Джефф Вандермеер: "Зона Икс" (роман-трилогия). Загадка, обернутая в тайну Южный предел

Главная / Г. Х. Андерсен

Занятное, хотя во многом и очень нудное чтиво. Кто ищет развлечения в духе так популярной нынче боевой фантастики, может не утруждаться - это не для вас. Кто устал от бездумных приключений и не прочь напрячь мозги, - добро пожаловать!

Да, это настоящая НФ. За постановку серьезных вопросов трилогия, вернее, ее первая часть премию Небьюла и получила.

Что за вопросы? Встреча братьев по разуму, реакция современного общества на неведомое, тренды мирового развития - собственно, все. Но и этого достаточно, чтобы съехала крыша.

Вот, кто сказал, что братья по разуму действительно братья? Не в смысле родства и дружбы, а с точки зрения критериев той разумности? Кто назначил эти критерии? Иной разум - иной мир. Что произойдет при контакте и в какой форме этот контакт возможен? Готовы ли к тому контакту и мы, и они.

Благолепие «Сердца Змеи» И. Ефремова и «Малыша» братьев Стругацких и опасения «Войны миров» Г. Уэллса и «Андромеды» Ф. Хойла и Дж. Эллиота остались в прошлом. Это слишком просто, хотя при должном умении и весьма увлекательно. Реальность будет, скорее, ближе к «Пикнику на обочине» тех же Стругацких, где иной разум просто насвинячил на нашей территории и пошел себе дальше, не заметив родственников.

Впрочем, разум - это жизнь, а жизнь склонна к экспансии. Такое у нее имманентное свойство. И тут для непредвзятого взгляда получается натуральный хоррор.

Где-то в южных краях произошло нечто. Несколько тысяч человек пропало без вести, а по сути, погибло. Что-то оказалось разрушено. Стали твориться престранные вещи. Потом возникла граница - некоторая территория выпала из нашего мира. Но в границе нашлись проходы. И зону взялись изучать.

Но все это в прошлом. Сейчас Зоной занимается специальный институт - Южный Предел.

Первая часть, «Аннигиляция», - поход в Зону очередной экспедиции. Нечто среднее между «Пикником на обочине» и «Улиткой на склоне» Стругацких. Не так захватывающе, как у Стругацких, но вполне читабельно.

«Аннигиляция» - это кодовое слово, запускающее вложенную под гипнозом установку на самоуничтожение. Ввиду некоторых особенностей перехода сквозь границу и реакции Зоны на посетителей участники экспедиции подвергаются гипнотической обработке. Но, как всегда, что-то идет не так.

Вторая часть, «Консолидация», - попытка реанимации Южного Предела после многолетнего топтания на месте в попытке добиться от Зоны хоть какой-то воспроизводимой реакции. Ну, прямо как в «Улитке на склоне» Стругацких или «Солярисе» С. Лема. Вряд ли за нее дадут еще одного Небьюла - рассуждения героя в большинстве своем трансформируются в неконтролируемый тягостный поток сознания, хотя эта часть самая интересная в интеллектуальном плане.

«Консолидация власти» - еще одна кодовая фраза гипнотизируемых посетителей Зоны. Она запускает установку безапелляционного подчинения начальнику экспедиции. Ну, а для Южного Предела определиться, кто же им рулит на самом деле и утвердить единоначалие, - первейшая задача. А что если сама Зона? Вот это будет номер!

Третья часть, «Ассимиляция», - где все объясняется. Впрочем, на самом деле, все это только предположения, одни из многих, а финал остается открытым.

Почему «Ассимиляция»? Зона таки начинает экспансию. Теперь вопрос кто кого переварит: зона - наш мир или наш мир - зону? Или получится некий симбиоз? И главное, что там в конце тоннеля?

Будни преапокалипсического мира…

Да, дело происходит в Америке. Об этом прямо не говорится, но по косвенным признакам - да. Даже, не столько в США, сколько в Северной Америке вообще. Но это не США, в том смысле, что государство и общество Соединенных Штатов сильно трансформировались.

Теперь всем заправляет Центр. Центр - это и суперспецслужба, и научная организация, и государство как институт. Шпионы, заговорщики, повстанцы, террористы и нарушители экологического законодательства - точек для приложения сил много. А жизнь простых людей продолжает идти своим чередом, от правительства никак не завися. Пока не пересечется с его интересами.

Адептам ЛГБТ должно понравиться: гомосеки превалируют. Две из трех главных героинь - лесбиянки, один из двух главных героев - гей. И ни одной нормальной счастливой семьи - ни в текущем действии, ни в ретроспективе. Обусловлено сюжетом? Нисколько! Прогиб под либеральные принципы? Возможно. С другой стороны, если посмотреть шире - с точки зрения преапокалипсического мира, его тотального разложения, то отчего бы и нет? Эдакий авторский утонченный троллинг.

И что в итоге?

Мы ищем братьев по разуму, просматривая вселенную в узких диапазонах водорода и гидроксила. Смотрим в телескопы. Готовим красную дорожку перед парадной дверью. А те братья вполне могут зайти с черного хода - через мир духов, например. Это для нас он ненаучная ересь. Но откуда следует, что наш взгляд верен? Пара магических пассов в нужном месте - и пожалуйста: встречайте марсиан! Забавно…

Впрочем, могут явиться не братья - может явиться их экосистема. А может, и не их - может, просто чужая. Это будет еще забавнее.

Жанр : вирд, мистика

Издательство : Эксмо

Серия : Misterium

Год издания: 2016 (в оригинале — 2014)

Перевод : Наталья Рейн

Похожие книги:

  • Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине» (повесть)
  • Межавторский цикл «S.T.A.L.K.E.R.»

Эта книга не для вас.

Мы живем в эпоху глутамата натрия. Редкое успешное произведение не обходится сейчас без пресловутых вкусовых добавок. Если не окунуть героя в приключения, читателю будет скучно. Если не создать интригу с обязательным «вотэтоповоротом» в конце, читатель разгадает авторский замысел и, опять же, потеряет интерес. Только экшен, только хардкор — все для того, чтобы книгу купили, добрались до финала и поставили «лайк».

Все вышесказанное относится и к вирду — жанру для России пока незнакомому и малопонятному. «Новые странные» у нас представлены, в основном, Чайной Мьевилем, романы которого (кроме «Посольского города») полны динамики: персонажи спасаются, ищут, борются. Не гнушается именитый британец и яркими красками: тот случай, когда интереснее читать, КАК написано, нежели О ЧЕМ.

Совсем в другой манере пишет Джефф Вандермеер — еще один идеолог «странной литературы», составитель антологий «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», «The New Weird», «Steampunk» и многих других. У нас он известен по сборнику «Город святых и безумцев» — остроумной литературной мистификации, получившей высокие оценки читателей, а также по роману «Подземный Венисс». Оба произведения — чистый вирд, с его экспериментами над формой, психоделичностью и абсолютной неформатностью. «Трилогия Южного Предела», изданная «Эксмо», получила премию имени Ширли Джексон, а все три книги стали бестселлерами по версии «New York Times».

В первой книге, «Аннигиляции», рассказывается о четырех женщинах — антропологе, психологе, топографе и биологе. Они отправляются в «Зону Икс», некое место в Северной Флориде, где творятся странности. Нет, это не Хармонт, хотя Вандермеер и признает, что вдохновлялся «Пикником» Стругацких. Зона Икс — природная аномалия, которую исследуют, чтобы понять, представляет ли она опасность, и если да, то как с ней справиться.

Первые экспедиции заканчиваются плачевно: одни участники сходят с ума и умирают в перестрелках, другие бесследно пропадают, третьи возвращаются обратно и через несколько месяцев сгорают от рака. Биолог, рассказчица, участвует в двенадцатом походе в Зону. Необъяснимые события начинаются сразу же: женщины натыкаются на топографическую аномалию — подземелье, в глубь которого уходит винтовая лестница, а на стенах начертаны странные послания, напоминающие выдержки из Библии. Дальнейшие странности заставляют биолога усомниться, вернутся ли они обратно.

«Консолидация» не спешит возвращать читателя к событиям предыдущей книги. Вандермеер переносит действие в Южный Предел — организацию, расположившуюся неподалеку от Зоны. Главным героем становится Джон Родригес по прозвищу «Контроль». Джон — потомственный управленец, чьи мать и дед тоже как-то были связаны с деятельностью Южного Предела. Контроль занимает место предыдущей директрисы, которая необъяснимо пропала (как оказывается позже, она приняла участие в той самой двенадцатой экспедиции). Для Родригеса странности начинаются вместе с возвращением биолога. Вскоре он понимает, что не в состоянии контролировать Южный Предел, потому как Зона пустила ростки и здесь…

…и вот начинается «Ассимиляция». Предупреждаем о спойлерах.

На сей раз у книги несколько героев. Один из них — Саул Эванс, смотритель маяка, чья сюжетная линия связана с событиями тридцатилетней давности, когда не существовало еще ни Зоны, ни Южного предела. Саул целыми днями ремонтирует маяк, разговаривает с соседской девочкой Глорией, наблюдает за природой, спит с любовником по имени Чарли. Время от времени к смотрителю приходят Сьюзен и Генри — исследователи из «Бригады Познания и Прозрения». Зачем-то им сдался маяк Эванса, а точнее, нечто, находящееся на его верху. Визиты парочки становятся чаще и назойливей, но Саула беспокоит не только это. Его организм начинает меняться…

О более близком прошлом рассказывает директриса, причем от второго лица («Обычный день в Зоне Икс, день твоей смерти, — и ты сидишь, привалившись спиной к куче песка »). Синтия, которую некогда звали другим именем, поведает о закулисье Южного Предела. А с Контролем и Кукушкой, оставшимися в Зоне после событий «Консолидации», связаны события после «Консолидации».

Четыре персонажа, три временных плана, одна большая книга, завершающая трилогию. Цифры, достаточные для того, чтобы сорвать занавес тайны и ответить на все вопросы, возникшие в первых двух частях. Читатели уже довольно потирают руки. Однако, хитрец-автор, развесив множество ружей, не дает выстрелить почти ни одному из них.

Не сказать, что ответов нет совсем. Мы узнаем о судьбе биолога из двенадцатой экспедиции, о предках Контроля, о детстве директрисы. Но Зона Икс так и остается загадкой. Что она из себя представляет? Как возникла? Каковы ее цели? Что будет с персонажами? Ответы можно придумать самому, потому что сама Зона Икс — «загадка, обернутая в тайну». В ней водится живность со всего света, на разных ее территориях время течет в разном темпе, а некоторые люди, побывавшие там, необратимо меняются. Но почему? Автор говорит прямо: Зона не любит ответов.

Еще одной причиной невзлюбить этот цикл является неторопливость повествования. Не стоит сравнивать трилогию Южного Предела с серией «S.T.A.L.K.E.R.» или даже со знаменитым «Пикником». «Аннигиляция» и ее продолжения больше всего похожи на «Улитку на склоне» тех же Стругацких. Здесь есть свои Кандид и Перец, представляющие дикое природное начало и цивилизацию. Но, в отличие от знаменитых фантастов, Вандермеер не торопит события, для него главное — поведать о своих ощущениях от Зоны, сравнить их с воспоминаниями детства и сделать выводы. На фоне сюжетной фантастики трилогия Вандермеера выглядит белой вороной. Значит ли это, что книги плохи? Отнюдь. Просто «Ассимиляция» лишена вкусовых добавок, характерных для современной литературы — закрученного сюжета, ярких событий и персонажей. Это медитативный вирд, который не обязан отвечать на единственный вопрос: «Что же такое, черт возьми, здесь происходит?»

Консолидация

Джефф Вандермеер Научная фантастика Misterium

В таинственной Зоне Икс не бродят мутанты и охотники за наживой, оттуда не приносят удивительных артефактов. Там просто исчезают навсегда – или возвращаются, но странно и жутко изменившись. В очередной бесплодной экспедиции сгинула директор Южного предела – тайной правительственной организации, изучающей Зону.

Теперь новому директору предстоит разобраться в наследии пропавшей. Проблема в том, что для постороннего эта организация оказывается загадкой не менее запутанной, чем сама Зона. Где результаты исследований? Почему так странно ведет себя персонал? Чем здесь занимаются на самом деле? Проникая в тайны Южного предела, новый директор приближается к ужасающему открытию…

Валентино Бонтемпи Кулинария Повар и поваренок

Каждая область Италии славится своими фирменными блюдами, но какой бы ни был регион – северная Эмилья-Романья или южная Апулия, – основным блюдом была и будет паста. Разнообразию блюд из пасты нет предела. Но для того чтобы попробовать настоящую итальянскую пасту, не обязательно ждать отпуска, можно приготовить дома пингвине с артишоками, камбалой, спагетти карбона, «петушиные гребешки » с цитрусовыми и овощами, рисовые фузилли с креветками и многое другое.

Что для этого нужно? Да всего ничего: качественные ингредиенты, солнечное настроение и рецепты от Валентино Бонтемпи – гуру итальянской кухни .

Исландская карта

Александр Громов Историческая фантастика Исландская карта

Новый остросюжетный роман популярного фантаста Александра Громова написан в жанре альтернативной истории и «альтернативной географии». К началу двадцать первого века императорская Россия, процветающее патриархальное государство, занимает одно из ведущих мест в мировой политике, споря за глобальное влияние с Великобританией, Францией, Германией и другими развитыми европейскими державами.

А Америки просто нет – ни Северной, ни Южной: от западных до восточных пределов Евразии простирается один огромный океан… Граф Николай Николаевич Лопухин, тайный агент Третьего отделения, получает личный приказ императора – сопровождать наследника престола, направляющегося с официальным визитом в Японию.

В ходе плавания Лопухину удается раскрыть международный заговор с целью устранения наследника. Теперь осталось только расстроить планы злоумышленников – в открытом море, без поддержки русского флота, под дулами корабельных орудий исландских пиратов, у которых появился новейший неуязвимый суперлинкор…

Альманах «Российский колкол» №1 2017

Альманах Поэзия Литературный альманах «Российский колокол» 2017

Каждый выпуск альманаха «Российский колокол» я готовлю с огромным удовольствием. Всегда радуюсь, когда постоянные авторы публикуют на его страницах свои произведения из номера в номер. Но наибольший интерес у меня вызывают новые талантливые участники.

Их некая «проба пера» на страницах альманаха делает выпуск бодрым и решительным, как все новое! В тандеме с более опытными литераторами, мастерски владеющими словом, рифмой, мыслью, каждый выпуск получается солидным и сильным! А какая география талантов в альманахе «Российский колокол»! От Дальнего Востока до Калининграда, от северных берегов страны до ее южных границ.

Да что там границы России. Каждый номер мы стираем их и выходим за пределы: отправляемся в творческое путешествие и находим русскоязычных авторов зарубежом. И нам приятно, что наше издание всех авторов сплачивает и вдохновляет.

Новейшая всеобщая география. Ч. 2

Уильям Гутри Документальная литература Отсутствует

Полный вариант заголовка: «Новейшая всеобщая география. или Описание всех частей света Европы, Азии, Африки, Америки и Южной Индии; с историею народов и всех государств от начала оных до наших времен, с новым прибавлением Российской географии в нынешнем ея состоянии, с описанием Белостокской области и Финляндии, с российскою историею от начала происхождения россиан, до дней ныне царствующаго императора Александра I: Часть I, II и III.

Содержит в себе: обстоятельное описание каждой земли как то: правление, государственные доходы, пределы, древнее и новое название, разделение, климат, качество земли, горы, леса, реки, острова, заливы, каналы, озера, минеральныя воды, металлы и минераллы, произрастения, животных, число жителей, нравы, обычаи и народные увеселения, одежду, веру, язык, ученых, литтераторов и художников университеты и академии, древности, мануфактуры, торговлю, колонии, сухопутные и морские силы, топографию, монеты кавалерския ордена, герб, историю государств и проч.

Раздел Антарктиды: готовы ли мы?

Алексей Наст Публицистика

F-22 "Раптор". Хищник боится влаги. Кис-кис…".

Клин. Часть первая (из трёх рассказов)

Роман Кинев Историческая фантастика Отсутствует Нет данных

Это повествование берёт начало в 80-м году прошлого века. В южный город Теплогорск переезжает с семьёй 12-летний подросток Гриша Чантурия. Здесь он знакомится со своим сверстником Эриком Клином. Мальчишки становятся близкими друзьями. Отныне все неудачи или успехи они делят на двоих.

Судьба ребят складывается благополучно, до некоего рокового предела, который перечеркнёт их жизнь. (Но об этом речь пойдёт во второй части, работу над которой я заканчиваю). Присутствуют элементы мистики.

Хищник. Официальная новеллизация

Марк Моррис Космическая фантастика Чужой против Хищника

На протяжении веков воинственные инопланетяне посещают Землю и охотятся на лучших воителей человечества. Их цели остаются неизвестными. Выследив и убив свою жертву, эти смертоносные охотники исчезают так же незаметно, как и прибывают, не оставляя ни одного следа за исключением мертвых тел.

Во взрывном перезапуске франшизы от Шейна Блэка охота возвращается из отдаленных пределов космоса обратно на Землю, в лесную глушь южной Джорджии. Теперь самые беспощадные охотники Вселенной сильнее, умнее и смертоноснее, чем когда-либо прежде. И только разношерстная команда из бывших солдат и профессора эволюционной биологии может предотвратить конец человеческой расы

Если не получается живым – тогда предъявить частями, подходящими под опознание. Добытые в ходе последнего рейда сведения выводят бывалого наемника на след кровного врага. И без того сложная задача грозит стать вовсе невыполнимой. Чтобы добиться нужного результата, придется одолеть сотни километров песчаных равнин Южного Казахстана… Содержит нецензурную брань.

Джефф Вандермеер (Jeff VanderMeer): «Зона Икс» («The Southern Reach Trilogy»), роман-трилогия: «Аннигиляция» («Annihilation»), «Консолидация» («Authority»), «Ассимиляция» («Acceptance»)

Попадалось мне в сети мнение, что этот роман Вандермеера куда проще других его книг, чтоб не сказать примитивнее: очередная Зона Икс, очередной постапокалипсис, привет «Сталкеру», «уж сколько их упало в эту Зону», в общем, ничего особенного, «под пиво пойдет». Но поскольку перед этим я успел прочесть «Город святых и безумцев» и «Подземный Венисс», и весьма впечатлился - к данному мнению я отнесся достаточно скептически и взялся за чтение означенной трилогии.
Каково же было мое удивление, когда вычитанное в сети мнение начало находить свое подтверждение: язык и впрямь оказался куда проще, чем обычно у Вандермеера – минимум образов и аллюзий, короче фразы, больше действия, меньше глубинных мотиваций, описания хороши, но, опять же, куда более просты, чем можно было ожидать от Вандермеера… Тем не менее, читать было достаточно интересно. И постепенно, исподволь, авторский стиль и само повествование начали меняться: усложняться, обретать второе-третье-четвертое дно, обрастать аллюзиями, странными образами, намеками, ретроспекциями, скрытыми мотивациями – словно постепенно проявляющаяся фотография. Ближе к концу первой книги я понял, что это было сделано намеренно. И отнюдь не для привлечения любителей «экшена» - главная героиня романа меняется, постепенно «просыпаясь» - и, соответственно, меняются стиль и глубина повествования.
Трилогию о Зоне Икс стоит читать подряд, без особых перерывов, ибо по сути это один большой роман в трех книгах, с единым сюжетом, концепцией и композицией. Если в первой книге почти все действие происходило в таинственной и непознаваемой Зоне Икс, то во второй действие переносится в Южный Предел – секретный правительственный центр, который занимается изучением этой самой Зоны. Главная героиня первой книги (или кто-то, на нее очень похожий) здесь выступает в качестве персонажа второго плана, хотя по-прежнему играет весьма существенную роль. Странные исследования, бесчисленные гипотезы, интриги спецслужб, экскурсы в прошлое героев, жуткая видеозапись гибели первой экспедиции в Зону, постепенно накаляющаяся атмосфера всеобщей подозрительности, недоверия и маразма, преходящего в безумие… И стремительная кульминация локального Апокалипсиса, грозящего в перспективе накрыть всю планету. Развязка – путешествие главного героя к призрачной цели, наперегонки с идущими по пятам агентами спецслужб...
Третья, финальная книга – возвращение в Зону Икс. Тут встретятся все главные герои предыдущих книг, получив наконец ряд ответов на накопившиеся вопросы. Но не на все, даже не надейтесь! В этом романе нет однозначности: герои погибли, а мир накрылся медным тазом, или, наоборот, герои выжили и нашли выход из ситуации. Нет, здесь все намного сложнее, и вообще, роман совсем не о том (или не совсем о том?), что случилось с героями и нашей с вами планетой. Это роман о встрече с Непознаваемым, с чем-то настолько чуждым, что человеческий разум не в силах познать данное… явление? существо? иной разум? осколок чего-то неизмеримо большего? Это книга о пределах познания, о том, что такое человек, и что, по большому счету, делает нас людьми, и все ретроспекции и рефлексии, которые в какой-то момент могут показаться лишними, избыточными, на самом деле работают на эту задачу, демонстрируя нам, «из какого сора» вырастает в итоге то, что мы привыкли называть человеческой личностью...
Как ни странно, в романе нет никакой мистики, ничего сверхъестественного, хотя намеки на его, сверхъестественного, присутствие, в изобилии рассыпаны по всем трем книгам. Это самая настоящая научная фантастика – да, странная, психоделическая, глубоко (или даже сверхглубоко!) психологичная, вызывающая при чтении засасывающий, гипнотический эффект, сродни погружению в медитацию – и, тем не менее, вполне научная.
Не знаю, читал ли Вандермеер «Пикник на обочине» Стругацких (его коллега по «Новым Странным» Чайна Мьевиль точно читал) – но аллюзии и ассоциации из «Пикника...» прослеживаются в книге невооруженным глазом. А также из «Улитки на склоне» тех же Стругацких, Лемовского «Соляриса»… Плюс антураж, до боли напоминающий знаменитый фильм ужасов «Звонок»: пустынное побережье, серые волны, поросшие бурьяном пустоши, заброшенный маяк, зловещий колодец, где притаилось нечто инфернальное, странная и пугающая видеозапись, старые черно-белые фотографии, скрывающие некую загадку...
И тем не менее – свое, безусловно свое, Вандермееровское, тут все не так, как у Лема, не так, как у Стругацких, не так, как в «Звонке»… И, конечно же, неизменно высокое литературное мастерство, характерное для всех книг Джефа Вандермеера.
Странная и жутковатая книга. Медленная, затягивающая, намекающая на ответы, дающая неоднозначные варианты – но ничего не раскрывающая до конца. Заставляющая думать. Любителям «экшена» - точно не сюда. Всем остальным – рекомендую, но лучше сначала прочесть «Подземный Венисс» и «Город святых и безумцев», чтобы проникнуться стилем, манерой, настроением книг Вандермеера – и лишь после этого стоит браться за трилогию о «Зоне Икс».



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний