.И. Ошанин);
  • «Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души» (И.А. Тургенев);
  • «Безумство храбрых – вот мудрость жизни» (М. Горький).

В произведениях иностранных авторов логическая связка — тире между подлежащим и сказуемым — тоже часто употребляется к месту. Примером может
служить фраза из “Приключений Тома Сойера” американского классика Марка Твена: “Зато теперь Том был вольная птица – это тоже чего-нибудь стоило!” Благодаря употреблению знака препинания фраза звучит коротко и очень эмоционально.

Тире, как правило, используется в бессоюзных сложных предложениях для указания на характер смысловой связи между его частями. Однако, существуют и другие случаи употребления этого знака препинания.

Постановка тире регулируется следующими правилами русской грамматики:

1. Тире ставится в предложениях с составным именным сказуемым, между подлежащими и сказуемым. В предложениях такого рода, сказуемое, как правило, является родовым понятием по отношению к подлежащему. Например:

  • Тигр – хищник;
  • Корова – парнокопытное;
  • Береза – дерево;
  • Старшая сестра моя – учительница;
  • Старшая сестра – моя учительница.

Примечание 1. Однако если подлежащим и сказуемым стоит отрицательная частица «не», тогда тире не ставится:

  • Бедность не порок;
  • Гусь не птица.

Примечание 2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если они используются в вопросительном предложении, и подлежащее выражено местоимением, например:

  • Кто твоя мать?

2. Если в предложении подлежащее выражено именем существительным , а сказуемое неопределенной формой глагола (инфинитивом), или они оба выражены инфинитивом, тогда между ними ставится тире, например:

  • Тебя любить – нервы трепать;
  • Желание каждого человека – любить и быть любимым.

3. Тире ставится перед словами «это», «значит», «это есть», «вот» и др. в предложениях, где сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже или инфинитивом. Как правило, эти слова служат для присоединения сказуемого к подлежащему, а так же указывают на то, что сейчас последует сравнение или определение, например:

  • Желание – это есть потребность человека вопреки всем невзгодам сделать свою жизнь лучше;
  • Романтика – это прогулки под луной и полные восхищения глаза;
  • Верность – вот оплот истинных человеческих отношений, доверие – вот твердыня крепкой семьи.

4. Тире ставится в предложениях с перечислениями перед обобщающим словом. Например:

  • Мечты, надежды, красота – все поглотит неумолимое течение времени;
  • Ни ее слезы, ни полные мольбы глаза, ни печаль – ничто не могло заставить его вернуться обратно.

5. Тире ставится перед стоящим в конце предложения приложением в двух случаях:

а) Если перед приложением можно без искажения смысла предложения поставить конструкцию «а именно», например:

  • Я не слишком люблю это животное - кошку.
  • В разговоре он требовал одного - правильности.
  • Я подчиняюсь только одному человеку - отцу.

б) Если при приложении используются пояснительные слова, и автору требуется дополнительно обозначить самостоятельность этой конструкции, например:

  • Со мною был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (Лермонтов).

6. Тире ставится между двумя сказуемыми или между частями сложного предложения в том случае, если автору нужно неожиданно присоединить или резко противопоставить их по отношению друг к другу. Например:

  • Я зашла в комнату, не думая там кого-нибудь увидеть, - и замерла.
  • Я скорее к Петьке - а там уж все.
  • Хотел объехать целый свет - и не объехал сотой доли (Грибоедов).
  • Хотела сесть за шитье - а иголка колола пальцы, хотела сварить кашу – молоко убежало.

Примечание 1. Для того чтобы усилить оттенок неожиданности, тире может быть поставлено и после сочинительных союзов, которые связывают части одного предложения. Например:

  • Оформляй отпуск - и вперед к семье.
  • Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но - боюсь (М. Горький)

Примечание 2. Кроме того, для еще большего эффекта неожиданности тире может отделять любую часть предложения, например:

  • И съела бедного певца - до крошки (Крылов).
  • И кинул дед ерша – в речку.

Согласно правилам русского языка, в этих предложениях тире ставить не нужно. Однако оно ставится только для того, чтобы лучше передать смысл и отразить то, что происходило в действительности.

7. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если вторая часть содержит в себе результат или вывод из того, о чем говорилось в первой, например:

  • Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов).
  • Луна вычертила дорожку по морю – легким покрывалом легла ночь.

8. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если между ними существует вид связи «придаточная часть – главная часть»:

  • Назвался груздем - полезай в кузов.
  • Лес рубят - щепки летят.

9. Тире ставится для того, чтобы указать границу распада простого предложения на две словесные группы. Делается это только в том случае, если иными средствами выделить этот распад не получается. Например:

  • Вот и я говорю: парням – это надо?

Очень часто такой распад наблюдается при пропуске одного из членов предложения, например:

  • Маринке за хорошую учебу – путевку на море, а Егорке – новый компьютер.
  • Я волю – в кулак, сердце – из груди, да и рванула за ним.
  • Мне всё послушно, я же - ничему (Пушкин).

10. Кроме того, при помощи тире выделяют:

а) Предложения и слова, употребляемые в середине предложения и служащие для пояснения сказанного, но только в том случае, если скобки могут ослабить связь между вставкой и поясняемым, например:

  • Вот – делать нечего – я к нему в телегу-то и села.
  • Как вдруг - о чудо! о позор! - заговорил оракул вздор (Крылов).
  • И всего только раз – да и то случайно – я с ним заговорила.

б) Распространенное приложение в том случае, если оно стоит после определяемого существительного и нуждается в подчеркивании собственной самостоятельности, например:

  • Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу - скомандовал «строиться» (Шолохов).
  • Перед дверями клуба - широкого бревенчатого дома - гостей ожидали рабочие со знамёнами (Федин).

в) Однородные члены предложения, если они стоят в середине предложения и нуждаются в особом выделении, например:

  • Обычно из верховых станиц - Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской - брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов).
  • И снова все та же картина – кособокие домишки, дорожные рытвины и грязные лужи – открылась моему взору.

11. Тире может использоваться как дополнительный знак препинания после запятой в предложениях, где есть два повторяющихся слова , причем нужно это повторения для того, чтобы связать одну часть этого предложения с другой. Например:

  • Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, - муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Толстой).
  • Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, - все у него в руках (Л. Толстой).

12. Тире ставится после группы придаточных перед главной частью сложного предложения для того, чтобы подчеркнуть распад на две смысловые части. Например:

  • А вот стоило оно того или нет – это уж не мне решать.
  • Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, - мы этого не знаем (Добролюбов).

13. Тире ставится в парных конструкциях, означающих какие-либо временные, пространственные или количественные рамки , и в этом случае синонимично паре предлогов «от…до», например:

  • Рейс Новосибирск – Москва,
  • 1991 – 2001,
  • Десять – двенадцать граммов.

14. Тире ставится между двумя именами собственными, если в совокупности они называют какое-либо учение или открытие:

  • Физический закон Бойля - Мариотта.

1. При отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым, выраженными именительным падежом существительного, обычно ставится тире, например: Человек - кузнец своему счастью (Фед.); Урожай - хотя и праздничный, но труд (ср.: Урожай - труд, хотя и праздничный).

Как правило, тире ставится:

а) в предложениях, выражающих логическое определение: Фонетика - учение о звуках речи;

б) в предложениях научного или публицистического стиля, в которых указывается существенный признак предмета, содержится его характеристика или оценка: Вечернее и заочное обучение - весьма доступный путь получения среднего и высшего образования;

в) после однородных подлежащих: Эльбрус, Казбек, Монблан - высочайшие горы Европы;

г) для внесения ясности в смысл предложения, ср.: Старший брат - мой учитель. - Старший брат мой - учитель. В этом случае тире служит для обозначения отчетливой паузы, возникающей при актуальном членении предложения.

Тире обычно не ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именительным падежом существительного, в следующих случаях:

а) если простые по конструкции предложения носят разговорный характер: Мой сын инженер;

б) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, все равно что, вроде как и др.: Ваше сердце как камень; Волосы словно шелк; Сладкая булка все равно что пирожное;

в) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица: Обь, кажется, крупнейшая река Сибири (ср.: Обь - крупнейшая река Сибири); Ртуть тоже металл (ср.: Ртуть - металл); Март только начало весны (ср.: Март - начало весны);

г) если перед сказуемым стоит отрицание не: Аналогия не доказательство;

д) если сказуемое предшествует подлежащему: Какой умница наш Коля!

е) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения: Работа для него радость, труд для него наслаждение;

ж) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот: Грош цена теории, которая фиксирует шаблоны.

2. При отсутствии связки тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой - неопределенной формой глагола, например: О решенном говорить - только путать (М.Г.); Назначение каждого человека - развить в себе все человеческое, общее и насладиться им (Бел.).

3.Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему, например: Первое, на чем я хотел бы остановиться, - это сложность рассматриваемой проблемы.

4.Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой - именем числительным или оборотом с числительным, например: Большая Медведица - семь ярких звезд. Производительность автомата - 20-28 изделий в минуту.

Примечание. В технической литературе при характеристике предмета тире в этих случаях часто не ставится, например: грузоподъемность крана 25 т, вылет стрелы 5 м и т.п.

5. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - именительным падежом существительного, например: Я инженер; Ты мой брат.

Примечание. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения, например: Я - поэт.

6. Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительным местоимением, а другой - существительным в именительном падеже или личным местоимением, например: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия паузы после него, например: К утомлению, скуке и чувству вины прибавьте еще одного врага. Это - одиночество (Ч.). Ср.: Это - начало всех начал; Это лучший выход из положения.

8.Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-падежным сочетанием, например: Ноги у Баринова кривые, портновские; руки длинны, и толсты (М.Г.); Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое (Гонч.); Этот дом чей? Но: Жизнь без свободы - ничто (Р. Роллан) (сказуемое - местоименное существительное).

Примечание. Постановка тире перед сказуемым, выраженным именем прилагательным, подчеркивает интонационное расчленение предложения на состав подлежащего и состав сказуемого, например: Мой друг - умный, воспитанный, образованный, он не будет вам неприятен.

9. Тире ставится между подлежащим, выраженным инфинитивом, и сказуемым, выраженным предикативным словом на -о , если между главными членами предложения делается пауза, например: Назвать выдуманною фамилией - опасно (Г.); Уступить - позорно (Тендр.). Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л.Т.).

10. Тире ставится, если сказуемое выражено идиоматическим оборотом, например: Его тактика - разделяй и властвуй.

Знаки препинания - это своеобразные маркеры. Кто их придумал и какова роль этих пунктуационных единиц помимо очередного повода для снижения отметки учеников за их неправильную расстановку в диктанте? А ведь благодаря таким элементам письменности достигается восприятие текста и эмоциональный посыл. Быть грамотным человеком сегодня простонеобходимо. Поэтому знания элементарных норм пунктуации и орфографии необходимы всем. Тире между подлежащим и сказуемым - примеры, исключения, правила будут рассмотрены в этой статье.

Смысловые центры предложения (СЦП)

Первоначально ознакомившись с названием данной публикации, человек, давно окончивший школу, скорее всего, начинает судорожно вспоминать о членах предложения. И вряд ли сразу приходят на ум примеры предложения с тире между подлежащим и сказуемым.

Связанное по смыслу соединение слов, имеющее интонационную законченность, называется предложением, совокупность которых формирует текст. Каждое подобное высказывание повествует о каком-то предмете или субъекте. Задав вопросы, присущие именительному падежу - «что?», «кто?», - можно определить первое составляющее грамматической основы высказывания - подлежащее. То есть оно является частью смыслового центра предложения. «Сотрудники ремонтного цеха завершили подготовку оборудования к зиме». В данном варианте «сотрудники» являются предметом сообщения. Речь идет о работниках ремонтного цеха.

Определившись, о ком идет речь в предложении, необходимо выделить действие, совершаемое предметом высказывания. Оно выражается сказуемым. Возникает логичный вопрос в рассматриваемом примере - «Что сделали сотрудники?» - завершили подготовку оборудования. Сказуемым выступает «завершили» и считается вторым смысловым центром предложения.

Функция тире

В русскую письменность знак, определяющий молчание, смысловое отделение, ввел историк Н. М. Карамзин. Хотя бытует мнение, что в русской печати пунктуационная единица впервые появилась в 60-е годы, а Николай Михайлович лишь способствовал ее популяризации.

В современном русском письме тире между подлежащим и сказуемым - правило пунктуации, которое знает каждый пятиклассник. Основное назначение знака:

  • Разделительная функция. Смысловое отделение частей высказывания и заполнение знаком исключенных членов предложения. Я пошла по маковому полю налево, а Андрей - направо . Здесь пропущено во второй части высказывания сказуемое «пошел». В качестве разделительной функции выступает тире между подлежащим и сказуемым. Примеры: Киев - столица Украины, место сбора - актовый зал . В первом случае Киев - это подлежащее, а столица - сказуемое. Оба члена предложения выражены существительным. Это и является одним из требований, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.
  • Выделительная функция. Написание реплик в диалоге.
  • Соединительное предназначение: для количественного или смыслового объединения двух слов. Автобус «Москва - Долгопрудный» .

Пунктуация: тире между подлежащим и сказуемым. Разъяснение на примерах

Когда смысловые центры высказывания выступают существительными, к тому же в именительной форме, выделяют несколько случаев, в которых применяется знак «молчания»:

  1. Для передачи фиксированного (логического) смысла: Квадрат - правильный четырехугольник. Алгебра - дисциплина, обобщающая и расширяющая знания по арифметике.
  2. Публицистические высказывания или научные суждения, где описывается характеристика предмета или дается оценка явлению: Гроза - природное явление, возникающее в результате электрических разрядов.
  3. Суждения, где подлежащее и сказуемое между собой по смыслу тождественны: Севастополь - город в Крыму.
  4. После подлежащих, отвечающих на один вопрос и относящихся к одному сказуемому: Кировоград, Днепропетровск, Винница - города центральной части Украины.
  5. Для привнесения точности в высказывание: Мама - моя подруга . Или когда в суждениях есть наличие связки по типу «это», «вот»: Путь в дюнах - это опустошенные километры тишины, засухи и жажды.

Требования к постановке тире, когда центры предложения состоят из разных частей речи

Знак «-» может применяться в высказываниях, где главные члены выступают не только существительными.

Итак, продолжаем рассматривать тире между подлежащим и сказуемым. Примеры предложений, когда смысловые центры выражаются разными частями речи :

  1. Пятью шесть - тридцать . Словосочетание «пятью шесть» — подлежащее, «тридцать» — сказуемое, оба выражены именем числительным. Высота вершины Карпат - две тысячи шестьсот пятьдесят пять метров . В данном случае, «высота» — существительное, отражает подлежащее, после знака все словосочетание относится к имени числительному и выражается сказуемым. Отсюда следует: тире ставится, когда главные члены высказывания выступают в роли числительного и/или существительного. Но! В именительном падеже. Исключение составляют тексты с описанием характеристик предмета в специальной литературе, например: вылет стрелы 12 метров; температура плавления металла 1000 градусов.
  2. С волками жить - по-волчьи выть. СЦП относятся к неопределенной форме глагола (НФГ). Вывод: предложения с тире между подлежащим и сказуемым можно встретить в том случае, когда его главные члены выражены инфинитивом.
  3. Наша цель - закончить задание до понедельника . Комбинация инфинитива и существительного, выражающих СЦП, также требует постановки знака «-».

Случаи, когда знак не употребляется

  • Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым возможно, когда СЦП составляют простые предложения, как правило, разговорного стиля: мой папа директор научного предприятия; моя сестра аналитик.
  • Если сказуемое присоединяется ко второй части грамматической основы высказывания (подлежащему) союзами «как», «словно», «вроде как», «точно», «будто»: мой школьный двор как сад; звезды словно маленькие алмазы; небо будто океан.
  • Сказуемое выражает отрицание с применением частицы «не» — это случай отсутствия тире между подлежащим и сказуемым. Правило имеет исключения, но о них чуть позже. Примеры: Сердце не камень. Слово не воробей.
  • Грамматическая основа предложения разделена вводным словом: август, как известно, сезон фруктов и овощей; Иванов теперь известный парикмахер . Если в последнем варианте опустить наречие «теперь», тогда получается высказывание, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым: Иванов - известный парикмахер.
  • Смысловые центры предложения образуют фразеологический оборот: два сапога пара.
  • Сказуемое появляется в предложение перед подлежащим: замечательная девушка Татьяна Павловна.
  • Подлежащее выступает личным местоимением, а сказуемое является существительным. Он язва, он чума, он порча здешних мест.

Исключения

Отступление от требований, выдвигаемых к постановке тире или его отсутствию, можно пронаблюдать у современных авторов и классиков. Например, суждение: этот мужчина - как герой ! Вроде по правилу пунктуации, если есть наличие связки «как», то знак «-» не ставится. Однако его наличие может быть оправдано желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения.

Для яркого противопоставления автором может использоваться интонационное и логическое ударение. В таком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым. Примеры: Его взгляды на воспитание детей - не предрассудок ли это? Подготовка к олимпиаде - не так просто.

Тире между подлежащим и сказуемым: таблица

Есть тире (подлежащее + сказуемое):

Существительное + существительное

Собака - друг человека.

Числительное + числительное

Трижды два - шесть.

Инфинитив + инфинитив

Питаться правильно - любить себя.

Инфинитив + существительное

Пить утром кофе - удовольствие.

Существительное + инфинитив

Моя цель - защитить диплом.

Подлежащее (вот, значит, это) сказуемое

Учение - вот лучшее хобби.

Нет тире:

«Не» сказуемое

Слово не воробей.

Сказуемое (точно, вроде как, словно, как) подлежащее

Губы как лепестки роз.

Сказуемое + подлежащее

Прекрасный человек Андрей Владимирович!

Подлежащее = местоимение

Она библиотекарь.

Подготовка к олимпиаде - не так просто.

Заключение

Основное правило перед расстановкой тире - определение смыслового центра предложения (подлежащего, сказуемого), установление, к какой части речи они относятся, и знание случаев, когда отсутствует подобный знак.

Грамотное владение языком - ключ к процветанию, успеху и уважению. Ведь жизнь - это нескончаемый экзамен.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний