Правление александра iii. Правление Александра III (кратко)

Главная / Н. А. Некрасов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Зарождение оппозиционных настроений среди советской молодежи в послевоенное «сталинское» десятилетие

А.Л. Никифоров

Молодежная субкультура - явление, знакомое любому обществу. Она легко узнаваема по своим внешним признакам - одежде, музыке, особенностям поведения молодых людей. Послевоенная советская молодежь представляет собой уникальный социальный феномен. Это поколение, в отличие от предшественников, не знало страха 37-го года и было свободно от круговой поруки прошлого, а также молодежь первых послевоенных лет еще не испытала разочарования от краха надежд, как это случилось с их преемниками.

По мнению историка Е.Ю. Зубковой, «... критический запал поколения победителей в силу целого ряда причин остался до конца не реализованным, но он питал мысли и поступки послевоенной молодежи. У нее, по сравнению с предшественниками, было больше иллюзий, меньше поводов для разочарований, а значит, и больше надежд. И еще немаловажный момент: в глазах тогдашних молодых - тех, кто умел и хотел думать - существующая в стране система не имела ореола "святости". У этого поколения, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, по сравнению со сверстниками, выросшими в мирное время, был какой-то особый запас внутренней самостоятельности и была потребность эту самостоятельность реализовать...» .

Именно поэтому первые ростки политического инакомыслия проросли на той почве, где правящий режим мог ожидать этого менее всего - среди молодого поколения. Так, в своем выступлении на пленуме ЦК ВЛКСМ секретарь ленинградского областного и город - ского комитетов комсомола А.В. Пашков отмечал: «.теперь, когда наша военная и экономическая сила хорошо известна буржуазным странам, они, естественно, усиливают попытки идеологического проникновения в нашу среду, попытки идеологического влияния, в частности на молодежь. Расширение международных отношений не сужает, а расширяет эти возможности. Заграничные фильмы, всякие журналы вроде «Британского союзника», различные устные разглагольствования иностранцев - все это доходит до молодежи и оказывает на нее влияние. Кроме того, в годы войны в буржуазных европейских странах по разным причинам побывала значительная часть наших молодых людей. Поэтому сейчас мы имеем дело с мо - лодой аудиторией, которая непохожа на нашу довоенную молодежь.» .

В этом смысле основным объектом внимания для партийных органов стало студенчество, которое воспринималось как главный возмутитель спокойствия и, в общем, не без основания. Комсомольские комитеты жаловались на нежелание некоторой части студенческой молодежи участвовать в общественной жизни, а ЦК ВЛКСМ принимал специальные меры по борьбе с аполитичностью в молодежной среде.

В качестве показательного объекта для критики комиссия ЦК ВЛКСМ избрала ленинградские вузы. Так, в июне 1948 г. в Ленинград выезжала специальная комиссия ЦК ВЛКСМ, по результатам работы которой ЦК комсомола принял постановление «О недостатках в работе Ленинградской организации ВЛКСМ по идейнополитическому воспитанию студенческой молодежи». Критике подверглись сразу несколько городских вузов: Ленинградский государственный университет, Институт физкультуры им. Лесгафта, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, Юридический институт и некоторые другие. В упрек ставились выявленные факты проникновения в среду студенчества чуждых советской идеологии, враждебных нашей морали настроений аполитичности и безыдейности, а также наличие элементов морального разложения отдельных студентов, в том числе некоторых комсомольцев и комсомольских активистов .

К фактам морального разложения были отнесены карточные игры, пьянство в общежитиях, более свободные (т. е. не скрепленные браком) отношения между студентами и студентками. Кроме того, аполитичность ленинградских студентов, с точки зрения комиссии, заключалась в недостаточно серьезном отношении к изучению основ марксизма- ленинизма и излишнем увлечении «профессионализмом».

В частности, в протоколах упомянутой комиссии ЦК ВЛКСМ приводились конкретные «вопиющие» факты: «.Комарова И.М. - студентка искусствоведческого факультета Института им. И.Е. Репина заявила, что политико-экономические дисциплины вообще имеют для нее второстепенное значение, а главное - искусство. Сталинский стипендиат - А.Р. Молев - студент того же вуза, демонстративно не желает заниматься общественной деятельностью, называя ее скучной, и проводит все свое свободное время только в творческой мастерской. Студент В.О. Криворуцкий представил эскиз скульптуры Белинского в обнаженном виде, стремясь таким образом показать духовную мощь в немощном теле.» .

Невнимание студентов к политическим дисциплинам не было исключительно ленинградским феноменом. Аналогичные жалобы комсомольских работников поступали в ЦК ВЛКСМ и из вузов других городов. Эти сигналы обобщались в отчетах, подготовленных отделами ЦК комсомола. Но самым главным «криминалом» в поведении студенчества считалась даже не аполитичность, а существование в среде студенчества различных сомнительных группировок.

К такого рода группировкам, например, в Ленинграде были отнесены: «Искатели правды» и «Есенинцы» из Ленинградского государственного университета, «Общество лодырей» из Горного института. Ни одна из этих группировок не носила политического характера, а тем более не ставила перед собой каких-либо политических целей. Они, в общем, даже не скрывались и напоминали, скорее, даже не группы, а неформальные студенческие сообщества - круг друзей. Так, «Искатели правды», студенты филологического факультета ЛГУ, занимались тем, что собирались узким кругом для обсуждения различных жизненных и литературных проблем. Аналогичные интересы были свойственны участникам литературного кружка из Ростовского университета, называвшими себя «на- стоященцами». Свой литературный кружок создали студенты Свердловского университета и Челябинского педагогического института, не раз отмечая на своих собраниях, что советская литература во многом ущербна, поскольку концентрируется на положительном примере и в массе своей является невыразительной и бесцветной .

Это были своеобразные объединения молодежи по интересам, некоторые из них были вообще «беспредметны», т. е. представляли собой некий постоянный круг друзей, собиравшихся для совместного проведения досуга. Например, студенты механико-математического факультета МГУ, объединившиеся в кружок «Тесное содружество», ставили единственной задачей своего кружка лишь сохранение дружбы после окончания вуза. Несмотря на это, участники этого кружка были обвинены в создании тайной националистической организации (в кружок входили студенты-евреи) и подверглись различным взысканиям.

Официальные партийные органы все же характеризовали наличие в студенческой среде подобных кружков как единичные явления, не свойственные советской молодежи в целом. Однако их появление в послевоенные годы было весьма симптоматично. Они, в частности, свидетельствовали о том, что молодежь, которой была отведена роль опоры режима (послевоенная молодежь - первое поколение, воспитанное от начала до конца сталинской системой), становилось менее управляемой.

Большинство молодых в качестве главного жизненного принципа отмечали желание принести наибольшую пользу Родине, честно трудиться на благо отечества. В системе ценностей, которую с детства предстояло усвоить молодому поколению, Сталин, Партия, Родина составляли единое целое. Но был опыт войны, который, несмотря на все последующие усилия идеологии, все-таки отдал главный приоритет патриотическому чувству.

Как подчеркивает исследователь В.П. Кривун: «.когда со временем "вирус сомнения" зародился в умах молодых, это чувство патриотизма как высшая ценность - если уж не подтолкнула кого-то в ряды борцов, то, во всяком случае, помешала стать циником. Они начали с малого - с самостоятельного изучения школьных и вузов - ских программ, вне плана. Когда не удовлетворяли вузовские учебники - они брались за изучение курса по монографиям. Если не устраивала "рекомендованная" литература - они обращались к писателям и поэтам не то чтобы запрещенным, а тем, которых официальное советское литературоведение причисляло к категории "второсортных". В истоках этого стремления лежали отнюдь не политические мотивы. Молодые люди просто собирались в кругу близких товарищей для самостоятельного изучения литературы, философии, истории.» .

Попытка уйти от школьных и вузовских штампов, навязанных оценок и дозволенных суждений перерастала из потребности в способность самостоятельно мыслить, не оглядываясь на привычные рамки. Естественный процесс познания переключался с вопросов литературы и философии на проблемы современной политики. Сначала все развивалось в легальных формах, но пошли первые запреты - и заработала система конспирации.

Так, например, в доступных архивных материалах следственного комитета МГБ Ленинграда встречается запротоколированная беседа с одним из ленинградских студентов, арестованных за участие в «самообразовательном» студенческом кружке: «.никаких политических задач мы перед собой не ставили, да и политических концепций у нас не было. Среди нас почти все комсомольцы и даже есть член партии. Меня и моих товарищей объединяло стремление к самообразованию, а конспирация объяснялась только тем, что мы нередко изучали научную литературу и публицистику, которая воспринимается на партийном уровне как буржуазная и упадническая... Однако ничего крамольного в этом не было.» .

Если говорить об общих тенденциях в развитии молодежных кружков и групп, то здесь со временем определились два направления: первое продолжало традицию самообразования в духе «катакомбной культуры»; другое направление составляли кружки и группы молодежи, которые в течение 1947-1950 гг. приобретали политическую направленность, а в их деятельности усиливался политический акцент.

Так, спустя годы стало известно о существовании «Коммунистической партии молодежи» (КПМ) - молодежной группы, созданной в 1947 г. в Воронеже. В Москве на рубеже 1940-50-х гг. действовали аналогичные кружки старшеклассников и студентов: «Армия революции», «Союз борьбы за дело революции». Есть информация о работе молодежных политических кружков в Ленинграде, Челябинске, Свердловске и других городах. Как правило, в эти организации входили школьники старших классов, студенты, учащиеся техникумов, т. е. молодежь в возрасте от 16 до 23 лет. Обычно кружок или группа были очень немногочисленны - от 3 до 10 чел., редко больше. Исключение составляла воронежская «Коммунистическая партия молодежи», которая насчитывала более 50 чел. .

Уже из названий перечисленных групп ясно, что это были объединения, основанные на марксистской, коммунистической платформе, хотя далеко не каждая группа имела документы, которые с полным основанием можно было бы считать программными. Речь шла скорее об общей ориентации. Самостоятельное изучение работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, теории социализма - с одной стороны, наблюдение за реальной жизнью - с другой, стали главным источником сомнения, побудительным мотивом к действию. Пропаганда контрастировала с реальностью, и молодежь стала искать объяснения этих контрастов в теории.

Как утверждает историк В.В. Живулин: «.в программе московского "Союза борьбы за дело революции" существующая в стране ситуация определялась как ничего общего не имеющая с идеями коммунизма, диктатура Сталина - как бонапартистская, внутренняя политика была названа тиранией, внешняя - противостоянием двух империалистических систем. Антисталинскую направленность име - ла программа "Коммунистической партии молодежи" (Воронеж), в которой осуждалась практика обожествления вождя. Участники аналогичной группы в Челябинске приняли воззвание - "Манифест идейной коммунистической молодежи", в котором говорилось о перерождении коммунистической партии в партию буржуазного типа, о бюрократическом перерождении советского правительства, его неспособности руководить страной, об отсутствии демократии в СССР.».

По-разному формулировали молодежные группы свои конечные цели. Для «Коммунистической партии молодежи» это было построение коммунистического общества во всем мире, челябинская группа провозглашала своей целью борьбу против существующего советского строя, но это не значит, что они исповедовали насилие и террор как способ достижения поставленных задач. Как правило, методы террора отрицались участниками групп в принципе как безнравственные и политически неэффективные, поэтому их главным методом стал метод разъяснения и убеждения. Члены молодежных групп надеялись, что по мере развития движения и по мере прозрения людей за ними будет большинство.

В показаниях арестованного участника «Союза борьбы за дело революции» встречается следующая информация: «.мы не ставили целью Союза насильственное свержение сталинского строя, а считали первой задачей разъяснение как можно большему количеству людей, что их жестоко обманули, что окружающая действительность - это хорошо обставленная контрреволюция.» .

Конечно, в этих первых порывах к справедливости, к освобождению от окружающей лжи вообще много романтичного. Конспиративные встречи, псевдонимы, тайные проверки для вновь принятых членов организаций - все это еще можно было бы назвать игрой, если бы не то обстоятельство, что мера наказания была более чем реальной и чудовищно несовместимой со степенью содеянного.

Так, участники московского «Союза борьбы за дело революции» были приговорены к высшей мере наказания (расстрелу) - 3 чел., к 25-ти и 10-ти годам лишения свободы - 10 и 3 чел. Среди членов «Марксистской рабочей партии» (Ленинград) были осуждены к высшей мере наказания 3 чел., к 25-ти годам лишения свободы - 7 чел., к 10-ти годам - 2 чел., и три человека получили по одному году лишения свободы за недоносительство. Аналогичные приговоры были вынесены в отношении других участников и членов молодежных групп. Подобные акции власти старались не афишировать, поэтому для большинства непосвященных судьба участников антисталинских молодежных групп оставалась неизвестной, как и само существование таких групп .

Этого нельзя сказать о других представителях нонконформистского движения в среде советской молодежи, которые были на самом виду, более того, их сознательно выставляли на публичное обозрение и публичное осуждение. Сделать это было не трудно, поскольку те никуда не прятались и даже демонстративно бросались в глаза - это стиляги.

Понятие «стиляга» вошло в общественный лексикон в конце 1940-х гг. Совсем недавно закончилась война, и общество, вышедшее из этой войны, перестроилось на марше, но по-прежнему продолжало жить на казарменном положении - с унифицированными правилами, привычками и вкусами. И тут обнаружилось, что казарменный режим устраивает далеко не всех, и в этом, казалось бы, монолитном обществе есть люди, которые хотят жить по-своему, иметь свой стиль жизни и свое собственное пространство для самовыражения. Они не покушались на основу основ, даже позволяли себе быть абсолютно аполитичными (один из принципов стиляг). «Стиль» нашел свое выражение в молодежной моде и музыкальных пристрастиях. Комплект стильной одежды для молодого человека конца 40-х - начала 50-х гг. состоял из нескольких необходимых ат - рибутов: пиджака с широкими плечами, яркого галстука с экзотическим рисунком («пожар в джунглях»), зауженных к низу брюк, ботинок с приваренным каучуком («на манной каше»), широкополой шляпы. Все это практически невозможно было купить, надо было «достать» или изготовить самостоятельно. Волосы законами стиля предписывалось носить длиннее, чем это было принято у обычных граждан - с набриоленным «коком» на макушке .

В музыке стиляги поклонялись джазу, на официальном советском языке именуемом «музыкой толстых». После разгромных постановлений ЦК ВКП(б) о музыке и начатой борьбы с «низкопоклонством перед Западом» джаз в СССР был запрещен. Но записи джазовых исполнителей все равно ходили по рукам - сначала в виде трофейных грампластинок, позднее в форме «скелетной коллекции», т. е. изготовленных полулегальным способом на рентгеновских снимках (отсюда выражение - «джаз на ребрах» или «джаз на костях»).

Среди советских стиляг рубежа 1940-х - 1950-х гг. преобладала студенческая молодежь либо их более старшие сверстники, уже начавшие свой трудовой путь. Как правило, борьба со стилягами разворачивалась на уровне официальной пропаганды, когда в журнальных и газетных статьях подвергались высмеиванию и осуждению вкусы и образ жизни стиляг. К этому добавлялись профилактические меры со стороны подразделений милиции и добровольных народных дружин - облавы на стиляг, погромы в местах их увеселительных сборищ, причинение вреда их вызывающей яркой одежде и прочим нестандартным элементам их внешнего вида. К более серьезным мерам воздействия на стиляг следует отнести создаваемые по инициативе комсомольских и партийных организаций бойкоты стилягам в трудовых и учащихся коллективах, исключение из учебных заведений или увольнение с работы.

Административное преследование, как правило, выражалось в направлении на принудительные общественно-полезные работы, а уголовное преследование в основном строилось на обвинении сти - ляг в тунеядстве и безыдейности. Аполитичность, свойственная представителям «движения стиля», с одной стороны, не давала повода властям на применение к ним крайних мер, но, с другой стороны, создаваемая официальной пропагандой атмосфера общественного порицания и гонения на стиляг сломала многим из них судьбы и жизни.

Таким образом, советская молодежь первого послевоенного десятилетия представляет собой безусловный социальный феномен. Рожденное и воспитанное в атмосфере сталинского режима, оно восприняло все лучшее, что воспитывало советское общество тех лет в своей молодежи, но при этом поколение послевоенной молодежи принесло с собой более свежий взгляд на окружающую действительность, которая нередко контрастировала с преподносимой пропагандистской информацией. Именно светлые душевные порывы и желание принести пользу Родине руководили действиями молодых людей, надеявшихся на совершенствование существующей политической системы в СССР.

молодежный субкультура послевоенный инакомыслие

Список литературы

1. Архив управления Федеральной службы Безопасности по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области (АУФСБ СПб и ЛО) Ф.1120 си. Оп. 11.

2. АУФСБ СПб и ЛО Ф.1120 си. Оп. 12

3. Живулин В.В. Советская молодежь как элемент политического режима. - Челябинск, 1999.

4. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество. - М., 2001.

5. Комаров А. В. Советский Союз сквозь жизнь студенческого сообщества. - Екатеринбург, 1999.

6. Кривун В.П. Советская молодежь - гордость страны. - М., 1997.

7. Лидман А.М. Послевоенные репрессии в СССР. - М., 2001.

8. Малина В.К. Это яркое слово - стиляга! - Хабаровск, 2006.

9. Рейтен И.Я. Студенческое нон-конформистское движение в СССР. - СПб., 2000.

10. Соколов, А.А. Инакомыслие в Советском Союзе. - М., 1998.

11. Центральный государственный архив историко-политической документации Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб) Ф. 401. Оп. 6.

12. ЦГАИПД СПб Ф. 401. Оп. 8.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Политический строй в 1946-1953 гг. Идеологические кампании в первые послевоенные годы. Советская политическая система и борьба за власть в высшем партийном руководстве. Тенденции ХХ съезда в политическом развитии страны. Краткий анализ реформ Хрущёва.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2017

    Проблемы материально-бытового обеспечения семей инвалидов Великой Отечественной войны и трудоустройства демобилизованных фронтовиков. Процесс реэвакуации населения в послевоенное десятилетие. Основные аспекты быта: питание, жилище и повседневный досуг.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Изучение молодежной субкультуры советского союза под названием "стиляги". Причины их возникновения и взаимоотношения с обществом в 50-60-е годы. Мода в одежде, прическа и макияж стиляг, повышенный их интерес к западной музыке и танцам из-за рубежа.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2015

    Процесс десталинизации в высшем партийном руководстве. Молодежь и власть в годы "оттепели": тенденции конфронтации. История, опыт патриотического движения студенческих отрядов. Участие молодежи в диссидентском движении. Создание молодежных субкультур.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2017

    Основные тенденции развития советской экономики. Два этапа экономического развития в хрущевском десятилетии. Процесс непрерывного снижения темпов развития советской экономики с 1961 года. Двадцатый съезд КПСС. Значимые события в культурной жизни.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Становления советской власти в России представляет собой период гражданской войны и иностранной интервенции. Победа советской власти произошла благодаря организованному насилию власти. Главной идей революции было противостояние народа и интеллигенции.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2009

    Основные проблемы материально-бытового обеспечения семей инвалидов Великой Отечественной войны и трудоустройства демобилизованных фронтовиков как аспект повседневной жизни. Процесс реэвакуации населения как основная тенденция послевоенного десятилетия.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Сущность конфликта между научной интеллигенцией и Советской властью. Феномен репрессированной науки и процессы против интеллигенции. Негативные стороны политики и нарастание деструктивных элементов в области культуры, науки, социально-гуманитарной сфере.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Вторая мировая война и глубокие революционные преобразования в мире. Превращение США в главного претендента на роль мирового лидера. Становление и успешное развитие атомной индустрии, авиастроения, радиоэлектронной промышленности и ракетостроения в СССР.

    статья , добавлен 10.09.2013

    Политический строй в 1946-1953: идеологические кампании в первые послевоенные годы, эволюция политических структур. Советская политическая система и борьба за власть в высшем партийном руководстве. Тенденции XX съезда в политическом развитии страны.

Меня просили рассказать, о чём именно я буду говорить на своих лекциях 5, 6 и 7 февраля в книжном магазине Тортуга

Ну, примерно об этом:

Изменения в политике и искусстве после Первой мировой войны. Постепенное подтачивания проектов «большой политики» и «большого искусства».

Появление молодёжи в первой трети XX века.

Первые молодёжные субкультуры и «первая модельная субкультура» на примере антифашистских «банд» в Западной Германии в 1942-44 годах («Пираты Эдельвейса»).

Подъём антисталинских молодёжных групп после войны в С.С.С.Р. (конец 1940-х).

Beat Generation.

Появление рок-н-ролла, первые признаки сексуальной и психоделической революции на Западе.

Эпоха «Flower Power» (хиппи, йиппи, усложнение рок-н-ролла, первый рок-самиздат, антивоенное движение etc.).

Движения за гражданские права и городские бунты в Северной Америке 1960-х.

Проблески свободомыслия и отвязанности в С.С.С.Р. и Восточной Европе в 1960-е.

Кризис моральных оснований Старой Европы. «Красный Май» 1968 года в Париже и всемирная молодёжная революция 1967-69 годов.

Постреволюционное устаканивание начала 1970-х годов.

Три концепции и три способа выхода из революционной ситуации 1960-х с точки зрения борцов: «марш по учреждениям», нарастание радикализма, новый способ жизни и действия внутри культуры и политики (автономия). Какие-то подробности о каждом из трёх направлений.

Новые гражданские движения (феминистки, зелёные etc.).

События 1977 года (в широком контексте - от панк-революции до «немецкой осени»). «Свинцовые времена».

Волшебное самопревращение панка - от «No Future» к «Do It Yourself».

Попытки «неполитической» самодеятельности в С.С.С.Р. - клубы самодеятельной песни, дружины охраны природы, коммунарское движение, русский рок.

Дожил ли Советский Союз до 1984 года? От оруэлловского «1984» до далошевского «1985». Польская NSZZ «Солидарность» как первый звонок. От «Человека из мрамора» к «Человеку из железа».

Перестройка и взрывной рост гражданских движений в С.С.С.Р. Программы перестройки советского общества. Крах С.С.С.Р. и Восточного Блока.

Смерть русского рока.

«Последняя молодёжная субкультура» на Западе (начало 1990-х).

Конец истории не состоялся.

«Свет с Юга»: Сапатистская армия национального освобождения и новый всемирный революционный проект. «Глобализация» сменяется «локализацией».

Появление «антиглобализма». От «Межгалактической встречи» к «Битве в Сиэттле», от «Битвы в Сиэттле» - к Социальным форумам.

Скрытые процессы «пустого десятилетия» в России (1991-2001), появление новой конркультурно-антиполитической спайки.

Экологические лагеря в России, Украине и Сибири.

«Панк-рок в России больше, чем панк-рок».

Появление антифа в России в начале 2000-х и русские «свинцовые времена» (2005-2010).

Сеть «Еда вместо бомб», «Армия клоунов-бунтарей», движение «Оккупай» и «аффинити-группы» как главные инновации XXI века.

Подъём и крах протестного движения в России в 2011-2012 годах.

Будущее ещё не написано

Принято думать, что в СССР не было никакого сопротивления диктатуре КПСС. Между тем на протяжении всей истории Советского Союза время от времени возникали подпольные группы и кружки, причем некоторые - довольно радикальной направленности. Эти группы, конечно, не оказывали никакого влияния на политическую ситуацию в стране, но факт есть факт. Одной из такой групп была Коммунистическая Партия Молодежи.

Советское подполье

После того как отгремели залпы гражданской войны уже в 1920-ые годы в Советской России стали возникать небольшие группы сопротивления. Нас не интересуют правые и другие инициативы, ставившие себе целью вернуть Россию в дореволюционную эпоху. Мы имеем в виду прежде всего либертарных коммунистов и анархистов.
Как правило, инициаторами таких групп были молодые люди 18-20 лет, которые не прошли гражданскую войну, но заразились радикализмом революционной эпохи. Возникали эти группы обычно в крупных городах, создавались студентами различных университетов. Далеко не все из них обязательно вынашивали планы свержения советского строя. Многие из них исповедовали анархо-синдикалистский, эсеровский, ультрареволюционный "уклон". Типичной такой группой, например, был "кружок анархо-синдикалистов" в городе Горький в Политехническом университете в 1920-ые годы. Студенты изучали Кропоткина, левых теоретиков, пытались выпускать журнал. Группа была раскрыта НКВД и все ее участники были осуждены.
После окончания Великой Отечественной Войны у народа укрепилось чувство самоуважения. Бывшие фронтовики, приезжая обратно домой без особого преклонения общались с партийным и беспартийным начальством. Участились случаи неподчинения начальникам, страна была переполнена оружием. В такой-то обстановке и возникла Коммунистическая Партия Молодежи.

Возникновение

Коммунистическая Партия Молодежи была создана в Воронеже в 1947 году учениками девятого класса мужской средней школы Борисом Батуевым, Юрием Киселевым и Игорем Злотником.
Деятельность КПМ началась осенью 1948 года. Было создано Бюро КПМ. В Бюро вошли четверо: Борис Батуев — первый секретарь, Анатолий Жигулин-Раевский — секретарь по идеологии, Юрий Киселев — начальник особого отдела, Игорь Злотник — хранитель денежного фонда КПМ. Руководство низовыми группами КПМ в Воронеже и некоторых районах области осуществлялось через Аркадия Чижова и его связных. Отец Бориса Батуева был большой начальник в области - второй секретарь обкома.
В группы входило по несколько человек — от четырех до восьми. Независимо от численности эти группы назывались пятерками. Лишь руководитель ячейки — «воорг» (вожак организатор), имел связь с Бюро через связного, фамилии которого он не знал. Таким образом, и воорг, и рядовой член КПМ знали лишь нескольких своих товарищей. Эта традиционная, широко известная из литературы, пятерочная структура подпольной организации позволила потом сохранить, уберечь от ареста более двадцати членов КПМ.
Всего же в КПМ было принято более пятидесяти человек. Многие члены познакомились друг с другом уже после следствия, другие так друг друга никогда и не узнали.
Осенью 1948 года была утверждена Программа КПМ. Выработали ее три девятиклассника - Борис Батуев, Юрий Киселев, Анатолий Жигулин. КПМ ставила своей задачей изучение и распространение в массах подлинного марксистско- ленинского учения. Программа имела однозначно антисталинскую направленность. Навряд ли бы кто-нибудь из взрослых нашел бы в себе в тот период смелость создать что-нибудь подобное. Молодым товарищам как можно скорее хотелось революционной борьбы.

Оружие

В послевоенные годы оружие мальчишкам достать было очень легко. По выражению Анатолия Жигулина винтовки валялись везде как дрова. Любой пацаненок с улицы имел по одному-два пистолета. Возможно, для ребят это была немного игра, но игра опасная. Члены КПМ ходили с оружием, во время собраний у двери выставлялся часовой с автоматом, магазин которого был полностью заряжен. Члены "партии" выезжали за город, старались регулярно тренироваться в стрельбе.
Символ КПМ был красный флажок с профилем Ленина. Были членские билеты КПМ и девиз: «Борьба и победа!»
Был издан первый номер рукописного журнала «Спартак». На обложке - профиль Ленина, черным по белому надпись "Спартак. Орган Бюро КПМ. 1948. № 1", два девиза: "Борьба и победа!" и "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" Гимном КПМ был утвержден «Интернационал». Также был принят особый приветственный жест: остро и напряженно согнутая в локте правая рука прикладывалась к груди так, что обращенная вниз ладонь с плотно сжатыми пальцами находилась у сердца.
Организация стала быстро расти. Было решено выпускать и литературный журнал — «Во весь голос». Этот журнал и созданный вокруг него литературный кружок являлись первой проверочной ступенью к приему в КПМ. Людей неподходящих отсеивали. Они выбывали, думая, что существует безобидный литературный кружок.
Революционную направленность КПМ задавали несколько лидеров, входящие в бюро. В своей книге "Черные камни" Анатолий Жигулин описывает одно из собраний. На нем какая-то девушка сказала, что члены КПМ должны окончить университет, поступить в партию, занять там ключевые посты и потом попытаться провести медленные изменения. На что Жигулин ответил, что "изменения должны быть более скорыми и более радикальными".

Деятельность

КПМ не клеила листовок, не взрывала учреждения, не вынашивала планов покушения на советских чиновников. За два года деятельности в условиях полной конспирации партия успела лишь обзавестись полусотней членов, начать выпускать журнал, оформить программу и вести дискуссии. В условиях сталинского СССР начала 1950-ых годов проводить какие-либо открытые акции было совершенно немыслимо. В основном велась кадровая работа по привлечению новых членов. Ведь одного того, что члены партии читали и обсуждали "Письмо к съезду" Ленина, в котором он в последние годы своей жизни дал отрицательную характеристику Сталину - вполне достаточно было для уголовной статьи.
Работники спецслужб, принявшиеся за группу были в шоке. Несколько десятков молодых людей расхаживают с оружием, собираются на собрания, критикуют партию. Конечно, с точки зрения сугубо рационалистической это было полное безумие. Такое безрассудство было выше понимания обычного, пусть даже критично настроенного советского человека. Советским следователям порой приходилось долго бить подследственных, превращая обычные уголовные дела в государственную измену, а тут пожалуйста- целая организация.

МГБ

Началось все со случайности. В одной из ячеек был утерян журнал «В помощь вооргу». Координатора ячейки и всю его группу исключили. Им объявили, что организацию решено распустить. Это был первый — фиктивный, в целях конспирации — роспуск КПМ.
Но летом 1949 года слежка за руководством КПМ стала очень явной. В сентябре руководство "партии" было арестовано. Следствие продолжалось почти год, подследственных избивали и пытали, открытого суда не было - судебное решение приняло особое совещание. Сроки могли бы быть значительно меньше, если бы среди активистов организации не оказался предатель, который стал все сообщать следствию.
К счастью, после первых арестов удалось спрятать оружие, иначе бы ребята вообще могли получить сроки за "вооруженное восстание". Некоторые подследственные ко времени суда уже были инвалидами, многие из осужденных не дожили до конца срока, руководитель организации Борис Батуев потом погиб. Спустя почти сорок лет после всего один один из активистов Коммунистической Партии Молодежи - Анатолий Жигулин, отмотав срок на Колыме, написал обо всем этом книгу "Черные камни". Она была впервые издана в постперестроечное время. После смерти Сталина, в 1956 году Жигулин был реабилитирован, поступил в Воронежский Лесохимический институт, в 1963 вступил в КПСС, в 1996 году как поэт и прозаик получил Пушкинскую премию.

Перспективы

Были ли у КПМ перспективы? С точки зрения обще-политической - навряд ли. Конечно, молодые товарищи могли бы попытаться поддерживать организацию как можно дольше в условиях конспирации. Но сколько? Десять, двадцать, тридцать лет? Это было маловероятно. Слишком мало опыта, слишком молоды они были. Не хватило бы, наверное, в силу возраста, глобального политического мышления чтобы совершить такое. Для того, чтобы несколько лет или даже десятилетий держать революционную организацию в подполье, нужно много чего уметь и иметь. К тому же это был юношеский порыв. После отбывания срока отдельные руководители остались живы, но тут наступила "хрущевская оттепель" и, возможно, это тоже сыграло свою роль.
Несмотря на отгороженность СССР от всего мира, КПМ возникла в рамках общей мировой тенденции, тяги нового послевоенного поколения стран Европы, Америки, Азии к революционному радикализму. Вспомним хотя бы Международную Партию Молодых (они же "йиппи"), возникшую в США на волне протестов против войны во Вьетнаме через десять лет. Даже название похожее. Вспомним май 1968 и многочисленные революционные бунты.
Это была далеко не последняя попытка молодых советских интеллигентов "исправить коммунизм" в СССР. В конце 1960-ых в Свердловске появилась некая Революционная партия интеллектуалистов Советского Союза (РПИСС) во главе с Василием Спиненко и Георгием Давиденко. Она была разгромлена КГБ в 1971. В этот же период в Москве возникла Неокоммунистическая партия Советского Союза. В Ленинграде в 1976 году возникла группа "Левая оппозиция", которая выпускала журнал "Перспективы". В 1975 также в Ленинграде возник "Союз Революционных Коммунаров", члены которого считали себя продолжателями бунтарей мая 1968, и так далее.
Несмотря на политическую бесперспективность Коммунистической Партии Молодежи из Воронежа мы выражаем глубокое уважение к их мужеству и решительности. И пусть никого не смущают слова "партия" и "коммунистическая". Молодые люди из-за отсутствия должной информации вряд ли могли называть себя тогда эсерами, анархистами или кем-либо еще. По своей сути Коммунистическая Партия Молодежи была автономной революционной группой. Группой вооруженных романтиков. Их борьба не прошла зря, не ушла в пустоту, история движется. Можно долго отсрочивать, отодвигать революцию, но не до бесконечности.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний