18 век петровская эпоха. Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха

Главная / Уильям Шекспир

петровская эпоха

В 1689 году началось правление 17-тилетнего царя Петра I-го. Своим гением, работоспособностью, энергией и упорством, а также требовательностью, доходившей иногда до жестокости, и любовью к России он сумел решительно изменить ход русской истории. Из Московского государства, сильно отставшего от Запада из-за татарского ига, Петр создает Российскую империю, вошедшую великой державой в семью европейских государств. Когда умер отец Петра I, царь Алексей Михайлович, Петру было только четыре года. Царем стал его старший брат Федор. После смерти Федора царями сделались одновременно братья Иван и Петр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья, умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село Преображенское, недалеко от Москвы. Там Петр прожил семь лет. Время это не прошло для Петра даром. В своих детских играх "в солдаты" с деревенскими мальчишками он создает основу будущей русской регулярной армии. Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о создании русского флота. Тогда же Петр познакомился с иностранцами "немцами" (в то время русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от села Преображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с Западной Европой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцев Петр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело; знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Петр еще юношей получил широкое по тому времени образование. Когда Петру исполнилось 17 лет, сторонники Софьи решили убить его и объявить Софью царицей. Петр вовремя узнал об этом и бежал в соседний монастырь. Вскоре к нему прибыло его молодое войско и часть старых войск, бояре и другие влиятельные люды. В борьбе с Софьей Петр оказался победителем. Получив власть, молодой царь решил сразу же приступить к выполнению своих обширных планов преобразования России. Чтобы стать европейским государством, России был нужен выход к морю. Сначала Петра была сделана попытка добиться выхода к Черному морю. Петр сам руководил двумя походами против Турции. Он взял крепость Азов и начал укреплять берега Азовского моря, чтобы через него проникнуть в Черное море. Желая заключать союз с европейскими государствами против Турции, Петр отправил в Западную Европу "Великое посольство". Сам царь поехал инкогнито, как простой солдат Петр Михайлов. В Голландии он четыре месяца работал на корабельной верфи простым рабочим. Затем он четыре месяца учился кораблестроению в Англии. Одновременно он вел переговоры с правительствами европейских держав, изучал различные ремесла, посещал лекции, музеи, фабрики, больницы. Заключить союз против Турции Петру не удалось, но он вернулся в Москву зрелым человеком, с готовым планом государственных реформ. Не теряя времени, Петр сразу приступил к проведению своих реформ. Они фактически охватили все области жизни русского народа. Петр решил европеизировать даже внешний вид русского человека. Боярам и придворным он приказал брить бороды, носить европейскую одежду, пить кофе и ходить на вечеринки, как в Европе. Одновременно Петр приступил к созданию регулярной армии и флота по европейскому образцу. Его реформы центрального и местного управления имели целью усилить централизацию власти в стране. Даже православную Церковь он подчинил государственной власти. Последнее вызвало недовольство не только среди духовенства, но и в широких кругах населения. Желая закончить все реформы в течение своей жизни, Петр требовал исключительных усилий и жертв от своих помощников. Он сам подавал им пример своей неутомимой деятельностью. Решительными, а порой и жестокими мерами Петр Первый в короткий срок дал новое направление всей русской жизни. Ломая старое, он иногда уничтожал и хорошее, заменяя русские обычаи и традиции иностранными, не всегда годными для России. Это создавало сильную оппозицию его реформам. Но в главном Петр добился своей цели: за время своего царствования он сделал Россию великой державой. При Петре было создано около 200 предприятий металлургической, текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности. Во всем этом Петр участвовал лично: учил, помогал и наблюдал за исполнением. При Петре появилась первая русская газета и была основана Академия наук. Тогда же была создана новая, более простая русская азбука. Чтобы быть ближе к Западной Европе, Петр решает основать новую столицу на побережье Балтийского моря. В 1703 году он начинает строить на берегу реки Невы, при ее впадении в Финский залив, город Петербург, ставший по общему признанию одним из красивейших городов мира. Царь Петр был не только учителем и строителем новой империи, но и выдающимся дипломатом и полководцем. После двух походов против Турции, Петру пришлось обратить внимание на север: там был сильный враг - Швеция. В 1700 году началась Северная война со Швецией, продолжавшаяся 21 год. В 1703 году молодая и неопытная армия Петра была разбита под Нарвой недалеко от Балтийского моря талантливым полководцем, молодым шведским королем Карлом ХII. Кроме двух гвардейских полков, созданных Петром еще в юности, все его войско бежало в полном беспорядке. Петр не пал духом. Он увидел на деле все недостатки своей молодой армии и в кратчайший срок создал новую сильную армию. Через несколько лет Карл ХII со своей армией появился на юге России. В 1709 году около города Полтавы произошло самое знаменитое сражение Северной войны. Петр сам руководил боем. Перед боем он отдал следующий приказ войскам: "Пусть знает Российское воинство, что пришел час решительной битвы не за Петра, но за государство, Петру врученное, за народ Всероссийский. А о Петре знайте, что жизнь ему не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благосостоянии." Под Полтавой русские разбили шведов. Карл ХII бежал в Турцию. Много шведских генералов и офицеров было взято в плен. Заключив мир со Швецией и закрепив за Россией владение восточными берегами Балтийского моря, Петр провозгласил в 1721 году Московское государство Всероссийской Империей, а себя Императором. Потомство назвало Петра Первого Великим. Умер Петр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских людей. В 1725 году он лично спасал солдат, тонувших во время наводнения в финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.

«Петровская эпоха»

Игра в стиле Что? Где? Когда? для учащихся 8-10 классов, включает в себя проблемно-аналитические задания, использующиеся в предметных олимпиадах.

Цель и задачи мероприятия :

Обобщить и расширить знания учеников по литературе и истории по теме: «Россия в ХУП-ХУШ веке» и роману А.К. Толстого «Петр1». Сформировать представления об исторической эпохе и ее противоречиях.

Активизировать умения работать с историческими документами и литературными источниками. Развивать творческие способности при написании исторических и литературных сочинений.

Укреплять навыки коллективной работы при выполнении разноплановых, дифференцированных по сложности заданий.

Привитие интереса к чтению научной и художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная историко-литературная игра

«Петровская эпоха»

Игра в стиле Что? Где? Когда? для учащихся 8-10 классов, включает в себя проблемно-аналитические задания, использующиеся в предметных олимпиадах.

Цель и задачи мероприятия :

Обобщить и расширить знания учеников по литературе и истории по теме: «Россия в ХУП-ХУШ веке» и роману А.К. Толстого «Петр1». Сформировать представления об исторической эпохе и ее противоречиях.

Активизировать умения работать с историческими документами и литературными источниками. Развивать творческие способности при написании исторических и литературных сочинений.

Укреплять навыки коллективной работы при выполнении разноплановых, дифференцированных по сложности заданий.

Привитие интереса к чтению научной и художественной литературы.

Опережающее задание:

1. Сформировать 2 команды (5-6 человек), выбрать капитанов, придумать название команды, девиз, сделать эмблему и составить ее обоснование.

2. Изучить необходимую литературу по эпохе Петра 1, используя интернет-ресурсы.

Оборудование : портреты и репродукции картин, относящиеся к эпохе Петра на экране.

Раздаточный материал для выполнения заданий.

Организационная часть игры:

Ведущий учитель приглашает команды, группы поддержки и жюри. Объясняются правила игры: команды представляются, объясняют смысл девиза и эмблемы. Устные задания общие. Право ответа получает та команда, капитан которой первым поднял руку. Вторая команда отвечает тогда, когда ответ первой неправилен или может быть дополнен. За правильный ответ 2 балла, за дополнение 1 балл. Если команды затрудняются ответить, то можно прибегнуть к помощи группы поддержки. Письменные задания команды получают отдельно, они оцениваются по 10 баллов по отдельным критериям.

Победители получают призы, определяют лучшего игрока и лучшего болельщика.

Жюри проводит церемонию награждения.

Ведущий учитель приглашает команды для представления (девиз, название и эмблема), после чего они занимают приготовленные места.

Вводное слово учителя : Мы все изучали в школе петровскую эпоху, читали роман А.К.Толстого «Петр1», поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» и т.д.. В романе дается

Потрясающе правдивая картина петровской эпохи. Нам хотелось не только вспомнить исторические факты, но и попробовать использовать их при выполнении творческих и проблемных заданий. При ответе на некоторые вопросы можно воспользоваться картинкой-подсказкой, которая появляется на экране проектора.

Разминка (отвечает команда, первая поднявшая руку)

1. Какую фамилию носил Петр1 ! (Романов)

2. В петровский времена самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили, растирали в муку. Ели с медом и солью. Его название вошло в поговорку и сказки.

Что это за овощ? (Репа)

3. В конце ХУП века Петр 1 издал указ, «повелевавший собирать и доставлять все, что зело старо и необыкновенно». В 1718 г. собранные предметы оказались в особом здании.

Как оно называлось? (Кунсткамера)

4. Историки пишут о печальной участи русских царевен. Они вели замкнутый образ жизни, и их никогда не выдавали замуж – ни за иностранных принцев, ни за своих аристократов. Петр изменил эту традицию.

Почему существовала такая традиция? Как ее изменил Петр?

(Необходимость менять религию или понижать свой статус)

5. В знаменитой сказке А.С.Пушкин старуха просит сделать ее «столбовой дворянкой».

Что это означает? (Дворянские фамилии вписывались в особый свиток, называемый столбцом)

6. В русских документах ХУ1 – ХУП веков встречается такая должность, как «квасной целовальник». Чем он занимался? Каково происхождение термина?

(На Руси существовала государственная монополия на продажу кваса, право на продажу которого, подтверждалось крестоцелованием.)

7. В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнес эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарем!

8. В начале 18 века в Петербурге открылось просветительное заведение. Вход был бесплатный, но посетителей пришлось заманивать подарками: мужчинам чарку водки с закуской, женщинам – пряники и ленты. Объясните почему?

(Кунсткамера)

9. Петр 1 вводил перемены в одежде и прическе, это касалось дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Как по старинному головному убору и прическе можно было отличит замужнюю женщину от девушки?

(Незамужняя девушка открывала косу)

10. Как называется мероприятие, на котором царским указом предписывалось танцевать, курить табак, играть в шашки и шахматы, а хозяину – ни в коем случае не потчевать гостей?

(Ассамблея)

11. С какого дня начинался новый год в допетровскую эпоху?

12. Какой принцип летосчисления был введен при Петре 1?

(От рождества Христова – юлианский календарь.)

13. Как вы думаете? Почему Петр хотел приучить своих подданных к табаку? Огласите ваши версии?

(Версии разные, оценивается убедительность аргументации)

(по 2 балла за правильный ответ)

Историко-литературная игра «имитация исторического документа»

Переписка родителей с сыном, направленным на учебу в Лондон в петровские времена. (Вспомнить политику Петра в области образования, государственные документы новшества, вводимые в России в это время.)

1 команда пишет письмо сына к родителям.

Чем занимается, как живет и развлекается, охотно ли учится, хочет ли вернуться? О чем просит, какие вопросы его волнуют?

2 команда пишет письмо отца к сыну, находящемуся на учебе в Лондоне.

Что нового в России? Ждут ли они сына, и чем они будут заниматься? Денежные вопросы и т.д.

Критерии оценки : а) выразительность чтения;

Б) обрисовка характера героя;

В) использование исторических фактов и лексики (максимум 10 баллов)

Проблемное задание

Обе команды составляют свою версию ответа на проблемный вопрос. (Макс. 8 баллов)

1.Некоторые историки считают, что уже в 17 веке сложилась программа реформ всех областей русской жизни. Петр лишь продолжил то, что было начато до него? Так ли это? Приведите свои доводы?

2.Соперничество Софьи и Петра - это выбор дальнейшего пути для России или просто схватка за власть?

Критерии оценки:

а) правильность приведения исторических фактов;

в) логика изложения;

г) количество и качество аргументов.

Работа с текстом

1. Команды получают копии исторических документов. Их надо выразительно прочитать и ответить на вопросы:

1. Командам предлагаются 2 письма.

О какой проблеме идет речь?

2. Команды получают текст с описаниями исторических персонажей и по ним пытаются определить имя героя. (макс. балл 15)

Жюри проводит подсчет баллов.

Объявляется победитель, и награждаются лучшие игроки.

Список литературы:

Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- 2-е изд., испр. – М: Айрис-пресс, 2005 г.

Буганов В.И. История России, конец17-19 век: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; под ред. А.Н. Сахарова. – М. : Просвещение, 2006

Толстой А.К. «Петр 1»

Пушкин А.С. «Медный всадник»

Иллюстрации взяты из Интернет-ресурсов без подписи, используются презентацией в качестве визуальной подсказки.

Приложение к заданию «Письмо»

Для 1 команды.

Перед Вами фрагменты письма.

Объявление сыну моему. Понеже всем известно, что пред начинанием сея войны наш народ утеснен был от шведов, которые… к нашему нелюбозрению добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли. Но потом, когда сия война началась, о коль великое гонение от сих неприятелей в войне претерпели и с какою горестию и терпением сию школу прошли!.. И тако сподобились видеть, что оный неприятель, от которого трепетали, едва не боле от нас ныне трепещет… Когда же сию Богом данную нашему отечеству радость рассмотря, обозрюсь на линию наследства, едва ли не равная горесть меня снедает, видя тебя, наследника, весьма на правление дел государственных непотребного (ибо Бог не есть виновен, разума тебя не лишил); паче же всего о воинском деле ничего слышать не хочешь, чем мы от тьмы к свету вышли… Я не научаю, чтоб охоч был воевать без причины, но любить сие дело и учить: ибо сие есть едина из двух необходимых дел к проявлению, еже распорядок и оборона.

Для 2 команды.

Перед Вами фрагменты письма.

Милостивейший государь-батюшка! Сего октября отданное мне от тебя вычел; на что иного донести не имею, только буде изволишь меня наследия лишить короны российской. Буди по воле Вашей. О чем и я вас, государя, всенижайшее прошу: понеже памяти весьма лишен и всеми умными и телесными ослабел и непотребен стал к толикого народа правлению, где требует не такого гнилого человека, как я.

2. Какие вопросы обсуждаются в письмах?

Приложение к заданию «Исторический портрет»

Назовите по описанию имя персонажа петровской эпохи (вопрос по истории)

Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А.С.Пушкин называл его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: Царский денщик, генералиссимус, светлейший князь, Член Британского королевского научного общества. Он – помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом подписывал свое имя. После смерти великого императора вознамерился породниться с царской семьей и выдать свою дочь за его внука. Однако судьба была против. Он был лишен всего огромного имущества и сослан в далекий город Березов со всей семьей. Там он своими руками построил церковь.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Петровская эпоха Историко-литературная игра учитель истории Ляхова Е.Е. МБОУ СОШ п. Нивенское

Разминка команд В петровские времена самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили, растирали в муку. Ели с медом и солью. Его название вошло в поговорку и сказки. Что это за овощ?

В конце 17 века Петр1 издал указ, «повелевавший собирать и доставлять все, что зело старо и необыкновенно».В 17188 г. собранные предметы оказались в особом здании. Как оно называлось?

Историки пишут о печальной участи русских царевен. Они вели замкнутый образ жизни, их никогда не выдавали замуж – на за иностранных принцев, ни за своих аристократов. Петр изменил эту традицию. Почему существовала эта традиция? Как ее изменил Петр?

В знаменитой сказке А.С.Пушкина старуха просит сделать ее «столбовой дворянкой». Что это означает?

В русских документах 16-17 века встречается такая должность, как « квасной целовальник». Чем он занимался? Каково происхождение термина?

В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнес эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарем! Почему? Назовите автора комедии?

В начале 18 века в Петербурге открылось просветительное заведение. Вход был бесплатный, но посетителей пришлось заманивать подарками: мужчинам чарку водки с закуской, женщинам – пряники и ленты. Объясните почему?

Петр 1 вводил перемены в прическе и в одежде, это касалось дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Как по старинному головному убору и прическе можно было отличить замужнюю женщину от девушки?

Как называется мероприятие, на котором царским указом предписывалось танцевать, курить табак, играть в шашки и шахматы, а хозяину – ни в коем случае не потчевать гостей?

С какого дня начинался новый год в допетровскую эпоху? Какие изменения были введены в календарь?

Как вы думаете? Почему Петр хотел приучить своих подданных к табаку? Каждая команда оглашает свою версию?

«Имитация исторического документа» Переписка родителей с сыном, находящимся на учебе в Лондоне в петровские времена. 1 команда пишет письмо сына к родителям. 2 команда пишет письмо отца к сыну.

«Проблемное задание» Обе команды составляют свою версию ответа на проблемные вопросы.

Проблемный вопрос для 1 команды: Некоторые историки считают, что уже в 17 веке сложилась программа реформ всех областей русской жизни. Петр лишь продолжил то, что было начато до него? Так ли это? Приведите свои доводы?

Проблемный вопрос для 2 команды: Соперничество Софьи и Петра – это выбор дальнейшего пути для России или просто схватка за власть?

«Работа с историческим документом» «Письмо» Команды получают копии исторических документов - 2 письма. Их надо выразительно прочитать и ответить на следующие вопросы: Кто автор документа? О какой проблеме в нем идет речь? Какова позиция автора письма по отношению к этой проблеме?

«Исторический портрет» Команды получают текст с описаниями исторических персонажей и по ним пытаются определить имя героя.

Жюри проводит подсчет баллов и объявляет результаты игры. Победители получают призы. Спасибо за участие!


В 1699 г. Петр Великий устроил для своих подданных два новогодних праздника. Сначала 1 сентября по обычаю отцов и дедов отпраздновали наступление 7208 г. от сотворения мира. А три месяца спустя, 20 декабря, Петр I издал указ о повсеместном праздновании нового 1700 г. по европейскому летоисчислению - от Рождества Христова. На подготовку к празднику 1 января подданным отводилось всего 11 дней, и государь заботливо перечислял, что надобно сделать: украсить дома еловыми и можжевеловыми ветками, устроить огненные потехи и фейерверки, стрельбу из пушек, жечь костры, поздравлять друг друга и дарить подарки. Так начался в России XVIII в. и новая культурная эпоха.

Смысл петровского культурного переворота. Не случайно начало «нового времени» в России так неразрывно связано с именем первого императора. К XVIII в. самодержавие превратилось в самую могущественную силу, соединяя в себе власть монарха, православной церкви и самовластье народа. Царь в России воспринимался не только как держатель верховной власти, но и как всесильный, мудрый, строгий и справедливый отец большого «семейства» - подобно «главесемьи» в патриархальной крестьянской семье.

Именно в правление Петра I государство окончательно подчинило себе церковь. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. новый патриарх избран не был. Временное управление церковью осуществлял «местоблюститель патриаршего престола», соратник царя Петра Стефан Яворский. Со смертью последнего в 1721 г. патриаршество в России вообще было упразднено, а руководство церковью передано светскому государственному ведомству - Синоду. Глава государства автоматически стал и главой русской православной церкви. Идеологическое оформление новых отношений государя и церкви наиболее ярко выражено в произведениях самого романтического и яростного идеолога петровского государства Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей» и «Духовныйрегламент» (1721,1722). Втом же 1721 г., после блистательного завершения многолетней войны со Швецией (Ништадский мир) царь Петр I стал первым российским императором.

Три главные силы российского общества: государство, церковь, народ - оказались слиты в лице государя, который правил как наследник престола, глава Церкви и выразитель народной воли. В этой триединой связке состоял секрет могущества российского самодержавия. Для Петра I государство оказалось идеальным инструментом преобразований.

Во времена царя-преобразователя оформляется культ национальной государственности. В системе нравственных ценностей на первое место выходит возвеличивание службы и труда, что получает универсальную формулу «службы Отечеству». Первый пример этому служению подавал сам государь, который, по словам А.С.Пушкина, «на троне вечный был работник » и заслужил несколько прозвищ: царь-плотник, шкипер Питер и т.п.

Личный труд Петра был не просто царской блажью, но осознанным пониманием назначения власти. В его собственном мировоззрении наука, профессионализм были возведены до уровня культа. Петр интересовался всеми новинками в мире с жадностью дикаря. Еще в пору своего первого анонимного отъезда за границу он велел вырезать на своей личной печати надпись:

«# ученик и ищу учителей ». Ученичество - вот ключевое слово ко всему образу жизни, культуры, самому духу и стилю петровской эпохи.

Этот дух ученичества, пытливого «почему», культ профессионализма, знаний, идеал служения Отечеству активно переносился в общественное сознание. Многочисленные указы великого государя, независимо от их содержания, теперь имели одну абсолютно новую примету. Почти все они начинались со слова «понеже», что на современном языке означает «так как, поскольку, потому что». Неслыханная на Руси вещь: самодержавный государь пытается объяснять своим подданным принимаемые решения.

Петр старается выйти из круга формулы «по царскому велению» и логическим путем внушить подданным, почему надо брить бороды и носить европейское платье; почему запрещено строить каменные дома повсюду, кроме новой столицы на Неве; почему надо перелить церковные колокола на пушки; почему дворянским детям надо учиться и т.п. Сам факт, что самодержавная власть пыталась объяснить свои действия подданным, т.е. вступить с ними в диалог, свидетельствовал о новизне во взаимоотношениях государства и общества.

Сподвижники императора подбирались по принципу «усердия» и трудолюбия, а не только по знатности и личной преданности. Отсюда такое пестрое окружение Петра, которое приводило в восторг или замешательство современников: от «пирожника* Меншикова и певчего Разумовского до благородного Шереметева. Окончательным оформлением принципа принадлежности к сословию через служение стала знаменитая петровская «Табель о рангах» (1722). Главная мысль законодателя была очень проста: люди должны занимать должности в соответствии со своими способностями и заслугами перед Отечеством. Человек получал очень понятную и привлекательную перспективу сделать карьеру, пройдя все четырнадцать ступеней: в гражданской службе от коллежского регистратора до канцлера, в военной - от прапорщика до фельдмаршала.

Таким образом, в жизнь и общественное сознание входило новое понимание жизненной удачи, «судьбы», «счастья». Теперь успех в жизни меньше зависел от слепого случая и мимолетной милости и в большей степени - от образованности и усердия самого человека. В культуре появился сильный личностный импульс, она перестала тяготеть к анонимности. Нация переходила к новым источникам развития: книга, образование, профессионализм, индивидуальный опыт, рациональное восприятие жизни. Новое общество и новая культура действительно рождались под стук топора, гром пушек и восторг петровских салютов.

Особенности политики государственного просветительства. Специфическая сфера приложения власти - культурная политика - во времена Петра I приобрела приоритетное значение и составляла важнейшую сторону всех петровских преобразований. Сам облик великого государя (и реальный, и, особенно, мифологизированный) воплощал в себе идею всеобщих перемен, во главе которых стоит власть. Посмотрите на картину В.А.Серова «Петр I», которую признавали лучшей из портретов первого императора России. Высокий, стремительный, могучий человек идет по берегу моря навстречу ветру, а за ним спешат, сгибаясь и изнемогая, его приближенные. Низкая горизонталь берега, вертикальная фигура царя в развевающейся одежде, наклонные, согнутые фигуры, следующие за ним...

В соответствии с идеалами Просвещения политика петровского государства носила сугубо рациональный характер. Правление Петра I прошло в непрерывных войнах, при помощи которых Россия утверждала свое право на значимость в европейской политике. В XVIII в. Россия воевала в общей сложности 56 лет. Военным задачам была подчинена вся государственная политика, в том числе и культура, от которой ждали такой же «пользы»: в «навигацком», артиллерийском, пушечном деле. Военизированный облик культуры этого времени сказался в особой любви к мундирам, премущественном издании книг по военному делу, в престижности военной службы. Все младшие сыновья в императорской семье (по петровской традиции) получали исключительно военное образование и фрак носили только за границей, предпочитая дома военный мундир.

Таким образом, основная черта новой петровской культуры заключалась в особой ценности военно-имперского сознания, «державной» мотивации жизненных позиций. В России укрепилась традиция ставить памятники. Первый в России памятник некоронованной особе был поставлен А.В. Суворову (скульптор М.И. Козловский, 1801 г., Петербург). Военный мундир (со времен Петра) превратился поистине в предмет искусства. При Петре стала формироваться система орденов и воинских знаков. Самый первый - орден Андрея Первозванного, орден «царей и генералов», был учрежден еще в 1698 г. Святой Андрей Первозванный считался небесным покровителем российской государственности и патроном русского военно-морского флота. И первым российским флагом в 1699 году стал андреевский флаг флота: косой синий крест на белом поле.

Важнейшей чертой петровских перемен стала необыкновенная страсть ко всякой «регулярности*, начиная от устройства государства и заканчивая выбором одежды для «ассамблеи*. Все публикуемые указы формулировали однозначные отношения. Улицы новой столицы планировались идеально прямыми (до сих пор в Петербурге многие улицы носят название «линий»), дома строились по утвержденным проектам. Весь Петербург просыпался по звуку барабана, полдень обозначался выстрелом пушки у Петропавловской крепости. Даже увеселительные петровские «ассамблеи» проводились по тщательно расписанным сценариям, а нарушение установленных самим государем правил каралось штрафами и немилостью.

Возвышение статуса службы, служения государству и государю выдвигало на первый план дворянское сословие. Именно на молодых дворян в первую очередь рассчитывал новый царь. В руках преемников Петра российское общество отчетливо принимает облик дворянской империи, а дворянство на основе усвоенной европейской традиции создает принципиально новую, светскую, русскую европейскую культуру. По указу 1717 г. дворянам рекомендовалось, по возможности, беседовать на иностранном языке, особенно при слугах. Исключительно дворянский облик новой культуры России подчеркивался даже в языковом отношении.

XYIII в. можно по праву назвать «золотым веком» русского дворянства.

Дворянство в XVIII в. получило уникальные возможности сыграть решающую роль в становлении новой культуры. Это было сословие, имевшее наибольшую степень экономической и политической независимости в России.

Дворянство уже во времена Петра I стало быстро приобретать облик «первого сословия*. Введение дворянских титулов (помимостарых «князей» появились «графы» и «бароны»)придавало «новым дворянам» необходимый блеск и прочный общественный статус. Ряды прежнего родового дворянства пополнялись за счет «выслуживших» это звание, поскольку достижение 8-го класса в государственной службе по «Табели о рангах» давало право на наследное дворянство.

К тому же утвердившееся крепостное право давало дворянам еще и относительную экономическую независимость от государства и самого царя. Недовольный или опальный дворянин всегда мог удалиться в свое имение, где к его услугам имелись все малые копии столичной жизни: свой театр, балы, свое общество.

Уникальным аспектом новой европейской культуры России стало сильное влияние женского начала. Ведь почти весь век российского Просвещения на троне (с небольшими перерывами) находились женщины, в том числе Екатерина Великая. Лишь два императора в истории России удостоились звания «великий»: Петр I и Екатерина И.

Женское просвещенное правление, появление понятий «светская жизнь» и «светский салон» создали особый «женский мир» русской культуры. Положение женщины-дворянки, которое основывалось на идеях Просвещения, разительно отличалось от представлений о женщине как домашней безгласной рабыне, что было характерно для традиционно-патриархальной культуры. С момента петровского указа об обязательном участии дворянок в «ассамблеях» до культуры балов прошло всего несколько десятилетий.

В XVIII в. в руки образованных женщин-дворянок перешли ключевые сферы новой культуры: мода, воспитание и образование детей, интерьеры, искусство, литература. Их вкусы и запросы стали определять тематику литературных произведений, привозимых из-за границы книг, стиль быта, живопись, архитектуру. Любовная переписка сделала модным сентиментальный роман, домашнее чтение детям способствовало созданию домашних библиотек, заботы об устройстве дома дало импульс развитию живописи, архитектуры и т. д.

Утверждение «новой знати» привело к европеизации моды, быта, одежды - всем этим также занимались женщины. Именно они создали правила «высшего света», сочинили «язык цветов», «язык мушек» и вообще язык кокетства. Смена танцевальных пристрастий: менуэт - полонез - вальс- мазурка - отразила последовательность польского, немецкого и французского влияния на русскую культуру. Даже французские революционные идеи вначале совершили революцию в женской одежде, ураганом сметая фижмы, парики, корсеты, парчу. Примечательно, что вторым высшим орденом в России стал орден св. Екатерины, которым в 1714 г. Петр I наградил свою супругу - будущую императрицу Екатерину I.

Все эти «премудрости» выходили за рамки традиционного русского быта и традиционной церковной книжности и были предметом усвоения европейской культуры. Значит, главной движущей силой культурных изменений нового времени в России должна была стать новая система образования. Причем, теперь это должно было быть исключительно светское, рационалистическое, т.е. нерелигиозное образование.

Реформы в эпоху Петра Великого

Период правления царя Петра Алексеевича был ознаменован глобальными изменениями в жизни русского общества. Это началось в 1696 году и закончилось примерно в 1725.
Петр Первый хотел коренных изменений в России. Она к тому времени была отсталой страной. Поэтому петровские реформы, кратко о которых можно прочитать в энциклопедии, были направлены на достижение прогресса.

Строительство фабрик и заводов

Промышленность в России не была развита хорошо. А между тем, страна вела войну со Швецией, с цель добиться выхода к Балтийскому морю, поэтому нужно было оружие. Поэтому петровские реформы были направлены на поиски полезных ископаемых и строительство фабрик и заводов для создания из них оружия и необходимого инвентаря. Создавались мануфактуры, был основан новый район промышленных учреждений – Урал. Люди, которые занимались промышленностью, получали от царя льготы и привилегии. Для того, чтобы работать с промышленными предприятиями по всей стране, Петр Первый создал Бургмистерскую палату.
При этом хозяин предприятия, который им управлял, и помогал проводить петровские реформы, действительно богател. Простые же работники часто трудились в тяжелых условиях, и получали мизерную зарплату.
Тем не менее, промышленность при Петре Первом сделала резкий скачок в развитии. Русские стали гораздо меньше зависеть от иностранных товаров. И другие страны стали получать от России железо, полотно, пшеницу.

Военная реформа

Петр Первый постоянно участвовал в войнах, и был сторонником военных учений. В период его правления главной задачей русских было завоевание прохода к Балтийскому морю. Война со Швецией, которую в то время возглавлял Карл Двенадцатый, требовала создания регулярной армии.
И Петр создал такую. Петровские реформы кратко сводятся к превращению крестьян в солдат, которые становятся защитниками государства. Возглавляют войско иностранцы. Новая армия получает новое обмундирование, и она получает победы. Шведский король убегает прочь.

Европеизация общества

Петровские реформы кратко сводятся к попытке Петра Первого изменить русское общество, сделать его европейским. Поступает указ боярам брить бороды, потому что западные люди ходят выбритыми. Меняется система летоисчисления. Новый год начинают праздновать 1 января, а не 1 сентября, как раньше.
Бояре в эпоху Петра начинают приобщаться к европейским ценностям. Петр обязывает их изучать грамоту, открывает школы. Начинает издавать газету «Ведомости». Многие книги переводятся с иностранных языков на русский. В обиход вводятся арабские цифры. Алфавит упрощается, многие церковнославянские буквы отменяются.
Отменяется Боярская дума, во главе страны становится Сенат – верховный орган. Он принимает решение по управлению страной.

Крестьяне

Начинает меняться порядок обращения с крестьянами. Многие петровские реформы кратко сводятся к тому, что четко поделить народ на сословия. И до Петра существовало разделение крестьян на холопов и владельческих. При этом холопы не платили податей.
Количество крепостных при Петре только усиливается. Сам Петр хотел бы отменить куплю и продажу людей, но понимал, что это трудно в его время. В это время начинают составляться ревизские сказки, в которых указывается количество людей, которые приписаны к помещику или к земле. Все эти люди облагаются налогом. Теперь крестьяне не могут уйти от необходимости платить налоги. Петровские реформы кратко ставят своей целью закабалить крестьян, лишить их возможности уйти от хозяина.
В это время Петр способствует развитию сельского хозяйства. В 1721 году он дает указ вводить в использование литовскую косу, которая позволяет жать в десять раз быстрее, чем серп. Приезжают немецкие и латышские крестьяне, которые учат русских крестьян пользоваться косой. Были завезены голландские коровы, мериносовые овцы из Испании. Были завезены и высажены тутовые и фруктовые деревья.

Петербург

Во времена царствования Петра многое было направлено на возведение сооружений, которые могли бы защитить русский народ от шведов. Поэтому в 1703 году на Заячьем острове начинается возведение крепости.
Петровские реформы кратко направлены на то, чтобы создать город-форпост. Основание Санкт-Петербурга поэтому закономерно. В самом начале его существования над его постройкой работали тысячи людей. Все они были привезены сюда из других мест. Многие из них болели.
Поэтому люди не любили жить в Петербурге. Многие из них уезжали в Москву и в другие регионы, поэтому и после Петра их приходилось силой возвращать в город. Но уже при Екатерине Второй город стал красивым и блестящим, и многие стремились поселиться здесь. Сейчас Санкт-Петербург составляет славу и украшение России. Сда приезжают гости со всего мира.

В 1689 году началось правление 17-тилетнего царя Петра I-го. Своим гением, работоспособностью, энергией и упорством, а также требовательностью, доходившей иногда до жестокости, и любовью к России он сумел решительно изменить ход русской истории. Из Московского государства, сильно отставшего от Запада из-за татарского ига, Петр создает Российскую империю, вошедшую великой державой в семью европейских государств. Когда умер отец Петра I, царь Алексей Михайлович, Петру было только четыре года. Царем стал его старший брат Федор. После смерти Федора царями сделались одновременно братья Иван и Петр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья, умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село Преображенское, недалеко от Москвы. Там Петр прожил семь лет. Время это не прошло для Петра даром. В своих детских играх "в солдаты" с деревенскими мальчишками он создает основу будущей русской регулярной армии. Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о создании русского флота. Тогда же Петр познакомился с иностранцами - "немцами" (в то время русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от села Преображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с Западной Европой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцев Петр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело; знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Петр еще юношей получил широкое по тому времени образование. Когда Петру исполнилось 17 лет, сторонники Софьи решили убить его и объявить Софью царицей. Петр вовремя узнал об этом и бежал в соседний монастырь. Вскоре к нему прибыло его молодое войско и часть старых войск, бояре и другие влиятельные люды. В борьбе с Софьей Петр оказался победителем. Получив власть, молодой царь решил сразу же приступить к выполнению своих обширных планов преобразования России. Чтобы стать европейским государством, России был нужен выход к морю. Сначала Петра была сделана попытка добиться выхода к Черному морю. Петр сам руководил двумя походами против Турции. Он взял крепость Азов и начал укреплять берега Азовского моря, чтобы через него проникнуть в Черное море. Желая заключать союз с европейскими государствами против Турции, Петр отправил в Западную Европу "Великое посольство". Сам царь поехал инкогнито, как простой солдат Петр Михайлов. В Голландии он четыре месяца работал на корабельной верфи простым рабочим. Затем он четыре месяца учился кораблестроению в Англии. Одновременно он вел переговоры с правительствами европейских держав, изучал различные ремесла, посещал лекции, музеи, фабрики, больницы. Заключить союз против Турции Петру не удалось, но он вернулся в Москву зрелым человеком, с готовым планом государственных реформ. Не теряя времени, Петр сразу приступил к проведению своих реформ. Они фактически охватили все области жизни русского народа. Петр решил европеизировать даже внешний вид русского человека. Боярам и придворным он приказал брить бороды, носить европейскую одежду, пить кофе и ходить на вечеринки, как в Европе. Одновременно Петр приступил к созданию регулярной армии и флота по европейскому образцу. Его реформы центрального и местного управления имели целью усилить централизацию власти в стране. Даже православную Церковь он подчинил государственной власти. Последнее вызвало недовольство не только среди духовенства, но и в широких кругах населения. Желая закончить все реформы в течение своей жизни, Петр требовал исключительных усилий и жертв от своих помощников. Он сам подавал им пример своей неутомимой деятельностью. Решительными, а порой и жестокими мерами Петр Первый в короткий срок дал новое направление всей русской жизни. Ломая старое, он иногда уничтожал и хорошее, заменяя русские обычаи и традиции иностранными, не всегда годными для России. Это создавало сильную оппозицию его реформам. Но в главном Петр добился своей цели: за время своего царствования он сделал Россию великой державой. При Петре было создано около 200 предприятий металлургической, текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности. Во всем этом Петр участвовал лично: учил, помогал и наблюдал за исполнением. При Петре появилась первая русская газета и была основана Академия наук. Тогда же была создана новая, более простая русская азбука. Чтобы быть ближе к Западной Европе, Петр решает основать новую столицу на побережье Балтийского моря. В 1703 году он начинает строить на берегу реки Невы, при ее впадении в Финский залив, город Петербург, ставший по общему признанию одним из красивейших городов мира. Царь Петр был не только учителем и строителем новой империи, но и выдающимся дипломатом и полководцем. После двух походов против Турции, Петру пришлось обратить внимание на север: там был сильный враг - Швеция. В 1700 году началась Северная война со Швецией, продолжавшаяся 21 год. В 1703 году молодая и неопытная армия Петра была разбита под Нарвой недалеко от Балтийского моря - талантливым полководцем, молодым шведским королем Карлом ХII. Кроме двух гвардейских полков, созданных Петром еще в юности, все его войско бежало в полном беспорядке. Петр не пал духом. Он увидел на деле все недостатки своей молодой армии и в кратчайший срок создал новую сильную армию. Через несколько лет Карл ХII со своей армией появился на юге России. В 1709 году около города Полтавы произошло самое знаменитое сражение Северной войны. Петр сам руководил боем. Перед боем он отдал следующий приказ войскам: "Пусть знает Российское воинство, что пришел час решительной битвы не за Петра, но за государство, Петру врученное, за народ Всероссийский. А о Петре знайте, что жизнь ему не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благосостоянии." Под Полтавой русские разбили шведов. Карл ХII бежал в Турцию. Много шведских генералов и офицеров было взято в плен. Заключив мир со Швецией и закрепив за Россией владение восточными берегами Балтийского моря, Петр провозгласил в 1721 году Московское государство Всероссийской Империей, а себя - Императором. Потомство назвало Петра Первого - Великим. Умер Петр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских людей. В 1725 году он лично спасал солдат, тонувших во время наводнения в финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний