Командование 80 го раб 16 воздушной армии. В послевоенный период

Главная / Л. Н. Толстой

Вражеская авиация несколько повысила свою активность: в эти дни засекалось по 140-170 самолето-пролетов в сутки.
Войска 1-го Белорусского фронта при поддержке авиации, преследуя отходившего противника и преодолевая его упорное сопротивление, 2 июля освободили Столбцы, Городею, Несвиж и вышли в район Минска, перерезав врагу пути отхода и создав предпосылки к окружению крупной группировки его войск численностью более 100 тыс. человек. 3 июля Москва от имени Родины салютовала войскам 3-го и 1-го Белорусских фронтов, в том числе и частям 16-й воздушной армии, отличившимся при освобождении столицы Белоруссии Минска.
Успех Бобруйской операции был во многом предопределен активными действиями 16-й воздушной армии. С 24 июня по 4 июля авиачасти армии на бобруйском направлении совершили 13 784 боевых самолето-вылета, провели 141 воздушный бой, сбив при этом 95 вражеских самолетов. Бомбоштурмовыми ударами гитлеровским захватчикам были нанесены большие потери. Со стороны авиации противника за эти дни было зарегистрировано только 1144 самолето-пролета{15}.
В ходе Бобруйской операции авиасоединения 16-й воздушной армии успешно выполнили поставленные перед ними задачи.
Вот, например, какую оценку дал боевым действиям 199-й шад командир 9-го танкового корпуса: "Штурмовая авиадивизия с 24 по 29 июня, взаимодействуя с танковым корпусом, отлично выполнила все задания танкистов. Благодаря смелым и умелым действиям летчиков дивизия помогла корпусу задержать жлобинско-рогачевскую группировку противника, а затем вместе с корпусом уничтожала эту группировку по частям при попытке ее прорваться к Бобруйску. Особо следует отметить точное выполнение заданий - вылет в срок и меткое бомбометание указанных целей".
Хорошие отзывы о боевых действиях авиации получили от военных советов армий и другие авиасоединения. Вспоминая о боевых действиях КМ Г в Белорусской операции, генерал армии И. А. Плиев в сборнике "Освобождение Белоруссии" пишет: "На всех этапах успешные действия конно-механизированной группы в значительной степени обеспечивались надежным прикрытием и поддержкой нашей авиации... По 12 - 16 штурмовиков сопровождали конников и танкистов, подавляя на их пути отдельные очаги сопротивления гитлеровцев. На дорогах, переправах и в других узких местах удары авиации создавали пробки, срывали планомерный отход врага, превращая его в беспорядочное, часто паническое бегство".
В боях за освобождение Белоруссии от фашистских захватчиков личный состав воздушной армии показал высокие морально-политические качества и боевой энтузиазм, массовый героизм и умение уничтожать врага.
Одним из многих примеров высокого боевого мастерства и беспримерного героизма служат действия летчиков 67-го гвардейского иап 273-й иад. 30 июня гвардии старший лейтенант В. П. Алексеев в паре с комсомольцем гвардии младшим лейтенантом В. Д. Березиным, сопровождая бомбардировщиков, встретили истребителей противника, пытавшихся прорваться к строю Пе-2. В завязавшемся бою Алексеев сбил один ФВ-190, а Березин - два истребителя, но, атакованный парой "фокке-вульфов", оторвался от своего командира. Вражеский снаряд разорвался в кабине. Осколками ранило Березина в голову и руку. Управление самолетом нарушилось, прицел вышел из строя. Летчик на поврежденном самолете пошел со снижением в сторону своей территории. Сразу же два фашистских истребителя бросились к подбитому самолету и попытались расстрелять его с короткой дистанции. Березин уменьшил скорость своего самолета, заставил один "фокке-вульф" проскочить вперед и сбил его. Затем раненый советский летчик произвел посадку на партизанском аэродроме. Там ему оказали медицинскую помощь. Березин сдал свой истребитель партизанам на хранение и вскоре вернулся в часть.
О боевом энтузиазме и патриотическом подъеме личного состава частей свидетельствовали и такие примеры.
Во 2-й гвардейской шад летчики и воздушные стрелки, не выделенные в боевой вылет, настойчиво просили командиров послать их на штурмовку врага. Молодые летчики 352-го иап младшие лейтенанты П. Д. Волченко, А. П. Камелин и В. П. Карпезин заявляли: "Нас мало посылают в бой. К концу войны стыдно будет иметь каких-нибудь 5 - 10 боевых вылетов". Истинно трудовой героизм проявлял и инженерно-технический состав авиачастей, самоотверженно обеспечивавший боевые вылеты.
В период Белорусской операции сотни авиаторов подали заявления в партийные и комсомольские организации с просьбой принять их в ряды ленинского комсомола и Коммунистической партии. Это были, как правило, лучшие летчики, техники и механики, показывающие образцы боевой работы. В заявлении о приеме в партию летчик 657-го шап младший лейтенант М. И. Иванов, награжденный накануне за храбрость орденом Красного Знамени, писал, что он оправдает высокое звание коммуниста и будет беспощадно громить фашистское зверье до полного его уничтожения. Во всех авиачастях росла прослойка коммунистов и комсомольцев, которые своим примером воодушевляли воинов на лучшее выполнение боевых задач. С 24 июня по 10 августа в армии было принято в члены ВКП(б) 271 и в кандидаты 212 человек.
Советское правительство высоко оценило боевые подвиги авиаторов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования, за мужество и отвагу почетное звание Героя Советского Союза было присвоено тринадцати прославленным летчикам и штурманам 16-й воздушной армии: капитану А. А. Анпилову, старшему лейтенанту Н. М. Балакиреву, майору В. Ф. Волкову, лейтенанту Б. И. Губину, старшим лейтенантам Ю. Н. Зыкову (посмертно), А. С. Кобисскому и И. В. Маслову, подполковнику А. Г. Наконечникову, лейтенанту А. А. Немтинову, капитану Н. А. Рожнову, старшему лейтенанту М. И. Румянцеву, подполковнику М. Г. Склярову и капитану Н. Д. Сухову. Многие в последующих сражениях совершили еще немало подвигов. Некоторые из них продолжают службу в Советской Армии и воспитывают новое поколение авиаторов.
Вот, к примеру, Герой Советского Союза Анатолий Андреевич Анпилов. Родился в семье рабочего в 1914 г. в Старом Осколе. Пятнадцатилетним юношей вступил в комсомол. В 1936 г. окончил Одесскую летную школу. Боевое крещение получил в войне с белофиннами, где успешно выполнил 36 боевых вылетов. Стал участником Великой Отечественной войны с первых ее дней и вскоре был уже командиром эскадрильи 779-го бап. Член Коммунистической партии с 1943 г. В боевой обстановке показал себя храбрым и решительным командиром. Личным примером летного мастерства и преданности Родине воспитывал подчиненных. За время войны Анпилов выполнил 193 боевых вылета на бомбардировщике, имел два ранения. За отличное выполнение боевых заданий был награжден многими орденами и медалями. После войны с успехом окончил Военно-воздушную Краснознаменную академию, командовал авиаполком и авиадивизией. В настоящее время генерал-майор авиации Анпилов находится в строю в должности заместителя командующего авиацией округа. Заместитель командира авиаэскадрильи 157-го иап 234-й иад лейтенант И. В. Маслов удостоен звания Героя Советского Союза за успешно выполненные 285 боевых вылетов, в ходе которых в 60 боях одержал 19 побед. Штурман 217-го шап капитан Н. А. Рожнов за 94 боевых вылета уничтожил 31 танк, 3 самолета в воздушных боях, 49 орудий и минометов. На боевом счету у командира эскадрильи 218-го шап старшего лейтенанта Н. М. Балакирева, заместителя командира эскадрильи 218-го шап старшего лейтенанта М. И. Румянцева, старшего летчика того же полка лейтенанта Е. И. Губина и помощника командира 79-го гвардейского шап лейтенанта А. А. Нем-тинова (6 октября 1944 г. не вернулся с боевого задания) было по 85 - 106 боевых вылетов, а у заместителя командира эскадрильи 44-го гвардейского нбап капитана Н. Д. Сухова - 672 боевых вылета.
В боях за освобождение западных районов Белоруссии и восточной части Польши
Разгром вражеских группировок в районе Бобруйска и Минска привел к образованию в обороне немецко-фашистских войск огромной бреши. Исходя из этого, 4 июля Ставка приказала войсками правого крыла 1-го Белорусского фронта продолжать наступление на Барановичи, Брест и захватить плацдармы на западном берегу реки Западный Буг.
На другой день войска фронта, развивая наступление, встретили на подступах к мощному узлу обороны - Барановичи со стороны противника яростное сопротивление. Немецко-фашистские войска пополнились несколькими свежими дивизиями. Значительно повысила свою активность и вражеская авиация.
Наступавшие войска фронта поддерживали все силы 16-й воздушной армии, однако их количество на барановичском направлении в июле значительно уменьшилось. 6-й сак, 242-я нбад, 1-я гвардейская иад, 299-я шад и 19-й иап в период 3 - 9 июля, 283-я иад и 300-я шад - 12 - 15 июля, а 3-й бак - 23 июля перебазировались на аэродромы южнее Полесья для содействия войскам левого крыла 1-го Белорусского фронта и вошли в состав 6-й воздушной армии. 196-я шад с 12 июля была выведена в резерв армии. Для поддержки и прикрытия войск правого крыла фронта на 18 июля осталось около 770 боеготовых экипажей.
В течение 5 - 10 июля авиасоединения 16-й воздушной армии, взаимодействуя с войсками 65-й и 28-й армий и конно-механизированной группой, продолжали преследовать отходившего противника и бомбоштурмовыми ударами расчищали полосу наступления войск фронта.
Содействуя войскам в разгроме барановичской группировки врага, 2-я гвардейская шад и 4-й шак небольшими группами под прикрытием истребителей 283-й и 286-й иад и 6-го иак, а 271-я нбад - одиночными самолетами уничтожали вражескую артиллерию на позициях, автотранспорт на дорогах, живую силу и технику в районе Полонечка, Ляховиче, Бытень, Слоним, железнодорожные эшелоны на станциях Мацеюв, Лесьна и разрушали переправы через реку Мышанка западнее Барановичей. Отлично действовали при этом группы штурмовиков 78-го гвардейского шап под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана В. Л. Волгина, гвардии старших лейтенантов Н. И. Грибова и И. Б. Горбатенко, капитана В. Н. Мочалова (23 февраля 1945 г. за выполнение 135 эффективных боевых вылетов он был удостоен звания Героя Советского Союза).
8-й и 6-й иак сопровождали штурмовиков, прикрывали боевые порядки войск, разведывали расположение противника, штурмовали аэродром Барановичи и группами "охотников" вели борьбу с фашистской авиацией.
Оперативная воздушная разведка велась на брестском направлении 16-м одрап и на люблинском - 72-м орап.
В решающие дни борьбы за город Барановичи наша авиация совершала ежедневно по 300 - 500 самолето-вылетов, а 7 июля - 769.
8 июля, сломив упорное сопротивление врага, войска фронта при поддержке авиации овладели укрепленным районом и городом Барановичи, а 10 июля освободили Слоним. В приказе Верховного Главнокомандующего летчикам 6-го и 8-го иак, 2-й гвардейской и 199-й шад, 283-й иад и 16-го одрап была объявлена благодарность. 14 июля в связи с освобождением Пинска получили благодарность летчики 336-й иад и 3-й гвардейской шад.
Под ударами наших войск противник быстро откатывался на запад, постоянно опасаясь окружения.
Действия авиачастей 16-й воздушной армии в этот период носили характер авиационного преследования противника в общем направлении на Брест. Особенностью применения штурмовиков в ходе преследования врага являлась непрерывность воздействия на его войска малыми группами. При этом поддерживалось хорошо организованное взаимодействие авиации с войсками. Авиапредставители находились в боевых порядках передовых отрядов и по радио наводили группы штурмовиков. Широко применялись также действия пар штурмовиков - "охотников". Истребители при благоприятной воздушной обстановке штурмовали гитлеровские войска на дорогах.
Воздушная армия, несмотря на частые перебазирования, во всех случаях сохраняла за собой господство в воздухе и эффективно поддерживала сухопутные войска в наступлении. По показаниям пленного летчика 9-го отряда 1-й штурмовой эскадры, сбитого 9 июля в районе Барановичей, немцы были поражены не только нашим количественным превосходством, но и возросшим боевым мастерством летного состава, особенно истребителей, с которыми они даже при равных силах не всегда решались вступать в воздушные бои. Он признал: "В воздухе царит полное господство русских".
При преследовании отходившего противника одной из важных задач штурмовиков и истребителей было нарушение работы неприятельских железнодорожных коммуникаций. Так, 12 июля пятерка "илов" 783-го шап, возглавляемая майором А. И. Сарычевым, нанесла бомбоштурмовой удар по железнодорожному эшелону на участке Волковыск - Андреевичи. Группа атаковала эшелон с головы состава, повредив пушечным огнем паровоз. В повторных заходах штурмовики уничтожали вагоны. После этого группа атаковала еще три эшелона на станции Андреевичи. Последующим осмотром на месте комиссия установила, что было уничтожено 7 вагонов с боеприпасами и 16 вагонов с другим имуществом, разрушено железнодорожное полотно, поврежден железнодорожный мост и уничтожен бензосклад.
271-я нбад в эти дни занималась главным образом переброской горючего для войск и авиации на аэродром Барановичи. Только за 11, 12 и 14 июля самолеты По-2 доставили 50 т бензина и 19 т масла.
Героические подвиги коммунистов и комсомольцев служили примером для всех авиаторов армии. 7 июля в район Лесьны вылетела группа из шести самолетов Ил-2 в сопровождении пятерки Як-9 56-го гвардейского иап под командованием коммуниста гвардии капитана А. А. Ефремова. иад целью появились двумя группами 20 ФВ-190 и Ме-109. Несмотря на четырехкратное превосходство противника, наши истребители завязали ожесточенный бой. Они не только прикрывали штурмовиков, но и дерзко атаковали врага. От двух коротких очередей Ефремова запылал первый "фокке-вульф". Коммунист гвардии лейтенант В. Г. Жилин зажег второй самолет противника. Вскоре рухнул на землю третий вражеский истребитель, расстрелянный почти в упор гвардейцем Ефремовым. После этого фашистские стервятники вышли из боя. Наши летчики вернулись на свой аэродром без потерь.
Большое мужество и стремление уничтожить врага во что бы то ни стало проявил коммунист младший лейтенант Галустян. Звено летчиков 176-го иап атаковало немецкого разведчика ФВ-189. Когда атаки не дали нужного результата, Галустян быстро сблизился с фашистским самолетом и ударом левой плоскости отбил у него правую часть фюзеляжа. "Рама" рассыпалась в воздухе. Галустян выбросился из поврежденного самолета на парашюте.
Передовую роль коммунистов и комсомольцев в боевой обстановке убедительно подтверждают итоги одного боевого дня 323-й иад. 16 июля летчики дивизии в воздушных боях сбили 11 фашистских самолетов. Коммунисты лейтенант Е. А. Жарков и майор Н. А. Крехов сбили по два "фокке-вульфа". Парторг эскадрильи старший лейтенант А. Н. Кочерга, коммунисты старший лейтенант С. Д. Бурбан и младший лейтенант С. Г. Ловягин, комсомолец лейтенант В. Г. Казаков уничтожили по одному самолету врага.
Наши истребители, прикрывая свои войска, нередко вели успешные воздушные бои с численно превосходящими силами противника. Так, 7 июля четверка Як-9 269-го иап (ведущий капитан В. Д. Афанасьев) встретила 20 ФВ-190, идущих с бомбовой нагрузкой. Советские истребители смело атаковали их и сбили 3 самолета. Сбросив бомбы на свои войска, вражеские летчики повернули на запад.
Утром 9 июля заместитель командира 67-го гвардейского иап гвардии майор В. Б. Лойко со своим ведомым прикрывали войска в районе Нова Мышь, Полонка. Вскоре Лойко увидел 6 "фокке-вульфов" с бомбами. Наши истребители скрытно сблизились с противником и атаковали его сзади сверху. Через несколько секунд один стервятник был сбит, а остальные, не приняв боя, со снижением скрылись.
Советские воины-авиаторы совершали героические подвиги и побеждали потому, что обладали сильным боевым духом и беспредельной стойкостью, преданностью коммунистическим идеалам и высоко развитым чувством ответственности за судьбу Родины. Они были безгранично храбры, мужественны и находчивы, отлично владели летным мастерством. У них была одна цель - уничтожить ненавистного врага, добиться победы даже, если потребуется, ценою жизни. И недаром боевые ордена украшали грудь авиаторов. Каждая авиачасть могла гордиться своими боевыми традициями, проявлением массового героизма и доблести летным составом, а также трудовыми подвигами инженеров, техников и других авиационных специалистов.
Во время активных боевых действий возросла партийно-политическая работа в частях. Результаты успешных боевых вылетов и фамилии отличившихся немедленно становились известны всему личному составу. В 946-м шап через десять минут после посадки группы штурмовиков старшего лейтенанта А. И. Рытова, получившей благодарность от инспектора ВВС Красной Армии за умелые боевые действия, вышли боевые листки во всех эскадрильях с призывом: "Летчики, бейте врага так, как бьет его экипаж старшего лейтенанта Рытова" (впоследствии ему было присвоено звание Героя Советского Союза).
Весьма живую форму наглядной агитации применил заместитель командира по политчасти 59-го гвардейского шап подполковник П. П. Подгурский. Агитаторы этого авиаполка сразу же после посадки самолетов узнавали о результатах вылета летчиков, затем условия боя наносились на схемы, и на стоянках самолетов агитаторы рассказывали, пользуясь схемами, о мастерстве летчиков, примерно выполнивших свой воинский долг. Вечером политработники информировали личный состав о результатах боевых действий полка за день, рассказывали об особо отличившихся авиаторах, о событиях на фронтах, в тылу страны и за рубежом.
Славным делам летно-технического состава большое внимание уделяла и армейская газета (редактор майор В. К. Запольский, фоторепортер старший лейтенант А. П. Дмитриев). Она помещала статьи о боевом опыте лучших летчиков, штурманов и работе механиков, вооруженцев и шоферов. В частях 6-го иак и других авиасоединений политработники посылали письма родителям отличившихся, организовывали вручение подарков молодым летчикам, совершившим успешные боевые вылеты.
Все эти мероприятия благотворно влияли на боевую работу и воспитывали летно-технический состав в духе славных боевых традиций частей воздушной армии.
О доблести, бесстрашии и верности авиаторов воинской присяге свидетельствует подвиг коммуниста летчика 58-го гвардейского шап старшего лейтенанта Ф. Ф. Баранова и комсомольца воздушного стрелка сержанта А. Я. Красильникова. иад целью они были атакованы восемью ФВ-190. Экипаж краснозвездного самолета умело и отважно отражал атаки фашистов. От его меткого огня превратились в обломки два "фокке-вульфа". Но гитлеровцам удалось подбить наш "ил". Пришлось сделать вынужденную посадку на территорий, занятой врагом, на земле гвардейский экипаж несколько часов отстреливался от гитлеровских автоматчиков и продержался до подхода советских танков.
Мужество и отвагу проявил экипаж 16-го одрап в coставе летчика лейтенанта А. Т. Лебедя, штурмана старшего лейтенанта В. И. Анисимова и воздушных стрелков сержантов С. К. Сальникова и И. Ф. Родина. Возвращаясь с боевого задания, на высоте 6000 м они были атакованы восемью истребителями противника. Сержанты Сальников и Родин, мужественно отбивая многочисленные атаки фашистов, уничтожили один "мессершмитт", но в неравном бою погибли. Вскоре вышли из строя оба мотора. Самолет загорелся. Оставшиеся в живых летчик и штурман оставили самолет, воспользовавшись парашютами. Спускались разведчики на нашу территорию у самой линии фронта под огнем вражеской зенитной артиллерии. Парашют летчика Лебедя изрешетило осколками, штурман Анисимов был ранен. Приземлившись, они доложили командованию очень важные сведения о противнике.
В воздушной армии за годы войны спаслись с помощью парашютов более тысячи летчиков. Наряду с боевой деятельностью командование авиасоединений, частей и офицеры парашютно-десантной службы армии под руководством подполковника А. И. Хуголя постоянно вели большую работу по сохранению жизни летного состава при аварийных ситуациях.
Инженерно-технический состав 4-го шак, 8-го и 6-го иак, 3-го бак, 2-й гвардейской и 299-й шад, 1-й гвардейской, 283-й и 286-й иад, 16-го одрап и других соединений под руководством главных (старших) инженеров - заместителей командиров по инженерно-авиационной службе инженер-полковников М. В. Зубарева и Ф. С. Петрийчука, инженер-подполковников П. Г. Гончара, И. С. Гудкова, Д. Т. Дудника, В. С. Хазова, П. И. Чернова и Н. Я. Кобелькова, инженер-майора А. И. Шапо-ренко, инженер-капитана Ерошенко и других, работая днем и ночью на самолетах, ремонтируя и заправляя их в полевых условиях, бесперебойно обеспечивал боевые вылеты летчиков. Механики 2-й гвардейской шад коммунисты старший сержант А. А. Зарецкий и старшина Г. Н. Печенкин за 20 дней боев обслужили 40 боевых вылетов, отремонтировали 5 самолетов и на двух самолетах заменили моторы. Гвардии старший техник-лейтенант В. А. Лякишев (79-й гвардейский шап) обслуживал в день по три боевых вылета и быстро устранял все повреждения самолета. И подобных примеров было множество.
Особенно много труда и творческой выдумки в обеспечение боевых действий штурмовиков вложили начальник аэродромно-технической службы 80-го РАБ инженер-майор П. А. Песиков и начальник отдела горюче-смазочных материалов старший техник-лейтенант В. Г. Печейко. В освоении эксплуатации самолета Як-3 отличились старший инженер 157-го иап инженер-майор Волков, инженер-капитан П. И. Слюсарев, старший техник-лейтенант В. Н. Аксенов (234-я над) и другие. Готовя матчасть к полету, отлично работали механики 133-го иап старшина Г. Г. Очаковский, старшие сержанты Г. С. Доренцев, Стреленко и многие другие.
Подлинный трудовой подвиг совершали воины - водители специальных автомашин. В 429-м бао водитель бензозаправщика Тетерюк за 8 дней боевой работы заправил 245 самолетов и перевез 69 т горючего. В 609-м бао водитель бензозаправщика коммунист Федоров в напряженный боевой день заправлял по 50 70 самолетов. Отлично выполняли задания шоферы-красноармейцы А. Могильный, Д. Кузьменко и другие.
К 16 июля войска правого крыла 1-го Белорусского фронта при активной поддержке авиации вышли на рубеж Свислочь, Пружаны и продолжали стремительное наступление. Возникли трудности в обеспечении авиасоединений боеприпасами и особенно горючим: тылы армии растянулись, удлинились коммуникации снабжения, сказывался недостаток спецтранспорта. К тому же гитлеровцы при отходе разрушали железные дороги.
Однако, несмотря на эти трудности, авиасоединения правого крыла фронта своевременно перебазировались вслед за наступавшими войсками и постоянно оказывали им поддержку. Только в интересах 28-й армии 2-я гвардейская шад в период с 4 по 15 июля произвела 320 самолето-вылетов на штурмовку и 40 вылетов на разведку. "Своими бомбоштурмовыми действиями, - писал начальник штаба этой армии генерал-майор С. М. Рогачевский, - авиационная дивизия уничтожала танки, бронемашины, артиллерию на огневых позициях, автотранспорт и пехоту противника, чем в значительной степени содействовала войскам армии в разгроме врага и овладении городом Барановичи. Боевые действия штурмовиков и взаимодействие между армией и штурмовой дивизией были организованы хорошо".
При выполнении боевых задач летчики всегда проявляли товарищескую взаимную выручку. Так, пара "яков" во главе с гвардии капитаном Г. Д. Токаревым (116-й гвардейский иап), сопровождая штурмовики, на пути к цели встретила 8 истребителей ФВ-190. Наши летчики смело вступили в бой с врагом. Летчик Токарев встретил "фок-кевульфы" метким огнем и тут же сбил два вражеских самолета. Его ведомый гвардии лейтенант А. П. Журавель умело прикрывал своего командира. Но вскоре одному фашисту удалось повредить машину ведомого, что вынудило его выйти из боя. Гвардеец Токарев продолжал драться один. Неравный воздушный бой заметили сопровождавшие другую группу штурмовиков однополчане лейтенанты И. Ф. Галинский и А. Ф. Целковиков. Эти летчики были воспитанниками командира авиаэскадрильи Токарева. Увидев командира в опасности, они ринулись ему на помощь и с первой атаки сбили по одному стервятнику. Остальные уклонились от воздушного боя. Штурмовики выполнили свое задание без потерь. Гвардии лейтенант И. Ф. Галинский 20 февраля 1945 г. при выполнении одного из боевых заданий погиб смертью героя.
10 июля летчики 59-го гвардейского шап гвардии лейтенанты Н. В. Иванов и Б. Г. Россохин при выполнении боевого задания в районе населенного пункта Озерница были обстреляны сильным зенитным огнем противника. Самолет лейтенанта Россохина - бывалого летчика и опытного разведчика - был подбит. Пришлось садиться на территории врага. Фашисты бросились к снизившемуся самолету. Тогда лейтенант Иванов, спустившись до бреющего полета, стал в упор расстреливать пытавшихся подойти к самолету немецких солдат, пока раненый Рассохин не скрылся от фашистов. Обоим летчикам-гвардейцам 23 февраля 1945 г. за отличное выполнение боевых заданий было присвоено звание Героя Советского Союза.
С выходом войск фронта в середине июля западнее Пинска создались благоприятные условия для наступления войск левого крыла. Авиационная поддержка войск левого крыла фронта возлагалась на 6-ю воздушную армию, усиленную соединениями 16-й воздушной армии и РГК. Всего здесь на 17 июля было 1534 самолета. У противника на этом направлении насчитывалось до 670 самолетов.
Контроль за подготовкой к операции и координацию действий авиасоедииений на левом крыле фронта осуществлял член Военного совета фронта командующий 16-й воздушной армией генерал С. И. Руденко.
18 июля войска левого крыла фронта перешли в наступление. Авиасоединения, нанося эшелонированные бомбоштурмовые удары и ведя борьбу с авиацией противника, поддерживали наступление армий при прорыве вражеской обороны и форсировании Западного Буга, содействовали стремительному маневру 2-й гвардейской танковой армии и конно-механизированной группы на варшавском направлении и обеспечивали войска при форсировании ими Вислы и захвате плацдармов. За период с 18 по 31 июля 6-я воздушная армия произвела 7591 самолето-вылет, а всего за июль - 11 856. В 305 воздушных боях было сбито 282 фашистских самолета, на аэродромах противник потерял 42 самолета. Кроме того, авиацией было уничтожено большое количество живой силы и боевой техники врага{16}.
Со стороны авиации противника в полосе войск левого крыла в июле было отмечено 6646 самолето-пролетов.
В начале третьей декады июля войска правого крыла фронта при поддержке авиации подошли к Бресту, овладели железнодорожным узлом Черемха и, осуществляя обходный маневр, 25 июля вышли к Западному Бугу на участке Дрогочын, Мельник. иад брестской группировкой гитлеровцев нависла угроза окружения. Их сопротивление усилилось как на земле, так и в воздухе. В период с 22 по 26 июля здесь развернулись ожесточенные бои. Противник предпринимал яростные контратаки с участием крупных танковых групп.
Для оказания поддержки войскам в отражении танков противника командарм 16-й воздушной 23 июля приказал штурмовикам 2-й гвардейской шад и 4-го шак под прикрытием истребителей 286-й иад найти главную группировку танков и пехоты противника, угрожавших контратаками, и уничтожить их. В 19 час. 30 мин. разведчики 2-й гвардейской шад в районе Клещеле, Черемха обнаружили скопление немецких танков, пехоты и автомашин. На уничтожение их вылетели 24 самолета Ил-2 шестью группами под прикрытием 12 истребителей. Через 30 мин. штурмовики с малой высоты атаковали 42 танка, несколько автомашин с противотанковыми орудиями и бензозаправщиков, а также пехоту врага. В результате удара противнику были нанесены большие потери. В последующем штурмовики продолжали уничтожать танки в том же районе.
Помимо штурмовиков для уничтожения фашистских танков привлекались и дневные бомбардировщики. 21 июля к западу от Гродно в полосе 2-го Белорусского фронта было обнаружено сосредоточение танков, которые готовились к контратаке. Удар по ним был нанесен девятью группами по 7 - 9 самолетов 3-го бак. Наиболее эффективными были действия трех девяток Пе-2 96-го гвардейского бап под командованием Героя Советского Союза гвардии майора А. П. Смирнова. Две девятки бомбардировали цель с горизонтального полета и одна - с пикирования. По оценке Главного маршала авиации А. А. Новикова, бомбардировщики действовали отлично. Противник понес большие потери, его танковая контратака была сорвана.
Кроме борьбы с танками противника в период 22 - 26 июля штурмовики и истребители 16-й воздушной армии, несмотря на сложные погодные условия, уничтожали вражескую артиллерию на позициях и войска в районах севернее Бреста и Янув-Подляски, южнее Бельска и Клещеле, отходившие войска по дорогам Вулька Добрыньска - Бяла-Подляска, Клещеле - Суховольцы, железнодорожные эшелоны на станции Бяла-Подляска и бронепоезд на станции Семятыче. Истребители, кроме того, прикрывали боевые порядки войск и вели воздушную разведку.
Ночные бомбардировщики По-2 271-й нбад в этот период ночью и днем транспортировали горючее и боеприпасы для 4-го гвардейского кавалерийского корпуса и 65-й армии. Всего ими было доставлено 16,5 т горючего и большое количество различных боеприпасов.
Отразив яростные контратаки противника и обескровив его в боях в районах Клещеле, Черемхи, Высокое, наши войска при поддержке авиации 27 июля перешли в решительное наступление с целью ликвидации брестской группировки врага. Видя неизбежность окружения, противник начал отход в западном направлении. Вылетевший на разведку заместитель командира эскадрильи 78-го гвардейского шап старший лейтенант В. Ф. Коленников на дорогах западнее Бреста обнаружил движение вражеских автоколонн общей численностью до 2000 автомашин. За отлично проведенную разведку командующий воздушной армией объявил гвардейцу Коленникову благодарность. 23 февраля 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и отвагу ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он выполнил 130 боевых вылетов и уничтожил 56 танков, 67 орудий и много другой боевой техники.
Получив данные разведки, командарм организовал бомбоштурмовые удары по колоннам отходивших немецко-фашистских войск. В этот день наиболее эффективно действовали две шестерки штурмовиков 78-го гвардейского шап, возглавляемые гвардейцами капитаном Л. И. Юфа и лейтенантом Г. А. Лазаревым, которые в сопровождении истребителей атаковали на дороге Мутная - Мельник до 300 автомашин. Противник понес большие потери. Из-за разрушения переправ штурмовиками его колонны были остановлены. В ночь на 28 июля 271-я нбад бомбардировала эти переправы и скопления войск противника в районах переправ.

OCR и правка: Андриянов П.М. ([email protected])

Пруссаков Г. К., Васильев А. А., Иванов И. И., Лучкин Ф. С., Комаров Г.О. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

Памятный знак ветерана 16 воздушной армии

Фронтовой путь частей и соединений 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии и ее сателлитов овеян немеркнущей боевой славой.

Сформированная по приказу Народного комиссара обороны СССР в августе 1942 года на берегах великой русской реки Волги, 16-я воздушная армия приняла участие в грандиозной Сталинградской битве сначала в составе войск Сталинградского, а с сентября 1942 года — Донского фронтов.

В первые дни существования в составе армии было всего 4 авиационных дивизии и 2 отдельных авиаполка, которые имели 152 боеготовых самолета.

Несмотря на сложность обстановки в воздухе, летный состав воздушной армии в борьбе с фашистскими захватчиками показал образцы храбрости, героизма и глубокого сознания воинского долга. Авиационные соединения 16-й воздушной оказали ощутимую поддержку с воздуха войскам фронта в период беспримерной обороны города-героя, а затем в контрнаступлении и разгроме окруженной 330-тысячной немецко-фашистской армии в районе Сталинграда.

Летом 1943 года в жесточайшей Курской битве соединения 16-й воздушной армии, активно поддерживая и прикрывая с воздуха войска Центрального фронта, помогли сорвать планы противника, жаждавшего взять реванш за поражение под Сталинградом. 16-я воздушная армия и взаимодействовавшие с нею воздушные армии соседних фронтов выиграли борьбу за господство в воздухе.

После разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге 16-я воздушная армия поддерживала с воздуха войска Центрального фронта (позднее — Белорусского и 1-го Белорусского фронтов) в летне-осенней и зимней кампаниях 1943—1944 гг. на конотопско-киевском, черниговско-мозыръском и гомельско-бобруйском направлениях.

Летом 1944 года воздушная армия, выросшая за два года более чем в 10 раз, в тесном взаимодействии с сухопутными войсками вела активные боевые действия по разгрому гитлеровцев в наступательных операциях на территории Белоруссии и восточных районов Польши, прочно удерживая за собой господство в воздухе.

В январе — феврале 1945 года воздушная армия участвовала в наступлении войск 1-го Белорусского фронта, оказав огромную поддержку им в окружении и уничтожении вражеских войск в боях на пути от Вислы до Одера на варшавско-кюстринском направлении. Затем воздушная армия содействовала войскам фронта, громившим восточно-померанскую группировку противника.

И наконец, получив усиление из резерва Главного Командования (РГК), 16-я воздушная армия силами около 30 авиадивизий (свыше 3000 боевых самолетов) в составе войск 1-го Белорусского фронта во взаимодействии с воздушными армиями соседних фронтов участвовала в завершающей битве — Берлинской операции, закончившейся окончательным разгромом гитлеровской Германии.

Таким образом, авиаторы 16-й воздушной армии участвовали в битвах и сражениях с врагом на главных стратегических направлениях советско-германского фронта, совершив на своем боевом пути более 288 тысяч боевых вылетов.

Авиаторы 16-й воздушной, накапливая и творчески используя фронтовой опыт, повседневно совершенствовали формы и методы боевого применения различных родов авиации и отрабатывали до совершенства взаимодействие с сухопутными войсками.

Они внесли весомый вклад в развитие теории оперативного искусства и тактики советских Военно-Воздушных Сил.

Командиры, политработники и партийные организации частей воздушной армии были активными проводниками политики Коммунистической партии. Они организовывали и вдохновляли воинов-авиаторов на священную борьбу с фашизмом, воспитывали у личного состава смелость и мужество, отвагу и готовность к самопожертвованию, беспредельную преданность советской Родине и ненависть к ее врагам, постоянно заботились об укреплении дисциплины и организованности.

Личный состав воздушной армии обладал крепким моральным духом, отличался боевым энтузиазмом и неудержимым наступательным порывом. Летчики и штурманы, воздушные стрелки и радисты, инженеры и техники, механики и другие специалисты, воины авиационного тыла с честью выполнили свой долг перед Родиной.

Своими героическими подвигами бойцы воздушной армии — истребители и штурмовики, бомбардировщики и разведчики — вписали немеркнущие страницы в боевую летопись Советских Вооруженных Сил. Более 30 летных экипажей повторили бессмертные подвиги русского летчика П. Н. Нестерова и летчика коммуниста Н. Ф. Гастелло, таранив противника в воздухе и на земле.

В авангарде воздушных бойцов армии всегда были коммунисты и комсомольцы. Их количество непрерывно росло. За период с августа 1942 года по май 1945 года 20275 лучших воинов-авиаторов вступили в ряды Коммунистической партии и 4735 стали комсомольцами.

Героизм и воинское мастерство личного состава 16-й воздушной по достоинству оценены партией и правительством. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм 200 летчиков и штурманов были удостоены звания Героя Советского Союза, трое награждены второй и один — третьей Золотой Звездой Героя. В числе кавалеров Золотой Звезды русские и белорусы, украинцы и грузины, армяне, осетины и воины других национальностей. Более 27 000 авиаторов за боевые отличия награждены орденами и медалями СССР.

Столица нашей Родины Москва 53 раза салютовала артиллерийскими залпами доблестным войскам Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронтов, при этом в поздравительных приказах Верховного Главнокомандующего отличившиеся соединения и части 16-й воздушной армии упоминались 47 раз.

Многие авиасоединения и части воздушной армии в ожесточенных сражениях против фашистских захватчиков по праву заслужили звание гвардейских (каждый третий авиаполк стал гвардейским). 3 авиасоединения и части награждены орденом Ленина, 93 — орденом Красного Знамени, 61 — орденом Суворова, 22 — орденом Кутузова, 11 — орденом Александра Невского, 4 — орденом Богдана Хмельницкого и 14 — орденом Красной Звезды. Впоследствии 16-я воздушная армия стала Краснознаменной.

Почти всем соединениям и частям были присвоены почетные наименования — Волжские и Сталинградские, Бахмачские и Нежинские, Черниговские и Гомельские, Мозырьские и Речицкие, Бобруйские и Брестские, Пражские и Варшавские, Лодзинские и Бранденбургские, Померанские, Берлинские и другие (всего 64 почетных наименования).

Из фронтовых авиационных командиров 16-й воздушной армии выдвинулось много видных военачальников Военно-Воздушных Сил (ВВС).

В боях с немецко-фашистскими захватчиками немало славных воздушных соколов сложило свои головы. Оставшиеся в живых боевые товарищи свято чтут светлую память героев, павших смертью храбрых за счастье грядущих поколений.

Отгремела война... Тысячи авиаторов по возрасту ушли в запас и отставку, трудятся в народном хозяйстве, принимают активное участие в общественной работе и военно-патриотическом воспитании молодежи.

Бывшие воины армии спустя много лет после окончания войны не теряют фронтовой дружбы. Памятной для многих убеленных сединой воинов были встречи в Москве и Монино в августе 1967 и 1972 года, приуроченные к 25- и 30-летию со дня формирования армии.

Славные боевые традиции авиаторов 16-й воздушной бережно хранят и приумножают воины советских Военно-Воздушных Сил. Наследники боевой славы своих дедов и отцов овладевают современной техникой, повышают боевую готовность и в тесном содружестве с авиаторами братских социалистических стран зорко охраняют воздушные рубежи стран социалистического лагеря, мирный труд нашего народа, строящего коммунизм. Они всегда готовы дать отпор любому агрессору.

В этой книге на основе архивных документов, воспоминаний военачальников и непосредственных участников событий, а также личных воспоминании авторов кратко рассказывается о боевых действиях авиации и подвигах воинов 16-й воздушной армии в сражениях с врагом на трудном пути от Волги да Эльбы в 1942—1945 годах.


65 лет исполняется прославленной 16-й Краснознаменной воздушной армии. Летчики сформированного во время Великой Отечественной войны объединения находились всегда в самом пекле сражений. В ходе Сталинградской битвы, в Белоруссии, Украине и особенно в Берлинской операции сухопутные войска поддерживались сокрушительными ударами штурмовиков и бомбардировщиков. Только за разгром фашистов под Курском и при форсировании Днепра 66 летчиков стали кавалерами Золотой Звезды Героя. В воздушном бою под Курском открыл счет сбитым вражеским самолетам легендарный летчик-истребитель Иван Кожедуб.

Берлинская операция отмечена красной строкой в боевом пути объединения. Только за период с 14 апреля по 5 мая 1945 года отважные асы провели 900 воздушных схваток, сбив при этом 800 бомбардировщиков и истребителей противника. Еще столько же фашистских самолетов так и не сумели подняться в небо - они были уничтожены прямо на аэродромах. Весь личный состав армии за проявленные мужество и героизм был награжден медалью "За взятие Берлина", а в поздравительных приказах Верховного Главнокомандующего отличившиеся части и соединения армии упоминались 47 раз!

В послевоенный период армия дислоцировалась на территории Германии. И только в 1993 году мощная авиационная группировка в кратчайшие сроки возвратилась на родную землю.

"Они были первыми" - так можно сказать о летчиках фронтовой и армейской авиации объединения, которые, едва успев вернуться на Родину, вступили в бой с бандформированиями в Таджикистане и на Северном Кавказе. Около 400 военнослужащих армии за проявленные мужество и героизм удостоены государственных наград.

О боевых буднях, проблемах и перспективах развития прославленного объединения рассказывает командующий 16-й воздушной армии генерал-майор Александр Белевич.

Визитная карточка

Белевич Александр Михайлович родился 5 января 1958 года. Окончил Ейское ВВАУЛ, Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, Военную академию Генерального штаба ВС РФ. За годы службы в Группе советских войск в Германии, Забайкальском, Туркестанском, Дальневосточном и Московском военных округах прошел все летные должности - от командира эскадрильи до начальника штаба армии ВВС и ПВО.

Летчик-снайпер, заслуженный военный летчик России. Кавалер ордена "За военные заслуги".

- Товарищ командующий, ваше объединение поистине уникально. Столь широкого спектра решаемых им задач нет, пожалуй, ни в одной другой армии ВВС и ПВО Военно-воздушных сил России.

Поддержка Сухопутных войск - вот основное предназначение нашей воздушной армии. И такое объединение на сегодняшний день единственное в Военно-воздушных силах. Более того, части армии дислоцируются на территории двух военных округов - Московского и Ленинградского.

Полки фронтовых истребителей МиГ-29 совместно с классическими истребителями-перехватчиками ПВО МиГ-31 и Су-27 вот уже более 15 лет привлекаются к несению боевого дежурства по охране воздушной зоны Центрального промышленного района.

Летчики бомбардировочной, разведывательной и штурмовой авиации на самолетах Су-24М, Су-24МР и Су-25 одними из первых в ВВС стали уничтожать незаконные вооруженные формирования на Северном Кавказе.

То же самое можно сказать и о полках армейской авиации, оснащенных вертолетами Ми-24 и Ми-8, которые и сегодня ограниченным составом продолжают нести там службу. А на экипажи, находящиеся в местах постоянной дислокации, возложены задачи по поиску и спасению воздушных судов, терпящих бедствие, а также по пресечению террористических актов.

"Воздушные рабочие войны" - так мы называем своих "транспортников". На отдельный смешанный авиаполк, вооруженный самолетами Ан-26, Ан-24, Ан-12, Ту-134 и вертолетами Ми-8, возложены задачи по перевозке грузов и личного состава. А полковая эскадрилья самолетов Ан-30 уже более десяти лет успешно решает задачи по контролю за выполнением Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Ни одно авиационное шоу в мире не обходится без воздушной акробатики наших знаменитых пилотажных групп "Русские витязи" на самолетах Су-27, "Стрижи" - на МиГ-29. Помнится, "Русские витязи" настолько покорили английскую королеву Елизавету II, что она удостоила их высшей чести - разрешила пролететь над своей резиденцией в Лондоне. Вместе с тем наш Центр показа авиатехники - не только высший пилотаж по праздникам. Пилоты участвуют и в летно-тактических учениях с боевой стрельбой. Поэтому в случае необходимости они готовы выполнить любую поставленную задачу. Скажу больше: лихие красивые виражи в небе для многочисленных зрителей - зрелище, а для наших пилотов - не что иное, как целенаправленная и планомерная отработка элементов воздушно-тактической подготовки.

- Боевое дежурство по охране воздушной зоны Центрального промышленного района, которое несут ваши истребительные авиаполки, - пожалуй, одна из основных задач, стоящих перед объединением в мирное время.

Вы правы. Днем и ночью наши летчики-истребители по специальному графику несут боевое дежурство. В этом и состоит специфика авиации ПВО - всегда быть в готовности взмыть в небо и пресечь действия нарушителя воздушного пространства России. Только за прошлую неделю дежурные силы истребителей 14 раз приводились в готовность №1 по нарушителям режима полетов.

Уровень подготовки наших летчиков позволяет решать поставленные задачи. В апреле 2006 года гвардейские истребительные авиационные полки, которыми командуют гвардии полковники Лев Спевак и Олег Лашкевич, проверяла Военная инспекция Минобороны. Двадцать четыре экипажа были подняты по тревоге и перебазировались на новое стратегическое направление. На полигоне Ашулук практически все воздушные цели были уничтожены управляемыми ракетами "воздух-воздух". Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Юрий Балуевский дал высокую оценку их четким и грамотным действиям.

Спустя два месяца еще пять экипажей 14-го истребительного авиаполка участвовали в командно-штабном учении "Щит Союза-2006". Истребители вошли в состав западного оперативно-тактического командования и, перебазировавшись на аэродром Барановичи, совместно с белорусскими коллегами заступили на боевое дежурство. В ходе учения для перехвата условного нарушителя воздушного пространства по тревоге были подняты два экипажа. По средствам объективного контроля их действиям была дана высокая оценка - цели были уничтожены на установленных рубежах.

- В период двух чеченских кампаний штурмовики и бомбардировщики активно участвовали в уничтожении бандформирований…

Совершенно верно, гвардейский штурмовой авиаполк, которым командует полковник Олег Маковецкий, - пожалуй, один из самых воюющих в Военно-воздушных силах.

С 1991 по конец 1992 года летчики-штурмовики несли боевое дежурство в Абхазии. С 1993 года и по сей день - боевую вахту в Республике Таджикистан. В те годы пилоты громили бандформирования на востоке республики, уничтожали отдельные группы, переправляющие наркотики на территорию Таджикистана.

В настоящее время авиаторы объединения выполняют задачи по прикрытию воздушных и наземных рубежей республики, взаимодействуя с 201-й российской военной базой. Есть у нас и свой "таджикский" герой. Два года назад гвардии майор Вадим Прядченко, рискуя жизнью, сумел отвести от таджикских населенных пунктов теряющий управление Су-25 и только после этого катапультировался.

Самое активное участие принимали штурмовики и при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе.

А в 2005 году, в день 60-летия победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, полковые асы гвардии полковник Олег Маковецкий, гвардии подполковник Сергей Шаршин и гвардии майор Сергей Коинов удостоились особой чести - на трех Су-25 пройти в боевом порядке над Красной площадью, оставив в небе Москвы после себя триколор России.

Летчики и штурманы бомбардировочного авиаполка воевали в Карабахе и Таджикистане, где за сутки им приходилось выполнять по нескольку боевых задач. А за первую и вторую чеченские кампании пилоты совершили более 1.100 боевых вылетов.

Кстати, в 1993 году именно полковые экипажи демонстрировали первому Президенту России дозаправку на предельно малой, стометровой высоте. И в том же году, впервые в российской истории, десять Су-24М, один из которых пилотировал полковник Сергей Шаталов, с двумя дозаправками (днем и ночью) совершили беспосадочный перелет из Западного региона РФ на Дальний Восток. Даже после почти семичасового пребывания в воздухе они смогли бы выполнить боевую задачу.

Свой профессионализм пилоты полка доказали не только в ходе боевых действий и тактических учений, но и в экстремальных ситуациях. В марте 2006 года на самолете, который пилотировали заместитель командира авиационной эскадрильи майор В.Сергеев и старший летчик капитан Р. Островерхов, произошел взрыв, из-за чего отказала система управления, и бомбардировщик стал рассыпаться в воздухе. Летчик и штурман приняли решение, едва не стоившее им жизни: подождав, пока самолет уйдет в сторону от густонаселенного района, они благополучно катапультировались.

- Армейская авиация вашего объединения до сих пор выполняет боевые задачи в Чечне…

Да, это действительно так. Экипажи отдельных вертолетных полков на вертолетах Ми-24 и Ми-8 принимали участие не только в боевых действиях в Афганистане, Приднестровье, Таджикистане и Абхазии, но и в миротворческих операциях в Югославии, Судане, Сирии и Анголе, а также в первой и второй чеченских кампаниях. Стоит отметить, что сложнейшие задачи по прикрытию с воздуха Сухопутных войск, а также по перевозке грузов и сопровождению колонн летчики всегда выполняют на самом высоком профессиональном уровне.

Также экипажи вертолетов проводят десантирование как парашютно-десантных частей, так и сборных команд ВВС и войск Командования специального назначения по парашютному спорту, которые успешно выступают на мировом уровне. На это, кстати, уходит большая часть топлива и ресурса винтокрылых машин. Мы как-то подсчитали, что только за 2005 год экипажи "выбросили" около десяти тысяч парашютистов - примерно столько же личного состава насчитывается в одной воздушно-десантной дивизии.

- Аэрофотосъемщики "открытого неба" - так называют в войсках эскадрилью Ан-30. Пяти экипажам приходится выполнять задачи как в России, так и за рубежом совместно с иностранными военными. Расскажите об этом уникальном подразделении.

В начале 1990-х годов ряд государств, принимавших участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, заключил Договор об обычных вооруженных силах в Европе, в котором шла речь о сокращении обычных вооружений - танков, самолетов и т.д. Для контроля за соблюдением условий договора странами-участницами был создан так называемый режим "открытого неба". И спустя несколько лет наши летчики приступили к наблюдательным полетам над территориями стран - участниц договора.

На борту самолетов Ан-30 установлено специальное фотооборудование, которое позволяет делать снимки в автоматическом режиме как в разведывательных, так и в картографических целях. Хорошие разрешающие способности аппаратуры позволяют качественно запечатлеть на фото даже очень маленькие объекты.

Примечательно, что Ан-30 - единственный самолет со стационарным бортовым фотооборудованием, использующийся по "открытому небу". У заграничных аналогов, к примеру, у того же американского "Геркулеса" (С-130), подобная аппаратура крепится с внешней стороны планера (на "брюхо").

График полетов в эскадрилье очень напряженный. Только в июне наши экипажи выполнили наблюдательные полеты над территориями Швеции, Англии, Франции и Германии. А всего за десять лет экипажи более сотни раз посещали зарубежные государства, облетев всю Европу, США и Канаду. В свою очередь, мы обеспечили работу более чем 60 иностранных миссий из 20 стран мира.

Недавно Президент России Владимир Путин своим указом приостановил участие нашей страны в договоре. Однако наши экипажи всегда находятся в режиме постоянной готовности и по первому приказу готовы возобновить полеты.

- Какие проблемы, как командующего воздушной армией, волнуют вас больше всего?

Больше всего меня волнует уровень подготовки летного состава, состояние исправности ВВТ и безопасность полетов. Авиационные полки должны летать, летчики и штурманы - иметь хорошую практику. А от этого напрямую зависит и безопасность полетов. Но, к сожалению, лимит авиационного горючего, выделяемого на решение задач боевой подготовки, не позволял поддерживать достаточную натренированность личного состава. Вы только представьте: на протяжении последних 15 лет лимит топлива, выделяемого на боевую подготовку, не поднимался выше четверти от самой минимальной потребности! Тем не менее хочется отметить, что обстановка меняется в лучшую сторону. Есть решение руководства страны о финансировании дополнительных закупок авиационного горючего для военной авиации. В течение июля запасы авиатоплива на наших складах уже пополнились на 40 процентов. Причем это топливо предназначено только для боевой подготовки в летнем периоде обучения. И, насколько мне известно, на следующий учебный год лимит горючего будет также увеличен.

Если еще в прошлом году средний налет летчика истребительной, фронтовой и армейской авиации составлял порядка 25 часов в год, то, надеюсь, уже в ближайшее время нам удастся повысить этот показатель в два раза. Интенсивность полетов, с которой мы летаем уже больше месяца, сравнима с той, которая была 20 лет назад. Две-три восьмичасовые летные смены каждую неделю! Это очень хорошо. Но в этой связи появилась новая проблема. Молодой летный и инженерно-технический состав не приучен к столь напряженному графику полетов, поэтому основные усилия руководителей всех уровней направляем на соблюдение требований безопасности полетов.

Одной из острейших проблем на сегодняшний день остается малый ресурс авиационных двигателей и недостаток запасных частей для самолетов. Про новые двигатели речи нет. Получить двигатель с капремонта с ресурсом более 100 часов по нынешним временам уже считается роскошью. Одно из направлений по поддержанию "жизни" двигателя - это продление ресурса. Однако продление ресурса практически не поддается планированию…

Очень надеюсь, что по аналогии с выделением дополнительного топлива на боевую подготовку вскоре будут изысканы дополнительные средства и для проведения срочных капитальных ремонтов наших авиационных двигателей.

Но основное внимание хотел бы заострить на проблеме подготовки руководящего состава управления армии, соединений и частей. Отсутствие целенаправленной боевой учебы на протяжении последних десяти лет привело к тому, что многие должности занимают офицеры, не имеющие достаточного опыта проведения тактических учений, в том числе и с боевой стрельбой. И это не их вина. Кризис конца 1990-х, когда у государства не хватало средств на развитие военной авиации, конечно же наложил свой отпечаток. Поэтому одной из своих главных задач на начальном этапе управления армией считаю именно методическую работу по подготовке этой категории военнослужащих к управлению воинскими коллективами.

- Когда на вооружение объединения поступят новые и модернизированные самолеты?

В соответствии с Государственной программой определен график перевооружения авиационных полков на новые и модернизированные самолеты. К примеру, на истребители Су-27СМ первым в Военно-воздушных силах уже переучился авиаполк дальневосточной армии ВВС и ПВО. Сейчас переучивается следующий.

В ближайшее время будут перевооружены два наших авиаполка. На смену Су-24М придет новый Су-34, а летчики одного из истребительных авиаполков на МиГ-29 начнут осваивать МиГ-29СМ, который по аналогии с Су-27СМ подвергается глубокой модернизации.

Штурмовик Су-25, наш знаменитый "Грач", отлично зарекомендовавший себя в Афганистане, Чечне и других "горячих точках", также успешно модернизируется. Месяц назад первая партия таких самолетов уже поступила в одну из армий ВВС и ПВО. Через некоторое время они поступят и к нам.

- Товарищ командующий, кого в этот праздничный день вы хотите отметить и что пожелаете военнослужащим и ветеранам воздушной армии?

Я мог бы назвать поименно десятки офицеров, прапорщиков, военнослужащих по призыву, которые, безусловно, заслуживают особой благодарности. Это полковники Сергей Клименко, Валерий Дуда, Евгений Калюжный, Сергей Шаталов, Олег Маковецкий, Сергей Бондаренко, Александр Бирюков, Александр Комаров, Александр Комар, подполковник Алексей Попов и многие другие.

За помощь в подготовке к проведению праздника хочу поблагодарить администрацию Московской области и лично губернатора Бориса Всеволодовича Громова, администрацию Одинцовского района и его главу Александра Гладышева, правительство Курской области и руководителя ОАО "Залесье" Григория Носикова.

От всего сердца поздравляю уважаемых ветеранов и весь личный состав с юбилеем нашей прославленной армии! Мы свято чтим ее традиции. С такой же самоотверженностью, как во время Великой Отечественной наши ветераны сражались за Родину, мы боремся сегодня за развитие нашего объединения, за повышение налета летного состава, за качественную подготовку молодых пилотов, за исправность авиационной техники, за скорейшее решение социальных проблем военнослужащих. Счастья вам, авиаторы, крепкого здоровья и терпения! Как и в грозные сороковые, 16-я воздушная продолжает бой!

Торжественные мероприятия на 237-м Выставочном показательном Центре авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Кожедуба Ивана Никитовича

23 февраля 2018 года по приглашению Председателя Наблюдательного совета «ВПЦ «Крылья Кубинки» им. Героев 16 Краснознаменной воздушной армии генерал-майора Н.А.Кушнарева, Председатель Комитета по связям с общественностью Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» Каширин А.П. принял участие в торжествах, юнармейских мероприятиях, посвященных 100-летней годовщине создания РККА и 75-летию формирования 16 Краснознаменной воздушной армии, которые состоялись в Одинцовском муниципальном районе, п. Новый городок, на Выставочно-показательном Центре имени маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Кожедуба И.Н. военного аэродрома Кубинка.

Справка. Создание. Начало формированию 16-й Воздушной Армии было положено приказом Народного комиссара обороны СССР от 8 августа 1942 года и возложено на представителя ВВС Красной Армии генерал-майора авиации П. С. Степанова и заместителя командующего 8-й ВА генерал-майора авиации СИ. Руденко . Управление 16-й Воздушной Армии было сформировано к 15 августа и в начале размещалось в г. Сталинграде . Процесс формирования 16-й ВА продолжался до 4 сентября 1942 г.

К этому сроку в воздушную армию были переданы из 8-й воздушной армии две авиационные дивизии - 220-я и 228-я. В 220-ю ИАД входили 43-й, 211-й, 237-й, 512-й, 581-й и 657-й ИАП, вооруженные истребителями Як-1 , позже вошел ещё 291-й ИАП на ЛаГГ-3 . В состав 228-й ШАД входили 688-й, 694-й, 783-й и позднее 285-й ШАП, на самолетах Ил-2 . Одновременно из резерва Ставки в 16-ю ВА прибыли ещё две авиадивизии: 283-я ИАД в составе 431-го, 520-го, 563-го и позднее 812-го ИАП на самолетах Як-1 и 291-я САД. Последняя состояла из 243-го и 245-го ШАП на самолетах Ил-2 и 30-го БАП на бомбардировщиках Пе-2 ; позднее этот полк был заменен 313-м ШАП. После вхождения в состав дивизии 954-го ШАП, она стала именоваться штурмовой. К началу сентября в ВА также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (ЛБАП) на самолетах По-2 . В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й ВА было 152 исправных самолета: 42 истребителя , 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик .

28 сентября 1942 года Командующим Армией был назначен генерал-майор авиации (впоследствии маршал авиации) Руденко Сергей Игнатьевич .

Участие в Великой Отечественной войне. С момента создания и до последнего дня войны 16-я Воздушная армия постоянно действовала в составе одного фронта, который в разные периоды имел наименования: Сталинградский , Донской , Центральный , Белорусский и 1 Белорусский .

Принимала активное участие в таких крупных фронтовых операциях, как Сталинградская , Орловско-Курская , Севская , Гомельско-Речицкая , Мозырь-Калинковичская, Рогачевская, Бобруйская , Норвская, Пражская , Варшавско-Познаньская , Померанская, Берлинская .

Каждый третий авиационный полк 16-й ВА стал гвардейским . Свыше 27,5 тысяч человек из состава 16 Воздушной Армии награждены боевыми орденами и медалями. За мужество и отвагу 204 летчике и штурмана удостоены звания Героя Советского Союза , трое из них Савицкий Евгений Яковлевич , Боровых Андрей Егорович и Голубев Виктор Максимович - дважды, а Иван Никитович Кожедуб - трижды. Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен.

Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5700 самолетов, из них 859 но земле, 3536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага.

Послевоенный период. После окончания Великой Отечественной войны 16-я воздушная армия дислоцировалась в Восточной Германии (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ) .

В 1968 году управление 16-й Воздушной Армии было награждено орденом Красного Знамени .

Очередной этап испытаний на долю 16-й воздушной армии выпал на период вывода войск с территории Германии. Мировая история авиации не имеет аналогов подобного по срокам и масштабом перебазирования столь мощной авиационной группировки. В 1993 году в кратчайшие сроки, организованно и без потерь 16-я Воздушная Краснознаменная Армия вернулась на Российскую землю. С 1 ноября 1993 года управление объединения дислоцируется в гарнизоне Кубинка. Личный состав 16-й Воздушной, защищая интересы Российского государства, принимал активное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек». 385 военнослужащих армии за проявленное мужество и героизм, удостоены государственных наград.

Филигранным мастерством летчиков пилотажных групп « Русские витязи » и « Стрижи » из 237-го центра показа авиационной техники им. И. Н. Кожедуба восторгались во всем мире.

Реформирование. В 1998 году, при создании единого вида Вооруженных Сил из ВВС и ПВО, управление 16-й ВА было расформировано. В соответствии с планом реформирования Вооруженных Сил РФ был сформирован 16-й смешанный авиационный корпус, в состав которого вошли соединение и части, ранее входившие в состав 16-й Воздушной Армии.

В феврале 2002 года 16-й смешанный авиационный корпус после переформирования снова стал 16-й Краснознаменной воздушной армией. 1 февраля 2002 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник авиации B.C. Михайлов вручил овеянное славой боевое знамя 16-й воздушной армии командующему ВА генерал-лейтенанту В. А. Ретунскому.

Командующие армией во время войны:

    с 8 августа 1942 года по 28 сентября 1942 года - П. С. Степанов, генерал-лейтенант авиации () (врем. исп. обязанности);

    с 28 сентября 1942 года - до конца войны - С. И. Руденко , генерал-полковник авиации.

Состав армии на 1991 год

    6-я гвардейская истребительная авиационная Донецкая Сегедская Краснознаменная ордена Суворова дивизия (Мерзебург ) вч пп 57643, позывной - Чаевод . Выведена на Украину . Гроссенхайн ) вч пп 57655, позывной - Чекан .

    Соединения и части Армейского подчинения.

Мероприятия начались с торжественного построения ветеранов, военнослужащих центра, юнармейцев и митинга, который открыл под гимн РФ заместитель командира Центра. На митинге выступил настоятель храма, генерал-майор Кушнарев Н.А., начальник штаба местного отделения юнармейцев Топало И.В. и другие гости. Каширин А.П. тепло поздравил ветеранов с юбилеем прославленного объединения, с Днем Защитника Отечества, передал поздравления от однополчанина генерал-майора Михайленко Ю.В. из города Севастополя и наградил заслуженных летчиков памятной медалью «Маршал Кожедуб И.Н.». По окончании митинга состоялся парад, в котором приняли участие ветераны военной службы, юнармейцы, юные разведчики, воспитанники школы сержантов и военнослужащие гарнизона. После проведения присяги юнармейцев, участники мероприятия осмотрели коллекцию вооружения и техники, формы одежды из частного музея представителя поискового отряда «Связь поколений» Шурховецкого Георгия Валентиновича, учебные места с вооружением времен Великой Отечественной войны юнармейцев.

Справка.

Шурховетский Георгий Валентинович. Профессия – мебельный дизайнер. Увлекался историей, оружием. В составе поискового отряда несколько лет работал по подъему и перезахоронению павших бойцов Красной армии в Карелии и Подмосковье. После многочисленных экспедиций увлекся коллекционированием стрелкового вооружения времен Великой Отечественной войны. Последние коллекции – каски, форма одежды, снаряжение. Собрал уникальную коллекцию штык-ножей и кортиков. оборудовал частный музей. Проводит экскурсии на месте и вывозит коллекции на выставки. Отреставрированный джип, на котором во время войны передвигались Командующие фронтами, принимает участие в параде Победы в Акуловском гарнизоне.

Каширин А.П. во время осмотра выставки, посвященной вооружению инженерных войск и войск РХБЗ, рассказал юнармейцам об истории химических войск, участии войск в боевых действиях, применении огнеметных средств и героях-огнеметчиках 26 Краснознаменной отдельной роты фугасных огнеметов, которые совершили свой подвиг в д. Акулово.

Ветеранов и гостей поздравили дети местной школы исполнением песни «Офицеры», которые выступили с праздничной концертной программой. Перед военнослужащими срочной службы центра с напутственным словом выступили ветераны 16 Краснознаменной воздушной армии. Все гости, взрослые и дети, военнослужащие центра с удовольствием занимались с юнармейцами – инструкторами на интерактивных площадках.

На летном поле военного аэродрома ветераны и гости осмотрели линейку современных самолетов ВВС России.

После обеда из полевой кухни, которую организовали юнармейцы, ветераны на автобусе выдвинулись на территорию частного аэроклуба, где состоялась экскурсия по частному музею «Бункер». Экспонаты в музей были переданы поисковым отрядом «Бумеранг» из г.Наро-Фоминск. Экскурсию по выставочному павильону малой авиации и по тренажерному комплексу подготовки пилотов провел начальник аэроклуба. В заключении экскурсии состоялись соревнования по стрельбе из пистолета ПМ, где ветераны показали высокую кучность стрельбы и хорошие результаты. Первое место по стрельбе из пистолета Макарова занял Каширин А.П. с результатом 25 очков с трех выстрелов.

Насыщенная и интересная программа праздника закончилась вечером. Ветераны покидали аэродром в хорошем настроении, чему способствовала прекрасная морозная солнечная погода и общение с молодежью.

16-я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ сформирована 10 августа 1942 г. на основании приказа НКО СССР от 8 августа 1942 г. в составе 220-й и 283-й истребительных, 228-й и 291-й штурмовых авиадивизий и 2 отдельных авиаполков.
Боевой путь начала в сентябре 1942 г. на сталинградском направлении. Дей-ствуя с 7 сентября в составе Сталинград-ского фронта, поддерживала его войска при обороне города.
В ноябре 1942 г. — январе 1943 г. уча-ствовала в контрнаступлении советских войск под Сталинградом (19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г.), воздушной блокаде окруженной группировки про-тивника и ее разгроме.
В феврале 1943г. армия перебази-рована в район Курска, где с 15 февра-ля вошла в состав Центрального фрон-та 2-го формирования (с 20 октября — Белорусского), в июле — августе под-держивала и прикрывала с воздуха вой-ска фронта в Курской битве (5 июля -23 августа), при освобождении Левобе-режной Украины и форсировании Днепра.
В ходе стратегического наступления осенью 1943г. и зимой 1943 - 1944 гг. поддерживала советские войска на конотопско-киевском, черниговско-мозырском и гомельско-бобруйском направле-ниях, внесла большой вклад в освобож-дение Левобережной Украины и восточ-ных районов Белоруссии.
С 1944 г. и до конца войны армия по-следовательно входила в состав 1-го Белорусского фронта (с 24 февраля), Бело-русского фронта 2-го формирования (с 6 апреля), 1-го Белорусского фронта 2-го формирования (с 16 апреля).
В июне — июле 1944 г. участвовала в Белорусской стратегической операции (23 июня — 29 августа), в окружении и разгроме крупной группировки против-ника в районе Бобруйска.
Не менее значительную роль сыгра-ла армия в окружении, разгроме мин-ской группировки противника и после-дующем преследовании его отходивших войск.
Во второй половине 1944 г. части и соединения армии участвовали в освобождении восточных районов Польши; в январе — феврале 1945 г. в ходе Варшавско-Познанской операции (14 янва-ря — 3 февраля) поддерживали боевые действия войск фронта по овладении Варшавой, в борьбе за плацдармы на Одере.
В феврале — апреле 1945 г. армия приняла участие в Восточно-Померан-ской (10 февраля — 4 апреля) стратеги-ческой операции, а в апреле — мае — Берлинской (16 апреля —8 мая).
За годы Великой Отечественной войны армия совершила около 280 тыс. самолето-вылетов, участвовала в 3 воздушных операциях.
За высокое воинское мастерство, от-вагу и героизм свыше 27 500 авиаторов награждены орденами и медалями, бо-лее 200 из них стали Героями Советско-го Союза, летчики А. Е. Боровых, В. М. Голубев и Е. Я. Савицкий удостое-ны этого звания дважды, а И. Н. Коже-дуб — трижды.
Командующие армией: генерал-май-ор авиации Степанов П. С. (август — ок-тябрь 1942 г.); генерал-майор авиации, с января 1943 г. — генерал-лейтенант авиации, с мая 1944 г. — генерал-полков-ник авиации Руденко С. И. (октябрь 1942 г. — до конца войны).
Начальники штаба армии: полков-ник, с августа 1943 г. — генерал-майор авиации Белов Н. Г. (август — октябрь 1942 г.); генерал-майор авиации Ко-сых М. М. (октябрь 1942 г. — апрель 1943 г.); генерал-майор, с августа 1944 г. — генерал-лейтенант авиации Брайко П. И. (апрель 1943 г. — до конца войны).



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний