Печенеги и половцы. Внешняя политика русских князей

Главная / Г. Х. Андерсен

Половцы Половцы (куманы, кипчаки) - народ тюркского племени, некогдасоставлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степяхсредней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка,из которого видно, что язык их - тюркский, ближе всего стоящий квосточно-турецкому. П. пришли в южнорусские степи вслед за печенегами иторками и скоро вытеснили тех и других. С этого времени (2-я половина XIв.) до монголо-татарского нашествия они производят постоянные нападенияна Русь, особенно южную - опустошают земли, грабят скот и имущество ,уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, илипродают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Нападения своиП. делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у нихпленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всегострадало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье,Северская, Kиeвская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у П. своихпленных. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления иселила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именемчерных клобуков. Центром черно-клобуцких поселений было Поросье, наюжной границе Киевского княжества. Иногда русские вели с половцами инаступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли;одним из таких походов был поход героя "Слова о Полку Игореве", ИгоряСвятославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы.Народ половецкий распадался на несколько колен, носивших названия поименам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах,Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. П. были прекрасными степныминаездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их былоскотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому онипереходили с одного места на другое; трудным было положение их в суровыезимы. Золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей.Городов П. не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров,Чешуев и им принадлежал в XIII в. г. Судак . Половецкие ханы велироскошную жизнь, но народ жил вообще просто и неприхотливо; главной егопищей были мясо,. молоко и просо , любимым напитком - кумыс. ПостепенноП. подвергались культурному воздействию Руси, иногда принималихристианство; ханы их получали христианские имена. Вообще, однако. П.были язычниками. По Рубруквису, над прахом своих покойников они насыпаликурганы и ставили на последних каменные бабы. В половине XIII в. П. былипокорены монголо-татарами. Часть их выселилась в Закавказье, часть вРусь, часть на Балканский полу-ов (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию,часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял П., пришедших подпредводительством хана Котяна (тестя Даниила Романовича Галицкого);наследник венгерского престола, Стефан V, женился на дочери Котяна, ивообще П. заняли в Венгрии видное положение. Наконец, часть П.перебралась в Египет , где они также хорошо устроились в войске;некоторые султаны египетские были половецкого происхождения. См. П. В.Голубовский, "Печенеги, тюрки и половцы до нашествия татар" (Киев,1884); статью проф. Аристова "О земле Половецкой" (в "Изв. Неж. Ист.Фил. Института"). Д. Баг-й Полоз (Eryx) - род змей из подсемейства Erycinae сем. удавов(Boidae), отличающийся очень коротким, подвижным и не закручивающимсяхвостом, одетой мелкими чешуйками и не отграниченной от туловища головойс закругленной мордой, с явственным продольным желобком на подбородке иотсутствием ямок на всех губных щитках; передние челюстные зубы лишьнемного длиннее задних. От 5 - 6 видов, свойственных палеарктической ималайской областям и:живущих в очень сухих песчаных местностях степей ипустынь. Наиболее распространенный вид - Полоз турецкий (Eryx jaculus s.turcicus), длиною в 66 - 77 см., сверху яркий желтовато-серый, на головес обеих сторон с косой черной полоской; черные шашки, расположенныечетырьмя продольными рядами по всей длине тела, сливаются между собой;нижняя сторона по большей части одноцветная соломенно-желтая.Распространен от Балканского полуострова до Алтайских гор на восток и доЕгипта и Алжира на запад. Зарывается в песок , подстерегая добычу,состоящую главным образом из ящериц, которых перед проглатыванием П.душит. Т. Я.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Половцы" в других словарях:

    - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южно русских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Разгромлены и покорены монголо татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию) … Современная энциклопедия

    - (кипчаки) тюркоязычный народ, в 11 в. в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 нач. 13 в. Наиболее опасными были нападения в кон. 11 в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103 16.… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛОВЦЫ, половцев, ед. половец, половца, муж. Тюркский народ, родственный печенегам, в 11 12 вв. н.э. неоднократно нападавший на Киевскую Русь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОЛОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Группа племён тюркского происхождения, кочевавших на юго востоке Европы в 11 нач. 13 в. | жен. половчанка, и. | прил. половецкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремёсла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Наиболее опасными были нападения в конце 11 в.; прекратились после поражений от русских князей в 1103 16;… … Русская история

    Половцы - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южно русских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Разгромлены и покорены монголо татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Эту страницу предлагается объединить с Кипчаки. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/23 октября 2011. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата … Википедия

    Ев; мн. Ист. Древний народ тюркской языковой группы, кочевавшего на юго востоке Европы в конце 11 начале 13 в.; представители этого народа. Борьба с половцами. ◁ Половец, вца; м. Половчанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Половецкий, ая, ое. П.… … Энциклопедический словарь

    Кыпчаки, куманы, ср. век. народность тюрк. группы. В 10 в. занимали терр. Сев. Зап. Казахстана, гранича на В. с кимаками, на Ю. с огузами, на З. с хазарами. Распадались на ряд племен и вели кочевой образ жизни. В сер. 10 в., перейдя вслед за… … Советская историческая энциклопедия

    Кипчаки, кыпчаки, куманы, русское наименование в основном монголоидного тюркоязычного народа, пришедшего около 11 в. из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. К 12 в. у П. начинают выделяться… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Половцы в Венгрии. Исторический очерк , Петр Васильевич Голубовский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Краткий исследовательская работа, которую автор первоначально задумывал как приложение к своему…

ПЕЧЕНЕГИ И ПОЛОВЦЫ

Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам (их было восемь), шедшим в авангарде этого тюркоязычного (возможно, с небольшой примесью угров) потока и составлявшим количественно более половины его (Артамонов М.И., 1962, 345).

Культура печенегов была довольно высокой для кочевников. В насыпанных ими курганах обнаружены мечи, глиняные кувшины, украшенные причудливым, пышным орнаментом, костяные орнаментированные накладки на луки, пряжки и подвески для поясов. Сбруя печенежских коней уже мало чем отличается от современной, в ее состав входят жесткие удила с трензелями, седельные подпруги и, главное, стремена, позволявшие стрелять из лука, не покидая седла.

Печенеги входили ранее в Хазарский каганат и откололись от него, как только он стал слабеть. Уйдя от преследований бывшего владыки, они двинулись на запад и юг. В начале X в. эти скитальцы степей уже достигли Крыма, где захватили Боспор и Херсонес, потеснив хазар. Очевидно, полуостров весьма подошел им, так как здесь многие остановились (основная часть их пошла на запад, дальше к Днепру) и стали устраиваться вполне основательно. Они заключили в начале X в. союзные договоры с Византией и Русью, впрочем не мешавшие войнам и в дальнейшем. Византия все же стремилась всячески крымских печенегов ублажать, поддерживать их и экономически и политически. Императорам была выгодна дружба с воинственными и многочисленными степняками, которые образовывали барьер против проникновения в византийские владения русских, ибо последние были более опасны: не ограничиваясь грабежом мелких поселений, они угрожали Константинополю, организовывали совместные походы, в которых против греков выступали, как, например, в 944 г., варяги, русь, поляне, словены и кривичи. Согласно выводам советского историка, союз с печенегами Крыма вообще "являлся центром византийской системы поддержания политического равновесия в X в. " (Левченко М.В., 1940, 156). Но, судя по русским летописям, с Русью печенеги воевали не только по договоренности с Византией и совместно с ее войском, но и по собственному почину, причем неоднократно. В одной из таких войн пал знаменитый князь Святослав, из черепа которого печенежский хан Куря сделал себе ритуальную чашу.

В середине XI в. четыре печенежских орды, кочевавших в Причерноморье, распались. В конце века они попытались было снова объединиться в племенной союз и даже двинулись совместно на Византию, но это был их последний крупный поход. Император привлек на свою сторону половцев и устроил, окружив печенегов, страшное побоище, где их погибло более 30 тыс. Это был решающий удар, более этнос так и не смог подняться. Часть печенегов ушла из Крыма в южные степи, в долину реки Рось и к Белой Веже; осталось, очевидно, немного.

Влияния на крымское население печенеги не оказали почти никакого - и по краткости пребывания там, и по невозможности конкурировать с мощным культурным влиянием более развитых византийских соседей по Крыму. С другой стороны, печенеги отличались от иных завоевателей тем, что не только не разрушили классических древностей Тавриды, но и со временем "стали дорожить" ими, приобретя вкус к оседлой культурной жизни (Лашков Ф.Ф., 1881, 24).

Более того, они переняли и многое из социально-экономических достижений тогдашних крымчан. Если они пришли сюда кочевниками, причем довольно низкой, таборной стадии развития (она характерна военной демократией и слабой имущественной дифференциацией), то вскоре, освоив степь и предгорья, стали быстро переходить к земледелию. Часть печенегов переселилась в портовые города, где они также проявили неожиданные способности, занявшись торговлей. Более того, известно немало печенежских купцов, которые вели крупную транзитную торговлю между Византией и Херсоном - с одной, и Россией и волжской Хазарией, с другой стороны. Есть сведения о том, что печенежские торговые дома даже вытеснили коренных херсонеситов из самой перспективной сферы их интересов - торговли с Востоком (там же, 25).

Половцы, или кыпчаки (по имени одного из крупнейших половецких племен), появились в Крыму в X - XI вв., придя из регионов рек Волки (Идиль) и Урала (Джаик). Это были такие же, как печенеги, кочевники, по происхождению они также имели определенную степень родства. И те и другие принадлежали в основном к тюркам. По найденным в погребениях скелетам мы видим, что это были круглоголовые (брахикранные) европеоиды, некоторые - с незначительными монголоидными чертами. Половцы были по большей части светловолосыми и голубоглазыми, чем отличались от темноволосых печенегов. В XI в. основная масса половцев приняла ислам.

Первое время по приходу в Крым половцы-кыпчаки продолжали и кочевать, и устраивать опустошительные набеги - главным образом на Русь и Византию. Причем добились больших успехов: с одной стороны, Византии пришлось на горьком опыте убедиться, что с ними выгоднее дружить, чем воевать, с другой - русские ни разу за весь XI век не смогли углубиться внутрь половецких владений. Политические половецко-византийские связи осуществлялись в основном через Херсонес, хотя столицей крымских половцев был Судак (Сугдея).

Половецкая орда процветала в Крыму значительно дольше печенегов - до начала татаро-монгольского вторжения в XIII в. Основная эмиграция началась после битвы на Калке, но многие, особенно купцы и земледельцы, смешавшиеся с местными племенами и принявшие к тому времени христианство, остались. Затем их постигла судьба столь многих племен, заселявших Крым в древности, и они окончательно слились с местным населением, не оставив по себе памяти даже в чертах лица коренных крымчан; как было сказано, и те и другие были европеоиды.

Зато остались весьма примечательные памятники половецкой материальной культуры. В северо-западном Крыму до сих пор находят полускрытых землей, а то и под пахотным слоем так называемых половецких баб - массивные каменные изваяния. Это великолепный жанр искусства, причем строго индивидуального. Древние мастера сильно стилизовали свои творения, они компоновали их по общему образцу (выпрямленная фигура с кувшином, прижатым обеими руками к животу), но умели достичь, невзирая на каноны, портретного сходства.

В этих статуях отразилась живая история народа, даже изменения в его внешности - "бабы" прикавказских равнин приобретают в XIV в. горбинку на носу (след межэтнического смешения с грузинами), крымские же сохраняют благородную простоту и ясность старого половецкого типа. И еще один след, к сожалению менее долговечный, чем статуи. До 1944 г. в Крыму имелись населенные пункты с топонимическим компонентом "кипчак". Ныне это села с такими бездарными, выдуманными без опоры на историю названиями, как Громове, Рыбацкое, Самсоновка и т. д. и т. п. ...

Из духовного наследия половцев мы можем назвать занесенные ими на крымскую почву такие общие для исламского мира образцы устного арабского фольклора, как "Лейла и Меджнун", "Юсуф и Зулейка", позднее - "Ашик-Гариб", анекдоты о Ходже Насреддине и другие, обогатившие крымскую народную культурную традицию.

В среде этих первых мусульман Крыма был в XII - XIII вв. создан и первый памятник крымскотатарского языка - словарь "Кодекс Куманикус". Признано, что язык крымских кыпчаков того периода был более развит и совершенен, чем диалекты пришедших в Крым позднее орд (см. ниже), в которых смешались самые различные тюркские и монгольские элементы, и поэтому именно кыпчакский язык послужил основой при формировании и письменного, литературного крымскотатарского языка (Фазыл Р., Нагаев С., 1989, 136).

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Печенеги Изложенными в прошлый час экономическими последствиями расселения восточных славян по русской равнине были подготовлены и последствия политические, которые становятся заметны несколько позднее, с начала IX в. С этого времени хозарское владычество, казавшееся

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

63. Гузы и печенеги В VI в. до н. э. в арало-каспийской области жили массагеты - по-видимому, один из разделов саков: (мае + сака + та = большая сакская орда, ставка). По поводу их образа жизни и ныне уместно повторить слова Страбона: «…В результате своих исследований историки

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

«Исчезнувшие» печенеги «Усеченная» версия русской истории отдает все евразийские степи Средневековья «тюркоязычным» народам (печенегам, половцам, татарам). Якобы после хазар (народа неизвестного происхождения, исчезнувшего тоже неизвестно куда) весь юг

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X– XIII века. В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами. Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава IV. Летописные сказания о некоторых народах, соприкасающихся с Русью, будто бы, до крестовых походов, в связи с так называемыми «Городищами» Украины (торки, половцы, печенеги и т.д.) Один из главнейших недостатков современных курсов государственной истории

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Печенеги и Кипчаки Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Печенеги Практически все первые князья Днепровской Руси вынуждены были защищать границы государства от набегов степняков, первыми в ряду этих врагов стояли печенеги, на совесть которых летопись отнесла смерть князя Святослава. Отвоевав с Византией за Болгарию, которую

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Печенеги Советский Энциклопедический словарь (1989 год) сообщает: «ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и др. племен в заволжских степях в 8–9 вв. В 9 в. - в юж. - рус. степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты вел. киевским кн. Ярославом Мудрым, часть

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Печенеги Советский Энциклопедический словарь (1989 год) сообщает:«ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и др. племен в заволжских степях в 8–9 вв. В 9 в. – в юж. – рус. степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты вел. киевским кн. Ярославом Мудрым, часть

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Печенеги К концу Македонской династии печенеги были самыми опасными врагами Византии на севере. Византийское правительство разрешало им жить в областях на север от Балкан и присваивало печенежским князьям византийские придворные чины. Но, конечно, это не было настоящим

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X–XIII ВЕКА В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и Аральским

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Печенеги Утвердившись в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье, киевские русы приобрели новых соседей - печенегов. По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы - баджнак. Высказывалось предположение, что

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

ПЕЧЕНЕГИ И ПОЛОВЦЫ Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

25. ГАРДИЗИ. ПЕЧЕНЕГИ Арабский географ Абу-Саид Абд-ал Хайяб. Зохака Гар-дизи писал в середине XI в., но свои сведения часто черпал и у более ранних географов VIII, IX, X вв. Отрывок о печенегах взят из книги Гардизи «Украшение известий» в переводе В. В. Бартольда. В. Бартольд,

Как говорится, «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Действительно ли они были по уровню развития ниже славян? Что мы вообще знаем об этом народе?

Давайте вместе получим ответы на эти вопросы.

Тайна исчезнувшего народа

Благодаря упоминаниям в письменных источниках периода Киевской Руси, мы знаем, что князь Святослав разрушил основные города Хазарского каганата.

Саркел, Семендер и Итиль были уничтожены, а положение государства подорвано. После 12 века о них вообще ничего не говорится. Последняя существующая информация свидетельствует, что они были захвачены и покорены монголами.

До этого же времени - с 7 столетия - о Хазарии говорится в арабских, персидских, христианских источниках. Ее цари имеют огромное влияние на территориях Северного Кавказа и прикаспийских степей в районе устья Волги. Многие соседи платили дань хазарам.

До настоящего момента этот народ окутан тайной, а многие сведения не сходятся. Исследователи с трудом пробираются через национальную специфику свидетельств очевидцев.

У арабов одни меры расстояния и времени, у тюрок - совершенно другие, прибавьте сюда еще византийские, иудейские, славянские и собственно хазарские понятия. Названия городов часто приводятся в одном абзаце в исламской манере, в другом - на иврите или тюркском языке. То есть вполне возможно, что городов было больше или меньше, так как полностью сопоставить этнонимы пока не удалось. Равно как и обнаружить остатки всех крупных поселений.

Судя по переписке, получается совершеннейшая путаница и бессмыслица. В описаниях царя города - громадные, по 500 километров, а провинции малюсенькие. Возможно, опять же, это особенность кочевнической меры расстояний. Хазары, печенеги, половцы считали как днями путь, так и различали длину дороги в горах и на равнине.
Как же на самом деле все было? Давайте разбираться постепенно.

Гипотезы о происхождении

В середине 7 века на просторах равнинного Дагестана, в Восточном Предкавказье, появляется неведомый доселе, но очень сильный народ - хазары. Кто это?

Сами себя они называют «казары». Слово, по мнению большинства исследователей, происходит от общетюркского корня «каз», обозначающим процесс «кочевания». То есть они могут себя именовать просто кочевниками.

Другие теории касаются персидского («хазар» - «тысяча»), латинского (кесарь) и тюркского («порабощать») языков. На самом деле доподлинно не известно, поэтому добавляем этот вопрос к списку открытых.

Происхождение самого народа тоже находится под покровом тайны. Сегодня большинство считает его все-таки тюркским. Какие же племена претендуют на роль прародителей?

Согласно первой теории - это наследники племени акациров, одной части некогда великой империи гуннов.

Второй вариант заключается в том, что их считают переселенцами из Хорасана.
Эти гипотезы имеют мало подтверждений.

Зато две следующие достаточно сильны и подтверждаются некоторыми фактами. Вопрос только в том, какие источники более точны.

Итак, третья теория относит хазар к потомкам уйгуров. Китайцы в своих хрониках упоминают их как «народ ко-са». В ходе распада гуннской империи, пользуясь ослаблением авар, часть огузов ушла на запад. Самоназвания групп переводятся как «10 племен», «30 племен», «белые племена», и так далее.

Были ли среди них хазары? Кто это может подтвердить? Считается, что этот народ был в их числе.

В процессе переселения они оказываются в Северном Прикаспие и Кубани. Позже, с ростом влияния, расселяются в Крыму и возле устья Волги.

С появлением городов развиваются ремесла. Ювелиры, кузнецы, гончары, кожевники и прочие мастера формируют основу для внутреннего товарооборота.

Знать и правящая верхушка, а также армия, жили за счет грабежей и дани с покоренных соседей.

Кроме этого, значительную статью дохода составляли пошлины и налоги с товаров, которые провозили по территории каганата. В виду того, что история хазар неразрывно связана с перекрестком «восток-запад», они просто не могли не воспользоваться возможностями.

В руках каганата оказался путь из Китая в Европу, под контролем государства было судоходство по Волге и северной части Каспийского моря. Дербент стал стеной, отделяющей две враждующих религии - православие и ислам. Что дало беспрецедентную возможность возникновения посреднической торговли.

Кроме того, Хазария стала крупнейшим перевалочным пунктом в работорговле. Плененные северяне отлично раскупались персами и арабами. Девушки - как наложницы для гаремов и прислуга, мужчины - как воины, работники по хозяйству и для прочего тяжелого труда.

Также государство в 10-11 веках чеканило собственную монету. Хотя она и была подражанием арабским деньгам, но примечательным моментом является то, что в надписи «Мухаммед - пророк», на хазарских монетах, стояло имя «Моисей».

Культура и религия

Главные сведения о народе исследователи получают из оригинальных письменных источников. С кочевыми племенами, такими как хазары, печенеги, половцы, дела обстоят сложнее. Упорядоченного свода каких-либо документов просто не существует.
А разрозненные надписи религиозного или бытового характера не несут большой смысловой нагрузки. Из них получают лишь крупицы информации.

Много ли мы узнаем о культуре племени из надписи на горшке «сделано Иосифом»? Здесь получится понять только то, что было распространено гончарство и некоторые языковые традиции, например принадлежность имен к разным народам. Хотя и это не совсем верно. Этот сосуд могли просто купить и привезти, допустим, из той же Византии или Хорезма.

Фактически известно лишь одно. «Неразумные хазары» включали в себя несколько народностей и племен, которые говорили на славянских, арабских, тюркских и еврейских наречиях. Элита государства общалась и вела документацию на иврите, а простой люд пользовался руническим письмом, что подводит к гипотезе о его тюркских корнях.

Современные исследователи считают, что наиболее близким к хазарскому языку из ныне существующих является чувашский.

Религии в государстве также были разные. Однако, к эпохе заката каганата, иудаизм становился все более преобладающим и главенствующим. История хазар основательно связана с ним. В 10-11 веках «мирное сожительство вер» пришло к концу.

Начинались даже непорядки среди еврейских и мусульманских кварталов крупных городов. Но громили в этом случае последователей пророка Мухаммеда.

О положении вещей в низах общества мы можем судить с трудом ввиду отсутствия каких-либо источников, кроме нескольких кратеньких упоминаний. Но об этом далее.

Хазарские документы

Потрясающие источники о положении дел в государстве, его истории и устройстве пришли к нам, благодаря одному испанскому еврею. Кордовский придворный, по имени Хасдай ибн Шафрут, написал письмо царю хазар с просьбой рассказать о каганате.

Подобный поступок был вызван его удивлением. Будучи сам евреем, причем высокообразованным, он знал о рассеянности своих соплеменников. А тут приезжие с востока купцы рассказывают о существовании централизованного, мощного и высокоразвитого государства, в котором главенствует иудаизм.

Поскольку в числе обязанностей Хасдая была и дипломатия, он на правах посла и обратился к кагану за правдивыми сведениями.

Ответ он все-таки получил. Причем написал (скорее продиктовал) его сам лично «мелех Иосиф, сын Аарона», каган хазарской империи.

В письме он сообщает много интересной информации. В приветствии говорится, что его предки имели дипломатические связи с Омейядами. Далее он повествует об истории и укладе государства.

По его словам, предком хазар является библейский Яфет, сын Ноя. Также царь рассказывает легенду о принятии иудаизма в роли государственной религии. Согласно ей, было принято решение заменить язычество, которое раньше исповедовали хазары. Кто это мог сделать наилучшим образом? Конечно же священники. Были приглашены христианин, мусульманин и иудей. Последний оказался самым красноречивым и переспорил остальных.

По второй версии (не из письма), испытание для жрецов состояло в расшифровке неизвестных свитков, которые по «счастливой случайности» оказались Торой.
Далее каган повествует о географии своей страны, ее главных городах и быте народа. Они весну и лето проводят в кочевье, а на холодное время года возвращаются в поселения.

Заканчивается письмо хвастливой репликой о положении Хазарского каганата в роли главного сдерживающего фактора, который спасает мусульман от нашествия северных варваров. Русь и хазары, оказывается, сильно враждовали в 10 веке, что привело к гибели

Куда пропал целый народ?

И все же, не могли же уничтожить весь народ под корень русские князья, такие как Святослав, Олег Вещий. Хазары должны были остаться и ассимилировать с захватчиками или соседями.

Кроме того, армия наемников каганата тоже не была маленькой, поскольку государство вынуждено сохранять мир на всех захваченных территориях и противостоять арабам со славянами.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной версией признана следующая. Своим исчезновением империя обязана стечению нескольких обстоятельств.

Во-первых, подъем уровня Каспийского моря. Более чем половина страны оказалась на дне водоема. Пастбища и виноградники, жилища и прочие вещи просто перестали существовать.

Таким образом, теснимые природной катастрофой, люди начали спасаться и перемещаться на север и запад, где столкнулись с противостоянием соседей. Вот и появилась у киевских князей возможность «отмстить неразумным хазарам». Повод был давно - увод людей в рабство, пошлины на

Третья причиной, послужившей контрольным выстрелом, стал разброд в покоренных племенах. Они почувствовали слабость положения угнетателей и восстали. Постепенно терялись провинции одна за другой.

Как сумма всех этих факторов, обессиленное государство пало в результате похода русичей, который разрушил три главных города, включая столицу. Князя звали Святослав. Хазары не смогли противопоставить северному напору достойных противников. Наемники не всегда сражаются до конца. Своя жизнь дороже.

Наиболее правдоподобная версия того, кто является выжившими потомками, состоит в следующем. В ходе ассимиляции, хазары слились с калмыками, и сегодня являются частью этого народа.

Упоминания в литературе

В виду маленького количества сохранившейся информации, произведения о хазарах делятся на несколько групп.

Первая - это исторические документы или религиозная полемика.
Вторая - художественный вымысел на мотив поисков пропавшей страны.
Третья - псевдоисторические произведения.

Основные действующие лица - каган (часто как отдельный персонаж), царь или бек Иосиф, Шафрут, Святослав и Олег.

Главная тема - легенда о принятии иудаизма и отношения между такими народами, как славяне и хазары.

Война с арабами

Всего историки выделяют два вооруженных конфликта в 7-8 столетиях. Первая война длилась около десяти лет, вторая - более двадцати пяти.

Противостояние было каганата с тремя халифатами, которые в процессе исторического развития сменяли друг друга.

В 642 году первый конфликт был спровоцирован арабами. Они вторглись через Кавказ на территорию Хазарского каганата. С этого периода сохранилось несколько изображений на сосудах. Благодаря им, мы можем понять какие были хазары. Внешность, оружие, доспехи.

Через десять лет бессистемных стычек и локальных конфликтов, мусульмане решились на массированную атаку, во время которой потерпели разгромное поражение при Беленджере.

Вторая война была более долгой и подготовленной. Началась она в первых десятилетиях восьмого века, и продолжалась до 737 года. В ходе этого военного конфликта хазарские войска дошли до стен Мосула. Но в ответ арабские войска захватили Семендер и ставку кагана.

Подобные столкновения продолжались вплоть до 9 века. После этого был заключен мир в виду укрепления позиций христианских государств. Граница проходила за стеной Дербента, который был хазарским. Все южнее принадлежало арабам.

Русь и хазары

Киевским князем Святославом были повержены хазары. Кто это будет отрицать? Однако факт отражает только финал отношений. Что же было в течение пары веков, предшествовавших завоеванию?

Славяне в летописях упоминаются отдельными племенами (радимичи, вятичи и прочие), которые были в подчинение у Хазарского каганата, пока их не захватил Вещий Олег.

Говорится, что он их обложил более легкой данью с единственным условием, что хазарам они теперь платить не будут. Такой поворот событий, несомненно, вызвал соответствующую реакцию империи. Но о войне не упоминается ни в одном источнике. Мы о ней можем догадываться только по тому, что был заключен мир и русы, хазары и печенеги ходили в совместные походы.

Вот такая интересная и сложная судьба оказалась у этого народа.

4 738

Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и Аральскому морю.

Продолжая передвижение на запад, они кочевали между Уралом (Яик) и Волгой (Итиль), когда, между 889 и 893 гг. (по Константину Порфирогенету), они были изгнаны из страны совместной атакой хазар и огузов. Это привело к тому, что печенеги захватили «Лебедию», севернее Азовского моря, отобрав ее у мадьяр. Немного спустя, печенеги, возобновив свое продвижение на запад, вновь преследовали мадьяр в Ателькузу, то есть западной части русской степи, между Днепром и низовьем Дуная. К 900 г. печенеги уже кочевали между устьем Днепра и Дуная. В 934 г. они принимали участие в венгерском нашествии на Византийскую империю, во Фракии, в 944 г. – в походе русского князя Игоря в собственно Византию. В 1026 г. они перешли Дунай, но были рассеяны Константином Диогеном. В 1036 г. русский князь Ярослав Киевский нанес им крупное поражение, в результате которого они потеряли свое господство в степи, что заставило их вновь изменить свою позицию в отношении Византийской империи. В 1051 г. в силу этого давления и в ответ на продвижение огузов они снова напали на империю; новое нашествие имело место в 1064 г., когда они прошли через Фракию до ворот Константинополя. Настоящая драма для Византии началась тогда, когда она использовала наемников из числа язычников тюрков Европы для противостояния тюркам – мусульманам Азии, так как кровное родство тюрков-язычников было часто гораздо сильнее, чем их верность василевсу. Это произошло в 1071 г., накануне битвы при Малазкерте, когда отряды печенегов оставили службу императору Роману Диогену и перешли на сторону султана Алп Арслана. В Европе, во время правления Алексея Комнина, печенеги в 1087 г. совершили новое вторжение во Фракию, и дошли до Куле (между Аэносом и Константинополем), где они были обращены в бегство, оставив своего вождя Тзелгу на поле битвы. Алексей Комнин совершил ошибку, преследуя их, и был разбит в Дристре (Силистрия) (осень 1087 г). Империя была спасена в результате прибытия другой тюркской орды, кипчаков или половцев, которые продвигались из русских степей вслед за печенегами и разбили их на Дунае. Но так как все эти орды возвращались в Россию, печенеги, под давлением кипчаков, снова вступили во Фракию в 1088-1089 гг., дойдя до Ип-салы, южнее Адрианополя, где Алексей добился мира посредством откупа. В 1090 г. печенеги соединились с сельджукидами из Малой Азии для нападения на Константинополь через долину Маритцы, от Андрионополя до Аэноса, в то время как сельджукидская флотилия, хозяйка Смирны, атаковала побережье и из Никеи сельджукидская армия угрожала Никомедии.

Это было положение, напоминавшее времена Гераклия и Аваров, но теперь в Азии, как и в Европе Византия противостояла Тюркам, тюркам-язычникам в Европе и тюркам-мусульманам в Азии, соединившимся против империи узами общего происхождения. Печенеги зимовали близ Луле Бургаса, напротив византийских линий, которые отступили в Тчорлу. Вновь Алексей Комнин призвал на помощь кипчаков. Те, под командованием Тогор-така и Маниака, спустились из России во Фракию и напали на печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г. соединенные войска византийцев и кипчаков разбили армию печенегов на Лебурньоне. Это была практически «ликвидация» всего народа.

Оставшиеся печенеги, восстановившись в Валахии, предприняли уже последующим поколением, в 1121 году, новую инициативу, ограниченную территорией Болгарии, на севере Балкан, но были захвачены врасплох и уничтожены императором Иоаном Комнином весной 1122 г.

Печенеги были заменены в русских степях огузами и кипчаками.

Огузы – Гуззы по арабски, чьи азиатские потомки, известны как туркмены – кочевали на северо-востоке Каспия и севере Аральского моря. Один из кланов этого народа, а именно сельджукиды, в XI в., после принятия ислама, двинулись в поисках лучшей доли в Персию, где они основали великую тюркскую мусульманскую империю Тогрул-бека, Алп Арслана и Мелик – шаха. Другой огузский клан, оставаясь языческим, а именно, Озои, у византийских историков, сверг в том же XI веке господство печенегов на территории русской степи. Русские летописи впервые упоминают этих Огузов, под простым именем Торки, в 1054 г., одновременно с появление Половцев и Кипчаков.

Византийские историки отмечают, что в период правления византийского императора Константина X Дукаса, эти Озои перешли Дунай в 1065 г., численностью в 600 000 человек и опустошили Балканский полуостров до Тессалоников и Северной Греции, но вскоре были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние отряды огузов ушли на запад от Волги, где были окончательно подчинены, уничтожены и ассимилированы кипчаками.

Народ, называемый на тюркском языке – Кипчак, известен у русских как Половцы, у Византийцев их называли Команои, у арабского географа Идризи – Куманы, и наконец, у Венгров, они – Куны. Согласно Гардизи, они происходили из той части группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири, на среднем течении Иртыша, и возможно, по мнению Минорского, вдоль Оби.

Кимаки и огузы были, во всяком случае, близкородственными народами. (Кашгари отмечал, что те и другие отличались от остальных изменением звука внутреннего «у» в «dj». К середине XI в., Кипчаки, отделившись от основной массы Кимаков, эмигрировали в направлении Европы. В 1054 г., как мы видели, русские летописи впервые отмечают их присутствие в степях севернее Черного моря, как и Огузов. Кипчаки разбили Огузов и теснили их перед собой. Кипчаки использовали победу Огузов над Печенегами и, когда Огузы были разбиты Византийцами и Булгарами во время неудачного нашествия на Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки оказались единственными хозяевами русских степей. В 1120-1121 годах Ибн аль-Атхир наделяет их этим наименованием, и как союзников Грузин. В это же время, монгольские кланы, близкородственные Киданям и менее близкие с мигрировавшими на запад Каракитаями, пришли с китайско-маньчжурских границ в район р. Урала и Волги, где соединились с основной массой кипчаков, среди которых они играли организаторскую роль и имели статус правящего класса; однако, очень скоро они ассимилировались, восприняв тюркский образ жизни, с чисто кипчакским элементом. Кипчаки остались хозяевами русских степей вплоть до нашествия полководцев Чингиз-хана в 1222 г. Мы видим, что в это время, под влиянием русских, некоторые предводители кипчаков начали принимать христианство. Мы увидим также, что кипчаки оставили свое имя в монгольской Руси, так как Чингизханидское государство, созданное в этой стране, называлось Кипчакское ханство.

Необходимо отметить, что достижением Византийской империи является ее способность сопротивляться на протяжении веков нашествию многочисленных орд, которые обрушивались на ее границы. От Аттилы до Огузов, все эти Тюрки и Монголы, представляли значительно более грозную опасность для христианской цивилизации, чем события 1453 г.

Славяне это Скифы?

Хозяин дома - Домовой

Тайны ДЕВЯТИ НЕИЗВЕСТНЫХ

План

1. Великая Степь: печенеги, половцы и монголы.

Монгольское нашествие.

Улус Джучи.

Русь и Орда.

Внешняя политика русских князей.

Вспомним основной смысловой блок предыдущей лекции:

Как видим, Ярослав Владимирович основной интерес во внешней политике проявлял к западным странам и Византии. После того, как в 1036 году Великий князь Киевский разбил печенегов под Киевом, Степи и восточному направлению он уделял мало внимания. Повесть временных лет констатирует:«Одва одоле к вечеру Ярославъ. И побегоша печенези разно, и не ведяхуся, камо бежати, и овии тоняху въ Сетомли, ине же въ инехъ рекахъ, а прокъ ихь пробегоша и до сего дне». Часть печенегов ушла на запад к границам Византии, а часть – на восток, к Дону, где попала в зависимость от более сильных племён и потом была поглощена половцами.

Так же поступали и его потомки. Их контакты со Степью были эпизодичными и ситуативными. И Степь отомстила.

Перед тем, как приступать к изучению истории формирования и развития Древнерусского государства в XIII – XVI вв., необходимо разобраться со Степью.

Итак, кто такие печенеги, половцы и монголы? И какое влияние они оказали на Русь?

Печенеги, половцы и монголы.

Прежде чем приступать к изучению этой темы, необходимо познакомиться с одним учёным-историком.

Георгий Владимирович Вернадский , или Джордж Вернадский, George Vernadsky (1887 – 1973).

Русский и американский историк-евразиец, сын В.И. Вернадского. В период Гражданской войны (1917 – 1920) Вернадский преподавал в Перми, Киеве и в Симферополе. С сентября 1917 года – приват-доцент, с января 1918 года – ординарный профессор кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета. В 1918 году участвовал в разработке проекта устава Пермского университета. Читал общий курс русской истории XVIII века, вёл семинар «Дворянские наказы в Екатерининскую комиссию 1767 г.». Эмигрировав из России в 1920 году, жил и работал в Константинополе, Афинах и затем в Праге, где преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета, совместно с Н.С. Трубецким и П. Н. Савицким разрабатывал теорию евразийства .

С 1927 года был научным сотрудником Йельского университета по истории России. В 1946 году получил звание профессора русской истории того же университета, в 1956 году ушёл на пенсию.

Вернадский имел сложную национальную идентичность, считая себя «украинцем и русским одновременно». Однотомный учебник «Русская история» Вернадского по истории России (1929) на Западе и сегодня считается классическим . (См.: Вернадский Г.В. Русская история. – / Г.В. Вернадский. – М.: Аграф, 1997. – 542 с. – ISBN 5-7784-0023-3).

Нас интересует его работа: Вернадский Г.В. «Mongols and Russia» (Монголы и Русь ) – Перевод с английского Е.П. Беренштейн, Б.Л. Губман, О. В. Строганова. / Г.В. Вернадский. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 476 с. – ISBN 5-85929-004-6.

В частности, утверждение, что«экспансия монголов стала последней великой волной западной эмиграции евразийских кочевников . Монголы последовали путём скифов, сарматов, гуннов; им предшествовали в понтийских степях печенеги и половцы. Арабская экспансия VII столетия была параллельным натиском иной группы кочевников.

Принимая во внимание масштабность территории, завоёванной монголами, мы можем сказать, что монгольская фаза кочевнической экспансии составила кульминацию этих натисков . Однако первоначальные монгольские племена, объединенные Темучином (Чингисханом) , были численно не сильнее печенегов и половцев».

Итак, Г.В. Вернадский предлагает такой алгоритм влияния Степи на Русь, а через неё – и на всю Европу:

Экспансия на земли Русипеченегов,

Экспансия на земли Русиполовцев

- экспансия на земли Русимонголов .

Всех их приносит историческая волна:

- в Х веке печенегов , которые вытесняют хазар и распространяют свою власть на Северное Причерноморье, Приазовье и Крым;

- в ХI веке половцев , которые частично ассимилируют, частично уничтожают и вытесняют печенегов и занимают их место;

- в XIII веке монголов , которые частично уничтожают, частично вытесняют половцев и оказывают сильнейшее влияние на правящую русскую элиту вплоть до конца XV века,

Печенеги. Из предыдущих лекций мы знаем, что печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия) – это союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трёх народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII – IX веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кыпчаков и хазар. Разгромив в IX веке в причерноморских степях кочевавших там венгров, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанной. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по реке Стугна, Ярослав Мудрый по реке Рось.

Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племён приняли ислам, а два других, перейдя на византийские территории – христианство. В 1036 году Ярослав Мудрый нанёс печенегам-мусульманам поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

Вспомните картину внутри- и внешнеполитических процессов Руси в конце XII и начале XIII веков в лекции № 4. Картину, которая характеризуется одним понятием – «Удельная Русь» .

Киевская Русь 1054 – 1132 гг.

В связи с ней необходимо сказать, что, подобно Западной Европе, Русь, несмотря на политические и территориально-экономические распри среди князей, добивалась постепенных экономических и культурных завоеваний.

Более того, её политические институты обеспечивали уникальность положения между восточными монархиями и западными феодальными государствами. Но внутренняя борьба князей и нарастающая опасность крестового похода с Запада серьёзно ставили под угрозу шансы Руси отвратить опасность нашествия с Востока.

Историческая картина двойной угрозы – с запада меченосцы и крестоносцы, с востока – монголы, достаточно адекватно описана другим учёным-евразийцем –Львом Николаевичем Гумилёвым .

Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992), советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик. Сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. В 1930 – 1940-е годы, сочинял стихи и прозу; на рубеже 1950 – 1960-х годов переводил поэзию с персидского языка. С 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях. Всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне. В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет на только что восстановленный исторический факультет.

Л.Н. Гумилёв в 1934 году

Четырежды арестовывался. В 1938 году после третьего ареста получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. В 1944 году по собственному желанию вступил в ряды Красной армии, участвовал в Берлинской операции. После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года. Осуждён на 10 лет лагерей, наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован. Несколько лет работал в Эрмитаже.

С 1962 года до выхода на пенсию в 1987 году состоял в штате научно-исследовательского института при географическом факультете ЛГУ. С 1960-ых годов начал разработку собственной пассионарной теории этногенеза , с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса. Крупным вкладом Гумилёва в науку считается теория периодического увлажнения центральной Евразии и популяризация истории кочевников. В исторических исследованиях Л.Н. Гумилёв придерживался идей, близких евразийству.

Монография «Древняя Русь и Великая степь» .

Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с. – ISBN 5-244-00338-0.

Во вступлении со своеобразным названием «Оправдание книги» Л.Н. Гумилёв формулирует цель своей работы: «Ещё на первом курсе истфака автору пришла в голову мысль заполнить лакуну во Всемирной истории, написав историю народов, живших между культурными регионами: Западной Европой, Левантом (Ближним Востоком) и Китаем (Дальним Востоком) . Задача оказалась сверхсложной; её нельзя было решить без помощи географии, потому что границы регионов за исторический период неоднократно передвигались, этническое наполнение Великой степи и сопредельных с нею стран часто менялось как вследствие процессов этногенеза , так и из-за постоянных миграций этносов и вытеснения одних мировоззрений другими . Не оставалась стабильной и физико-географическая обстановка. На месте лесов возникали степи и пустыни, как из-за климатических колебаний, так и из-за хищнического воздействия человека на природную среду. Вследствие этого людям приходилось менять системы хозяйственной деятельности, что в свою очередь влияло на характер социальных взаимоотношений и культур. Да и культурные связи привносили в мироощущение населения Евразийского континента разнообразие, в каждую эпоху – специфическое».

Прослеживая причинно-следственные связи становления русской государственности, Л.Н. Гумилёв акцентирует внимание на следущем:

- В начале ХІІІ века в восточноевропейском ареале Евразии происходит не одно, а три события, определивших судьбу древнерусской государственности.

- В 1202 году рижский архиепископ Альберт учреждает рыцарско-монашеский Орден меченосцев , который явился авангардом крестового похода на восток, объявленного папой Целестином ІІІ.

- В апреле 1204 года английские, французские и апеннинские крестоносцы врываются в осаждённый Константинополь , и мировой центр православия перестаёт существовать.

https://youtu.be/aQwD3fdpNWE. Четвёртый крестовый поход. 09.42.

- В 1206 году на Великом курултае монгольских племён была провозглашена Яса , а хан Чингисова улуса Тэмуджин объявлен Чингис-ханом Великой степи.


Похожая информация.




© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний