Особенности поведения человека в чс. Психология экстремальных ситуаций

Главная / Н. А. Некрасов
Краткое описание

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый пап подготовительный, второй - это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рассмотрим их более подробно.

Введение
1. Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях.
2. Психология выживания в чрезвычайных ситуациях
2.1
3. Способы оказания психологической помощи после чрезвычайных ситуаций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение

    1. Психологические аспекты выживания
  1. Способы оказания психологической помощи после чрезвычайных ситуаций

Заключение

Список литературы

Введение

Выживание человечества в чрезвычайных ситуациях возможно только в том случае, если оно сможет их научно прогнозировать, оценивать и по возможности предупреждать, или хотя бы снижать до минимума возможный ущерб. Эти задачи выполняют международные и национальные государственные структуры с участием населения.

Выживание – это искусство остаться в живых. Наука выживания – это совокупность рациональных действий, обеспечивающих существование в экстремальных и чрезвычайных ситуациях без ущерба для здоровья человека. Проблемы выживания человека в чрезвычайных ситуациях содержат несколько аспектов: философский, психологический, общие и частные правила выживания, способы обучения человека действиям в чрезвычайных ситуациях. Каждый гражданин должен уметь выживать сам. Чрезвычайные ситуации надо предупреждать и предотвращать. Но если это не удалось, принимаются меры по самозащите и защите людей и ценностей. Когда в ЧС попадает большое количество людей, проводится комплекс защитных мероприятий государственными структурами.

Основные способы спасения людей в ЧС:

Поиск пострадавших;

Оказание медицинской помощи;

Эвакуация пострадавших и тех, кто находится под угрозой, в безопасные районы;

При необходимости люди могут быть укрыты в защитные сооружения, им могут быть выданы средства индивидуальной защиты.

В Республике Беларусь значительную угрозу населению и объектам приносят стихийные бедствия. Под ними понимаются разрушительные природные явления, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей. К стихийным бедствиям обычно относят землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, засухи. К таким бедствиям, в ряде случаев, могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

Стихийные бедствия можно встретить по-разному. Растерянно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с верой в собственные силы. Уверенно же принять вызов бедствий могут только те, кто, вооруженный знаниями, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

  1. Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Изучение специфики поведения человека в чрезвычайной ситуации включает в себя изучение психологии страха как основополагающего элемента, оказывающего влияния на поведения пострадавших.

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным.

Однако по результатам исследования К.Э.Изарда (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения - это негативное действие страха, но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком - это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий - это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций1.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы.

В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”.

Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.

  1. Психология выживания в чрезвычайных ситуациях
    1. Психологические аспекты выживания

Страх – естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. Нельзя однозначно утверждать, что в аварийной ситуации страх только вредит или только приносит пользу. Все зависит от конкретных обстоятельств, в которых оказался человек. Одно и то же действие, совершенное под влиянием чувства страха, в одном случае может спасти человека, в другом – ускорить его гибель.
Страх не только сопутствует аварийной ситуации, но зачастую предвосхищает ее. Толчком к нагнетанию чувства страха может послужить любое неожиданное событие – ухудшение погоды, поломка средства передвижения, потеря ориентировки и тому подобное. Возникшее состояние тревоги, беспокойства при благополучном исходе происшествия забывается, а при дальнейшем нарастании угрозы человек начинает прогнозировать развитие событий. И тогда беспокойство может перерасти в устойчивое чувство страха.

При взрывах, землетрясениях, столкновениях транспортных средств и других неожиданно возникших опасностях, чувство страха может возникнуть мгновенно.
Поведенческие реакции на опасность у каждого человека индивидуальны и в различных ситуациях могут проявляться различно. Для людей, оказавшихся в аварийной ситуации, наиболее характерны несколько типов поведения.

Первый можно условно определить как пассивный. При встрече с опасностью человек испытывает чувство полной растерянности. Ясно осознавая опасность, он, тем не менее, не знает, что предпринять в данный момент, чтобы не усугубить свое положение. Человек совершает беспорядочные, бессмысленные движения: вдруг начинает бежать, но тут же останавливается, начинает говорить, но тут же замолкает, часто озирается и тому подобное.
В сознании мелькают десятки вариантов действия, но ни один не кажется единственно верным. В такой критический момент многое зависит от руководителя группы. Бывает, достаточно громко и четко дать соответствующую команду, указать человеку его место, определить его действия – и растерянность проходит.

Мгновенный испуг (например, в результате взрыва, схода лавины, неожиданной встречи со змеей или хищным животным) в некоторых случаях может вызвать резкую двигательную и психическую заторможенность. Человек замирает в оцепенении, не в силах совершить ни одного целенаправленного действия. Он не может бежать, не может поднять руку, закричать, не может реально оценить угрозу. Такое состояние нередко заканчивается обмороком.
Другой тип реакции на опасность можно условно обозначить как активный. Такой тип поведения характеризуется мгновенным действием («импульсивное поведение»). Человек отскакивает от падающего камня, убегает от пожара, отталкивает от себя представляющий опасность предмет. Схема действия в таком случае упрощена до безусловного рефлекса – как можно дальше быть от источника опасности.

При индивидуальном выживании такой тип поведения во многих случаях может себя оправдать. При групповом выживании обычно приводит к усугублению аварийной ситуации. Резко прыгнувший от реальной или воображаемой опасности человек может вызвать сход лавины, камнепад, то есть подвергнуть опасности всю группу. Тонущий человек часто стремится удержаться на плаву за счет своих товарищей, что осложняет его спасение. Резкие движения, бег при неожиданной встрече со змеей или хищным животным могут спровоцировать их нападение на рядом находящихся людей.

Часты случаи, когда люди спешно покидали транспортное средство (судно, яхту, плот), обрекая себя на гибель, вместо того, чтобы бороться за сохранение его плавучести.

Следующий тип поведения, который можно условно определить как разумный, в наибольшей степени свойствен людям, профессионально и психологически подготовленным к действиям в чрезвычайных ситуациях. Давно замечено, что, например, во время стихийных бедствий наибольшую личную организованность и выдержку проявляют люди, производственная деятельность которых связана с работой в особых условиях, – пожарные, моряки и т. д.
Для данного типа поведения характерны: мгновенная оценка ситуации, выделение из множества факторов основного, непосредственно опасного для жизни людей, принятие наиболее верного решения, незамедлительное проведение данного решения в жизнь.

При авариях транспортных средств (судов, самолетов), во время стихийных бедствий в слабо подготовленных туристических группах может наблюдаться одно из опаснейших проявлений страха – массовая паника. Она опасна в первую очередь «ураганным» нарастанием коллективного страха, исключающего возможность рациональной оценки обстановки.

При долговременном выживании страх может выражаться в форме депрессивного состояния или постоянной напряженности. В первом случае человек, разуверившись в возможности спасения, становится пассивным, теряет интерес к происходящему. На угрожающие ситуации, реагирует вяло, зачастую неверно. Иногда может часами сидеть, уставившись взглядом в одну точку. Под давлением со стороны он способен выполнять несложную работу, но без инициативы и заинтересованности в конечном результате.

При дальнейшем развитии депрессии возможны истерические реакции и даже попытки самоубийства.

1.2 Стресс

Для того, что бы понять наши психологические реакции в обстановке угрожающей жизни, необходимо узнать больше о стрессе.
Стресс – это не болезнь, которую можно вылечить, каждый из нас время от времени испытывает стресс. Стресс – это реакция на напряжение, ощущение, появляющееся в результате физического, эмоционального, ментального и духовного реагирования на жизненные затруднения.

Потребность в стрессе
Так как стресс имеет множество позитивных эффектов, он нам необходим. Стресс бросает нам вызов, тем самым давая шанс узнать наши достоинства и сильные стороны. Стресс показывает нашу способность справляться с трудностями, проверяет нашу приспособляемость и гибкость, побуждает нас выкладываться по полной. Обычно не рассматривается незначительные происшествия как затруднения, стресс – отличный индикатор значения события для нас, другими словами, он указывает на важность события.

Мы нуждаемся в некотором стрессе, но его передозировка может принести вред. Целью должно быть напряжение, но не перенапряжение. Слишком сильный стресс ведет к тревожному состоянию. Тревога вызывает напряжение, от которого пытаемся избавиться и которое предпочтительнее избежать. Ниже перечислены некоторые симптомы тревожного состояния, которые вы можете обнаружить у себя или своих товарищей, переживая сильный стресс:
Трудности в принятии решений, вспышки ярости, забывчивость, недостаток энергии, постоянное волнение, предрасположенность к ошибкам, мысли о смерти или суициде, удаление от остальных, уход от ответственности, небрежность.

Стресс может быть созидающим и разрушающим. Он может ободрить и обескуражить, продвинуть нас вперед, или остановить, сделать жизнь значимой или бессмысленной на вид. Стресс может вдохновить на успешные и максимально эффективные действия в ситуации, угрожающей жизни. Также он может вызвать панику и заставить забыть все навыки. Ключом к выживанию является способность справляться с неизбежным стрессом. Стремящийся выжить – это тот, кто работает над своим стрессом, вместо того, что бы позволить стрессу работать над ним.

Стрессы в ситуации угрожающей жизни
Любое событие может вызвать стресс, и, как каждый мог испытать, такие события не всегда приходят поодиночке. Часто стрессовые события случаются одновременно. Сами по себе они стрессом не являются, но вызывают его и поэтому называются стрессорами. Стресс – отклик на стрессоры. Как только организм распознает присутствие стрессора, он пытается защитить себя.

Испытывая стресс, организм стремиться либо побороть его, либо избавиться. Организм посылает внутренний сигнал SOS. Когда органы отвечают на него, возникают различные реакции. Тело освобождает запасенное топливо (сахар и жиры) для быстрого обеспечения энергией; дыхание ускоряется, чтобы насытить кровь кислородом; мышцы напрягаются, что бы быть готовыми к действиям. Механизм свертывания крови активизируется для предотвращения сильного кровотечения, чувства обостряются (слух становится более четким, зрачки расширяются, обоняние становится острее) для того чтобы быть настороже; сердечный ритм и давление крови усиливаются, что бы обеспечить больший приток крови к мускулам. Такое состояние позволяет организму справиться с потенциальными опасностями, однако организм не может поддерживать такой уровень настороженности бесконечно.

Стрессоры не слишком обходительны с нами – появление другого стрессора не означает исчезновение старого, они накладываются друг на друга. Кумулятивный эффект незначительных стрессоров может привести к значительному расстройству. Сопротивление организма постепенно падает, а источники стресса продолжают свое действие, что приводит к истощению. На этом рубеже способность извлечь из стресса позитивные эффекты иссякает, и появляются признаки тревожного расстройства. Предупреждение стрессов и разработка стратегии избавления от них, это два ингредиента эффективного управления стрессом.

Травма, заболевание и смерть
Травма, заболевание или смерть, это то, с чем вполне реально может столкнуться человек стремящийся выжить. Возможно, нет ничего более создающего напряжение, чем остаться одному в незнакомой обстановке, столкнувшись с угрозой погибнуть от нападения или несчастного случая. Усилить напряжение могут травма или болезнь, ограничив вашу способность к перемещению, добыче пищи и воды, поиску укрытия, и самообороны. Даже если болезнь и травма не ведет к смерти, стресс усилится благодаря боли и дискомфорту. Только контролируя стресс, связанный с уязвимостью к травмам, болезням и смерти, можно набрать достаточно смелости для столкновения с опасностями, связанными с выживанием.

Неопределенность и потеря контроля
Люди испытывают затруднения, действуя в обстановке, где не все ясно. Ситуация, угрожающая жизни может дать только одну гарантию: ничто не может быть гарантировано. Действия в ситуации, когда информация об окружении и контроль за ним ограничен, приводят к колоссальному напряжению. Неопределенность и потеря контроля накладывается на стресс вызванный возможностью быть травмированным, заболевшим или убитым.

Окружающая среда
Даже при идеальных условиях природа весьма грозна. Пытаясь выжить, человек борется со стрессорами погоды, местности, и многообразия существ населяющих территорию. Жара или холод, дождь, ветер, горы, болота, пустыни, насекомые, опасные рептилии и другие животные – лишь некоторые из угроз, подстерегающих человека. В зависимости от того насколько человек сможет справиться со стрессом окружающей среды, она может стать либо источником воды и защитой, либо причиной крайнего дискомфорта, приведя к травмам, болезни или смерти.

Голод и жажда
Без воды и пищи организм слабеет и, в конечном счете, умирает. Таким образом, запасы пищи и воды, с течением времени пребывания в угрожающей жизни ситуации, становятся все более важными. Для человека использовавшего свои припасы, поиск пищи становится значительным источником стресса.

Усталость
Чем больше вы стараетесь выжить, тем больше вы устаете. Вполне вероятно, что усталость может достичь той точки, при которой стрессором станет постоянная бдительность.

Изоляция
Быть частью команды, при столкновении с опасностью, дает определенные преимущества. Контакты с другими людьми обеспечивают чувство безопасности, чувство того, что кто-нибудь придет на помощь, если возникнет проблема. Значительным стрессором является то, что человек или команда должна рассчитывать на свои собственные силы.

Это не полный список стрессоров, с которыми вы можете столкнуться. Является напряжением для одного, может не быть таковым для другого. Опыт, тренировка, личное мировоззрение, физическая и психологическая подготовка, уверенность в себе повлияет на то, что почувствуете создающим напряжение. Задача – не избежать стресса, а успешно справиться со стрессорами и заставить их работать на себя.

Естественные психологические реакции человека в чрезвычайных ситуациях

2.1 Беспокойство, страх

На протяжении своего существования человечество пережило множество изменений в его окружении. Способность человека к физической и психологической адаптации к изменяющемуся миру сохранила нам жизнь, в то время как многие другие виды постепенно вымерли. Те же механизмы, которые позволили выжить нашим предкам, помогут выжить и нам. Однако, если не поймем их, эти механизмы могут сработать против нас.
Неудивительно, что разные люди могут иметь похожие психологические реакции в ситуации, угрожающей жизни.

Страх
Страх – наш эмоциональный ответ на опасные условия, когда мы верим, что они могут вызвать смерть, травму или заболевание. Этот вред не ограничивается только лишь физическими повреждениями, угроза эмоциональному и психическому благополучию также вызывает страх. Для человека пытающегося выжить, страх может нести позитивную функцию, если он будет побуждать к осторожным действиям в ситуациях, когда безрассудство приведет к травме. К сожалению, страх может парализовать человека.
Человек может настолько испугаться, что потерпит неудачу при выполнении действий являющихся основой выживания. Большинство людей испытывает страх при попадании в незнакомую обстановку в неблагоприятных условиях. В этом нет ничего постыдного. Каждый человек должен тренироваться, чтобы не стать жертвой собственного страха. В идеале, с помощью реалистичной тренировки, мы приобретаем знания и навыки необходимые, чтобы увеличить смелость и таким образом справиться со страхами.

Беспокойство
Со страхом ассоциируется и беспокойство. Испытывать беспокойство, так же естественно для нас, как и испытывать боязнь. Беспокойство может быть некомфортным ощущением при встрече с опасными ситуациями (физическими, психическими и эмоциональными). В здоровом виде, беспокойство побуждает нас справиться с опасностью, угрожающей нашему существованию. Если мы никогда не будем беспокоиться, нам неоткуда будет взять мотивацию, чтобы изменить нашу жизнь. В ситуации, угрожающей жизни, человек снижает беспокойство, выполняя те действия, которые направлены на успешное прохождение тяжелых испытаний. Уменьшив беспокойство, человек берет под контроль его источник – страхи. В этой форме беспокойство 0 это хорошо, но, несмотря на это оно может иметь и разрушительное воздействие. Тревога может переполнить человека до такой степени, что он придет в замешательство. Как только это произойдет, принимать правильные решения станет все труднее и труднее. Что бы выжить, человек должен постичь техники снижения тревоги и держать ее в таких рамках, когда она приносит пользу, а не вред.

2.2 Раздражение и разочарование

Разочарование наступает в результате многочисленных бесплодных попыток достичь цели. Цель вживания – остаться в живых до тех пор, пока вы не придете туда, где вам помогут, или пока помощь не придет к вам. Что бы достичь цели, вы должны выполнять некоторые задачи с минимальным количеством ресурсов. Вполне вероятно что, что-то пойдет не так и выйдет из-под контроля. Когда на карту поставлена жизнь, каждая ошибка стоит дорого. Поэтому, рано или поздно, людям приходится справляться с разочарованием, когда их часть их планов срывается по каким-то обстоятельствам. Из-за разочарования возникает раздражение. Существует множество различных ситуаций, которые могут разочаровать или привести в ярость. Поврежденная или забытая экипировка, погода, негостеприимная местность и физические ограничения – всего лишь несколько примеров источников разочарования и раздражения. Разочарование и раздражение вызывают импульсивные реакции, иррациональное поведение и непродуманные решения. Но, если человек сможет направить эмоции раздражения и разочарования в нужное русло, он сможет преодолеть испытания, которые выпали на его долю. Если же он не сможет сфокусировать свои эмоции, он потратит много энергии для действий, которые не принесут многого ни для его выживания, ни для выживания людей вокруг него.

2.3 Тоска, чувство вины

Редко можно встретить такого человека, который, столкнувшись с лишениями, хотя бы на мгновение не впадает в уныние. Когда оно усиливается, мы называем это депрессией или тоской. Депрессия связана с разочарованием и раздражением, разочарованный человек все более и более раздражается, когда он не может достичь своих целей. Если раздражение не помогает человеку, уровень разочарования растет. Деструктивный цикл между разочарованием и раздражением продолжается пока человек не изнашивается физически, эмоционально и психологически. Депрессия – это выражение этого чувства безнадежности и беспомощности. Нет ничего плохого в том, чтобы печалится, когда вы думаете о своих близких и вспоминаете цивилизованную жизнь. Такие мысли, дают вам желание стараться еще больше, чтобы прожить еще один день. Но если вы позволите себе впасть в тоску, она истощит все ваши силы, и, что самое важное, ваше желание выжить.

Чувство вины
Обстоятельства, в результате которых вы попали в сложную ситуацию, зачастую могут быть драматическими. Это может быть несчастный случай или катастрофа, в результате которой люди потеряли свои жизни. Возможно, вы выжили один, или один из немногих. Естественно, вы рады, что остались в живых, но в то же время скорбите по погибшим, которым повезло меньше, чем вам. Нет ничего необычного в том, что выжившие чувствуют себя виноватыми в том, что они спаслись, а другие – нет. Это чувство, в позитивном виде, воодушевляет людей, давая им веру в то, что жизнь им была дарована, чтобы они выполнили какое-то свое предназначение. Иногда люди пытаются остаться в живых, что бы продолжить дело тех, кто погиб. Несмотря на причину, которую вы выберете для себя, не давайте чувству вины мешать вашей жизни. Те, кто откажется от шанса, данного им, не достигнут ничего. Это деяние станет величайшей трагедией.

2.4 Одиночество

Перед человеком, оказавшимся один на один со стихией, встают проблемы как физического, так и морального плана. В одиночку сложнее оборудовать долговременный костровой бивак, труднее пробивать в снежной целине тропу, обеспечиваться продуктами питания, практически невозможно, не имея специального снаряжения, организовать надежную страховку при преодолении сложных участков местности и многое другое.
Человек, оказавшийся в одиночестве в чрезвычайных условиях, в большей степени подвержен эмоциональным стрессам. Для одиночного выживания характерны быстро развивающиеся реактивные психические состояния, нередко человек впадает в глубокую депрессию. При долгой изоляции от внешнего мира, от людей у потерпевших бедствие могут наблюдаться слуховые и зрительные галлюцинации.

В подобной ситуации очень важно не давать волю своим эмоциям и больше полагаться на рассудок. Нужно стремиться каждую минуту заполнить какой-нибудь полезной работой, которая отвлечет от ненужных размышлений. В некоторых случаях, когда одиночество начинает угнетать, когда появляется настоятельная, навязчивая необходимость общения, можно разговориться с самим собой, вслух обсуждая сложившееся положение, можно общаться с неодушевленными предметами, природой или далекими близкими людьми. Зачастую такой нехитрый прием спасал людей, совершавших длительные одиночные путешествия, от сумасшествия.

3.Способы оказания психологической помощи после чрезвычайных ситуаций

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый пап подготовительный, второй - это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий можно обозначить как этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рассмотрим их более подробно.

Подготовительный этап. Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо осуществить:

1. Сбор информации о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС. В некоторых ситуациях нужные сведения имеются у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, уже работающих на месте происшествия. Если же информации такого рода нет, необходимо собрать ее самостоятельно для того, чтобы организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом.

Сбор информации производится по следующей схеме.

Определение мест, где предстоит работать психологам: места дислокации пострадавших и их родственников, пункты проведения массовых мероприятий (панихиды, опознания, встречи с представителями властных структур). Часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на территории населенного пункта).

Приблизительный подсчет людей, нуждающихся в помощи.

Выяснение числа специалистов, которые уже работают или приступят к работе и ближайшее время.

Уточнение времени, мест и примерного количества участников массовых мероприятий.

Выяснение порядка, времени и места действий, которые необходимо совершить пострадавшим или их родственникам (выплата компенсаций, процесс опознания, получение свидетельств о смерти и т.д.).

2. Определение места и порядка работы каждого специалиста - вторая важная задача, решаемая на подготовительном этапе, поскольку от успешности ее решения часто зависит эффективность оказания помощи. Каждый специалист должен знать, что ему предстоит делать на конкретном участке, работы.

3. Составление ориентировочного плана работ. Решение этой третьей задачи происходит на подготовительном этапе, однако на протяжении всего периода оказания экстренной психологической помощи этот план может изменяться и корректироваться в зависимости от изменяющихся условий деятельности.

Экстремальными называют такие ситуации, в которых опасность столь велика, что человек нередко оказывается неспособен действовать правильно, с учетом реальной обстановки .

Основным признаком такой ситуации является наличие опасности для здоровья и жизни человека. В условиях угрозы для жизни не каждый человек способен действовать (работать) устойчиво и продуктивно. Проявляется воздействие экстремальной ситуации на человека в форме резкого понижения организованности поведения, торможения действий и движений. Существует и другая форма проявления воздействия опасной (чрезвычайной) ситуации, которая выражается в повышении эффективности деятельности человека. Последняя форма поведения выражается в целесообразной активности, четком восприятии и осмысливании появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершении действий, адекватных ситуации.

Психические расстройства наблюдаются достаточно часто у пострадавших в зоне ЧС. Практически все лица с психическими расстройствами, независимо от степени тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи; врачебная помощь необходима 65-100% пострадавших. Сроки лечения пострадавших колеблются от 10 суток (при легких заболеваниях) до двух месяцев и более для лиц с реактивными психозами.

Одной из основных причин отрицательного проявления воздействия опасности на человека является неподготовленность к действиям в непредвиденных ситуациях. Однако, одна и та же ситуация при равной неподготовленности у одного человека вызывает аффект, у другого не нарушает психической деятельности.

Установлено, что ошибочные действия или бездействие человека как результат аффекта в чрезвычайных ситуациях связаны с индивидуальными особенностями нервной системы. Риск погибнуть в результате чрезвычайной ситуации может вызвать различные психические реакции от состояния тревожности до развития страха, стресса и паники.

При чрезвычайных ситуациях человек мгновенно оценивает ее как жизнеопасную. В это время поведение людей во многом определяется страхом.

Страх, как отмечают многие психологи, является отпечатком современного мира, в котором живёт человечество. Человек находится в состоянии постоянной тревоги, страх подстерегает его повсюду. Человек, поддающийся сильному воздействию страха, нередко теряет контроль над собой, не принимает мер самозащиты, плохо ориентируется в обстановке и может подвергнуться панике, если страх переходит в стресс. Когда человек начинает чего-то бояться, то именно это с ним, как правило, и происходит. Страх до определенного времени и предела может считаться физиологически нормальным явлением и даже полезным, ибо способствует экстренной мобилизации физического и психического напряжения, необходимого для самосохранения. Он выступает в роли защитного механизма, спасающего нас от преждевременной смерти. «Бесстрашных» психически нормальных людей не бывает. Если человек не реагирует на опасность, то это значит, что он страдает психическим нездоровьем. Следовательно, страх - нормальная защитная реакция на ненормальные, чрезвычайные обстоятельства. Все дело во времени, которое требуется для преодоления чувства страха, сопровождающегося растерянностью и неорганизованностью поведения. У человека, подготовленного к действиям в чрезвычайной ситуации, это происходит значительно быстрее, чем у неподготовленного, у которого сохраняется длительное бездействие, суетливость, что стимулирует развитие психических расстройств. Если человек контролирует свой страх, значит, он осознает опасность и пытается избежать ее. В этом случае всегда найдется выход из сложной ситуации.

Бесконтрольный страх - это паника. Она психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного «заражения» людей и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противостояния возникшей обстановке.

Почему нормальный человек в толпе целиком подчиняется ее настроению? Любая объединяющая цель - созидательная или разрушительная - ведет к возникновению единого мощного энергетического поля. Настроение толпы изменяет настроение индивидуума и дает эмоциям возобладать над здравым смыслом.

В ситуациях угрозы и опасности у людей может возникнуть эмоциональный стресс, который приводит к изменениям психологических процессов, трансформации мотивационной структуры деятельности вплоть до ее полной дезорганизации.

Психологическое состояние является временным, функциональным настроем психики, на фоне которого каждый раз по-разному выявляются психические процессы и даже свойства личности. Психические состояния характеризуются комплексностью - в них, как правило, выражается вся психическая структура личности. Они оказывают большое влияние на деятельность и поведение человека в экстремальных условиях.

Различают три психофизиологических механизма влияния опасности на психику человека. Первый - безусловно-рефлекторный - заключается в том, что внешние раздражители (вид убитых и раненых, например) являются безусловными сигналами, на которые психика реагирует эмоцией испуга, страха. Второй механизм реагирования на факторы опасности - условно-рефлекторный. Он основан на отрицательном опыте человека. На этой основе страх может быть вызван практически любыми факторами, если только он раньше был связан с действительной опасностью. Третий механизм - интеллектуальный - чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации .

Опасность может стать постоянной, способной оказывать на человека угнетающее действие. Чрезвычайной ситуации всегда свойственна непосредственная (реальная или мнимая) опасность, сочетание кратковременного и длительного воздействия неблагоприятных факторов (ранение, гибель окружающих, массовые разрушения и т.д.). Поведение людей в такой обстановке определяется характером выполняемых задач, общей ситуацией, силой воли, устойчивостью психики, а в конечном счете - их морально-психологическим состоянием. Психологический склад конкретной группы людей определяется характерами каждого из ее членов, которые в свою очередь зависят от ряда прирожденных качеств.

В морально-психологическом факторе неразрывно слиты две стороны - моральная и психологическая. Воздействуя в определенном направлении, моральные элементы способствуют концентрации воли, чувств, мыслей. В этом проявляется взаимодействие и взаимосвязь обеих сторон, выступающих в качестве одного из основных регуляторов поведения человека в экстремальных ситуациях.

В настоящее время морально-психологические основы поведения человека в условиях опасности еще не полностью исследованы. Очевидно, поэтому нет пока и точных методов оценки морально-психологического фактора и определенных, конкретных способов учета его, например, при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо учитывать психологический аспект. Он связан с психологическими причинами, источниками катастроф и стихийных бедствий, влиянием психологических факторов на процесс развития катастроф, психологическими последствиями катастроф. В первую очередь психологическая сторона катастрофических явлений зависит от качеств и состояния сознания людей (представления о характере и возможных последствиях катастроф, наличия опыта, степени готовности противостоять бедствиям и т.д.). Во-вторых, она тесно связана с качествами и состоянием группового сознания, поскольку различные психические реакции зависят как от воздействующего раздражителя, так и от внутренней психической устойчивости людей, а также социально-психологических факторов, обеспечивающих устойчивость в группе: сплоченность, лидерство, подражание и т.д. .

Морально-психологический фактор - это человеческий фактор в той или иной экстремальной ситуации. Если же опираться на результаты исследований ученых, то морально-психологический фактор включает три составляющие:

¦ готовность группы людей действовать в необычной ситуации профессионально грамотно, уверенно;

¦ эмоционально-волевая устойчивость людей к воздействиям экстремальных факторов;

¦ психологическая надежность срабатывания профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для нахождения быстрого и правильного выхода из любой сложившейся ситуации, будь то бытовая ситуация, землетрясение, пожар и т.п.

Таким образом, готовность к действиям в экстремальной ситуации, эмоционально-волевая стойкость и надежность действий составляют ядро морально-психологического фактора.

Вопрос об эффективности практической деятельности систем по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях непосредственно связан с уровнем морально-психологической подготовки населения, его способности преодолевать в экстремальных условиях панику, организовывать помощь пострадавшим и т.п.

Подготовка в моральном смысле заключается в том, чтобы не дать себя деморализовать, дезорганизовать, чтобы сохранить трезвую оценку обстановки, бодрость и твердость духа. Психологическая подготовка основана на изучении влияния обстановки чрезвычайной ситуации на психику человека и на выполнении функциональных обязанностей, т.е. под психологической подготовкой следует понимать формирование психологической устойчивости, позволяющей проявить различные стороны личности в сложных ситуациях (самообладание, мужество, отвагу и т.п.).

Одна из главных проблем морально-психологической подготовки - воспитание у людей способности противостоять страху и панике в чрезвычайных ситуациях. Нельзя полагаться на автоматическую готовность любого человека выполнять опасную для жизни задачу в любой обстановке. Корни стремления человека к безопасности исторически заложены в его психике. Неопределенность будущего всегда угрожает опасностью, обусловливает возникновение страха.

В результате многолетних наблюдений установлено, что реакции людей в условиях катастроф, стихийных бедствий по степени устойчивости и широте охвата делятся на:

¦ устойчивые, активные, охватывающие 15-20 % людей, оказывающихся в зоне поражения;

¦ кратковременно-пассивные, с возможным перерастанием в более активные формы - 60-70 %.

¦ неустойчивые, аффективные, возникающие у 15-20 % участников события.

Например, землетрясение в 1963 г. в Югославии, разрушившее город Скопле в течение 20 секунд, вызвало у городского населения характерные психологические отклонения. Специальные наблюдения показали, что у 30 % жителей они исчезли относительно быстро, у 70 % длились до 2-3 суток, 10 % потребовалась медицинская помощь.

Немаловажно заключение медиков о том, что медикаменты не снимают первоначальные непосредственные причины страха. Они понижают уровень страха и поднимают шансы на преодоление страха в кризисных ситуациях. Американские психологи считают, что из лиц, подвергшихся воздействию устрашающего фактора, 10-15% не способны правильно мыслить и действовать. Считается, что дополнительные жертвы природных катаклизмов возникают за счет кратковременного нарушения нормального психологического состояния (до 30 мин.) у большинства непораженных. Таким образом, в чрезвычайных ситуациях помимо внешней может быть опасность внутренняя: безволие, неспособность противостоять ударам экстремальной обстановки.

Количество случаев ненормального болезненного проявления страха зависит и от общего числа погибших, пораженных. Около 5-10% пораженных во время катастрофы становятся жертвами легкой степени болезненного чувства страха. Тяжелая степень встречается у 5% пораженных. Эта проблема становится самой актуальной в случае развязывания ядерной войны. Ученые уже сделали выводы о глубине и необычности морально-психологического воздействия ядерного удара на состояние людей.

Необходимость оценки и учета морально-психологического фактора очевидна. Однако пока такая оценка производится главным образом в качественном отношении. Сегодня возможна только приближенная количественная оценка влияния морально-психологического фактора на трудоспособность (боеспособность) в чрезвычайных ситуациях.

Современный аппарат математической психологии и социологии позволяет моделировать и исследовать сложные психологические процессы. Методы приближенной количественной оценки этого фактора основаны на изучении имеющихся данных о поведении людей в чрезвычайных ситуациях. В чрезвычайных ситуациях, когда в поведении людей доминируют отрицательные эмоции и неконтролируемые реакции, неточности и ошибки в выполнении функциональных обязанностей находятся в прямой зависимости от морально-психологических характеристик. В таких условиях особо важное значение приобретают возможности человека удерживать свои психологические процессы на требуемом уровне, сохранять познавательную и мыслительную способности, поддерживать в себе высокие побуждения.

К одной из главных причин негативных психологических последствий Чернобыльской аварии было то, что, с одной стороны, у людей сформировался определенный комплекс недоверия к мероприятиям и информации официальных органов, а с другой - то, что определенные круги занялись нагнетанием страхов, играя на просчетах властей. Именно они способствовали углублению атмосферы психической напряженности в обществе.

Как же готовить людей к катастрофическим ситуациям? Прежде всего, говорить им правду о возможной опасности (например, о возможных авариях на АЭС), не позволять обманывать и утешать себя, «что как-нибудь обойдется», принимать заранее необходимые меры в ходе катастрофического события. Необходимо, прежде всего, изолировать паникеров, так как они могут возбудить большую массу людей. Установлено, что основным действием людей в условиях паники является бегство, возникающее как цепная реакция по примеру первого побежавшего человека. Главная причина - это страх перед действительной или мнимой опасностью .

Немаловажное значение в этом плане имеет оперативное оповещение и информация. Об опасности необходимо предупреждать только тогда, когда она действительно возникает, предупреждать нужно только тех, кому она реально угрожает. Людям нужно точно и ясно указывать, что конкретно они должны делать с целью защиты, чтобы не было никаких неясностей.

Постчернобыльские психические реакции населения показали, какое огромное влияние на состояние людей оказывает информационное воздействие в условиях чрезвычайной ситуации. При недостатке информации и знаний на первый план начинают выходить разного рода домыслы и слухи, которые в последующем сами становятся источниками информации, все сильнее закручивая спираль психологического напряжения. Сбить такое напряжение прямым воздействием, а тем более нажимом очень трудно, поскольку у людей в ситуации неопределенности скорее формируются тенденции к ожиданию худшего, чем лучшего. Поэтому необходимо ненавязчивое, но одновременно исключительно точное информационное обеспечение в целях избежания деструктивных психологических последствий.

В последние годы разрабатывается теория и практика поддержания морального духа и психологической устойчивости к опасностям населения и организаций гражданской защиты. Психике необходима тренировка, чтобы реально воспринимать степень опасности. Необходимо адекватно реагировать на опасность и умело, без страха и паники, оценивать ее, обеспечивать самозащиту и оказывать посильную помощь пострадавшим. Этому необходимо учиться. Нужно найти внутри себя «кнопку», с помощью которой механизм воздействия опасности и страха можно выключить, хотя бы на время. Статистика свидетельствует о том, что в любых, даже самых тяжелых условиях до 25% людей не теряет самообладания, они правильно оценивают обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. По словам известного путешественника Э. Бишона, не раз сталкивавшегося с опасностью, в экстремальных условиях бесконтрольный страх может сделать из самого закаленного атлета жалкого хлюпика или последнего скота. И наоборот, если подобного страха нет, то даже «полудохлый заморыш может превратиться благодаря своей моральной стойкости в героя».

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях включает в себя разработку, апробацию и тщательный отбор видов подготовки населения к действиям в экстремальной ситуации и методов мобилизации духовных сил, как руководителей, так и исполнителей в интересах исключения биологического страха и растерянности.

Практикуется два вида подготовки населения к действиям в экстремальных ситуациях.

1. Долговременная морально-психологическая подготовка, которая включает:

¦ вооружение населения сведениями о различных экстремальных факторах и характере их воздействия на население;

¦ создание системы тренировок и учений, в ходе которых усваивается первичное умение и навыки действий в экстремальных ситуациях;

¦ создание в соответствующих управленческих структурах банка данных об опыте принятия решений, действий и выходов из экстремальных ситуаций в прошлом.

2. Непосредственная морально-психологическая подготовка к действиям в экстренных ситуациях. Она в большей мере относится к структурам, включенным в оперативные действия по предупреждению или действия по локализации экстремальной обстановки. Центральным звеном принято считать тренировки на тренажерах, деловые игры, эксперименты на испытательных полигонах, т.е. все те мероприятия, которые обеспечивают оперативную готовность соответствующих спасательных структур.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

А.Н. Николаева, студентка, Ю.Г. Хлоповских, доцент, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Актуальность изучения психологии человека, оказавшегося в чрезвычайной ситуации, обусловлена необходимостью осуществлять теоретически и практически обоснованную подготовку населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях. Мы остановимся на психологических особенностях поведения в чрезвычайных ситуациях обычного населения, которое, как правило, оказывается не готово к такого рода ситуациям.

Если гражданские лица, не имеющие специальной подготовки, оказываются в особых условиях, это, как правило, вызывает психологическую и эмоциональную напряженность, служит причиной психологического и физиологического стресса. У одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими нарушениями. Особенности реагирования зависят от индивидуальных особенностей человека, длительности и интенсивности воздействия стрессогенных факторов, от осведомленности относительно происходящих событий и понимания степени их опасности.

Значительную роль играет психическое состояние человека, сила и устойчивость нервной системы, предыдущий опыт действий в подобных ситуациях. Эти и другие факторы определяют готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в большинстве критических ситуаций.

Прежде чем говорить о реагировании и поведении населения на чрезвычайную ситуацию, рассмотрим сущностные характеристики этой ситуации.

Под чрезвычайной ситуацией понимают положение, сложившееся в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды. Каждый человек может попасть в чрезвычайные обстоятельства, в экстремальную ситуацию. В такой ситуации возникает стрессовое состояние, которое вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает значительное влияние на состояние, поведение и работоспособность человека. Чрезвычайные ситуации, независимо от источника происхождения, приводят к психоэмоциональному перенапряжению.

Основные характеристики чрезвычайной ситуации:

1) Это ситуация крайняя, сила ее воздействия выходит за пределы возможностей человека.

2) Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.

3) Ситуация вызывает напряженное психическое состояние субъекта.

4) Чрезвычайная ситуация ведет к состоянию динамического

рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

5) Ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психической регуляции деятельности, снижая эффективность и надежность деятельности.

6) Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов .

В экстремальной ситуации психологическое состояние человека проходит ряд этапов, хотя имеются индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.

1. «Острый эмоциональный шок», который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии происходящего.

2. «Психофизиологическая демобилизация», то есть существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На втором этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, внезапности ее возникновения, интенсивности и продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности новых стрессовых воздействий.

3. «Стадия разрешения», на которой постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и ограниченность контактов с окружающими. Происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений.

4. «Восстановление». На этой стадии активизируется межличностное общение, в некоторой степени восстанавливаются психофизиологические и психоэмоциональные функции человека.

У людей, переживших экстремальную ситуацию, значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.

При рассмотрении в современной научной литературе проблемы поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В экстремальных условиях человеку приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, обусловливающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения (в этом состоит негативное действие страха), но страх - это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком -остаться живым, продлить свое существование .

Поведение человека в ЧС определяет страх, вызванный травмирующими событиями. Страх в отдельных случаях настолько выражен, что вызывает психические расстройства. В результате ЧС часто у человека развиваются

реактивные психозы по типу аффективно-шоковых реакций и истерических психозов, а также не психотические расстройства по типу острой реакции на стресс.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории:

1. Рациональное, адаптивное поведение с психическим самоконтролем и способностью к управлению эмоциональным состоянием и поведением.

2. Патологический характер поведения. Масса людей становится растерянной, безынициативной. Частным случаем является паника, при которой страх перед опасностью овладевает группой людей. Паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

В экстремальных ситуациях паническая толпа представляет наибольшую опасность. Толпа понимается как бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Признаки толпы: одновременная вовлеченность большого количества людей, иррациональность (ослабление сознательного контроля), слабая структурированность, т.е. размытость позиционно-ролевой структуры.

Одним из решающих факторов поведения населения в условиях чрезвычайной ситуации является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например преувеличивающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий. Так нередко было на радиоактивно загрязненных территориях после Чернобыльской катастрофы, произошедшей 26 апреля 1986 года.

Взрывом был полностью разрушен реактор и повреждено здание энергоблока, начался пожар. На место аварии быстро прибыли пожарные, которые к 6 часам утра полностью справились с огнем. Уже через час после начала тушения у многих пожарных стали появляться симптомы радиационного поражения. Люди получили большие дозы радиации, и 28 из пожарных умерли от лучевой болезни в последующие недели.

С первых дней после взрыва начались мероприятия по ликвидации последствий катастрофы, активная фаза которых продолжалась несколько месяцев, а фактически длилась вплоть до 1994 года. Когда началась эвакуация населения из зараженных территорий, многие люди не хотели уезжать и бросать свои дома, опасаясь мародеров, не имея возможности забрать домашних животных, вещи и т.д. Позже, спустя месяцы после аварии, многие люди, зачастую насильно эвакуированные из зараженных местностей, проявили спекулятивное поведение, завышая показатели радиационного заражения, чтобы получить больше компенсаций, льгот и т.п.

Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:

1) физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

2) психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим

уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);

3) психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)».

Психологические особенности поведения людей в чрезвычайной ситуации представлены в классическом исследовании X. Кэнтрила (США, 1938 г.), посвященном изучению массовой паники, вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» (по Г. Уэллсу). Около миллиона американцев восприняли трансляцию радиоспектакля как репортаж с места событий.

В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике. Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно решить, поэтому попытался проверить с помощью других реальность этих событий и только после этого приходили к отрицательному заключению. В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог проверить реальность происходившего с помощью других людей, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.

Информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.

Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно «привязывать» к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (за исключением случаев, когда приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление грозит появлением новых жертв).

В чрезвычайных ситуациях, при экстремальных воздействиях на психику человека зачастую развиваются массовые психогенные расстройства, вносящие дезорганизацию в общий ход спасательных работ. Для эффективной работы пожарных и спасателей, как специалистам-психологам, так и самим сотрудникам ГПС МЧС России необходимо знать признаки этих расстройств и способы оказания воздействия на людей в условия паники, носящей массовый характер. Максимально эффективна возможность изначального предотвращения возникновения панических настроений. Оптимальным условием для этого является обладание необходимой информацией о ситуации, паническом страхе,

способах функционирования толпы и о мерах ее ликвидации . Для оптимизации состояния людей в условиях ЧС следует:

Учитывать, что человек, перенесший психическую травму, восстанавливается быстрее, если его привлекать к физической работе, причем не индивидуально, а в составе группы;

Готовить население к действиям в чрезвычайных ситуациях, формировать психическую устойчивость, воспитывать волю.

Уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов, обусловливающий эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям и их последствиям. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, проявляя при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Список использованной литературы

1. Гуренкова Т.Н. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова и др./ Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.

2. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях /

B.Ф. Дружинин. - М.: Из-во МНЭПУ, 2001. - 168 с.

3. Шойгу С.К. Учеб. спасателя / С.К. Шойгу, С.М. Кудинов, А.Ф. Неживой,

C.А. Ножевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: Советская Кубань, 2002. -539 с.

Психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в ЧС, будь то непосредственно пострадавшие, их родственники или люди, ставшие случайными свидетелями, изменяется под воздействием чрезвычайной ситуации и отличается от повседневного. Изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших, являются одними из самых распространенных последствий ЧС. Причем этим изменениям подвержены не только те люди, которые пострадали физически, но и те, кто не получил травм.

Психические реакции людей на чрезвычайную ситуацию могут быть очень разными: в одной ЧС могут быть люди, сохраняющие способность адекватно действовать, люди, на небольшой промежуток времени утратившие способность к адекватному поведению и люди, поведение которых неадекватно и зачастую опасно для них самих или окружающих.

В самом общем приближении можно выделить три основных группы психических реакций у пострадавших в ЧС:

Нормальные адаптивные реакции;

Невротические реакции и расстройства;

Реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.

Независимо от степени тяжести реакций и расстройств, у подавляющего числа пострадавших наблюдаются: частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; частичная или полная утрата способности к критической оценки окружающего и своего поведения; частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими.

Среди пострадавшего населения преобладает снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности, наблюдается нарушение способности к планированию собственных действий, значительно уменьшается временная перспектива, высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших..

К группе факторов, характеризующих ЧС относятся такие ее особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

Совершенно очевидно, что чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших.

Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, у которых ослабленное нервно-психическое здоровье, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия ЧС. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь. Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить не смотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т.д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее - окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, что бы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией. Но, нужно помнить о том, что мы пострадавшему можем в этом только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно.

Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Например: не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку (неважно в какой форме) или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС.

Средства массовой информации, формируя определенное общественное мнение, оказывая влияние на сознание и поведение людей, изменяют и самого человека: его менталитет, ценностные ориентации, а также нравы и мораль общества. Но если в условиях нормального функционирования общества для этого требуется относительно долгий промежуток времени, то в условиях ЧС перемены в поведении происходят одномоментно, степень влияния СМИ на психику людей достигает своего апогея.

В условиях ЧС поведение населения в первую очередь определяется естественно возникающим чувством страха. При преодолении этого чувства осуществляются три основные стратегии: а) само - и взаимопомощи, то есть определенной самоорганизации; б) смирения, фатализма; в) разрушительной паники. Конструктивное поведение в ЧС во многом зависит от степени подготовленности людей к действиям в экстремальных условиях. Поэтому поведение в ЧС выступает в качестве индикатора прочности существующего социального порядка, который во многом определяется сложившейся культурой общества, в свою очередь формируемой массмедиа.

Особенностью психологии масс является ее внушаемость, легковерность, предпочтение слухов официальной информации, заразительность переживаний и убеждений. Все эти особенности определяют специфику работы СМИ в условиях ЧС.

В кризисной ситуации необходимо заранее вводить определенные стабилизаторы поведения, призванные перевести его в социально приемлемое русло. Биологические требования могут блокироваться более сильными социальными нормами. Опыт психиатрии катастроф свидетельствует о том, что в возникновении психических нарушений ведущая роль принадлежит не самой ЧС, а тому, насколько человек как личность воспринимает, переживает и интерпретирует данное событие. Любая ситуация как многофакторное явление может стать чрезвычайной, если она воспринимается, переживается и интерпретируется как личностно-значимая, а само переживание по своей интенсивности и длительности может превысить индивидуальные компенсаторные ресурсы данной личности.

Таким образом, приходится признать, что информационный обмен в кризисной ситуации бывает затруднен как объективным конфликтом интересов профессионалов-отраслевиков, ликвидирующих причины и последствия кризиса, с одной стороны, и журналистов, стремящихся удовлетворить информационные запросы массовой аудитории - с другой. Тем важнее быстро наладить управление информационным обменом, поставив этот процесс под контроль государства в лице административного органа. При этом важно помнить, что для того, чтобы то или иное информационное сообщение было донесено да аудитории, воспринято аудиторией и положено в основу формирования общественного мнения в связи с кризисной ситуацией, необходимо последовательно решить некоторые задачи:

1) точно сформулировать информационное сообщение, которое должно быть простым и коротким;

2) нести месседж в информационное пространство (это делает официальный, статусный ньюсмейкер);

3) типизировать информационное сообщение, которое должны повторить разные комментаторы в различных СМИ;

4) распространить информационное сообщение с комментариями к нему - это делают журналисты через СМИ.

Реализации такого рода сценариев поможет создание контуров информационного реагирования, которые есть не что иное, как устойчивые механизмы распространения типовой информации в типичных ситуациях, формируемые по инициативе и действующие под управлением конкретной пресс-службы.

Сегодня в практике пресс-служб распространены создание и эксплуатация текущих контуров информационного реагирования. Скажем, всем известно, что по четвергам заседает кабинет министров, и что в начале заседания премьер-министр обязательно сделает краткое заявление по существу главного вопроса повестки дня и что после рассмотрения этого вопроса профильный ньюсмейкер (основной докладчик) проведет брифинг в правительственном пресс-центре. Поэтому СМИ заранее планируют эфирное время и газетные полосы под репортажи своих правительственных корреспондентов. И аудитория привычно ждет к обеду в четверг новостей из Белого дома. Больше того, из числа журналистов, постоянно работающих в Белом доме, сформирован неформальный правительственный пул, работа с которым позволяет еще больше повысить эффективность эксплуатации данного контура информационного реагирования.

Однако реагирование в критических ситуациях отличается от текущего реагирования непредсказуемостью. Не случайно специалисты в каждой отрасли давно научились выделять типы ЧС на основе их повторяемости, изучать общее, что есть в кризисных ситуациях каждого типа, и разрабатывать четкие процедуры антикризисного реагирования. Но в точности так же следует готовиться и к информационному реагированию в нештатных ситуациях. А в идеале мобилизация кризисных контуров информационного реагирования должна стать часть общего пакета процедур, предусмотренных на случай кризиса.

Иначе говоря, можно и нужно заранее продумать и официально утвердить алгоритмы действия пресс-служб в кризисных ситуациях. Больше того, полезно ознакомить с этими алгоритмами журналистов, входящих в отраслевой пул, то есть постоянно освещающих в формате текущего информационного реагирования события той или иной отрасли.

Анализируя влияние нестабильностей, специалисты выдвинули такое понятие, как тотальное негативное психологическое воздействие, которое оказывает влияние на все население, включая детей. Информационный прессинг становится катализатором многих неожиданных реакций человека.

Тема безопасности жизнедеятельности населения находит свое отражение в прессе только, как правило, в период возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, и как правило, является лишь выражением мнения отдельных ньюсмейкеров и журналистов.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний