Г основание морского кадетского корпуса. «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя

Главная / Иван Бунин

Учение доброе и основательное есть... корень, семя и основание...

Петр Великий

1 (14) мая 1766 года после окончания Морского кадетского корпуса, Федор Ушаков был удостоен первого офицерского чина - звания мичман. Тогда же будущий прославленный адмирал Святой праведный воин Феодор Ушаков присягнул на верность родному Отечеству - «Клянуся и обещаюся... нелицемерно и верно служить, до последней капли крови не щадя живота своего...». Вся дальнейшая воинская жизнь Федора Федоровича стала доказательством того, что он ни в чем не изменил данной клятве.

Известно, что в русском флоте издавна особое внимание уделялось традициям. «Традиция, - говорил адмирал Бубнов, - показывает нам, как мы должны исполнять свой долг перед Родиной, вызывает к жизни в нашей психологии боязнь покрыть себя позором в случае, если мы не сумеем быть достойными этих традиций - свидетелей былой доблести наших славных предков». Важнейшей традицией на флоте являлось принятие присяги, одного из самых торжественных ритуалов. Во все времена суть присяги всегда оставалась одна - требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, обещание защищать Отечество, не щадя своих сил и самой жизни.

В целях патриотического воспитания подрастающего поколения, а также курсантов и кадетов, обучающихся сейчас в различных учебных заведениях России и всех военных моряков, принимающих воинскую присягу, предлагается отметить важную историческую дату жизни Святого праведного воина Федора Ушакова - 250 лет начала ратного служения Российскому Отечеству. Имя прославленного адмирала Федора Ушакова навек вписано в Российскую историю, а преданность Вере, Отечеству и воинскому долгу - являются примером для многих поколений российских военных. Идея нашла поддержку у областных депутатов Окладникова А. Б. и Беспалько В.А.

В рамках памятных мероприятий 14 мая предлагается возложить цветы к памятнику адмиралу Ушакову в г. Рыбинске и пос. Хопылево. По согласованию с епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином провести памятный молебен. Разместить информацию об этой памятной дате в СМИ. Передать информационные материалы об этом событии в школы для ознакомления в целях патриотического воспитания. В дальнейшем на территории рядом с церковью Богоявления Господня на Острову заложить памятную дубовую аллею - дуб, символ мужества и стойкости, великолепия и мощи, происхождения великого из малого, присутствует на гербе рода Ушаковых.

А также закрепить традицию принимать присягу на родине адмирала Федора Ушакова принятием присяги курсантами рыбинского филиала Московской государственной академии водного транспорта в октябре месяце.

Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний) - так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин.

Морской корпус, с первых лет своего существования стал давать флоту доблестных, образованных офицеров. Помимо службы на флоте питомцы корпуса принесли немалую пользу России и в других областях государственной деятельности, в деле кораблестроения, русской артиллерии, развития инженерного искусства. В Морском корпусе получили образование почти все выдающиеся моряки российского флота. Боевые подвиги флота всегда побуждали воспитанников Морского корпуса к совершенствованию своей подготовки, к стремлению укрепить славу флота своими делами. В стенах корпуса подготовлено не одно поколение моряков, прославивших Россию своими подвигами на морях и океанах.

Не забудем и о том, что Морской корпус старейшее в России Военно-морское учебное заведение - старший брат в семье российских кадетских корпусов. Ведь он ведет свою генеалогию от Навигацкой школы, от отца русского флота - Петра Великого.

Легендарный директор кадетского училища - Голенищев-Кутузов, Иван Логгинович. Он сам являлся выпускником Морского шляхетского Корпуса и был произведен в гардемарины в 1743г. 1 сентября 1762 года в чине капитана 2-го ранга назначен директором Морского кадетского корпуса, прослужив в этой должности вплоть до смерти, за что заслужил прозвище «отец всех русских моряков». Знаменитый генерал-фельдмаршал М. И. Голенищев-Кутузов, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года, будучи дальним родственником Ивана Логиновича, воспитывался в его доме. И.Л.Голенищев-Кутузов имел богатую морскую практику и был хорошо знаком с трудностями морской службы, видел недостатки в теоретической и практической подготовке выпускников Морской академии. При нем корпус сделался одним из лучших военно-морских училищ Европы того времени. Через его руки прошло свыше 2000 русских морских офицеров. Наследнику престола, будущему император Павлу I, в то время генерал-адмиралу флота он лично преподавал морские науки.

Знаменитые выпускники:

Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин 6 08.1763-5 04.1831г.г.

В 1807 году, возглавляя Вторую Архипелагскую экспедицию русского флота, одержал над турками победы в Афонском сражении и при Дарданеллах. С 1825 года командовавший Балтийским флотом.

Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн , 8 11.1770-12 08.1846г.г.

российский мореплаватель. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

Адмирал Михаил Петрович Лазарев 3 11.18. 1788- 11 04. 1851г.г.

русский флотоводец и мореплаватель, командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

Особо хочется отметить в числе выпускников Морского кадетского корпуса легендарных адмиралов, героев обороны Севастополя, положивших свои жизни во славу Отечества во время Крымской войны.

Адмирал Павел Степанович Нахимов 23.06 1802- 30.06 1855г.г.

русский флотоводец, адмирал. 18 (30 ноября) 1853 года разгромил флот турок в Синопском сражении. Погиб при обороне Севастополя

Вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов 1 02 1806 - 5 10 1854г. г.

Герой Крымской войны, погиб на Малаховом кургане 5 (17) октября 1854 во время бомбардировки города англо-французскими войсками.

Контр-адмирал Владимир Иванович Истомин 9 02.1810-7 03.1855 г.г.

Герой Крымской войны, погиб при обороне Малахова кургана в Севастополе.

Среди выпускников морского кадетского корпуса были и талантливые изобретатели:

Можайский Александр Федорович 9 03 1825- 20.03 1890г.г.

русский изобретатель, пионер нашей авиации, первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека.20 июля 1882 года самолет, названный им "Жар-Птицей", поднялся в воздух. Пропеллеры крутились паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л.с.

Создание кадетского корпуса.

Хронологическая таблица истории Морского кадетского корпуса

  • 1701 г. - Школа математических и навигацких наук
  • 1715 г. - Академия Морской Гвардии
  • 1752 г. - Морской Шляхетный Корпус
  • 1802 г. - Морской Кадетский Корпус
  • 1867 г. - Морское Училище
  • 1891 г. - Морской Кадетский Корпус
  • 1906 г. - Морской Корпус
  • 1914 г. - Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус
  • 1916 г. - Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище

24 февраля 1918 г. по приказу военно-морского комиссара большевистского правительства Л.Д.Троцкого оно было закрыто и его воспитанники (3 кадетские роты и старшая - выпускная) были распущены.

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1696 году.

Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».

С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы.

1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, и размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Школа просуществовала до 1752 года.

15 декабря 1752 г. императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ, в соответствии с которым Морская академия была преобразована в «Морской шляхетский кадетский корпус». Дети дворян закрытой гардемаринской роты и морской артиллерийской школы были переведены в кадетский корпус, а детей разночинцев определили на учение в портовые мастерские и для комплектования штурманской роты. Местом расположения корпуса в Санкт-Петербурге был выбран Васильевский остров, дом Миниха, который пришлось значительно расширить.

Морской кадетский корпус комплектовался воспитанниками дворянского происхождения. Штатная численность была установлена в 360 человек, в строевом отношении распределенных на три роты, а в учебном - на три класса. Воспитанники старшего класса изучали высшие морские дисциплины и именовались гардемаринами.

Воспитанники второго класса изучали навигацию и другие дисциплины и назывались кадетами. Воспитанники третьего класса проходили тригонометрию и другие дисциплины и также назывались кадетами.

Состав рот был смешанный. Каждая рота состояла из гардемаринского класса, 2-го и 3-го кадетских классов. В составе роты было 40 гардемаринов, 40 кадет второго и 40 - третьего класса. Переход из класса в класс осуществлялся по итогам успеваемости и при наличии в соответствующих классах вакансий. Все гардемарины и кадеты имели ружья и амуницию.

При поступлении в корпус проводились вступительные экзамены, однако преимущественное право на поступление имели дети чинов морского ведомства. Основная масса воспитанников готовилась к строевой офицерской службе, по 30 чел. обучались на морских артиллеристов и геодезистов. Возглавляли корпус директор и его помощник по строевой части. В 1762 г. воспитанники впервые получили единообразное форменное обмундирование, стрелковое и холодное (тесаки) вооружение.

Преподаватели кадетского корпуса обладали обширными по своему времени познаниями, педагогическим тактом и энергией. Поставили научную подготовку воспитанников на исключительную высоту, благодаря которой флот получил большое число прекрасно образованных моряков, известных впоследствии своими научными исследованиями, участием в значительных экспедициях.

С 1753 по 1763 гг. корпус выпустил 340 мичманов во флот и 7 констапелей в морскую артиллерию. Свыше 10 выпускников этого времени достигли чина адмирала. Многие получили высшую награду за храбрость, проявленную в сражениях и были пожалованы орденом Св. Георгия.

Присяга - Клятвенное обещание перед Богом и людьми

Особой традицией на флоте являлось принятие присяги.

Присяга на флоте была утверждена с выходом в свет в апреле 1710 года «Инструкций и артикулов военных, надлежащих к Российскому флоту».

Текст первой присяги гласил:

«Божию милостию Петру Первому, царю России и пр., пр.

Обещаем и присягаем мы верными быть и Его Царского Величества указы, и под властью Его Величества, генералов, адмиралов, адмиралтейских советников, вице-адмиралов, контр-адмиралов, комендантов, капитанов и иных глав высокопомянутого Его Величества над нами поставляемых, указы и приказы почитать и послушно и верно исполнять, как честным и добрым людям надлежит, и в прочем поступать по артикулам и учреждениям, для нашей службы сочиненным или впредь сочиняемым.

В чем да поможет нам Господь Бог Всемогущий».

Присяга в Императорском Русском Флоте и Армии - была клятвой, обещанием перед Богом и людьми. Принимал присягу не только командир, но и духовенство.

Матрос давал присягу, прежде всего, ни людям, ни государству, а объекту своей веры, то есть, своему Богу - тому, Кому он поклонялся, тому, от Кого он ждал помощи для себя, надеялся, верил в покровительство для себя. Если человек был православного исповедания, то значит, он давал присягу в присутствии православного священника. Поскольку присяга была религиозная, то для православного человека она принималась перед Крестом и Евангелием. Принятие присяги сопровождалось крестным целованием, которое, по сути, и означает клятву. Текст присяги заканчивался словами: «Во ознаменование сих слов, целую Крест и Евангелие Спасителя моего Иисуса Христа». Принятие присяги заканчивалось торжественным богослужением и напутственным словом священника.

Если матрос был мусульманином, то вызывали имама из штаба флота, который приезжал и принимал присягу у мусульман. Текст присяги у мусульман был на их родном языке. Присягавший держал два пальца правой руки на Коране и повторял вслед за имамом слова клятвы. В конце ритуала он целовал Коран. Раввин принимал присягу в иудеев. Евреи приносили присягу на русском языке или на идише. Прием присяги ими осуществлялся в любой день кроме субботы или религиозного праздника. Ритуал старались проводить в синагогах или в молитвенных школах перед открытым кивотом (Орон га кодеш) в присутствии двух свидетелей из иудеев.

Католический пастор - у католиков.

Были случаи, когда на флот попадали представители языческих народов Сибири и Севера. При принятии ими присяги нашивался амулет, который имел значение для этих язычников, и на нем эти новобранцы приносили присягу.

И только если не было соответствующего священнослужителя, то принимал присягу командир корабля при участии корабельного священника и единоверцев.

В Своде военных постановлений 1869 года было написано:

"Присяга есть клятва, которую солдат даёт перед лицом Божьим на кресте Спасителя и на святом его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою <...>, смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру Православную. Изменнику же присяги не будет пощады ни на белом свете, ни на Страшном Суде Божьем"

Русские матросы всегда считали воинскую присягу святыней.

Нарушение присяги считалось большим грехом перед Богом и людьми.

Согласно официальной статистики атеистов в Российских Вооруженных Силах практически не было. Отказ же сектантов от принятия воинской присяги означает отказ от заповеди Божией, призывающей «положить душу за други своя».

Поэтому клятвопреступление в Вооруженных Силах было связано не только с государственными законами, но еще и с вероисповедными моментами.

Если ты преступил клятву, то значит, ты покинут своим Богом и ты уже не настоящий верующий, ты уже уподобился Иуде. Такая присяга имела большее значение и большую силу, чем нынешняя присяга, которая имеет исключительно светский государственный смысл.

Следует заметить, что в наши дни эта традиция возрождается. На Тихоокеанском флоте перед принятием присяги совершается молебен. Верующие матросы так же как и их прадеды принимают присягу перед Андреевским флагом, Святым Евангелием и Крестом, и целуют их.

Вот как звучал текст присяги, которую принимал в 1766 году выпускник Морского шляхетного кадетского корпуса Федор Федорович Ушаков: «Аз, Федор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Государыне императрице Екатерине Алексеевне Самодержице и Ея Императорскаго Величества любезнейшему Сыну Государю Цесаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийского престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови... В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!».

15 декабря 1752 года по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Академии морской гвардии был основано новое учебное заведение для подготовки офицерских кадров для российского флота, которое получило название “Морской шляхетный кадетский корпус”. В состав корпуса вошли гардемаринская рота и учащиеся Академии морской гвардии. Вскоре сюда перевели дворянских детей из московской Навигацкой школы. Располагался Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, имел штатную численность 360 человек и комплектовался молодыми людьми дворянского происхождения.

Воспитанники старшего класса назывались гардемаринами. По окончании корпуса они производились в мичманы и констапели.

Первым директором корпуса стал известный гидрограф капитан I ранга А.И. Нагаев. Вместе с ним в корпусе преподавали Х. Лаптев, Г. Спиридов, И. Голенищев-Кутузов, Е. Ирецкий. В разные времена во главе корпуса находились известные мореплаватели и военно-морские деятели: П.К. Карцов, И.Ф. Крузенштерн, Н.П. Римский-Корсаков, Н.Г. Казин, С.С. Нахимов, В.А. Римский-Корсаков, Д.С. Арсеньев, А.И. Русин и др. Их стараниями Морской корпус превратился в ведущее учебное заведение России, давшее флоту и государству много талантливых моряков, ученых, государственных деятелей и творческих личностей.

Первоначально программа обучения включала 28 дисциплин, в том числе: математика с различными ее разделами, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, генеалогия, история, политика, риторика, по выбору один из европейских языков, морские эволюции, морская практика, такелажное дело, корабельная архитектура, черчение, фехтование, танцы.

В 1762 году Морской корпус попытались объединить с Сухопутным кадетским корпусом, но благодаря только взошедшей на российский престол императрицы Екатерины II, Морской кадетский корпус сохранил свою самостоятельность и получил сильную поддержку со стороны Адмиралтейств-коллегии и Морской комиссии.

В 1771 году здание Морского корпуса сильно пострадало от пожара. Учащихся перевели из Санкт-Петербурга в Кронштадт. В 1798 году корпус переехал в комплекс зданий, построенный по решению Павла I на Васильевском острове Санкт-Петербурга.

По инициативе контр-адмирала И.Ф. Крузенштерна 28 января 1827 года указом Николая I при корпусе был организован Офицерский класс “для усовершенствования некоторого числа отличнейших офицеров из кадет в высших частях наук, к морской службе потребных”. Последний выпуск мичманов в Морском корпусе состоялся 27 мая 1917 года, а в марте 1918 года корпус расформировали.

Морской Кадетский корпус Класссицизм

Пам. арх. классицизма

наб. Лейтенанта Шмидта, 17

Жилой дом (образцовый проект)

1717-1720 - проект для именитых

Дворец Б.Х. Миниха ("Минихов" дом) (образцовый дом + соседнее владение Матвеева)

Морской шляхетный кадетский корпус (дом Миниха + соседний дом Барятинского)

1753-1755 - приспособление для ученого заведения

Корпус Чужестранных Единоверцев

1796-1799 - арх. Волков Фёдор Иванович - реконструкция или

1790-е - по чертежам Шнейдера Я. И. - реконструкция

Пекарня, жилой флигель для офицеров, Столовый зал

1797 - арх. Руска Луиджи

Два флигеля

1817-1825 - внутренняя отделка главного корпуса

Морской Шляхетский Корпус - Морской Кадетский Корпус

1840-е, 1890-е, 1930-е - перепланировка

Фото 1900-х гг. (?)

Старая открытка.

Фото - Матвеев Н.Г. 1900-е гг.

humus.livejournal.com
(добавил
.)

photo-war.com

Журнал "Всемирная иллюстрация"
(добавил )

Церковь во имя свт. Павла Исповедника

Когда корпус был переведен из Кронштадта в Петербург, В левой части здания, под плоским куполом, в зале верхнего этажа, оформленного по проекту Л. Руска, в 1797 г., была освящена церковь во имя свт. Павла Исповедника.

Своды были расписаны будущим зодчим А. Н. Воронихиным. Запрестольный образ и две иконы написаны Е. В. Мошковым.

Капитальный ремонт церкви, начатый в середине XIX в. по проекту корпусного арх. П. Е. Антипова, закончился в 1893 г. В 1913 г. в храме поместили витраж "Спаситель укрощает бурю на море".

В храме хранились различные святыни, привезенные моряками - выпускниками корпуса из разных стран, в том числе из Палестины и Иерусалима. Собирались реликвии, относящиеся к истории Корпуса и военного флота России. С 1854 г. на стенах церкви стали устанавливать доски черного мрамора (к 1900 г. 17 досок) с именами убитых в сражениях питомцев Корпуса, а с 1892 г. мраморные доски серого цвета (к 1900 г. 9 досок) с именами моряков, погибших при кораблекрушениях и при исполнении своих обязанностей.

В помещении церкви находились на хранении и знамена Морского Корпуса.

Церковь была закрыта в 1918 г, позднее помещение капитально перестроено.

В 1840-е, 1890-е гг. в здании произведены большие переделки, сказавшиеся на внутренней планировке и отделке помещений.

В 1930-е гг. ряд парадных помещений получил новое архитектурное оформление. Это коснулось зала Революции, перекрытого плоским подвесным потолком, картинной галереи.

У Невы расположен бронзовый памятник мореплавателю И. Ф. Крузенштерну
(1870-1873 гг., ск. И. Н. Шредер, арх. И. А. Монигетти.)

  • Музей корпуса.

    Столовый зал.

    Столовый зал.

    Конференц-зал находится напротив
    кабинета начальника корпуса.

    Класс артиллерии.

    Электромеханический
    кабинет.

    Зал Революции
    (в прошлом
    столовый зал).

    "Компасный" зал.
    Находится на пересечении
    учебного и медиц.корпусов.

    Картинная галерея
    с полотнами Айвазовского,
    Боголюбова.

    Парадный двор.
    Вид с "картинной галереи".

    Якорный двор.

    Минный двор.
    Фото - , 2014.

    Переходы между
    дворами.

    Парадный двор

Выпускниками Кадетского корпуса были адмиралы - П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, а также композитор Н. А. Римский-Корсаков.

Ранее в столовом зале Корпуса находились портреты воспитанников, удостоенных ордена Св. Георгия.

С 1926 г. Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.

В ноябре 1998 г. ВВМУ им. М.В. Фрунзе было объединено ВВМУПП им. Ленинского комсомола, в январе 2001 г. училище получило название Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский Военно-морской институт.

(иллюстрации - Mary)

Навигацкая школа (1701-1715). Москва 1 октября 1715 г. в Чсанкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создается Морская академия, или Академия морской гвардии 15 декабря 1752 г. Навигацкая школа и Гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетский корпус С 1802 г. слово "шляхетский" исключили из названия учебного заведения. Морской кадетский корпус (1802-1867) 2 июня 1867 г. Морской кадетский корпус переименовали в Морское училище (1867-1891) В 1891 г. Морское училище вновь переименовали в Морской кадетский корпус (1891-1906) Морской корпус (1906-1916) Морской училище (1916-1918) Курсы командного состава флота (1918-1919) Училище командного состава флота (1919-1922) Военно-морское училище (1922-1926) Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе (1926-1939) Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе (1939-1998) Постановлением Правительства Российской Федерации № 1009 от 29 августа 1998 г. и директивой Генерального штаба ВС РФ № 314/5/0478 от 16 июня 1998 г. был сформирован Военно-морской институт на базе объединенных Высшего военно-морского ордена Ленина Кразнознаменного ордена Ушакова училища им. М.В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола. Директивой Главного штаба ВМФ № 730/1/1096 от 24 июня 1999 г. институт был переименован в Санкт-Петербургский военно-морской институт - Морской корпус Петра Великого По материалам ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" - коллективная монография "... БЫТЬ... МОРЕХОДНЫХ ХИТРОСТНО НАУК УЧЕНИЮ". (добавил


Пожалуй самая сложная для меня тема: МОРСКОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС. Материалов и документов относящихся к истории Корпуса существует довольно много и фототографии постоянно всплывают из различных источников: музейные и из частных архивов. Подсобрал и я немного интересных и довольно редких снимков.
Итак, МОРСКОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС.

Краткая история Корпуса.
ОСНОВАНИЕ: - 1701 ГОДА.
ПРАЗДНИК: - 6-го НОЯБРЯ СВ. ПАВЕЛ ИСПОВЕДНИК.

Основана Царем Петром I в 1701 г. 14 января в Москве в Сухаревой башне «Школа математических и навигационных наук», для подготовки молодых людей к морской службе.
1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, и помещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа АКАДЕМИЕЙ МОРСКОЙ ГВАРДИИ.
В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами:
старшим - гардемаринским и двумя кадетскими.
В 1802 г. Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал Морским Корпусом. В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Вел. Кн. генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Вел. Кн. Александр Александрович.
В 1867 г. Император Александр II переименовал Морской Корпус в Морское Училище.
В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус.
В 1906 г. Император Николай II дал Корпусу наименование Морского Корпуса. Вслед затем решено было младшие кадетские классы перевезти из Петербурга в Севастополь, где и приказано было выстроить на берегу Черного моря надлежащее здание.
В 1914 г. Морскому корпусу был пожалован шеф: Наследник Цесаревич Алексей Николаевич.
В 1916 г. Морской Корпус был снова переименован в Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище.
В 1917 г. после коммунистического переворота 25 октября, Морское Училище прекратило свое существование.
В 1917 г. из гардемаринов и кадет Морского Училища и гардемаринов Гардемаринских классов, находившихся в плавании, основано Владивостокское Морское Училище, просуществовавшее до 1920 года.
В 1919 году на юге России, занятом Добровольческой Армией, из гардемаринов и кадет Морского Училища был
сформирован по приказу ген. Деникина Севастопольский Кадетский Корпус, просуществовавший до 1920 года.
В 1920 г. Владивостокское Морское Училище и Севастопольский Морокой Корпус слились в Бизертский Морской Корпус, просуществовавший до 1925 года.

ФОРМА: - морская, белые погоны с золотым прикладом.


У кадет на белых погонах трафаретный вензель шефа; у гардемаринов вдоль погонов юнкерские золотые нашивки и
накладной золотой якорь. Черные брюки и черные мундиры с золотыми галунами на откладных воротниках и на
обшлагах рукавов.

У гардемарин на черных кожаных поясах, черные морские палаши с кожаными темляками. У кадет и гардемаринов черная морская бескозырка с тремя белыми кантами, кокардою на тулье и черной лентой с золотой надписью училища. Черные шинели с белыми погонами и черными петлицами. Зимою синяя галанка с узкими белыми погонами. Летом, белые морские рубашки с синими воротниками.
У фельдфебеля офицерская морская черная фуражка с тремя белыми кантами и офицерский палаш.

ОТЛИЧИЕ: - Гвардейское обыкновенное знамя.
Серебренный нагрудный знак для ношения на левой стороне.

СТОЯНКА: - Петроград, Васильевский Остров.
ОСНОВАТЕЛЬ МОРСКОГО КОРПУСА: Имп. Петр Великий и Главный Помощник Петра Великого по созданию и
руководству Русского флота: - ген.-адмирал гр. Апраксин.
Питомцы Морского Корпуса:
АДМИРАЛ СПИРИДОНОВ, - видный участник Хиосского сражения.
Гр. ОРЛОВ ЧЕСМЕНСКИЙ, - победитель у Чесмы и Хиосса.
Адмирал Ушаков, Синявин, гр. Гейден.
Адмирал Лазарев, - исследователь Южного ледовитого океана и создатель Лазаревской школы, давшей знаменитых адмиралов-победителей: НАХИМОВА, КОРНИЛОВА, ИСТОМИНА, НОВОСИЛЬСКО-ГО, БУТАКОВА, ЛИХАЧЕВА, и др. видных адмиралов русского флота.
Вице-адмирал 3. П. Рождественский.
Адмирал ЭССЕН, - герой Порт Артура.
Адмирал КОЛЧАК.
Августейший Дед Ее Высочества Княжны Веры Константиновны, ЕИВ Вел. Кн. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ, - ген.-лейт. адмирал и создатель русского парового броненосного флота, занявшего третье место в мире.
Контр-адмирал Кн. В. В. Трубецкой, - начальник Черноморской минной бригады.
Капитал 1-го ранга В. П. Русин, - начальник морского генер. Штаба, ближайший сотрудник Имп. Николая II по руководству действиями флотов во время 1-ой Мировой войны.
Контр-адмирал Р. Н. Вирен, последний командующий Тихоокеанской эскадрой.
Контр-адмирал Н. Н. Машуков, - начальник Черноморского флота.
И много других морских деятелей и героев Российского Имп. Флота.

В память 200-летия Морского КК для штатных чинов и кадет 3-х старших рот выпущен этот знак.

Наряду с военно-учебными заведениями России конца XVIII - начала XIX века, выпускавшими офицеров для сухопутных войск, существовал кадетский корпус, который готовил морских офицеров.

Надо сказать, что после смерти Петра I престиж службы на флоте резко упал. Дворяне предпочитали записывать своих сыновей уж если не в кадетские корпуса, то рядовыми в гвардейские пехотные или кавалерийские полки, а не отдавать их в морской флот, где служба была значительно тяжелее и опаснее, чем в сухопутных войсках. Немаловажным обстоятельством было и то, что главной силой в дворцовых переворотах, последовавших после смерти Петра I, выступали сухопутные и гвардейские полки, обладавшие определенным влиянием на верховную власть, чего не имели представители флота.

В 1733 году специальная комиссия рассматривала состояние военно-морских сил. Высказывалась мысль, что «русские подданные, и особливо шляхетство, от морской службы сколь возможно уклоняются и больше стараются служить в сухопутной армии, так как там они скорее имеют случай выслужиться и получить чины, нежели при флоте, где столько случаев не имеют и столько вакансий не бывает». Комиссия предложила ряд мер, чтобы дворянам «к морской службе наивяще охоту подавать». В частности, было рекомендовано перевести дворян - уроженцев Новгородской губернии из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Морскую академию. Дело в том, что еще Петр I приказывал набирать на флот людей из Архангельской и Новгородской губерний, так как из них, по его мнению, быстрее можно было сделать хороших моряков.

Верховная власть поддержала комиссию, и 35 дворян - новгородцев поменяли красивые кадетские мундиры на скромные платья гардемарин Морской академии. (К слову сказать, одним из этих «неудачников» был Иван Логинович Голенищев - Кутузов - дядя М.И.Кутузова, впоследствии директор Морского кадетского корпуса). Комиссия также определила, что Морская академия, как и Сухопутный кадетский корпус, должна выпускать офицеров, а не унтер-офицеров, как это практиковалось до последнего времени в Морской академии; да и финансовое довольствие кадет было значительно выше, чем у бедных «академистов», которые, «взирая на подобных себе, обретающихся в кадетском корпусе кадет, которые хотя и не в таких трудных науках обстоят, но во всяком довольстве находятся, бескуражны остаются».

В 1749 году князь Михаил Белосельский подал императрице Елизавете Петровне прошение, в котором между прочим писал: «Гардемарину в научении не менее надлежит быть и по регламенту выучить все науки, как 6 или 7 лет, а потом иметь вступить только в унтер-офицеры, почему и паче кураж к научению и охота к службе простыть и охладенеть может... А понеже служба морская есть многотрудная, охотников же к ней весьма малое число, а ежели смею донести - никого; академия состоит хотя из дворянства, но весьма из небогатого, почти платья и доброго пропитания не имеющего, и следовательно, в большие чины надежды и впредь, по их воспитанию, положить невозможно. Нынешние же офицеры, кои почти все заводу государя императора Петра I (ибо во время императрицы Анны Иоановны академия едва ли не вся переведена была и весьма в малом числе дворян состояла), ежели каким-либо образом отныне от бескуражицы скоро перевестися могут, то в самом деле не без трудности кем исправлять будет морскую службу, понеже в сухопутстве офицера в 3 года доброго получить можно, а морского менее 12 лет достигать невозможно» (Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк.)

Все эти многочисленные обращения в конечном итоге привели к тому, что 15 декабря 1752 года был создан Морской кадетский корпус. В него вошли воспитанники морской академии, дворяне, обучавшиеся в московской Навигацкой школе на Сухаревой башне, в Морской артиллерийской школе и в гардемаринской роте. Здание Морской академии на Васильевском острове и все ее имущество было передано новому военно-учебному заведению. Штат корпуса был определен в 360 воспитанников, которые в строевом отношении делились на три роты, а в учебном на три класса (соответственно в каждой роте и классе было по 120 человек). Воспитанники первого, или выпускного, класса назывались гардемаринами, а второго и третьего кадетами. Из второго класса планировалось выбирать около 30 человек в артиллерийские кадеты. Что касается практического обучения, то предписывалось всех гардемарин и артиллерийских кадет второго класса ежегодно направлять на боевые корабли различных эскадр.

Роты состояли из гардемарин, кадет второго и третьего классов (всех по 40 человек). Из лучших по успеваемости и дисциплине гардемарин в каждой роте назначались каптенармус, подпрапорщик, фурьер, сержанты, капралы и ефрейторы. Командовал ротой капитан 3 ранга, и кроме него в роте были капитан-лейтенант, унтер-лейтенант и прапорщик, который производился из кадетских унтер-офинеров. Из каждой роты, по примеру Сухопутного кадетского корпуса, определялись 13 гренадер, которые отличались от товарищей формой одежды, амуницией и оружием. Каждый воспитанник имел ружье и тесак на поясной портупее с медными пряжками, вторая портупея через левое плечо предназначалась для натронной сумки. В качестве повседневной формы кадетам полагался зеленый сюртук с белым воротником и обшлагами или белый камзол. Все их жалованье вычиталось на обмундирование и питание, а положено было кадетам третьего класса 18 рублей в год, кадетам второго класса - 24 рубля, а гардемаринам и ефрейторам - 30 рублей (но гардемаринам оставляли 6 рублей в год на личные расходы - «для лучшего к трудной морской службе куража и дабы в обучении ревностнее простирались»).

По штатам постоянного состава Морского кадетского корпуса преподавание математических и навигационных наук вели профессор, два преподавателя и при них шесть подмастерьев, а также шесть так называемых «учеников большой астрономии» (из них впоследствии назначались подмастерья). Артиллерии и фортификации обучали два преподавателя и при них два подмастерья. Также предусматривались два преподавателя по «географии, генеалогии и для учения в штиле и в риторике, истории, политике, в морали, геральдике и прочих шляхетских науках». Трудно сказать, как два преподавателя могли справляться с таким количеством учебных курсов, да и неясно, что такое «прочие шляхетские науки»».

Кадеты и гардемарины обучались трем иностранным языкам - французскому, английскому и немецкому, а также рисованию, танцам, фехтованию. В штате кадетского корпуса был предусмотрен и переводчик с латинского языка - для перевода научной технической литературы, которая потом издавалась в корпусной типографии. Типография досталась «по наследству» от Морской академии. В ней издавались материалы не только для нужд корпуса, но и различные книги, пособия, карты по заказам Адмиралтейства (кстати, средства, полученные типографией за выполненные заказы, шли в казну корпуса).

Первым директором Морского кадетского корпуса стал крупный ученый, гидрограф и географ, капитан 1 ранга А.И.Нагаев.

Алексей Иванович был родом из небогатой семьи, унаследовав от своих родителей десять крестьянских дворов. Одиннадцати лет от роду поступил в Морскую академию, выпустился из нее гардемарином и спустя три года стал мичманом. Он быстро рос в званиях и к 1757 году был уже капитан-командором. Плавал на Белом, Балтийском и Каспийском морях, командовал фрегатами «Кавалер» и «Меркурий», серьезно занимался гидрографией Каспийского моря и Финского залива, по служебным журналам экспедиции Беринга составил карты Камчатского моря и американского побережья, в течение шести лет разработал и издал «Атлас Балтийского моря», занимался составлением «Свода морских сигналов». Приняв кадетский корпус и подбирая преподавателей и офицеров, сам реферировал учебники, проводил занятия с воспитанниками, занимался реконструкцией корпусных зданий и даже тем, что заготовлял впрок для кадет обмундирование и продукты питания. В 1760 году Алексей Иванович Нагаев сдал свою должность капитану 1 ранга А.М.Давыдову.

Результаты выпускных экзаменов, которые скрупулезно отмечались в особых экзаменационных тетрадях на каждого выпускника, свидетельствуют о том, что в Морском кадетском корпусе того времени будущие морские офицеры получали основательные теоретические знания и практические навыки.

В том, что учащиеся отлично отвечали на многочисленные и, надо сказать, совсем не простые вопросы, большая заслуга преподавателей Морского кадетского корпуса, многие из которых перешли из Морской академии. Мы уже упоминали некоторых из них. Но хочется хотя бы кратко рассказать еще об одном - Николае Гавриловиче Курганове. Будучи учеником академии, в 1718 году он уже помогал своему учителю Бухарину вести занятия и за это получал «к 5 рублям месячного жалованья 2 рубля прибавки»». Этот Курганов проявлял недюжинные способности не только в математических и навигационных науках, но и в иностранных языках. Он так глубоко изучил, например, французский язык, что перевел с него книгу «Элементы геометрические, физическая астрономия и часть Светильника морского (лоции)». Кроме того, успешно осваивал немецкий язык и латинский, причем на латыни читал книги по астрономии. Посланный с профессором Гришиным из Академии наук в экспедицию для астрономических наблюдений, столь хорошо зарекомендовал себя, что академия официально просила Морской корпус о переводе к ним Курганова «навечно». Однако командование Морского кадетского корпуса не захотело расстаться с молодым ученым, назначив его «подмастерьем математических и навиганких наук с жалованием по 180 рублей в год». В 1755 году он представил в Адмиралтейств - коллегию свою «Универсальную арифметику, содержащую основательное учение, как легчайшим способом разные вообще случающиеся, математике принадлежащие арифметические и алгебраические выкладки производить». После хвалебного отзыва на эту работу профессора Попова по решению Адмиралтейств - коллегий книга была издана «на кошт его, Курганова» в 1757 году, отчасти заменив «Арифметику» Леонтия Магницкого.

Крупные изменения произошли в Морском кадетском корпусе в 1761 году, когда туда был назначен капитан-лейтенант Иван Логинович Голепищев - Кутузов, так как «он в здоровье еще слаб и в кампании быть не может, а при корпусе быть ему можно, и Коллегия усматривает его к тому за способного». В скором времени он получил звание капитана 2 ранга. На представлении Адмиралтейств - коллегий по назначению нового директора Морского кадетского корпуса Екатерина II написала: «Капитану 2 ранга Голенищеву - Кутузову быть в оном корпусе впредь до указу вместо положенного по штату капитана 1 ранга... и помянутому Кутузову от интенданта Давыдова Морской шляхетский кадетский корпус принять».

Голенищев - Кутузов родился в семье лейтенанта флота и в тринадцать лет был определен в Сухопутный шляхетский корпус, откуда, как уже говорилось, его перевели и Морскую академию.

В 1743 году он произведен в гардемарины, а в 1746 году - в мичманы. Два года служил пол командованием Нагаева, занимался вместе с ним гидрографией Финского залива, в качестве командира судна совершал переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно, потом по болезни был направлен в годичный отпуск, после которого и получил назначение в Морской кадетский корпус; в 1763 году он получил звание капитана 1 ранга, а па следующий год - генерал-майора и был официально утвержден в должностях директора Морского шляхетского кадетского корпуса, генерал - интенданта флота и члена Адмиралтейств - коллегий.

Голенищев - Кутузов, как и Нагаев, прекрасный моряк, в отличие от своего бывшего командира не был кабинетным ученым. Иван Логинович был превосходно воспитан, в совершенстве владел французским и немецким языком, страстно любил русскую литературу - в его доме собирались известные ученые, художники, писатели и поэты. Словом, это был светский человек, использовавший свои знания, дипломатические способности, родственные связи, благоволение императрицы Екатерины II для повышения престижа морской службы и улучшения подготовки флотских офицеров. Если Нагаев когда-то тратил много времени и здоровья на бесконечные тяжбы с Адмиралтейств - коллегией, то Иван Логинович стал членом этого всемогущего флотского управленческого органа и, заняв там подобающее место, уже спокойно мог решать многие проблемы, которые раньше казались просто неразрешимыми.

Продолжение следует...



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний