Методы и приемы работы на уроке немецкого. Особенности игры как интерактивного метода обучения лексике на уроках немецкого языка

Главная / Ф. М. Достоевский

В докладе рассказывается о том, что основой АМО является активноегрупповое взаимодействие, в центре которого находятся самовыпажение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуального. В докладе указано, что основной формой обучения иностранному языку детей младшего возраста является игра.В докладе сформулированы требования к игре как особому виду детской деятельности и требования к игре как способу достижения задач обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активные методы

обучения немецкому языку

младших школьников»

Доклад

Учитель

Немецкого языка

Супонина А.А.

Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет, с одной стороны осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, а с другой-воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Специалисты из разных стран выдвигают единое требование к обучению И.Я.:язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитативный процесс, дети должны овладевать языком как средством общения. Признается также необходимость развивающего обучения, в том числе развитие и формирование новых психических качеств ребенка. Реализация этих задач требует от учителя знания психологических особенностей детей младшего школьного возраста, чтобы методически грамотно организовать учебно-воспитательный процесс на данном этапе обучения. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе учителя иностранного языка отводят большое место игровым формам работы. Любого учителя не нужно убеждать в том, что игра-это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра-это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Более десяти лет назад я начала заниматься ранним обучением учащихся иностранному языку. Ознакомившись с разными методическими работами и пособиями по данному вопросу, я выбрала УМК по немецкому языку «Добрый день!» авторов Г.В.Яцковской и Н.П.Каменецкой, рассчитанный на четыре года обучения. На более позднем этапе использую учебник «Deutsch, die ersten Schritte», авт.И.Л.Бим.

Учитывая психологические особенности младших школьников при обучении ИЯ, я использую «активные методы обучения» (АМО), которые в зарубежной психологии именуются как «социально-психологический тренинг» или «групповая психотерапия».

Основой АМО является активное групповое взаимодействие, в центре которого находится свободное самовыражение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуального.

Применение АМО на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой, во-вторых, способствует развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других. Причем отмеченные явления достаточно типичны для большинства участников такого обучения и протекают довольно интенсивно в сравнительно короткий период времени.

Поэтому основной формой обучения иностранному языку детей младшего возраста является игра. Общение на чужом языке - всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и ее законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.

Для ребенка игра – интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. Разумеется, не всякая игра годится для этой цели. Можно сформулировать следующие требования к игре как к приему обучения.

Требования к игре как особому виду

детской деятельности :

Обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.;

Осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;

Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.(Например, выполняя задание накормить «лесную бабушку»,каждый ребенок предлагает свой «продукт», свою «еду»: «Möchtest du Eis?», «Möchtest du Tomate?» usw.)

Не нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

Требования к игре как способу достижения задач обучения :

Необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки;

Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.

В обучении младших школьников я не всегда пользуюсь системой оценок. Правила игры продумываю так, чтобы ошибка в речевом действии приводила бы к проигрышу в игре.

Остановлюсь на отдельных видах игр, используемых мной на различных этапах урока.

Урок всегда начинается с фонетической зарядки, так как очень важно заставить речевой аппарат функционировать в рамках изучаемого языка, ведь каждому языку присуща своя артикуляция, своя система звуков. Стараюсь провести ее в занимательной форме, для этого использую считалки, имитационные песенки, часто в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения, например с киской Мице повторяем скороговорку «Di Katze kratzt mit ihrer Tatze an Treppe, Teppich und Matraze». Кто-нибудь из ребят надевает маску кошки и изображает кошку, а весь класс с учителем повторяет эту скороговорку в различном темпе: быстро, медленно, акцентируя звуки [k] [t], проводя аналогию с русским языком: кошка карябает.

На этапе предъявления нового материала мы тоже стараемся играть. Так, при изучении темы «Семья» в гости к ребятам приходит очень забавная «Кошачья семья». Глядя на эту «семейку», мы сочиняем сказку про кошек, даем всем членам семьи имена, и новая лексика по теме усваивается легко и с удовольствием.

Для закрепления и контроля знаний я опять же использую игру. Это игры: «Bingo-Spiel», «Wortsalat», «Buchstaben-bingo» и др. (Эти и другие игры представлены в приложении в конце статьи).

Мы очень часто озвучиваем картинки из учебника «Guten Tag», детских журналов, газет, книг. Например:

  1. «Озвучь представленную картинку». Попробуй отгадай, кто там? Задай вопрос на немецком языке (1-й год обучения, п. 1 «Давайте познакомимся!»).
  2. «Озвучь сценку, разыграй ситуацию знакомства» (1-й год обучения, п.1 «Давайте познакомимся!»).
  3. «Помоги этим молодым людям устроиться на работу в цирк. Скажи от их имени, что они умеют делать» (1-й год обучения,п.2 «Играем в цирк»).
  4. «Если бы газовая плита умела говорить и захотела тебя накормить, что она тебе может предложить?» (1-й год обучения, п.3 «Приятного аппетита!»).
  5. «Расставь мебель в комнате!» (1-й год обучения, п.8 «В новом доме куклы»).
  6. «Мурзилка и его друзья приезжают к нам в гости. Объясни им, на чем они могут добраться» (1-й год обучения, п.10 «В гостях у клоуна Пфиффа»).

Я тщательно готовлюсь к игре, учитывая особенности темперамента и характера каждого ребенка. В начале игры ученикам-лидерам я даю роли инициативных и активных персонажей, дети же застенчивые получают роли ведомых. Постепенно подбираю роли, противоположные индивидуальным особенностям ребенка, т.е. занимаюсь психокоррекцией их поведения.

В целях знакомства детей с традициями страны изучаемого языка, развития интереса к иностранному языку, воспитания навыков культуры поведения я привлекаю младших детей к участию в школьных праздниках на иностранном языке: «Weihnachten», «Ostern»,

« Erntdankfest» и др.

Большое значение для детей имеет поощрение учителя, но нужно помнить, что его похвала стимулирует ребенка лишь в том случае, когда он рассматривает выполненное задание как достаточно трудное. Очень важно, чтобы учитель сравнивал успехи учащегося не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами.

Хочу отметить, что до детей младшего возраста гораздо быстрее доходит то, что произносится с добрым юмором, а не в виде скучных нравоучений. В создании на уроках непринужденной, доброжелательной, «юморной» атмосферы помогает смех, который снимает у детей напряжение, усталость.

1. Игра «Wortsalat».

Цель: тренировка написания букв, повторение лексики.

Реквизит : бумага и карандаш для каждого ученика, доска и мел.

Ход игры : учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова.

Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, то победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.

2.Игра « Bingo-Spiel» (немецкая игра).

Варианты «Zahlen-Bingo», «Buchstaben-Bingo».

Цель : тренировка чисел от 0 до 20, от 0 до 50 и т.д., тренировка букв алфавита.

Реквизит : бумага и карандаш для каждого ученика, для учителя листок с цифрами или буквами.

Ход игры : каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками (показать на доске) и вписывает во все девять клеточек цифры или буквы:

Учитель называет числа на немецком языке в любом порядке. При этом он вычеркивает в своем листочке названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он вычеркивает его. Игрок, который первым вычеркнет все 9 чисел, громко заявляет об этом и является победителем. Он вслух читает все свои 9 чисел. Таким же образом проводится игра на узнавание букв алфавита.

3.Игра « Wer ist das?»

Цель : отработка вопросительного предложения « Ist das…?», ответ на вопрос.

Ход игры : выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, а ученики по знаку учителя здороваются с ним или произносят условную фразу на иностранном языке, меняя голос. Учащийся должен узнать, кто ему задает вопрос «Ist das Wowa?», класс отвечает: « Ja. Nein».

4.Игра «Цвет, цвет, выходи!»

Цель игры : отработка лексики по теме «Цвет».

Ход игры : учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет, например rot.Участники игры должны быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим.Игра возобновляется.

5.Игра «Sonntag ruft Montag».

Цель : отработка названия дней недели.

Ход игры: ученики образуют круг.У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: «Sonntag ruft Montag».Ученик ловит мяч, затем бросает его другому ученику, называя следующий день недели: «Montag ruft Dienstag».Кто ошибется, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся дни недели. Ее можно видоизменить, подставляя другую лексику для отработки, например названия месяцев, времен года.


Нетрадиционные методы обучения на уроках немецкого языка.

Учитель немецкого языка

Шапошникова Л.В .

Нетрадиционные методы обучения основаны на активности и интенсификации деятельности учащихся, базируются на принципе активности обучаемого в процессе обучения. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким методам можно отнести игровые методы, проблемное обучение, коммуникативный метод.

Интерес к активным методам обучения вызван потребностью в изменениях дидактической системы, направленных на сокращение учебной нагрузки учеников за счёт мастерства педагога. Особое место новые нетрадиционные методы находят в преподавании иностранных языков.

К активным методам относят такие, которые позволяют вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, “погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми”.

Современные педагогические технологии требуют от педагога умений конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Особое внимание уделяется интерактивным методам – методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовывать собственный опыт.

Активные методы позволяют погрузить обучаемых в контролируемое общение, позволяют участникам включиться в реальные события. Активные методы позволяют учителю создать условия, в которых обучаемые вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и школьным дисциплинам. Соединение в сознани человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию – новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

Интерактивные методы позволяют оценить общение как язык образования, научить слушать, передавать и структурировать информацию.

Специалисты по активным методам обучения не однозначно оценивают их эффективность. Неоспоримым остается результат –

новые подходы в обучении позволяют более эффективно усваивать учебный материал. Активные методы обучения приносят не только удовольствие от процесса познания, но и раскрывают путь к решению проблемы.

Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т. е. пользоваться полученными знаниями. Поэтому использование проектной методики, позволяющей применять речевые навыки и умения на практике, очень важен. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

    занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

    учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

    в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

    в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на ученика: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

    усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

    совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и отработать статистические данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников.

Работа над проектом имеет следующие этапы:

    Подготовительный: планирование учителем проекта в рамках тем программы, выдвижение идеи учителем на уроке, обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.

    Организация работы: формирование микрогрупп, распределение заданий в микрогруппах, практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

    Завершающий этап: промежуточный контроль, обсуждение способа оформления проекта, презентация результатов проекта всей группе на вечере, на пленуме и т.д., подведение итогов выполнения проекта; обсуждение результатов, выставление оценок.

    Этап практического использования результатов проекта /в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д./.

В зависимости от продолжительности работы проекты подразделяются на минипроекты и большие проекты.

Проект “Schuleralbum ” , например, органично вписывается в тему “Die Schule ”. На первом уроке по этой теме учитель выдвигает идею проекта. Потом эта идея обсуждается учащимися. Формируются группы, распределяются роли и задания в группах: кто что делает. Учащиеся получают задание обдумать проект и предложить свои идеи. На следующем уроке обсуждаются идеи и то, какие трудности встретились. Обсуждается также форма презентации, например, комментарии к каждой странице альбома. Подбираются различные рубрики для альбома, например: из истории школы; наша школа в настоящее время; наша школа в будущем. Презентация альбома проходит на заключительном уроке по теме “Школа”. Учащиеся сами анализируют свой проект, делают выводы: что удалось, что не очень и почему.

Метод проектов может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Игру как метод обучения использовали с древности. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра – это:

Деятельность;

    мотивированность;

    индивидуализированная деятельность, личная;

    обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

    развитие психических функций и способностей;

    учение с увлечением”.

Пассов выделяет шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

    Формирование определенных навыков, например:

    Отгадайте, куда мы пойдем?

    Вы пойдете в кино? – Нет.

    Вы пойдете в парк? – Нет. И т.д.

    Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы “Квартира” можно провести такую игру:

    Ваня получил новую квартиру / на доске ее схема/, поможем ему расставить мебель.

    Обучение умению общаться: конкурс на самого вежливого собеседника, поздоровайтесь и сделайте комплимент и т.д.

    Развитие необходимых способностей и психических функций, например, игра “Снежный ком”:

1-й уч. Я собираюсь в путешествие и беру с собой мыло.

2-й уч. Я собираюсь в путешествие и беру с собой мыло и зубную пасту. И т.д.

    Познание в сфере страноведения и языка: викторины, лото, путешествия, конкурсы.

    Запоминание речевого материала: рифмовки, сопровождение слов мимикой и жестами.

Усвоение материала в процессе использования проблемных методов обучения становится следствием поисковой мыслительной деятельности ученика, т. к. проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, решение которой нельзя получить по готовому образцу на основе уже известных учащимся способов; здесь от решающего требуется проявление самостоятельности в самом подходе к решению. Эта система охватывает все основные виды учебной деятельности учащихся и определяет оптимальные условия организации их труда в каждом из этих видов деятельности. Иначе говоря, под проблемным методом понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение может использоваться в различных видах учебной работы по предмету: при изучении нового материала, при выполнении учащимися самостоятельных экспериментальных работ, выполнении домашних заданий.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности. Эти методы предполагают собственную структуру организации учебного процесса и целенаправленную деятельность учащихся.

Любая система обучения языку должна предполагать комплексное использование различных методов, однако это не исключает возможности выдвижения отдельных методов в качестве ведущих.

.

Это та область, в которой эти методы получают полную реализацию. Иностранный язык, по сути, предполагает беседу, разговор, ведь целью предмета является формирование навыков иноязычного общения.

Но научить ребенка говорить на чужом языке – сложная задача. Иному ребенку трудно общаться даже на своем, родном языке. И не столько потому, что у него недостаточно знаний или ограниченный лексический запас. Кто-то испытывает психологические трудности, кому-то скучно или лень: чего напрягаться, все равно, больше тройки не получишь. Поэтому задача учителя – заинтересовать, увлечь, создать такие условия, чтобы ребенок по собственной инициативе включился в учебный процесс.


Ход игры.

Класс делится на команды. Учитель читает небольшой текст. Если звучит знакомое слово, относящееся к теме урока, ученики поднимают одну руку.

Если звучит знакомое словосочетание – поднимают обе руки. Ошибки фиксируются на доске. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

2. В начальном и среднем звене с успехом проходят такие игры как «Цветик-семицветик», «Собери ромашку» . Игры служат для закрепления лексических и грамматических навыков.

Ход игры.

К доске прикрепляются бумажные лепестки, на оборотной стороне которых записаны модальные глаголы. Учащиеся выдергивают по очереди лепестки и спрягают устно глагол, который каждому достался.

Ход игры.

На столе бумажные лепестки, на оборотной стороне которых написаны слова по изучаемой теме на русском языке . Ученики подходят, выбирают лепесток, переводят слово на немецкий язык. Если перевод правильный, собирают «Ромашку». Побеждает ученик, собравший полный цветок.

3. Периодически дети забывают числительные. Для восстановления в памяти количественных и порядковых числительных часто использую игру «Встаньте в круг» . Игра способствует также развитию реакции.

Ход игры.

Дети становятся в круг, берутся за руки, начинают считать. Каждый называет последующую цифру. Ребенок который замешкался выбывает из круга. Оставшиеся продолжают счет до тех пор, пока не выявится победитель или победители.

4. Для автоматизации употребления лексики в устной речи и для развития памяти служат игры «Снежный ком» и «Игра – цепочка».

Ход игры.

Дети по цепочке спрашивают друг друга и отвечают, что им нужно из школьных принадлежностей. Пример: Ich brauche einen Radiergummi. Und du? Ich brauche ein Lineal. Und du? И т. д.

5. Очень нравятся детям ролевые игры «Знакомство», «На улице», «В магазине» . Игры развивают диалогическую речь, формируют речевой этикет, принятый в Германии.

6. Большой популярностью, как в начальном, так и в среднем звене пользуются Групповые игры «Кто соберет больше фраз» и «Быстрее, больше, лучше!» Игры способствуют формированию навыков письменной речи, орфографических навыков, а также формируют навыки коллективной деятельности и конечно служат для разминки (реализации здоровьесберегающих технологий)

Учащиеся делятся на две группы. Каждая группа обговаривает последовательность своих действий. Затем по команде участники подбегают к доске и записывают фразы, на своей части доски, возвращаются обратно и передают мел следующему члену команды и т. д. Капитан имеет право исправить ошибки, допущенные членами команды. Победителем объявляется команда, быстрее справившаяся с заданием. За каждую ошибку снимается один балл.

7. Опиши картину. Цель – развитие навыков устной речи

Нужно грамотно составить вопросы и дать полные ответы по картине

С большим интересом дети воспринимают задания с использованием компьютерных технологий. Компьютерные технологии обладают безграничными возможностями для объяснения сложных грамматических конструкций и структуры предложения.


Для ознакомления со схемой предложения составила игры «Ну-ка, отгадай!» для начальных и 5-х классов и «Структура предложения» для 7-х классов. Детей очень привлекают движущиеся фигуры и слова.

В среднем звене на заключительном этапе в качестве обобщения практикую такой вид творческой игры как «Презентация коллажей» . Задание способствует развитию творческих и коммуникативных способностей, Формирует навыки совместной работы.

Класс делится на две-три группы в зависимости от количества учащихся. Капитаны подходят к столу, на который учитель высыпает материал по изученной теме в виде плашек с текстами, диалоги, стихи, рифмовки, кроссворды, картины. Каждый отбирает материал по теме, доставшейся ему по жребию, садится на заранее подготовленные места и приступает к работе. На подготовку коллажа отводится определенное время. По истечению времени, группы выходят к доске по очереди и представляют свои работы.

В 5-м классе презентации проводились по теме «Старый немецкий город», в 7-м классе – по теме «Охрана окружающей среды»

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках немецкого языка: его можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра как форма обучения должна способствовать повышению учебно-познавательной деятельности учащихся.

«Собери слова».

Цель – проверка усвоения лексики.

Ход игры. На листке написаны (вперемешку) части сложных слов. За

определенное время нужно их соединить, а потом прочитать.

сложные слова

Schnee… zimmer

Haus… schreiber

«Вставь букву».

Цель – развитие орфографической памяти

Применяя игру как форму, средство, методический прием обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности участников игры.

Использование интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка с одарёнными учащимися

Sag mir, ich vergesse.

Zeig mir, ich behalte. Ziehe mich heran, ich verstehe. Восточная мудрость

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). По-немецки- „Wechselwirkung“. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Существуют определенные признаки интерактивного взаимодействия на уроке. Прежде всего, это возможность для любого из учащихся по какой - либо проблеме иметь свою точку зрения, услышать мнение оппонента и правильно реагировать на него. В рамках интерактивного взаимодействия педагог не передает готовые знания, а организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся при этом еще и создает ситуацию успеха, позитивно и оптимистически оценивая учащихся. Наличие рефлексии так же является одним из признаков интерактивного взаимодействия на уроке.

Поэтому, мне кажется, что именно данный метод наиболее эффективен при работе с одарёнными учащимися. Ведь чтобы воспитать свободного и думающего человека, необходимо чтобы процесс обучения был осмысленным и увлекательным, ученик чувствовал себя одарённым, неповторимым и успешным.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Что особенно важно для учащихся с повышенной мотивацией.

При работе с такими учащимися на уроке немецкого языка использую следующие интерактивные задания:

Работа в малых группах. Состав группы 5 - 6 человек. В каждой группе желательно объединить учащихся разного уровня подготовки. Следует заранее запланировать, как учащиеся будут распределены на группы. Для этого можно раздать карточки разного цвета, таким образом, объединив учащихся в группы.

Интерактивная игра « Детективы». Участники получают карточки, на которых написаны роли. Задача каждого участника - задавать вопросы, чтобы выяснить, кто есть кто. Эта игра с успехом используется для актуализации знаний по темам: «Животные», «Овощи и фрукты», «Вопросительные предложения» (в различных грамматических временах глагола).

Интерактивное упражнение «Восстанови рассказ». Текст делится на столько частей, сколько мини - групп; каждая часть текста делится на предложения. Задача групп - восстановить свой отрывок, а затем группы восстанавливают весь текст.

В структуру интерактивного занятия с одарёнными учащимися включаю интерактивные игры на снятие эмоциональных зажимов. «Сказка» . Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.

Часто использую в старших классах метод «Пять по пять».

Выбираю текст и делю его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста.Я предлагаю в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим учащимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т. п.). По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп. Таким образом, образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста. Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, я также в форме вопросов проверяю, как учащиеся поняли содержание всего текста.

При работе с учащимися с повышенной мотивацией с успехом можно применять и метод графического изображения основных мыслей (Mind Mapping), проектные методики. Стоит сказать, что интерактивные методы обучения следует вводить поэтапно, сначала это работа в парах или малых группах, где каждый получает возможность участвовать в работе, развивать навыки сотрудничества и общения.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний