Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм

Главная / Михаил Булгаков

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс

Выполнил

учитель истории и обществознания

МКОУ «Маховоколодезская ООШ»

Бабкин А.А.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс

1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

1.1 . К видам социальных норм относит(-ят)ся:

1) обычаи;

2) умозаключения;

3) обещания;

4) культура.

1.2. Способ организации хозяйственной деятельности, при котором всё необходимое производится самостоятельно и только для собственного потребления, называется

1) товарное хозяйство;

2) натуральное хозяйство;

3) рыночное хозяйство;

4) сельское хозяйство.

1.3 . Бюджет ‒ это

1) денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения; 2) смета расходов и доходов;

3) установленный законом порядок движения денежных средств в государстве;

4) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

1.4 . Что из перечисленного является конституционной обязанностью в РФ? 1) сохранять тайну переписки

2) определять и указывать свою национальную принадлежность

3) свободно выезжать за пределы РФ

4) сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам

2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

2.1. К функциям денег относятся:

1) мера стоимости;

2) мера заработка;

3) средство накопления;

4) средство обращения;

5) мера инфляции;

6) средство производства.

2.2. К правоохранительным органам относятся:

1) Правительство РФ; 2) суды;

3) Следственный комитет;

4) Комитет Государственной Думы по обороне;

5) Администрация Президента РФ;

6) полиция.

2.3. Отличительными признаками этноса являются:

1) язык;

2) социальная стратификация;

3) самосознание;

4) особые религиозные верования;

5) обычаи;

6) существование родовой общины.

3.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Суждение, умозаключение, ощущение, понятие, представление.

Ответ: _________________________________

3.2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.

Мировой терроризм, истощение природных ресурсов, истребление редких видов животных, значительный разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами.

Ответ: _____________________________________

4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Дочь, сестра, девочка, племянница, ученица.

Ответ _________________________________________________________

4.2. Написание сценария к школьному празднику; сборка мебели в соответствии со схемами, предоставленными фирмой изготовителем; разработка коллекции одежды; создание эскизов кузова спортивного автомобиля.

Ответ _______________________________________________________

5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны ‒ «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Гражданин РФ обязан встать на воинский учёт одновременно с получением паспорта.

2. Правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

3. В Российской Федерации существует особый порядок защиты конституционных норм.

4. Расходы семьи можно разделить на обязательные и произвольные.

5. Имущество, способное приносить доход, называют рентой.

Ответ:

6. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным вами элементам.

Ответ

7. Прочитайте краткое содержание повести В.К. Железникова «Чучело» и ответьте на вопросы.

В школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, проявляя внешнее дружелюбие, всем своим поведением ясно дают понять, что презирают её. В результате одного поступка Лены все одноклассники объявляют ей бойкот. Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой

1. Какой тип социального взаимодействия описан в фильме? ____________________________________________________________________________

2. Какой способ разрешения данной ситуации применяет героиня фильма? _______________________________________________________________________

3. Назовите любой другой способ разрешения данной ситуации. _________________________________________________________________________

8. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие цифровые обозначения внесите в таблицу.

А) представляют собой правила поведения человека в определённой ситуации

Б) устанавливаются государством

В) обусловлены уровнем развития общества

Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов

Д) охраняются принудительной силой государства

Е) имеют общеобязательный характер

1) правовые

2) и правовые, и моральные

Ответ

9.Задание (10 баллов):

Напишите мини-сочинение (несколько предложений)

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
7 класс
Уважаемый участник!
При выполнении заданий (1­14) Вам предстоит выполнить определённую
работу, которую лучше организовать следующим образом:
‒ внимательно прочитайте задание;
‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную
задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть
кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите
чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое количество
баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 95.
Время выполнения – 1 час 30 мин.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 7 класс
Максимальный балл - 95
Фамилия, имя_____________________________________________________
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите
в таблицу.
1.1. К видам социальных норм относит(­ят)ся:
1) обычаи;
2) умозаключения;
3) обещания;
4) культура.
1.2. Способ организации хозяйственной деятельности, при котором всё
необходимое производится самостоятельно и только для собственного
потребления, называется
1) товарное хозяйство;
2) натуральное хозяйство;
3) рыночное хозяйство;
4) сельское хозяйство.
1.3. Бюджет ‒ это
1) денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения;
2) смета расходов и доходов;
3) установленный законом порядок движения денежных средств в госу­
дарстве;
4) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юриди­
ческих лиц.
1.4. Что из перечисленного является конституционной обязанностью в РФ?
1) сохранять тайну переписки
2) определять и указывать свою национальную принадлежность
3) свободно выезжать за пределы РФ
4) сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам
1.1
1.2
1.3
1.4
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 4 балла.
2. Выберите правильное определение понятия «гуманность»:
А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за
сохранение среды их обитания.

Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому
достоинству.
В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов,
полей, воздуха, рек, морей и т. д.
Г) Любовь к прекрасному, произведениям искусства.
Ответ: ___________ (2 балла)
3.
3.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально
точный ответ.
Суждение, умозаключение, ощущение, понятие, представление.
Ответ: _______________________________________
3.2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный
ответ.
Мировой терроризм, истощение природных ресурсов, истребление редких
видов животных, значительный разрыв в уровне жизни между богатыми и
бедными странами.
Ответ: ________________________________________
По 3 балла за каждый верный ответ.
Всего 6 баллов.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному
основанию.
4.1. Дочь, сестра, девочка, племянница, ученица.
Ответ:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.2. Написание сценария к школьному празднику; сборка мебели в
соответствии со схемами, предоставленными фирмой изготовителем;
разработка коллекции одежды; создание эскизов кузова спортивного
автомобиля.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за
правильное обоснование,
2 балла за указание лишнего).
Максимум за здание 8 баллов.
5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если
не согласны ‒ «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1 Человек ­ существо общественное.

2 Гражданином РФ житель России становиться с рождения
3. Любая деятельность человека носит прогрессивный характер.
4 Мораль опирается на идеи добра и зла.
5 Лидер – это человек, который подавляет других своим авторитетом.
1
2
3
4
5
2 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 10 баллов. 1
6. Заполните таблицу. Впишите в соответствующие ячейки буквенные
обозначения иллюстраций, которые относятся к названным элементам.
Виды социальных норм
обычай
этикет
право
мораль
А

В
Г
2 балла за каждое верное заполнение ячеек таблицы.
Максимум за задание 8 баллов.
7. Прочитайте краткое содержание повести В.К. Железникова «Чучело»
и ответьте на вопросы.
1. Какой тип социального взаимодействия описан в фильме?
2. Какой способ разрешения данной ситуации применяет героиня фильма?
3. Назовите любой другой способ разрешения данной ситуации.
В школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Когда Лена
приходит в свой новый 6­й класс, одноклассники, проявляя внешнее
дружелюбие, всем своим поведением ясно дают понять, что презирают
её.
В результате одного поступка Лены все одноклассники объявляют ей
бойкот. Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше
учиться в этой школе.
Ответ: 1. ________________________________
2. ________________________________
3. ________________________________
По 2 балла за ответ на каждый вопрос.
Максимум за задание 6 баллов.
8. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только
правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие
цифровые обозначения внесите в таблицу.
ПРИЗНАКИ
А) представляют собой правила поведения человека в определённой ситуации
Б) устанавливаются государством
В) обусловлены уровнем развития общества
Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов
Д) охраняются принудительной силой государства
Е) имеют общеобязательный характер
ВИДЫ НОРМ
1) правовые
2) и правовые, и моральные
А
Д
Б
В
Г
Е
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Максимум за задание 6 баллов.
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,

прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов
есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в
таблицу.
По мнению большинства, из числа факторов, которые определят облик
мирав ближайшие десятилетия, бесспорными и несомненными являются:
рост ____ (А); истощение природных ____ (Б) ‒ нефти, плодородия ___
(В), чистой воды и т. п.; серьёзное нарушение ____ (Г) равновесия и среды
___ (Д) человека. Эти три бесспорных фактора создают удручающий тон
для любых прогнозов. Но столь же бесспорен и весом и еще один фактор ‒
научно­технический ___ (Е), который накапливал «разбег» на протяжении
тысячелетия развития ___ (Ж) и только теперь начинает полностью
выявлять свои блистательные возможности. Он не принесет счастья,
если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в
социальной, нравственной и ___ (З) жизни человечества. Внутреннюю
духовную жизнь людей, внутренние импульсы их___ (И) труднее всего
прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и ___ (К), и
спасение человечества. Это, может быть, самая трудная задача, с
которой когда­либо встречалось человечество: осмыслить своё место в
____(Л).
Список терминов:
1. почва
2. население
3. страна
4. пробуждение
5. спасительный
6. обоснование
7. обитание
8. культурный
9. группа
10. политика
11. природный
12. планета
13. ресурсы
14. прогресс
15. цивилизация
16. гибель
17. биосфера
18. регресс
19. поведение
20. ситуация
А
Б
В
Г
Д Е Ж З
И
К
Л
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 11 баллов.
10.Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных
рядов? Дайте краткий ответ.
3.1. Край, область, автономный округ, республика
__________________________________________________________________
3.2. Мораль, обычай, право
__________________________________________________________________

3.3. Герб, гимн, флаг
__________________________________________________________________
По 2 балла за верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
11. Прочитайте известные пословицы и поговорки и определите, о какой
деятельности человека идет речь:
«Делу время, потехе час»
«Кончил дело - гуляй смело»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Ответ:__________________________________________________________
Всего 3 балла.
12. Перед вами рисунки, иллюстрирующие культурные ценности
Российской Федерации. Назовите обобщающее их понятие. Объясните,
почему вы так решили.

Ответ:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Всего 5 баллов.
13. Установите соответствие между понятием и его определением.
Понятие
1. Способности
2. Талант
3. Гениальность
4. Задатки
Определение

врождённые
А) высшая степень проявления
творческих сил человека
Б)

анатомо­
физиологические
особенности
строения человека, составляющие
основу развития способностей
В) высокий уровень развития
способностей, проявляющихся в
творческих достижениях личности6. Благодаря труду создаются два вида благ: товары и… (укажите пропущенное слово).
7. Эта организация помогает родителям воспитывать детей.
8. Переходным возрастом называют этот период жизни.
По вертикали:
1. В этом месте можно получить нужную книгу.
2. Творческая профессия, связанная с обучением детей.
3. Флаг Военно­морского флота России.
4. «..., как и нужда, многих губит» (укажите первое пропущенное слово).
5. Чтобы стать учителем или инженером, необходимо поступить в это учебное заведение.
6. Этот народ проживает в самом большом субъекте России.
7. Группа людей, объединенная по принципу родства.
8. С этого класса начинается основная школа.
Максимальное количество баллов за работу ­ 95

С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовековые традиции и обычаи. С появлением учебных заведений и вводом предмета социологии эти правила и традиции стали называться социальными нормами.

Понятие

Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.

Всем известно, например, что появление в обнаженном виде на людях является недопустимым, а в некоторых странах даже карается тюремным заключением. Не касается это правило только специально отведенных мест для собраний нудистов (исключительно в странах с прогрессивно-демократическим обществом), а также заведений типа сауны. Но даже такие места разделены по половой принадлежности.

До того как рассмотреть конкретные примеры социальных норм, необходимо определить их признаки и виды. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.

Возникновение

Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов. Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.

Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Их формирование происходит в процессе осознания человека своей незначительности перед природными явлениями. Возникают культы различных божеств, поклонение силам природы.

Вместе с обычаями и религией появляются принципы нравственности. А с возникновением государственного строя формируются первые правовые и экономические нормы.

Классификация

Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.

Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические. Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе. Примеры социальных норм политического характера - это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.

Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними. Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.

Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства

Правовые нормы являются основным регулятором взаимоотношений в государстве. Они представляют собой свод правил, за невыполнение которых наступает наказание в виде материального взыскания, административной ответственности или тюремного заключения. Если учитель просит: "Приведи примеры различных социальных норм правового государства", в качестве ответа можно назвать УК РФ и КоАП РФ.

Регулируют поведение человека в обществе, к которому он относится по рождению или роду увлечений. Если вас просят: "Приведите примеры социальных норм такого типа", то стоит говорить о правилах, которые формируются у человека в процессе его жизни в определенных кругах. Большую роль в этом формировании играет государство. Чем больше развита культура всей страны, тем больше в ней культурных норм. Например, в некоторых мусульманских странах женщине не положено появляться в обществе с открытым лицом — это культурная норма.

Общественные правила

Примеры социальных норм в обществе многообразны, но выделяют несколько глобальных. Самыми крупными сообществами являются Религиозные нормы служат для урегулирования отношений не только внутри таких сообществ, но и при взаимоотношениях с организациями и людьми, не относящимися к одному вероисповеданию. Примеры социальных норм такого характера подобрать просто. Самыми распространенными можно считать церемонии венчания и отпевания усопшего. К такому же виду норм относятся отношения между настоятелем монастыря и монахами, святым отцом и прихожанами его церкви.

Носят исторический характер. Они формируют понятия о красивом и безобразном. Эти правила относятся не только к человеку, но и к его поступкам, а также к произведениям искусства, видам животных и т. д. В современном обществе эстетические нормы иногда имеют отрицательное влияние на человека, его уверенность в себе, а соответственно, и его место в жизни. Это связано со стереотипным мышлением о привлекательном внешнем виде. В итоге человек, который не вписывается в общие рамки своей внешностью или поведением, может быть не принят определенным обществом. Отличным тому примером является сказка "Гадкий утенок".

Примеры различных социальных норм

Существуют также правила, которые не привязаны к конкретному обществу или государству. Это которые формируют понятия о хорошем и плохом. Они образуются на основе конкретного поведения, взятого за эталон. Некоторые подкреплены правовыми документами. В основном же они рассчитаны на совестливость человека и его моральную полноценность. За аморальное поведение следует осуждение обществом, а в некоторых случаях наказание по закону.

Нормы обычаев и традиций тоже носят исторический характер. Они устанавливались на протяжении многих веков и представляют собой шаблонные действия в определенных ситуациях. Какими будут в этом случае примеры социальных норм? Обычаи подразумевают совершение каких-либо действий в силу привычки, а традиции являют собой ценности или модель поведения, принятую обществом и неукоснительно выполняющуюся его членами. Обычаи и традиции тесно связаны с культурными нормами.

Также из различных социальных норм выделяют корпоративные, которые регулируют отношения между работниками одной структуры или членами одного клуба по интересам. Устанавливаются такие правила членами сообществ, они же выбирают и применяют меры воздействия на нарушителей.

Правила в семейных отношениях

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, насколько разнообразны, что выделить конкретные очень непросто. Семья контролируется со стороны государства, религиозных организаций и общества. Причем каждая сторона пытается направить семейные отношения по своему руслу. Иногда такое количество правил приводит к обратному эффекту.

Если преподаватель просит: "Приведите примеры социальных норм, которые влияют на отношения в семье", ответьте, что это правовые и религиозные нормы, нормы морали, традиции и обычаи. Однако не забывайте, что остальные правила также имеют определенное влияние, так как семья представляет собой миниатюрное государство со своими политическими и экономическими законами. Может быть, именно по этой причине многие молодые люди нынешнего поколения не спешат обзавестись семьей. Когда со всех сторон человеку указывают на то, что ему нужно сделать, чтобы выглядеть полноценным в глазах общественности, желание к каким-либо действиям исчезает.

Узаконенные социальные правила

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, привести несложно. Например, основополагающее событие в жизни семьи — заключении брака. Законодательно брак регулируется правовыми нормами. В них оговаривается порядок вступления в брак (подача заявления, назначение даты бракосочетания, выдача документов, подтверждающих семейное положение), а также порядок бракоразводного процесса (заявление о разводе, развод через суд, деление имущества, назначение алиментов и т. д.).

Экономические социальные нормы также оказывают определенное влияние на семейные отношения. От них зависит доход семьи, а также возможность получения социальных льгот. Особенно это касается неполных семей с одним родителем. Во многих государствах им положена дополнительная материальная помощь для решения финансовых проблем.

Эти виды норм имеют под собой законодательную базу, и их влияние обусловлено отношением государственной власти к значению института семьи. Для полноценного развития семейных отношений такая поддержка необходима. Но ее избирательность часто только мешает этому развитию.

Регулирование семейных отношений социальными нормами

Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака. Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.

Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения. В самой распространенной религии — христианстве - без венчания и создания семьи невозможно рождение детей. Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.

Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали. Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.

Примеры воздействия социальных норм на характер человека

Характер человека во многом зависит от традиций воспитания, установленных в семье, а также от норм и правил, которые действуют в окружающем обществе. должны прививаться с рождения. Это залог формирования у ребенка с раннего возраста понятий о плохом и хорошем поведении.

Мнение окружающих значительно отражается на характере человека. Хорошее отношение людей к себе добавляет уверенности. И часто случается так, что плохое отношение основано исключительно на эстетических нормах. То есть человек для общества непривлекателен внешне. Такое мнение окружающих может привести к озлобленности и формированию аморальных принципов.

Современные социальные нормы

С появлением огромного количества различных общественных организаций появилась необходимость регулирования отношений между ними и внутри них. Корпоративные нормы являются наиболее поздним видом социальных норм. Как указывалось выше, они регулируются представителями таких организаций.

Если вам говорят: "Приведи примеры различных социальных норм, регулирующих отношения в современном обществе", что вы назовете первым пунктом? Можно смело ставить на первое место именно корпоративные нормы. Ведь без них нельзя представить цивилизованных отношений.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний