Детство темы каким был. Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л

Главная / Александр Островский
  1. Кто помог Тёме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло?
  2. Одноклассник Иванов очень быстро за-интересовал Тёму своими увлекательны-ми пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Тё-му начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых заня-тий. Он читал Гоголя, Майн Рида и Вагне-ра. Теперь детского писателя тех лет Ваг-нера не издают и не читают. Но Гоголя и Майн Рида читают очень многие шести-классники.

  3. Почему девятая глава книги названа «Ябеда»?
  4. Глава «Ябеда» рассказывает о самом унизительном и тяжком проступке Тёмы: он не сумел скрыть от директора виновни-ка происшествия в классе. Иванов не вы-дал товарища, и ему пришлось уйти из гимназии. Слово «ябеда» и сейчас звучит для школьника как оскорбление, точно так же оно воспринималось и раньше.

  5. Какое событие оборвало дружбу Тёмы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему постра-дал Иванов и не был исключен из гимназии Тёма? Как вы объясняете поведение каждого из друзей?
  6. Злая выходка Вахнова должна была быть раскрыта. Иванов, оценивая дейст-вия Вахнова как «гнусную гадость», не назвал его имени, руководствуясь «прави-лами товарищества». Тёма выдал Вахнова под жестоким давлением директора. По-этому Тёма получил небольшое наказа-ние, а Иванова, который товарища не вы-дал, приказали забрать из гимназии. Уда-ление Иванова из гимназии послужило причиной того, что их дружба угасла.

  7. Почему Тёма чувствовал себя «подавленным, униженным, тупым»?
  8. Не только Тёма, но и его добрая мать чувствовали унижение, потому что все они признавали дурным поступком преда-тельство. Наверное, подлость Вахнова не стоила таких мук — этот злой гимназист вполне заслужил наказание. Но тут дело было в принципе, от которого ни один из участников происшествия не мог отсту-питься. У Тёмы было ощущение, что он совершил подлость.

  9. Заметили ли вы, что в трудные минуты про-должается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему?
  10. Многие взгляды и суждения Тёмы сло-жились под благотворным влиянием Ива-нова, и поэтому Тёма часто вспоминал о своем друге, когда ему необходимо было что-то решать. Это влияние не было по-верхностным и временным, оно наверня-ка сохранилось на всю жизнь.

  11. Как вы объясните возникновение дружбы Тё-мы с Даниловым и Касицким?
  12. Тёме было мучительно трудно прими-риться с тем, что он выдал товарища. Он страдал и от мук совести, и от одиночест-ва, которое возникло вокруг него прежде всего потому, что рядом не стало Иванова. Напомним, что Тёма сидел за одной пар-той с Вахновым и Ивановым, а теперь ос-тался один. Но через несколько дней сна-чала Касицкий, а затем и Данилов переби-раются за парту к Тёме. Мальчиков объединяло и общее отношение к проис-шедшим событиям, и новые впечатления от гимназической жизни.

  13. Почему Тёма во время подготовки к побегу вспоминал о Робинзоне?
  14. Рассказы увлеченного морем Данилова привлекали Тёму и Касицкого. Они, как и Данилов, жалели, что не могли посвятить себя морю, а должны «тратить это дорогое время и на сон, и на еду, и на гимназию». При этом Данилов утверждал, что «есть люди с твердой волей, которые и без гим-назии умели прокладывать себе дорогу в жизни», Тёма вздыхал и вспоминал Ро-бинзона. Видимо, Тёма представил себе жизнь Робинзона на необитаемом острове.

  15. Какую роль в подготовке побега в Америку иг-рал Касицкий?
  16. Данилов был сыном капитана порта и с детства любил море и умел делать все, что требовалось от моряка. Касицкий же был очень подвижен, непоседлив, любил вся-кие перемены и новизну, а потому без осо-бых раздумий принял идею о бегстве в Америку и скорее развлекался всем про-цессом подготовки, чем серьезно готовил-ся к этому событию. Он как бы превращал коллективную затею в веселую игру и рез-ко снижал напряжение, которое испыты-вали его друзья.

  17. Почему беглецы были рады, когда побег не удался?
  18. Беглецы были рады, когда побег не удался, потому что сами втайне хотели ос-таться дома. Целью побега было путеше-ствие, а о том, что они будут делать в дале-кой стране, товарищи и не задумывались.

    Все их силы были сконцентрированы на лодке, отъезде из дома, на возможности попасть на проплывающий корабль. И ког-да этот корабль проплыл мимо, а пасса-жиры весело помахали мальчишкам на лодке, беглецы поняли, как нелепа их вы-думка, и были рады тому, как она благо-получно завершилась. Единственное, что осталось, — в гимназии их прозвали аме-риканцами.

  19. Как Тёма готовился к экзаменам и почему он их так плохо сдал?
  20. Собираясь бежать в Америку, Тёма, ко-нечно, никак не готовился к экзаменам. Когда начались экзамены, он более всего заботился о приметах: крестился на все церкви, мимо которых проходил, «не ле-нился за квартал обходить встречного ба-тюшку, или в крайнем случае при встре-чах хватался за левое ухо и скороговоркой говорил: «Чур, чур, не меня!», или усерд-но на том же месте перекручивался три раза». Сдать удачно экзамены ему не уда-лось, но дома он это успешно скрывал.

  21. Как герою удалось переломить себя и начать готовиться к переэкзаменовке?
  22. Тёме дорого далось решение о подготов-ке к переэкзаменовке. Поняв, что он мо-жет остаться на второй год, мальчик по-пытался отравиться. К счастью, он испу-гался, его сразу же напоили молоком, так что особых последствий для его здоровья не было. Но, увидев горе своей матери, Тё-ма пообещал сдать переэкзаменовку, по-просив ее скорее получить разрешение от директора гимназии. Это было его вполне самостоятельное и серьезное решение. Материал с сайта

  23. Как вы оцениваете главу «Экзамены» в авто-биографическом произведении — как рассказ об эк-замене и переэкзаменовке или как рассказ о челове-ке, которому удалось справиться со своей слабо-стью, рассказ о становлении характера мальчика?
  24. Глава «Экзамены» рассказывает о собы-тиях жизни Тёмы, но в то же время она дает читателю представление о том, как подросток может справиться со своей слабостью. Эта глава также может рас-сматриваться и как глава о становлении характера подростка.

  25. Как относились родители к беде сына? Что вызвало трагическую попытку отравления у Тёмы? Когда он понял свою ошибку? Почему Тёма был так счастлив, когда удалось сдать переэкзаменовку?
  26. Попытка отравления была почти слу-чайной — мальчику вдруг показалось, что у него нет выхода. Отец — решительный и прямой боевой генерал — не мог понять и принять поступка сына. Мать была в от-чаянии. И именно тогда Тёма решил во что бы то ни стало сдать переэкзаменовку и доказать, что он способен быстро наверс-тать упущенное. Счастье, которое он ис-пытал, когда переэкзаменовка была сда-на, было вызвано не только радостью от того, что он выполнил свое обещание, но и чувством удовлетворения от способности преодолеть себя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как автор относится к теме из рассказа детство темы
  • детство темы о чем соврал тема в главе экзамен
  • гарин-михайловский детство тёмы отзыв
  • анализ рассказа гарин детство темы
  • детство темы отзыв

Сочинение на тему «характеристика Тёмы из рассказа «Детство Тёмы»

Великое произведение «Детство Темы» вошло в историю как повесть о самой важной поре в жизни каждого человека – о детстве. В ней повествуется история о взрослении мальчика, о том, как он получает уроки от жизни и набирается мудрости. Характеристика главного героя Темы довольно сложная и противоречивая. Он представляет собой многогранную личность, которая, как и все совершает ошибки.
Действия повести разворачиваются в семье отставного генерала Николая Карташева. Суровый характер, приобретенный вследствие военной службы, накладывает отпечаток на воспитание сына. Тема является самым старшим из большой семьи Карташевых, и его поступкам и шалостям уделяется пристальное внимание, ведь он может служить примером для младших детей.
Но мать восьмилетнего мальчика имеет свое видение на воспитание детей. Она осуждает жестокие меры генеральского воспитания, и пытается достучаться к детям при помощи доброты. Таким образом, Тема оказывается между двух огней, с одной стороны он должен подчиняться строгим порядкам отца, а с другой ему хочется тянуться к доброте матери.
Тема представляется читателю добрым и шаловливым мальчишкой, который время от времени совершает ошибки и не находит смелости их исправить. Воспитание отца делает мальчика в какой-то степени трусливым. Сломав его любимый цветок, главный герой боится признаться в содеянном. Остальные его проступки в виде разбитого сундука и украденного сахара так же не находят чистосердечного признания, которому учила мама.
Суровые наказания отца делают мальчика ожесточенным и враждебно настроенным. Даже спустя много лет, вернувшись в родной дом, он хранит только неприятные воспоминания об отце. И только любовь Аглаиды Васильевны смогла растопить сердце мальчика. Главный герой постоянно совершает необдуманные поступки, впоследствии которых он горько раскаивается.
Тема способен на отважные поступки, что ярко проявляется в спасении собачки Жучки. Не смотря на то, что его подвиг впоследствии превратился для героя в тяжелую болезнь, он ни сколько не жалеет о спасении и готов был совершить это снова и снова.
Личность мальчика Темы близка к любому мальчишке, который имеет сложности в воспитании, жесткое воспитание отца сказалось на его характере, но все же он остался добрым и отзывчивым ребенком.

"Детство Темы" - повесть автобиографическая. В ней писатель рассказал о собственном детстве, о пережитых им самим и запомнившихся ему на всю жизнь детских своих радостях, проступках, мечтах.

Главного героя произведения можно определить уже по названию повести. Тема ребенок в семье Карташевых, старший из мальчиков.

Так знакомство с героем происходит с помощью описания чувств мальчика, который стоит в саду над «любимым папиным цветком»: « Какой резкой, острой чертой, какой страшной, неумолимой, беспощадной силой оторвало его вдруг сразу от всего!

Что из того, что так весело поют птички, что сквозь густую листву пробивается солнце, играя на мягкой земле веселыми светлыми пятнышками, что беззаботная мошка ползет по лепестку, вот остановилась, надувается, выпускает свои крылышки и собирается лететь куда-то, навстречу нежному, ясному дню?

Что из того, что когда-нибудь будет опять сверкать такое же веселое утро, которое он не испортит, как сегодня? Тогда будет другой мальчик, счастливый, умный, довольный. Чтоб добраться до этого другого, надо пройти бездну, разделяющую его от этого другого, надо пережить что-то страшное, ужасное. О, что бы он дал, чтобы все вдруг остановилось, чтобы всегда было это свежее, яркое утро, чтобы папа и мама всегда спали... Боже мой, отчего он такой несчастный? Отчего над ним тяготеет какой-то вечный неумолимый рок? Отчего он всегда хочет так хорошо, а выходит все так скверно и гадко?.. О, как сильно, как глубоко старается он заглянуть в себя, постигнуть причину этого. Он хочет ее понять, он будет строг и беспристрастен к себе... Он действительно дурной мальчик. Он виноват, и он должен искупить свою вину. Он заслужил наказание, и пусть его накажут. Что же делать? И он знает причину, он нашел ее! Всему виною его гадкие, скверные руки! Ведь он не хотел, руки сделали, и всегда руки. И он придет к отцу и прямо скажет ему:

Папа, зачем тебе сердиться даром, я знаю теперь хорошо, кто виноват, - мои руки. Отруби мне их, и я всегда буду добрый, хороший мальчик. Потому что я люблю и тебя, и маму, и всех люблю, а руки мои делают так, что я как будто никого не люблю. Мне ни капли их не жалко.

Мальчику кажется, что его доводы так убедительны, так чистосердечны и ясны, что они должны подействовать» . В данном отрывке содержится не только описание чувств мальчика, но и его восприятие окружающей действительности, мысли, рассуждения.

На протяжении всей повести Н. Г. Гарин-Михайловский ярко передает ощущения и внутреннее состояние Темы. Приведем пример из сцены, когда отец наказывает мальчика: « Это что-то новое?! Ужас охватывает душу мальчика; руки его, дрожа, разыскивают торопливо пуговицы штанишек; он испытывает какое-то болезненное замирание, мучительно роется в себе, что еще сказать, и наконец голосом, полным испуга и мольбы, быстро, несвязно и горячо говорит:

Милый мой, дорогой, голубчик... Папа! Папа! Голубчик... Папа, милый папа, постой! Папа?! Ай, ай, ай! Аяяяй!..

Удары сыплются. Тёма извивается, визжит, ловит сухую, жилистую руку, страстно целует ее, молит. Но что-то другое рядом с мольбой растет в его душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную, гадкую руку. Ненависть, какая-то дикая, жгучая злоба охватывает его.

Он бешено рвется, но железные тиски еще крепче сжимают его.

Противный, гадкий, я тебя не люблю! - кричит он с бессильной злобой.

Полюбишь!

Тёма яростно впивается зубами в руку отца.

Ах ты змееныш?!

И ловким поворотом Тёма на диване, голова его в подушке. Одна рука придерживает, а другая продолжает хлестать извивающегося, рычащего Тёму» .

В следующей главе «Прощение» читатель также погружается в горе мальчика, переживая его вместе с ним: «Он опять живет всеми нервами своего организма. Все горе дня встает перед ним. Он весь проникается сознанием зла, нанесенного ему сестрой. Обидное чувство, что его никто не хочет выслушать, что к нему несправедливы, охватывает его.

Все только слушают Зину... Все целый день на меня нападают, меня никто не-е любит и никто не хо-о-чет вы-ы-слу-у...

И Тёма горько плачет, закрывая руками лицо» .

К внутренней характеристике, как мы уже говорили, относятся сны героев. Автор использует данный прием для создания образа-ребенка: «Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря, в том месте, куда их возят купаться, лежит на берегу моря и ждет, что вот-вот накатится на него большая холодная волна. Он видит эту прозрачную зеленую волну, как она подходит к берегу, видит, как пеной закипает ее верхушка, как она вдруг точно вырастает, подымается перед ним высокой стеной; он с замиранием и наслаждением ждет ее брызг, ее холодного прикосновения, ждет привычного наслаждения, когда подхватит его она, стремительно помчит к берегу и выбросит вместе с массою мелкого колючего песку; но вместо холода, того живого холода, которого так жаждет воспаленное от начинающейся горячки тело Тёмы, волна обдает его какими-то удушливым жаром, тяжело наваливается и душит...» , «Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уж добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули, и он стремглав полетел на дно вонючего колодца. Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения» .

Н.Г. Гарин-Михайловский использует и портретную характеристику, описывая отдельные детали внешности мальчика в разные моменты: «Маленький Тёма, бледный, с широко раскрытыми глазами, стоял перед сломанным цветком» - таким встречает Тему читатель. «Когда в первый раз Тёма показался на террасе, похудевший, выросший, с коротко остриженными волосами, - на дворе уже стояла теплая осень» - таким предстает перед читателями мальчик после болезни. Мы видим, что подробного портрета нет ни в одном из приведенных отрывков: «Надев сапоги, он подошел к умывальнику, раза два плеснул себе в лицо водой, кое-как обтерся, схватил гребешок, сделал небрежный раздел сбоку - кривой и неровный, несколько раз чесанул свои густые волосы; не докончив, пригладил их нетерпеливо руками и, одевшись, застегивая сюртук на ходу, вошел в столовую» .

«- Не надо бояться, не надо бояться! - говорит он дрожащим от ужаса голосом. - Стыдно бояться! Трусы только боятся! Кто делает дурное - боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня и мама и папа за это похвалят. Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки не страшно. Вот отдохну и полезу дальше, потом опять отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу. Жучка рада будет, все будут удивляться, как я ее вытащил» - дает оценку себе и своим действиям Тема, так автор использует самохарактеристику.

«Вдруг юбка фрейлейн с шумом разрывается пополам, и взбешенная бонна кричит:

Думмер кнабе!..* * Глупый мальчик!.. (от нем. dummer Knabe)» - фрейлейн дает оценку Теме - это взаимная характеристика.

Оценивает мальчика и его мать: «- Ну, будет, будет... мама не сердится больше... мама любит своего мальчика... мама знает, что он будет у нее хороший, любящий, когда поймет только одну маленькую, очень простую вещь. И Тёма может ее уже понять. Ты видишь, сколько горя с тобой случилось, а как ты думаешь отчего? А я тебе скажу: оттого, что ты еще маленький трус...»

Оценку дает и сестра Зина, и отец Темы.

Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу, - кричал он ей, точно она понимала его.

Жучка ответила новым радостным визгом, и Тёме казалось, что она просила его поторопиться исполнением обещания.

Сейчас, Жучка, сейчас, - ответил ей Тёма и принялся, с сознанием всей ответственности принятого на себя обязательства перед Жучкой, выполнять свой сон» . То сочувствует Абрумке: «У Тёмы пропал всякий страх к Абрумке. Искреннее, неподдельное горе, звучавшее в его словах, повернуло к нему сердце Тёмы. Он решил немедленно идти к матери и сознаться ей во всем.

Он застал мать за чтением.

Тёма горячо обнял мать.

Мама, дай мне тридцать копеек.

Зачем тебе?

Тёма замялся и сконфуженно проговорил:

Мне жалко Абрумки, ему нечем похоронить Химку, я обещал ему.

Это хорошо, что тебе жаль его, но все-таки обещать ему ты не имел никакого права. Разве у тебя есть свои деньги? Только своими деньгами можно располагать.

Тёма напряженно, сконфуженно слушал, и когда Аглаида Васильевна вынесла ему деньги, он обнял ее и горячо ответил ей, мучимый раскаянием за свою ложь:

Милая моя мама, я никогда больше не буду…».

Когда Тема поступает в гимназию и Вахнов показывает ему свой «фокус» на уроке рисования, герой не выдает одноклассника.

Описывается и озорное поведение мальчика: «Тема вдруг ощущает такой прилив радости, что ему хочется выкинуть что-нибудь такое, чтобы все, все - и сестры, и бонна, и Настасья, и Иоська - так и ахнули. Он стоит, несколько мгновений ищет в уме чего-нибудь подходящего и ничего другого не может придумать, как, стремглав выбежав на улицу, перерезать дорогу какому-то несущемуся экипажу. Раздается общий отчаянный вопль:

Тема, Тема, куда?!

Тема-а! - несется пронзительный крик бонны и достигает чуткого уха матери» .

Вместе с писателем мы с интересом и горячим сочувствием следим за неравной борьбой маленького Тёмы против жестоких воспитательных принципов отца, против казенно-рутинной системы обучения и общепринятых и общепризнанных нравов, привычек окружающих. Правдивый, искренний, добрый Тёма сопротивляется губительному воздействию насилия, равнодушие, лицемерной морали. Все это читатель может прочувствовать благодаря авторскому таланту.

Наряду с главным персонажем-ребнком в произведении присутствуют и другие дети - это сестры Темы, его младший брат, его одноклассники в гимназии, лучший друг Иванов. Автор создает их образ, применяя больше внешнюю характеристику, а именно описание их поведения, но при этом в меньшей мере используются и другие способы изображения.

Выводы ко 2 главе

В результате проделанной работы мы можем сделать выводы о том, что все авторы используют все основные способы изображения персонажей для создания образа ребенка: внешние характеристики (портретная характеристика, описание предметной обстановки, речевая характеристика, описание «поведения героя», авторская характеристика, самохарактеристика, взаимная характеристика, характеризующее имя) и внутренние характеристики (внутренний монолог описание изображаемого с точки зрения этого персонажа, мировоззрение персонажа, воображения и воспоминания персонажа, сны персонажа, письма и личные дневники) а также биография героя. Но естественно у авторов существуют свои отличия.

А.П. Чехов чаще использует внутреннюю характеристику персонажей, раскрывая внешний мир сквозь видение ребенка, с помощью его восприятия. К. М. Станюкович использует все способы создания персонажа в равной мере.

А.И. Куприн использует разнообразные средства изображения и характеристики персонажей-детей. Но весомый вклад в образы вносит именно описание поведения и поступков персонажей, а также передача чувств и мыслей героя, особенно в те моменты, когда дети совершают эти подвиги.

Образ ребенка Л.Н. Андреев создает при помощи описания поведения, при этом в некоторых случаях описание поведения героя можно отнести к внешней характеристике, а в некоторых к внутренней. Иногда поведение раскрывает внутреннее состояние героя. Также автор использует портретную характеристику. Портрет мальчик в рассказе динамичен, он меняется с изменением обстановки, окружающей ребенка.

Н.Г. Гарин-Михайловский изображает персонажа-ребенка главным образом внутренней характеристикой, передавая чувства, мысли, мировоззрение Темы.

Наряду с главным персонажем-ребнком в произведении присутствуют и другие дети - это сестры Темы, его младший брат, его одноклассники в гимназии, лучший друг Иванов. Автор создает их образ, применяя больше внешнюю характеристику, а именно описание их поведения, но при этом в меньшей мере используются и другие способы изображения.


Почему мы обратились к этой теме? Зачем читать книги? Интересно ли нам сегодня проблемы, которые волновали писателей и их героев? Мы решили ответить на эти вопросы, изучив произведение писателя XIX века Н.Г.Гарина-Михйловского «Детство Тёмы». Герой повести мальчик, который учится в гимназии. Он попадает в трудные жизненные ситуации и решает непростые вопросы. «А у современного подростка возникают ли такие проблемы, как у Тёмы?» - задумались мы. И провели исследование, сравнив героя повести и нашего современника.


Характеристика Тёмы. Герой повести «Детство Тёмы» - мальчик из дворянской семьи. Он учится в гимназии. Тёма: 1.дружелюбный, 2.мечтательный, 3. увлекается чтением, 4. любит приключения (собирался бежать в Америку), 5. ленится учиться, 6. любит и уважает родителей, 7. бывает скрытным (не все рассказывает родителям), 8.совестливый, 9. способен раскаяться и попросить прощения, 10. слабая сила воли (воспитал в себе силу воли), 11.безответственный, 12. обидчивый, впечатлительный.


Конфликтные ситуации, в которых оказывается Тёма. Конфликт с друзьями. Признался директору, кто подложил иголку учителю на стул. Из-за этого признания двух друзей Тёмы исключили из гимназии. Тёма переживал из-за ссоры с Ивановым. Конфликт с родителями. Обманул родителей, не рассказал, что собрался бежать в Америку с друзьями и поэтому не учит уроки, получил много двоек и может остаться на второй год. Отец расстроился, узнав об этом.


Как Тёма решает конфликтные ситуации? Конфликт с друзьями. Тёма пытается решить конфликт сам, но у него не получается. Он не смог извиниться перед Ивановым и дружба прекратилась. Тема рассказал обо всем маме, она успокоила его. Конфликт с родителями. Не смог найти выхода из ситуации сам и решил отравиться, чтобы избежать наказания. После выздоровления побеседовал с родителями, исправил двойки и попросил прощения.




Характеристика современного подростка. Подведя итоги анкетирования мы создали следующую характеристику современного подростка. Современный подросток: 1.дружелюбный, 2. любит приключения, 3.честный, 4.вспыльчивый, 5.щедрый, 6. способный помочь друзьям, 7. мало уважает старших, 8. не очень любит учиться, 9. безответственный (имеет слабую силу воли), 10. не всегда способен попросить прощения, 11. увлекается компьютером.






Результаты сравнения героя произведения и современного подростка. Общее Оба увлекаются приключениями, не имеют интереса к учебе, у них слабая сила воли, безответственные, дружелюбные, способные помочь. У них возникают конфликтные ситуации с друзьями и родителями. Различия Герои живут в разные эпохи. Тема более мечтательный, впечатлительный, увлекается чтением, совестливый, способный раскаяться, уважает старших, он скрытный и свои проблемы пытается решить сначала сам, а потом советуется с родителями. Современный подросток увлекается компьютером, не так уважителен по отношению к старшим, вспыльчив, не всегда способен раскаяться в своих поступках, проблемы решает, советуясь с друзьями и родителями.


Результаты исследования. Нам интересен герой повести «Детство Тёмы», так как у него очень много общего с современным подростком, потому что они одного возраста, значит у них возникают похожие проблемы: они конфликтуют с родителями и со сверстниками. Автор повести показывает нам, как Тёма решает свои проблемы, воспитывает в себе ответственность и силу воли важные черты для характера любого человека. Этому могут научиться современные подростки у героя Н.Г. Гарина-Михайловского.

Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства - отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Темы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По ее мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тема, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.

Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своем поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар - вся «повесть грустного дня» - первого дня повествования, заканчивающегося для Темы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Темы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

В этот ранний период для матери Темы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди ее сына «сидит горячее сердце». Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий. После искреннего признания и раскаяния Тема испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбужденном состоянии от перенесенных физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.

«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил ее в старый колодезь, Тема сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Темы. Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом - в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).

Тогда Темины «подвиги» заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжелой болезни. Однако здоровый организм ребенка берет верх - следует выздоровление, а теплая, по-осеннему примиряющая погода создает у героя такое настроение, когда «вокруг все то же», «все радует своим однообразием» и снова есть возможность «зажить одной общею жизнью».

Выздоровление Темы совпадает с еще одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием. Теме разрешают посещать «наемный двор», пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями «носиться с ребятишками», «отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей»: их играм в «дзигу» (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю. Так прошло еще два года привольной жизни, и «подоспела гимназия». Тема выдерживает экзамен в первый класс - начинаются первые страхи перед «свирепым латинистом» и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний. Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, «бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами».

На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего», и ему приходится пережить несколько дней «тяжелого одиночества».

Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путем пошлой жизни». Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела»; компания заслужила прозвище «американцев», а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек», счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.

Именно на это время приходится сближение Темы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и веселый дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи».

Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге - «Гимназисты» - читатель встречается с Темой Карташевым - учеником шестого класса.

Вы прочитали краткое содержание повести "Детство Темы". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести "Детство Темы" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний