С каким чувством заболоцкий описывает мир природы. Философия природы в творчестве Н

Главная / Александр Островский

Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не потеснили важнейшую философскую тему человека и природы. Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую позицию по отношению ко всему, что связано с вторжением в природу, ее “преображением” и т.п. “Человек и природа, - подчеркивал он в одном из писем 1958 г., - это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей и дуалист. Как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль? В нашем быту это выражение “покорение природы” существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей”.

Вот почему в его творчестве второй половины 50-х гг. с особой глубиной раскрыто единство человека и природы. Эта мысль проходит через всю образную структуру его стихов. Восхищение роскошными южными пейзажами (“Гомборский лес”, 1957) не отменяло давних и стойких пристрастий поэта, писавшего о себе: “Я воспитан природой суровой...”. Еще в 1947 г. в стихотворении “Я трогал листы эвкалипта...”, навеянном грузинскими впечатлениями, он не случайно связывает свои симпатии, боль и печаль с другими, гораздо более родными сердцу видениями: “Ho в яростном блеске природы / Мне снились московские рощи, / Где синее небо бледнее, / Растенья скромнее и проще”.

В поздних стихах поэта осенние пейзажи родины нередко тоже видятся ему в экспрессивно-романтических тонах, реализуются в образах, отмеченных пластикой, динамичностью, острым психологизмом: “Целый день осыпаются с кленов / Силуэты багровых сердец... / Пламя скорби свистит под ногами, / Ворохами листвы шевеля” (“Осенние пейзажи”). Ho, пожалуй, с особой силой “очарованье русского пейзажа” ему удается передать, по-новому увидев и изобразив это на первый взгляд “царство тумана и морока”, на самом же деле полное особой красоты и тайной прелести.

Стихотворение “Сентябрь” (1957) - пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: “В основе этого стихотворения - вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка - дочь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе - от ненастной погоды к лучу солнца, на земле - от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке”. И вот как это реализовано в тексте:

Сыплет дождик большие горошины.
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Ho взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Этот пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций-размышлений. Интересна диалектика развития образа-переживания (соотношение мотивов непогоды и солнца, увядания и расцвета, переход ассоциаций из сферы природы в мир человека и обратно). Решению художественной задачи служат сравнения, олицетворения, эпитеты - все компоненты поэтической структуры:

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Стихотворение повествует об осени, но общий колорит его весенний, оно пронизано красками расцвета, дышит ароматом юности. На наших глазах происходит удивительное взаимопревращение молодого деревца и девушки-царевны. Тонкое одухотворение пейзажа, спокойная, раздумчивая интонация, взволнованность и вместе сдержанность тона, красочность и мягкость рисунка создают обаяние этих стихов.

Ho дело не только в образно-живописной конкретике. Содержание стихотворения шире: его герои - природа и человек, торжество в жизни красоты, духовности, истинно гуманных, человеческих начал. Основная проблема творчества Заболоцкого - “человек и природа” - нашла здесь поэтическое воплощение и предстает в живом движении, отражении, взаимоперетекании этих образов друг в друга.

Живописуя в поздних стихах природу средней полосы России, Заболоцкий стремился быть предельно конкретным и достоверным, воспроизводя “Вечер на Оке” или “Подмосковные рощи”. Вместе с тем его пейзажи глубоко эмоциональны, лиричны, одухотворены. Сама природа в ее компонентах, в деталях и целом воспринимается им как живое существо, всегда хранящее некую тайну, недоступную для “неочарованных людей” и открывающуюся только влюбленному сердцу:

И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет.
Обыденности плотная завеса
Cee красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.

(“Вечер на Оке”)

Выходя за пределы обыденности, поэт передает очарование от прикосновения к тайне живой красоты (“Вздохнут леса... Вся грудь реки...”). С ювелирной точностью подмечая детали, запечатлевая мельчайшие мгновения природной жизни, поэт воссоздает ее живой и цельный в своей постоянной текучей изменчивости облик:

И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

Заболоцкий умел тонко передавать одухотворенность мира природы. В поздней лирике он шел к новому и своеобразному синтезу философского раздумья и пластического изображения, поэтической масштабности и микроанализа, постигая и художественно запечатлевая связь современности, истории, “вечных” тем. Среди них особое место занимает тема любви.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,

Теперь-то он поистине хорош,

И ты, ликуя, множество диковин

В его живых чертах распознаешь.

В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь и отразил их в своих стихотворениях. В его произведениях жизнь природы всегда как бы переплетается с жизнью самого человека. Часто именно в природе автор видит великую мудрость и красоту, чего, по его мнению, часто не хватает миру людей. Мир природы для него наполнен высшей гармонией. И вместе с тем писатель считал, что главная задача человека - венца природы - в том, чтобы стараться сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир.

Стихи Заболоцкого наполнены безмерным поэтическим чувством, они передают влюбленность поэта в природу, великолепие и чистоту ее красок, грандиозность происходящих в ней процессов:

Кленовый лист напоминает нам янтарь.

Дух Осени, дай силу мне владеть пером!

В строенье воздуха - присутствие алмаза.

Природа раскрывается Заболоцкому во всей своей одухотворенной красоте. С огромной нежностью говорит он о «пуховом шарике» одуванчика, о жуке-менестреле, о бабочке, «ставшей на пуанты». Автор восхищается и «завитушками листьев», и «особым светом», которым наполнен мир осенней природы. Жука, трудящегося между листьев, он сравнивает с «маленьким божком». И поэт дает нам понять, что мы - часть этого мира:

Летит внизу большая птица.

В ее движенье чувствуется человек.

По крайней мере, он таится

В своем зародыше меж двух широких крыл...

Картины природы, написанные поэтом, пробуждают все лучшее, что есть в человеке.

Однако часто в его стихотворениях можно услышать тревогу и напряженность. Передавая отношение человека к окружающему миру, его мысли и чувства, автор говорит о том, что природа лишена понимания добра и зла, она равнодушна к человеческому страданию. Человек не в силах изменить жестокую действительность, и природа не может ему в этом помочь. Гибель вожака птичьей стаи в стихотворении «Журавли» передает ощущение неизбежности смерти, но в то же время и закономерность, неизбежность возрождения жизни.

Произведения Заболоцкого, посвященные природе, различаются по своим настроениям, чувствам. Постоянным остается лишь одно - сознание величия природы, ее необходимости для человека, который является ее сыном и в то же время ее творцом. Стихотворения поэта заставляют и нас задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная «агитка», а лирический разговор автора «по душам». Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей.

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь -

На самом деле то, что именуют мной, -

Не я один. Нас много. Я - живой.

У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира.

Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворечнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники...

Повернись к мирозданью лицом,

Голубые подснежники чествуя,

С потерявшим сознанье скворцом

По весенним полям путешествую.

В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого.

Когда устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой -

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной

Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели.

Утопая в небе, журавли.

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

И почти философским смыслом звучат слова завета, предостережения, заклинания:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку.

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый.

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Но не только природой любуется поэт. Его интересуют и люди, их чаяния и заботы, желание добиться истины, ради которой они готовы пройти немалый путь. В стихотворении «Ходоки» поэт обращается к недавней истории России, показывая время и людей, рожденных им.

В зипунах домашнего покроя.

Из далеких сел, из-за Оки,

Шли они, неведомые, трое -

По мирскому делу ходоки.

Русь металась в голоде и буре,

Все смешалось, сдвинутое враз.

Гул вокзалов, крик в комендатуре,

Человечье горе без прикрас.

Поэт подчеркивает мудрость и знание жизни этих «посланников народных», переходит, как обычно, к философскому обобщению, гордясь лучшими чертами народного, национального характера.

Всматриваясь старыми глазами

В то, что здесь наделала нужда,

Горевали путники, а сами

Говорили мало, как всегда.

Есть черта, присущая народу:

Мыслит он не разумом одним, -

Всю свою душевную природу

Наши люди связывают с ним.

И все же любимой темой Заболоцкого остается природа, ее спокойная величавость и мудрая красота.

Я увидел во сне можжевеловый куст,

Я услышал вдали металлический хруст.

Аметистовых ягод услышал я звон,

И во сне, в тишине, мне понравился он.

В золотых небесах за окошком моим

Облака проплывают одно за другим,

Облетевший мой садик безжизнен и пуст...

Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!

Прекрасные лирические стихи, рисующие красоту мира; но больше всего узнаваем и неповторим поэт в своих философских.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого . И в закладках появилось готовое сочинение.

Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии.

Понимание Н. А. Заболоцким природы восходит к традициям русской классической литературы, и прежде всего к произведениям М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Характерный для М. Ю. Лермонтова романтический конфликт человека и природы соединяется у Н. А. Заболоцкого с тютчевским ощущением хаоса. В его поэзии разумный человек сталкивается с неразумной и хаотичной природой, всецело живой и живущей своей жизнью. Именно поэтому животные - природные существа - выглядят в его произведениях значительными и загадочными:

И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах. Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира.

Невозможность высказаться - свойство хаотической, дисгармонической природы, бессознательной, однако могущественной.

Природа в лирике Н. А. Заболоцкого ощущается как замкнутое давящее пространство. Она - \"тюрьма\", \"конура\", \"давильня\" с \"каменными стенами\". Природа подавляет человека своим могуществом, он бессилен перед ее хаосом. Отсюда - стремление человека раствориться в ней, стать деревом, цветком, зверем. С другой стороны, природа стремится приблизиться к человеку, стать разумной и гармоничной. В основу философии природы Н. А. Заболоцкого положена идея будущего царства животных. Картина этого царства дана в поэмах \"Безумный волк\", \"Торжество земледелия\". Образы животных становятся зеркалом гуманистического самосознания. Утопия будущего царства животных осмыслялась поэтом как возмездие человеку за их долгое рабство.

Поэт в представлении Н. А. Заболоцкого - своеобразное звено между миром природы и царством разума, потому что он, в отличие от обыкновенных людей, умеет создавать не словесную шелуху, а полновесное, весомое слово: \"Слова вылетели в мир, становясь предметами\". \"Слова-предметы\" - те же \"слова-яблоки\" у коня. Поэт ближе к природе, чем к людям, его. слово творит природную реальность.

В позднем творчестве Н. А. Заболоцкого, поэт приобретает еще одно свойство: автор называет его \"мыслью природы\". Это создает возможность разрешения конфликта человека и природы, делая его частью природы. Эта природность обеспечивает ему бессмертие.

Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.

Особенности философско-пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого

Философско-пейзажная лирика Заболоцкого - это прежде всего ли­рика природы. Причем природа предстает в этих стихах в разных об­личьях и с разных сторон, но в каждом случае она изображена как мир разнообразный и многоликий. Об этом ярко свидетельствуют многие стихотворения, в которых Заболоцкий широко использует разнооб­разные предметные детали, метафоры, олицетворения, выразительные образы-символы. Так, например, в «Начале зимы» автор рисует образ умирающей речки, которая бьется, «затвердевая в каменном гробу». Не менее яркие примеры метафор и олицетворений находим в стихотворе­нии «Засуха»: с одной стороны, «костлявый мир цветов», «как уголь черные растения», «бедная река» в «смертельном обмороке», с другой - «дождь», «вихрь», «радуга», символизирующие «природы очиститель­ную силу». Ряд поэтических сравнений возникает в «Ночном саде», где сад уподобляется «таинственному органу», «лесу длинных труб», «приюту виолончелей». Своеобразно одушевляется лесное озеро в одно­именном стихотворении: «Бездонная чаша прозрачной воды сияла и мыслила мыслью отдельной». Сказочное содружество животворящих природных сил, фантастических и реальных, «вешних дней лаборато­рия» предстает в стихотворении «Весна в лесу».

Одной из особенностей философско-пейзажной лирики Заболоцкого является то, что человеческие мысли и переживания движутся в ней вместе с движением образов природы, сплетаются с ними, прорастают в них. Отсюда своеобразная реалистическая символика. Так, в стихотво­рении «Засуха» налицо явная параллель между засухой как природным явлением и «засухой» в душе человека:

Но жизнь моя печальней во сто крат,

Когда болеет разум одинокий И вымыслы, как чудища, сидят,

Поднявши морды над гнилой осокой.

И в обмороке смутная душа…

Такая же перекличка имеет место в стихотворении «Все, что было в душе»:

И подобье цветка в старой книге моей шевельнулось Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.

Иногда в картины природы вкраплены философские и психологиче­ские комментарии и рассуждения, например: «Природа в речке нам изо­бразила скользящий мир сознанья своего».

Особую роль приобретают у Заболоцкого пейзажи, которые имеют символический характер, насыщены метафорами и богатством предмет­ных деталей. Например, в «Осени» образ кленового листа, ставшего мед­ным, твердым, звонким, приобретает символический смысл, становится значимой смысловой деталью: «И мы должны понять, что это есть зна­чок, /Который посылает нам природа,/ Вступившая в другое время го­да». Подобные предметные символы являются характерной чертой всей поэтики Заболоцкого.

Стихотворение «Весна в лесу» - это стихотворение, в котором соеди­няются изобразительная точность и сказочные элементы. Весенний пей­заж напоминает автору работу лаборатории, где каждое «маленькое рас­теньице» похоже на «колбочку живую».

Появляется грач, сказочный химик, ученый врач, семейный человек. Затем - глухарь, «нелюдимый, как дикарь», похожий на «идолище». Рисуются таинственные леса с мифологическими образами: «…солнца празднуя восход,/С причитаньями старинными/ Водят зайцы хоровод». В качестве обобщения, итога в последних строфах стихотворения возни­кает солнечный лик, подчеркивающий чудеса реальной весны:

И над песнями, над плясками В эту пору каждый миг,

Населяя землю сказками,

Пламенеет солнца лик.

И, наверно, наклоняется В наши древние леса И невольно улыбается На лесные чудеса.

В философско-пейзажной лирике Заболоцкого можно проследить сходство с поэзией Тютчева. Но если Тютчев видел в природе сочетание гармонии и хаоса, души и свободы, то Заболоцкий увидел в ней движе­ние противоречий бытия - «совершенного творения» и «давильни».

Своими размышлениями о мире, о бесконечности бытия, о себе, своих метаморфозах, смертях и рождениях, личном бессмертии Заболоцкий делится в стихотворении «Метаморфозы». Здесь детально разрабатыва­ется тема реальности бессмертия, которое заключается в превращениях «клубка какой-то пряжи», в единстве мира «во всей его живой архитек­туре».

В пейзажной лирике Заболоцкого особое место занимают стихотворе­ния «Север», «Седов», так как в них поэт воспевает конкретные подвиги человека в борьбе с угрюмой и суровой природной стихией. Поэтика «Се­вера» обнаруживает подлинное художественное мастерство:

В воротах Азии, среди лесов дремучих,

Где сосны древние стоят, купая в тучах Свои закованные холодом верхи,

Где волка валит с ног дыханием пурги…

Где самый воздух, острый и блестящий,

Дает нам счастье жизни настоящей,

Весь из кристаллов холода сложен,

Где солнца шар короной окружен;

Где люди с ледяными бородами,

Надев на голову конический треух,

Сидят в санях и длинными столбами Пускают изо рта оледенелый дух;

Где лошади, как мамонты в оглоблях,

Бегут урча; где дым стоит на кровлях,

Как изваяние, пугающее глаз…

Это, безусловно, натурфилософская лирика. Но в то же время, не­смотря на грандиозность и конкретность образов, здесь есть элементы сказочности и гиперболизации (лошади - мамонты, дым - изваяние, в заключение появляется образ «метели», гигантского сказочного сущест­ва, которое «обнимает» всю огромную родину). Стихотворение «Седов» дополняет «Север», но в центре его не природа, а сам человек, борец - Седов.

Говоря о философско-пейзажной лирике Заболоцкого, надо отметить, что в ней отсутствует ярко выраженное лирическое «я». Кстати, в этом отличие стихов Заболоцкого от подобных стихов Баратынского и Тютче­ва. Это «я» слито у Заболоцкого с объективным изображением предме­тов и событий. В целом философско-пейзажные стихотворения Заболоц­кого обнаруживают строгие «вселенские» лирические образы, ослепи­тельную яркость метафор и ассоциаций, сказочность и карнавальность, удивительную новизну и подлинную самобытность.

РыжковаГришина Любовь Владимировнаг. Рязань, НОУ ВПО ©Рязанский институт бизнеса и управленияªкандидат педагогических наукпроректор по научной работе и международным связямНОУ ВПО ©Рязанский институт бизнеса и управленияª, член Союза писателей России,г. Рязань[email protected]Философия природы в творчестве Н.А. ЗаболоцкогоАннотация:Изображение природы в поэзии Н.А. Заболоцкого отражает натурфилософские взгляды поэта в их развитии и многообразии. С ранних лет увлеченный осмыслением природных тайн, поэт пронес этот интерес через всю жизнь, так или иначе задумываясь о сложных, не всегда разгаданных и потому кажущихся противоречивыми законах и явлениях природы. На примере творчества Н.А. Заболоцкого рассмотрены некоторые натурфилософские идеи, нашедшие отражение в литературе и ставшие предметом пристального внимания поэтов и писателей.Ключевые слова: натурфилософия, картины природы, пейзаж, психологическая параллель.Список литературы:1. Заболоцкий Н.А. Избранные произведения в двух томах. ‬М.: Художественная литература, 1972.2. Заболоцкий Н.А. Стихотворения / Сост. Н.Н. Заболоцкий; Вступ. статья И.И. Ростовцевой. ‬М.: Сов. Россия, 1985. ‬304 с. ‬3. Заболоцкий Н.А. Я воспитан природой суровой / Николай Заболоцкий. ‬М.: Эксмо, 2008. ‬560 с. ‬(Поэзия. Стихи и судьбы).4. Турков А.М. Николай Заболоцкий: Жизнь и творчество. ‬М.: Просвещение, 1981. ‬142 с.RyzhkovaGrishinaLyubovVladimirovna

Candidate of Pedagogics, prorector on scientific work, NSEI of HE©Ryazan institute of business and managementª, fellowmember of the Union of writers of the Russian Federation, the winner of literary [email protected] of the world of the nature in N.A.Zabolotsky"s creativity.Summary:Nature pictures in N.A.Zabolotsky"s poetry reflect views of the poet of the nature world in their development and variety. Since early years carried away by judgment of natural secrets, the poet carried by this interest through all life, anyway reflecting about difficult,not always solved and therefore seeming inconsistent laws and natural phenomena. On the example of N.A.Zabolotsky"s creativity some physiophilosophical ideas which found reflection in literature and have become a subject of close attention of poets and writers are considered.Keywords: physiophilosophy, nature pictures, a landscape, a psychological parallel.

Любой художник начинает свой творческий путь с созерцания мира, которое выливается в поэтические строки и является его осмыслением. Иногда это рождает у поэта строки с изображением пейзажа как такового. У Н.А. Заболоцкого есть стихи ‬собственно картины природы. Лишенные какой бы то ни было подоплеки, это те картины, которыми он искренне восхищался в жизни и переносил свои восхищенные чувства в рифмованном виде на бумагу. Правда, таковых достаточно мало, в основном, пейзаж Н.А. Заболоцкого выполняет гораздоболее сложную функцию ‬он несет смысловую нагрузку, может быть фоном, на котором разворачивается действие, имеет философский подтекст или является средством для отображения сложного психологического состояния лирического героя.Мир природы полон для Н.А.Заболоцкого древнейших тайн и загадок, уже в 28 лет он написал поэму ©Безумный волкª, где мы находим строки, ясно характеризующие его восприятие окружающего мира: ©Загадки страшные природы / Повсюду в воздухе висятª . Поэт ощущал это таинство Природы всей своей сутью, она и впрямь для него ‬исток всего и колыбель. В поэме ©Птицыª он даже воскликнул: ©О, деревянная музыка старого чистого леса! / Первый существ разговор, колыбель человеческой речи!ª . То есть именно здесь ‬в полях, лесах, лугах, на природном лоне он прикасался к таинственному началу самой жизни. Николай Заболоцкий неслучайно видел в природе собранье древних тайн, понимая, что те же птицы, быть может, гораздо ближе к ней, чем современный человек, удаленный от нее в несвободные и суетные города: ©Птицы, откройте глаза мне! Птицы, скажите ‬откуда / вы появились? Какую вы носите тайну?ª . Может быть, поэтому и вырывались у поэта такие горькие слова: ©И чем ближе мой срок, тем все больше / Птицы, люблю я вас. Малыедети вселенной…ª . Грустно вздыхал поэт: ©Если бы воля моя уподобилась воле Природы, если бы слово мое уподобилось вещему слову…ª. В поэме ©Безумный волкª он высказал подобную мысль: ©Приятно жить счастливому растенью ‬/ Оно на воздухе играет, как дитя. / А мы ногой безумной оторвались, / Бежим тудасюда, / А счастья нет, как нет…ª .А ведь Природа, по Н.А. Заболоцкому, не просто мудра, она ‬мать и великий учитель. В поэме ©Безумный волкª ее герой Волк восклицает:©Бывало, ухом прислонюсь к березе/ И различаю тихий разговор./ Береза сообщает мне свои переживанья,/ Учит управлению веток,/ Как шевелить корнями после бури/ И как расти из самого себяª.Эта поэма была написана в 1931 году, поэма ©Птицыª ‬в 1933, но и в более ранних произведениях тема природы звучала для поэта живо и актуально. В ней и только в ней он видел источник силы и начало начал. В стихотворении ©Лицо коняª (1926 г.) он, к примеру, писал: ©Лицо коня прекрасней и умней, / Он слышит говор листьев и камней…ª. Таким образом, прикосновение к природе становится прикосновением к самой жизни. Поэт остро чувствовал оторванность городских жителей (уже в начале XXвека!) от мира природы, искусственность этой урбанизированной цивилизации по сравнению с естественностью и красотой природной среды. И хотя не прошел мимо городской темы, но это было продиктовано отчасти и личными обстоятельствами жизни, и самим временем, осмыслением нового быта. В стихотворении ©Новый Бытª поэт писал: ©Восходит солнце над Москвой, / Старуха думает с тоской: / Куда, куда идти теперь? / Уж Новый Быт стучится в дверь…ª.Вместе с тем поэт понимал, что городская жизнь при всех ее благах не может дать человеку то, что испокон веков давала ему жизнь на природе, что онаморально изнуряет человека, отнимает у него силы, в отличие от природы, которая ему эти силы дает. В стихотворении ©В жилищах нашихª он с грустью отмечал: ©В жилищах наших / Мы тут живем умно и некрасиво, / Справляя жизнь, рождаясь от людей, / Мы забываем о деревьяхª . Деревья для поэта ‬атрибут природного мира, и он сожалеет: ©Нам непонятна эта красота ‬деревьев влажное дыханьеª.Прикосновенье к миру природы всегда рождало у поэта строки необыкновенной красоты и чеканности, как, например, в стихотворении ©Царица мухª:©Тихо, тихо ночь ступает,/ Слышен запах тополей./ Меркнет дух мой, замирает/ Между сосен и полей .В стихотворении ©Полденьª читаем: ©Есть в расцвете природы моей

/ Кратковременный миг пресыщенья, / Час, когда перламутровый клей / Выделяют головки растенья…ª .Если спросить напрямик: как Н.А.Заболоцкий относился к природе, можно ответить так же прямо: трепетно, даже восторженно. Окружающий мир для него ‬та самая ©зеленая книга природыª, о которой он писал в стихотворении ©Весна в Мисхореª. Он словно любовался ею и удивлялся ее безбрежности и величию, как, например, в стихотворении ©Лесное озероª, которое неожиданно открывается взору его лирического героя:В венце из кувшинок, в уборе осок,В сухом ожерелье растительныхдудокЛежал целомудренной влаги кусок,Убежище рыб и пристанище уток.Но странно, как тихо и важно кругом!Откуда в трущобах такое величье?Зачем не беснуется полчище птичье,Но спит, убаюкано сладостным сном?Один лишь кулик на судьбу негодуетИ в дудку растенья бессмысленно дует.И озеро в тихом вечернем огнеЛежит в глубине, неподвижно сияя,И сосны, как свечи, стоят в вышине,Смыкаясь рядами от края до края .Природа в стихах Н.А.Заболоцкого цветет и ликует, она для него ‬источник радости:©Есть хор цветов, не уловимый ухом. / Концерт тюльпанов и квартет лилей. / Быть может, только бабочкам и мухам / Он слышен ночью посреди полейª (©Творцы дорогª) .Такую же радость и даже изумление у него вызывало пение соловья, казавшееся ему божественным и, видимо, даже от него не зависящим волшебным ремеслом. Иначе бы поэт не стал задавать этот риторический вопрос: ©В твоей ли, пичужка ничтожная, власти, безмолвствовать в этом сияющем храме?ª©Сияющий храмª ‬это, конечно, сама царственная природа, в которой не имеет морального права молчать эта крохотная птичка. Но сравнение природы с храмом не ново для русской литературы, об этом говорили и спорили русские писатели еще в XIXвеке. Одни относились к ней молитвенновосторженно, видя в ней проявление божественной воли, другие же, подхваченные идеями Просвещения, а затем и материализма призывали осваивать ее богатства и смотрели на природу как на среду обитания человека. Эти тенденции времени отражены в произведениях той эпохи, например, И.С. Тургенев в уста своего героя вложил знаменитые слова: ©Природа ‬не храм, а мастерская, и человек в ней ‬работникª.Но идея природыхрама все же никогда не исчезала и глубоко проникла в сознание человечества. Кстати сказать, наиболее ярко, как ни странно, онавновь начала проявляться в XXIвеке, несмотря на грубейшее освоение и даже уничтожение природной среды. Думается, именно такое безжалостное отношение к природе, нарушение экологического равновесия и страх человечества перед лицом природных катастроф и породили подобную реакцию. Человек снова стал задумываться о великой роли природы, о своем месте в ней, сравнивая свои силы и силы природы, и как выяснилось, место это крайне незначительно и никакого паритета сил в данном случае быть просто не может. Но лучшие умы человечества понимали это всегда, и им не нужны было ждать какихто природных катастроф, чтобы осознать свое место в мире. Так, для Н. Заболоцкого природа ‬тот источник, откуда он черпал свое вдохновение. Может быть, и себя самого он тайно сравнивалс соловьем, понимая, что и его личное ©пениеª зависит не столько от него самого, сколько от божественного промысла и высшей воли. По крайней мере, он осознавал, что вдохновение он может почерпнуть только здесь. Риторически обращаясь к Осени, поэт восклицал: ©Дух Осени, дай силу мне владеть пером! / В строенье воздуха ‬присутствие алмазаª .Он и сам чувствовал себя частью этого великолепного природного мира и никогда себя ему не противопоставлял, напротив, он ощущал себя неотделимым от него. Более того, он чувствовал себя даже не часть, а мыслью: ©И сам я был не детище природы, / Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!ª (©Вчера, о смерти размышляя…) .А в стихотворении ©Сонª его ощущение слитности и неразъединенности с миром природы, казалось, приобретало почти фантастические черты: ©Но уж стремилась вся душа моя / Стать не душой, а частью мирозданья…ª.Он так остро ощущал эту связь, что, кажется, язык природы ‬это и его родной язык, и ему понятен каждый шорох травы, каждый порыв ветра, для него полны смысла трепетанье листвы и плеск ручья, и даже ©первые дальние громыª для него как ©первые слова на родном языкеª.В стихотворении ©Лесное озероª, напротив, мыслящей предстает сама природа: ©Бездонная чаша прозрачной воды / Сияла и мыслила мыслью отдельной…ª . То есть природа ‬живая, мыслящая, разумная! Не зря же он, обращаясь к деревьям, воскликнул: ©Читайте, деревья, стихи Гезиода, / Дивись Оссиановым гимнам, рябина!ª .Анализировать стихи Н. Заболоцкого сложно, но и просто одновременно, здесь важно все ‬каждое слово, ибо оно становится символом, и кажется, проходных слов у него нет вообще.Вместе с тем мир природы ‬мир сложный и даже драматичный, он не так прост и безмятежен. ©Лицо природы, каким оно видится поэту, постоянноменяется. По нему как бы пробегают всевозможные оттенки, резкая смена выражений ‬от материнской нежности к своим созданиям до холодной, равнодушной жестокости. Природа порой почти неузнаваема в этих своих метаморфозахª . Н.А. Заболоцкий прекрасно сознавал наличие в этом мире ежедневной, ежеминутной борьбы за существование. В стихотворении ©Лодейниковª герой тоже осознал это:Лодейников склонился над листами,И в этот миг привиделся емуОгромный червь, железными зубамиСхвативший лист и прянувший во тьму.Так вот она, гармония природы,Так вот они, ночные голоса!Так вот о чем шумят во мраке воды,О чем, вздыхая, шепчутся леса!Лодейников прислушался. Над садомШел смутный шорох тысячи смертей.Природа, обернувшаяся адом,Свои дела вершила без затей.Жук ел траву, жука клевала птица,Хорек пил мозг из птичьей головы,И страхом перекошенные лицаНочных существ смотрели из травы .Так что же ‬нет гармонии в большом и величественном Мире Природы, если даже в этом крохотном земном мирке нет спокойствия и лада, если ©природы вековечная давильняª в его понимании ©соединяла смерть и бытиеª.Стало быть, бессильна мысль человеческая осознать это, но тщится, вечно тщится человек постичь великое таинство жизни: ©В краю чудес, в краю живых растений, / Несовершенной мудростью дыша, / Зачем ты просишь впечатлений / И новых бурь пытливая душа?ª . Так и оставались без ответов эти немые вопросы, и поэт, видимо, долгое время не мог понять, что же всетаки представляет собою Природа и что заключает она в себе ‬©то ли правду цветка, то ли в нем заключенную ложьª ‬это строчка из стихотворения ©Все, что было в душеª. Но этот дуализм сознания, на наш взгляд, есть следствие правоты поэта, по крайней мере, он интуитивно нащупывал вектор, указывающий на гармонию, ведь мир состоит не из одной краски. Хотя, возможно, это просто наша слабая спасительная мысль, чтобы както защититься от непонимания многих вещей, кажущихся нашему бедному разуму хаосом.По собственным словам, душа поэта зрела в противоречиях, со временем все более и более обогащаясь впечатлениями, эмоциями и чувственным опытом. И его духовному взору стало открываться то, что не следует искать идиллии и гармонии в природе, и может быть, это было его ошибкой, какзнать… И тем не менее уже будучи вполне зрелым человеком, он сделал для себя вывод: ©Я не ищу гармонии в природеª в стихотворении с одноименным названием. Он словно в нем признавался, что не ищет в природе ни гармонии, ни ©разумной соразмерности началª иобъяснял причину этого: ©Как своенравен мир ее дремучий! / В ожесточенном пении ветров / Не слышит сердце правильных созвучий, / Душа не чует стройных голосов…ª .Таким образом, его давнишняя мысль о том, что природа ‬это жестокий мир, где идетборьба за существование и где процесс выживания приобретает порой страшные и чудовищные формы, теперь словно выкристаллизовывается и обретает чеканные формы.Когда огромный мир противоречийНасытится бесплодною игрой, ‬Как бы прообраз боли человечьейИз бездны вод встает передо мной.

И в это час печальная природаЛежит вокруг, вздыхая тяжело,И не мила ей дикая свободы,Где от добра неотделимо зло .Поэт приходит здесь к удивительному выводу, к которому давно пришли философы, пишущие о единстве и борьбе противоположностей. И надо сказать, что в природе они не видели никаких противоречий, так как их взгляд на нее был многоаспектным, объемным и позволяющим видеть в ней не собрание хаотичных явлений, а стройную и целостную картину. Вспомним, что в древнихпантеонах наличествовали два, казалось бы, исключающих друг друга начала, но они не всегда представляли собой примитивное олицетворение Добра и Зла, чаще это былидве разумные и необходимые друг другу природные силы. Эти силы проявлялись во всем ‬в смене времен года, дня и ночи, наличии тепла и холода, света и тени и т. д. Разве мы можем однозначно сказать, что тепло ‬это только добро или только зло? Оно может быть и тем и другим, так же, как и тем и другим может быть холод ‬он может стать спасительной прохладой в палящий зной, но может обратиться и смертельной стужей. Таким образом, в самой природе нет понятий Добра и Зла, все зависит от обстоятельств, условий, места, времени и человеческого отношения к ним. И может, Н.А. Заболоцкий понял эту главную мысль о природе, ©где от добра неотделимо злоª, ик этой мысли он пришел в процессе своей духовной эволюции.Но вернемся к нашему замечанию о том, что в некоторых своих взглядах на природу Н.А. Заболоцкий ошибался. На наш взгляд, природа не может быть негармоничной, негармоничным может быть только человек в ней. Человек ‬часть природы, природа ‬целое. Часть несет в себе черты целого, и если в ней появляется нечто порочное, так это не потому что порочно целое, а потому что порочна она сама, эта часть, то есть человек. Таким образом, это не природа лишена ©разумной соразмерностиª и ©правильных созвучийª, а тот, кто в ней этого не может увидеть. И это ‬его беда. Не природа дисгармонична, а сам человек, и не соответствуяей, он обвиняетеев чем угодно‬лишь бы оправдать собственное несовершенство. Это ‬один из аспектов видения природы и места человека в ней. Возможно,в современных условиях такая постановка вопроса правильная, так как прогрессне только движет человечество вперед, но и пагубно сказывается на экологии. Человечество вырубает леса, затапливает огромные площади земли под строительство электростанций и водохранилищ, громадные территории планеты стали ядерными полигонами и захоронениями радиоактивных отходови т.д. Когдато другой поэт ‬А.А. Вознесенский, несмотря на то, что это ‬поэт исключительно городской среды, более того, поэт урбанистического мышления, с возмущением писал о несоответствии современного человека гармоничному миру природы, достаточно вспомнить его строки на эту тему: ©Не трожь человека, деревце, костра в нем не разводиª.Поэт был взволнован тем, что человек, пойдя на поводу своих страстей, забыл о том, что ему не надо стремиться покорять природу, а надо просто жить с ней в ладу, и тогда она обернется для него добрым другом и заботливой матерью. Что не может часть победить целое, и что потакание земному снижает нашу возможность устремляться к небесному.Эти вопросы становились предметом пристального внимания многих поэтов, и Н.А. Заболоцкий всю жизнь размышлял над ними, понимая их значимость и склоняясь то в одну, то в другую сторону.Одним из наиболее любимых образов Н.А. Заболоцкого ‬образ кузнечика, казалось бы, совершенно простой, незамысловатый и даже детский образ, по крайней мере, кузнечик ‬частый гость поэзии для детей. Но это у других, а у Н.А. Заболоцкого он не просто насекомое, он ‬метафорический ©маленький работник мирозданьяª, каким он видится поэту в стихотворении ©Голубиная книгаª.В статье ©Мысль ‬образ ‬музыкаª Н.А. Заболоцкий писал: ©Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта. Каждое отдельно взятое слово не является художественным. Слово получает свой художественный облик в известном сочетании с другими словами. Каковы же эти сочетания?Это прежде всего ‬сочетания смысловª . И далее: ©Сливаясь вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые, в свою очередь, лепят художественный образª .Так атомы смыслов таких различных слов, как кузнечик и мирозданье, какимто неведомым одному лишь поэту образом сочетались в единое целое, и возникла эта удивительная и глубокая метафора: ©Уж бедный мир, забыв свои страданья,/ Затихнул весь, и только вдалеке/ Кузнечик, маленький работник мирозданья,/ Все трудится, поет, не требуя вниманья,‬/ Один, на непонятном языке...ª . И это его качество ‬трудиться не для когото, а для себя, для души, было главным для Н. Заболоцкого, возможно, он здесь видел какуюто параллель со своей судьбой.Мы уже говорили об образе кузнечика в поэзии Н. Заболоцкого, когда речь шла о противопоставлении больших и малых величин как эстетическом принципе, позволяющим приблизить два совершенно различных мира. Стихотворение с немудрящим названием ©Кузнечикª, написанное через десять лет после ©Голубиной книгиª, словно продолжало раскрывать нам некую тайну. И где кузнечик вовсе не неприметное насекомое, каких миллионы и миллионы, а более емкий образ. В лирическом пространстве поэта кузнечик становится неким символом, и этот символ, этот ©кузнечик ‬дуреньª абсолютно спокойно и даже уютно сосуществует рядом с вселенскими просторами. Он ‬далеко не затерянная и ничего не значащая для мира частичка, он и ©маленький Гамлетª, и ©маленький работник мирозданьяª. В стихотворении ©Читайте, деревья, стихи Гезиода…ª читаем: ©Вы слышите, как перед зеркалом речек, / Под листьями ивы, под лапами ели, / Как маленький Гамлет, рыдает кузнечик, / Не в силах от вашей уйти канители?ª .Но если кузнечик рыдает, как Гамлет, значит, у него есть на то серьезные причины. Какие? Неужели перед ним встают какието глобальные проблемы? Видимо, поэт считал именно так, потому что, как мы уже отмечали, для него одинаково важной была жизнь микро и макромира.Кузнечик еще не раз возникнет в стихах Н. Заболоцкого, например, в стихотворении ©Все, что было в душе…ª: ©Все, что было в душе, все как будто опять потерялось, / И лежал я в траве, и печалью и скукой томим. / И прекрасное тело цветка надо мной поднималось, / И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним…ª . И здесь же: ©И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась. / И запела печальная тварь славословье уму…ª .Какая разная характеристика у одного крохотного кузнечика, наделенного большим смыслом! Икак разнообразна жизнь природы!И все же жизнь природы для поэта связана для него не только с вековечной попыткой разгадать ее загадки, но и источник радости, особенно весной. ©А весна хороша, хороша! / Охватило всю душу сиренямиª, ‬с восторгом восклицает он в стихотворении ©Уступи мне, скворец, уголокª. В эту пору ©пытливая душаª поэта не только не подвержена печальным мыслям, но даже слышать не желает ©смутный шорох тысячи смертейª, потому что в поле его зрения и слуха ‬лесные чудеса, как, например, встихотворении ©Весна в лесуª. Здесь каждая веточка наполняется солнечным соком, поет глухарь, и здесь поэт наблюдает настоящее буйство жизни, ее праздник и даже сказочноскоморошье озорство:©А на кочках, под осинами,/ Солнца празднуя восход, / С причитаньями старинными/ Водят зайцы хоровод./ Лапки к лапкам прижимаючи, / Вроде маленьких ребят, / Про свои обиды заячьи/ Монотонно говорятª.И даже солнце ©невольно улыбаетсяª, глядя с небес на эти лесные чудеса и радости весенней жизни. Его голос изменялся, другими становились интонации, он и сам словно становился другим ‬счастливым. Но как бы ни ©улыбалосьªпоэту весеннее солнце, он никогда не забывал, что все в природе взаимосвязано, что все начинается с малого, что миллионы этих солнц сосуществуют с невидимыми живыми организмами. Эту мысль он высказалоднозначно: ©Сквозь волшебный прибор Левенгука / На поверхности капли воды / Обнаружила наша наука / Удивительной жизни следыª .Это давало поэту ощущением того, что нет в природе ничего случайного и незначительного, что малая бабочка для нее так же важна, как и гигантская планета, и что большое отражено в малом, как в капле воды заключен океан: ©Но для бездн, где летят метеоры,/ Ни большого, ни малого нет,/ И давно беспредельны просторы/ Для микробов, людей и планетª.Значит, вот он какой ‬мир природы для поэта Николая Алексеевича Заболоцкого, это мир, состоящий из ©микробов, людей и планетª, что одинаково значимы и весомы для Вселенной, и где ничего нельзя нарушить, ибо не нами создано это многообразие и не нами заверчено это круговращение.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний