Особенности программы дошкольного образования открытия. Школьный гид

Главная / Г. Х. Андерсен
03 мая 2015, возникла как ответ на стремление Министерства образования и науки РФ и группы экспертов модернизировать в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье. Это стремление наиболее полно отразилось в Стандарте , который поддерживает и продвигает ценность развивающего вариативного и фактически закладывает основу для модернизационного проекта.

Дух и основные положения этого документа нашли свое развернутое воплощение в примерной образовательной Программе «ОткрытиЯ» , ориентированной на ребенка. В программе реализован подход, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста, в котором неприемлема подмена специфических задач этого периода задачами более старших возрастов. Принципы сотрудничества и со-действия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержка личности маленького ребенка, позитивное взаимодействие в системе «взрослые – дети», создающее условия для развития детской инициативы, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, на которые опирается Стандарт ДО, – основа данной примерной Программы.

Главная идея современных программ и модернизации образования в целом - это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства. Ну а некоторые практические советы Вы найдете в замечательной книге «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти» (З. Некрасова, Н.Некрасова), скачать которую можно по ссылке

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Е.Г. Юдина, Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.В. Бодрова, С. С. Славин ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТКРЫТИЯ» Под редакцией Е.Г. Юдиной Научный руководитель А.Г. Асмолов Москва 2014

2 Содержание Введение I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ I.1. Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста I.2. Цели и задачи Программы I.3. Психолого-педагогические условия реализации Программы I.4. Планируемые образовательные результаты II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ II.1. Организация развивающей образовательной среды в группе детского сада. Разделение пространства в помещении группы и на участке II.2. Примерный режим дня III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ III.1. Работа в развивающей образовательной среде группы III.1.1. Роль развивающей среды в развитии детей III.1.2. Принципы создания развивающей образовательной среды в группе детского сада III.1.3. Центры активности детей, их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста Литературный центр (центр грамотности и письма) Центр «сюжетно-ролевой» игры Центр искусств Центр кулинарии Центр песка и воды Центр науки и естествознания Центр строительства «Работающие» стенды в жизни детей III. 2. Взаимодействие педагогов с детьми III.2.1. Достижение целей развития, поставленных в Программе Самостоятельность и инициативность Ответственность и самоконтроль Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка Коммуникативные навыки Умение работать в команде Независимое и критическое мышление III.2.2. Функции педагога при взаимодействии с детьми (от директивной модели взаимодействия педагогов с детьми к недирективной) III.2.3. Правила поведения в группе


3 III.2.4. Как слушать детей и отвечать им III.3. Групповой сбор III.3.1. Задачи Утреннего сбора III.3.2. Задачи Вечернего сбора III. 4. Вовлечение семьи в образовательный процесс III.4.1. Общение с семьями по поводу детей III.4.2. Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду III.5. Работа с проектами III.5.1. Проектно-тематическое обучение III.5.2. Планирование при проектно-тематическом обучении III.5.3. Виды проектов. Выбор темы проекта III.5.4. Образовательные результаты при проектно-тематическом обучении III.6. Планирование и оценка развития ребенка III.6.1. Роль наблюдения в личностно-ориентированном образовании III.6.2. Разработка индивидуальной образовательной программы III.6.3. Наблюдение, оценивание и планирование III.6.4. Основные методы сбора информации о ребёнке Наблюдение Карта наблюдений Портфолио III.6.5. Основные характеристики реальной оценки III.6.6. Конфиденциальность III. 7. Организация игры в группе детского сада III.7.1. Что такое игра III.7.2. В какие игры играют дети III.7.3. Насколько развита детская игра III.7.4. В чем состоит педагогическая поддержка игры III.8. Работа в команде III.8.1. Создание региональной команды III Этапы создания команды в детском саду III.8.3. Функции и обязанности воспитателя в команде III.8.4. Функции и обязанности ассистента в команде


4 III.8.5. Функции специалистов в команде III.8.6. Функции и обязанности младшего воспитателя в команде Литература Приложение. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ реализации основной общеобразовательной программы «ОткрытиЯ» в дошкольной образовательной организации


5 Светлой памяти Рины Борисовны Стеркиной Введение В начале XXI века во многих странах мира раннее образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. Осознание важности развития и системного образования детей, начиная от рождения до 6 7 лет (обычно это возраст поступления детей в школу), базируется на результатах многочисленных исследований и на практике многих стран. Работы современных ученых, как, например, ставшая повсеместно известной работа, поддержанная Нобелевским лауреатом по экономике Дж. Хекманом, на языке экономики свидетельствует о важности дошкольного образования с точки зрения жизненной перспективы человека. Исследования, выполненные в русле классических теорий развития, таких, как культурно-исторический подход Л.С. Выготского (особенно работы Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и многих других), теория генетической эпистемологии Ж. Пиаже, гуманистические теории развития К.Роджерса, А.Маслоу, теория Э.Эриксона и многие другие, также свидетельствуют, что в период развития ребенка с рождения до 7 лет закладываются все основные характеристики его личности: ребенок чрезвычайно восприимчив, заинтересован и открыт новому опыту, познанию мира. При этом в центре внимания государства, семьи и профессионального сообщества оказывается качество программ дошкольного образования. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет понятие качественного дошкольного образования, ориентируя систему дошкольного образования в России на


6 создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста, для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» возникла как ответ на стремление Министерства образования и науки РФ и группы экспертов модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье. Это стремление наиболее полно отразилось в новом Стандарте дошкольного образования, который поддерживает и продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизационного проекта. Дух и основные положения этого документа нашли свое развернутое воплощение в примерной образовательной Программе «ОткрытиЯ», ориентированной на ребенка. В программе реализован подход, который обеспечивает ее возрастную адресованность, опору на закономерности дошкольного возраста, в котором неприемлема подмена специфических задач этого периода задачами более старших возрастов. Принципы сотрудничества и со-действия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержка личности маленького ребенка, позитивное взаимодействие в системе «взрослые дети», создающее условия для развития детской инициативы, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, на которые опирается Стандарт ДО, основа данной примерной Программы. Для авторов Программы «ОткрытиЯ» очевидно, что вариативность содержания, форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста, игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и


7 социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью. Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур, языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией. Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования. Трудно переоценить важность развивающего, личностноориентированного подхода, который заявлен в Стандарте, как одна из основных ценностей. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» аккумулировала наиболее современные технологии личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как Программу, ориентированную на ребенка. В соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать автономии детей, развитию у них инициативы, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе детского сада. Таким образом, в программе «ОткрытиЯ» мы можем говорить, по выражению А.Г.Асмолова, о личностно-порождающем подходе. Необходимо иметь в виду, что примерная Программа, ориентированная на ребенка, является «рамочной», т.е. предлагает общие принципы и подходы «философию программы», задающие «рамку» для конкретных действий педагога в группе. Программа определяет общие цели, конкретные задачи,


8 дает общую характеристику способов достижения целей развития ребенка дошкольного возраста, а также результатов такого развития, на которые сориентирована программа. Рамочная программа позволяет педагогу чутко относиться к детям и реагировать на их когнитивные и эмоциональные потребности, уделяя особое внимание интересам детей, их мотивации и точке зрения. Разумеется, программа «ОткрытиЯ» является не единственной, ставящей развитие ребенка в центр образовательного процесса. Однако она задумана и разработана как одна из самых интересных для педагогов, детей и их родителей, системных и эффективных программ дошкольного образования, цель которых - развитие личности каждого ребенка дошкольного возраста. Гуманистическая ориентация Программы сочетается с хорошо разработанными образовательными технологиями, которые, тем не менее, никак не нарушают ее «рамочного» характера. Программа позволяет педагогам, работающим по ней, строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор. Программа «ОткрытиЯ», ориентированная на ребенка, основана на глубокой уверенности, что каждый ребенок имеет право на образование, опирается на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту ребенка форм и методов образования. При этом педагог является партнером и помощником ребенка, постоянно отвечая на вопрос: как обеспечить наиболее полное, возрастосообразное развитие каждого ребенка в соответствии с его реальными интересами, склонностями и возможностями. Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного


9 образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте. Педагоги и все, кто работает с маленькими детьми, все больше осознают, что они играют важнейшую роль в развитии у детей самоуважения и уверенности в себе, желания и умения учиться на протяжении всей жизни, умения жить и работать с другими людьми, а также межкультурной и межличностной толерантности. Педагогам необходимо пространство для принятия профессиональных решений, а также для своего собственного личностного и профессионального развития, которое необходимо им для воспитания этих качеств у вверенных им детей. Программа предлагает такие возможности для педагогического творчества в работе с детьми и их семьями в детском саду, а также в профессиональных сообществах, являясь, таким образом, примером «сетевого» профессионального взаимодействия. Сетевой характер Программы, принцип формирования команды единомышленников среди педагогов является одним из необходимых условий ее успешной работы. Программа «ОткрытиЯ» обязана своим названием А.Г. Асмолову, который не только поддержал авторов данной примерной программы в их стремлении познакомить российских дошкольных педагогов и управленцев с гуманистическими развивающими технологиями, но в свое время создал целый комплекс условий для возникновения развивающего вариативного дошкольного образования в России. Авторы не могут не отметить, что идеологически программа «ОткрытиЯ» безусловно связана с «Концепцией дошкольного воспитания», которая была подготовлена в 1989 году авторским коллективом под руководством В.А. Петровского. Основные подходы и принципы программы «ОткрытиЯ» имеют общие корни с гуманистической философией программы дошкольного образования «Сообщество», которая представляет собой российскую версию международной программы «Шаг за шагом». В то же время, программа опирается на многолетний опыт работы дошкольных образовательных


10 организаций множества регионов РФ. В частности, в тексте программы использованы материалы региональной программы «Югорский трамплин», по которой уже несколько лет работают детские сады Ханты-Мансийского автономного округа. Авторы выражают признательность начальнику Департамента образования ХМАО Л.Н. Ковешниковой, благодаря которой стал возможен проект по модернизации дошкольного образования в ХМАО. Авторы программы «ОткрытиЯ» надеются, что она поможет детям, их семьям и педагогам детских садов вместе войти в удивительный мир личностно-ориентированного образования, получить замечательный опыт и испытать истинную радость от постижения мира маленьким ребенком. Елена Юдина


11 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Стремительные изменения, происходящие в наше время в России и во всем мире, приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько глубоки, что вряд ли кто-нибудь возьмёт на себя смелость предсказать, каким будет наш мир в будущем. Однако образование наших детей даёт нам реальный шанс повлиять на общество будущего и помочь каждому ребёнку найти своё место, стать успешным в этом обществе. Образование, сориентированное только на знания, умения и навыки, которые в данный момент востребованы на рынке труда для обслуживания той или иной технологии, не сможет решить эту задачу. Со сменой технологии, которая сейчас происходит чрезвычайно часто, а будет происходить еще чаще, специалист, обладающий узким набором таких знаний и умений, окажется не конкурентоспособным, срок его успешности будет чрезвычайно коротким. Единственно возможный способ реализовать себя в современном обществе это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения в изменчивом и постоянно меняющемся мире, быть способным влиять на свою жизненную ситуацию. В связи с этим задача развития личности является центральной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее Стандарт). Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» (далее Программа) это программа развития личности ребенка дошкольного возраста в группе детского сада. Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство. В соответствии с установками Программы, ребёнок является не объектом, а


12 субъектом, участвующим в своем собственном развитии. Таким образом, в Программе в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования создаются условия для постоянного осуществления ребёнком осознанного ответственного выбора, который и лежит в основе развития его инициативы и самостоятельности Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста Программа «Открытия» разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования. Задача Программы заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребёнка, создании субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов. Развитие детей, приобщение их к культурным нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится, исходя из способностей каждого ребёнка и с опорой на законы возраста. Программа «Открытия» основана на следующих принципах, которые структурируют Программу и позволяют реализовать поставленные цели и задачи: принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребёнка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребёнка; принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;


13 принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста. Важно использовать все специфические детские деятельности, опираясь на особенности возраста и психологический анализ задач развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. При этом необходимо следовать психологическим законам развития ребёнка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности. принцип личностно-ориентированного взаимодействия с детьми находится в центре образования детей дошкольного возраста. Способ межличностного взаимодействия является чрезвычайно важным компонентом образовательной среды и определяется, прежде всего, тем, как строятся взаимоотношения между педагогами и детьми. Обычно воспитатели, анализирующие своё общение с детьми, акцентируют внимание на его содержании, то есть на том, о чём они говорят с детьми, и упускают из виду форму общения, как они это делают. Однако форма взаимодействия педагога с детьми не в меньшей степени, чем содержание, определяет личностно-ориентированный характер этого взаимодействия. В Программе «Открытия» заложено отношение к ребёнку как к качественно отличному от взрослого, но равноценному партнёру: ребёнок как личность равноценен взрослому, хотя и обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями. В соответствии с этим воспитатели предоставляют детям право выбора и учитывают их интересы и потребности. Рассматривая детей как равноценных партнёров, воспитатель уважает в каждом из них право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор. Поэтому, общаясь с детьми, он предоставляет им не универсальный образец для подражания, а определённое поле выбора, то есть диапазон одинаково принятых в культуре форм поведения, и каждый ребёнок находит свой собственный, адекватный его индивидуальным особенностям стиль поведения. Тем самым, усвоение культурных норм не противоречит развитию у детей творческой и активной индивидуальности. Активность


14 ребёнка выходит далеко за пределы усвоения взрослого опыта и рассматривается как накопление личного опыта в процессе самостоятельного исследования и преобразования окружающего его мира; принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает: постоянное наблюдение, сбор данных о ребёнке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; помощь и поддержку ребёнка в сложной ситуации; предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность. Можно выделить три модели, которые охватывают всё множество дошкольных образовательных программ: это учебная, комплекснотематическая и предметно-средовая модели. Для каждой из них характерна определенная позиция (или стиль поведения) взрослого, определенное соотношение инициативы и активности взрослого и ребёнка, и специфическая организация образовательного содержания. Так как каждая из моделей имеет свои очевидные достоинства и недостатки, программой «Открытия» предполагается сочетание в работе всех трёх моделей, что позволит использовать сильные стороны моделей и обойти слабые места (см. схему1). Стратегии Обучения Свобода и Творчество Учебнодисциплинарная модель Личностноориентирован ная модель Схема 1. Стратегии образования в Программе «Открытия»


15 При таком подходе образовательный процесс в детском саду условно разделяется на три составляющих, каждой из которых соответствует определенная позиция обучающего взрослого: при специально организованном обучении в форме занятий рекомендуется позиция учителя, который ставит перед детьми определённые задачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. (В изолированном виде приводит к учебно-дисциплинарной модели образования, которая сосредоточена на систематической передаче обучающимся знаний, умений, навыков в рамках сложившихся академических предметов); во время взросло-детской (партнёрской) деятельности рекомендуется позиция равного партнёра, включённого в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок. (В изолированном виде приводит к реализации комплексно-тематической образовательной модели, которая дает детям возможность познавать мир в его целостности, творить и свободно придумывать, однако не всегда может обеспечить системность знаний); при свободной самостоятельной деятельности детей рекомендуется позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно. (В изолированном виде приводит к реализации предметно-средовой модели дошкольного образования, которая воплощает «средовой» подход в образовании и обеспечивает лишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности). Гармоничное сочетание в программе «Открытия» трёх подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны организовать для детей


16 культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации. Оптимальное сочетание моделей зависит от многих факторов, в первую очередь от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Однако очевидно, что ввиду специфики дошкольного возраста учебная модель должна занимать сравнительно скромное место, а основную роль должны играть комплекснотематическая и средовая составляющие. Таким образом, в программе «Открытия» создаются условия для личностного развития детей и приобретения необходимых ключевых компетентностей. I.2. Цели и задачи Программы Согласно ФГОС ДО основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.). Данное требование Стандарта определяет обращение к личностно-ориентированной педагогике, заложенное в программе «ОткрытиЯ». В этой связи важно понимать, какие цели преследует подход, ориентированный на ребёнка (личностно-ориентированный), и чем он отличается от целей традиционной системы образования (знаниево-центристский), часто не столько ориентированной на интересы детей, сколько отвечающей интересам педагогов (см. таблицу 1).


17 Таблица 1 Подходы к формированию программ развития ребенка дошкольного возраста Позиции Цель Содержание образовательного процесса Знаниево-центристский (ориентированный на педагога) Вооружить ребёнка знаниями, умениями, навыками Передача знаний, социальных норм, подготовленных и предлагаемых педагогами Личностно-ориентированный (ориентированный на ребёнка) Содействовать становлению и развитию личности ребёнка, его самореализации Ориентация активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем Ожидаемый результат Знания по дисциплинам Компетентности Направление контроля Овладели ли дети знаниями? Приобрели ли дети компетентности? Цели Программы. Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Примерная программа «ОткрытиЯ» нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен: принимать перемены и порождать их; критически мыслить; осуществлять самостоятельный и осознанный выбор; ставить и решать проблемы; обладать творческими способностями;


18 проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность; заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде; работать в команде. Задачи Программы. Согласно ФГОС ДО основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации обеспечивает «создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей)» (ФГОС ДО, п. 3.1.) Программа «ОткрытиЯ» решает все эти задачи в комплексе: способствуя развитию детей во всех образовательных областях, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей, создавая в ДОО сообщество детей и взрослых, в рамках которого детям прививаются принципы свободной дискуссии, сотрудничества, содействия, уважения к личности каждого человека, ответственности и самостоятельности; оказывая поддержку всем детям, включая детей со специальными потребностями, в достижении высоких стандартов, устанавливаемых программой, обеспечивая равный доступ к обучающему содержанию, методам обучения, обучающим заданиям, материалам и образовательной среде группы;


19 создавая условия для вовлечения семьи в образовательный процесс в ДОО, уважая и поддерживая все формы участия семей и местного сообщества в образовании детей. Программа «ОткрытиЯ» основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребенка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал. Именно такая практика является основой высококачественной работы дошкольных организаций. Однако для многих детей со специальными потребностями может потребоваться применение дополнительных методов, обеспечивающих им условия полноценного обучения и развития. Пути достижения (образовательные технологии). Развивающая образовательная среда ДОО представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Любознательность ребенка это испытываемая им жажда познания. Удовлетворить её может специально организованное окружение. Образовательный процесс, организованный по Программе «ОткрытиЯ», начинается с создания развивающей образовательной среды в группе дошкольной образовательной организации. Программой «ОткрытиЯ» предлагаются следующие образовательные технологии, которые обеспечивают формирование компетентности детей: создание центров активности. Ребёнок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающей образовательной среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества; создание условий для осознанного и ответственного выбора. Ребёнок должен стать активным участником образовательного процесса, поэтому он должен иметь возможность (быть поставлен перед необходимостью) делать выбор: видов деятельности, партнёров, материалов и др. Таким образом, он вначале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт ответственность за сделанный выбор. Важно


20 учитывать, что обучать детей делать выбор может только тот, кто сам умеет его осознанно делать. Необходимо, чтобы педагоги были способны к свободному и ответственному выбору и сами формировали своё профессиональное действие. Таким образом, свобода выбора одна из основ формирования содержания образования в Программе «ОткрытиЯ»; построение индивидуальных образовательных траекторий в программе «ОткрытиЯ» обеспечивается созданием условий для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, интересами и потребностями. Педагоги должны максимально учитывать возможности, интересы и потребности каждого ребёнка и выстраивать стратегию педагогической работы, начиная с наблюдения за детьми и двигаясь к индивидуализации образования. Для этого следует использовать сбор данных о каждом ребёнке (особенно при помощи наблюдения) и их оценку, на основании которой происходит планирование индивидуальной работы с детьми, а также принцип «обратной связи»; вовлечение семьи в образование ребенка, т.е. построение партнёрских отношений педагогов с семьями детей важная составляющая Программы «ОткрытиЯ». Родители должны стать не столько потребителями образовательных услуг, сторонними наблюдателями, сколько равноправными и равно ответственными партнёрами воспитателей, принимающими решения во всех вопросах развития и образования их детей; обеспечение разных направлений развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО обеспечивает комплексный характер образовательной программы, которая направлена на предоставление услуг детям от 2 месяцев до поступления в школу, а также их семьям. Поскольку в программе «ОткрытиЯ» осуществляется подход, ориентированный на ребенка, важными признаются индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка.


21 I.3. Психолого-педагогические условия реализации Программы Согласно ФГОС ДО, основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает следующие условия для позитивной социализации и индивидуализации детей: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду. Программа «ОткрытиЯ» предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний; ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка; формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка; создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности (к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы оценки развития ребенка и связанное с ними планирование, развивающая предметно-пространственная среда и др.);


Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада 50 Копейского городского округа Содержание образовательной

Описание основной образовательной программы дошкольного общего образования 1 Полное наименование образовательной программы с указанием уровня образования, вида программы 2 Нормативная основа разработки

Краткая презентация ООП ДОО МБДОО 4 «Тополек» ст. Гиагинской Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Детский сад 4 «Тополек»

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса ГБОУ Школа 1494 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является обязательным для всех школ России

Семинар «Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС» Заседание 1. ТЕМА: Осваиваем ФГОС: Образовательная область «Физическое развитие» Октябрь 2013 г. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семеновны Комаровой, Маргариты Александровны Васильевой Программа «От рождения

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло

Тестирование по ФГОС ДО. Вопросы и ответы. Верные ответы выделены жирным шрифтом и подчёркнуты. «ФГОС ДО: требования, структура, реализация» 1. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО: Ф - Федеральный государственный

С целью реализации основной общеобразовательной программы в МБДОУ разработаны и реализуются учебные рабочие программы по направлениям развития - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому,

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ОДОБРЕНА решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15) ПООП разработана

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад 97 «Пчелка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12. 2012 273

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: разработка, апробация, внедрение Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад 165» Теоретический семинар «Индивидуализация дошкольного образования как основное смысловое поле введения ФГОС ДО» Презентацию подготовила:

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

Презентация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад 148» для детей с ТНР Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года. Структура стандарта I. Общие положения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 49 комбинированного вида» Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования Образовательная программа Муниципального

Родительское собрание «Внедрение ФГОС в ДОУ» Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ознакомительный материал для родителей (законных представителей) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материал для обсуждения подготовлен методистом ГИМЦ Геворкян Н.А. РАЗРАБОТКОЙ ПРОЕКТА СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАНИМАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНО

Р.Х. Гасанова ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы введения федеральных государственных

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог» (содержание и нумерация таблиц

Аннотация к рабочей программе для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста 3) Воспитатели: Егорочкина Т.Ю., Ефимова Е.И. Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы

Презентация образовательной программы дошкольного образования Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 Петроградского района Санкт-Петербурга Цели основной образовательной

Городской методический центр Информационное совещание «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: цели, задачи и проблемы введения в практику работы образовательных организаций

IV.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Название: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит «Детский сад 27» Юридический, фактический

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА» ДЕТСТВО-ПРЕСС ДЕТСТВО ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Санкт-Петербург 2014 Авторский коллектив

ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЧОУ «Детский сад-школа «Вдохновение» Частное общеобразовательное учреждение «Детский сад - школа «Вдохновение» Выборгского района Санкт-Петербурга (далее ЧОУ

Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования Малоиван Светлана Витальевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 265» г.о. Самара «Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 «Белочка» г. Брянска - это нормативно - управленческий документ

Педсовет на тему «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия в условиях введения ФГОС» Составила воспитатель МДОУ 21 «Умка» Юдаева Ирина Борисовна. В условиях введения ФГОС. Одной из задач нового стандарта

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования Презентацию составила воспитатель ГБДОУ 64 Иванова А.Е. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции

Соответствии с действующими ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, педагоги считают главной целью всестороннее формирование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация для родителей Основная образовательная программа дошкольного образования Образовательная программа относится

Краткая презентация образовательной программы Образовательная программа МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 23 «Золотой колосок» Зеленодольского муниципального района РТ» определяет содержание и организацию

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования» Г.В.Слаутина На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкара Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников

Программа «Детство» 2014 года это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного

Краткое описание Образовательной программы дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой,

МБОУ СОШ 3 группы дошкольного образования г. Татарска КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС ДО. Старший воспитатель: Перменева Светлана Викторовна

АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГБДОУ детского сада 22 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга Образовательная программа ГБДОУ детского сада 22 комбинированного вида Василеостровского

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО К РАБОТЕ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ". «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО

Преемственность ФГТ и ФГОС: общее и отличия. В большинстве словарей преемственность трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или

Аннотация к рабочей программе первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.3.1. Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе Учреждения осуществляется

Информация для родителей воспитанников БДОУ г.омска «Детский сад 389» Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Консультация на тему: «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие». Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие

Краткая презентация АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (нарушение опорно-двигательного аппарата) МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

МАОУ СОШ 1 - "ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ" Бирева Анна Николаевна, учитель начальных классов РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ Работа на начальной ступени обучения строится на основе федеральных

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 38 муниципального образования Тимашевский район

Рабочие программы всех возрастных групп составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад 4», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

Наличие оборудованных учебных кабинетов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 12 оборудованы 5 групповых помещений. В состав каждого группового помещения входят: 1. Раздевальная (приемная)

Организация проведения самостоятельной двигательной деятельности дошкольников Актуальность: Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в

Краткая презентация основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1 г. Хилок (в соответствии с ФГОС ДО) Основная образовательная программа

Пояснительная записка Информация о предмете. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого

Образовательная программа МБДОУ 273 в соответствии с ФГОС ДО Модель образовательной деятельности детей в ДОУ Цель: обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности

1.2. Режим дня Задача воспитателя создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной

Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад 24» Основная образовательная программа (ООП) спроектирована с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы,

Инновационные подходы в организации экспериментальноисследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Л. В. Титова Е. В. Андреева Е. В. Попова Инновационная деятельность в дошкольном учреждении

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧОУ «ЭВРИКА-ЛИЦЕЙ» ООП ДО (ФГОС): Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную

Пояснительная записка Программа для дошкольников 3-4 лет «Яркие звёздочки» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности

Неганова Марина Борисовна ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГАОУ ДПО СО «ИРО» Аннотация В статье соотнесены

Личности ребенка дошкольного возраста (3 – 7 лет) в группе детского сада.

Данная Программа является комплексной программой дошкольного образования и включает основные направления развития ребенка во всех пяти образовательных областях.

Программа, ориентированная на ребенка, является «рамочной», т. е. предлагает общие принципы и подходы задающие «рамку» для конкретных действий педагога в группе и позволяет строить содержание дошкольного образования каждый раз по-новому, ориентируясь на интересы детей и в то же время обучая маленького ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор. «Рамочная» форма характерна для западных образовательных программ и обычно включает в себя:

Общую философию образования, которая лежит в основе ранней программы;

Основные цели и конкретные задачи обучения и развития детей;

Основные принципы построения собственно данной программы.

Программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте.

Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.

Программа состоит из трёх основных разделов: целевой, организационный, содержательный . Основное внимание уделено содержательному разделу, включающему рекомендации по организации проектно-тематического обучения, взаимодействия с семьёй, функциям и обязанностям воспитателя в команде и пр.

1. Целевой раздел включает в себя подразделы:

Ø Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста.

Ø Цели и задачи Программы.

Ø Психолого-педагогические условия реализации Программы.

Ø Планируемые образовательные результаты

Программой «Открытия» предполагается сочетание в работе всех трёх моделей:

Ø при специально организованном обучении в форме занятий рекомендуется позиция учителя , который ставит перед детьми определённые задачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. (В изолированном виде приводит к учебно-дисциплинарной модели образования, которая сосредоточена на систематической передаче обучающимся знаний, умений, навыков в рамках сложившихся академических предметов);

Ø во время взросло-детской (партнёрской) деятельности рекомендуется позиция равного партнёра , включённого в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок. (В изолированном виде приводит к реализации комплексно-тематической образовательной модели, которая дает детям возможность познавать мир в его целостности, творить и свободно придумывать, однако не всегда может обеспечить системность знаний);

Ø при свободной самостоятельной деятельности детей рекомендуется позиция создателя развивающей среды , когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно. (В изолированном виде приводит к реализации предметно-средовой модели дошкольного образования, которая воплощает «средовой» подход в образовании и обеспечивает лишь «косвенное» присутствие взрослого в детской деятельности).

Программа нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

Ø принимать перемены и порождать их;

Ø критически мыслить;

Ø осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

Ø ставить и решать проблемы;

Ø обладать творческими способностями;

Ø проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

Ø заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

Ø работать в команде.

2. Организационный раздел включает в себя подразделы:

Ø Организация развивающей образовательной среды в группе детского сада. Разделение пространства в помещении группы и на участке.

Ø Примерный режим дня.

Авторы Программы считают, что помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности . Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке

должны быть оборудованы:

Ø «Центр искусств»;

Ø «Центр строительства»;

Ø «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);

Ø «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;

Ø «Центр песка и воды»;

Ø «Центр математики и манипулятивных игр»;

Ø «Центр науки и естествознания»;

Ø «Центр кулинарии»;

Ø «Открытая площадка».

Программа содержит рекомендации по специальному оборудованию для Центров, а так же дидактические правила организации развивающей среды. Примерный режим дня может быть скорректирован для конкретного учреждения. В данном режиме дня указана общая продолжительность работы в Центрах по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности . Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т. п.).

3. Содержательный раздел

Ø Записи с родительских конференций.

Ø Беседы и интервью с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей.

Ø Рассказы детей.

Ø Портфолио, или «Папки достижений».

Ø Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми.

Развитие детской игры занимает одно из центральных мест в программе «Открытия». Подробно о организации игр, их воспитательном и образовательном значении рассказывается в подразделе «Организация игры в группе детского сада». Одна из важных особенностей программы «Открытия» - возможность для всех включенных в нее участников работать в единой команде. Подраздел «Работа в команде» раскрывает командный принцип работы по Программе. Подробно описаны этапы создания команды в детском саду.

Заключительная часть знакомит с методическим обеспечением программы «Открытия». Кадровое и информационное обеспечение имеет ссылки на сайт МПАДО, сайт издательства, сайт журнала.

Приложение к программе содержит «финансовые условия реализации программы «Открытия».

Новая редакция программы «МИР ОТКРЫТИЙ» переработана в соответствии с ФГОС ДО и представлена для прохождения общественного и экспертного обсуждения на официальном сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО).

Научный руководитель Программы - д.п.н., профессор, Людмила Георгиевна Петерсон .

Программа разработана под научной редакцией д.п.н. Петерсон Л.Г., д.п.н. Лыковой И.А. Ответственные редакторы Программы - к.филол.н. Бережнова О.В., к.п.н. Боякова Е.В., Абдуллина Л.Э.

В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования: Бережнова О.В., Богуславская Т.Н., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Верховкина М.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Коломийченко Л.В., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Лыкова И.А., Некрасова А.А., Обухов А.С., Петерсон Л.Г., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рунова М.А., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Тимофеева Л.Л., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Файзуллаева Е.Д. и др.

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Программа обеспечена полным комплектом методической литературы.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений - педагогов, детей и их родителей.

Основные особенности программы «МИР ОТКРЫТИЙ»

  • «Мир открытий» - это отечественная программа , предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума.
  • «Мир открытий» - современная программа , базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека.
  • «Мир открытий» - развивающая программа , определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей;
  • «Мир открытий» - здоровьесозидающая программа , направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования.
  • «Мир открытий» - программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.
  • «Мир открытий» - программа открытого типа , расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.

Многие разделы программы «МИР ОТКРЫТИЙ» разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония). В том числе:

Младенческий и ранний возраст

Григорьева Г.Г., Груба Г.Г., Зворыгина Е.В. и др. Программно-методический комплект «Кроха».

Социально-коммуникативное развитие

Коломийченко Л.В. Программа «Дорогой света и добра» (социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание).

Тимофеева Л.Л. Программа «Формирование культуры безопасности».

Познавательное развитие

Лыкова И.А. Программа «Умные пальчики» (конструирование).

Петерсон Л.Г. , Кочемасова Е.Е. Программа «Игралочка» (математическое развитие).

Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» (экологическое образование).

Речевое развитие

Ушакова О.С. Программа «Развитие речи».

Художественно-эстетическое развитие

Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа «Тутти» (музыкальное воспитание).

Лыкова И.А. Программа «Умелые ручки» (художественный труд).

Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).

Физическое развитие

Верховкина М.Е., Коваленко В.С. и др. «К здоровой семье через детский сад» (сохранение и формирование здоровья детей и их родителей).

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации. Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развития его личности способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования. Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия (или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создаст основу не только для готовности ребенка к школе, но и для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе. Очевидно, что достижение этих результатов должно быть связано с «перестройкой мышления» взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка. В ситуации динамичного развития образовательной системы педагоги и родители должны сами стать инициаторами и непосредственными участниками преобразований и инноваций в духе времени. Именно поэтому программа «Мир открытий» ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений - педагоги, дети, родители получат импульс для собственного развития - каждый на своем уровне.

Миссия Программы - ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

  • окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.);
  • способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей решения задач и проблем (в соответствии с возрастом);

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:

эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих условия для его саморазвития и успешной самореализации;

  • новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;

ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:

  • возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного участия в их образовании; Программа «Мир открытий»
  • новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентности.

В центре Программы - современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей «детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой, направленной на создание условий для развития личности, присвоения культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи реализации Программы

  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей;

создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

  • формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Содержательную основу Программы составляют культурно- исторический, а технологическую - системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды. Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им «культурных» знаков (речи, языка и пр.). В основе системно-деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель). Непрерывная образовательная система Л.Г. Петерсон, положенная в основу Программы, реализует системно-деятельностный подход на основе общей теории деятельности (О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий и др.). Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения: Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно- образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.

Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.

Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период. Данная методологическая позиция опирается на личностно- ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности - уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть. При разработке Программы авторы опирались на концептуальные идеи классической педагогики, идущей от Д. Дьюи, А. Дистервега, Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, а в России - от Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Учитывались основные положения современных и новейших психолого-педагогических теорий: Л.С. Выготского о ведущей роли обучении в развитии; А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка; В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина о развитии учебной деятельности и теоретического мышления; Н.Н. Поддъякова о развитии мышления, «горизонтах развития»; А.Г. Асмолова о развитии индивидуальности и личности; В.Т. Кудрявцева о социальном развитии ребенка как результате культуроосвоения и культуротворчества и др.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  • Совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей.
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
  • Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.).
  • Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.).
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Построение партнерских взаимоотношений с семьей.
  • Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования - это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ: fgosreestr.ru . На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой (Научный руководитель Е. А. Хамраева)
Часть 1 Часть 2
Издательство «Ювента»: uwenta.ru

Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (Научный руководитель Л.Г. Петерсон)
Сайт ЦСДП «Школа 2000…»: www.sch2000.ru
Издательский дом «Цветной мир»: цветной мир. рф

Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний