Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения

Главная / Уильям Шекспир

Родилась 21 марта 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1953), доктор психологических наук (1970), профессор (1976) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ за 1973 г. за монографию “Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга”. Действительный член Академии педагогических и социальных наук (с 1996 г.), член Международного общества нейропсихологов (1990), вице-президент Международной Ассоциации музыкотерапии речи (1986), Заслуженный профессор МГУ (1999). Член редакционно-издательского совета издательства "Патолингвистика" (ФРГ), член редколлегий ряда иностранных научных журналов (Германия, Испания). Бронзовая медаль ВДНХ (1972). Медаль почетного профессора университета г. Хельсинки (Финляндия). Скончалась в 2016 году.

Область научных исследований: нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Р.Лурия на тему: “Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга” (1962). Докторская диссертация: “Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга” (1969). Цветкова продолжила традиции своего учителя - профессора А.Р. Лурия, занималась изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом (Цветкова, 1990). Разрабатывала научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, вела поиск методов его научного обоснования, а также исследовала нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных.

Читала лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: “Нейропсихология”, “Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга” и др. Под ее руководством защищено 25 кандидатских диссертаций.

Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.). Основные работы: Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга. М., 1966 (в соавт. с А.Р.Лурия); Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972; Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга). М., 1972; Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. М., 1985; Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.

Цветкова Любовь Семеновна (21.03.1929, Москва) - профессор, доктор психологических наук, ученица А.Р.Лурия, является одним из ведущих нейропсихологов, афазиологов и реабилитологов нашей страны, ученым с мировой известностью.

Закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Лауреат Ломоносовской премии МГУ за 1973 г. за монографию «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга».

Область научных исследований: нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Р.Лурия на тему: «Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга». Докторская диссертация: «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга».

Читает лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: «Нейропсихология», «Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга» и др. Под ее руководством защищено 25 кандидатских диссертаций.

Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Полное имя:

Ученая степень: доктор психологических наук

Отправить на e-mail

Доктор психологических наук (1970), профессор (1976) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ .

Образование и научная деятельность.

Родилась 21 марта 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1953), доктор психологических наук (1970), профессор (1976) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ за 1973 г. за монографию «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга». Имеет медали, в т.ч. бронзовую медаль ВДНХ (1972). Действительный член Академии педагогических и социальных наук (с 1996 г.), член Международного общества нейропсихологов (1990), вице-президент Международной Ассоциации музыкотерапии речи (1986), Заслуженный профессор МГУ (1999). Является членом редакционно-издательского совета издательства «Патолингвистика» (ФРГ), членом редколлегий ряда иностранных научных журналов (Германия, Испания), имеет медаль почетного профессора университета г. Хельсинки (Финляндия).

Область научных исследований.

Нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А. Р. Лурия на тему: «Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга» (1962). Докторская диссертация: «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга» (1969). Цветкова - продолжает традиции своего учителя - профессора А. Р. Лурия , занимается изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом (Цветкова, 1990). Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных.

Читает лекции в МГУ , на дефектологическом факультете МГПУ , а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: «Нейропсихология», «Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга» и др. Под ее руководством защищено 25 кандидатских диссертаций.

Более 220 научных публикаций , из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).

Основные работы:

  • Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга. М., 1966 (в соавт. с А.Р.Лурия);
  • Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972;
  • Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга). М., 1972;
  • Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. М., 1985;
  • Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Л. С. Цветкова

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ СЧЁТА, ПИСЬМА

И ЧТЕНИЯ:

НАРУШЕНИЕ И

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Министерства общего и профессионального образования РФ

к использованию в вузах и школах РФ в качестве

учебно-методической литературы.

Москва - Воронеж 2000

Главный редактор: Д.И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора: С.К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

М. И. Кондаков В. И. Лубовский В. Я. Ляудис Н. Н. Малафеев 3. А. Малькова Н. Д. Никандрок

АИ. Подольский В. В. Рубцов В. Л. Сластенин В. Д. Шадриков
Ш. А. Амонашвили А. Г. Асмолов

A. А. Бодалев

B. П. Борисенков
И. В. Дубровина
Л. П. Кезина

Цветкова Л.С.

Нейропсихология счета, письма и чтения: наруше­ние и восстановление. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с. (Серия «Библиотека психолога»).

В предлагаемой книге проведен качественный нейропсихологический и психологический анализ нарушения письма, чтения и счета, позволивший выделить механизмы нарушения лих психических про­цессов и дать краткий анализ методов их восстановления. Эта книга осо­бенно необходима врачам и нейропсихологам, дефектологам и логопе­дам, занимающимся патологией высших психических функций и прак­тической реабилитацией детей и взрослых с поражением или дисфунк­цией мозга, а также психологам и учителям, занимающимся вопросами начального обучения детей грамоте как в общеобразовательной, так и в специальной школах.

ISBN 5-89502-138-7 (МПСИ)

ISBN 5-89395-246-4 (НПО «МОДЭК»)

© Московский психолого-социальный

институт, 2000. © Издательство НПО «МОДЭК».

Оформление. 2000.

Послушайте, что смертным Сделал я: Число им изобрел И буквы научил соединять, Им память дал, мать муз - всего причину. Эсхил. Прикованный Прометей

ВВЕДЕНИЕ

В течение длительного времени перед педагогиче­ской психологией стояли задачи проведения исследова­ний с целью тщательного анализа процессов усвоения языка и речи, сложных форм логических операций и сче­та, изучения трудностей, возникающих при обучении письму и чтению, счету и счетным операциям, решении арифметических задач, а также тех трудностей, которые возникают при овладении грамматическими формами языка, при усвоении понятий, при обучении понима­нию текстов.

Изучение и глубокий анализ всех этих процессов со­вершенно необходимы для того, чтобы на научных осно­вах разработать рациональные методы обучения и преодо­ления трудностей, возникающих при усвоении детьми вы­сших психических функций (ВПФ), навыков и знаний при их обучении в школе.

В настоящее время проблемы эффективности обуче­ния детей грамоте и путей оптимизации восстановитель­ного обучения и обучения детей с аномальным развитием продолжают быть актуальными и находятся в центре вни­мания различных областей научного знания - психологии и нейропсихологии, дефектологии и логопедии и др. Ана­лиз литературы показывает, что проблема здесь не в дефи­ците исследований и публикаций по этим вопросам, в ча­стности, по вопросу о письме и чтении, о методах обуче­ния этим процессам в школе. Нет недостатка в методиче­ских пособиях и разработках. И тем не менее проблема эф­фективности обучения детей письму и чтению, счету и счетным операциям в общеобразовательной и специальной

школах все еще остается актуальной и нуждается в по­исках оптимального ее решения.

Нам представляется, что одной из центральных при­чин этих трудностей является недостаточность знаний и отсутствие глубины понимания высших психических фун­кций: их генеза и сложного строения - многозвенного и многоуровневого, взаимодействия разных звеньев и уров­ней в организации структуры ВПФ, взаимодействия структуры и функции, сложных взаимоотношений ВПФ с мозгом, который, конечно же, не порождает психические процессы, но принимает специфическое участие в их про­текании. Недостаточность этих знаний и неполный их учет в построении обучения и при разработке методов и ведут к неполноценному пониманию психологии тех трудностей, которые возникают у учеников в процессе обучения их знаниям и различным навыкам. Все это касается и обуче­ния письму, чтению и счету, которым и посвящена настоя­щая работа.

Анализ научного состояния проблемы обучения гра­моте детей в общеобразовательной школе, адекватности и эффективности методических разработок, в частности, обучения письму, проведенный рядом исследователей, показал, что методические разработки обучения младших школьников письму не соответствуют его сложному генезу и структуре и свидетельствуют о недостаточном знании и понимании этими специалистами значимости письмен­ной речи для развития психической сферы у детей. В боль­шинстве работ по этой проблеме разрабатывался лишь во­прос об усвоении моторных навыков письма , правописа­ния и пунктуации, «...в то время как процесс развития пи­сьменной речи как деятельности построения целостных текстов оставался неисследованным» 1 . Об этих недостат­ках в школьном обучении письму писал is свое время Л.С. Выготский, а позже А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Галь­перин, Л.К. Назарова, М.Н. Кадочкии, В.И. Лубовский, И.А. Садовникова и др. В своих работах эти авторы указы­вали, что письмо, при обучении ему в школе, чаще всего рассматривалось лишь как сенсомоторный или опти­ко-моторный акт и все внимание при обучении обраща­лось на обучение письму графемы. Многие методические

1 Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования пи­сьменной речи у младших школьников. - Кишинев: Изд-во Штиинца, 1983.

разработки до сих пор не учитывают важности такого структурного звена в письме, как оптико-пространствен­ное восприятие. Недостаточно учитываются при обуче­нии письму мотивация и особое построение письма как абстракции. Не учитывая психологическую сложность письменной речи, детей, конечно, можно научить выво­дить буквы и писать слова и предложения, но нельзя обу­чить их письменной речи, выполняющей важнейшую роль в развитии психики детей, их личности, эмоциона­льно-волевой сферы.

С рядом определенных трудностей сталкиваются учителя и при обучении детей математике, в частности, понятию числа, счету и счетным операциям. При обуче­нии математике по общепринятой программе формиро­вание понятия о первых числах происходит непосредст­венно, путем усмотрения. Ничего нового по сравнению с житейским подходом к числу, к оценке количества не формируется 1 , что ведет, по мнению авторов, к форми­рованию неполноценных функций счета и навыков счислительных операций. Что касается обучения детей чтению или его восстановления у больных с алексией, то здесь также обнаруживаются трудности методического характера.

Динамика современной общественной жизни, увеличе­ние потока информации, появление новых видов знаний обусловили возрастание значения письменной речи - пи­сьма и чтения - в жизни человека. В этой связи возникает настоятельная потребность изменения методик обучения детей и взрослых чтению. Существующие методы обучения детей чтению в школе не лишены недостатков, которые имеют много причин, и в частности, недостаточный учет сложной структуры этого психического процесса, его пси­хологического содержания, роли понимания текста в фор­мировании скорости и четкости чтения, способов выработ­ки динамического стереотипа чтения. Современные лите­ратурные данные подтверждают положение психологии о том, что при чтении восприятие большей части поступаю­щей информации обеспечивается работой мозга, а меньшей - перцептивными процессами (зрительным восприятием) (Д. Холмз, П. Колере). Чтение характеризуется прежде всего

1 Салмина И.Г., Сохина В.П. Обучение математике в начальной школе - М., 1975.

как мыслительная деятельность (А.Н. Соколов, Т.Г. Егоров, С. Артли, Е.Н. Соколов и др.).

Все эти данные о процессе чтения ставят перед препо­давателями задачу проведения постоянной работы как над «технической стороной» чтения, так и над улучшением по­нимания, для чего необходима разработка специальных методов, направленных на глубину понимания читаемого.

В чем трудности изучения структуры высших психи­ческих функций, в том числе чтения, письма и счета? Эти трудности связаны с методами исследования внут­реннего строения психических процессов. Поэтому изу­чение структуры и психологического содержания вы­сших психических функций, разработка методов обуче­ния психическим функциям долгое время представ­лялись невозможными. Заметный прогресс в решении этих вопросов наметился после исследований по психо­логии усвоения знаний дошкольниками и младшими школьниками, выполненных рядом известных психоло­гов - А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, В.И. Лубовским, В.В.Давыдовым, Р.Э. Марковой и др. Однако, не­смотря на плодотворность этих исследований, в которых был проведен глубокий психологический анализ усвое­ния различных навыков и знаний и были выделены вхо­дящие в них психологические компоненты, рациональ­ное формирование этих психических процессов и их ис­следование все еще оказываются труднодоступными для всех, кто имеет дело с практикой обучения детей различ­ным навыкам и знаниям.

Эти и ряд других трудностей обнаруживаются и в обла­сти восстановительного обучения больных с локальными поражениями мозга.

Долгое время в неврологии и психологии восстановле­ние ВПФ после поражения мозга считалось невозмож­ным, поскольку ВПФ рассматривались как неразложимые способности, локализующиеся в узких участках мозга, по­ражение которых считалось необратимым, а пострадавшая функция - невосстанавливаемой. Эта точка зрения разде­ляется и в наше время в некоторых научных школах раз­личных стран. Л.С. Выготский по этому вопросу писал, что восстановление высших психических функций возможно и что решение этого вопроса во все времена было связано с состоянием двух других проблем - с представлением о ВПФ, их генезе и строении и с представлением о связи

ВПФ с мозгом, т.е. с учением о локализации высших пси­хических функций.

(р. 1929) - российский психолог, специалист в области нейропсихологии. Д-р психологических наук (1970), профессор (1976). Засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (1996). Чл. Международного общества нейропсихологов (1990). Чл. РИСО издательства Патолингвистика (ФРГ), чл. редкол. ряда иностранных научных журналов. Лауреат Ломоносовской премии МГУ им. М.В.Ломоносова (1973). Окончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1953). Работает на кафедре нейро-и патопсихологии фак-та психологии МГУ. Ученица А.Р. Лурия. Под его руководством защитила канд. дис: Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга (1962). В 1970 г. защитила докт. дис: Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. Занимается изучением психологических и нейропсихологичес-ких закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга (Нейропсихология и восстановление высших психических функций, М., 1990). Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует неиропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных (Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга (совм. с А.Р. Лурия, 1966). Автор ряда монографий и учебных пособий: Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга), М., 1972; Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность, (учеб. пос, 1985); Нейропсихология и восстановление высших психических Функций, М., 1990 и др. О. Г. Носкова



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний