Какое образование получил тютчев. Биография Тютчева

Главная / Л. Н. Толстой

Живший в 19 веке, во времена расцвета русской культуры.

В своем творчестве Федор Тютчев воспел во всей красе красоту русской природы, не обошел вниманием поэт и любовную лирику. Многие знают Тютчева, прежде всего по строкам - «Умом Россию не понять…»

Федор Иванович родился в конце ноября 1803 года, в Орловской губернии Российской Империи , в семье дворянина. Получил хорошее домашнее образование, с детских лет проявлял тягу к учебе, а окружающие подмечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением Федора занимался поэт Раич. Раич рассказывал ему об античной и итальянской литературе. Будучи 12 летним мальчиком, Тютчев во всю занимался переводами под чутким руководством своего наставника. Он переводил произведения итальянских писателей.

В 1819 году Федор Иванович Тютчев решил продолжить свое обучение, но уже в университете. Поэт поступил на факультет словесности в Московский Университет.

Здесь он знакомится с лучшими умами современности. В студенческие годы Федор Иванович активно пишет стихи.

Спустя два года, обучение было окончено и Иван начал работать в коллегии иностранных дел в столице Российской Империи . Через год Федор Тютчев получил новое назначение и был отправлен в составе русской дипмиссии в Мюнхен.

За границей Тютчев чувствует себя прекрасно. В Германии он подружился с Гейне и Шеллингом. Занимался переводами произведений крупнейших немецких авторов на русский язык. Так же он активно занимался творчеством, его стихи печатались в Российской Империи .

В 1836 году в биографии поэта произошло большое событие. Стихи Федора Тютчева были опубликованы в журнале «Современник». После публикации к нему пришла известность. Федор Иванович отличался славянофильскими взглядами, за что заслужил уважение императора Николая I .

Поэт написал несколько известных статей про историческую роль России. Он считал, что судьбу человечества определит противостояние Российской Империи и революции. Отчасти эти мысли можно назвать пророческими.

В 1844 году Федор Тютчев возвращается на Родину. Спустя четыре года стал работать в министерстве иностранных дел в Столице, а спустя 10 лет стал председателем комитета иностранной цензуры. Федо Иванович был значимой фигурой в общественной жизни столицы Российской Империи . Он был прекрасным собеседником, отличался блестящим чувством юмора.

Афоризмы Тютчева были у всех на слуху. Вот, что например, Тютчев сказал о русской истории: - «История России до Петра I - одна панихида, после - сплошное уголовное дело», а вот мнение Тютчева о революции: - «Весна единственная революция, которая всегда имеет успех». Интересные мысли, не правда ли?

Умер Федор Тютчев в 1873 году.

Доклад о Фёдоре Тютчеве , именитом русском поэте девятнадцатого «золотого» века русской поэзии может быть долгим, ведь его судьба богата событиями, чувствами, размышлениями, творчеством.

Детство и юность будущего поэта

Родился Тютчев в типичной для того времени дворянской семье, сочетающей в себе строгое соблюдение русских традиций с модным общением по-французски. Случилось это двадцать третьего ноября 1803 в имении села Овстуг, находящемся в Орловской губернии. Родители будущего поэта Екатерина Толстая и Иван Тютчев были людьми знатными, умными и образованными. Такими же хотели видеть своих детей.

В Москве, где прошли детство и юность Федора, его домашним учителем с девяти лет стал Семен Раич. Молодой талантливый словесник был начинающим критиком и стихотворцем, поэтому поощрял поэтические опыты своего воспитанника. В двенадцатилетнем возрасте Федор Тютчев уже делал переводы произведений Горация и сочинял стихотворения. В четырнадцать его избрали сотрудником Общества любителей словесности. Одаренный мальчик с 1816 года был вольнослушателем Московского университета, осенью 1819 – студентом филологического факультета, а в 1821 – уже его выпускником, проучившись вместо трех два года.

Служба в Мюнхене

Получив степень, через некоторое количество месяцев начал служить в престижной по тем временам коллегии иностранных дел и в июне 1822 отправился в немецкий город Мюнхен. Федор Иванович прервал связь с литературой и целиком отдался дипломатической службе. Правда, стихи писать не переставал, однако делал это для себя, не афишируя их. В отпуск на родину он попал лишь в 1825 году. По возвращении к месту службы в феврале 1826 вступил в брак с Элеонорой Петерсон, став опекуном трех ее детей от предыдущего замужества. Семья Тютчевых росла. Родилось еще 3 дочки.

В Мюнхене судьба свела его с поэтом Гейне и философом Шеллингом. Позднее, подружившись с немецким романтиком-стихотворцем, Тютчев первым перевел его поэтические произведения на родной язык. Свои лирические произведения он тоже продолжал писать. А весной 1836 передал их в Петербург, где опубликовали в «Современнике», издаваемом журнале. Кстати, великий поэт был в восторге от сочности поэтических красок, глубины мысли, силы и свежести тютчевского языка.

Служба в Германии длилась практически пятнадцать лет. В конце весны 1837 дипломат и поэт получил отпуск и поехал на три месяца в Санкт-Петербург.

Жизнь в Турине

А вот после отпуска Тютчеву судилось поехать в Турин. Туда его назначили поверенным в делах русской миссии и первым секретарем. В этом итальянском городе его ожидала жизненная трагедия, смерть жены Элеоноры. Спустя год женитьба на госпоже Дернберг стала окончанием его карьеры дипломата. Тютчеву не простили самовольный отъезд в Швейцарию для совершения обряда венчания с Эрнестиной.

Сообщение об освобождении поэта от занимаемой должности не заставило себя долго ждать. В течение двух лет пытался он возвратиться на службу, но безрезультатно. Тютчева окончательно исключили из числа чиновников Министерства. Без официального положения, находясь в отставке, пять лет поэт прожил в Мюнхене.

Снова на родине

В 1843 поэт вернулся в отчий край. Проживал сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге у родителей. Воссоединился с семьей в 1844. Весной следующего года он вновь начал служить в Министерстве иностранных дел. Еще через год получил должность чиновника особых поручений, позже - старшего цензора. Шёл карьерный рост, налаживалась светская жизнь. Эти и последующие годы ознаменовались написанием публицистических статьей, которые были опубликованы, и великолепных стихотворений, которых никто не читал.

Поэтическая популярность

Двадцать четыре лирических произведения и статья под названием «Русские второстепенные поэты», написанная , увидели свет в журнале «Современник» в начале 1850. Они заставили широкую публику вспомнить Тютчева-поэта. Через четыре года первый сборник лирических произведений был восторженно встречен читателями.

Прощальное чувство

Любовь юной Елены Денисьевой и немолодого поэта Федора Тютчева длилась четырнадцать лет. Роковое чувство родило прекрасную лирику так называемого «денисьевского цикла». Их отношения были обречены на трагизм, ведь у поэта была семья. Об этом Тютчев написал в стихотворении «О, как убийственно мы любим», рассказав о мучительном, греховном, осуждаемом людьми чувстве.

Тяжелые утраты

Последнее десятилетие жизни поэта заполнено тяжелыми непоправимыми утратами. От чахотки умерла Елена Денисьева в 1964, за ней в следующем году уходят из жизни их сын и дочь, затем умирает мать и в 1870 - брат. Жизнь поэта, угасая, теряет смысл. С 1873 он начинает тяжело болеть и пятнадцатого июля того же года жизнь его обрывается.

Прах его захоронили в городе Петра на Новодевичьем кладбище. А сам Тютчев остался любимым поэтом многих поколений.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Тютчев родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 - 1830 в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 - 1850 выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело…», «Когда в кругу убийственных забот…», «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. - «на случаи» («Когда дряхлеющие силы…», 1866, «Славянам», 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Каков же смысл знаменитого “умом Россию не понять ”? Прежде всего тот, что “ум не есть высшая в нас способность” (Н.В.Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как “обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.

Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.

Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ духа и крови, учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более 20 лет в общей сложности провел он в Германии и Италии, где успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений поэта была опубликована в пушкинском “Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.

В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что «единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…» Во многом Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.

Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.

Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848-49гг.), «Папство и римский вопрос» (1850), «О цензуре в России» (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».

Русофобия - болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу, ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству.

Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать “клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на “русскую ласку” способна “клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует “другой формулы”, чем история христианского Запада.

Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.

Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке..

Бедная Россия! Весь мир против нее! На самом деле, нет.

У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата «Россия и Запад», оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.

Нынешний владелец сайта эту статью не писал и со всем этим «русофобским» жалостливым комплексом неполноценности не согласен, но я решил не удалять — пусть будет как мнение. Вот если это правда про Тютчева, то он прямо упал в моих глазах. Не знал, что Тютчев был таким фашистом. Никакое «исторически оправданное возвращение земель» и «русофобия» (выдуманная она или нет) не может быть оправданием для агрессии в сторону другого государства. Именно такие идеи были у небезызвестного Муссолини, который хотел «возвратить», читай захватить земли, принадлежащие ранее Священной Римской империи. Такие дела.

Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. «Идея Империи, — писал Тютчев, всегда была душою Запада», но сразу же оговаривал: «но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией». Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.

Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу». История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.

Ох уж этот злобный запад, аж смешно читать. Ребята этот мир построен на конкуренции и каждый преследует свои интересы — это факт. И, чем меньше главы и граждане государств будут мерятся своими, простите, пиписьками с другими, а чем больше заботиться о процветании своей страны — тем лучше будет всем.

Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии. “Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: “Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.

Щас бы еще православное государство построить, вообще будет «здорово». Надеюсь, вы помните уроки истории и понимаете, что единственно правильный путь развития — это светской государство.

Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” — разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:

У меня сейчас от пафоса слезы чуть не потекли. Канализацию надо бы везде провести сначала, а потом уж Святую Русь строить.

Москва, и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы –

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги по Ефрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство Русское… и не прейдет вовек,

Как то предвидел Дух и Даниил предрек

Раздел:

Навигация по записям

(1803 - 1873) стали классикой отечественной литературы. Вот что писал о его лирике литературовед Юрий Лотман: «Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности» .

Интересные воспоминания о Тютчеве оставили современники поэта. Мы публикуем некоторые из них.

«От его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, то есть они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве... В этом смысле поэзия его заслуживает название дельной, т. е. искренней, серьезной. ... Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г-на Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной».

«Когда- то Тургенев, Некрасов... едва смогли уговорить меня прочесть Тютчева, но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». Толстой называл его среди своих любимых поэтов, говорил, что «без него нельзя жить».

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того как я всматривался в тонкую синеву другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева».

Иван Аксаков

«Ум сильный и твердый - при слабодушии и бессилии воли, доходившем до немощи; ум зоркий и трезвый - при чувствительности нервов самой тонкой, почти женской, - при раздражительности, воспламенимости, одним cловом, при творческом процессе души поэта со всеми ее мгновенно вспыхивающими призраками и самообманом. Ум деятельный, не знающий ни отдыха, ни помощи - при совершенной неспособности к действию, при усвоенных с детства привычках лени, при необоримом отвращении к какому бы то ни было принуждению; ум постоянно голодный, пытливый, серьезный, сосредоточенно проникающий во все вопросы истории, философии, знания; душа, ненасытно жаждущая наслаждений, волнений, рассеяний, страстно отдававшаяся впечатлениям текущего дня...»

Николай Добролюбов

«Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

«Он умён и мил; он один умеет расшевелить меня и дёргать за язык». «Со смертью Пушкина и отсутствием Жуковского мои литературные отношения почти совершенно пресечены. С одним Тютчевым есть ещё кое - что общее».

Биография и эпизоды жизни Федора Тютчева. Когда родился и умер Федор Тютчев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Федора Тютчева:

родился 23 ноября 1803, умер 15 июля 1873

Эпитафия

«А он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом!»
Из стихотворения Николая Рубцова, посвященного Тютчеву

Биография

Он сделал блестящую государственную карьеру, что не помешало ему стать одним из величайших русских поэтов XIX века и мастером лирического пейзажа. Биография Федора Тютчева - биография человека, служившего своей стране верой и правдой, и также искренне и талантливо он служил другому своему призванию - поэзии.

Отец Тютчева был поручиком гвардии, мать - происходила из старинного дворянского рода Толстых. Маленькому Федору дали хорошее домашнее образование - уже к 13 годам он владел латынью и древнегреческим. Мальчику было уготовано хорошее будущее - учеба в Московском университете, а затем государственная служба. Молодой и способный юноша быстро продвигался по карьерной лестнице - вскоре после окончания учебы его направили в Мюнхен в составе Российской дипломатической миссии. Параллельно со службой Тютчев занимался литературным творчеством. Писать стихи он начал еще ребенком, а уже к 20 годам его произведения стали отличаться оригинальностью - Тютчев сумел соединить традиции русской оды и европейского романтизма. За время службы за границей Тютчев получил звание камергера, затем статского советника и, наконец, был назначен старшим секретарем посольства в Турине. Перерыв в работе пришлось сделать из-за личной трагедии Тютчева - умерла его жена, чье здоровье сильно подорвало кораблекрушение, в которое она попала вместе с детьми, направляясь к мужу. Потеря жены, его верного друга и матери его детей, стала для поэта потрясением. Некоторое время он прожил за границей, после чего вернулся в Россию, где возобновил службу в МИД. За несколько лет до смерти Тютчев был произведен в тайные советники, что считалось очень высоким государственным постом - эту должность он получил благодаря своей дипломатичности и мудрости.

Последние годы жизни Тютчев много писал, создав большое число стихотворений на политическую и любовную тематики. За полгода до смерти Тютчева частично парализовало, что привело к сильным головным болям. Вскоре его хватил сильный удар, парализовавший всю левую половину тела. Спустя несколько месяцев Тютчев скончался, причиной смерти Тютчева стали последствия перенесенного им инсульта. Похороны Тютчева прошли 18 июля 1873 года, могила Тютчева находится на кладбище Новодевичьего монастыря.

Любимые женщины Тютчева — Элеонора Ботмер, Эрнестина Пфеффель и Елена Денисьева (слева направо)

Линия жизни

23 ноября 1803 г. Дата рождения Федора Ивановича Тютчева.
1817 г. Посещение историко-филологического факультета Московского университета в качестве вольного слушателя.
1818 г. Зачисление в Московский университет.
1819 г. Член Общества любителей российской словесности.
1821 г. Окончание университета, служба в Коллегии иностранных дел.
1826 г. Женитьба на Элеоноре Петерсон.
21 апреля 1829 г. Рождение дочери Анны.
1834 г. Рождение дочери Дарьи.
1835 г. Рождение дочери Екатерины.
1837 г. Работа старшим секретарем посольства в Турине.
1838 г. Смерть жены Тютчева.
1839 г. Уход с государственной службы, переезд за границу, женитьба на Эрнестине Пфеффель.
1840 г. Рождение дочери Марии.
1841 г. Рождение сына Дмитрия.
1844 г. Возвращение в Россию.
1845 г. Возвращение на службу в Министерство иностранных дел.
1846 г. Рождение сына Ивана.
1848 г. Получение должности старшего цензора.
1851 г. Рождение дочери Елены от отношений с Еленой Денисьевой, любовницы Тютчева.
1854 г. Выход первой книги Тютчева.
1858 г. Вступление в должность председателя комитета иностранной цензуры.
1860 г. Рождение сына Федора от отношений с Денисьевой.
1864 г. Рождение сына Николая от отношений с Денисьевой, смерть Елены Денисьевой.
1865 г. Смерть дочери Елены и сына Николая.
1870 г. Смерть сына Дмитрия.
15 июля 1873 г. Дата смерти Тютчева.
18 июля 1873 г. Похороны Тютчева.

Памятные места

1. Усадьба Овстуг, где родился Тютчев и где сегодня находится музей-заповедник Тютчева.
2. Усадьба Мураново, родовая усадьба Тютчева, где сегодня находится музей Тютчева.
3. Московский государственный университет им. М. Ломоносова, который окончил Тютчев.
4. Дом Тютчева, где он жил в 1805-1810 гг. в Москве (усадьба графа Ф. А. Остермана).
5. Дом Тютчева в Москве, где он жил в 1810-1821 гг.
6. Дом Тютчева в Мюнхене, где он жил в 1822-1828 гг.
7. Дом Тютчева в Мюнхене, где он жил в 1842-1844 гг.
8. Памятник Тютчеву в Брянске.
9. Памятник Тютчеву в Мюнхене в «Саду поэтов».
10. Новодевичье кладбище, где похоронен Тютчев.

Эпизоды жизни

По рассказам очевидцев, сидя у гроба почившей первой жены, Тютчев поседел за одну ночь. Но, поговаривали злые языки, поседел он не от горя, а от того, что раскаивался перед женой в своей любовной измене. Через год после смерти первой жены Тютчев женился на своей любовнице, с которой у него были отношения последние годы его первого брака. Но и эта связь не стала для поэта последней. Так, его роман с Еленой Денисьевой продлился несколько лет, до самой ее смерти. Денисьева родила поэту троих детей, двое из которых скончались за несколько лет до смерти Тютчева, что также стало для него тяжелой трагедией.

И все же Тютчева сложно было назвать жестоким изменщиком - он одинаково сильно любил и свою жену, и любовницу, и не мог себе представить жизни без каждой из них. Своей жене, которую он считал святой, уже во время отношений с Денисьевой Тютчев как-то написал: «Сколько достоинства и серьезности в твоей любви - и каким мелким, и каким жалким я чувствую себя сравнительно с тобою!.. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и, когда все увидят меня таким, каким я вижу себя, дело мое будет кончено».

Тютчев пережил свою любовницу на девять лет, а его вторая жена пережила мужа — на двадцать с лишним. Именно Эрнестине Пфеффель общество сегодня должно быть обязано за то, что обладает тютчевским наследием. Тютчев никогда не относился к себе серьезно как к литератору, стихи были для него способом сублимации его личных переживаний, а публицистические статьи - результатом его размышлений о судьбе России. После смерти Тютчева его жена собрала и переписала все стихотворения и статьи мужа, даже те, что были посвящены Денисьевой, тем самым их сохранив.

Завет

«Мысль изреченная есть ложь».


Документальный фильм из цикла «Гении и злодеи» памяти Тютчева

Соболезнования

«Тютчев был представитель истинной и изысканной культуры: тип, и в то время редкий по ценности своей, а в наши дни не существующий. В нем, в его культурности, жила глубокая наследственность - рядом с славянской - наследственность латинская, германская. Тютчев, конечно, самый культурный из всех наших поэтов. Даже в Пушкине чувствую это меньше, чем в Тютчеве».
Князь Сергей Волконский, театральный деятель, режиссер, критик

«Еще одним умным, характерным, оригинальным человеком стало у нас меньше. Потеря чувствительная на нашем роковом безлюдье! Федор Иванович Тютчев скончался на 70-м году от роду, в Царском селе, июля 15-го, после нескольких ударов, постигших его в продолжение последнего времени. Кто не знал в Петербурге и Москве, в высших и образованных кругах, Федора Ивановича Тютчева?»
Михаил Погодин, историк, коллекционер

«Милый, умный, как день умный Федор Иванович, прости - прощай!»
Иван Тургенев, русский писатель



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний