Развитие общества во второй половине 19 века. Россия во второй половине XIX века

Главная / А. С. Пушкин

В главную движущую силу революции разночинцы определили крестьян

В ХIX веке были не редки поездки в Европу образованных русских людей. Возвращались они с убеждением в более высокой степени цивилизованности Запада по сравнению с Россией. Горестные мысли об этом всегда присутствовали в умах передовой части русской интеллигенции, но с особенной силой они проявились после поражения в Крымской войне, смены образа правления страной с жёстко авторитарного — Николая I на относительно либеральный — его сына императора Александра II, проведённых им , как казалось многим — недостаточных, половинчатых
Брожению умов способствовало и вступление на общественную сцену новой прослойки — разночинцев (от сочетания слов»разные чины»). Сумевшие получить образование и тем самым «выбиться в люди» дети дьячков, сельских священников, купцов, мелких чиновников лучше дворян знали жизнь простого народа, потому необходимость переустройства российской действительности была для них очевидна. Однако чёткого, реалистичного плана преобразований они не имели

Общественные движения послереформенной России

    Консервативное

    — церковь, вера, монархия, патриархальность, национализм — основы государства.
    : М. Н. Катков — публицист, издатель, редактор газеты «Московские ведомости», Д. А. Толстой — с мая 1882 года министр внутренних дел и шеф жандармов, К. П. Победоносцев — юрист, публицист, обер-прокурор Синода

    Либеральное

    — конституционная монархия, гласность, верховенство закона, независимость церкви и государства, права личности
    : Б. Н. Чичерин — юрист, философ, историк; К. Д. Кавелин — правовед, психолог, социолог, публицист; С. А. Муромцев — правовед, один из основоположников конституционного права в России, социолог, публицист

    Революционное

    — построение в России социализма, минуя капитализм; революция с опорой на крестьянство, возглавляемое революционной партией; свержение самодержавия; полное наделение крестьян землёй.
    : А. И. Герцен — писатель, публицист, философ; Н. Г. Чернышевский — писатель, философ, публицист; братья А. и Н. Серно-Соловьевичи, В. С. Курочкин — поэт, журналист, переводчик

Революционные организации России конца 60-х – начала 80-х лет XIX века

  • «Великорусс» (прокламация) — в Петербурге в июне, сентябре и октябре 1861 года вышло три номера и еще один номер в 1863 году. В них требовались передача крестьянам без выкупа всей земли, которой они пользовались при крепостном праве, полное отделение Польши, конституция, свобода личности. Надежда на проведение реформ в жизнь возлагалась на царя. Автор прокламаций остался неизвестным
  • «Земля и воля» (1861-1864) . задачи: полностью передать крестьянам землю, свержение самодержавия, созыв Земского собора для определения формы народовластия. Самоликвидировалась от того, что надежды на всероссийский крестьянский бунт в 1863 году не оправдались
  • Революционный кружок Н. А. Ишутина (1863-1866) . Задачи: организацией на артельных началах различных мастерских попытка убедить народ в преимуществах социалистического производства; требования правительственных реформ, ведущих к социализму, а при отсутствии реформ — народная революция. После того, как член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 года покушение на Александра II, кружок был разгромлен
  • «Сморгонская академия» (1867–1868) во главе с П. Н. Ткачевым. Задачи: создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации, захват власти и установление диктатуры «революционного меньшинства». С арестом Ткачева общество прекратило существование
  • «Рублёвое общество» (1867-1868) во главе с Г. А. Лопатиным и Ф, В. Волховским. Задачи: революционная пропаганда среди крестьян. В 1868 большая часть членов общества была арестована.
  • «Народная расправа» (1869-1870) во главе с С. Г. Нечаевым. Задачи: объединение локальных крестьянских выступлений в общероссийское восстание с целью абсолютного разрушения государственного строя России. Разгромлена после убийства Нечаевым одного из рядовых членов общества, заподозренного в предательстве
  • Общество «чайковцев» (1869-1874) , по фамилии одного из членов общества Н. В. Чайковского. Задачи — пропагандистские, просветительские: распространение в народе легально издаваемых книг передовых авторов и печатание запрещенных книг и брошюр. В 1874 году полиция арестовала многих членов общества

По утверждению В. И. Ленина — 1861 — 1895 годы — второй период освободительного движения в России, названный разночинским или революционно-демократическим. В борьбу вступили более широкие круги образованных людей — интеллигенции, «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом» (Ленин «Памяти Герцена»)


Великие реформы Александра 2 . Все они связаны с отменой крепостного права. Реформы местного самоуправления: создаются земства и городские думы. В выборах земства участвовали и крестьяне, но они выбрали по многоступенчатой системе.

Судебная реформа . Суд становится гласным, состязательным. Появляется профессия - адвокат.Появился суд присяжных. Постепенно наиболее важные дела вывели из компетенции суда присяжных. т. к. правительство сделала вывод, что такие суды выносят оправдательные приговоры неоправданно. Вера Засулич , которая стреляла в полицейского генерала и суд присяжных ее оправдал, несмотря на то, что она не отрицала своей вины. Но суд показал, что тот генерал, в которого она стреляла, был плохим человеком. После этого решили не полагаться на суд присяжных. Были отменены телесные наказания, за исключением приговора крестьянских волосных судов.

Отмена рекрутских наборов и сокращение срока службы. С 25 до 6 лет. В обществе начинается активное обсуждения реформ, появляется гласность , и это приводит к активизации оппозиции, революционеров.

В 60-70 году наиболее популярным было народничество . Главная идея народников - это движение к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину . Лавров и другие считали, что нужно готовить народ к революции. Второе направление - бунтарское , лидер Бакунин . Они считали, что народ к революции готов давно, надо поднять восстание. 3 направление - заговорщическое . Лидер - Ткачев . Они считали, что народ к революции не готов и никогда не будет готов. Так что нужно просто организовать группу заговорщиков и устроить переворот.

К середине 60-х годов в Москве возникает группа революционной молодежи , которую возглавлял Ишутин . В 1862 году Каракозов стреляет в Александра 2. После этого его арестовали, начались репрессии, многие реформы были остановлены. Но вскоре возникает новая организации, во главе стоял Нечаев. Он создает законсперированную организацию, разделенную на 5-ки.

В 1874 году проводится знаменитое хождение в народ . Результат пропаганды - большинство пропагандистов были арестованы самими крестьянами. В конце 70-х возникает организацию, делающая ставку на террор . Устраивается охота на Александра 2.

В 1871 году 1 марта Александр 2 был убит. К власти приходит Александр 3 , который правит с 1881-1894 . Александр 3 прежде всего стремится к тому, чтобы навести порядок в стране, подавляет организации, вводит ЧП во многих районах страны, кроме того ряд реформ были ограничены, в частности земская, усилен контроль губернаторов над земствами, появляется специальная должность - земские начальники , которые контролировали крестьянские учреждения. Происходит кризис народничества. Постепенно набирают популярность марксизма. Основная его идея - самый передовой слой это промышленные рабочие. К концу 19 века марксисты наиболее популярны среди революционеров.

36. Вторая половина 19 века – начало 20 века

Парижский мирный договор 1856 год. Добиться пересмотра условий парижского мира. Необходимо было найти союзников, причем таких, которые могли бы нам помочь. И первоначально в конце 50 годов 19 века Россия сближается с Францией . Франция являлась одним из гарантов этого мира.

Граница между Россией и Австро-Венгрией . Стороны пришли к неясному договору. Франция четко не обещала, что рассмотрит разглашения парижского мира. Война между Францией и Австро-Венгрией . Итог – появление Италии. Земли Италии входили в состав Австро-Венгрии.

Франция – слабеющий союзник. Россия находит в 60-е годы нового союзника и сближается с врагом Франции – Пруссией . Во главе Пруссии знаменитый Бисмарк . Он считал, что его страна должна дружить с Россией. Вокруг Пруссии германские земли. Россия и Пруссия заключают соглашение. Далее была Франко-Прусская война.

Ликвидирована политическая система Франции. Франция перестала быть монархией, и больше никогда ей не была. 1871 года является республикой. Объединение Германии. Единая германская империя. Россия получила снова права держать флот в Чернобыле. Союз трёх императоров. Россия, Германия, Австро-Венгрия.

Русско-Турецкая война (1877-1878). Мы разбили турецкую армию. По итогам этой войны – именно Россия господствует на Балканах. Это не понравилось Западу. Летом 78 года в Берлине собирается Берлинский конгресс . Сан-Стефанский договор был пересмотрен. Россию обязали вынести войска из Балкан. России показали, что она не хозяин. Союз трёх императоров начал разваливаться. Против России больше всего выступала Австро-Венгрия, потому что она на Балканах имела интерес.

В начале 80-х годов 19 века возникает новый союз, который получается название тройственный союз. Германия, Австро-Венгрия, Италия . Это уже был военный союз. В конце 80-х годов 19 века Русско-Германский договор перестраховки. Бисмарк уходит в отставку. Россия сближается с Францией в 90-е годы 19 века. Военный союз. Европа и мир готовятся к войне. Попытки спасти положение.

В Гааге собирается конференция. Были приняты решения о гуманном обращении с военнопленными, о запрещении варварсих видов оружия. Дальний восток . Противоречия трёх держав. Россия, Япония, США. Русско-японская война. 1907 год Русско-английское соглашение .

1912 год первая Балканская война . Турция слабеет и славянские страны попытались этим воспользоваться. Болгария на Балканах стала самым сильным государством.Российская империя в первой мировой войне. Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия и Турция, а затем в него вступила Болгария.Все готовились к коротковременной войне. Весна лето 1915 года наступления на Русском фронте . Самый неудачный год для русской армии . Потеря Прибалтики, Польши, Галиции.

Итог 1915 – Германский флаг окончательно сорван . 1916 год – Брусиловский прорыв на Австрийском флоте. В тылу ситуация всё хуже и хуже. Очень большие проблемы с продовольствием. Голод в городах. Начинается критика Николая 2. Таким же громоотводов был Распутин, и он был убит. В начале 1917 в России происходит революция.

Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских преобразований. Это время отмены в России многовекового крепостного права и целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни.

18 февраля 1855 г. на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права. Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.

Земельная реформа. Основным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов. В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.

Земская и городская реформы. Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению - проводили работу, на которую у государства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов. Однако выборы проводились на цензовой основе, и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления, образования и медицинского обслуживания. Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.

Судебная реформа. Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой. Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура. Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей. Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные палаты. Была введена должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената, который стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию - до 1,5 лет, университет или институт - до 6 месяцев.

Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной2 системы, которую сменили акцизы3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформы просвещения. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение. Гимназии разделили на классические и реальные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных - естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий.

Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социально-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо подготовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного производства, но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.

Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства, часть из которых использовали сельскохозяйственные машины. Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговле, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная. Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промышленности и транспорта. Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.

Рост предпринимательства контролировался государством на основе выдачи специальных заказов, поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством. Быстро возрастало число промышленных рабочих, однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.

Реформы заложили основу новой системы кредита. За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки. В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство. Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась. В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований - от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.

В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение - народники. Разночинная интеллигенция, опираясь на революционно-демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева, создала теорию революционного народничества. Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины - сельского «мира». «Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьянскую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком государственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян к революционной борьбе. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ», но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля», которая в 1879 г. распалась на две группы. Группа «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым уделяла главное внимание пропаганде; «Народная воля» во главе с

А.И. Желябовым, Н.А. Морозовым, С.Л. Перовской выдвигала на первый план политическую борьбу. Главным средством борьбы, по мнению «народовольцев», был индивидуальный террор, цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II.

В ситуации острого политического противостояния власть встала на путь самозащиты. 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с М.П. Лорис-Меликовым. Получив неограниченные права, Лорис-Меликов добился приостановки террористической деятельности революционеров и некоторой стабилизации положения. В апреле 1880 г. комиссия была ликвидирована; Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и стал готовить завершение «великого дела государственных реформ». Разработка проектов завершающих законов реформ была поручена «народу» - временным подготовительным комиссиям с широким представительством земств и городов.

5 февраля 1881 г. представленный законопроект был одобрен императором Александром II. «Конституция Лорис-Меликова» предусматривала выборность «представителей от общественных учреждений...» в высшие органы государственной власти. Утром 1 марта 1881 г. император назначил заседание Совета министров для утверждения законопроекта; буквально через несколько часов Александр II был убит членами организации «Народная воля».

Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова. На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в историко-материалистической литературе «контрреформами», а в либерально-исторической - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности» времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения» был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоносцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью. На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие. Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.

20 октября 1894 г. в Крыму от острого воспаления почек внезапно скончался 49-летний Александр III. На императорский престол вступил Николай II.

В январе 1895 г. на первой встрече представителей дворян, верхушки земств, городов и казачьих войск с новым царем Николай II заявил о готовности «охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял» его отец. В эти годы в управление государством нередко вмешивались представители царской фамилии, которая к началу ХХ века насчитывала до 60 членов. Большинство Великих князей занимали важные административные и военные посты. Особенно большое влияние на политику оказывали дяди царя, братья Александра III - Великие князья Владимир, Алексей, Сергей и двоюродные дяди Николай Николаевич, Александр Михайлович.

После поражения России в Крымской войне сложилось новое соотношение сил, и политическое первенство в Европе перешло к Франции. Россия как Великая держава утратила влияние на международные дела и оказалась в изоляции. Интересы экономического развития, а также соображения стратегической безопасности требовали в первую очередь ликвидировать ограничения военного судоходства на Черном море, предусмотренные Парижским мирным договором 1856 г. Дипломатические усилия России были направлены на разъединение участников Парижского мира - Франции, Англии, Австрии.

В конце 50-х - начале 60-х гг. произошло сближение с Францией, которая намеревалась захватить территории на Апеннинском полуострове, используя итальянское освободительное движение против Австрии. Но отношения с Францией обострились вследствие жестокого подавления Россией польского восстания. В 60-е гг. окрепли отношения России и США; преследуя свои интересы, самодержавие поддерживало республиканское правительство А. Линкольна в гражданской войне. В это же время было достигнуто соглашение с Пруссией о поддержке ею требований России об отмене Парижского договора, взамен царское правительство обещало не мешать созданию Северогерманского союза во главе с Пруссией.

В 1870 г. Франция потерпела сокрушительное поражение во Франко-прусской войне. В октябре 1870 г. Россия заявила о своем отказе выполнять унизительные статьи Парижского договора. В 1871 г. русская декларация была принята и узаконена на Лондонской конференции. Стратегическая задача внешней политики была решена не войной, а дипломатическими средствами.

Россия получила возможность более активно влиять на международные дела и прежде всего - на Балканах. В 1875-1876 гг. восстания против Турции охватили весь полуостров, славяне ждали помощи России.

24 апреля 1877 г. царь подписал Манифест об объявлении Турции войны. Был разработан план скоротечной кампании. 7 июля войска форсировали Дунай, вышли к Балканам, захватили Шипкинский перевал, но были задержаны под Плевной. Плевна пала только 28 ноября 1877 г.; в условиях зимы русская армия перешла через Балканы, 4 января 1878 г. была взята София, 8 января - Адрианополь. Порта запросила мира, который был заключен 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано. По договору в Сан-Стефано Турция теряла почти все свои европейские владения; на карте Европы появилось новое независимое государство - Болгария.

Западные державы отказались признать Сан-Стефанский договор. В июне 1878 г. открылся Берлинский конгресс, принявший решения, значительно менее выгодные для России и народов Балканского полуострова. В России это было встречено как оскорбление национального достоинства, поднялась буря негодования, в том числе и в отношении правительства. Общественное мнение все еще находилось в плену формулы «все и сразу». Война, завершившаяся победой, обернулась дипломатическим поражением, хозяйственным расстройством, обострением внутриполитической ситуации.

В первые годы после войны происходила «перебалансировка» интересов великих держав. Германия склонялась к союзу с Австро-Венгрией, который был заключен в 1879 г., а в 1882 г. дополнен «тройственным союзом» с Италией. В этих условиях происходило естественное сближение России и Франции, завершившееся в 1892 г. заключением тайного союза, дополненного военной конвенцией. Впервые в мировой истории началось экономическое и военно-политическое противостояние устойчивых группировок великих держав.

В «ближнем зарубежье» продолжалось завоевание и присоединение новых территорий. Теперь, в XIX веке, стремление к расширению ареала определялось в первую очередь мотивами социально-политического характера. Россия активно участвовала в большой политике, стремилась нейтрализовать влияние Англии в Средней Азии, Турции - на Кавказе. В 60-е гг. в США происходила гражданская война, импорт американского хлопка был затруднен. Естественный его заменитель находился «под боком», в Средней Азии. И, наконец, к захвату территорий толкали сформировавшиеся имперские традиции.

В 1858 и 1860 гг. Китай был вынужден уступить земли по левому берегу Амура и Уссурийский край. В 1859 г. после полувековой войны горцы Кавказа, наконец-то, были «замирены», их военный и духовный предводитель имам Шамиль взят в плен в высокогорном ауле Гуниб. В 1864 г. завершилось покорение Западного Кавказа.

Российский император стремился к тому, чтобы правители государств Средней Азии признали его верховную власть, и добился этого: в 1868 г. Хивинское ханство, а в 1873 г. Бухарский эмират признали вассальную зависимость от России. Мусульмане Кокандского ханства объявили России «священную войну», «газават», но потерпели поражение; в 1876 г. Коканд был присоединен к России. В начале 80-х гг. российские войска разбили кочевые туркменские племена и вплотную подошли к границам Афганистана.

На Дальнем Востоке в обмен на Курильские острова у Японии была приобретена южная часть острова Сахалин. В 1867 г. Соединенным Штатам за 7 млн. долларов была продана Аляска. По свидетельству историка

С.Г. Пушкарева, многие американцы полагали, что она и того не стоит.

Империя Российская, «единая и неделимая», раскинулась «от финских хладных скал до пламенной Тавриды», от Вислы до Тихого океана и заняла шестую часть земли.

Раскол российского общества в духовной области начался со времен Петра I и углубился в XIX веке. Монархия продолжала дело «европеизации России», не считаясь с традициями отечественной культуры. Выдающиеся достижения европейской науки, литературы, искусства были доступны лишь ограниченному числу русских людей; они мало влияли на повседневную жизнь простого народа. Человек другой культуры воспринимался крестьянами как барин, «чужак».

Уровень образования отражался в читательских вкусах. В 1860-х гг. на долю фольклора, сказок о рыцарях и педагогических произведений приходилось 60 % всех изданий. За то же время популярность рассказов о разбойниках, любви, науке выросла с 16 до 40 %. В 90-е гг. в народной литературе появляется рациональный герой, полагающийся на личную инициативу. Подобное изменение тематики свидетельствовало о зарождении либеральных ценностей в массовом сознании.

В фольклоре угасал эпос, падала роль обрядовой поэзии и росло значение обличительно-сатирического жанра, направленного своим острием против купца, чиновника, кулака. В частушках тема семейных отношений дополнилась общественно-политическими сюжетами. Появлялся фольклор рабочих.

В народном сознании наряду с уверенностью в своих силах уживалась мистическая вера в покровительство или враждебность сверхъестественных сил, с трудолюбием уживалась безалаберность, с добротой - жестокость, с достоинством - покорность.

Российская наука вышла на новый уровень, дифференцировалась на фундаментальную и прикладную. Многие научные открытия и технические новшества стали достоянием мировой науки и техники.

Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литературы. Страстная дума о судьбе родины, внимание к человеку - характерные ее черты. В 90-х гг. начался «серебряный век» русской поэзии. Вопреки установившимся взглядам, поэты этой поры, символисты, не отдалялись от проблем современности. Они стремились к тому, чтобы занять место учителей и пророков жизни. Их талант проявлялся не только в изысканности формы, но и в человечности.

Русская тема со все большей ясностью и чистотой звучала в культуре и получила преобладание к концу XIX века. Одновременно с этим распадались социально-бытовые устои древнерусской жизни, выветривалось православно-народное сознание.

Происходили значительные изменения в быту. Развивалось городское коммунальное хозяйство. Мостились улицы (обычно булыжником), улучшалось их освещение - керосиновые, газовые, затем электрические фонари. В 60-е гг. был построен водопровод в Петербурге (в Москве, Саратове, Вильне, Ставрополе он существовал до 1861 г.) и семи губернских городах (Риге, Ярославле, Твери, Воронеже и др.), до 1900 г. он появился еще в 40 крупных городах.

В начале 80-х гг. в городах России появился телефон, к концу XIX века почти все значительные города имели телефонные линии. В 1882 г. была проведена первая междугородная линия Петербург - Гатчина. В конце 80-х гг. вступила в действие линия Москва - Петербург, одна из наиболее протяженных в мире.

Рост населения больших городов вызвал постройку железных дорог. Первая «конка» была организована в начале 60-х гг. в Петербурге, в 70-х она стала работать в Москве и Одессе, в 80-х - в Риге, Харькове, Ревеле. В 90-х гг. конки начали сменяться трамвайным сообщением. Первый трамвай в России пошел в Киеве в 1892 г., второй - в Казани, третий - в Нижнем Новгороде.

Коммунальное хозяйство обычно охватывало центральную часть городов. Окраины даже в столицах оставались неблагоустроенными. Отходила в прошлое полусельская жизнь больших дворянских усадеб. Европеизировался быт купечества. Трудовое население больших городов, жившее прежде в маленьких домиках, все больше стало скучиваться в каменных громадах, доходных домах, снимая там каморки и койки у хозяев квартир.

В 1898 г. был обследован жилой фонд Москвы. Выяснилось, что из миллиона жителей столицы 200 тыс. ютятся в так называемых «коечно-каморочных квартирах», многие в «каморках» - помещениях с перегородками, не доходящими до потолка, многие снимали отдельные койки или даже «половинчатые», на которых спали рабочие разных смен. При заработной плате рабочего 12-20 руб. в месяц каморка стоила 6 руб. Одиночная койка - 2 руб., половинчатая - 1,5 руб.

В сложившейся за века планировке сельских поселений пореформенное время не произвело значительных изменений. По-прежнему в нечерноземной полосе преобладали небольшие деревни с деревянными избами, вытянутыми вдоль сельской улицы. Как и прежде, чем дальше на север, тем мельче были размеры поселений. В степной полосе большие размеры деревень определялись условиями водоснабжения.

В деревне распространялось керосиновое освещение. Однако керосин был дорог и избы освещались маленькими лампами. В глухих углах продолжали еще жечь лучину. Уровень жизни крестьян в Новороссии, Самарской, Уфимской, Оренбургской губерниях, в Предкавказье и Сибири был значительно выше, чем в центральных губерниях. В целом же жизненный уровень в России был низок. Об этом говорит средняя продолжительность жизни, отставаемая от европейских стран. В 70 - 90-х гг. в России она составляла для мужчин 31 год, для женщин 33 года, а в Англии соответственно 42 и 55.

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ

ИЗ ПРАВИЛ МНОГОТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Каждая теория предлагает свое понимание истории: имеет свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свою литературу, свои объяснения исторических фактов.

ЛИТЕРАТУРА РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная). Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997 (локальная). Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало ХХ вв.: Учебн. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995; Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993 (либеральная). История СССР XIX -начало XX века. Учебник. /Под. ред. И. А. Федосова. М., 1981; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

1. Монографии: Великие реформы в России 1856-1874. М., 1992 (либеральная). Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. СПб., 1996 (либеральная). Выбор пути. История России 1861-1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995 (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992-1993 (религиозная). Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформистская альтернатива. М., 1991 (либеральная). Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. Жизнь и деятельность Александра II. М., 1994 (либеральная). Медушевский А.М. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997 (либеральная). Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IХ - ХХ вв. М., 1996 (либеральная). Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. М., 1989 (либеральная). Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

2. Статьи: Захарова Л.С. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ - начала ХХ века. Сост. С.В. Мироненко. М., 1991 (либеральная). Литвак Б.Г. Реформы и революции в России // История СССР, 1991, № 2 (либеральная). Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация // История СССР, 1990, № 4 (либеральная).

ОБЪЯСНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ

В РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ ИЗУЧЕНИЯ

Каждая теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Православные историки (А. В. Карташов и др.) отмену крепостного права и последующие реформы трактуют позитивно, как “волю Божию”. В то же время сторонники теории официальной народности, основывающейся на принципах “Самодержавие. Православие. Народность”, события второй половины века восприняли как покушение на традиционные устои государства. Главный идеолог самодержавия К.П. Победоносцев, 24 года контролировавший власть, выступил ярым противником всех преобразований, включая и отмену крепостного права, называя их “преступной ошибкой”.

Историки всемирно-исторической теории, исходя из однолинейного прогресса, положительно оценивают процессы второй половины XIX века. Однако по-разному расставляют акценты в объяснении событий.

Историки-материалисты (И. А. Федосов и др.) определяют период отмены крепостного права как резкий переход от феодальной общественно-экономической формации к капиталистической. Они полагают, что отмена крепостного права в России запоздала, а реформы, следовавшие за ней, проводились медленно и неполно. Половинчатость в проведении реформ вызвала возмущение передовой части общества - интеллигенции, вылившееся затем в террор против царя. Марксисты-революционеры считали, что страну “повели” по неверному пути развития - “медленного отсекания гниющих частей”, а надо было “вести” по пути радикального решения проблем - проведения конфискации и национализации помещичьих земель, уничтожения самодержавия и др.

Историки-либералы, современники событий, В.О. Ключевский (1841-1911), С.Ф. Платонов (1860-1933) и др., приветствовали как отмену крепостного права, так и последующие реформы. Поражение в Крымской войне, считали они, выявило техническое отставание России от Запада и подорвало международный престиж страны.

Позднее либеральные историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) стали отмечать, что в середине ХIХ века крепостничество достигло высшей точки экономической эффективности. Причины отмены крепостного права - политические. Поражение России в Крымской войне развеяло миф о военном могуществе Империи, вызвало раздражение в обществе и угрозу стабильности страны. Интерпретация акцентирует внимание на цену реформ. Так, народ не был исторически подготовлен к резким социально-экономическим изменениям и “болезненно” воспринял изменения в своей жизни. Правительство же не вправе было отменять крепостное право и проводить реформы без всесторонней социально-моральной подготовки всего народа, особенно дворян и крестьян. По мнению либералов, многовековой уклад русской жизни невозможно изменить насильственным путем.

Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” пишет:

Порвалась цепь великая,

порвалась и ударила:

одним концом по барину,

другим – по мужику!…

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.)считают, что отмена крепостного права и последующие реформы обусловлены этапом модернизационного перехода России от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. Переход от традиционного к индустриальному обществу в России проводился государством в период влияния с ХVII-XVIII вв. европейского культурно-технологического круга (модернизация - вестернизация) и приобрела форму европеизации, то есть сознательного изменения традиционных национальных форм по европейскому образцу.

“Машинный” прогресс в Западной Европе “заставил” царизм активно насаждать индустриальные порядки. А это определило специфику модернизации в России. Российское государство, выборочно заимствуя с Запада технико-организационные элементы, одновременно консервировало и традиционные структуры. В результате в стране сложилась ситуация “наложения исторических эпох” (индустроиалная - аграрная), которая и привела в дальнейшем к социальным потрясениям.

Индустриальное общество, вводимое государством за счет крестьян, вступало в резкие противоречие со всеми коренными условиями русской жизни и должно было неизбежно породить протест как против самодержавия, не дававшего желанной свободы крестьянину, так и против частного собственника, фигуры, ранее чуждой русской жизни. Появившиеся в России в результате индустриального развития промышленные рабочие унаследовали ненависть всего русского крестьянства с его многовековой общинной психологией к частной собственности.

Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший справиться с ее последствиями.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.

Теория представлена трудами славянофилов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития. Они обосновали возможность в России некапиталистического пути развития к социализму через крестьянскую общину.

Сравнительно-теоретическая схема

предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация

Причины отмены крепостного права

и реформ Александра II

Название

Предмет

изучения

Интерпретации факта

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человечества к Богу

Отмену крепостного права и последующие реформы официальная церковь приветствовала. А сторонники теории «Православие. Самодержавие. Народность» считали «преступной ошибкой»

Всемирно-историческая:

Общемировое развитие, прогресс человечества

Положительно относится к отмене крепостного права

Материалистическое направление

Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба

Отмена крепостного права и последующие реформы экономически созрели и знаменовали переход от феодализма к капитализму. В отличие от Западной Европы в России этот переход запоздал

Либеральное

направление

Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод

Поражение России в Крымской войне развеяло миф о военном могуществе империи, вызвало раздражение в обществе и дестабили­зировало страну.

А вот само крепостничество достигло высшей точки экономической эффективности. Отмена крепостного права и реформы вызваны не экономическими, а политическими мотивами. Цена насильственных преобразований велика, так как народ не был готов к социально-экономическим изменениям. Уроки – не надо форсировать социально-экономическое развитие страны

Технологическое направление

Развитие технологическое, научные открытия

Отмена крепостного права и последующие реформы обусловлены переходом России от традиционного общества к индустриальному. Россия находилась во втором эшелоне стран, вступивших на путь индустриальной модернизации

Локально-историческая

Единство человечества и территории

Отмену крепостного права приветствует, но направленность реформ на развитие предпринимательства полагает ошибочным. Народники считали возможным в России некапиталистический путь развития через крестьянскую общину

2. Российская империя в начале 20 века: политическое, экономическое положение; политические партии.

3. Первая российская революция 1905-1907 гг.

Россия во второй половине XIX века.

Рубежом первой и второй половины XIX в. стала Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Николай Первый умер в 1855 г. Его преемником стал Александр Второй , царь-Освободитель (1855-1881). Александр Второй был старшим сыном царя, его готовили к занятию престола. Под руководством В.А.Жуковского он воспитывался в духе возвышенных духовных и нравственных интересов, получил прекрасное образование, знал пять языков, военное дело, в 26 лет стал «полным генералом». По окончании обучения путешествовал по России и многим европейским странам. Он имел широкий кругозор, острый ум, изысканные манеры, был обаятельным и добрым человеком. Его отличали либеральные взгляды. Николай Первый ввел его в Госсовет и комитет министров, поручил руководство Секретных комитетов по крестьянскому делу. Ко времени вступления на престол он был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Александр Второй стал инициатором реформ, поставивших Россию на путь капитализма . Главной причиной реформ стало поражение в Крымской войне. Война показала степень отсталости русской рекрутской армии и парусного флота, вооружения от массовых армий европейских стран, нового типа судов и оружия. Для преодоления нового, унизительного положения России на мировой арене необходимо было преодоление отсталости в военной сфере и сфере экономической, что невозможно было без реформ. Другими причинами стали растущие выступления крестьян, сочувствие царя к крестьянам под впечатлением тургеневских «Записок охотника», и система воспитания, разработанная для царевича Жуковским.

Первой и наиболее значимой стала аграрная реформа 1861 г . Ее подготовка заняла около 6 лет. В 1856 г., выступая перед московским дворянством, царь сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Разработку плана освобождения крепостных с 1857 г. осуществлял секретный комитет, работу возглавил сам царь. В ответ на обращение литовских дворян Александр Второй объявил рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, разрешавший в 3-х губерниях создать комитеты для разработки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. создается Главный комитет по крестьянскому вопросу под руководством министра внутренних дел С.С.Ланского и губернские комитеты. В 1859 г. создаются Редакционные комиссии для рассмотрения проектов, представленных губернскими комитетами. Разрешена была публикация и обсуждение любых предлагаемых проектов освобождения крестьян. В основу реформы был положен план историка государственной школы К.Д. Кавелина. В январе 1861 г. проект реформы был передан Главным комитетом в Госсовет и утвержден царем. 19 февраля 1861 г. Александр Второй подписал Манифест об освобождении крестьян «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» , куда вошли документы о порядке осуществления реформы на местах. Бывшие частновладельческие крестьяне поступали в сословие свободных сельских обывателей и получали гражданские, экономические права.Основные направления реформы : освобождение крепостных от личной зависимости; наделение их землей за выкуп; сохранение у помещиков не менее 1/3 земли, которой они владели до реформы; надельная земля передавалась в собственность крестьянской общины; предоставление государством кредитов крестьянам для совершения выкупной операции. Землей наделялись только крестьяне, другие категории крепостных освобождались без наделов. Размер наделов определялся в губерниях разных районов от 3-х до 12 десятин; если крестьянин соглашался на надел, равный ¼ положенной нормы, он ему давался бесплатно. Помещик имел право урезать размер ниже минимальной нормы, если у него при соблюдении норм осталось бы меньше 1/3 земли, которой он владел до реформы. Выкупной акт фиксировался в уставной грамоте , заключаемой между помещиком и крестьянином, в ней фиксировалось расположение участков, входивших в надел, их размеры, цена, виды выплат и др. До составления уставной грамоты между крестьянином и помещиком устанавливались временнообязанные отношения. Помещик обязан был предоставлять крестьянину землю в пользование, а крестьяне – выполнять какие-либо работы, платить оброк, т. е. связь между ними не прекращались. Для помощи сторонам в составлении уставных грамот и решения каких-либо спорных вопросов был создан институт мировых посредников . Крестьянин сразу должен был уплатить помещику 20-25% стоимости надела, оставшиеся 75-80% государство предоставляло крестьянам в виде ссуды, которая давалась на 49 лет, погашалась ежегодными платежами крестьян с начислением 6 % годовых. Крестьяне должны были объединяться в сельские общества . В них вводилось самоуправление : дела решались на сельских сходах, исполняли решения сельские старосты, избираемые на три года. Сельские общества одной местности составляли сельскую волость, ее делами ведало собрание сельских старост и особые выборные от сельских общин. Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество. Крестьянин, не желавший выкупать землю и оставаться на прежнем месте жительства, не мог бросить свой надел и уехать без согласия общества. Такое согласие давалось с трудом, т.к. общество было заинтересовано в выкупе как можно большей площади земли. Проведение реформы шло очень медленно. При заключении выкупных актов в черноземных и нечерноземных губерниях преобладали отрезы земли у крестьян, в степных – прирезы. После смерти Александра Второго его преемник в декабре 1881 г . издает Закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов . Он вступил в силу с 1 января 1884 г., к тому времени временнообязанные отношения сохранились у 11-15% крестьян. Закон немного снижал сумму выкупных платежей (в Великороссии – на 1 руб. с душевого надела, на Украине – на 16%). Закон вступал в силу с 1884 г. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк , предоставлявший крестьянам ссуды под залог имущества с 6,5% годовых. При просрочке платежей наделы продавались с торгов, это привело к разорению многих крестьян. В 1885 г. был образован Дворянский земельный банк для поддержки землевладельцев в условиях капиталистического развития, кредиты выдавались под 4,5% годовых. Действие аграрной реформы 1861 г. распространялось на помещичьих крестьян 47 губерний России. В отношении других категорий зависимого крестьянства, на удельных и государственных крестьян подобная реформа была проведена в 1863 и 1866 гг. Для окраинных областей – еще позже, на основе особых «Положений» и на более выгодных условиях. В наиболее благоприятных условиях по сравнению с центральными губерниями оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия и особенно Польша . В Польше (1864 г.) крестьяне получили наделы без выкупа, им даже прирезали часть помещичьей земли, отобрав ее у шляхты, принимавшей в восстании 1863-1864 гг. В худшем положении оказались крестьяне Грузии , у которых было отрезано более 40% земли. На Северном Кавказе крестьяне лишились почти всей земли и заплатили значительную сумму за личное освобождение. В России аграрная реформа была проведена в основном по прусскому варианту, обеспечившему медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве. Несмотря черты ограниченности, эта реформа имела исключительное значение . Исчезла личная зависимость, почти рабское положение миллионов населения страны. Появился рынок рабочей силы. Активно стал развиваться капитализм.

Земская реформа была проведена по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. В ряде губерний России вводились уездные и губернские земства – общественные органы местного самоуправления . Главной причиной их создания была необходимость обустроить жизнь пореформенной деревни в условиях, когда немногочисленный административный штат на местах оказался не в состоянии справиться с проблемами своими силами. Правительство отдало дела «менее значительные» общественным органам местного самоуправления. Первоначально земства создавались в 7 губерниях, затем число их постоянно увеличивалось, вплоть до ликвидации этих органов советской властью. Компетенция земств : страхование хозяйств, создание запасов продовольствия и семян, обеспечение пожарной безопасности, создание системы здравоохранения и начального, оказание ветеринарной помощи, борьбы с эпидемиями, агрономической помощи, забота о состоянии путей сообщения, строительство дорог, мостов, забота о работе почты, телеграфа, о хозяйственном обеспечении тюрем и богоугодных заведений, помощь в развитии местной промышленности и торговли. Для своей деятельности земствам было разрешено облагать население уездов сборами и повинностями, создавать земские капиталы, приобретать имущества. Земства имели исполнительные и распорядительные органы . Распорядительные органы – уездные и губернские земские собрания , во главе их, как правило, стояли, как правило, губернские и уездные предводители дворянства. Исполнительные органы – уездные (председатель и 2 члена управы) и губернские (председатель и 6-12 членов управы) земские управы , председатели их избирались. Председатель губернской земской управы утверждался министром внутренних дел, уездной – губернатором. Буржуазное содержание земской реформы заключалось в том, что представители земств избирались населением на срок в 3 года . Избиратели разделялись на 3 курии (группы) по имущественному цензу. 1-ую курию составляли крупные землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин и собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимости стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Среди городских избирателей была представлена крупная и отчасти средняя буржуазия. 3-ю курию представляли крестьянские общества, в их сходах для выборов в земства участвовали только землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин земли или соответствующего дохода с др. имущества. Для 1-й и 2-й курии выборы были прямыми, для 3-й ступенчатыми: на сельских сходах избирались выборщики, которые на волостных собраниях избирали выборщиков, избиравших гласных. Выборы в губернское земское собрание происходили на уездном земском собрании. Число гласных, подлежащих избранию, распределялось так, что обеспечивалось преобладание представителей от землевладельцев. Слабость положения земств проявлялась в отсутствии общероссийского центрального органа, координирующего их деятельность, у них был ограниченный бюджет, не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без разрешения, им было запрещено заниматься политической деятельностью. Кроме того, после земской контрреформы 1890 г. они были поставлены под мелочный контроль местной администрации и вынуждены были ежегодно отчитываться перед губернскими властями о расходах, обосновывать испрашиваемый бюджет на следующий год. Несмотря на все запреты, земства стали устраивать съезды своих представителей, где обменивались, издавали ведомости, а постоянно общаясь с крестьянами, заботясь о нуждах малоимущих, представители земств проникались сочувствием к ним и в начале 20 века появилось новое общественно-политическое течение - земский либерализм. Значение деятельности этих органов превзошло ожидаемые результаты. Они не только добросовестно исполняли возложенные на них функции, но и выходили за их рамки, например, устраивали училища для подготовки учителей для земских школ, направляли подающих надежды крестьянских детей для обучения в вузах, создали постоянно пополняющийся штат земских агрономов, опытные поля, выставки техники и др.

Городская реформа по «Городовому положению 16 июня 1870 г .» предусматривала создание в городах всесословных органов самоуправления , представители которых избирались от населения, платящего налоги и выполняющего повинности. Для участия в выборах городское население делилось на 3 курии по имущественному признаку: крупные, средние и мелкие собственники. Каждая курия избирала по 1/3 гласных в городскую думу - распорядительный орган. Срок их полномочий 4 года . Состав городской управы (постоянно действующего исполнительного органа) избирали гласные думы из своей среды. Они же избирали городского голову , руководившего управой, его кандидатура утверждалась губернатором или министром внутренних дел. Компетенция городских органов самоуправления, принципы деятельности, отчетность и др. были сходны с земскими. Их деятельность контролировало «губернское по городским делам присутствие» под председательством губернатора.

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной из либерально-буржуазных реформ XIX в. Указ о ней и «Новые судебные уставы» были утверждены царем 20 ноября 1864 г. Необходимость перестроить судебную систему была вызвана, в первую очередь, отменой крепостного права и ликвидацией феодального суда. Принципы новой судебной системы: бессословность, гласность, состязательность судебного процесса, введение института присяжных заседателей, независимость и несменяемость судей. Вся страна была разделена на судебные округа и на мировые участки , границы их не совпадали с административными во избежание давления на судей со стороны администрации. Мелкие гражданские и уголовные дела рассматривал мировой суд , кассационные дела рассматривал съезд мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами по спискам, одобренным губернатором, и окончательно утверждались Сенатом. Судью нельзя было уволить, переизбрать за исключением случаев совершения им преступления; однако можно было перевести его в другой округ. Главной структурной единицей новой судебной системы стал окружной суд с уголовным и гражданским отделениями. Дела рассматривали судьи: председатель и члены суда, назначаемые правительством. По наиболее важным делам в состав суда входили председатель, члены суда и присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из благонадежных граждан округа. Слушание дела проходило в присутствии обвиняемого (ответчика) и потерпевшего (истца), его защитника-адвоката обвинителя-прокурора. Прокурор и адвокат проводят судебное следствие, на основании которого присяжные выносят вердикт (после тайного совещания) о виновности или невиновности подсудимого, на основании этого суд выносит приговор, назначая меру наказания или освобождая подсудимого. Разбирательства по гражданским искам проходили без присяжных. Кассационные дела рассматривала судебная палата (9-12 окружных судей), высшей судебной инстанцией являлся Сенат и его департаменты на местах. Бессословность суда изначально была нарушена существованием особых систем судов для ряда категорий населения. Для крестьян существовал особый волостной суд ; особый суд – консистория – для духовенства; дела высших чиновников рассматривал непосредственно Сенат ; для военных было несколько судов (трибунал, военно-полевой суд, полковой суд ); для политических процессов вводились военные суды, особые присутствия при Сенате и карательные меры в административном порядке (без суда).

До судебной реформы, в 1863 г ., были отменены телесные наказания для непривилегированных сословий, за исключением крестьян (сохранялись розги по приговорам волостных судов), ссыльных, каторжан и штрафных солдат (розги).

Военные реформы активно проводились в 1862-1884 гг., их начал военный министр Д.А.Милютин. Упрощена была структура военного министерства, отделы укрупнялись. Страна была разделена на военные округа, во главе с командующими округами , отвечавшими за все дела (снабжение, комплектование, подготовка, др.), ему подчинялись воинские части округа. С 1863 г. часть солдат увольняют в бессрочный отпуск, не дожидаясь окончания 25-летнего срока службы, они составили запас. В 1874 г . был принят новый воинский устав , вводилась всеобщая воинская повинность, рекрутские наборы отменялись . Мужчины всех сословий, достигшие 20-21 года, обязаны были проходить действительную 6-летнюю службу в сухопутных войсках и 7-летнюю в военно-морском флоте, затем увольнялись в запас на 9 лет и на 3 г. соответственно. При большой численности населения России на службу призывались по жребию, остальные составляли ополчение и проходили военные сборы. От обязательной службы освобождались единственные кормильцы в семье, лица с образованием, врачи, учителя школ и гимназий, артисты императорских театров, железнодорожники, духовники, а также «инородцы» как неблагонадежные. На 5 лет отсрочивался призыв лиц, начавших коммерческую деятельность. Для подготовки кадров офицеров вводилась сеть новых учебных учреждений. Кадетские корпуса, кроме Пажеского, Финляндского и Оренбургского были закрыты, вместо них создавались военные училища (6 училищ с 3-летним обучением), их выпускники получали звание подпоручика. Контингент для училищ готовили военные гимназии (18 гимназий с 7-летним сроком обучения) и прогимназии (8 с 4-летним обучением). В 1882 г. все они были вновь преобразованы в кадетские корпуса , но на основе соединения программ гимназий и военных училищ. Для получения высшего военного образования были созданы военные академии и морское училище . В академию принимались лица, окончившие военное училище и прослужившие в армии не менее 5 лет. В 1884 г. были созданы юнкерские училища с 2-летним обучением, туда принимались солдаты, проявившие способности к службе и окончившие срок действительной службы, выпускникам не присваивалось офицерское звание, его получали по месту службы при вакансии. В пехоте офицеры-дворяне составляли 46-83%, во флоте – 73%. Было проведено перевооружение армии. В результате реформ армия стала более подготовленной профессионально, имела большой запас, более эффективной стала система руководства.

Были проведены реформы в сфере образования и цензуры . По «Положению» 1864 г. начальные народные училища могли открыть общественные организации и частные лица (с разрешения правительственных органов), руководство делом обучения (программы, др.) осуществлялось чиновниками, советами училищ и советами директоров и инспекторов училищ; учебный процесс был строго регламентирован (инструкциями и др.). Обучаться имели право дети всех сословий, чинов и вероисповеданий. Но в гимназиях существовала высокая плата за обучение. Классические гимназии с 7-летним сроком обучения (с 1871 г. – с 8-летним) готовили обучающихся к поступлению в университеты в основном для подготовки кадров чиновников. Реальные гимназии (позже – реальные училища) с 6-летним курсом призваны были готовить кадры для промышленности и торговли, их выпускникам был открыт доступ высшие технические учебные заведения, в университеты они не принимались. Разделение средней школы на два типа было ориентировано на обучение в классических училищах детей дворян и чиновников, в реальных – детей буржуазии. Введением женских гимназий положено начало женскому среднему образованию . В университеты женщины не допускались. В сфере высшего образования произошли значительные изменения. В 1860-х-1870-х гг. были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе (Финляндия), Петровская сельскохозяйственная академия в Москве, Политехнический институт в Риге, институт сельского хозяйства и лесоводства в Александрии (Украина), высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. В 1863 г . был введен новый Устав университетов , восстанавливающий их автономию. Непосредственное руководство университета поручалось совету профессоров, избиравшему ректора, деканов и новый профессорско-преподавательский состав. Но за деятельностью вузов осуществлялся надзор со стороны министра образования и попечителей учебного округа. Студенческие организации не разрешались. В 1865 г . вводились «Временные правила о печати» , отменявшие предварительную цензуру для периодики и книг небольшого объема, издаваемых в столичных городах.

На царя-Освободителя участниками революционных организаций совершено несколько покушений. После взрыва бомбы в Зимнем дворце Александр Второй создает для руководства страной Верховную распорядительную комиссию во главе с графом М.Т.Лорис-Меликовым, назначенным министром внутренних дел. Это получило название «диктатуры Лорис-Меликова», «диктатуры сердца» . Лорис-Меликов активно боролся с терроризмом, упразднил Третье отделение, показавшее свою несостоятельность, и создал вместо него Департамент полиции, входивший в структуру Министерства внутренних дел. Из правительства были удалены министры-консерваторы, на место заняли сторонники реформ, тогда же обер-прокурором Синода стал консерватор, апологет самодержавия К.П.Победоносцев. Была ослаблена цензура, царь поручил Лорис-Меликову разработку программы реформ на ближайшие годы. Проекты были подготовлены (Конституция Лорис-Меликова) , но не были проведены в жизнь. 1 марта 1881 г. Александр Второй был убит народовольцами.

На престол встал его Александр III, царь-Миротворец (1845-1894 гг., император с 1881 г.). Его не готовили к царствованию, он занял трон вследствие смерти старшего брата. Он получил образование, соответствующее положению Великого князя, был старательным учеником и воспитанником, был не глуп, но и не обладал остротой ума, более других предметов любил военное дело. Грубоватый, простоватый и неприхотливый в повседневной жизни, он правил, словно «исполняя обязанности царя» с присущей ему добросовестностью. За время его правления Россия не участвовала с войнах. Царь считал, что страна должна заняться внутренними проблемами. По убеждениям он был консерватором, сторонником «незыблемости самодержавия», о чем было заявлено в Манифесте 29 апреля 1881 г., разработанном Победоносцевым. Он отклонил прошение о помиловании первомартовцев.Правление Александра Третьего знаменует переход к реакции и контрреформам , направленным на частичное свертывание либеральных реформ предшественника. После царского Манифеста подали в отставку все министры-сторонники реформ, кандидатов на их места подбирал Победоносцев.

Раньше других началась судебная контрреформа . В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия »: губернаторам предоставлялось право объявлять губернии «в состоянии усиленной и чрезвычайной охраны», передавать военному суду «за государственные преступления или нападения на чинов войска, полиции и всех вообще должностных лиц», требовать закрытого суда. Это положение, введенное на 3 года, действовало до 1917 г. В 1887 г. был издан закон об ограничении публичных заседаний в суде . Суду давалось право закрывать двери для публики, что создавало возможности для произвола. С той же целью ряд изменений был внесен в положения судебной реформы. С июля 1889 г. законом о земских начальниках упразднялся мировой суд, его функции передавались новым судебно-административным должностным лицам - окружным земским начальникам. Они имели право приостанавливать решения волостного суда, назначать волостных судей, налагать штрафы и подвергать арестам в административном порядке. Надзор за исполнением их решений осуществляли губернские присутствия во главе с губернатором. Под влиянием борьбы рабочих началось оформление общероссийского рабочего законодательства . В 1885 г. издается закон о запрещении ночной работы женщин и подростков. В 1886 г. – закон о порядке найма и увольнения, об упорядочении штрафов и выплаты заработной платы, для контроля его соблюдения был введен институт фабричных инспекторов. В 1887 г. – закон об ограничении продолжительности рабочего дня на вредном производстве и тяжелом физически.

Контрреформы были проведены и в области просвещения и печати . В 1882 г. были закрыты Петербургские высшие женские врачебные курсы, прекращен прием на другие высшие женские курсы. Вводились «Временные правила о печати », по которым газеты, получавшие «предостережения», должны были накануне выпуска пройти предварительную цензуру; совещанию министров просвещения, внутренних дел, юстиции и Святейшего Синода давалось право закрыть периодическое издание, запретить произведение, не лояльное к власти. Стеснена была деятельность народных читален и библиотек . С 1888 г. особый отдел комитета при министерстве просвещения пересматривал каталог книг читален, для их открытия требовалось разрешение министерства внутренних дел, заведующие назначались с согласия губернатора. В сфере образования осуществлялась линия на свертывание автономии учебных заведений, сужение доступа низших сословий к обучению, усиление влияния церкви . Сеть церковноприходских школ была передана в ведение Синода, краткосрочные школы грамоты – в ведение епархиальных училищ; в школах министерства народного просвещения, расширялось преподавание «закона божьего». В 1887 г . был издан циркуляр (прозванный «законом о кухаркиных детях »), предлагавший принимать в гимназии и прогимназии лишь детей благонамеренных граждан, которые могли создать «им необходимое для учебных знаний удобство». Это сокращало доступ в них детей «кучеров, лакеев... и тому подобных людей», кроме особо одаренных. С той же целью была повышена плата за обучение. В 1884 г . был издан новый университетский устав . Во главе каждого университета был поставлен попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор с широкими административными полномочиями, сузились права ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Профессора назначались министром, деканы – попечителем учебного округа, который утверждал планы и программы, наблюдал за всей жизнью университета, мог утверждать журналы заседаний совета, назначать пособия и т.д. Помощником ректора в организации надзора за студентами был инспектор. Положение студентов регламентировалось правилами. Для абитуриента требовалось свидетельство о поведении из полиции. Студенческие собрания и выступления воспрещались, вводилась форма. Повышалась плата за обучение. Устав вызвал протесты студенчества и профессуры. Ответ - увольнение и исключение. Все мероприятия были направлены против доступа в высшую школу выходцев из разночинской среды.

Правительство ограничило земское и городское самоуправление . С 1889 г. мировые посредники, их уездные съезды, уездные по крестьянским делам присутствия были заменены окружными земскими начальниками, назначаемыми из дворян и выполнявшими и судебные, и административные функции. Они имели право приостанавливать решения сельского схода. В 1890 г. принятием нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» была проведена земская контрреформа . Усиливалась зависимость земств от администрации, ни одно постановление земского собрания не могло вступить в силу без его утверждения губернатором или министром внутренних дел. Изменялась система выборов гласных. Выборные от волости являлись лишь кандидатами в гласные, из их списка губернатор отбирал и назначал гласных в земство, учитывая рекомендации земского начальника. Количество гласных от крестьян было уменьшено, от дворян увеличено при сокращении общего числа гласных. «Городовое положение» 1892 г. предоставляло избирательные права преимущественно владельцам недвижимой собственности, повышало имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей.

В сфере экономики правительство проводило курс на поддержку и развитие отечественной промышленности, торговли, стабилизации финансовой системы и развитию капиталистического сектора в деревне в лице дворянского землевладения. В 1882 году была отменена подушная подать с безземельных крестьян и на 10% снижена с бывших крепостных крестьян. Этот закон вошел в силу с 1884 г. Окончательно подушная подать была отменена в 1885 г., ее заменили другими налогами. Создание Крестьянского поземельного (1882 г.) и Дворянского земельного (1885 г.) банков обеспечило кредитование земельных собственников. Закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) обязывал крестьян подписывать договор о работе у помещиков и устанавливал наказания за самовольный уход от нанимателя. Он способствовал стабилизации рынка наемной рабочей силы в деревне. В условиях роста «земельного голода» с целью ослабления напряженности в деревне в 1886 и 1893 гг. издаются законы, затрудняющие земельные разделы надельной земли (требуется согласие старшего члена семьи и крестьянского схода) и переделы общинной земли (не чаще 1 раза в 12 лет); досрочный выкуп наделов разрешен при согласии не мене двух третьих сельского схода, запрещена продажа наделов лицам, не принадлежащим данному сельскому обществу. В 1899 г. издаются законы, отменяющие круговую поруку крестьян-общинников при взимании платежей. В их разработке активное участие принимал министр финансов С.Ю.Витте , именно он в конце XIX в. осуществлял руководство экономической политикой, а с начала ХХ в. – всеми сферами деятельности правительства. С.Ю. Витте дворянин по рождению, окончил Новороссийский университет. Сделал блестящую карьеру на государственной службе. Прошел путь от служащего канцелярии одесского губернатора, мелкого служащего перспективной железнодорожной отрасли, до министра путей сообщения (с 1882 г.), министра финансов (с 1882 г.), председателя Кабинета министров (с 1903 г.) и председателя Совета министров (1905-1906 гг.). Его отличали острый ум, независимость суждений, отсутствие подобострастия и щепетильности, не изысканные манеры. Монархист по убеждениям, идеалом государственного деятеля он считал Александра Третьего, в свою очередь высоко его ценившего. Он проявил себя как искусный дипломат при заключении Портсмутского мира, как столп самодержавия при разработке царского Манифеста 17 октября 1905 г. Даже его недруги не могли не признать, что все сделанное им способствовало укреплению Великой России. Экономическая платформа С.Ю.Витте : сократить расстояние между Россией и развитыми странами Европы путем привлечения иностранного капитала, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты товаров отечественного производства; занять прочные позиции на рынках Востока; создание прочного среднего слоя хороших налогоплательщиков в лице крестьян-собственников. Расширение сети железных дорог считал «лекарством от бедности». С.Ю.Витте понимал, что за короткое время догнать передовые промышленные страны Россия не сможет, следовательно, нужно извлекать выгоду из имеющегося потенциала. Он предпринимает активное и быстро окупающее себя строительство государственных железнодорожных линий в европейской части России, Транссибирской магистрали (1891-1905) для транспортировки грузов от Тихого океана и осуществления посреднической торговли, КВЖД (1897-1903 гг.). В 1887-1894 гг. в России были повышены таможенные пошлины на импорт железа, чугуна, каменного угля; на товары обрабатывающей промышленности они достигали 30%. Это получило название «таможенной войны ». Германия повысила пошлины на зерно, что противоречило интересам русских экспортеров, в интересах которых были изменены внутренние железнодорожные тарифы. На западных линиях они снижались, что облегчало вывоз; на южных и восточных повышались с целью не допустить ввоз в центр дешевого хлеба из Поволжья и Северного Кавказа. В 1894 г. Витте заключил взаимовыгодный таможенный договор с Германией . В 1894-1895 гг. он добился стабилизации рубля , а в 1897 г. ввел золотое денежное обращение , что повысило внутренний и внешний курс рубля, обеспечило приток иностранного капитала, вызвало подорожание экспортного хлеба и недовольство экспортеров. Витте был сторонником неограниченного привлечения иностранного капитала в промышленность , распространения иностранных концессий , т.к. собственного у государства средств не хватало, а помещики неохотно вкладывали их в предпринимательство. Активное фабрично-заводское строительство в конце 19-начале 20 вв. получило название «индустриализации Витте ». Для пополнения казны он ввел государственную винную монополию , дававшую до ¼ доходов бюджета. Витте начал работу над аграрным вопросом , добился ликвидации круговой поруки в общине, разработал реформу по введению частной собственности крестьян на землю, но осуществить ее не успел, очевидно, считая ее не первоочередной. В 1897 г . в России была впервые проведена всеобщая перепись населения , численность его составила 125,6 млн. человек. Во многом именно в результате деятельности С.Ю.Витте 1890-е гг. стали периодом экономического подъема России : было построено рекордное количество железнодорожных линий, стабилизирован рубль, поднималась индустрия, Россия вышла на первое в мире место по добыче нефти, на первое место в Европе по экспорту хлеба, ставшего основной его статьей.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний