Иван 3 положил начало основам российской государственности. Образование единого государства России

Главная / А. С. Пушкин

Правление Ивана 3 (кратко)

Правление Ивана III – краткое описание

Иван Третий был старшим сыном великого Московского князя Василия Второго Тёмного и дочери серпуховского князя Марии Ярославны.

Уже в двенадцать лет Иван взял в жёны тверскую княжну Марию Борисовну, а в восемнадцать имел уже сына Ивана, которого часто называли в народе Молодым. Когда Ивану Третьему было шестнадцать лет его отец назначил его своим соправителем, а в возрасте двадцати двух лет он стал великим Московским князем.

Ещё в отроческие годы Иван участвовал в военных походах против татар (1448, 1454, а также 1459 годы) и к моменту княжения успел многое повидать. Как нам доносят летописи того времени Иван Третий был осторожным, скрытным и всегда добивался своей цели, отличаясь властолюбием, железной волей, крутым нравом, а также рассудительным холодным умом.

Его внешность была приятна. Высокого, худощавого, красивого лицом человека немного портила только сутулость, из-за которой ему дали прозвище «Горбатый».

Начало своего правления Иван Третий решил ознаменовать выпуском собственных золотых монет, на которых были имена князя и его сына, наследника престола.

Первая жена Ивана умерла рано, и князь сразу же взял себе в жёны племянницу последнего императора Византии Константина Девятого, Зою (Софию) Палеолог. Новая жена сразу же включилась в политическую государственную жизнь, помогая мужу. Исследователи отмечают, что именно благодаря княжне Софье он становиться более жестоким и суровым, требуя от своих подданных полного послушания.

В 1490 году умирает сын Ивана Третьего Иван Молодой, после чего становиться вопрос о том, кто же из двух претендентов (сын от Софьи Василий или внук Ивана Дмитрий) теперь унаследует престол.

Вскоре после раскрытия заговора против Дмитрия, Василия взяли под стражу, а четвёртого февраля 1498 года Иван Третий венчал внука на царство. Данная процедура коронования была впервые проведена на Руси.

В январе 1499 года был раскрыт заговор против Василия и Софьи, после чего Иван Третий помирился с женой и сыном, охладев к внуку. В 1502 году на Дмитрия была наложена опала, а Василия объявили великим князем Руси. Затем великий государь решает женить Василия на датской принцессе, однако датский король уклоняется от данного предложения.

Иван Третий скончался двадцать седьмого октября 1505 года.

При правлении Ивана значительно расширилась территория Руси. Кроме того, Русь освободилась от Ига, а Москва стала центром государства.

Основные направление политики Ивана 3:

ТЕМЫ 3-4

ТЕМА 3: ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

ПЛАН

Образование Московского государства. Иван III.

Развитие Московского государства в XVI веке. Иван IV.

Смутное время».

Образование Московского государства. Иван III

Завершение собирания русских земель вокруг Москвы. При московских князьях Иване III (1462 – 1505) и его сыне Василии III (1505 – 1533) завершилось политико-территориальное формирование Российского государства. Иван III был одним из выдающихся государственных деятелей феодальной России. Властный и осмотрительный политик, почти всегда действовавший наверняка. Обладая незаурядным умом и широтой политических представлений, он сумел понять насущную необходимость объединения русских земель в единую державу. Внешняя угроза диктовала высокие темпы объединения, за которыми не успевали процессы государственной, экономической и социальной интеграции. На смену великого княжества Московского пришло государство всея Руси, в состав которого вошли Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485) княжества.

Драматична история присоединения Новгорода к Москве: Иван III усмотрел в позиции пролитовски настроенной части боярства во главе с вдовой посадника Марфой Борецкой и ее сыном Дмитрием отступление от православной веры («измену») в пользу католической Литвы, что и послужило поводом к войне с Новгородом (1471). В январе 1478 г. Новгородская автономия была упразднена – все судебные и административные дела переданы в ведение Москвы. Все территориальные приобретения великого князя не подлежали удельному разделу. В годы княжения Василия III к Москве присоединены Псковская республика (1510) и Рязанское княжество (1521).

Окончание ига. В результате «стояния на Угре» (1480) Иван Ш, заключив союз с крымским ханом, направленный против ордынского хана Ахмата, сумел положить конец ордынскому владычеству.Почти бескровная победа была достигнута во многом благодаря дипломатическому искусству молодого Ивана III. В ХУ в. Золотая Орда распалась на ряд государств, при этом правители Большой Орды, Казанского и Крымского ханств продолжали периодически совершать разорительные набеги на русские земли.



Русско-литовские войны. Литовские племена, проживающие в Прибалтике, объединились под властью князя Миндовга и к 1240 образовали государство – Великое княжество Литовское. При Гедимине (1316-1341) и Ольгерде (1345-1377) оно стало одним из сильнейших государств Восточной Европы. В состав Великого княжества Литовского были включены западнорусские земли (Чёрная Русь, Полоцкая, Минская и др. земли), в 1404 г. - Смоленская земля. 90 % территории образовавшегося государства, простиравшегося от Балтийского до Черного моря, составляли русские земли; при дворе и официальном делопроизводстве использовался русский язык. Литовской письменности в то время не существовало вовсе.

Вплоть до конца XIV века русские области в составе государства не испытывали национально-религиозного гнета. Великий князь Ягайло в 1386 году принял католичество и оформил унию Литовско-Русского кня­жества с Польшей, началась католическая экспансия на западные земли Руси. Однако большинство русских сохраняло верность православию и древ­ним традициям. Началась национально-религиозная вражда, перераставшая в жесткую политическую борьбу. В результате русско-литовских войн 1487 – 1494 и 1500 – 1503 гг. к Москве отошли Верховские княжества, Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск. Создание Московского государства сопровождалось установлени­ем здесь системы власти, близкой к восточной деспотии, чему в немалой степени способствовало властолюбие Ивана III и Василия III.

Внутренние реформы. Централизация. При Иване III шёл процесс складывания центрального государственного аппарата. Боярская дума стала постоянным совещательным органом при верховной власти. В неё входили думные чины: бояре, окольничие, с начала XVI в. - думные дворяне, позднее думные дьяки. Продолжалось объединение знати присоединённых к Москве княжеств в составе Государева двора. Взаимоотношения княжеско-боярской аристократии московской и региональной регулировались местничеством.

В конце XV века стали зарождаться центральные правительственные учреждения, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они получили название изб, а позднее – приказов. Во главе изб стояли бояре, но основную работу выполняли дьяки, из числа служилых дворян – управляющие канцелярией и их помощники. Местные административные, финансовые и судебные функции исполнял сложившийся на Руси институт наместников и волостелей, содержавшихся за счёт кормлений.

Незавер­шенность процесса централизации, вызванная быстрым рас­ширением государственной территории за счет колонизации зе­мель, вела к консервации многоукладности экономики. С образованием единого государства огромное количество черносошных и конфискованных частновладельческих земель оказалось в распоряжении великого князя. Служба великому князю становится главной обязанностью бояр и вольных слуг. Служилые на благо государства испомещались на новых землях (помещик), они владели ими условно, пока служили. Поместная система положила начало выделению военно-служилого сословия – дворянства. Новые явления нашли отражение в законодательстве – в 1497 г. появился первый обще­русский «Судебник». Статья 57 законодательно оформляя поместную систему, ограничивала крестьянам сроки ухода от помещика неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); крестьянин должен был платить пожилое. С конца XV в. начинают оформляться на Руси сословия – феодальная аристократия (бояре), дворянство, духовенство, посадские люди и крестьяне (христиане).

Русская православная церковь. Для всех русских в XIV-XV вв. единственной связующей нитью была православная вера. Церковь поддерживала идею единства Руси. Наиболее значительным явлением и событием стал отказ русской православной церкви выполнять Флорентийскую унию 1439 г. Византийская империя, переживающая многократные вторжения турок-османов во имя спасения обращается за помощью к римскому папе. Он обещает помощь при условии признания православной Византией верховенства папского Рима. Между православной и католической церквями во Флоренции (1439) заключается союз (уния). Русский патриарх Исидор, поддержавший унию, по возвращении в Россию был низложен и арестован. Верховным иерархом РПЦ (Русской православной церкви) стал избранный в 1448 г. рязанский епископ Иона, что свидетельствовало об отдалении Московской ми­трополии от константинопольского патриархата и обретение ею независимости (автокефальности). Руководство РПЦ на западных землях, вошедших в Литовское княжество, осуществлял Киевский митрополит. Объединение Московской и Киевской митрополий произойдет после 1654 г., знаменовавшем воссоединение Украины с Россией.

При Иване III обострилась борьба двух течений в Русской православной церкви: иосифлян (основатель и духовный руководитель Иосиф Санин-Волоцкий) и нестяжателей (сориан), видными представителями этого направления являлись Нил Сорский-Майков, Василий Косой, Максим Грек, Вассиан Патрикеев. Попытка нестяжателей провести в жизнь на церковном соборе 1503 г. идею об отказе монастырей от земельной собственности вызвала активное противодействие Иосифа Волоцкого и его сторонников. Иван III, рассчитывавший пополнить земельный фонд государства за счёт секуляризации, был вынужден признать программу иосифлян.

После падения Константинополя (1453) осталось одно православное царство – Московское. Русская религиозная мысль в поиске ответа на вопрос «За что Бог покарал Византию?» находила ответ в вероотступничестве, в первую очередь - в униатстве. Наследницей истинной веры (православия), по мнению псковского монаха Филофеея, автора теории «Москва - третий Рим», становится Москва. Она наследница традиций и первого Рима, на территории которого возникло христианство, и второго Рима – Константинополя. В заключении автор констатирует: «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать». Так, Московскому государству отводилась роль форпоста в христианском мире.

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена прежде всего ее экономическим и географическим положением. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от нападения внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли Русской Александра Невского - Даниил. При нем в конце XIII - начале XIV в. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками.

Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко используя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила - Иване Калите (1325 - 1340). При нем продолжалось собирание русских земель. Иван Калита сумел получить у монголо-татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для них со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями, чтобы постепенно подчинить эти княжества. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т.е. становились подданными великого московского князя. Они уже не могли теперь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли - Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. после известного "стояния на Угре" Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.

Вместе с объединением русских земель росла и власть великих князей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.

Наряду с объединением русских земель происходило присоединение и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Некоторые из них ассимилировались, растворялись в составе великорусской народности, но большинство сохранило свою самобытность. Московское государство, подобно Древнерусскому, становилось многонациональным.

Реформы Ивана III:

Он стал государем всея Руси, а не первым (великим) князем среди равных, все удельники окончательно стали слугами великого князя Московского.

Создание системы центрального и местного управления – процесс внутренней централизации государства. Новый титул – государь.

1472г. – брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Теперь Русь претендует на преемство Восточной Римской империи. В России вводится герб двуглавого орла – византийский.

Т.к. хозяйственные связи между регионами были слабыми, то власть Москвы могла поддерживаться только силой – формирование неограниченной власти и идеологии как власти от Бога. Воля государя ставится выше закона или обычая. Коронация внука Дмитрия в 1498г. как наследника прошла как перенятие воли самодержца. Т.е. – Русь имеет собственный источник легитимности и суверенитета.

Органы управления: боярская дума (6-12чел.): (законосовещательная и судебная власть), столько же окольничих. Позже – думные дворяне и думные дьяки – руководители структур управления.

Из органов управления великокняжескими вотчинами выросла система дворцов (Государев дворец): управление хозяйством великого князя во главе с дворецкими. Т.е., Дворец управлял перераспределением земель в государстве.

Казна (казначей) – канцелярия великого князя, где находились государственные печати и государственный архив. Казна контролировала сбор налогов и вела внешнеполитические дела.

Общественные группы: боярство, духовенство, дворянство, казачество, городской люд (посадские), крестьянство, холопы. Это – начало складывания средневековых сословий на Руси.

При Иване III складывается та особенность русского феодализма, что отличает ее от Европы: все люди – не подданные, а холопы государя. В Европе был вассалитет, а в России, после исчезновения прослойки служилых удельных князей, к концу 16в. отношения принимают форму «государь – холоп». Причина этому – московские князья долгое время являлись «служебниками» ордынских ханов. Теперь такая форма отношений переносится в Россию, т.к. в 13в. погибла вольная элита, а ее место заняла новая покорная знать.

Территориальное деление: уезды (по границам старых уделов) – волости – станы. Наместники в уездах и волостели.

Система кормлений – поборы с населения в пользу аппарата управления на местах. Кормление – это не плата за службу, а за предыдущие заслуги. Отсюда широкий масштаб коррупции и самоуправства.

Местничество – получение должностей и государственных постов в соответствии с местом при московском князе их предков. Для фиксации должностей велись специальные местнические книги. Местные князья при Иване III стали служить уже как бояре-княжата.

При Иване III (1462 - 1505) формируется единое (централизованное) Русское государство. Речь идет о создании монархии во главе с московскими Рюриковичами. Его образование было ускоренно необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казанским ханствами, Литвой и Польшей. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. Образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодальной основе. При Иване IIIвозведен красный кирпичный Кремль; принят герб - двуглавый орел; установились международные связи с Папой Римским. Опираясь на мощь Москвы, Иван III практически бескровно завершает объединение Северо-Восточной Руси. Тверь в 1485 г. перешла к Москве, а в 1489 г. присоединена Вятка. Созданное государство базировалось на развитых феодальных отношениях. Установлена сильная центральная власть с наследственной передачей престола старшему сыну. Князья присоединенных земель стали служить при дворе московского государя, а прежние княжества, которые управлялись наместниками из Москвы, подвергались новому административно-территориальному делению на уезды. Таким образом, к 20-м гг. XVI в. завершилось становление России как крупной восточноевропейской державы. Основа ее экономики и социальных отношений базировалась на феодальной земельной собственности. Рядовое население городов и сел все больше подпадало под налоговый и юридический пресс государства.

Создание централизованного великорусского государства стало важным историческим достижением. Государственное начало в русском феодальном обществе способствовало организации общественной и хозяйственной жизни, созданию военной силы, способной обеспечить освобождение от иноземного ига и объединение русских земель, заложило основы дальнейшего развития России как крупной державы.

Иван 3 Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия 2 Темного и дочери князя Ярослава Боровского, Марии Ярославны.

Впервые возглавил войско князь Иван 3 в возрасте 12 лет. И поход на устюжскую крепость оказался более чем успешным. После победоносного возвращения Иван 3 обвенчался со своей невестой. Иван 3 Васильевич совершил победоносный поход в 1455 г., направленный против вторгшихся в русские пределы татар. А в 1460 г. смог закрыть татарскому войску путь на Русь. В течение всего периода правления Иван 3 стремился к объединению северо-восточных земель. Силой или с помощью дипломатии князь присоединил к своим землям территории Чернигова, Рязани (частично), Ростова, Новгорода, Ярославля, Димитровска, Брянска и так далее.


Внутренняя политика Ивана 3 была сосредоточена на борьбе с княжеско-боярской аристократией. В период его властвования было введено ограничение на переход крестьян от одного помещика к другому. Это разрешалось только в течение недели до и недели после Юрьева дня.

С 1467 по 1469 гг. Иван 3 Васильевич вел военные действия, направленные на подчинение Казани. И в результате поставил ее в вассальную зависимость. А в 1471 присоединил к Русскому государству и земли Новгорода. После военных конфликтов с Литовским княжеством в 1487 – 1494 гг. и 1500 – 1503 гг. территории государства были расширены за счет присоединения Гомеля, Стародуба, Мценска, Дорогобужа, Торопца, Чернигова, Новгорода-Северского. Крым в этот период оставался союзником Ивана 3.

В 1476 г. Иван Великий прекратил выплату Орде дани, а Стояние на Угре в 1480 г. ознаменовало окончание татаро-монгольского ига. За это Князь Иван получил прозвище Святой.

Объединение множества земель требовало создания единой правовой системы. И в 1497 г. был создан судебник. Судебник Ивана 3 объединял правовые нормы, ранее отраженные в Русской Правде и Уставных грамотах, а так же отдельных указах предшественников Ивана Великого.

В 1472 г. он женился на византийской царевне Софье Палеолог, племяннице Константина 9, последнего византийского императора. Этот брак принес князю сыновей Василия, Юрия. Дмитрия, Семена и Андрея.

Перед смертью Иван 3 провозгласил своим наследником сына Василия. Князь Иван 3 умер 27 октября 1505 г.

В 1462 году умер Василий II. Еще при жизни он сделал своим соправителем сына Ивана - будущего Ивана III, который правил с 1462 по 1505 год. Именно в это время завершился двухвековой процесс объединения русских земель, в результате которого на карте Восточной Европы появилось новое государство. Современники, а за ними и историки спорили и спорят до сих пор об оценке личности Ивана III. Одни говорят о нем, как об Иване Великом, другие обвиняют в деспотизме и жестокости. Личность Ивана Великого была противоречива, как и время, в которое он жил. В нём уже не было пылкости и удали первых московских князей, но за его расчётливым прагматизмом ясно угадывалась высокая цель жизни. Он бывал, грозен и часто внушал ужас окружающим, но никогда не проявлял бездумной жестокости и, как свидетельствовал один его современник, был "до людей ласков", не гневался на мудрое слово, сказанное ему в упрёк. Он никогда не торопился, но, поняв, что время действовать настало, действовал быстро и решительно. Мудрый и осмотрительный, Иван III умел ставить перед собой ясные цели и достигать их.

Середина XV столетия застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных политических центров, к которым тяготели все остальные области; каждый из подобных центров проводил вполне независимую внутреннюю политику и противостоял всем внешним врагам. Такими средоточиями власти были Москва, Новгород Великий, уже не раз битая, но всё ещё могучая Тверь, а также литовская столица - Вильно, которой подвластна была вся колоссальная русская область, именовавшаяся "Литовской Русью". За полтора века до этого рассеяние политической власти и силы было значительно большим: независимые центры, фактически самостоятельные государства на той же территории можно было исчислять десятками. Политические игры, междоусобья, внешние войны, экономические и географические факторы постепенно подчинили слабых сильнейшим (прежде всего Москве и Литве); сильнейшие же приобрели такое влияние и такую мощь, что могли претендовать на власть над всей Русью.

Появилась возможность создания единого государства.

В основе формирования российского централизованного государства был дальнейший рост феодального землевладения и хозяйства, а в дальнейшем развитие крепостного права расширение масштабов феодального землевладения (числа вотчин и поместий) заставило феодалов искать пути закрепления за собой крестьян. В период феодальной раздробленности крестьяне зачастую переходили из одного княжества в другое. Только единое государство могло обеспечить закрепление крестьян за определенными феодалами.

Однако не это было главной причиной объединения русских земель. Основной причиной все-таки являлась внешняя опасность, исходящая со стороны Орды и Литвы, а также монгольское иго. Поэтому в объединении были заинтересованы не только верхи общества, но и все остальные слои населения. В сознании обычных крестьян, ремесленников и торговцев идея объединения была связана с идеей освобождения от ига, что принесло бы и освобождение от монгольских поборов и набегов, безопасность не только торговых путей, но и самой жизни. Помимо этого оказались бы невозможными внутренние междоусобные войны, а экономическое развитие было бы облегчено введением единого законодательства, единой монетной системы и единых систем мер и весов.

Однако окончательное объединение русских земель и княжеств в могучую державу требовало целого ряда жестоких, кровавых войн, в которых одному из соперников надлежало сокрушить силы всех остальных. В не меньшей степени необходимы были внутренние преобразования; в государственной системе каждого из перечисленных центров продолжали сохраняться полузависимые удельные княжества, а также города и учреждения, имевшие заметную автономию. Их полное подчинение центральной власти обеспечивало тому, кто первый сумеет это сделать, крепкие тылы в борьбе с соседями и увеличение собственной военной мощи. Иными словами, наибольшие шансы на победу имело отнюдь не государство, обладавшее наиболее совершенным, наиболее мягким и демократичным законодательством, а государство, внутреннее единство которого было бы непоколебимым.

Ко времени княжения Ивана III Московское княжество выросло в могущественный массив. Перед Иваном III стояли три задачи: подчинить и присоединить оставшиеся еще самостоятельными княжества, освободиться от татарского ига и отбросить от границ складывающегося Русского государства польско-литовских панов и помогавших им немецких рыцарей. Старая удельная система уже начала разрушаться. Ослабела раздираемая внутренними противоречиями и Золотая Орда.

Иван III Васильевич не любил использовать грубую силу, предпочитая действовать медленно, осторожно, но наверняка. И, надо сказать, подобная тактика была успешной: в 1478 к Москве был присоединен Новгород, в 1485 - Тверь, Верея, а также большая часть княжества рязанского. На всей территории Северо-восточной Руси независимыми остались только Псков и часть Рязанского княжества.

Борьба со своевольным и привыкшим к свободе Новгородом была особенно долгой. Новгородцы не могли решить, чье покровительство принять: Москвы или Польско-Литовского государства. Ивану III пришлось два раза ходить на Новгород с войсками (в 1471 и в 1478), прежде чем новгородцы поняли, что их судьба связана с Москвой. В результате второго похода было уничтожено знаменитое новгородское вече, а вечевой колокол увезен в Москву.

Именно Иван III сумел окончательно покончить с татаро-монгольским игом. Русские, татарские и литовские войска встретились 6 октября 1480 на берегах реки Угры. Русские стояли на левом берегу, их враги - на правом. Силы были примерно равны. Ни те, ни другие не решались напасть первыми. Так они простояли до 11 ноября 1480, когда ханские войска развернулись и ушли восвояси. Это противостояние татарских и российских войск получило название "Стояние на реке Угре". В результате татарское иго, продолжавшееся более трех веков, закончилось: Русь была свободна.

А в 1487 Ивану III удалось поставить Казанское ханство в вассальную зависимость от Московского княжества.

Не меньше, а то и больше проблем, чем татары, Ивану III доставляла Литва. Они всеми силами пытались препятствовать объединению и укреплению Руси. Русско-литовские войны в этот период практически не прекращались. Но во второй половине правления Ивана III они оказались удачными для Руси. В 1494 в результате такой войны в состав Московского княжества была возвращена Вязьма, ранее захваченная литовцами. А после войны 1500 - 1503 в состав Руси вернулись города Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж и другие.

При Иване III Москва становится центром всех русских земель, объединенных под властью великого князя. Москва теперь, по замыслу московских князей, должна была стать не просто столицей нового обширного государства, но и всего восточно-христианского, православного мира, новым Царьградом, после разгромленного турками в 1453 году Константинополя.

В правление Ивана III окончательно сложился московский герб: Георгий Победоносец, поражающий змея. Кстати, то же изображение было перенесено и на государственную печать. Это была эмблема государя, торжествующего над злом, которое традиционно на Руси изображалось в виде змея или дракона. А Георгий Победоносец издавна служил олицетворением священной храбрости и победы и являлся одним из наиболее почитаемых русских святых.

Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, застигнутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи". Став из "великого князя" "государем всея Руси", Иван III этим титулом подчеркивал, что отныне существует не Москва, Рязань, Тверь, Ярославль и т.д., а Русь, т.е. Русское государство. И действительно, его княжение было тем отрезком времени, в течение которого в основных чертах складывается государство великой русской народности. Москва перестает быть центром княжества и становится столицей государства. Укрепление национального государства при Иване III в свою очередь было обусловлено созданием централизованной власти, установившей систематическую феодальную эксплуатацию крестьянства, власти, способной организовать борьбу с внешним врагом и ликвидировать феодальную раздробленность. Эта централизованная власть, власть "государя всея Руси" и "самодержца" опиралась на хорошо организованную военную силу и государственный аппарат. Иван III старается подчеркнуть все эти перемены. Следствием возвеличивания княжеской власти и результатом заимствования византийских придворных обычаев было, прежде всего, изменение его титула. Он уже не Иван, а Иоанн, "божией милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский и иных. "В ряде грамот Иван именуется "царем всея Руси" и "самодержцем". "Самодержцем" "царем" он стал со времени падения татарского ига (1480), так как до сего времени русские князья получали свои владения "из рук" хана, который и был "царем". При Иване вводится ряд новых придворных чинов: посельничий, сокольничий, ясельничий и т.д., складывается придворная иерархия. "Государь всея Руси" почитается как наместник бога. Иван, став мужем "царевны царегородской", почитался теперь и как глава восточно-христианского, "истинно православного" мира. И московские книжники начали старательно доказывать "божественность"царской власти. В начале XVI века духовенство сложило легенду о том что Рюрик, потомками которого были, по летописным преданиям, Московские князья, - четырнадцатое поколение от Прусса, брата известного римского императора Августа. Таким образом, род русских князей начали выводить ни много ни мало, как из. Рима. Вспоминали и о Владимире Мономахе, внуке византийского императора Константина Мономаха, которого якобы дед "благословил"царской короной (отсюда и знаменитая "шапка Мономаха"). Ореол "божественности" окружает Ивана, его чтут, как земное божество, как царя и самодержца, преемника и наследника некогда могучей и грозной Византии. Иван III, Подчеркивая свои права на византийское наследство, которое так помогло укреплению авторитета его власти, вводит даже древнеримский, позднее византийский герб двуглавого орла.

Объединение земель вокруг Москвы вело к складыванию единой системы по управлению страной. Начал складываться центральный аппарат управления. Одним из важнейших органов управления была Боярская Дума - совещательный орган власти при монархе. Однако подобные "советы" издавна существовали при великом князе, и веками вырабатывался опыт работы такого института. Но при Иване III возникло и закрепилось узкое значение слова "боярин". Теперь это был не просто феодал самого высокого ранга, а феодал, официально получивший право участвовать в совете при великом князе. Дума состояла из 5-12 думных бояр и не более 12 окольничих (это два высших чина в Думе). Дума решала текущие вопросы внутренней и внешней политики.

В конце XV в. в Москве начали формироваться органы центрального управления - "приказы", которые были прямыми предшественниками петровских "коллегий" и министерств XIX в. В провинции главную роль стали играть наместники, назначавшиеся самим великим князем. Наместники назывались также "боярами-кормленщиками", платой за службу князю для них теперь был "корм" - часть налога, собираемого с подвластного населения определенной территории. Порядок назначения на должности получил название "местничества". Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков. Древнее право "отъезда" крупных феодалов к другому государю было отменено. Теперь такой "отъезд" рассматривался как государственная измена.

Претерпевало изменение и войско. На место княжеских дружин приходили полки, состоящие из помещиков. Помещики получали от государства на время своей службы населённые земли, которые и приносили им доход. Земли эти назывались "поместьями". Провинность или раннее прекращение службы означали потерю поместья. Благодаря этому помещики были заинтересованы в честной и долгой службе московскому государю.

В 1497 г. был издан Судебник - первый общегосударственный свод законов со времён Киевской Руси.

Основное значение принятие нового Судебника состоит в том, что теперь на всю территорию Московского государства были распространены единые нормы права. Новый общерусский свод законов включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны.

Одним из важнейших положений Судебника считается статья 57, которая ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроков для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход от феодала крестьянин должен был уплатить ему "пожилое" - плату за годы, прожитые на старом месте. Законодательное ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако само право перехода пока сохранялось. Судебник вводил единые правовые нормы для всей страны, что явилось важным шагом к упрочению единства русских земель.

Таким образом, все мероприятия в области перестройки управления государством укрепляли великокняжескую власть, власть "самодержавную". Поместная система и поместное войско, создание централизованного аппарата, уже отделившегося от собственно княжеского дворцового управления, "посошное" обложение и ямская повинность-все это, ложась главным образом на плечи крестьянства, в то же время способствовало усилению мощи Русского национального государства.

Достижение территориального единства русских земель было важнейшим итогом деятельности Ивана III. Однако он понимал, что останавливаться на этом нельзя. Молодое государство нуждалось в укреплении изнутри. Надлежало обеспечить безопасность его границ. Ждала своего решения и проблема русских земель, попавших в последние столетия под власть католической Литвы, которая время от времени усиливала нажим на своих православных подданных.

В 1487 г. великокняжеские рати совершили поход на Казанское ханство - один из осколков распавшейся Золотой Орды. Казанский хан признал себя вассалом Московского государства. Тем самым почти на двадцать лет было обеспечено спокойствие на восточных рубежах русских земель. Дети Ахмата, владевшие Большой Ордой, Уже не могли собрать под свои знамена войско, сравнимое по численности с войском их отца. Крымский хан Менгли - Гирей оставался союзником Москвы, и дружественные отношения с ним еще более укрепились после того, как в 1491 г. во время похода детей Ахмата на Крым Иван III послал на помощь Менгли русские полки.

Относительное спокойствие на востоке и юге позволило великому князю обратиться к решению внешнеполитических задач на западе и северо-западе. Центральной проблемой тут оставались взаимоотношения с Литвой. В результате двух русско-литовских войн (1492-1494 гг. и 1500 - 1503 гг.) в состав Московского государства удалось включить десятки древних русских городов, среди которых были такие крупные, как Вязьма, Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Дорогобуж и др.

Титул "великого князя всея Руси" наполнился в эти годы новым содержанием. Иван III провозгласил себя государем не только подвластных ему земель, но и всего русского православного населения, которое проживало на землях, входивших некогда в состав Киевской Руси. Не случайно Литва долгие десятилетия отказывались признать законность этого нового титула.

К началу 90-х гг. XV в. Россия установила дипломатические отношения со многими государствами Европы и Азии. И с императором Священной Римской империи, и с султаном Турции великий князь московский соглашался разговаривать только как равный. Московское государство, о существовании которого ещё несколько десятилетий назад мало кто знал в Европе, быстро получало международное признание.

Государства похожи на людей. Они рождаются, растут, крепнут, стареют и умирают. В истории Русского государства, центром которого стала Москва, вторая половина XV столетия была временем юности - быстро расширялась территория, одна за другой следовали военные победы, завязывались отношения с далёкими странами. До Ивана III, взошедшего на великокняжеский престол в 1462 г., такого государства еще не было, да и вряд ли кто-нибудь мог вообразить себе саму возможность его возникновения в столь короткий срок и в столь впечатляющих границах. Во всей русской истории нет события или процесса, сравнимых по своему значению с образованием на рубеже XV - XVI вв. Московского государства. Эти полстолетия - стержневое время в судьбе русского народа.

Старый обветшавший Кремль с небольшими соборами уже казался тесным, и на месте разобранных древних укреплений выросли мощные стены и башни, сложенные из красного кирпича. Внутри стен поднялись просторные соборы. Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам великий князь, принявший гордый титул "государя всея Руси", облачился в златотканые одеяния, а на своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья - "бармы" - и драгоценную "шапку", похожую на корону. Казалось, молодое государство выросло из своих старых одежд и теперь примеряло роскошные, блистающие наряды, подобающие его новому состоянию.

централизованное русское государство раздробленность

Но, для того чтобы каждый - будь он русский или иноземец, крестьянин или государь соседней страны - осознал возросшее значение Московского государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было найти и новые понятия - идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и её независимость, и сила её государей, и истинность её веры. Этим поиском занялись русские дипломаты и летописцы, князья и монахи. Собранные воедино, их идеи составили то, что на языке науки называется идеологией.

Начало формирования идеологии единого Московского государства относится к периоду княжения великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) и его сына Василия (1505-1533 гг.). Именно в это время были сформулированы две основные идеи, остававшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий, - идеи богоизбранности и независимости Московского государства.

Русские послы отправлялись в дальние страны, владыки которых привыкли смотреть на московских князей лишь как на данников ордынских ханов. Теперь же всем предстояло узнать, что на востоке Европы появилось новое и сильное государство - Россия.

Список используемой литературы

  • 1. История России с древнейших времен до конца 20в. // Под редакцией М.М. Горинова - Москва: Дрофа, 2000.
  • 2. История. Справочные материалы 5-11 кл. Москва: "Дрофа"
  • 3. История России с древности до наших дней /Под ред. М.Н. Зуева. Москва 1995.


© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний