Читаю много полезной литературы, но мало запоминаю. Как это исправить? Как лучше запоминать и применять в жизни прочитанное Что делать если читаешь и не понимаешь

Главная / Л. Н. Толстой

Наверняка, у тебя была такая ситуация: прочитал параграф, закрыл учебник и осознал, что ничего не помнишь. Мозг как будто вышел попить кофе, пока ты напрягался и читал. Что ж, давай разберёмся, почему так случилось. собрал хитрости, которые помогут тебе запоминать прочитанное с первого раза.

Создай правильную атмосферу для чтения

Если хочешь прочно закрепить теорию, забудь совет «учись всегда и везде». Чтобы учебный материал с первого раза отпечатался у тебя в голове, нужна спокойная обстановка и внутренний дзен — тебя ничего не должно отвлекать. Только ты, учебник и тяга к знаниям.

Самое удачное время для чтения сложных параграфов — утро. За ночь твой мозг очистился, набрался сил, и готов впитывать сложную информацию. К вечеру он, как и весь твой организм, сильно устанет и не захочет запоминать прочитанное с первого раза.

Отучись жевать и читать одновременно (если у тебя есть такая вредная привычка), ведь так твой мозг отвлекается на переваривание пищи. Вкусняшки оставь исключительно для фото в Instagram

Думаем, ты уже догадываешься, что самое неудачное место для чтения — это твоя кровать. Да, на ней уютно поваляться с учебником, но так ты не сможешь настроиться на серьёзную учёбу. Эффективнее будет читать за письменным столом. И лучше не в пижаме: у твоего тела другие ассоциации с этим предметом одежды.

Учись читать правильно и быстро

Ты уже сел за учебник и приготовился читать. Но как делать это правильно, чтобы прочитанное запомнилось с первого раза? Используй приёмы скорочтения, они помогут тебе читать быстрее, не теряя при этом суть прочитанного. Чем быстрее ты читаешь, тем лучше усваивается информация

Не возвращайся к тому, что уже прочитал. Если во время первого чтения ты что-то пропустил или не усвоил, не бросайся перечитывать отдельные абзацы заново. Ты успеешь позже пересмотреть весь текст. Пока ты читаешь, твои глаза должны бежать только вперёд.

Читай про себя. Не проговаривай текст вслух, учись читать без артикуляции. Задействуй только своё зрение и мозг.

Учись читать «по диагонали». Ты наверняка замечал, что узкие колонки текста можно читать только вертикальным движением глаз. Совершенствуя свои зрительные навыки, можно научиться видеть весь текст абзаца или целой страницы. И даже не читая его от начала до конца, выделять основную информацию. В интернете ты найдёшь специальные упражнения по скорочтению, которые помогут тебе расширить поле зрения.


Сконцентрируйся на числе в центре и постарайся увидеть числа слева и справа. Последние строчки даются с трудом? Тебе ещё есть куда расширять своё поле зрения

Визуализируй прочитанное

Когда мы читаем текст, то неосознанно соотносим прочитанное с нашим опытом. В итоге у нас в голове возникают зрительные образы, появляются ассоциации. Развивай и запоминай их, они помогут тебе восстановить содержание прочитанного.

Придумывай яркие ассоциации. Возможно, событие из истории совпадает по дате с днём рождения кого-то из твоих друзей, или же у тебя есть весёлый случай, связанный с каким-то понятием из физики или биологии. Ассоциации, которые вызывают эмоции, помогают нашей памяти работать. Используй этот лайфхак.

Веди конспект. Схемы, таблицы, рисунки — мастхэв школьника и студента. Если после прочтения параграфа , шансы на то, что информация быстро улетучится из твоей головы, значительно снизятся.

Обсуждай и пересказывай. Горячо обсудив с одноклассниками способы принятия Конституции, ты вряд ли забудешь их на ЦТ по обществоведению. А пересказав маме на кухне интересные факты из параграфа о земноводных, сам закрепишь эту тему по биологии. В общем, ты знаешь, что делать.

Тренируй память. И не забывай повторять прочитанное

Ничто не поможет так хорошо запоминать прочитанное с первого раза, как натренированная память. Чтобы прокачать её, используй онлайн-тренажёры (вроде wikium.ru), где можно решать задачки на развитие внимания и памяти. Отменная память — полезный навык, который пригодится тебе в учёбе, на работе и в целом по жизни.


Если ты что-то забыл, не спеши открывать учебник. Постарайся вспомнить забытый факт без подглядывания

Согласно исследованиям учёных, через 6 дней мы помним только 20% от прочитанного. Поэтому без повторения никуда не деться. Советуем . Она наглядно пояснит процесс забывания и даст ответ на вопрос, как часто нужно повторять прочитанное, чтобы запомнить его на короткое или долгое время.

Напоследок расскажем про ещё один важный факт: если ты читаешь с удовольствием, процент запоминания становится выше!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением

Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.

Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:

Перед чтением

— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.

— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.

— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.

— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.

Во время чтения

— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.

— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.

— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.

— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.

После чтения

— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.

— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.

— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.

— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.

Поговорите о прочитанном

Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Мотивация для чтения

Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.

Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.

Стратегии по улучшению понимания прочитанного

Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:

Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.

Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.

Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.

Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.

Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.

Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.

Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.

Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.

Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.

Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.

Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.

Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.

Модель постепенного внедрения

Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.

Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.

Доступность книг для чтения

Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.

Также следует обратить внимание на следующие книги:

— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.

— Книги с достаточно крупными буквами.

— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.

— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.

Связь между чтением и письмом

Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.

Заключительные мысли

Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

Фрэнсис Бэкон

  1. Открыть книгу.
  2. Читать слова.
  3. Закрыть книгу.
  4. Взять следующую книгу.

Что может быть проще, не правда ли?

Да, действительно, если вы читаете просто для развлечения, просто чтобы убить время, то все примерно так и происходит. Но если вы хотите вынести из этого занятия нечто полезное, хотите получить знания и новый опыт, то все не так просто. И вот почему.

В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» , который сейчас считается классическим. Сегодня мы попробуем очень кратко познакомиться с некоторыми его положениями, высказанными около 75 лет назад, но не теряющими актуальность по наше время.

В этом исследовании выявлено, что существует целых четыре разных способа чтения.

  • Элементарный. Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
  • Инспекционный. Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
  • Аналитический. Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
  • Исследовательский. В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

Далее мы подробнее остановимся на втором и третьем виде чтения как наиболее актуальных и полезных навыках. Потому что элементарное чтение вам наверняка уже знакомо, раз вы читаете эти строки, а исследовательское чтение представляет собой довольно специфический род деятельности, который заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением совершенно другая картина: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют. Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой скилл чтения с элементарного на следующий уровень?

Инспекционное чтение

Как уже говорилось выше, такой вид чтения применим в целом ряде ситуаций. Например, вам в магазине необходимо быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги, быстро уяснить суть объемного доклада, быть в курсе последних событий в сфере своих интересов и так далее. В любом случае от вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка необходимой вам информации. Для этого вам необходимо сделать следующее.

Прочитайте название и изучите переднюю и заднюю обложки книги

Этот совет кажется очевидным, но очень многие им пренебрегают, сразу же переходя к содержанию. А ведь всем известно, что автор всегда придает огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намек на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным еще до первых строк текста.

Уделите особое внимание первым нескольким страницам

Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом, если они вас заинтересуют, приступить к знакомству с их доказательством.

Изучите отзывы

Если вы подбираете книгу в Сети, то для вас не составит труда познакомиться с мнением других читателей. Хотя эти комментарии надо воспринимать с известной долей скептицизма, так как иногда они бывают продиктованы корыстными побуждениями увеличить продажи или, наоборот, «утопить» автора. Но все же можно найти книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

Таким образом, выполнив эти простые пункты, вы легко сможете составить предварительное мнение практически о любой книге. Этот навык поможет вам буквально за 5-10 минут выбирать действительно стоящие материалы и отсекать ненужный балласт, что сэкономит вам целые годы жизни.

Аналитическое чтение

Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга - даже самая полезная и нужная - не сможет дать вам все, что в ней заложено автором. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

Узнайте немного больше про автора и другие его работы

Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. Или, например, роман про войну совсем по-другому будет читаться, если в биографии автора есть соответствующие эпизоды.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению

Перед погружением в глубины текста выделите немного времени для краткого предварительного знакомства, описанного в предыдущем разделе. Не пропускайте возможность получить информацию из анализа названия, содержания, предисловия и так далее.

Возвращайтесь к сложным моментам

Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Адлер называет это «поверхностным чтением», то есть таким, во время которого вы знакомитесь с содержанием книги, не слишком вдаваясь в отдельные детали. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

Подготовьте короткое резюме

После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчет, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Лучше всего, если вы составите его в форме ответов на следующие простые вопросы. Идеально, если вы сделаете это письменно.

  1. О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
  2. Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной - основные тезисы и доказательства концепции автора.
  3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  4. Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать все то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Да, подобный скрупулезный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след и вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.

Большинство из нас, читая книгу или статьи в интернете, машинально водят глазами по тексту и не делают никаких пометок. Полезная информация забывается. Если вы будете фиксировать то, что привлекает ваше внимание, то лучше запомните и используете прочитанное в жизни.

Подчёркивайте, выделяйте и обдумывайте

Мало просто подчёркивать и выделять куски текста. Чтобы запомнить информацию, вы должны её обдумать. Например, когда закончите читать, просмотрите текст и пометки ещё раз и спросите себя: «Что для меня важно?» Таким образом вы определите, какая информация стоит запоминания, а какая нет.

Разбивайте информацию на категории

Делая пометки, фиксируйте, где информация может быть использована и почему она вам понравилась. Разбейте её на нужные вам категории. Например: «Красивые фразы», «Информация для работы», «Идеи, требующие внедрения».

Создавайте досье

Чтобы лучше запомнить книгу, создайте на неё досье. Вы можете сделать это в Evernote или . Следуйте такой схеме:

  • Загрузите обложку книги.
  • Напишите своими словами, о чём книга.
  • Выпишите все цитаты и ключевые моменты.
  • Запишите, какие у вас возникли идеи и мысли в процессе чтения.

2. Обсудите прочитанное с друзьями

Обсуждение значительно повышает ценность прочитанного.

Выберите из своего окружения человека с полярными взглядами или нестандартным мышлением и обсудите с ним книгу. Так вы не только прокачаете навык анализа, научитесь формулировать мысли и запомните прочитанное, но и иначе взглянете на текст.

3. Напишите о прочитанном

Один из лучших способов закрепить знания - передать их кому-нибудь. Написав о книге, мы не только передаём её смысл, но и обогащаем собственными идеями и опытом.

4. Задайте себе вопросы о прочитанном

Задавая себе вопросы по содержанию, мы переходим от пассивного потребления к активному анализу. Разбор 10 страниц хорошей книги принесёт больше пользы, чем беглое чтение 50 статей в интернете. Закончив книгу, задайте следующие вопросы:

  • О чём книга в целом?
  • О чём и как говорит книга в подробностях?
  • Содержание книги соответствует действительности полностью или частично?
  • Что именно соответствует действительности?
  • Могу ли я применить прочитанное в жизни?
  • Была ли в моей жизни похожая ситуация?
  • На какие мысли наводит книга?

Вы можете пассивно потреблять контент или активно участвовать в нём. Второй вариант принесёт больше удовлетворения и пользы.

5. Прочитайте книгу ещё раз

Повторение - мать учения. Когда вы перечитываете книгу, то открываете для себя информацию, которую могли упустить или не понять раньше. Кроме того, вы переосмысляете уже усвоенное.

6. Внедрите прочитанное в жизнь, но начните с малого

Одна из главных причин, почему люди не применяют советы из книг на практике, - попытка внедрить всё и сразу. После прочтения вы пытаетесь радикально перестроить свою жизнь. Но это требует огромных усилий, поэтому вы устаёте и . Решив, что идеи из этой книги не работают, вы берёте следующую, чтобы найти новые советы от очередного гуру. Порочный круг замыкается.

Новые привычки должны входить в жизнь почти незаметно. Чем сложнее и затратнее по времени новая практика, тем выше вероятность того, что вы её забросите. Поэтому меняйте свою жизнь по чуть-чуть, но каждый день.

Без чтения невозможно представить себе жизнь современного человека. Вы читаете дома, на работе, в метро.Чтение помогает учиться, узнавать новую информацию, ведь даже телевидение и радио не могут дать нам весь объём знаний, который нужен для общего интеллектуального развития. Конечно, читать любят не все, но если научиться извлекать из прочитанного максимум полезной информации, это занятие не будет казаться таким скучным.

По статистике уже через 24 часа после чтения в памяти человека остается лишь 20% информации. Если же применять приёмы, которые помогают обобщить и запомнить то, что вы прочитали, эти цифры можно повысить до 80%. Важную роль в чтении играет окружающая вас обстановка и цель, с которой вы берёте в руки книгу или журнал. Хуже всего человек запоминает то, что прочёл без мотивации, для развлечения. Даже если статья в журнале или газете показалась вам интересной, уже через полчаса вы не сможете вспомнить подробностей и деталей.

Если вы не можете запомнить прочитанное, чтение даётся вам с трудом, можете воспользоваться этими советами:

  1. Психологи утверждают, что информация запоминается лучше, если читать быстро. Кроме того, текст нужно читать не построчно, а сверху вниз. Поначалу это покажется трудным занятием, но если регулярно тренировать зрительную память, совсем скоро можно добиться немалых успехов. Старайтесь не возвращаться к уже прочитанным отрывкам текста, это ухудшает восприятие информации в целом.
  2. Любая новая информация лучше всего запоминается утром. Читайте с самого утра или в обед, когда мозг работает активней всего. Есть люди, которые лучше усваивают новое вечером или даже ночью. Прислушайтесь к своим внутренним ощущениям, ведь биологические ритмы у людей могут существенно отличаться.
  3. Не читайте вслух и не повторяйте прочитанные слова мысленно, это очень мешает запомнить новое, утомляет нервную систему, напрягает зрение.
  4. Отлично помогает запомнить и систематизировать прочитанную информацию конспектирование. Если вы читаете художественную литературу, достаточно будет записывать красивые высказывания, отрывки стихотворений, цитаты и афоризмы. Этот способ отлично поможет пополнить ваш словарный запас. Если речь идёт о технической и научной литературе, можете рисовать схемы, записывать непонятные моменты, так вам будет легче разобраться в новых понятиях и терминах. Кроме того, так вы будете тренировать зрительную память, ведь если вы посмотрите на ваши заметки через некоторое время, то сможете без труда вспомнить прочитанное ранее.
  5. Обсуждайте прочитанное с родными или друзьями. Во время обсуждения информация запоминается легче и откладывается в вашей памяти надолго.
  6. Если вам предстоит прочитать художественное произведение, прочтите внимательно анонс или мнения литературных критиков. Так вы поймёте, о чём будет идти речь, и лучше настроитесь на чтение.
  7. Пересказывайте прочитанную родным или друзьям, так вы научитесь систематизировать информацию, выделять главные моменты.
  8. Во время чтения задавайте себе мысленно вопросы, вовлекайте в процесс эмоции. Если вам понравилось какое-нибудь место в тексте, подумайте о нём, создайте мысленные ассоциации и комментарии к нему. Так вы лучше запомните информацию и даже через длительное время сможете вспомнить то, что прочитали.
Читайте в приятной и уютной атмосфере, обязательно следите за освещением. Ваши глаза не должны переутомляться и болеть. Если устали, сделайте передышку. Не читайте в плохом расположении духа, ведь так вы абсолютно ничего не запомните, а только напрасно потратите своё время.

Заведите себе дневник, в котором будете записывать интересные цитаты и высказывания. Это не только интересно, но и полезно для вашей памяти и общего интеллектуального развития.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний