Золотые звезды сонные березки. Есенин сергей - с добрым утром

Главная / Иван Бунин

Ж.ЖИТЕЛЕВА,
В.ЖИТЕЛЕВ,
школа № 19,
г. Люберцы,
Московская обл.

Медленное чтение стихотворения Есенина «Задремали звезды золотые...»

Понятие о метафоре

Целью урока , методическая разработка которого предлагается вниманию учителя-словесника, является обучение шестиклассников углубленному пониманию текста произведения на лингвистическом уровне. Это возможно на стыке двух школьных дисциплин – русского языка и литературы. По нашему мнению, в средних классах необходима серия уроков, решающих эту задачу. Ведь конечная и главная цель литературного образования школьников – воспитание у подростков интереса к художественной литературе в ее лучших образцах и глубокого понимания словесного искусства.

Занятие проводила Ж.И. Жителева.

До начала урока на классной доске записываются слова:

залив, затон, заводь
рядиться, нарядиться, обрядиться
небосклон
плетень
сережка
перламутр

ХОД УРОКА

Предварительная работа с лексикой стихотворения

В нашем языке (впрочем, как и во всех языках) постоянно идет процесс исчезновения одних слов и появления других. Это связано главным образом с изменением условий жизни людей.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое создано не так уж давно, менее ста лет назад. В этом небольшом стихотворении встретим слова, о которых нельзя сказать, что они исчезли из русского языка, но, к сожалению, они уже мало кому известны.

Я сказала «к сожалению», потому что слова, уходя из языка, обедняют нашу речь и уносят с собой частичку души нашего народа, то есть мы с вами лишаемся отчасти того духовного наследия, которое создавалось предшествующими поколениями наших соотечественников.

Вот три слова: залив, затон, заводь . Одно из них – залив – должно быть знакомо вам: на уроках географии слышали его. Что оно означает? (« Часть водоема, например, моря, выступающая в сушу» ).

Слова затон и заводь близки к нему по своему значению. Почему это так, мы поймем, когда подберем родственные им слова. Назовите глаголы, имеющие общий корень с существительным залив. (Заливать, лить.) Не догадаетесь ли сами, какие глаголы родственны существительному затон ?.. По аналогии с цепочкой однокоренных слов залив – заливать – лить постройте ряд слов, родственных существительному затон. (Затон – затонуть – тонуть.) Затоном называют залив реки.

Нетрудно догадаться, от какого слова происходит существительное заводь . (От существительного вода.) Существительное заводь, как и существительное затон, означает «залив реки».

Глаголы: рядиться, нарядиться и обрядиться обозначают одно и то же, но лишь один из них входит в наш активный словарный запас. Назовите этот глагол. (Нарядиться.) Остальные теперь уже устаревшие слова и употребляются крайне редко.

Слово небосклон кому-нибудь из вас знакомо?.. Значение этого существительного подсказывают слова, из которых оно состоит. А из каких слов оно состоит? (Из существительных небо и склон.) Слово склон надо объяснять?.. Что оно означает, например, в выражении склон холма ? («Наклонная поверхность холма»). Так как же объяснить себе значение слова небосклон ? («Это часть неба вдоль горизонта, которая имеет кажущийся уклон»). Проверим свое толкование по толковому словарю. В Словаре русского языка Ожегова прочтем: «Часть неба над горизонтом».

Слово плетень знакомо вам? Назовите однокоренные слова к этому существительному. (Плести, сплетать.) Плетнем называют изгородь, сплетенную из прутьев и ветвей.

Теперь о слове сережка . Вроде бы и нечего здесь сказать: украшения в ушах видели все. А вот видели ли вы сережки на березах? Выражение сережки березы слышали? Что называют сережками березы ? (Соцветия мелких цветов березы.) Здесь мы наблюдаем интересное языковое явление: название одного предмета переносится на другой предмет, потому что людьми подмечено между этими предметами что-то общее, похожее. Удивительным свойством языка – переносить название с одного предмета или явления на другой предмет или явление – часто пользуются поэты.

Нам осталось прояснить еще одно слово – перламутр . Как вы думаете, это исконно русское слово или оно заимствовано из какого-нибудь иностранного языка?

Из словарей мы узнаем, что оно заимствовано из немецкого языка и означает вещество, из которого состоит внутренний слой раковин. Перламутр обладает переливчатой радужной окраской и применяется для изготовления украшений. Из перламутра образуется жемчуг в раковинах.

Чтение стихотворения. Беседа с классом

Теперь внимательно послушайте стихотворение замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Оно небольшое, но таит в себе много загадок для малоопытного читателя, поэтому может оказаться для некоторых из вас непонятным, а значит, и неинтересным. Но эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями.

Учитель читает стихотворение.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!».

Откройте учебник* на стр. 317. Перед вами стихотворение Есенина. Как видите, оно без заголовка. Можете ли вы дать название стихотворению? Какая строчка подсказывает нам заглавие стихотворения? (Последняя: С добрым утром! Стихотворение можно назвать «Утро».)
А не скажете ли, какое утро рисует поэт: до восхода солнца или когда солнце уже взошло? Обратите внимание: свет румянит сетку небосклона. Когда солнечный свет может румянить небо? Когда зорька может быть красной, румяной? (До восхода солнца.)
Как вы думаете, утро какого времени года описывается в стихотворении: весны, зимы, лета, осени?
В целом содержание стихотворения ясно. Но давайте перечитаем его еще раз, чтобы глубоко проникнуть в каждую строчку этого небольшого произведения.

Задремали звезды золотые.

Скажите: могут ли звезды задремать? (Не могут.) Тогда какой же смысл заключают в себе слова задремали звезды ?
Как вы думаете, в прямом или переносном значении употреблен здесь глагол задремали ? (В переносном.) Придумаем предложение, в котором этот глагол будет употреблен в своем прямом значении, например: Ребенок задремал . Представьте себе, что вы видите ребенка, который задремал. Наверное, у каждого из вас возникнет при этом такая мысль: вот ребенок бегал, прыгал, играл, резвился и, наигравшись, успокоился, угомонился, затих, задремал .
А теперь вернемся к выражению задремали звезды . Скажите, одинаково ли светят звезды ночью и утром? (Ночью звезды сверкают ярко, они лучисты, крупнее, интереснее; к утру тускнеют, кажутся спокойными, вроде бы задремали.) Так одним обычным словом, но употребленным в переносном значении, поэт заставляет нас увидеть ночные и утренние звезды и сравнить их между собою, рисует картину окончания ночи и приближения утра.

Задрожало зеркало затона.

Разве у затона есть зеркало? Что же названо зеркалом затона ? (Поверхность воды затона.) Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность воды. Какое же свойство водной поверхности выделяет поэт, называя ее зеркалом? (Способность отражать свет, подобно зеркалу.) Автор заставляет читателя увидеть это огромное водное «зеркало».
Еще раз перечитаем эту строчку...
Слова дрожь, дрожание, дрожать мы с вами хорошо знаем. Может ли водная поверхность водоема дрожать ? (Не может.) Выходит, и глагол задрожало употреблен не в прямом значении? Как же понимать эту фразу? (На водной поверхности затона появилась рябь, то есть мелкие волны.) А знаете ли вы, из-за чего появляется рябь? Легкий ветерок ранним летним утром – признак теплого, солнечного дня.

Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Представляете ли вы в своем воображении сетку небосклона ? Как можно на живописном полотне проиллюстрировать слова свет румянит сетку небосклона ? (Между легкими облачками, окрашенными в красный и розовый цвета, в разных местах проглядывает голубое небо.)

Брезжит свет на заводи речные.

Надо объяснять глагол брезжит ? О раннем утре, когда после ночной тьмы только что начинает светать, говорят: брезжит рассвет, брезжит заря, брезжит свет . Читая стихотворение, мы видим брезжущий рассвет не только на небосклоне, но и в «зеркале» заводей.

Перечитаем целиком и выразительно первую строфу. Поэтической картине постепенного наступления утра будет соответствовать спокойное, размеренное чтение.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

В этом предложении только одно слово употреблено в прямом значении. Какое? (Березки.) Я перечитаю предложение, пропустив в нем слово березки , а вы скажите, о ком или о чем в нем речь.

Улыбнулись сонные, растрепали шелковые косы.

О ком так можно сказать? (Только о девушках, или, выражаясь языком народного поэтического творчества, о красных девицах.)

Девичьи косы, даже растрепанные девичьи косы, каждый из нас без труда представит в своем воображении; а кто скажет, что такое косы березы ? (Это тонкие длинные ветви, свисающие с сучьев березы.)

Березы ли растрепали свои ветви-косы? (Ветви берез треплет ветер, тот самый ветерок, от которого задрожало зеркало затона.)

В каком же смысле здесь употреблено прилагательное шелковые ? (В смысле «красивые».) Вспомним первую строчку стихотворения: звезды золотые. Прилагательное золотые в этом выражении имеет то же самое значение; какое? (Красивые.)

А как вы понимаете выражение сонные березки ? Они «задремали», как и звезды? (Не «задремали», а, напротив, «проснулись», однако не отошли еще полностью от ночного сна.) Проснулись – и с радостной улыбкой встречают наступление нового дня! Совсем как люди! Совсем как девушки!

Прочитаем вторую строфу целиком...

Горят серебряные росы . Как это вы себе представляете? (На березках сверкают капельки росы так ярко, словно бы горят.) В каком смысле употреблено прилагательное серебряные ? (Серебристого цвета, красивые.) Капли росы, освещенные солнцем, сверкают всеми цветами радуги, а не освещенные солнцем имеют серебристый цвет.

Прочитаем последнюю строфу...

Крапива обрядилась ярким перламутром. Что бы вы изобразили на картине? (Крапиву в сверкающих каплях росы.)

Размышления о прочитанном. Понятие о метафоре

Теперь, когда стихотворение прочитано, поразмыслим о прочитанном. Поразительный факт: самые обычные слова (задремали, зеркало, сетка) потребовали от нас напряженной работы мысли.
Вот мы с вами нарисовали словесно картину к фразе Крапива /обрядилась ярким перламутром . Как видите, перламутром назван вовсе не перламутр, а роса, то есть название одного предмета – перламутр – перенесено на другой предмет – росу. Слово, переносящее название одного предмета на другой предмет, в языкознании называется метафорой . Греческое слово метафора и означает «перенос».
Отыщем другие существительные-метафоры в стихотворении. Что называет поэт зеркалом ? Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность водоема. Существительное зеркало в данном случае является метафорой.
Смотрим следующие две строчки. Каждый из нас хорошо знает, какая вещь, какое изделие называется словом сетка. А в стихотворении что названо сеткой? (Своеобразный рисунок расположения облаков на небе.) Вот еще одно существительное, употребленное в метафорическом значении.

Какое слово заменено словом косы ? (Существительное ветви.)

Метафора ли существительное сережки в сочетании сережки берез ? До сих пор мы имели дело с метафорами, созданными самим поэтом: зеркало затона, сетка небосклона, косы березок, перламутром названа роса. Теперь же мы встретили метафору, которая существует в русском языке, так что можно не заметить метафоричность этого слова. Загляните в толковый словарь русского языка, и вы без особых усилий обнаружите немало выражений, в которых существительные употребляются в метафорическом смысле. Например, в словосочетаниях глазное яблоко, дверная ручка, нос корабля, хвост поезда, ножка стола, спинка стула и многих-многих других. Подобные выражения являются настолько обыденными в нашей речи, что мы и не ощущаем заключенной в них метафоры.

В стихотворении есть и метафоры-прилагательные. Прилагательное, употребленное в метафорическом значении, переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет.
Может ли быть сонным неодушевленный предмет – дерево? В данном случае березкам приписывается свойство живых существ. Ветви берез названы шелковыми . Метафора ли это? А прилагательное серебряные в выражении серебряные росы ?
Можно ли считать метафорой прилагательное золотые ?

Какой общий смысл заключен во всех трех прилагательных: золотые, шелковые, серебряные ? (Красивые.)

Стихотворение заканчивается словами С добрым утром! Как вы думаете, метафора ли прилагательное доброе в выражении доброе утро ?

Подобно выражению доброе утро или с добрым утром, в русском языке существует много других устойчивых словосочетаний с прилагательными, употребленными в метафорическом смысле, например: золотая пора, туманный смысл, крылатые выражения, черные дела и другие.

Итак, существительное-метафора переносит название одного предмета на другой; прилагательное-метафора переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет. В роли метафоры может употребляться и глагол.

Неодушевленному предмету – звездам – приписывается действие, свойственное живому существу, – задремали ?

Другие глаголы-метафоры в стихотворении Есенина вы отыщете дома самостоятельно.

Метафора по своему значению близка сравнению: один предмет или явление уподобляется другому предмету или явлению. О метафоре можно сказать, что это неполное, усеченное сравнение. Слово, употребленное в метафорическом смысле, приобретает чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Поэтому метафора широко используется в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии.

Домашнее задание

    Найдите в стихотворении глаголы-метафоры.

    Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

    Проведите конкурс рисунков к стихотворению.

* Литература. Учебная хрестоматия для 6-го класса средней школы. Автор-составитель Полухина В.П. М.: Просвещение, 1992. С. 317.

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина «Задремали звёзды золотые...»

Тип урока: комбинированный

Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова

«Родная речь», 4 класс

Цели урока:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством русского поэта С.А. Есенина;
  • познакомить со стихотворением «Задремали звёзды золотые...»;
  • провести анализ этого лирического произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать выразительное чтение;
  • научить осознанному выбору средств выразительности;
  • научить приёму словесного рисования.

Воспитательные:

  • воспитывать умение ценить красоту природы

Развивающие:

  • развивать воссоздающее воображение;
  • продолжать развивать речь детей.

Оборудование:

  1. Учебник В.Г. Горецкого и др. «Родная речь»

4 класс, 2 часть;

  1. Аудиозапись произведения А. Грига «Утро»;
  2. Фотография с изображением восхода солнца;
  3. Портрет С.А. Есенина.
  4. Демонстрационные карточки

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

С творчеством какого поэта мы начали знакомиться на прошлом уроке? (С.А. Есенина)

Кто запомнил, где родился и вырос Сергей Александрович? (В селе Константиново Рязанской губернии)

В каком году родился Есенин? (1895)

А сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?

(9 лет)

В каком году закончилась жизнь Есенина? (В 1925 году.)

Можно ли назвать его жизнь долгой? (Нет, он прожил всего 30 лет.)

Вы правы, но за эту недолгую жизнь С.А. Есенин написал очень много прекрасных произведений. И сейчас люди помнят о нём, и с удовольствием читают его стихотворения.

Что вам было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение «Погасло солнце. Тихо на лужке...»)

Кто хочет рассказать? (учитель спрашивает 3-4 чел.)

Физкультминутка.

III. Подготовительная работа.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством

С.А. Есенина. Послушайте отрывок из музыкального произведения Александра Грига и скажите, что описывает композитор? (Утро, восход солнца)

Какое время суток больше похоже на эту музыку?(Утро)

Правильно, это произведение так и называется «Утро». Скажите, что особенного происходит утром, что композитору Александру Григу даже захотелось написать музыку? (Встаёт солнце, всё просыпается, начинают петь птицы и т. д.)

Посмотрите, пожалуйста на доску, художник-фотограф тоже встречал восход солнца и захотел, чтобы все увидели, как это происходит. Что занимает главное место на этом снимке? (Солнце)

Какое оно? (Яркое, сияющее, жёлтое)

А остальная часть снимка какая? (Не такая яркая, темнее. Всё покрыто туманом.)

Что ещё здесь изображено? (Река, деревья, небо)

Какие они? Каких красок больше? (Яркое солнце, светлое небо, бело-серый туман, тёмные деревья.)

Какое впечатление производит эта фотография? (Ещё не всё проснулось, только яркое солнце появилось на небе, но кажется, что скоро произойдёт пробуждение природы.)

А теперь послушайте, как описывает рассвет, утро Сергей Есенин в своём стихотворении «Задремали звёзды золотые...». Попробуйте представить то, что описывает поэт.

IV. Первичное чтение. (Читает учитель)

С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

V. Беседа эмоционально-оценочного характера.

Что вы увидели? (Гаснут звёзды. Показывается солнце. Дует лёгкий ветерок. Небо становится розоватым. Начинают просыпаться птицы, животные. На траве и деревьях лежит роса. Всё кажется нарядным, красивым.)

Какое настроение у вас появилось после прочтения этого стихотворения? (Радость, восхищение красотой природы, ожидание чуда)

VI. Вторичное чтение и анализ.

Откройте учебники на странице 65. Возьмите в руки карандаши, прочитайте произведение ещё раз про себя и подчеркните те слова, которые помогли вам почувствовать радость. (Дети читают по одному четверостишию и объясняют почему они выбрали эти слова: звёзды золотые, свет, небосклон, улыбнулись, горят серебряные росы, яркий перламутр, обрядилась, шаловливо, с добрым утром.)

А теперь объясним значение сложных и незнакомых слов, которые нам встретились в этом произведении. Для этого нам нужно ещё раз обратиться к тексту.

Читает первое четверостишие. Скажите, а как вы понимаете значение слов «задремали звёзды»? (потухли, исчезли)

Золото – драгоценный металл жёлтого цвета.

Следующая фраза «задрожало зеркало затона» вам понятна? (нет)

Посмотрите на доску. Я для вас выписала сложные слова.

Затон – это вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Почему же водная гладь задрожала, заколебалась? (Подул ветерок)

Как вы понимаете слова «брезжит свет на заводи речные»? (дети затрудняются ответить)

Брезжит – чуть светится Заводь = затон

Откуда же берётся этот свет? (Солнце появляется из-за горизонта и отражается в воде.)

Обратите внимание на следующую фразу «и румянит сетку небосклона». Что значат эти слова: румянит, сетка, небосклон?

Румянит – делает красным, румяным

Сетка – расчерченная, обычно в клетку, поверхность

Небосклон – часть неба над горизонтом

Попробуйте сказать эту фразу своими словами. (Солнечные лучи, попадая на небо, окрашивают его в розовый цвет, но при этом яркие лучи «расчерчивают» небо жёлтыми полосками.)

Кто может своими словами описать то, что хотел нам рассказать Есенин? (Встаёт солнце, гаснут звёзды. Солнечные лучи пронзают небо, расчерчивая его и освещая розовым цветом. Солнце отражается в воде. Дует лёгкий ветерок.)

Какие краски здесь преобладают? (Жёлтый,розовый, красный, голубой.)

Читает второе четверостишие. Что описывает автор в этом четверостишии? (Берёзы)

С кем он их сравнивает? (С человеком, с девушками)

Как называют этот приём, когда изображают неживые предметы в виде живых существ? (олицетворение)

А кто был внимательным и может ответить, был ли такой же приём в первом четверостишии? (Да, звёзды задремали.)

А как вы догадались, что Есенин сравнивает человека с девушками? (Улыбнулись, сонные, косы, серёжки)

А берёзы на самом деле умеют улыбаться или могут быть сонными? (Нет. Автор приписывает берёзам характерные черты поведения человека по утрам.)

А почему росы «серебряные»? (В росинках отражается солнце, они блестят и кажутся серебряными.)

Серебро – благородный металл серовато-белого цвета

Что значит «горят»? (Переливаются разными цветами, очень яркие.)

А этом четверостишии какие краски преобладают? (зелёный, серебристый, белый)

Кто может своими словами рассказать, что описал автор?

Читает последнее четверостишие.

Посмотрите на иллюстрацию. Здесь изображён плетень.

Плетень – это изгородь, сделанная из веток и сучьев

Замените слово «заросшая» другими, близкими по смыслу словами: густая, частая, большая. Меняется смысл? Какое слово точнее, ярче? (Смысл меняется. Слово автора лучше подходит.)

Как вы понимаете фразу «обрядилась ярким перламутром»?

Обрядить – нарядить, надеть

Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, внутренний слой некоторых раковин

(Мелкие капельки росы и солнечный свет создают впечатление того, что крапива стала перламутровая)

Что значит «шаловливо»?

Шаловливо – легкомысленно-игриво

А почему крапива качается? (Дует ветер.)

А крапива может разговаривать? (Нет. Это тоже олицетворение.)

А всё-таки крапива может издавать какие-либо звуки?(Крапива качается от ветра и листья шелестят. Этот шелест похож на шёпот человека – олицетворение.)

О чём говорит нам фраза «С добрым утром!»? (Всё живое, и даже крапива, радуется наступлению нового дня, солнцу и желает всем добра.)

А в этом четверостишии какие цвета преобладают? (Зелёный, перламутровый.)

Кто может описать своими словами эту картину?

Физкультминутка.

Итог анализа.

Мы говорили, что стихотворение вызывает у вас радость, даже крапива желает всем добра, какой мы можем сделать вывод? (Это доброе, радостное стихотворение, описывающее красоту природы, лирическое.)

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

С каким стихотворением мы сегодня познакомились? («Задремали звёзды золотые...»)

Кто запомнил, какое музыкальное произведение мы слушали сегодня на уроке? («Утро»)

Как зовут композитора? (Александр Григ)

В этом году мы познакомились только с двумя стихотворениями Есенина. За свою короткую жизнь он успел написать много стихотворений и поэм. Есенин очень любил природу, видел красоту родного края и умел описать её. Есть такое выражение: «Любить и понимать природу, значит любить свою Родину.»

Откройте дневники и запишите домашнее задание: стихотворение «Задремали звёзды золотые...» выучить наизусть, найти и прочитать другие стихотворения о природе С. А. Есенина. Урок окончен.


« Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо, « С добрым утром!»











Выберите подходящий ответ и аргументируйте: С какой целью Есенин написал это стихотворение? Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой;Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой; Чтобы привлечь внимание к красоте природы;Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы вызвать взаимное сопереживание;Чтобы вызвать взаимное сопереживание; Чтобы передать свою грусть.Чтобы передать свою грусть.





Друзья, учитесь верности у лебедей! Любите так, Как любят эти птицы. Ведь если взять вселенную, Ни с чем любовь такая не сравниться. Они не люди, Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду!





Интернет-ресурсы - портрет С.Есенина - село Константиново - обложка книги С.Есенина Лебедушка guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - Над окошком месяц guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - лебедь с выводком - лебедь с раскрытыми крыльями - лебедь на озере - лебединая пара - Замок П.И.Чайковский - Лебединое озеро 2http://files.tvspas - иллюстрация Лебедь - лебедь с птенцом - коршун

«С добрым утром!» Сергей Есенин

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!»

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение «С добрым утром!», написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка , наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы , которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи . К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

Начав читать стих «С добрым утром!» Есенина Сергея Александровича, мы воочию представляем себе утро в деревне, пронизанное преображающими лучами яркого солнца. Типичные для поэта яркие олицетворения (березки «растрепали шелковые косы») и метафоры (крапива «обрядилась … перламутром») создают настроение необычайного праздника, наполняют душу радостью. При чтении произведения в классе на уроке литературы стоит обратить внимание на удивительную емкость есенинского стиха: такая отчетливая картина нарисована всего лишь в трех небольших строфах. Интересен сбой ритма в последней строке стихотворения: вместо пятистопного хорея – двустопный («С добрым утром!») Он создает интересную и эффектную концовку.

Текст стихотворения Есенина «С добрым утром!», написанного в 1914 году, заставляет нас вспомнить о том, что детство и ранняя юность Сергея Александровича беззаботно пролетели в деревне. Любовь к русской деревне, к животным, цветам и деревьям поэт пронес через всю свою жизнь. Эти чувства, как и тоска по родной сторонке, всегда отражались в его творчестве. Вот и в этом стихотворении звучит горячая любовь к, оставленной им, Рязанщине.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний