Летчик герой советского союза михаил девятаев. Михаил Девятаев: бывший узник своих и чужих

Главная / Н. В. Гоголь
Надгробный памятник
Мемориальная доска в Торбеево
Бюст в п. Торбеево
Мемориальная доска в Казани
Памятник в Саранске


Девятаев Михаил Петрович - командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 8 июля 1917 года в посёлке Торбеево (ныне пгт в Мордовии) в семье крестьянина. Мордвин. Был тринадцатым ребёнком в семье. Когда ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Из-за недоразумения с документами ему пришлось учиться в Казанском речном техникуме, который он окончил в 1938 году. Одновременно учился в Казанском аэроклубе.

В 1938 году Свердловским райвоенкоматом города Казани Татарской АССР призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова. Направлен служить в город Торжок. Позже переведён в город Могилёв в 237-й истребительный авиационный полк (Западный Особый военный округ).

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день младший лётчик М.П. Девятаев на своём И-16 участвовал в воздушном бою. Боевой счёт открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Ju-87. Затем защищал небо Москвы. В одном из воздушных боёв в районе Тулы в паре с Я. Шнейером сбил Ju-88, но и его Як-1 получил повреждения. Девятаев совершил вынужденную посадку и оказался в госпитале. Недолечившись, сбежал на фронт в свой полк, который в то время базировался уже западнее Воронежа.

23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован «мессершмиттами». Одного из них сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. К этому времени совершил 180 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 9 самолётов врага.

После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию, где командовал звеном связных самолётов У-2, совершил 280 вылетов на связь с передовыми частями. С сентября 1943 года служил в 1001-м отдельном санитарном полку, выполнил 80 боевых вылетов на передовые посадочные площадки, вывез 120 раненых бойцов, доставил 600 литров крови и 1.500 килограммов медикаментов и других грузов.

После встречи в мае 1944 года с А.И. Покрышкиным он вновь стал истребителем. Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев М.П. вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей P-39 под командованием майора В. Боброва на отражение налёта вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолёт подожжён. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен.

Допрос следовал за допросом. Затем его на транспортном самолёте отправили в разведотдел абвера в Варшаву. Не добившись от Девятаева никаких ценных сведений, немцы отправили его Лодзинский лагерь для военнопленных. Позже переведён в лагерь Новый Кёнигсберг. Здесь, в лагере с группой товарищей Девятаев начал готовить побег. По ночам подручными средствами - ложками и мисками - они рыли подкоп, на листе железа оттаскивали землю и разбрасывали её под полом барака (барак стоял на сваях). Но когда до свободы уже оставалось несколько метров, подкоп обнаружила охрана. По доносу предателя организаторов побега схватили. После допросов и пыток их приговорили к смерти.

Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином). Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключённых заменил его бирку смертника на бирку штрафника (№ 104533), убитого охранниками учителя из Дарницы Григория Степановича Никитенко. В группе «топтунов» разнашивал обувь немецких фирм. Позже при помощи подпольщиков был переведён из штрафного барака в обычный. В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключённых отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход - через трубу крематория. В январе 1945 года, когда фронт подошёл к Висле, Девятаев вместе с заключёнными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Пётром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег. Был разработан план угона самолёта с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолётов. С повреждённых самолётов, валявшихся вокруг аэродрома, снимались таблички от приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем участникам побега Девятаев распределил обязанности: кто должен снять чехол с трубки Пито, кто убирать колодки от колёс шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.

Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключённые, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один их них одел его одежду и стал изображать конвоира. Таким образом удалось проникнуть на стоянку самолётов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила бомбардировщик He-111H-22. Девятаев запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, пришлось раздеться до гола. Но взлететь незамеченными не удалось - кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хейнкеля» со всех сторон бежали немецкие солдаты. Девятаев начал разбег, но самолёт долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев что есть силы тянул штурвал на себя. Только в конце полосы «хейнкель» оторвался от земли и на малой высоте пошёл над морем.

Опомнившись, немцы послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. Девятаев летел, ориентируясь по солнцу. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную. «Хейнкель» совершил посадку на брюхо южнее населённого пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии.

Особисты не поверили, что заключённые концлагеря могли угнать самолёт. Беглецов подвергли жёсткой проверке в фильтрационном лагере НКВД в городе Невель Псковской области, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту, затем дежурным по речному вокзалу. 12 лет ему не доверяли. Он писал письма на имя Сталина , Маленкова , Берии , но всё без толку. Положение изменилось только в 1957 году, когда в марте была опубликована первая статья о нём.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года за проявленные мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны старшему лейтенанту Девятаеву Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1957 году отважный лётчик-истребитель стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета». В 1959 году вступил в КПСС. Позже водил по Волге «Метеоры», был капитаном-наставником. Уйдя на пенсию, он активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи (Германия).

В селе Торбеево открыт музей Героя, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, у дома - бюст. В феврале 2010 года в Казани, на доме где жил Герой (улица Сеченова, 5), открыта мемориальная доска. Памятник «Побег из ада» установлен в Саранске на Мемориале воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Сочинения:
Полёт к солнцу. - М.: ДОСААФ, 1972.
Побег из ада. - Казань: Татарское кн. изд., 1988.

Родился 8 июля 1917 года в посёлке Торбеево, ныне посёлок городского типа (Республика Мордовия), в семье крестьянина. В 1933 окончил 7 классов, в 1938 году - Казанский речной техникум и аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско-Финляндской войны 1939 - 1940 годов, выполнил 3 боевых вылета.

С 23 июня 1941 года младший лейтенант М. П. Девятаев в действующей армии. Сражался на Западном, Юго - Западном, Центральном, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах в составе 163-го ИАП, 1001-го ОСАП и 104-го Гвардейского ИАП.

К июлю 1944 года командир звена 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант М. П. Девятаев в воздушных боях сбил 9 самолётов противника.

13 июля 1944 года в неравном воздушном бою был сбит. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен. 8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила фашистский бомбардировщик Не-111 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Через 2 часа самолёт был посажен в расположении советских войск.

С ноября 1945 года Гвардии старший лейтенант М. П. Девятаев - в запасе. С 1946 года работал в Казанском речном порту капитаном пассажирских судов на подводных крыльях.

15 августа 1957 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.

* * *

Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем посёлке Торбеево. Он был 13-м ребенком в семье. Его отец, Девятаев Пётр Тимофеевич, трудолюбивый, мастеровой человек, работал на помещика. Мать, Акулина Дмитриевна, в основном была занята заботой о детях. К началу войны в живых осталось лишь шестеро братьев и одна сестра. Все они участвовали в боях за Родину. Четверо братьев погибли на фронте, остальные раньше времени ушли из жизни из-за фронтовых ран и невзгод.

В школе Михаил учился успешно, но был не в меру шаловлив. Но однажды его словно подменили. Произошло это после того, как в Торбеево прилетел самолёт. Лётчик, казавшийся в своей одежде чародеем, быстрокрылая железная птица - всё это покорило Михаила. Не сдержавшись, он спросил тогда пилота: "А как лётчиком стать?"

Нужно хорошо учиться, - последовал ответ. - Заниматься спортом, быть смелым и храбрым.

С того дня Михаил решительно изменился: всё отдавал учёбе и спорту. После 7 класса он поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Там произошло какое-то недоразумение с документами, и он был вынужден поступить в речной техникум. Но мечта о небе не угасла. Она захватывала его всё больше и больше. Оставалось одно - записаться в Казанский аэроклуб.

Михаил так и поступил. Было трудно. Порой до глубокой ночи просиживал в самолётном или моторном классе аэроклуба. А утром уже спешил в речной техникум. Однажды настал день, когда Михаил впервые, правда с инструктором, поднялся в воздух. Возбуждённый, сияющий от счастья, он сказал тогда своим друзьям: "Небо - моя жизнь!"

Эта высокая мечта и привела его, выпускника речного техникума, уже осваивавшего волжские просторы, в Оренбургское авиационное училище. Учёба там была счастливейшей порой в жизни Девятаева. Он по крупицам набирался знаний об авиации, много читал, с усердием тренировался. Счастливый, как никогда прежде, взлетал в небо, о котором ещё совсем недавно только мечтал.

И вот лето 1939 года. Он - военный лётчик. И специальность - самая грозная для противника: истребитель. Сначала проходил службу в Торжке, затем его перевели в Могилев. Там снова повезло: оказался в эскадрилье прославленного лётчика Захара Васильевича Плотникова, успевшего повоевать в Испании и на Халхин - Голе. От него набирались боевого опыта Девятаев и его товарищи.

Боевое крещение получил во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, выполнив 3 вылета на разведку на И-15бис.

Великая Отечественная война застала его под Минском, в Молодечно, командиром звена 163-го истребительного авиаполка 49-й истребительной авиационной дивизии. 22 июня он совершил свой первый боевой вылет. И хотя самому Михаилу Петровичу не удалось сбить "Юнкерса", он, маневрируя, вывел его на своего командира З. В. Плотникова. А тот не упустил воздушного противника, сразил его.

Скоро повезло и Девятаеву. Однажды в разрыве облачности на глаза ему попал "Юнкерс-87". Михаил, не теряя ни секунды, устремился за ним и через мгновение увидел его в перекрестии прицела. Тут же дал 2 пулемётные очереди. "Юнкерс" вспыхнул и рухнул на землю. Были и другие удачные бои.

Однако, обстановка на фронтах всё более обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось оборонять подступы к столице. На новеньких "Яках" они перехватывали самолёты, спешившие сбросить смертоносный груз на Москву. Однажды под Тулой Девятаев вместе со своим напарником Яковом Шнейером вступил в схватку с немецкими бомбардировщиками. Им удалось сбить один "Юнкерс". Но и самолёт Девятаева пострадал. Всё же пилоту удалось приземлиться. И он оказался в госпитале. Не излечившись до конца, бежал оттуда в свой полк, уже находившийся западнее Воронежа.

В сентябре 1941 года Девятаеву поручили доставить важный пакет в штаб окружённых войск Юго-Западного фронта. Он выполнил это поручение, но на обратном пути вступил в неравную схватку с 6 Ме-109. Одного из них сбил. И сам получил ранение. Так он вновь оказался в госпитале. К тому времени младший лейтенант М. П. Девятаев выполнил 180 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боёв и сбил 9 самолётов противника. [ В материалах наградного листа указывается на 9 личных побед лётчика. Однако, скорее всего, в это число входят и групповые победы. ]

После излечения он уже не вернулся в свою часть. После осмотра, врачебная комиссия вынесла единодушное решение - только в тихоходную авиацию. Так лётчик - истребитель Михаил Девятаев стал командиром звена связи, где произвёл 280 успешных вылетов.

С 18 сентября 1943 года служил в 1001-м Отдельном санитарном авиационном полку. К середине декабря 1943 года, выполнил около 80 вылетов по эвакуации раненых и на выполнение специальных заданий командования. За это время, он эвакуировал с передовых госпиталей 120 раненых (из них, 5 генералов), доставил в передовые госпитали 600 литров крови, 800 кг медикаментов, 700 кг прочих грузов и 50 медицинских работников, не имея ни одной поломки и вынужденной посадки.

За свои боевые и трудовые подвиги он был представлен к награде и 1 апреля 1944 года был удостоен ордена Красного Знамени.


Из материалов наградного листа лейтенанта М. П. Девятаева от 20 декабря 1943 года.

22 января 1944 года командир звена 1001-го ОСАП лейтенант М. П. Девятаев был вторично представлен к награде. К тому времени он выполнил более 130 вылетов по эвакуации раненых и спецзаданий с общим налётом 250 часов. Эвакуировал 140 раненых (из них, 6 генералов), доставил 750 литров крови, 1450 кг различного медицинского имущества и 1000 кг прочих грузов.

Однако чуть раньше произошли события перевернувшие всю дальнейшую жизнь Михаила Девятаева. В апреле 1944 года он отыскал "хозяйство" Александра Покрышкина. Там он встретился с Владимиром Ивановичем Бобровым, осенью 1941 года давшим кровь раненому Девятаеву, а теперь согласившийся взять его к себе ведомым.

Не раз поднимал Девятаев свою "Аэрокобру" в воздух. Неоднократно вместе с другими лётчиками дивизии А. И. Покрышкина вступал в схватки с врагами. Но вот наступило роковое 13 июля 1944 года. В этот день лётчиками 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, по словам самого Девятаева, было сбито 20 вражеских самолётов. В этом бою Михаил получил своё 4 ранение, а его самолёт загорелся. По команде ведущего Девятаев выбросился из объятого пламенем истребителя... и оказался в плену.

[ Интересную информацию прислал Андрей Владиславович Марчуков. Согласно ЖБД 104-го Гвардейского ИАП (он же ЖУСС), в этом полку Михаил Девятаев успел сделать только 2 боевых вылета. Во втором из них, 13 июля 1944 года (вылет 19:00 - 20:10), 8 "Аэрокобр" провели бой с 16 FW-190. Девятаев первым сбил одного "Фоккера". После этого, обе наши четвёрки разделились и бой вели порознь. В ходе дальнейшего боя Девятаев был сбит сам и потерян из видимости, когда планировал на горящем самолёте. Оперативные сводки 9-й Гвардейской ИАД говорят то же самое. Таким образом, в своём последнем бою 13 июля 1944 года Михаил Девятаев одержал 10 победу, сбив в районе Печихвосты самолёт FW-190. ]

Допрос следовал за допросом. Потом переброска в разведотдел абвера. Оттуда - в Лодзинский лагерь военнопленных. А там опять - голод, пытки, издевательства. Вслед за этим - концлагерь Заксенхаузен...

13 августа 1944 года, вместе с группой военнопленный Михаил совершил свой первый побег, правда неудачный. Беглецы были пойманы и отправлены на таинственный остров Узедон, где готовилось сверхмощное оружие, перед которым, по мнению его творцов, никому не устоять. Узники Узедона - это фактически приговорённые к смерти.

И всё это время у пленных зрела одна мысль - бежать, бежать во что бы то ни стало. Лишь на острове Узедон это решение приобрело реальность. Рядом, на аэродроме Пенемюнде, были самолёты. И был лётчик Михаил Петрович Девятаев, человек мужественный, бесстрашный, способный осуществить намеченное. И он осуществил этот план, несмотря на невероятные трудности. Это был единственный в истории авиации полёт, когда штурвалом самолёта управляли сразу 3 человека - узники были настолько истощены, что Михаилу нехватало сил удерживать в одиночку тяжелую машину в горизонтальном полёте...

О том как проходил этот полёт можно писать долго, тут было всё - и погоня за беглецами немецкого истребителя FW-190, получившего приказ любой ценой уничтожить этот "Хейнкель-111" [Михаилу и его товарищам достался новейший Не-111Н-22, предназначенный для запуска в воздухе крылатых ракет ФАУ-1.] , и длительный полёт в облаках, которые скрывали беглецов, и обстрел "Хейнкеля" своими же зенитчиками при перелёте линии фронта (стреляли довольно метко - уже на земле в самолёте было обнаружено 9 пробоин от зенитных снарядов), и посадка тяжёлой машины на вспаханном поле рядом с батареей наших зенитчиков, первыми подбежавшими к машине...


Мы же ограничимся главным - 8 февраля 1945 года немецкий тяжёлый бомбардировщик He-111 (бортовой номер "13013"), с 10 бывшими узниками на борту, приземлился на нашей земле. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном Узедоне, где производилось и испытывалось ракетное оружие Третьего Рейха.

Ещё оставалось 2 дня до намеченной фашистами расправы над Девятаевым. Его спасло небо, в которое он был бесконечно влюблён.

Вскоре война кончилась, но жизнь продолжала преподносить сюрпризы - Михаила постигла участь многих советских людей прошедших через концлагеря. Клеймо военнопленного сказывалось долго. Ни доверия, ни стоящей работы... Это угнетало, порождало безнадёжность. Лишь после вмешательства уже получившего широкую известность Генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королёва и трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, последнего командира отважного лётчика, дело сдвинулось с мёртвой точки. 15 августа 1957 года подвиг Девятаева и его товарищей получил достойную оценку. Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а другие участники перелёта награждены орденами.

Михаил Петрович окончательно возвратился в Казань. В речном порту он вновь вернулся к своей первой профессии - речника. Ему доверили испытание первого быстроходного катера на подводных крыльях "Ракета". Он стал и первым его капитаном. Спустя несколько лет уже водил по Волге быстроходные "Метеоры".

Но и после ухода на пенсию, ветерану войны покой лишь только снился. Он активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева и оказывал помощь тем, кто в этом особо нуждался. Не забывал ветеран и о молодёжи, часто встречался со школьниками и воинами гарнизона. Как и в юные годы, он увлекался литературой об авиации, о подвигах наших лётчиков. Автор книг: "Полёт к солнцу", "Побег из ада". Умер 24 ноября 2002 года, похоронен в Казани. На стене дома, в котором он жил, установлена мемориальная доска .

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

* * *

Вторник, 8 февраля 2011 года. Спустя ровно 66 лет после легендарного побега группы советских пленных на вражеском самолёте. Солнце пронзительно ярко освещает красные головки гвоздик, аккуратно сложенные к подножию памятника "Побег из ада" в сквере имени Г. К. Жукова. И чистое небо, по-весеннему прозрачно - голубое, словно опять кричит: "Полетели! Родина зовёт!"

В тот день, 8 февраля 1945 года, 10 советских солдат под руководством лётчика Михаила Девятаева бежали из немецкого плена с острова Узедом. Да как! Угнали вражеский бомбардировщик "Хейнкель-111"! Им, исхудавшим, изголодавшимся, измученным пленом и войной, удалось уйти от погони и добраться до занятой советскими войсками территории...

Через 66 лет, ветераны вспоминали этот подвиг, названный "Побегом из ада" с легкой руки самого Девятаева. Уже будучи Героем Советского Союза, он озаглавил так свою книгу, получившую широкую известность.




Памятник "Побег из ада" установлен организацией "Аллея Российской славы" из города Кропоткина Краснодарского края в подарок Новокузнецку к 65-летнему юбилею Победы. Такие же подарки в разные годы установлены "Аллеей Российской славы" в городах России, Украины и Белоруссии, где, по сведениям создателей проекта, жили сбежавшие из немецкого ада девятаевцы...

Минута молчания. Десятиклассники из школы № 4 знают о подвиге, который совершил их земляк. Привыкшие нести вахту памяти у Вечного огня, они живым коридором стоят у "Побега из ада" в сквере имени Г. К. Жукова, где в столбик высечены 10 фамилий...

Герой и актер похожи внешне и характерами, родом из одних и тех же мест. Национальность обоих, как и позывной летчика Девятаева - мордвин.

«Сыграть такого человека – уже подвиг!» - говорит актёр о своем герое. Узнике концлагеря, весом в 38 кг, летчике, сумевшем угнать со сверхсекретной фашисткой базы тяжелейший бомбардировщик. Казалось бы, о нём мы знаем всё. О своём дерзком побеге он сам рассказал в своих книгах «Побег из ада» и «Полёт к солнцу». О малоизвестных страницах жизни героя рассказывают его близкие.

Мордвин, прыгай!

Михаил Девятаев был 13-м ребенком в семье. Его отец рано умер, и мама растила детей одна. Она была человеком сильным духовно и физически, дожила до 105 лет. И хотя семья голодала, она смогла научить своих детей доброте и заботе о других. В 90-е годы, когда в стране началась разруха, Михаил Петрович продолжал помогать людям - создал фонд помощи сиротам, пожилым и одиноким людям. В 70 лет сам отвозил, относил деньги и продукты.

В Казань из мордовской деревни будущий Герой Советского Союза пришел пешком и босой. Поступил в речной техникум, одновременно учился в ОСОВИАХИМе. Лётчиком он решил стать, когда в детстве увидел самолет, приземлившийся рядом с их деревней. Получив диплом помощника капитана, Девятаев поступил в Оренбургское лётное училище. Когда началась война, он летал с первого дня. После серьезного ранения в одном из боёв ему чуть не ампутировали ногу. Не дал. Вернулся на фронт и к июлю 1944 года, когда его самолет загорелся в бою, имел три боевых ордена.

«Мордвин, прыгай» - приказал командир. Раненный, обгоревший летчик приземлился уже без сознания. Очнулся в плену. За попытку побега из лагеря его приговорили к смерти. Сохранившиеся лагерные документы зафиксировали: 5 декабря 1944 года сожжён в печи. Летчика спас парикмахер, заменивший его бирку на бирку умершего артиллериста Никитенко. Под этой фамилией Михаил Петрович попал на сверхсекретный объект Пенемюнде на острове Узедом. Это была база, где немцы проводили испытания ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 и с которой ежедневно обстреливали ракетами Лондон. База, охраняемая истребителями и зенитками ПВО, службой СС, имела свой аэродром.

Сила жизни

…Немецкому летчику почему то захотелось продемонстрировать доходяге, убирающему аэродром, как запускается двигатель самолета. Этим доходягой оказался летчик – истребитель Михаил Девятаев, готовивший свой легендарный побег и которому сверхважно было понять, как управлять этим самолетом. Ведь советский истребитель и немецкий бомбардировщик – это совершенно разная техника. И нужно пройти серьезное обучение, чтобы её освоить. А еще нужна физическая сила, чтобы поднять самолет. Истощенный от голода, приговоренный уголовниками лагеря к 10 дням жизни (за эти дни его должны были довести до смерти), но не сломленный духовно, Михаил Петрович решается на побег. На шестой день ежедневных побоев, когда физических сил для жизни уже не оставалось, летчик и его девять товарищей взлетают на «Хейнкеле -111».

Лётчик направляет самолёт к Солнцу, чтобы немецким зенитчикам было сложно увидеть цель. В сторону границы СССР он поворачивает позже. За линией фронта самолет обстреливают советские зенитки. Нужно было срочно приземляться. Лётная выучка, воля, хладнокровие позволили посадить самолет на пахотное поле.

Беглецов поместили в фильтрационный лагерь, солдат затем отправили в штрафбат, где из шестерых выжил лишь один. Офицеров оставили в фильтрационном лагере, откуда Михаила Петровича в сентябре 1945 года вызволил Сергей Королёв. Генеральному конструктору советских ракет нужны были сведения о том, как запускались ракеты с базы Пенемюнде.

Чужой среди своих

Михаил Петрович, как бывший военнопленный, не мог устроиться на работу. Поскольку в его роду у всех мужчин были «золотые» руки, он стал класть печи. Его супруга рассказывала, что лишь однажды увидела слёзы мужа – когда ему дали работу. В речном порту у дежурного по вокзалу обнаружили туберкулез лёгких в открытой форме. Все отказались работать с ним в паре. И тут вспомнили о безработном помощнике капитана - он пошёл работать, не раздумывая.

В 1957 году Хрущёв поручил найти героев Великой Отечественной войны, незаслуженно забытых в годы культа личности. Журналист «Красной Татарии» Ян Виннецкий, сам бывший летчик, ходил по военкоматам и узнавал, есть ли у них такие герои. Ему сказали, что есть один странный артиллерист, утверждающий, что у немцев самолёт угнал. Виннецкий пришел к Девятаеву. Проговорили они до утра. Но очерк журналиста печатать не стали, испугались. Тогда Виннецкий отправил материал в Москву, в «Литературную газету». На второй день после выхода статьи за Михаилом Петровичем приехали из Москвы. О герое писали в каждом номере «Красной звезды».

Девятаеву были возвращены боевые награды и воинское звание, присвоено звание Героя Советского Союза. О его подвиге узнал весь мир, его боготворили лётчики и космонавты. Пограничники и таможенники в Германии, куда он часто прилетал, отдавали честь, как главе государства. А герой, каким был до всеобщего признания, таким и остался. И тем, кто раньше говорил ему: «Ну ты и брехун», а потом подходил извиняться, отвечал: «Да я все понимаю». На одном из «Огоньков», куда Михаил Петрович был приглашен вместе с другими героями дивизии Александра Покрышкина. Когда ему дали слово, он начал с роли партии. Александр Иванович остановил его и сказал: «Главное, Миша, что ты взлетел».

Михаил Девятаев считал своим долгом встречаться с детьми, рассказывать им о войне. Он много ездил по подростковым колониям. Ребята после выхода из колонии приходили к нему в гости, писали письма. Он был для них примером, доказывающим, что в любой ситуации человек может оставаться человеком и идти до конца к своей цели.

…Журналист Василий Песков написал о легендарном летчике рассказ «Побег». Опубликовал его к 30-летию Победы, потом к 40-летию. Затем к 50-летию, где написал во вступлении, что многое в нашей стране изменилось, и на многое мы смотрим другими глазами. Только в рассказе о подвиге Девятаева ему менять ничего не нужно. Правда как была правдой, так ею и осталась.

Все события в истории совершаются людьми, их поступками, а когда надо - подвигами. И Великая Отечественная война - это подвиг миллионов людей, отстоявших свою землю и свободу. Но, к сожалению, оказывается, что спустя 70 лет после войны потомки практически не знают имён героев, золотыми буквами вписанных в нашу историю. Один из них - Михаил Петрович Девятаев - Герой Советского Союза, летчик, прошедший войну от первого до последнего дня. Проанализировав учебники по истории для начальной и средней школы, я нигде не нашел никакой информации о подвиге М.Девятаева. Поэтому неудивительно, что об этом человеке не знают и студенты 1 и 2 курсов. Также, к своему удивлению, библиотеках своего города, я не нашел книг о Девятаеве и его воспоминаний ”Побег из ада” и “Полет к солнцу” . Они списаны из фондов, так как не пользуются спросом среди читателей. А ведь на примере жизни и подвиге, таких людей, как Девятаев и нужно воспитывать чувство патриотизма. Поэтому я задался целью - узнать как можно больше об этом человеке и его уникальном подвиге, чтобы обязательно рассказать о нем своим будущим ученикам.

Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года в поселке Торбеево Пензенской губернии. Он был 13 ребенком в семье. Успешно окончил речной техникум, но, мечтая быть летчиком, в 1940 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков. В действующей армии с июня 1941 года. За боевые заслуги в этом же году награждён орденом Красного Знамени. К лету 1944 года он сбил 9 немецких самолётов, 5 раз сбивали его.

13 июля 1944 года в воздушном бою под Львовом был сбит, ранен. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. Тяжело раненый, попал в плен к немцам. Девятаеву сразу предложили служить фюреру, т. е. изменить Родине. Но он с возмущением ответил: «Среди летчиков предателей не найдёте”. После первой попытки бегства из Лодзинского лагеря был переведен в лагерь смертников Заксенхаузен. Уделом сюда попавших была только смерть. Михаил Девятаев вспоминает в своей книге”Побег из ада”: «как выжил, не знаю. В бараке - 900 человек, нары в три этажа, 200 гр. хлеба, кружка баланды и 3 картофелины - вся еда на день и изнурительная по тяжести работа ”. Но ему повезло, когда самых крепких отобрали и отправили на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки крылатых ракет”ФАУ- 1” и баллистических ракет “ФАУ - 2”.И в “Пенемюнде”, несмотря на особые условия содержания, он не оставляет мысль о побеге и начинает подбирать людей для его осуществления.

В лагере М. Девятаев упорно подбирал надежных людей для побега с острова. Он говорил о побеге так горячо и убеждённо, что они поверили - взлетим. Работая на аэродроме, стали примечать все подробности его жизни: когда заправляются самолеты, когда команды идут обедать, какой самолет удобней стоит для захвата. Михаил остановился на “Хейнкеле - 111”, который чаще других летал. Надо было во чтобы то ни стало увидеть приборы в машине, и узнать в какой последовательности что включать - ведь счёт времени при захвате идёт на секунды. Экипаж тяжелого двухмоторного бомбардировщика состоял из 6 человек, а беглецам предстояло поднять его силами одного изможденного узника. Обсудили детальный план побега: кто ликвидирует охрану, кто расчехляет моторы. Риск был высок: самолет может оказаться без горючего, могут загородить полосу взлета. Короче один шанс из ста. Помог случай. 7 февраля пленных заставили засыпать воронки от бомб. В 12.00, когда команды летчиков - немцев ушли на обед, до заветного самолёта было 200 шагов. Решительным оказался Иван Кривоногов. Он оглушил единственного охранника, надел его шинель и шапку с козырьком и под видом охранника повел остальных к самолёту, чтобы не вызвать подозрения у охраны на вышках.

У хвостовой двери ударом пробивает Девятаев дыру, просовывает руку и открывает запор. Пленные (их 10 человек) быстро забираются в самолёт, Девятаев садится в кресло пилота. Парашютное гнездо пусто и он сидит в нем, как тощий котёнок. На лицах расположившихся сзади - лихорадочное напряжение: скорее! Владимир Соколов и Иван Кривоногов расчехляют моторы, снимают с закрылков струбцинки…Ключ зажигания на месте. Теперь скорее тележку с аккумуляторами. Подключается кабель. Стрелки сразу качнулись. Поворот ключа, движение ноги - и моторы оживают. Ещё минута и ”Хейнкель” рулит на взлетную полосу. Никакой тревоги на летном поле не видно, так как все привыкли, что этот самолет летает много и часто. Но самолет почему - то долго не взлетал. И вот тогда беглецы увидели на поле панику. За считанные секунды Девятаев сумел всё - таки найти рычаг, благодаря которому самолет смог взлететь. Как только машина оторвалась от бетона, беглецы поняли - спасены! У них всё получилось! А Михаил Девятаев посмотрел на часы: было 12 ч 30 м - весь побег уместился в 21 минуту. Летели над морем, так как понимали, что на суше будут перехвачены истребителями. Высота - около 2 км. От холода и пережитого возбуждения все пассажиры “Хейнкеля” дрожали. Они летели из Германии в Россию по показаниям компаса. Как только заметили, что люди, увидев их самолет, убегают и ложатся - догадались - они в России. Но тут же по ним начали стрелять зенитки. Два снаряда попали в самолет. Он загорелся. Надо было срочно садиться. Михаил Девятаев начал резко снижаться. Перед ним было поле. Самолет днищем пропахал большую часть поля, но все- таки приземлился удачно. И вдруг узники услышали: «Фрицы, хенде хох, сдавайтесь”. Но для них это были очень дорогие слова. ”Мы не фрицы. Мы свои. Из плена. Свои”. Люди с автоматами, в полушубках, подбежав к самолету, были ошеломлены. Десять скелетов в полосатой одежде, обутые в деревянные башмаки, забрызганные кровью и грязью, плакали, повторяя одно только слово: “Братцы, братцы…” В расположение советской части их понесли на руках, ведь весили они по 40 кг.

Он показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р - 1 С. П. Королев смог представить Девятаева к званию Героя Советского Союза. За свою жизнь М. П. Девятаев награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями.

Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Пока позволяли силы, работал капитаном речного флота, в том числе возглавлял экипажи самых первых отечественных судов на подводных крыльях - “Ракета” и “Метеор”. Участвовал в ветеранском движении, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался. У него два сына - врачи, дочь - музыкант, внуки.

Через 40 лет после побега М. Девятаев уже вместе со своими сыновьями побывал вновь в Германии, на том месте, где находился лагерь и аэродром. И сказал он тогда им, что на этом окруженном морем клочке земли, он постоянно думал о Родине, и это давало ему силы. И ещё - из любого, даже самого трудного положения в жизни, есть выход. Главное - не отчаиваться и не потерять в себе человека. Детально изучив доступные мне материалы о подвиге Девятаева, я задался вопросом: «Единственным ли был подвиг М. П. Девятаева в годы войны?” И оказалось, что подобные подвиги были!

Одним из первых бежал из фашистского плена летчик - истребитель Николай Кузьмич Лошаков в 1943 году. 27 мая 1943 года его самолёт ЯК - 3 был сбит в ходе ожесточенного воздушного боя, Лошаков выпрыгнул из него с парашютом, но потерял сознание и был захвачен врагом. После долгих и унизительных допросов и истязаний Лошакова отправили работать на запасной аэродром в Псковскую область. Пребывая в заточении, он стал задумываться о побеге и посвятил в свои планы одного из заключенных - Ивана Денисюка, который работал заправщиком.

11 августа 1943 года смельчаки переоделись в немецкую военную форму, забрались в кабину самолёта “Шторх” и вылетели на восток. Фашисты подняли вдогонку истребители, но беглецы были уже далеко. Миновав линию фронта Лошаков посадил свой самолёт в поле у деревни Бритвино Новогородской области.

О подвиге Лошакова страна узнала только в 1961 году, когда на экраны вышел фильм Григорий Чухрая “Чистое небо” , где летчика, совершившего подобный подвиг, сыграл известный актер Евгений Урбанский.

Уроженец республики Чувашия Александр Иванович Костров в 1943 году повторил девятаевский подвиг, улетев из лагеря для военнопленных на самолете “Арадо - 96”.

Только в 1955 году Александра Ивановича Кострова реабилитировали и представили к званию Героя Советского Союза. Вскоре указ был отозван и Костров получил Орден Красного Знамени. Герой оказался забытым, и долгое время проработал до своей смерти на Чебоксарском заводе, обычным слесарем.

Майор советской армии Сергей Вандышев , в 1945 году совершил дерзкий побег на самолете из немецкого концлагеря на острове Рюген, но только в 1994 году Первый президент России присвоил ему звание Героя России. Справедливость восторжествовала только за год 10 месяцев до смерти летчика.

Один из командующих советской авиацией в годы Великой Отечественной войны приводит в своих мемуарах случай побега из лагеря, совершенном летчиком Аркадием Михайловичем Ковязиным в 1944 году.

В 1941 году его самолет был сбит и летчик вместе со своим товарищем - штурманом попал в фашистский плен. Ковязин был отправлен работать на местный аэродром, где познакомился и сдружился с одним из заключенных - Владимиром Крупским. Крупский пользовался доверием коменданта лагеря и сумел устроить Ковязина кочегаром в ангар, где стояли самолёты. В один из ясных дней 1944 года, когда технический персонал ушёл обедать, друзья забрались в заправленный самолет. После нескольких попыток летчик сумел запустить мотор, и взлететь. После своего героического побега Ковязин попал в советский лагерь, где ему удалось пройти все трудности и выстоять. Через многие годы Аркадий Михайлович Ковязин был удостоен ордена Ленина.

Побег группы Москальца, Чкуасели, Карапетяна.

3 июня 1944 года военные летчики Владимир Москалец, Пантелеймон Чкуасели и Арам Карапетян угнали сразу три самолёта с Лидского аэродрома в Белоруссии. Друзья получили доступ к машинам, потому что поступили на службу в немецкие ВВС и сразу решили, что при первой возможности они совершат побег. Побег был подготовлен и проведен при помощи специального отряда НКВД, действовавшего в тылу врага. В городе Лида (Белоруссия) Карапетян познакомился со своим земляком, который работал у немцев водителем. Именно он помог “выйти” лётчикам на отряд, который организовал побег.

Вскоре фашисты решили перебазироваться на новый аэродром, и Карапетян передал через связную просьбу быстрее решать вопрос о побеге. Было решено лететь 3 июля, причем в любую погоду. Взлетели прямо со стоянки поперек взлетной полосы и вскоре сели в намеченном месте. Беглецы вошли в состав партизанского отряда “Неуловимые” и воевали в нем до его расформирования.

В 2005 году стали известны данные еще об одном летчике - Владимире Ивановиче Муратове , бежавшем из неволи. Он попал в плен в мае 1944 года. В числе других военнопленных был отправлен обслуживать военный аэродром в Румынии. Там он сдружился с техником, который обслуживал военные самолеты. Тот подготовил истребитель к взлету и отвлек охрану. Муратов удачно приземлился в расположении советских войск, прошел проверку в особом отделе и вернулся в свою часть, где провоевал до Дня Победы.

В 2007 году в один из музеев города Саранск пришло письмо из города Челябинск. В нем автор утверждал, что его дядя Алексей Инкин в 1944 году повторил подвиг Михаила Девятаева, за что получил от начальства отпуск в родное село, но к сожалению, исследователям “девятаевского” подвига не удалось найти подтверждение этому в военных архивах.

Именно учителя должны формировать гражданскую позицию подрастающего поколения, приобщать к нравственным, духовным ценностям.

Легендарный советский летчик; командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант. Родился в посёлке Торбеево (ныне посёлок городского типа в Мордовии) в семье крестьянина. Мордвин. Член КПСС с 1959 года. Был тринадцатым ребёнком в семье. Когда ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Из-за недоразумения с документами ему пришлось учиться в речном техникуме, который он окончил в 1938 году. Одновременно учился в Казанском аэроклубе. В 1938 году Свердловским райвоенкоматом города Казани Татарской АССР призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е.Ворошилова. Направлен служить в город Торжок. Позже переведён в город Могилёв в 237-й истребительный авиационный полк (Западный особый военный округ). Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
Полет в бессмертие


Когда началась война, Девятаев находился в городе Могилеве, служил в авиационной истребительной части. Рано утром, поднявшись по тревоге, летчики получили боевое задание: вылететь в направлении Минска и защищать небо от фашистских стервятников. Михаил Петрович, сидя за штурвалом, то и дело поглядывал вниз: всюду бушевал огонь, горели города и селения родной страны. Сердце сжималось от боли.
В разрывах облаков показался вражеский самолет. «Юнкерс-87» – сразу определил Девятаев и дал полный газ. «Ну, держись, фриц!» Поймав стервятника на прицел, он нажал на пулеметную гашетку и слелал нескоько коротких очередей. «Юнкерс» вспыхнул и в клубах дыма пошел вниз. Так Михаил Петрович открыл счет сбитым фашистским самолетам.
Полк, в котором служил Девятаев, дрался с противником днем и ночью, нанося ему сокрушительные удары. Вскоре в числе других летчиков Михаил Петрович получил первую боевую награду – орден Красного Знамени.
Вражеские самолеты начали совершать налеты на столицу нашей Родины – Москву. Вместе со своими боевыми друзьями Девятаев был переброшен на самый ответственный участок Юго-Западного фронта. Его истребитель молнией проносился в небесных просторах. Красные звезды сшибались с черными крестами. Один за другим падали стервятники, несущие смертоносный груз на Москву. Отдыхать приходилось мало. Михаил Петрович бил врага, сам пока оставаясь неуязвимым. Но вот...
Стояла ясная погода. На небе ни одной тучки. Вместе со своим другом Яшей Шнейером Девятаев поднялся в воздух и взял курс в сторону Тулы. Навстречу им шла группа вражеских бомбардировщиков.
Несколько раз врезались в строй вражеских самолетов два боевых друга. Один стервятник был сбит. Но силы слишком неравны. Фашистские самолеты вели сильный огонь, наседали на смельчаков. Михаил Петрович в этом бою получил ранение и был отправлен в госпиталь. Однако врачи не смогли его долго удержать. Немного подлечившись, перехитрив их бдительность, в одном халате и тапочках ночью он покинул госпиталь и явился в свою часть.
Девятаеву дали новый самолет и направили в эскадрилью летчика Владимира Ивановича Боброва, еще в 1936 году сражавшегося с фашистами в небе Испании. Не раз они поднимались вместе в небо. Рос счет сбитым стервятникам.
Как-то Михаил Петрович возвращался с боевого задания. На пути заметил с десяток «мессершмиттов», поочередно заходивших на какую-то цель. Они действовали безнаказанно: наших самолетов в этом районе не было.
– Ну что ж, – сказал сам себе Девятаев. – Попробую...
И пошел в атаку. Минута – и вражеский самолет загорелся. Михаил Петрович сделал новый заход, но не успел нажать на спуск пулемета, как почувствовал жгучую боль в правой ноге. Еле добрался до своего аэродрома. В пути потерял много крови, и выйти из кабины ему уже не хватило сил. К самолету, пробитому в нескольких местах, подбежал Бобров.
– Врача! – приказал он.
Врач явился немедленно. Осмотрев раненого, заключил:
– Нужно срочное переливание крови. А где ее взять?
– Возьмите у меня, – не задумываясь, предложил Бобров. – У нас с ним одна группа.
Прямо на плоскости самолета врач сделал переливание крови. Когда Михаил Петрович пришел в себя, ему рассказали, каким образом удалось его спасти. Он слабо пожал своему командиру руку и прошептал:
– Спасибо... Я никогда не забуду этого... И вот снова госпитали. Ростов, Сталинград, Саратов, Казань. Казань для него еще в годы юности стала родным городом. Здесь он учился на летчика, здесь. встретил девушку по имени Фаина, которую полюбил и которая стала ему женой. В этом городе после госпиталя Михаилу Петровичу пришлось переучиваться на летчика санитарных машин. Врачи решили, что летать ему на боевых уже нельзя.
Но ему снова улыбнулась фортуна: случайно на аэродроме вблизи Пятихаток он встретился с Бобровым. Узнав, что отважный летчик, к этому времени награжденный уже вторым орденом Красного Знамени, летает на санитарной машине, Бобров решительно сказал:
– Пошли со мной.
Он привел его к командиру соединения, знаменитому летчику, грозе немецких асов Александру Ивановичу Покрышкину. Представил и дал отличную характеристику.
– Что ж, – сказал Покрышкин, – будешь снова летать с Бобровым.
Советская Армия, взявшая инициативу, вела решительные бои, теснила врага. Почти вся наша страна уже была освобождена от вражеских полчищ. Соединение, в котором служил Девятаев, действовало на 2-м Украинском фронте.
13 июля 1944 года начался прорыв сильно укрепленной обороны противника в районе Львова. В этот день летчики под командованием Покрышкина сбили на данном участке 27 самолетов врага. Четыре из них сбил сам командир.
Михаил Петрович поднялся в небо в паре с Бобровым. У Боброва позывной был «Выдра», у Девятаева «Мордвин». Они поддерживали постоянную связь по радио. Врываясь в гущу немецких самолетов, они стреляли наверняка. В этом бою Девятаев сбил девятого стервятника...
Михаил Петрович почувствовал, как обожгло плечо. От дыма в кабине стало трудно дышать. Из самолета начало вырываться пламя. Девятаев чувствовал, что теряет сознание. Как сквозь сон услышал голос Боброва:
– Мордвин, прыгай!
Огонь приближался к бензобакам, самолет мог вот-вот взорваться. Девятаев, пересиливая боль, задыхаясь от дыма, перевалился через борт кабины. Еле успел дернуть вытяжное кольцо парашюта, ударился головой о стабилизатор и лишился чувств...
Девятаев попал в лапы к фашистам. В первый же день его, обгоревшего, с перебитой ногой, с гудевшей от боли головой привели на допрос к немецкому офицеру.
Девятаеву было тяжело стоять, но он крепился. Офицер всячески пытался выжать из него хоть какие-нибудь данные о численности и расположении наших частей, об их командирах, о том, где сосредоточиваются ударные силы авиационных полков. На последний вопрос Девятаев дерзко ответил:
– Везде! Вы же на своей шкуре ощущаете наши удары на всех направлениях!
От такого ответа фашиста передернуло. Он выскочил из-за стола и с силой ударил Девятаева по лицу. Свет погас в глазах. Но Михаил Петрович устоял на ногах...
Михаила Петровича и других пленных летчиков перевели в Лодзинский лагерь. Жили в мрачных бараках, обнесенных колючей проволокой с током высокого напряжения. У пленных отобрали ордена и документы, выдали бирки. Теперь их называли не по фамилии, а по номерам. Голод, пытки, неслыханные издевательства – вот чему постоянно подвергались военнопленные.
Лагерь был заминирован. По приказу коменданта его могли в любое время взорвать вместе с военнопленными. Внутри лагеря и за оградой все время шныряли немецкие солдаты с собаками.
В начале осени 1944 года Девятаева переправили в лагерь «Заксенхаузен». Все знали, что это такое место, откуда живыми не возвращаются. Здесь изобретались и испытывались на заключенных самые страшные, самые изощренные методы массового умерщвления людей. Эшелоны обреченных поступали в лагерь, и назад уже никто не возвращался. Людей жгли в крематориях, расстреливали в специальных помещениях, травили газом, вешали. На пленных испытывались новые медицинские препараты, отравляющие вещества, бризантные гранаты и многое другое. В таких условиях, казалось, даже думать о сопротивлении невозможно. Однако спустя некоторое время Девятаев узнал о существовании в лагере подпольной коммунистической организации. И здесь люди, испытывая страшные муки, вели борьбу, не сгибались. Девятаев познакомился и подружился с двумя «смертниками»: полковником Николаем Степановичем Бушмановым и политруком Андреем Дмитриевичем Рыбальченко. Фашисты приговорили их к смерти. Но они не падали духом.
Вскоре Девятаев узнал, что в концлагере существует группа, готовящая побег по воде на лодке. Будучи летчиком, Михаил Петрович и сам вынашивал план побега, но на вражеском самолете. Но существовали серьезные трудности: ведь он знает только свои машины, на немецких никогда не летал, даже близко не видел, как они управляются. Во-вторых, как можно овладеть вражеским самолетом, когда следят за каждым твоим шагом? Но постепенно мысль о побеге на вражеском самолете в группе заговорщиков стала укрепляться.
Друзья сделали все, чтобы Девятаев попал работать на аэродром, который находился на острове Свинемюнде, отрезанном от суши широким проливом Балтийского моря (поблизости находился секретный ракетный центр, откуда запускались ракеты V-1 и 2). Летчик стал присматриваться, готовиться к захвату вражеского самолета. Подбиралась группа из надежных и мужественных людей. Здесь он познакомился с Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Петром Кутергиным, Михаилом Емцом, Федором Адамовым и другими. Все они одобрили план побега.
Девятаев начал изучать части разбитых немецких самолетов. Во время работы он и его товарищи незаметно, с огромным риском, отдирали с приборной доски разные таблички, прятали их в карманы, в котелок, а вернувшись в барак, летчик старался разобраться, что к чему, изучал назначение приборов. По ночам пленники обдумывал все детали дерзкого плана. Мелочей тут быть не могло.
Настал ясный февральский день. Группу Девятаева послали засыпать бомбовые воронки. Люди работали с особенным усердием. Михаил Петрович не сводил глаз с новенького четырехмоторного бомбардировщика He-111. «Хорошо бы на нем, – думал он. – Сегодня... Завтра может быть поздно...»
Восемь человек засыпали воронки землей, а Девятаев с Соколовым утрамбовывали ее. Казалось, время остановилось. Минуты тянулись вечностью. Вот раздался звонок на обед. Немцы группами повалили с аэродрома. С пленными остался только один конвоир.
По знаку Девятаева Иван Кривоногов приблизился к конвоиру и занес над ним железную клюшку. Фашист мешком опустился на землю. Те, кто не знал о плане побега, испугались: за убийство немца всем грозила немедленная смерть.
Кривоногов сказал:
– Ребята, Девятаев – летчик. Спокойно. Сейчас улетим...
Все сразу ожили. Труп немца закопали в снег. Построившись, будто ничего не произошло, подошли к самолету. Михаил Петрович с трудом открыл дверцу, поднялся в кабину, сел за штурвал. Но мотор никак не заводился. А каждая секунда была так дорога!
– Скорее тащите аккумуляторы! – скомандовал Девятаев. – Они где-нибудь рядом...
Аккумуляторы были найдены, поставлены, и мотор, наконец, взревел. Самолет стал выруливать к взлетной полосе. Девятаев довел обороты до полной мощности, и самолет устремился вперед. Немцы, видимо, заподозрили неладное и с автоматами наизготовку бежали навстречу. Вот они уже совсем близко от самолета. Михаил Петрович опустил тормоза и дал полный газ. Самолет врезался в толпу гитлеровцев, потом оторвался от земли.
C огромным трудом обессилевшие в концлагере Девятаев и его товарищи привели самолет на нашу территорию. И уже через 2 часа самолет приземлился в расположении советских войск. После трудных поворотов жизни (Михаил Петрович был репрессирован за то, что попал в плен), в 1957 году за дерзкий подвиг летчику все же была присвоена высшая государственная награда.
Особисты не поверили, что заключённые концлагеря могли угнать самолёт. Беглецов подвергли жёсткой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту. 12 лет ему не доверяли. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но всё без толку. Положение изменилось, только в конце 50 годов... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года Девятаеву Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11167).

В 1957 году отважный лётчик-истребитель стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета». Позже водил по Волге «Метеоры», был капитаном-наставником. Уйдя на пенсию, он активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи (Германия). В Торбеево открыт музей Героя. Скончался 24 ноября 2002 года.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний