Современные инновационные технологии физической культуры. Рождение новых технологий в спорте: интересные факты

Главная / Иван Бунин

Физическая культура и спорт – неотъемлемая часть нынешней жизни. Для современных людей многие новые технологии в спорте становятся привычными. Часто не замечаешь, насколько жизнь и спортсменов, и обычных граждан, немыслима без спортивных инноваций.

Для многих описываемые технологии выражаются в телевидении, постоянно совершенствующем спортивные трансляции. Тем не менее это далеко не все, ведь идёт активное развитие инновационных компьютерных программ и систем. Они помогают организовывать тренировки с большей эффективностью, корректировать игры и даже оказывать необходимую психологическую разгрузку.

Инновационные технологии в физической культуре для подрастающего поколения

Для учащихся школ и иных учебных заведений важный раздел – занятия по физическому образованию. Сегодня инновации в физической культуре выражаются в использовании нетрадиционных упражнений и родов деятельности при обучении. К последним, например, относится йога.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новое время выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов для подготовки учащихся к жизни в условиях стремительно меняющегося мира. В настоящее время сложилось значительное количество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «Традиционной школы».

Когда слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется мало часов. Дети не любят слушать правила по технике безопасности, теоретические сведения по предмету, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии, урок становится более интересным, наглядным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.

ХХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:

    развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

    развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению;

    формирование коммуникативных умений и навыков.

Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества. Следовательно, наша цель – найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:

    использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

    использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

    использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

    использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют учителю достичь в ходе проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику в полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету - двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие. Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это составление текстовых документов в программе «MS OfficeWord»:

    Календарно – тематическое планирование;

    Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

    Планы работ по триместрам и поурочное планирование;

    Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS OfficeExcel». Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.
Способ накопления информации:

    быстрый способ поиска информации через систему интернета;

    способ хранения информации;

    быстрый поиск необходимого материала.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

    актуализация знаний;

    сопровождение объяснения учителем нового материала;

    первичное закрепление знаний;

    обобщение и систематизация знаний.

Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

    осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию

обучения;

    вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

    достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и незнание материала.
Как средство улучшения образовательного процесса в педагогической деятельности учителя широко используется блог . Термин «Блог» (blog) происходит от английского слова, обозначающего действие – блоггинг – вход во Всемирную паутину или веб, в которой человек ведёт свою коллекцию записей. Каждое сообщение, опубликованное внутри блога, имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Каждый учитель может оформить блог в соответствии со своими требованиями, выделить самые важные сообщения, разместить необходимые ссылки. Дизайн блога можно сделать как с помощью шаблонов, так и с использованием своих рисунков, тем и т.д. С помощью блога учитель может проводить тестирование, размещать домашние задания, дополнительные материалы к уроку. Блог позволяет выкладывать презентации, видеоматериалы, текстовые документы, изображения.
Постоянное использование блога сможет дать ученикам:

    использование материалов уроков в режиме on-line; дополнительную информацию по предмету;

    изучение пропущенных тем в случае болезни;

    повысить мотивацию к обучению;

    постоянный личный контакт с учителем.

Участие в блогосфере может помочь учителю в определённой своей собственной профессиональной позиции, наладить непосредственный контакт с учащимися, повысить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.
Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-познавательной деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету. Сайт для современного учителя – это, своего рода, одно из условий его профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории коллег.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени. Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Применение новых информационных технологий позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции. Новые информационные технологии являются полезным дополнением к уроку.
Таким образом, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять общий кругозор. Я использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным. Создавая презентацию необходимо учитывать возраст учащихся. Для первых классов необходимо создавать слайды по проще, содержащие больше цветных картинок, меньше текста и схем. Четвертым классам уже более сложные, где они могут анализировать уже знакомые движения, изучать технику выполнения новых движений.

С помощью Информационных Компьютерных Технологийможно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

На практике применительно к урокам физической культуры, вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались в основном текстовые документы: – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний в самообразовании.

Мною был изучен материал по использованию Информационных Компьютерных Технологий на уроках. Училась овладевать компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint. Сканирую из методической литературы схемы, картинки, пользуюсь материалом из интернета.

На примере презентации по лыжной подготовке показываю, как можно использовать Информационных Компьютерных Технологий на уроках физической культуры.

Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации.

Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

Юлия Соловьева (Соколова)
Инновационные технологии в области «Физическая культура»

Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы определяют как одну из важнейших задач : охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей , создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно -оздоровительной работы в ОО - это и является актуализацией моего педагогического опыта.

Ключевым теоретическим положением, на основании которого базируется мой опыт работы в рамках обозначенной проблемы, является инновационные технологии обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в области физическая культура и создающие основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанников новых знаний, умений, компетенций, что требует применения таких технологий , как (ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ)

- технология проектной деятельности

- технология проблемного обучения (организация учебно-исследовательской деятельности)

- технология уровневой дифференциации

- технология обучения на основе учебных ситуаций

- технология сотрудничества

- технология развития критического мышления

- технология проблемно-диалогового обучения.

В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы : предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

ИСХОДЯ ИЗ АКТУАЛИЗАЦИИ БЫЛА ОПРЕДЕЛЕНА Цель моей работы : повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения детей , вовлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи :

Выявить способы привлечения воспитанников и их родителей в образовательный процесс с использованием инновационных технологий .

Изучить, обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий в области физическая культура .

Выявить роль и значение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий в образовательном процессе;

Формировать у детей и их родителей привычку к ЗОЖ под средством инновационных технологии .

Ведущая педагогическая идея опыта

заключается в том, что работа по физическому развитию детей с использованием вышеперечисленных инновационных технологий будет способствовать повышению вовлечения родителей в образовательный процесс,

здоровье детей будет сохраняться, и укрепляться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии использования инновационных технологий .

Моя работа строилась в несколько этапов :

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации .

На первоначальном этапе изучив источники и собрав нужную информацию, проанализировав свою практическую деятельность, я пришла к выводу, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

На втором этапе я стала применять новшества в своей педагогической практике. Стала применять в своей работе те технологии , которые, на мой взгляд, будут помогать мне в решении задач и добиться цели.

Остановлюсь более подробно на проектной технологией , одной из наиболее эффективных в наши дни.

Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен. Мне он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении проблемных задач.

Например : один из проектов реализованный с детьми и родителями «Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу» . Каждая группа отвечала за создание картотеки : художественное слово о мяче, подвижные игры, карты – схемы упражнении и др.

Дети совместно с родителями выполняли свои мини-проекты по сбору информации на разную тематику : - Спортивные игры с мячом;

Подвижные игры с мячом.

Как мы играем дома с мячом.

Проект «Мы за здоровый образ жизни»

Проект «Правила дорожного движения выполняй и здоровье сохраняй»

Проект посвященный ВОВ «Как давно это было» .

На заключительном этапе проектов мы проводим итоговую спортивную конференцию, где дети совместно с родителями защищают свои мини-проекты. Например, в конференции по ЗОЖ дети защищали такие проекты как :

- «Здоровое питание»

- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» .

Родители активно включаются в проектную деятельность, предлагают свою помощь, учувствуют во всех запланированных мероприятиях (походы в лес, на каток, экскурсии, конференции и др.)

Естественно технология проектирования тесно взаимодействует с проблемным обучением. Данная технология используется в моём опыте работы.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. На физкультурной деятельности ставлю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Технология уровневой дифференциации я использую в работе с целью создания условий для личностного развития дошкольника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого обучающегося.

На каждом занятии физической культуры или разной деятельности применяются элементы технологии уровневой дифференциации :

По гендерному признаку - дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса; Например : ОРУ ленточки – для девочек, гантели – для мальчиков.

По здоровью и по уровню развития, обучающие распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия :

Личностно - ориентированный подход.

Данный подход, нацелен, прежде всего, на укрепление здоровья и развития двигательной активности детей. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями , возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.

Целью технологии сотрудничества является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач :

Формированием у детей способов работы в паре, в малой группе. (На физкультурных занятиях по картам-схемам (разработана картотека) дети выполняют упражнения в группах, ситуации «Научи друга» ). Я стараюсь быть партнером для ребенка.

Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки. (Работав по подгруппам дети анализируют себя и своих сверстников) .

В процессе реализации данной технологии вижу результат в том, что дети овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и мной; навыки контроля и взаимоконтроля деятельности; формируется умение отстаивать свои мнения; указывать на ошибки и исправлять их. Формируется база учебной деятельности, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную деятельность.

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ОО, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. Естественно в своей педагогической деятельности активно использую информационные компьютерные технологии .

Планирование в электронном виде :

Образовательного процесса по физической культуре ;

физкультурно-оздоровительных и физкультурно -массовых мероприятий;

Индивидуальной работы с детьми;

Мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

Оформление :

Результатов физкультурно-массовой работы ДОУ ;

Методических материалов, способствующих образованию дошкольников в области физической культуры . Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.

Создание и пополнение своего портфолио;

Также используется ИКТ и в работе с родителями, помещая в родительские уголки и на сайт ОО различную информацию.

Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Ресурсы Интернет-сети, помогают в подборке современной детской музыке для физкультурных занятий и праздников. Движение под музыку развивает чувства ритма и творческое воображение.

Наличие персональной странички на МААМ. ru позволяет обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами из разных уголков страны, обсуждать проблемы, делится дидактическими пособиями и т. д.

Таким образом можно сделать вывод о том, что инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий .

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии , использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей, что помогает мне в моей педагогической практике.

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Программа курса по выбору

Программа курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» направлена на овладение студентами специальности 032101 «Физическая культура и спорт» и направления подготовки 032100 «Физическая культура» современными образовательными и оздоровительными технологиями в области физической культуры, а также направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций, характеризующих качество подготовки кадров данной отрасли.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цель курса

Цель курса – формирование у студентов факультета физической культуры профессионального мышления, умений, навыков и компетенций, которые позволят использовать инновационные технологии физической культуры в будущей трудовой деятельности.

1.2. Задачи курса

▪ Добиться прочного овладения студентами системой профессиональных знаний об инновационных технологиях физической культуры.

▪ Воспитание у студентов способности осмысливать информацию, относящуюся к инновационным технологиям физической культуры и определять эффективные пути ее использования в будущей профессиональной деятельности.

▪ Привитие студентам опыта творческой деятельности, умений анализировать и проектировать инновационную работу.

▪ Обеспечить применение студентами усвоенных технологий в практической деятельности.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Отечественная и зарубежная наука в области физической культуры и спорта в последние годы предлагает различные инновационные проекты. Их внедрение зачастую носит локальный характер, а опыт преподавания в практике подготовки физкультурных кадров практически отсутствует. Несомненно, овладение студентами факультета физической культуры инновационными технологиями физической культуры и внедрение их в практику физического воспитания системы образования России позволит решить многие как частные, так и общие проблемы в этой области.

Курс по выбору «Инновационные технологии физической культуры» относится к национально-региональному (вузовскому) компоненту блока общепрофессиональных дисциплин (ОПД). Его содержание должно реализовываться перед выходом студентов на педагогическую и профессионально-ориентированную практики.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Усвоение курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» предусматривает три уровня:

1-й уровень ознакомительный – предполагает восприятие, осмысление и запоминание студентом основного содержания курса «Инновационные технологии физической культуры».

2-й уровень адаптивный – предполагает приобретение студентом профессиональных компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности в знакомых условиях и обязательное выполнение заданий СРС.

3-й уровень продуктивный – предполагает осуществление на практике в новых условиях инновационной деятельности.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса.

Курс по выбору «Инновационные технологии физической культуры» состоит из разделов:

1. Введение.

2. Современные инновационные технологи физической культуры.

3. Самостоятельная работа студентов (СРС).

2.2. Темы и их содержание.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ.

Тема 1. Инновационные технологии физической культуры и их место в системе профессиональной подготовки физкультурных кадров.

Вводное представление о курсе «Инновационные технологии физической культуры», его цели, задачи и значение в профессиональном образовании специалиста по физической культуре и спорту. Место инновационных технологий в профессиональной подготовке специалиста. Организация и формы занятий КПВ. Требования к студентам.

Определение понятий «инновация», «инновационные процессы», «инновационная деятельность», «педагогические технологии», «педагогические проекты», «инновационные технологии» и их соотношение. Общие и специфические признаки, характеризующие современные инновационные технологии физической культуры. Инновационные технологии физической культуры и качество профессиональной подготовки современного специалиста.

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Концепция спортивно-ориентированного физического воспитания в России.

Цель, задачи и особенности организации спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Методология построения спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Механизмы реализации спортивно-ориентированного физического воспитания школьников.

Образовательный и социальный аспекты спортивно-ориентированного физического воспитания.

Тема 2. Всероссийское движение «Дети России образованы и здоровы» (ДРОЗД)

Цель, задачи и основные этапы развития движения «ДРОЗД». Опыт реализации проекта «ДРОЗД» в России. Перспективы развития движения «ДРОЗД».

Исторический аспект олимпийского образования. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Неоолимпизм и его приоритеты. Философское значение современного олимпизма.

Цель, задачи, средства, методы и сущность олимпийского образования.

Олимпийское образование как инновационная технология физического воспитания. Организационно-педагогические основы олимпийского образования в России. Особенности внедрения олимпийского образования в практику общеобразовательных учреждений.

Валеологические функции и задачи системы образования.

Концептуальные основы валеологической педагогики в образовательных системах. Методологические принципы валеологического воспитания и образования.

Современные валеологические и прогрессивные психолого-педагогические технологии и методы обучения, способствующие сохранению здоровья человека.

Валеологические основы стратегии и тактики педагогического мастерства специалиста по физической культуре и спорту.

Здоровая школа как валеологически-ориентированная модель образовательного процесса. Наиболее результативные методы и формы валеологической работы в образовательных учреждениях разного типа.

Концепция, методология и методика «Президентских состязаний» населения Российской Федерации. Особенности организации «Президентских состязаний». Информационное обеспечение «Президентских состязаний». Социокультурный эффект «Президентских состязаний».

Проект всемирного спортивно-оздоровительного движения. Базовые посылки, компоненты и последовательность реализации международной части программы «Президентские состязания». Концептуальные основы Президентской спортивно-оздоровительной программы.

Концепция спартианского движения. Цели и основные задачи спартианской технологии. Специфические цели и задачи, связанные с физкультурой и спортом.

Формы и методы спартианской технологии. Спартианские игры. Спартианский клуб. Включение детей и молодежи в спартианское движение.

Особенности спартианской технологии – гуманистическая направленность; комплексный интегративный характер; ценность соревнований для детей и молодежи; взаимосвязь спорта и искусства.

Основные направления и социальный эффект использования спартианской технологии в работе с различными группами населения.

РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС)

Тема 1. Спортивно-ориентированное физическое воспитание.

Разработать годовое планирование спортивно-ориентированного физического воспитания для одной из общеобразовательных школ и предложить его к внедрению.

Тема 2. Всероссийское движение «Дети России образованы и здоровы» (ДРОЗД).

Подготовить реферат на тему «Опыт реализации проекта «ДРОЗД» в …».

Тема 3. Олимпийское образование.

Разработать не менее 10 тестов к программе теоретического тура предметной олимпиады школьников «Олимпийские игры современности».

Тема 4. Валеологическое образование.

Принять участие в проведении опроса школьников в рамках программы международного проекта «Здоровье и поведение школьников».

Тема 5. Президентские состязания.

Составить программу «Президентских состязаний» школьников для её внедрения в практику работы школ в период прохождения педагогической практики.

Тема 6. Инновационная Спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи.

2.3. Контрольные задания

Задание 1: гностические умения студентов.

1. Найти сайт Госкомспорта РФ.

2. Изучить материалы последнего заседания Госсовета по вопросам развития физической культуры и спорта в России.

3. Выделить приоритетные задачи и предлагаемые пути их решения.

Задание 2: прогностические умения студентов.

1. Составить опросник для абитуриентов факультета на предмет выявления их профессиональной ориентации и пригодности.

2. Провести опрос абитуриентов в период проведения «Дней открытых дверей факультета».

3. Обработать результаты опроса и представить их в предметную комиссию.

Задание 3: проектировочные умения студентов.

1. Разработать программу «Дня здоровья» для общеобразовательной школы.

2. Получить на программу экспертное заключение у ведущего преподавателя.

3. В период педагогической практики провести в школе «День здоровья» по утвержденной программе.

Задание 4: коммуникативные умения студентов.

1. Составить текст собственного вступления на тему «Вклад Ставропольских спортсменов в развитие современного олимпийского движения».

2. Записать выступление на диктофон и прослушать. Исправить ошибки.

  1. Выступить с докладом в группе.

Задание 5: организаторские умения студентов.

1. Изучить программу Спартакиады факультета.

2. Выбрать один вид межгрупповых соревнований и войти в состав судейской коллегии.

3. Оказать помощь в организации и проведении соревнований по одному из видов спорта.

III. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Форма итогового контроля – зачет. Для получения зачета студент обязан освоить 3-й (продуктивный) уровень содержания курса и выполнить предусмотренный программой объем СРС и контрольные задания.

IV. УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

5.1. Основная литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. – М.: ТПФК, 2006. – 112 с.
  2. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога: учебное пособие. – М.: ТПФК, 2005. – 191 с.
  3. Олимпийский учебник студента: Учебное пособие / В.С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с.
  4. Основы валеологии: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 205 с.
  5. Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Под ред. В.А. Магина, И.Ю. Соколовой. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 264 с.
  6. Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. – М.: Центр развития спартианской культуры, изд-во «Советский спорт», 2003. – 336 с.
  7. Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: ТПФК, 2009. – 320 с.
  8. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России / В.С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2007. – 144 с.

5.2. Дополнительная литература

  1. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. с. 19-22.
  2. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю., Силина А.Ю. О проекте всемирного спортивно-оздоровительного движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. с. 58-61.
  3. Контанистов А.Т. О формировании организационно-педагогических основ олимпийского образования в России // Теория и практика физической культуры. 2003. № 3. с. 44-47.
  4. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб; СОЮЗ, 1998. – 256 с.
  5. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 3.
  6. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 1.
  7. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.

БАСТАУЫШ СЫНЫПТАРЫНДА ДЕНЕ ШЫНЫҚТЫРУ САБАҚ ТАРЫНДА ЗИЯТКЕРЛІК ТЕХНАЛОГИЯЛАРДЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДистельР.З.

Средняя общеобразовательная школа №18

Г. Павлодар

Физическая культура

Новое время выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов для подготовки учащихся к жизни в условиях стремительно меняющегося мира. В настоящее время сложилось значительное количество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «Традиционной школы».

Когда слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется мало часов. Дети не любят слушать правила по технике безопасности, теоретические сведения по предмету, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии, урок становится более интересным, наглядным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.

ХХ I -й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:

    развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

    развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению;

    формирование коммуникативных умений и навыков.

Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества. Следовательно, наша цель – найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:

    использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

    использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

    использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

    использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют учителю достичь в ходе проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику в полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету - двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие. Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это составление текстовых документов в программе «MS OfficeWord»:

    Календарно – тематическое планирование;

    Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

    Планы работ по триместрам и поурочное планирование;

    Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS OfficeExcel». Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.
Способ накопления информации:

    быстрый способ поиска информации через систему интернета;

    способ хранения информации;

    быстрый поиск необходимого материала.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

    актуализация знаний;

    сопровождение объяснения учителем нового материала;

    первичное закрепление знаний;

    обобщение и систематизация знаний.

Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

    осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию

обучения;

    вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

    достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и незнание материала.
Как средство улучшения образовательного процесса в педагогической деятельности учителя широко используется блог . Термин «Блог» (blog) происходит от английского слова, обозначающего действие – блоггинг – вход во Всемирную паутину или веб, в которой человек ведёт свою коллекцию записей. Каждое сообщение, опубликованное внутри блога, имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Каждый учитель может оформить блог в соответствии со своими требованиями, выделить самые важные сообщения, разместить необходимые ссылки. Дизайн блога можно сделать как с помощью шаблонов, так и с использованием своих рисунков, тем и т.д. С помощью блога учитель может проводить тестирование, размещать домашние задания, дополнительные материалы к уроку. Блог позволяет выкладывать презентации, видеоматериалы, текстовые документы, изображения.
Постоянное использование блога сможет дать ученикам:

    использование материалов уроков в режиме on-line; дополнительную информацию по предмету;

    изучение пропущенных тем в случае болезни;

    повысить мотивацию к обучению;

    постоянный личный контакт с учителем.

Участие в блогосфере может помочь учителю в определённой своей собственной профессиональной позиции, наладить непосредственный контакт с учащимися, повысить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.
Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-познавательной деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету. Сайт для современного учителя – это, своего рода, одно из условий его профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории коллег.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени. Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Применение новых информационных технологий позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции. Новые информационные технологии являются полезным дополнением к уроку.
Таким образом, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять общий кругозор. Я использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным. Создавая презентацию необходимо учитывать возраст учащихся. Для первых классов необходимо создавать слайды по проще, содержащие больше цветных картинок, меньше текста и схем. Четвертым классам уже более сложные, где они могут анализировать уже знакомые движения, изучать технику выполнения новых движений.

С помощью Информационных Компьютерных Технологийможно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

На практике применительно к урокам физической культуры, вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались в основном текстовые документы: – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний в самообразовании.

Мною был изучен материал по использованию Информационных Компьютерных Технологий на уроках. Училась овладевать компьютерными технологиями и программой М icrosoft Р ower Р oint . Сканирую из методической литературы схемы, картинки, пользуюсь материалом из интернета.

На примере презентации по лыжной подготовке показываю, как можно использовать Информационных Компьютерных Технологий на уроках физической культуры.

Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации.

Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

Использованная литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.1999г.
2. Лехтина Л.П. Модели педагогических информационно-коммуникационных технологий (электронный ресурс)
3. «ИТО – Ростов -2010» - Дядюшкина Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний