Краткий пересказ произведения нос. Н

Главная / А. П. Чехов

Замечательная повесть Н.В.Гоголя «Нос» состоит из трех частей и повествует об удивительных событиях, произошедших с коллежским асессором Ковалевым.
… Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому асессору Ковалеву. Цирюльник пытается избавиться от носа: выбрасывает его, но ему постоянно указывают на то, что он что-то уронил. С большим трудом Ивану Яковлевичу удается бросить нос с моста в Неву. А в это время коллежский асессор просыпается и не находит у себя носа. Он шокирован. Прикрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Он весьма расстроен произошедшим, так как теперь не сможет появляться в свете, да к тому же у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Неожиданно он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету. Ковалев спешит за носом, оказывается в соборе. Нос усердно молится. Ковалев подходит к нему, объясняет сложившуюся ситуацию, просит, чтобы нос «вернулся на свое законное место». Однако нос делает вид, что не понимает Ковалева.
Ковалев отправляется к обер-полицмейстеру, но того нет дома. Ковалев приходит в отдел газетных объявлений, рассчитывая дать объявление о пропаже носа. Но ему отказывают, так как объявление слишком необычно и может навредить репутации газеты. Расстроенный Ковалев возвращается домой. Он размышляет о том, кто же мог сыграть с ним такую злую шутку. Он подозревает штаб офицершу Подточину, знакомую даму, которая хочет женить его на своей дочери. Возможно, что с помощью неких колдовских приемов Подточина сделала так, чтобы Ковалев остался без носа. И это за то, что он не желал жениться на дочери Подточиной! Рассерженный Ковалев отправляет Подточиной письмо, в котором обвиняет ее в пропаже носа. В ответном письме Подточина искренне удивляется таким странным умозаключениям асессора.
По Петербургу ползут слухи о разгуливающем по улицам носе Ковалева. Вечером того же дня полицейский надзиратель приносит Ковалеву его нос, добавляя, что с трудом сумел поймать его, так как нос уже садился в дилижанс и собирался ехать в Ригу. Ковалев благодарит надзирателя, дает ему ассигнацию, а когда тот уходит, пытается приставить свой нос на место. К ужасу Ковалева, нос не держится и падает на стол. Ковалев посылает за доктором, но и тот не знает, как помочь Ковалеву. Ковалев думает о том, что его жизнь теперь бессмысленна: без носа он никто.
… Утром седьмого апреля Ковалев просыпается и с удивлением обнаруживает, что его нос находится там, где и должен быть, между щек. Через некоторое время приходит цирюльник Иван Яковлевич, чтобы обрить Ковалева. Но теперь, брея Ковалева, он не держит его за «нюхательную часть тела». Хотя это и трудно, но с этого дня цирюльник, выполняя свою обычную работу, упирается рукой в щеку и в нижнюю десну Ковалева.
Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя «Нос».


Тема повести: фантастическое и реальное в обрисовке петербургской действительности при помощи сатиры.

Идея повести: вынудить людей ощутить пошлость, которая их окружает, так как у пошлости единственная мысль о себе, потому что она неразумна и ограничена и ничего вокруг, кроме себя, не увидит и не поймет.

Характеристика главных героев:

Ковалёв – коллежский асессор, «человек не злой и не добрый», все его мысли зациклены на собственной личности. Личность эта незаметная и он старается ее приукрасить. Говорит о своих знакомствах с влиятельными людьми. Очень захвачен заботами о своей наружности. Как растормошить этого человека? Только поставить в семейное положение.

Иван Яковлевич – цирюльник, как всякий русский мастеровой «был пьяница страшный», неопрятный.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Находка носа Ковалёва, которого он брил два раза в неделю, заставила его оцепенеть от ужаса. Он был ни жив, ни мертв. С трудом избавился от носа.

Впечатление о книге: сначала кажется, что эта история-шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. Сплетни, мелочность, чванство – все это пошлость. У пошлости нет доброты, нет ничего благородного. Фантастические подробности усиливают сатирическое изображение петербургского общества и отдельных представителей, как например, майора Ковалёва.

Ельницкая Л. М. (Москва), к. ф. н., доц. кафедры эстетики, истории и теории культуры гос. ун-та кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК) / 2012

При чтении произведений Гоголя обращают на себя внимание странности языка, которым говорят и персонажи, и повествователь. Они (персонажи) косноязычны или многословны, нередко их речь приобретает вид бессмыслицы. Такой язык не является производным от социального положения или уровня образования персонажей. Дело в том, что герои Гоголя обладают мифологическим сознанием, т. е. воспринимают действительность, пропустив ее первоначально через подсознание. Мифологический человек, — пишет С. М. Телегин, - живет одновременно в трех мирах: духовных сил, конкретной реальности и социальных отношений. Все три мира в мифологическом сознании нераздельны. Мифологическое восприятие таким образом характеризуется синкретизмом (=неразличением противоположностей); вместе с тем на человека проецируются качества животного, а человеческие черты переносятся на природные объекты. Подобный элемент мифосознания называется антропоморфизмом . Однако в мире Гоголя современный ему человек - примитивной душевной организации, сосредоточенный на собственных эгоистически-утробных интересах - как будто пародирует «классическое» мифологическое сознание. Если в древности мифологическое восприятие жизни обеспечивало человеку близость к богам, возможность принимать на себя их силу, то современный человек даже не догадывается о своем божественном происхождении, не сознает своей уникальности и личностной ценности.

Повесть «Нос» представляет собой загадку на тему, что такое человеческая природа и что такое человек. По сюжету произведения в одно прекрасное утро коллежский асессор Ковалев, проснувшись, обнаруживает на том месте, где вчера было нос, только ровное гладкое пятно. Еще вчера он чувствовал себя вполне респектабельным лицом, по праву приехавшим в столицу искать приличного места службы и с намерением жениться. Таинственное исчезновение носа - страшный удар по его планам и амбициям. Как в таком виде показаться в приличном обществе? Повесть описывает безуспешные попытки Ковалева отыскать свой нос. Он не знает, у кого просить защиты, и в отчаянии мечется по городу. Пробует привлечь к своему несчастью частного пристава (который впрочем уверен, что «у порядочного человека не оторвут носа»); едет в газетную экспедицию дать объявление о пропаже носа; пытается уличить в зловредных кознях против него штаб-офицершу Подточину... Все усилия напрасны. Растерянность и отчаяние Ковалева нарастают.

Поведение Ковалева характеризуется тем, что он путает разные стороны жизни. Исчезновение носа - несомненно, случай фантастический, но раз таковой с ним приключился, значит, и это в порядке вещей. Пропавший нос причиняет Ковалеву большие неудобства. С точки зрения майора, он - «плут, мошенник и пройдоха», который в погоне за собственными развлечениями не думает о нуждах хозяина. Ковалеву вскоре придется убедиться и в том, что нос маскируется, меняет свои обличия, видимо, стараясь быть неузнанным. В частности, он появляется на улицах Петербурга в шитом золотом мундире, замшевых панталонах и со шпагой «при боку». Шляпа с плюмажем указывает на то, что он облечен большим чином. Личные отношения с носом (как он смеет? ведь он только часть меня самого, моя собственность!) Ковалев переносит в область социальную: думает, например, что Управа благочиния заинтересуется «преступлениями» носа; или что возможно дать объявление в газете о пропаже носа, поместив последний в ряд предметов, которые можно забыть, обронить или украсть («нашедшему гарантируется вознаграждение»).

Примером мифологической ситуации, в которых постоянно пребывает Ковалев, является сцена в Казанском соборе. Ковалев ищет там свой нос и видит его в мундире статского советника усердно молящимся. Имея полное право, как ему кажется, вернуть на положенное место непочтительного беглеца, Ковалев в то же время страшится нарушить чиновную иерархию. «Как подойти к нему? <...> Чорт его знает, как это сделать!» (III, 55). Очевидные права физиологии (у каждого должен быть и есть свой нос!) опровергаются практикой социальных отношений. Обращаясь к собственному носу с официально-почтительными словами «милостивый государь», Ковалев далее теряется: его речь разбивается паузами, передающими нелепость и парадоксальность ситуации. «Мне странно... <...> И вдруг я вас нахожу и где же? - в церкви... <...> я майор. Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично <...> притом будучи во многих домах знаком с дамами...» (55-56). И затем этот словесный сумбур завершается как выстрелом: «вы должны знать свое место. Ведь вы мой собственный нос!» (55, 56).

Удивительно, что на эту бредовую речь Нос отвечает вполне спокойно и разумно, защищаясь как раз законами сословной иерархии: «Вы ошибаетесь <...> Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего виц-мундира, вы должны служить в сенате или, по крайней мере, по юстиции. Я же по ученой части» (56).

Подобное смешение разных сторон действительности: телесной, психологической и социальной - выдвигает на первый план «феномен носа» - субъекта, претендующего на отдельность существования («я сам по себе! ») и не желающего подчиняться произволу того, кто считается его хозяином. Здесь необходимо сказать о наличии в повести двух параллельных сюжетных линий - майора Ковалева и цирюльника Ивана Яковлевича. Последний два раза в неделю подвергал лицо майора бритью, хватая вонючими руками Ковалева за нос и поворачивая его голову для удобства дела правой или левой стороной. Майор всякий раз отпускал замечание на счет вони, идущей от рук Ивана Яковлевича, и неизменно получал один и тот же ответ в форме вопроса: «Отчего ж бы им (т. е. рукам) вонять?» (51). Видимо, нос майора - орган обоняния - должен был терпеть ужасные страдания: не только дурной запах, но и наглую грубость. Видимо, ближайшей реальной причиной «бегства» и явился протест (бунт) Носа против подобного с ним обращения.

Актом мести Носа является и то, что первоначально в своем натуральном виде он явится Ивану Яковлевичу - запеченным в хлебе, которым утром 25 марта супруга будет потчевать своего мужа. Разрезав хлеб пополам, цирюльник увидел в середине что-то белое. Ковырнув пальцем, он вывернул на стол не что иное, как нос, в котором узнал «предмет», принадлежащий майору Ковалеву. Ужас поразил цирюльника. Незамедлительно случился семейный скандал, во время которого супруга наградила мужа лестными именами «потаскушки», «пачкуна» и «глупого бревна». Супруга не сомневалась, что нос был отрезан у какого-то клиента в пьяном виде и что в дом того и гляди - нагрянет полиция. Потом по какому-то странному течению мыслей супруга связала отрезанный нос с равнодушием Ивана Яковлевича к исполнению супружеского долга. Здесь сближаются еще две далекие сферы жизни, когда нос представляет или заменяет сексуально-эротические отношения (что показывает положение майора Ковалева как позорное и трагическое одновременно).

Завернув нос в тряпицу, Иван Яковлевич спешит вон из дому, надеясь незаметно подсунуть сверток под чьи-нибудь ворота и тем избавиться от опасной улики. Но всякий раз возникают неодолимые препятствия, и когда наконец он удачно выронил завернутое в тряпицу нечто, то будочник издали указал ему на случившееся алебардою, сделав знак: «Подыми!» В отчаянии Иван Яковлевич отправился к Исакиевскому мосту и, стоя на его середине и будто бы с интересом глядя вниз на течение реки, выронил тяготивший его «предмет». Наконец-то он свободно вздохнул и даже усмехнулся, что так ловко обделал дельце. Но дойдя до конца моста, тут же был остановлен полицейским, потребовавшим рассказать, что он такое замышлял, стоя на мосту. Как видим, намерения двух персонажей, равно заинтересованных в носе, решительно расходятся: для одного отыскание носа - спасение, для другого - погибель.

Чрезвычайное значение, которое приобретает нос для персонажей повести, заставляет подумать о причинах интереса Гоголя к такой странной теме. Впрочем, назвать ее странной едва ли правильно. В обыденной жизни, как известно, нос является предметом шуток и каламбуров. Кроме того, в русской прозе 20–30-х годов XIX века существовала обширная «носологическая» литература. В известной работе акад. Виноградова содержится обзор многочисленных текстов о злоключениях носачей (персонажей, появившихся на русской почве не без влияния Стерна). В этих произведениях, как правило, большой нос имел значение центра, объединявшего в единый узел все комические эффекты. Нос как часть телесности человека, - пишет В. В. Виноградов, - в литературе был либо источником и объектом комики, либо поводом для патетики, для выяснения особого значения этого органа для человека: утверждалась, например, связь носа с благородством поведения или прямая зависимость от носа успешного течения мысли и т. д. Следовательно, формально повесть Гоголя явилась живым художественным откликом на злободневные разговоры и бойкие литературные темы, но по сути поднимала глубинную тему человеческой личности, ее уникальности и ценности.

Здесь необходимо вспомнить и личный миф об особой чувствительности собственного носа Гоголя, который не только внешне поражал своей длиной и необыкновенной подвижностью, но, видимо, с особенной остротой «чуял» болезненные и острые проблемы человеческого существования. В портрете умирающего Гоголя в изображении Вл. Набокова на первом плане нос, с которого, как черви, свисают пиявки и которых больной с отвращением силится сбросить, но не может поднять руку. Более ужасной картины человеческого страдания, изощренной пытки, которой подвергали Гоголя доктора, невозможно представить. И выразителем этого страдания являются не глаза писателя, не его высохшее тело, которое погружали в ледяную ванну, а именно нос, про который Гоголь как-то сказал, что «часто приходит неистовое желание превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше - ни глаз, ни рук, ни ног...» (т. XI, с. 144).

Тема носа разнообразно представлена и в русских пословицах и поговорках. Как известно, нос можно «оторвать» (если он слишком любопытен), «задрать кверху» (если высокого мнения о себе), «повесить» (при явном поражении и неудаче), «оставить с носом» (обнаружить свое преимущество или обмануть), «зарубить на носу» (т. е. извлечь урок, запомнить навсегда) и т. д. Нос в пословицах наделяется качествами живого существа и обнаруживает редкую подвижность реакций на требования жизни, а также самые разнообразные качества. За «фигурой носа» усматривается целостный человек во всем многообразии своих проявлений, но прежде всего нос символизирует чувство собственного достоинства, признания себя как личности. Формула «знай свое место» слишком узкая и оскорбительная для человеческой природы, права которой в повести защищает именно сбежавший нос Ковалева.

Вопрос о природе человека в повести проблематизируется. Гоголь утверждает относительность всех представлений о сущности человека - в этом смысл его комической игры. В связи с такой особенностью содержания (оно неуловимо и переменчиво) можно сказать, наконец, о своеобразии мифологического языка произведения, по определению связанного с абсурдом. Абсурд, как известно, обращен не к бытовому или социальному человеку, а к глубинным скрытым пластам личности. Чтобы «вытащить на свет» проблему, надо перевести явление или событие в план абсурда.

1. На уровне повествовательной техники бросается в глаза фрагментарность текста. Произведение не имеет единой повествовательной стратегии. Начав ту или иную сюжетную линию, повествователь бросает ее, не доведя до конца. Одновременно внутри сюжетной линии возникает масса ответвлений, тех или иных подробностей, не имеющих к основной никакого отношения. Так, попытки цирюльника незаметно выкинуть нос майора, неизвестно каким образом попавший в печеный хлеб, заканчиваются тем, что Ивана Яковлевича «ловят с поличным», и дальнейший ход событий, по словам рассказчика, теряется в тумане . Метания майора Ковалева в поисках пропавшего носа составляют несколько сюжетных линий: сцену в Казанском соборе, сцену у частного пристава, в газетной экспедиции, сцену с доктором, переписку с Подточиной и др. Результативность каждой из них нулевая, т. е. майор Ковалев не в силах получить понимание со стороны тех, к кому обращается за помощью. Говорящие не слышат друг друга. Иными словами, с точки зрения особенностей повествования повесть представляет собой картину, состоящую из осколков и нестыкующихся кусков; хотя бы приблизительный рисунок мира, в котором живут персонажи, отсутствует. Всякое действие не имеет причины, хаотично и чревато непредсказуемыми последствиями.

2. Главный персонаж повести - нос майора Ковалева - ведет двойное существование то в качестве телесного органа, то в виде чиновника высокого ранга. Этот нос обладает способностью незаметно покидать определенное ему природой место и также без видимой причины возвращаться. Если про майора Ковалева все доподлинно известно (...имел обыкновение каждый день прохаживаться по Невскому проспекту <...> приехал <...> искать приличного своему званию места <...> в каком-нибудь видном департаменте... был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу, 53–54), то характер его собственного носа непостижим и неопределим. Превращения носа, или как выражается Ковалев его маскирование, выдают в нем какую-то особую природу, неизвестную ни майору, ни читателю. Чем-то или кем захочет нос обернуться в следующий раз и каков смысл этого оборачивания? Персонажи повести пытаются объяснить поведение носа, сравнивая его с хорошо известными предметами и явлениями реального мира. Но то, что сравнивается, похоже принадлежит к непересекающимся сферам жизни. Цирюльник, обнаружив нос в хлебе, недоумевает: «происшествие несбыточное: ибо хлеб - дело печеное, а нос совсем не то » (50). «Это было, точно, непонятно . Если бы пропала пуговица, серебряная ложка, часы, или что-нибудь подобное; - но пропасть, и кому же пропасть ? и притом еще на собственной квартире!..» (65). Уточнение «на собственной квартире» имеет формально значение приближения к сути произошедшего, но в действительности исключает всякое понимание. «За что это такое несчастие? - вопрошает Ковалев. - Будь я без руки или без ноги - все бы это лучше; будь я без ушей - скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек - чорт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин; просто, возьми да и вышвырни за окошко! » (64). Попытка сравнить отсутствие носа с отсутствием руки, ноги, мизинного пальца или ушей только указывает на особое положение носа среди реалий мира (а мифологическое сознание воспринимает мир буквально, вне отвлеченных знаний).

3. Диалоги не ведут к коммуникации персонажей, не связаны с желанием понять друг друга. Эти поочередные высказывания осмысляются только их собственным звучанием. Пример характерного диалога.

Ковалев . У тебя, Иван Яковлевич, вечно воняют руки!
Иван Яковлевич . Отчего ж бы им вонять?
Ковалев . Не знаю, братец, только воняют (51).

Другой пример: после долгих объяснений чиновнику из газетной экспедиции, что с ним случилось, и после демонстрации вместо носа ровного гладкого места, напоминающего только что выпеченный блин, Ковалев получает сочувствие чиновника в виде совета понюхать табаку. «Это разбивает головные боли и печальные расположения; даже в отношении к гемороидам это хорошо» (62). Выходит, что чиновник не понял ни слова из речи Ковалева, который, стыдясь и негодуя, как раз рассказывал, что у него пропал орган, предназначенный в частности для того, чтобы нюхать .

4. Для языка повести характерна неопределенность и приблизительность утверждений и многих понятий, нечеткость выводов; зыбкость границ между полярными представлениями. То и дело возникают оговорки, попытки уточнений, делающих сказанное еще более неопределенным. Видимо, подобную тенденцию в художественном языке С. М. Телегин называл «нечеткой логикой» . Примеры: что бы это такое было? Как это сделалось? казалось; мерещилось; так как-нибудь нечаянно выронить; узнать, не спит ли он? кажется, не спит; ни жив ни мертв; но авось-либо мне так представилось ; чорт знает что, какая дрянь! хотя бы уже что-нибудь было вместо носа, а то ничего : едва не знал, как и подумать, как подойти к нему, как мне ему объяснить; как же мне теперь? чрезвычайно странно ; невероятно, чтобы нос пропал; это верно или во сне снится, или просто грезится...

К сказанному можно сделать некоторые добавления. Например, в тексте повести есть фразы или отдельные слова-концепты, выражающие в целом идеологию произведения. К ним относятся «туман» (две части повести завершаются фразой: «все дальнейшее скрывается в тумане») и слово «нюхать» (главная функция носа как телесного органа; лишенный носа Ковалев не может нюхать табак, что мгновенно изолирует его из толпы, «ото всех»). Конфликтные точки сюжета опираются на два выражения: «Вы должны знать свое место!» и «Я сам по себе». Текст прошивают абсурдистские формулы-дефиниции («без носа человек - чорт знает что: <...> просто возьми да и вышвырни за окошко!»). Использование «высоких» речевых формул в применении к мифологической ситуации показывает, что язык социального общения - не более чем словесный мусор, не имеющий смысла: «если на это (нежелание Носа вернуться на место. - Л. Е.) смотреть сообразно с представлениями долга и чести...» Фразу закончить нельзя, т. к. Ковалев ничего не связывает реально с отвлеченными понятиями. То же самое: «Я принужден прибегнуть к защите и покровительству законов». Имеются текстовые фрагменты, построенные по образцу сложившихся традиций речевого поведения. Смысловой хаос сознательно упорядочивается автором с использованием тех или иных поэтических приемов. Еще обращают на себя внимание постоянные «чертыхания» Ковалева при попытках объяснить случившееся с ним («только чорт разберет это»; «как подойти? чорт его знает, как сделать это!»; «чорт хотел подшутить надо мною» и т. д.). «Личность, - писал Д. С. Мережковский, - мстит за свое реальное отрицание, мстит призрачным, фантастическим само-утверждением». Он (современный Гоголю петербургский человек) весь безродный «гомункул», «выскочивший из петровской табели о рангах, как из алхимической склянки. Главная сила, движущая им, инстинкты». И в этой же работе: «...Гоголь первый увидел чорта без маски, <...> лицо толпы «как у всех», почти наше собственное лицо, когда мы не смеем быть сами собой и соглашаемся быть „как все“» .

Повесть "Нос" - одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале "Современник", в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени.

Блистательный гротеск

Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть "Нос" - наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести "Нос".

Особенности реалистического гротеска

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в "уродливом гротеске", который тот использует в своем творчестве, содержится "бездна поэзии" и "бездна философии", по своей глубине и достоверности достойная "кисти Шекспира".

"Нос" начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось "необыкновенно странное происшествие". Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку. Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела. В поисках пропажи он направляется в полицию. По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор. Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с "величайшим усердием" и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.

Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место. Краткое содержание повести "Нос" этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то - в В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.

Тема произведения

Так в чем смысл столь невероятного сюжета? Основная тема повести Гоголя "Нос" - это потеря персонажем частички своего "я". Вероятно, это происходит под воздействием нечистой силы. Организующая роль в сюжете отводится мотиву преследования, хотя конкретное воплощение сверхъестественной силы Гоголем не указывается. Тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации...но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника. Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" переплетается самым немыслимым образом.

Реальный план

Он воплощается в произведении в форме слухов, о которых автор все время упоминает. Это сплетни о том, что нос регулярно совершает променад по Невскому проспекту и другим людным местам; о том, что он как будто заглядывал в магазин и так далее. Для чего Гоголю понадобилась подобная форма сообщения? Сохраняя атмосферу таинственности, он сатирически высмеивает авторов глупых слухов и наивную веру в невероятные чудеса.

Характеристика главного героя

За что майор Ковалев заслужил к себе такое внимание сверхъестественных сил? Ответ кроется в содержании повести "Нос". Дело в том, что главный герой произведения - отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения по службе. Он сумел получить чин коллежского асессора без экзамена, благодаря службе на Кавказе. Заветная цель Ковалева - выгодно жениться и стать высокопоставленным чиновником. А пока, чтобы придать себе больше веса и значительности, он везде именует себя не коллежским асессором, а майором, зная о преимуществе военных званий над гражданскими. «Он мог простить всё, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию», - пишет о своем герое автор.

Вот нечистая сила и посмеялась над Ковалевым, не только отобрав у него важную часть тела (без нее карьеры не сделать!), но и наделив последнюю генеральским чином, то есть придав ей больше веса, чем самому хозяину. Правильно, нечего Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" заставляет задуматься над вопросом "что важнее - личность или ее статус?". И ответ выходит неутешительным...

Намеки гениального автора

В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение. Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру "выйти" из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки - он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос - часть тела, бесполезная без своего хозяина. Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос". Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.

Многие литераторы отмечали, что "Нос" - это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича - это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.

Николай Гоголь

I

Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич, живущий на Вознесенском проспекте (фамилия его утрачена, и даже на вывеске его — где изображен господин с намыленною щекою и надписью: «И кровь отворяют» — не выставлено ничего более), цирюльник Иван Яковлевич проснулся довольно рано и услышал запах горячего хлеба. Приподнявшись немного на кровати, он увидел, что супруга его, довольно почтенная дама, очень любившая пить кофий, вынимала из печи только что испеченные хлебы. — Сегодня я, Прасковья Осиповна, не буду пить кофию, — сказал Иван Яковлевич, — а вместо того хочется мне съесть горячего хлебца с луком. (То есть Иван Яковлевич хотел бы и того и другого, но знал, что было совершенно невозможно требовать двух вещей разом, ибо Прасковья Осиповна очень не любила таких прихотей.) «Пусть дурак ест хлеб; мне же лучше, — подумала про себя супруга, — останется кофию лишняя порция». И бросила один хлеб на стол. Иван Яковлевич для приличия надел сверх рубашки фрак и, усевшись перед столом, насыпал соль, приготовил две головки луку, взял в руки нож и, сделавши значительную мину, принялся резать хлеб. Разрезавши хлеб на две половины, он поглядел в середину и, к удивлению своему, увидел что-то белевшееся. Иван Яковлевич ковырнул осторожно ножом и пощупал пальцем. «Плотное! — сказал он сам про себя, — что бы это такое было?» Он засунул пальцы и вытащил — нос!.. Иван Яковлевич и руки опустил; стал протирать глаза и щупать: нос, точно нос! и еще, казалось, как будто чей-то знакомый. Ужас изобразился в лице Ивана Яковлевича. Но этот ужас был ничто против негодования, которое овладело его супругою. — Где это ты, зверь, отрезал нос? — закричала она с гневом. — Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиции. Разбойник какой! Вот уж я от трех человек слышала, что ты во время бритья так теребишь за носы, что еле держатся. Но Иван Яковлевич был ни жив ни мертв. Он узнал, что этот нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалева, которого он брил каждую середу и воскресенье. — Стой, Прасковья Осиповна! Я положу его, завернувши в тряпку, в уголок; пусть там маленечко полежит, а после его вынесу. — И слушать не хочу! Чтобы я позволила у себя в комнате лежать отрезанному носу?.. Сухарь поджаристый! Знай умеет только бритвой возить по ремню, а долга своего скоро совсем не в состоянии будет исполнять, потаскушка, негодяй! Чтобы я стала за тебя отвечать полиции?.. Ах ты, пачкун, бревно глупое! Вон его! вон! неси куда хочешь! чтобы я духу его не слыхала! Иван Яковлевич стоял совершенно как убитый. Он думал, думал — и не знал, что подумать. — Черт его знает, как это сделалось, — сказал он наконец, почесав рукою за ухом. — Пьян ли я вчера возвратился или нет, уж наверное сказать не могу. А по всем приметам должно быть происшествие несбыточное: ибо хлеб — дело печеное, а нос совсем не то. Ничего не разберу!.. Иван Яковлевич замолчал. Мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его, привела его в совершенное беспамятство. Уже ему мерещился алый воротник, красиво вышитый серебром, шпага... и он дрожал всем телом. Наконец достал он свое исподнее платье и сапоги, натащил на себя всю эту дрянь и, сопровождаемый нелегкими увещаниями Прасковьи Осиповны, завернул нос в тряпку и вышел на улицу. Он хотел его куда-нибудь подсунуть: или в тумбу под воротами, или так как-нибудь нечаянно выронить, да и повернуть в переулок. Но, на беду, ему попадался какой-нибудь знакомый человек, который начинал тотчас запросом: «Куда идешь?», или: «Кого так рано собрался брить?» — так что Иван Яковлевич никак не мог улучить минуты. В другой раз он уже совсем уронил его, но будочник еще издали указал ему алебардою, примолвив: «Подыми! вон ты что-то уронил!» И Иван Яковлевич должен был поднять нос и спрятать его в карман. Отчаяние овладело им, тем более что народ беспрестанно умножался на улице, по мере того так начали отпираться магазины и лавочки. Он решился идти к Исакиевскому мосту: не удастся ли как-нибудь швырнуть его в Неву?.. Но я несколько виноват, что до сих пор не сказал ничего об Иване Яковлевиче, человеке почтенном во многих отношениях. Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный. И хотя каждый день брил чужие подбородки, но его собственный был у него вечно небрит. Фрак у Ивана Яковлевича (Иван Яковлевич никогда не ходил в сюртуке) был пегий; то есть он был черный, но весь в коричнево-желтых и серых яблоках; воротник лоснился, а вместо трех пуговиц висели одни только ниточки. Иван Яковлевич был большой циник, и когда коллежский асессор Ковалев обыкновенно говорил ему во время бритья: «У тебя, Иван Яковлевич, вечно воняют руки!» — то Иван Яковлевич отвечал на это вопросом: «Отчего ж бы им вонять?» — «Не знаю, братец, только воняют», — говорил коллежский асессор, и Иван Яковлевич, понюхавши табаку, мылил ему за это и на щеке, и под носом, и за ухом, и под бородою — одним словом, где только ему была охота. Этот почтенный гражданин находился уже на Исакиевском мосту. Он прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом. Он почувствовал, как будто бы с него разом свалилось десять пуд; Иван Яковлевич даже усмехнулся. Вместо того чтобы идти брить чиновничьи подбородки, он отправился в заведение с надписью «Кушанье и чай» спросить стакан пуншу, как вдруг заметил в конце моста квартального надзирателя благородной наружности, с широкими бакенбардами, в треугольной шляпе, со шпагою. Он обмер; а между тем квартальный кивал ему пальцем и говорил: — А подойди сюда, любезный! Иван Яковлевич, зная форму, снял издали еще картуз и, подошедши проворно, сказал: — Желаю здравия вашему благородию! — Нет, нет, братец, не благородию; скажи-ка, что ты там делал, стоя на мосту? — Ей-Богу, сударь, ходил брить, да посмотрел только, шибко ли река идет. — Врешь, врешь! Этим не отделаешься. Изволь-ка отвечать! — Я вашу милость два раза в неделю, или даже три, готов брить без всякого прекословия, — отвечал Иван Яковлевич. — Нет, приятель, это пустяки! Меня три цирюльника бреют, да еще и за большую честь почитают. А вот изволь-ка рассказать, что ты там делал? Иван Яковлевич побледнел... Но здесь происшествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно.

© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний