Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально педагогической направленности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "нескучалия"

Главная / Фридрих Шиллер

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» одобрена на заседании методического объединения «Творческая мастерская» отделения восстановительного лечения и реабилитации ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (протокол № 1 от «9» января 2014г.)

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» одобрена на заседании медико-социально-психолого-педагогического консилиума ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (протокол № 2 от «24» января 2014г.)

Разработчик программы: Моргач Елена Валерьевна, социальный педагог ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Рецензенты:
Н. А. Переломова, проректор по учебно-методической деятельности ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», д.п.н., профессор.
Е. В. Решетникова, зав. Кафедрой социальной работы ИСН ИГУ, канд. Философских наук, доцент.

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» адресована детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 лет до 18 лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, поражения нервной системы, нарушения слуха и речи, генетические заболевания.
Цель дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках»: компенсация и коррекция имеющихся у ребенка с ОВЗ отклонений и отставаний в освоении навыков самообслуживания и в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих успешную ориентировку в окружающем мире, дома.
Задачи:
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
- формирование у детей жизненно необходимых умений и навыков;
- активизация физических сил и умственной деятельно;
- ознакомление с социальной значимостью труда.
Содержание программы учитывает государственный стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области.
Программа «Все в твоих руках» опирается на программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В. И. Романина, Н. П. Павлова), и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» построена на личностно-ориентированном подходе к ребенку и семье, в которой он воспитывается.
Программный материал разделен на 3 модуля, направленные на развитие и социализацию ребенка с ограниченными возможностями. Последовательность и нагрузка занятий зависит от уровня знаний и умений ребенка с ОВЗ, от его реабилитационного потенциала, кратности реабилитационных курсов. Поэтому последовательность и объем освоения ребенком отдельных модулей и программы в целом для каждого ребенка, поступающего на реабилитацию, определяется индивидуально. Педагог, учитывая уровень психомоторного развития ребенка, составляет индивидуальный план работы, определяя тему и нагрузку занятий.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» предусмотрена очная форма обучения.
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» рассчитан на 3-4 курса реабилитации, включающих в себя по 5-6 занятий. Продолжительность занятия 20-25 минут. Количество повторных курсов реабилитации будет зависеть от тяжести заболевания ребенка, от решения консилиума учреждения о необходимости повторного и последующих курсов реабилитации.
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности определяется путем проведения диагностики. Диагностика представляет собой набор специально разработанных методик и тестовых заданий. Данная педагогическая технология может быть охарактеризована как экспресс-диагностика, т.к. не требует длительного комплексного исследования. Дети объединяются в группы с общей социальной ситуацией развития, где задания даются с учетом уровня сложности, физических, эмоциональных, психических нагрузок. Данные, полученные в результате диагностики, фиксируются в диагностических картах.
Эффективность коррекционной работы с детьми проводится на основании мониторинга, который проводится до и после реабилитации ребенка с ОВЗ.
Организация активного взаимодействия ребенка с ОВЗ с окружающим миром направлена на достижение максимально возможного уровня его развития, обретение возможной с его заболеванием степенью ограничения жизнедеятельности независимости и самостоятельности в самообслуживании, в социальной интеграции.
Освоение содержания программы «Все в твоих руках» через следующие виды занятий:
- индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия,
- мастер-классы,
- круглые столы,
- экскурсии,
- вечера-встречи,
- выставки
- посещение концертов,
- беседы,
- сюжетно – ролевые игры,
- праздники и развлечения,
- чтение художественной литературы,
- трудовая деятельность,
- индивидуальные и групповые консультации с родителями.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» содержит следующие структурные компоненты: описание цели, планируемые результаты, тематический план, рабочие программы модулей, и иные методические материалы.
Ребенок должен знать (планируемые результаты):
1. Свое имя и фамилию, имена близкого окружения, название города (села, района), улицы, номер дома (квартиры); последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девочки (девушки), правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, способы заваривания чая, правила безопасности пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома.
6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.
7. Знать элементарные правила поведения на улице, дороги, правила поведения пешехода.
8. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
9. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
10. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом,
В результате освоения программы ребенок должен уметь :
1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
5. Поддерживать порядок в своей комнате, ухаживать за комнатными растениями.
6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения).
7. Уметь расплатиться за покупку в магазине.
8. Писать адреса на конверте.
9. Обратиться за помощью к взрослому в случае необходимости.
Реализация программы направлена на:
1. развитие ребенка на основе его компенсаторных возможностей;
2. интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников;
3. развитие творческих способностей.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Все в твоих руках» состоит из 3 модулей, отражающих комплекс многообразных связей и взаимоотношений ребенка с миром.
МОДУЛЬ 1
«САМОПОЗНАНИЕ»

Модуль программы, направлен на формирование у ребенка представлений о себе, о способах функционирования собственного тела («схема тела»). Усваивая этот материал, ребенок приобретает чувство уверенности и независимости, учится конкретизировать действия своего тела, а познание целостности тела идет через знание его частей и их функций.
Основные задачи:
Развитие телесного ориентирования.
Формирование первичных представлений о своих возможностях и умениях.
Формирование представлений о ближайшем социальном окружении «я и взрослый», «я и другой ребенок», «я и моя семья».
Развитие телесного ориентирования
Воспитание интереса ребенка к собственному телу.
Активизация чувствительности, т.е. реального ощущения своего тела.
Выделение частей тела и освоение их основных движений (развитие функций), в пространственной ориентировки в системе координат собственного тела.
Выработка умений управлять своим телом.
Методы: игровые приемы с игрушками, зеркалом, фотоальбомом, красками, смешной одеждой и украшениями; чтение книг; придумывание историй; собирание из частей персонажа сказки; составление портрета семьи; сюжетные игры, беседы, дискуссии.

Формирование первичных представлений о своих возможностях и умениях.
Умение ухаживать за собой и «преподносить себя окружающим».
Обучение ребенка понимать свои желания и настроения, выражать их в соответствии с теми социальными нормами, которые приняты в семье и обществе.
Методы: игры и упражнения, формирующие эмоциональную регуляцию поведения, сюжетные игры.

Формирование представлений о ближайшем социальном окружении «я и взрослый», «я и другой ребенок», «я и моя семья».
Освоение пространства вокруг (миром людей и предметов, природой).
Развитие способности к подражанию, на основе которого ребенок присваивает первичный жизненный опыт.
Формирование первичных представлений о семье: ее составе, функциях каждого члена семьи, выделение себя как члена семьи и определении своего статуса (сын, дочь).
Методы : игры на узнавание другого человека с помощью ощупывающих движений, по голосу, с переодеванием. Игры с семейным фотоальбом. Сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «В магазине», «Парикмахерская», «Больница»), викторины, соревнования.

МОДУЛЬ 2
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ»

Модуль программы направлен на приобретение независимости и самостоятельности в повседневной жизни, на формирование основ социального поведения ребенка. Осваивая этот материал, ребенок реализует социально-бытовой практический опыт, осваивает социальные модели поведения.
Основные задачи:
Формирование базовых умений (орудийно-предметных действий) и их включение в различные виды деятельности ребенка.
Формирование культурно-гигиенических умений и их включение в повседневную жизнь ребенка.
Накопление и реализация опыта самостоятельных действий, взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни.

Формирование базовых умений (орудийно-предметных действий) и их включение в различные виды деятельности ребенка
Формирование функционального назначения предметов бытового и гигиенического назначения.
Вырабатывание у ребенка умений захватывать и удерживать предмет в руках, бросать, ловить, ощупывать.
Включение в различные виды практической деятельности
Методы: игры на узнавание и различие предметов одежды, посуды, гигиенических средств и пр. среди различных и похожих предметов, их словесное или жестовое обозначение с использованием указательного и соотносящего жестов, соотнесение предмета с картинкой («Сложи пирамидку», «Строим дом», «Плавает-тонет», «Мокрое - сухое», «Ровная - неровная», «Веревочки», «Кисточки», «Большая – маленькая чашка», «Что в баночках лежит», «Найди и покажи», «Найди лишнюю», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Перепутаница», «Волшебный мешок», «Ящик форм», «Цветное лото»).

Формирование культурно-гигиенических умений и их включение в повседневную жизнь ребенка
Освоение умения и навыков опрятности.
Освоение умения и навыков приема пищи.
Освоение умения и навыков раздевания и одевания.
Освоение умения и навыков ухода за вещами и игрушками.
Методы : игры с игрушками «Угости куклу», «Накорми мишку», «Обед у зайки», «Накрой (сними) кастрюлю крышкой», «Пустая - полная», «Волшебные пуговицы», «Бусы для Мамы», «Наполни баночку», «Кукла заболела», «Кукла хочет спать», «Купание пупса», «Мы играем», «Рубашка для Ивашки», «Одень куклу», «Гирлянда».

Накопление и реализация опыта самостоятельных действий, взаимодействия с окружающими людьми в повседневной жизни .
Формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета (в транспорте, на улице, в гостях, в музее, в театре, кинотеатре, разговоры по телефону).
Совершенствовать культурно-гигиенические привычки.
Совершенствовать пространственную ориентировку детей.
Развивать самостоятельность и творчество во всех видах деятельности.
Методы : изготовление поделок в разных техниках рукоделия, беседы, показ приемов, выставки, экскурсии, дидактические игры (с картинками – головоломками, разрезными, с предметно-игровыми действиями с игрушкой.

МОДУЛЬ 3
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Модуль программы предназначен для того, чтобы с раннего детства научить, подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились, найти вовремя правильное решение. Осваивая материал данного модуля, поможет ребенку систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности дома, на улице, в транспорте и в опасных ситуациях.
Задачи:
Ознакомление с предметами, опасными для жизни и здоровья детей и последствиями неосторожного обращения с такими предметами.
Совершенствование умения свободно ориентироваться в помещении и на улице.
Формирование и совершенствование умений и навыков, возможных в повседневной жизни, в опасных ситуациях.

Ознакомление с предметами, опасными для жизни и здоровья детей и последствиями неосторожного обращения с такими предметами .
Ознакомление с пожароопасными предметами, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Расширение представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме и последствиями неосторожного обращения с такими предметами.
Освоение навыком использования опасных предметов (иголка, ножницы и т. д.), и ознакомление со способами их хранения.
Овладение навыком самостоятельного набора номеров телефонов служб экстренной помощи.
Методы: настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование умений свободно ориентироваться в помещении и на улице
Обобщение знаний о населенных пунктах.
Ознакомление с правилами как себя вести в опасных ситуациях с незнакомыми людьми, дома, на улице, в природе.
Расширить элементарные знания правил дорожного движения.
Ознакомить с правилами этического и безопасного поведения в городском транспорте.
Методы: настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), рисование ситуаций, тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, графические диктанты, сюжетно-ролевые игры.

Формирование и совершенствование умений и навыков, возможных в повседневной жизни, в опасных ситуациях
Ознакомление с правилами поведения у воды.
Ознакомление с правилами поведения в толпе и во время террористического акта.
Ознакомление с основными правилами пожарной безопасности.
Методы : настольные и дидактические игры (подбор картинок, тематические картинки, отгадывание ребусов, загадок), рисование ситуаций, тематические беседы, встречи, экскурсии, викторины, конкурсы, графические диктанты, сюжетно-ролевые игры.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов», М.»ВЛАДОС» 2006г.
2. Васильева М.А., В.В. Гербова, Т.С.Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Конвенция ООН о правах ребенка,1989.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. – 336с.
5. Худенко Е. Д., Дедюхина Г. В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье. – М., 2009 – 212с.
Дополнительные источники :
1. Авдеева Н.Н., О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Программно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007.
2. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
3. Борякова Н.Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 1994.
4. Буре Р. С. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду. -М.: Просвещение, 1987
5. Ефанова З. А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД. – Волгоград: Корифей, 2005.
6. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
7. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.- 2004.- № 7.- С. 127-132.
8. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.
9. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001.
10. Инденбаум Е. Л. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003-72с.
11. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
12. Каплан Л. И. Воспитание навыков и привычек у детей. - М.: Медицина, 1967.
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
14. Лимаренко А. В. Курс ТРИЗ - РТВ для дошкольников. - Владивосток: ТРИЗ, 1997.
15. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч.пос.для студентов пед.вузов. – М.: Просвещение, 2009.
16. Малышева А. Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группа.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
17. Меремьянина О. Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. -142с.
18. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде. - М.: Просвещение, 1983.
19. Нэнси Р. Финни. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие. Книга для родителей. Серия: Особый ребенок. Изд-во: Теревинф, 2009.
20. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.
21. Пер Ч. Гюнваль От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология.- 2006.- № 2.- С.73-78.
22. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.
23. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Т.Н.Гордеюк, Л.И.Егошкина; под ред.проф. Ю.В.Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
24. Русакова Е. В. Как воспитать культурно - гигиенические навыки у ребенка - дошкольника. -М.: государственное учебно - педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1951.
25. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.
26. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
27. Худенко Е. Д., Слободяник Н. П., Кальянов И. В., Поташова И. И., Любимова М. Н. Как научить ребенка-инвалида правилам поведения.:-М., 2007.136с.
28. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106

Дубровина Елена
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34»

Педагогическим советом

«Детский сад №34»

Протокол №___ от___ ___ 2017г.

Утверждено

Врио заведующего

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №34»

И. В. Чиркова

«___» ___ 2017г.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая

программа социально - педагогической направленности

«Будем говорить правильно»

Возраст обучающихся : 3-5лет

Срок реализации : 2 года

Дубровина Елена

Александровна,

учитель-логопед

ЗАТО Северск, 2017 г.

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая и документальная основа Программы

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность Программы

1.3. Цели, задачи, принципы Программы

1.4 Материально-техническое обеспечение Программы

1.5 Форма работы

1.6 Реализация целей

1.7 Первый год обучения

1.8. Планируемые результаты освоения Программы детьми

2. Учебный план1-ый год обучения

2.2 Второй год обучения

2.3 Планируемые результаты освоения Программы детьми

3. Учебный план 2-ой год обучения

4. Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

I.Пояснительная записка

Модифицированная программа дополнительных логопедических услуг по социально-педагогической направленности «Будем говорить правильно» представляет собой систему комплексных занятий на основе программ : «Программа общего Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой.

Данная программа представляет общеобразовательную - развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного обучении в массовой школе, а также его социализации .

Актуальность программы :

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения , а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу ; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Направленность .

Предлагаемая программа по содержательной , тематической направленности является социально-педагогической ; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.

Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем :

1. Программа включает работу с детьми младшего возраста и в связи с тем, что в младшую группу часто поступают дети с ОНР, часто практически не говорящие, в планировании выделены такие направления , как «Развитие импрессивной речи» и «Развитие экспрессивной речи» .

2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не через открытые мероприятия, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребенка, на которых демонстрируются элементы логопедического занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т. д., требующие правильного закрепления в домашних условиях.

3. Все занятия проводятся в игровой форме.

Цель - максимально полно выявить нарушения в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения : сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие, развивать связную речь и способствовать накоплению словарного запаса.

Образовательные :

1. Формировать слуховое внимание и восприятие;

2. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук» , «слово» , «слог» , «предложение» ;

4. Обогащать и активизировать словарный запас;

5. Формировать нравственно – этические нормы поведения.

Развивающие :

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать слуховое и зрительное внимание;

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать связную речь

Воспитательные :

1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

2. Воспитывать умение слушать друг друга;

3. Воспитывать самоконтроль за речью.

4. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.

5. Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом;

Принципы :

Логопедическая работа строится с учетом следующих дидактических принципов :

Принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем : зрительной, кинестетической, двигательной;

Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;

Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определенной последовательности;

Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

Принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.

Принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.) .

Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

Материально-техническое обеспечение программы :

Дидактический материал для развития памяти, внимания и мыслительной деятельности : (2 крупные пирамиды, состоящие из колец основных цветов. (4-х и 7-и цветные; крупная и средняя мозаики; крупные яркие пластмассовые кубики четырех основных цветов и т. д.

Картотеки : пальчиковые гимнастики; логоритмические игры и упражнения, дыхательных гимнастик.

Дидактический материал для развития мелкой моторики : шнуровки, пазлы; пирамидки, матрешки; мозаика; игры – и т. д.

Дидактический материал по формированию звуковой культуры :

Картинный материал для автоматизации поставленных звуков;

Картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики» ; и т. д.

Дидактический материал по развитию дыхания : дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, и т. д.) .

Дидактический материал по развитию фонематического восприятия (звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики, волчки и т. д.) .

Форма работы (организации)

Используются индивидуальная форма работы и работа с малыми подгруппами.

Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика.

Участники программы - дети 3 - 5 лет .

Срок реализации программы- 2 года

Режим занятий – 1 раз в неделю во второй половине дня (3-4 года – 15 минут, 4 - 5 лет – 20 минут) .

– 1-ый год обучения – 1 раз в неделю по 15 минут (1 академический час) ;

– 2-ой год обучения – 1 раз в неделю по 20 минут (1 академический час) .

Количество занятий в год 36 часов (два года -72 часа)

В работе используются методы :

Практические (упражнения и дидактические игры) ;

Наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) ;

Словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) .

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности : познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

Зачисление на занятия происходит после предварительной диагностики и определения уровня выраженности речевого нарушения. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, в зависимости от степени выраженности речевого нарушения каждого из воспитанников.

Логопедическая работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Сроки реализации : Срок реализации программы- 2 года

(1-ый год обучения)

Программный материал разработан для работы с детьми с задержкой речевого развития в возрасте 3-4 года. Комплекс занятий создан с опорой на методику развития речи детей раннего и младшего возраста С. А. Мироновой, методические разработки Н. В. Нищевой.

направления :

1. Развитие импрессивной речи, формирование предпосылок речевого мышления :

Развитие слухового внимания к неречевым и речевым стимулам, формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;

направленного ;

Обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой (указательный жест, демонстрация действий и т. п.) и без наглядной опоры.

2. Развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков :

общения ;

Стимулирование инициативной речи ребенка в специально организованной ситуации общения .

3. Профилактика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и звукопроизношения :

Стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляторного аппарата;

Развитие дыхательного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания;

Активизация звукоподражания у детей и воспроизведения по образцу 2-3 сложных слов и коротких фраз.

Планируемые результаты после первого года обучения :

Повышение речевой активности, понимание обращенной речи;

Укрепление произвольного внимания, слухового внимания (ребенок должен различать звучание музыкальных игрушек, инструментов, определять расположение звучащего предмета в пространстве, находить спрятанный звучащий инструмент по издаваемому звуку)

Развитие зрительного внимания и памяти (умение ребенка находить игрушку, картинку и показывать на них, соотносить со словами-названиями, удерживать в памяти знакомые предметные образы : игрушки, предметы окружающей обстановки, картинки)

Появление вербальных понятий сенсорных эталонов : форма, цвет, размер.

Расширение рамок общения с помощью мимики , жестов и знаково-символических функций.

Совершенствование фонематического восприятия;

Улучшение в произносительной сфере;

Значительное возрастание пассивного словарного запаса : понимание слов из лексических групп «Транспорт» , «Одежда» , «Зимние забавы» , «Насекомые» ;

Возрастает понимание и употребление вопросительных слов (кто, что, где, чей) и отдельных местоимений (количественных : один, много пространственных : там, тут, здесь; притяжательных : мой, мне, твое).

Умение группировки существительных по общему понятийному признаку, развиваются операции сравнения и обобщения .

На фоне расширения лексического запаса становится возможным моделирование двухсловных предложений.

Освоение простых грамматических конструкций : умение различать в речи взрослого употребление грамматической формы единственного и множественного числа существительных,

Улучшение артикуляторных возможностей.

(2-ой год обучения)

Комплекс занятий создан с опорой на «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программу коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой

Программный материал разработан для работы с детьми :

с нарушением речевого развития в возрасте 4-5 лет;

Логопедическая работа с детьми на данном этапе включает следующие направления :

1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи :

Развитие понимания ситуативной и бытовой речи;

Развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;

Развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной) ;

Развитие слухового внимания к неречевым и речевым звукам, формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;

Активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения ;

Поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);

Стимулирование инициативной речи ребнка в специально организованной ситуации общения .

Обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без наглядной опоры

Ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение предмета в пространстве;

2. Развитие слухового восприятия :

Расширение рамок слухового восприятия;

Формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

Развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики :

Развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений,

Обучение воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

Активизация пассивных и активных движений пальцев рук, пальчиковая гимнастика.

Увеличение объема дыхания;

Активизация целенаправленного ротового выдоха ;

Ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса;

5. Развитие чувства ритма :

Соотнесение ритма со схематическим изображением.

6. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза :

Формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения (нахождение игрушек в пространстве комнаты; перемещение игрушек в заданном пространстве);

Вырабатывание устойчивости, переключаемости внимания, увеличение объема зрительного внимания и памяти (запоминание изображений предметов, фиксация изменений в расположении предметов; выделение из множества предметов);

Обучение анализировать зрительный образ (определение недостающих частей у предметов по картинкам; узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела).

Планируемые результаты после второго года обучения :

Повышение речевой активности;

Развитие зрительного внимания и памяти;

Укрепление произвольного внимания, слухового внимания;

Совершенствование фонематического восприятия;

Улучшение в произносительной сфере;

Расширение активного словарного запаса по лексическим темам раздела;

Умение сравнивать и обобщать предметы по схожим признакам;

Осваиваются грамматические конструкции : умение использовать в речи местоимения, предлоги;

Развитие связной речи, умение составлять рассказы с зрительной опорой и без.

Дополнительная общеразвивающая программа

по математике «За страницами учебника математики»

Для детей среднего школьного возраста

Срок реализации - 1год

Стрельникова Татьяна Николаевна

Вторые Тербуны

2015 год

Дополнительная общеразвивающая программа по математике «За страницами учебника математики» социально-педагогической направленности
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей образовательной программы. Программа кружка «За страницами учебника математики» имеет социально-педагогическую направленность.

Курс «За страницами учебника математики» направлен на то, чтобы развить интерес школьников к математике, познакомить их с новыми идеями и методами решения задач, формировать способности учащихся рационально использовать умения и навыки, полученные на уроке; расширить и углубить знания по данной теме, необходимые для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин. Данный курс формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, интуицию, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей; формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитывает отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

Дополнительная образовательная программа «За страницами учебника математики» социально-педагогической направленности призвана помочь подросткам овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности. Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.
Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками. Осваивая курс математики , одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Данная программа «За страницами учебника математики» позволит организовать работу кружка с учётом дифференцированного подхода. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. На кружке продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:

Вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;

Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

Актуальность программы . Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.

На занятиях курса предусматривается знакомства учащихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.

Организация работы кружка способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Организационно-педагогические условия программы заключаются в том, что обучение по данной программе способствует интеллектуальному и духовному воспитанию личности ребенка, социально-культурному и профессиональному самоопределению, развитию познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных форм и методов организации самостоятельной деятельности учащихся. Кружок рассчитан в на всех учащихся 9 класса. Программа предполагает знакомство с теорией и практикой в течение 70 часов. К каждой теме даны краткие методические рекомендации, основной теоретический материал, опорные задачи, задачи повышенной сложности для работы в классе и дома в достаточном объеме.

Курс дает широкие возможности повторения и обобщения курса математики. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Цель программы – формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей , развитие логического мышления и математической речи; выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике
Задачи:

Обучающие:


  • научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений;

  • научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем;

  • научить строить графики и читать их;

  • научить различным приемам решения текстовых задач;

  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

  • подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе;

  • подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.
Развивающие:

  • повышать интерес к математике;

  • развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;

  • развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;

  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие;

  • воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;

  • формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.

  • стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией , знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

Нормативно-правовые документы:

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами учебника математики» разработана на основе:


  • Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг.

  • Национальной стратегии действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленной на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

  • Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.»

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  • Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.

  • Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

  • Письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10)

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 n 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"

  • Устав ОУ.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия:

Вавилов В.В. и др. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», М, Наука, 1988

Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе./Л. В.Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2007.-191с.:ил.- (Итоговая аттестация).

Галицкий М. Л. И др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов:Учеб. пособие для Учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич.-2-е изд. –М.: Просвещение, 1994.-271с.: ил.

ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части / А.Л. Семенов, И.В. Ященко, Л. О. Рослова, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, И. Р. Высотский; под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко, - М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013. - 399, с. (Серия «Банк заданий ГИА»)

Дорофеев Г.В. и др. «Подготовка к письменному экзамену за курс основной школы» сборник
Отличительные особенности программы.

Особенность программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекций, семинаров, решения головоломок, математических игр. Также в комплекс программы входят организация и участие в различных математических боях, викторинах, праздниках.

Постепенность и разнообразие способов получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время.

Данная программа рассчитана на одновременную работу параллельно нескольких групп разноуровневой подготовки, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 14-15 лет. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы - 15-20 человек.
Сроки реализации программы: один год обучения, объем – 70 часов.
Формы и режим занятий: программа предусматривает работу детских групп в количестве 15 – 20 человек.

Формы организации занятий: массовые (проведение коллективных творческих дел объединения, праздники, математические викторины), групповые (занятия теоретические и практические), мелко-групповые (работа к математическими программами на компьютере), индивидуальные (участие в олимпиадах, консультации, беседы).

Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения: консультация, беседа, объяснение, демонстрация приемов, практическая работа и т.д.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к творчеству используются разнообразные типы, формы и методы проведения занятий:


  • сообщение новых знаний (занятия - беседы, занятия с элементами выступлений учащихся и т.д.),

  • комбинированные занятия (сообщение новых знаний и практикум),

  • практические занятия,

  • обобщающие (викторины, тематические кроссворды, занятия-путешествия),

  • игры, праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и другие.
Для выполнения поставленных в программе задач помимо традиционных используются активные формы организации занятий:

  • взаимообучение,

  • лабораторно-практические работы,

  • самопрезентации,

  • творческие лаборатории…
Режим занятий : 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы, методы и средства обучения, используемые при реализации

Методы:

Словесные (объяснения, беседы, лекции)

Наглядные (плакаты, слайды, фотографии, видеофильмы)

Практические (реализация творческих проектов).

В программе наряду с обычными занятиями используются инновационные формы обучения:

Конкурсы,

Викторины,

Средства обучения: печатные (книги, брошюры, раздаточный материал);

электронные и аудиовизуальные (презентации, слайды, видеофильмы и др.); наглядные (плакаты, стенды); фото-видеооборудование.

Типы занятий:

Комбинированный;

Первичного ознакомления с материалом;

Усвоение новых знаний;

Применение полученных знаний и умений;

Закрепление, повторение;

Итоговое.

Педагогические технологии : развивающее обучение, личностно - ориентированный подход, дифференцированность обучения.
Календарный учебный график освоения дополнительной общеразвивающей программы является составной частью программы и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года ; продолжительность учебного года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации. При составлении календарного учебного графика учтён четвертной подход к составлению графика учебного процесса системы организации учебного года. Календарный учебный график школы является составной частью дополнительной образовательной программы и отражён в приложении к ней. Ежегодно календарный учебный график публикуется на официальном сайте школы.

Наличие результативности образовательной деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» предполагает обучение детей определённым знаниям, умениям, навыкам и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, поэтому результаты педагог подводит по двум группам показателей - учебные и личностные.

Структура и содержание программы обеспечивают условия для гибкого ее ис­пользования, реализации практической направлен­ности обучения, осуществления принципов личностно-ориентированного обучения.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Предметом оценивания являются :


  • набор основных знаний, умений, навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребёнок в результате освоения материала по конкретной дополнительной общеразвивающей программе;

  • важнейшие личностные свойства, которые необходимо сформировать у ребёнка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками
Отчёт о проделанной работе позволяет научить ребёнка последовательности в работе, развивать осознанный интерес детей к творческой деятельности;

Способы определения результативности программы :

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется


  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации , трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей школьников и привитие стойкого интереса к предмету математике.
Для определения качества образования и развития детей мы используем различные мероприятия для фиксации промежуточного и конечного результата:


  • промежуточная рейтинговая система (открытая или закрытая, в зависимости от уровня группы);

  • успехи выступления на олимпиадах (дипломы, грамоты и похвальные листы)

  • итоговые зачеты по каждому году обучения (годовая олимпиада);

  • награждение «Дипломами» в различных математических викторинах, боях, фестивалях и т.д.

Планируемые результаты.

В результате изучения программы кружка ученик должен:

знать/понимать


  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений , содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры ;

  • описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Способы определения результативности реализации программы, основные формы аттестации : работа по карточкам, решение кроссвордов, аукцион знаний, викторина, зачетные и контрольные работы и т. д.

Итоги промежуточной аттестации подводятся в виде оценки «зачтено» / «незачтено», «освоил»/ «не освоил».

При недостаточном освоении материала планируются дополнительные и индивидуальные занятия.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько форм:


  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий,

решение кроссвордов, аукцион знаний, творческая зачетная работа, викторина.


  • Фронтальная и индивидуальная беседа.

  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

  • Игровые формы.

  • Участие в конкурсах и викторинам, что позволяет воспитанникам адекватно оценивать уровень своего мастерства и результаты труда.

Формы подведения итогов реализации программы: Проверочная работа, тестирование.
Сроки реализации программы:

Программа разработана на 1 учебный год
Учебно-тематическое планирование


Содержание работы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Числа. Дроби.

4

3

Выражения. Уравнения.

10

4

Функции

8

5

Уравнения и неравенства

12

6

Решение задач

10

7

Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал

4

8

Геометрия

7

9

Подготовка к ОГЭ

14

вт, 11/14/2017 - 13:48 | administrator

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лидер»

методист

Лопатина О.Л.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лидер» социально-педагогической направленности, стартового уровня.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания лидерских качеств личности учащегося на основе отечественных традиций и современного опыта.

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность учащегося в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации.

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей »;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • Инструктивно - методическое письмо «О развитии воспитательного компонента в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2014-2015 учебном году» (ОГАОУ ДПО БелИРО);
  • Инструктивно - методическое письмо «Об основных направлениях воспитания и дополнительного образования в образовательных организациях области в рамках реализации ФГОС на 2015-2016 учебный год» (ОГАОУ ДПО БелИРО);
  • Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

Новизна общеобразовательной общеразвивающей программы «Лидер» состоит в том, что содержание в отличие от других программ в этом направлении, предполагает не стихийный процесс формирования лидеров в детских организациях, а четко продуманное выявление, обучение юных «вожаков». Программа направлена на создание условий для развития лидерства в детских организациях, на овладение формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами.

Актуальность данной программы состоит в том, что проведенные исследования показали рост количества детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью. Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из учащихся ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Поэтому становится актуальным вопрос об организации специальных занятий с учащимися, задачей которых является вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками деятельности в качестве педагогического персонала (вожатые летних лагерей), организаторов коллективных творческих дел, членов совета школы и т.д. С учетом особой сложности подготовки учащихся к практической деятельности разработана данная программа их обучения.

Работа детского самоуправления дает учащимся возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца наиболее благоприятных условий в образовательном учреждении для своего развития. Программа призвана помочь детям в их будущей успешной социализации в обществе, создать условия для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Лидер» обосновывается большим спектром её обучающих, развивающих и воспитательных задач и обусловлена необходимостью формирования социальной культуры подрастающего поколения, воспитания психологической готовности к ведению общественной деятельности. В программе заложен системно - деятельностный подход, что предполагает не только обучение теоретическим вопросам предмета, но и включение ребят в конкретную практическую организаторскую деятельность.

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Цель программы : развитие лидерских качеств учащихся в различных направлениях жизни и деятельности, формирование знаний, умений и навыков организаторской работы.

Задачи программы

Обучающие:

Способствовать формированию лидерских качеств;

Изучать приемы и методы организации и планирования деятельности;

Обучать навыкам социальной активности, способам конструктивного общения;

Формировать представление об особенностях взаимоотношений людей и общества;

Формировать практические умения и навыки в подготовке культурно-досуговых программ, в проведении игр и конкурсов, в проведении коллективно-творческих дел;

Учить создавать газеты.

Развивающие :

Развивать творческие и интеллектуальные способности;

Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию инициативности, целеустремленности, независимости, ответственности за себя и окружающих;

Формировать толерантное сознание у учащихся;

Развивать эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях, волю и настойчивость;

Содействовать развитию литературно-творческих способностей;

Развивать коммуникативные умения и навыки;

Развивать специальные навыки организаторской деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать нравственное отношение к окружающему миру;

Формировать ответственное отношение к социуму, толерантность;

Воспитывать активную жизненную гражданскую позицию, стремление к личному участию в практической деятельности;

Воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, чувство коллективизма,

взаимопомощи;

Воспитывать уважение к культурному наследию и традициям своей страны;

Формировать мотивацию к профессиональному выбору.

Отличительные особенности программы от уже существующих («Будущее – это мы» (Вежевич Т. Е. Лидерская подготовка старшеклассников. – Улан – Удэ:Изд-во «Бэлиг», 2003.), программа «Лидер» из программы «Школа лидерства» (Смекалова Е.М.: Школа лидерства. Методические рекомендации. М. - : ТЦ Сфера, 2006.) состоят в том, что практическая направленность преподавания осуществляется в сочетании с теоретической. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Данная программа рассматривает следующие разделы: «Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу», «Изучение Конвенции о правах ребенка», «Формы и методика организации игр», «Игра как способ общения», «Уроки лидера» «Коллективно-творческое дело», «Школьная газета», «Итоговое занятие».

Возраст учащихся: 10-13лет.

Программа разработана с учётом психолого-педагогических особенностей данного возраста, когда сохраняется активность в изучении окружающей среды, потребность в саморазвитии, реализации индивидуальных особенностей.

Сроки реализации программы: 1 год .

Формы и режим проведения занятий : теоретическое занятие, практическая работа, творческая работа, имитационно-ролевые, сюжетно-ролевые, интерактивные, пресс-конференция. При организации образовательного процесса используются следующие формы и методы проведения занятий: - аудиторные: изучение теории, практические занятия (лекции, беседы, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, исследование, коллективное планирование) - практические занятия вне аудитории: участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Форма организации обучения на занятии - групповая, возможна организация работы в микро группах.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.

Ожидаемые результаты

К концу обучения должны знать:

  • приемы и методы организации и планирования деятельности, способы конструктивного общения;
  • виды, классификацию и методику проведения игр;
  • методику создания сценария мероприятия;
  • методику вовлечения детской аудитории в игровую деятельность;
  • права и обязанности учащихся;
  • иметь представление об особенностях взаимоотношений людей и общества;
  • методику организации КТД;
  • правила выпуска стенгазеты и школьной газеты.

К концу обучения должны уметь:

  • работать в коллективе, организовывать и руководить группой сверстников;
  • организовывать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
  • применять полученные знания, навыки и умения по организации игр в органах ДО;
  • планировать, исследовать, анализировать свою деятельность;
  • прогнозировать и развивать игровые ситуации, разрабатывать и внедрять игровые программы для различных социально-возрастных групп;
  • разрабатывать сценарии игровых программ и коллективных творческих дел;
  • уметь выпускать стенгазету и школьную газету.

Будут сформированы универсальные учебные действия

Личностные:

  • уважение ценностей общества, школы и коллектива;
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности за благосостояние общества;
  • приобщение к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры.

Регулятивные:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные:

Коммуникативные:

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Метапредметные результаты :

  • умение самостоятельно планировать свою деятельность и определять наиболее эффективные пути достижения целей;
  • умение выстраивать отношения со сверстниками, конструктивно взаимодействовать со взрослыми;
  • умение адекватно оценивать ситуацию, действовать в нестандартной ситуации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Для оценки результативности учебных занятий применяется вводный, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль (выявление первоначальных представлений)

Тестирование, диагностические задания.

Текущий контроль (по итогам прохождения темы)

Опрос, самостоятельная работа,

Промежуточный контроль (по окончанию изучения каждого раздела и по итогам каждого полугодия).

тестовые задания, конкурсы, тематические игры.

Итоговый контроль (после завершения обучения по программе).

Викторина

Учебно-тематический план

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение в общеобразовательную программу «Лидер». Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение: «Путаница», «Поиск общего», «Кочки» и др.

Изучение Конвенции ООН о правах ребенка. Детские общественные организации. РДШ и агломерация «Мы - Белгородцы». Направления деятельности.

Формы и методика организации игр. Классификация игр. Участие в различных играх: игры на взаимодействие, игры-минутки, игры-шутки, игры с залом; интеллектуальные игры, деловые, ролевые игры.

Игра как способ общения. Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Уроки лидера. Характеристика лидера. Разновидности лидерства. Язык жестов. Невербальное общение. Искусство речи. Спор. Правила поведения в споре.

Игры на развитие лидерских качеств, коммуникативных способностей. Развитие умений правильно и быстро строить речевые сообщения.

Коллективно-творческое дело. Этапы КТД, Основные требования к планированию и проведению КТД. Формы КТД

Школьная стенгазета – с чего начать и как сделать? Специфика школьной газеты, подбор информации. Информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры (краткий обзор). Правила оформления стенгазеты, художественное решение.

Работа над выпуском газет.

Итоговое занятие.

Викторина по изученному материалу программы.

Итого

Введение в общеобразовательную общеразвивающую программу «Лидер»

1.Теория . Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Игры на сплочение: «Путаница», «Поиск общего», «Кочки» и др.

Методы и приемы: словесный: беседа, инструктаж.

2.Теория . Изучение Конвенции ООН о правах ребенка. Знакомство с деятельностью ДО в школе. Детские общественные организации. РДШ и агломерация «Мы - Белгородцы». Цели и задачи организации Российского движения школьников в школе. Направления деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно-медийное. Направления деятельности агломерация детских общественных организаций «Мы-Белгородцы».

Практика. Знакомство на практике со статьями Конвенции о правах ребенка на участие в общественной жизни, школьном ученическом самоуправлении. Деловая игра «Я и мои права». Устав и законы детского общественного объединения. Как повести сбор отряда. Делова игра «Мы на сборе отряда». РДШ и его направления. Структура движения, Работа в группах. Работа по направлениям деятельности РДШ. Викторина по изученному материалу. Изучение подпрограмм агломерации «Мы - Белгородцы». Работа в микрогруппах. Деловая игра «Модель агломерации. 9 подпрограмм: Созвездие талантов, Патриот, Никто не забыт, ничто не забыто, Территория здоровья, Профессионал, Поисковик, Добродел, Медиасфера, Жизнь в музее. Викторина по изученному материалу программы.

Методы и приемы:

3 . Теория . Формы и методика организации игр. Классификация игр. Участие в различных играх: игры на взаимодействие, игры-минутки, игры-шутки, игры с залом; интеллектуальные игры, деловые, ролевые игры.

Практика. Разучивание и проведение игр (массовых, подвижных, интеллектуальных, спокойных, Составление игротеки.

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа, мозговой штурм, викторина, деловые игры.

4.Теория . Игра как способ общения. Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы.

Практика. Игротека. Игровой тренинг. Игровая конкурсная программа.

Работа в микрогруппах. Написание сценария новогодней игровой программы «Новогодняя сказка».

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа, мозговой штурм, игровой.

5.Теория . Уроки лидера. Характеристика лидера. Разновидности лидерства. Язык жестов. Невербальное общение. Искусство речи. Спор. Правила поведения в споре. Игры на развитие лидерских качеств, коммуникативных способностей. Развитие умений правильно и быстро строить речевые сообщения.

Практика. Кто такой лидер и его качества. Игра «Как вести за собой». Разновидности лидерства, деловая игра «Модель лидера». Работа в микро группах. Игры на развитие лидерских качеств, коммуникативных способностей. Развитие умений правильно и быстро строить речевые сообщения. Развитие культуры спора, отстаивания своей точки зрения. Развитие творческих способностей посредством различных игр и упражнений.

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа, мозговой штурм, наглядный, игровой.

6. Теория. Коллективно-творческое дело. Этапы КТД. Основные требования к планированию и проведению КТД. Формы КТД.

Практика. Работа в группах, организаторское лото. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей. Разработка КТД «День школы». Составление плана и подготовка КТД «Мир профессий».

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа; мозговой штурм, наглядный, игровой.

7. Теория . Школьная стенгазета – с чего начать и как сделать? Специфика школьной газеты, подбор информации. Информационная функция газеты. Информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры (краткий обзор). Работа над выпуском газеты.

Практика. Подбор информации, выпуск номера школьной газеты.

Работа над выпуском стенгазеты, поиск новых идей. Выбор цветового решения, подбор шрифтов, выпуск тематической стенгазеты. Деловые игры «Выпускаем школьную газету», «Выпускаем стенгазету».

Методы и приемы: словесный: лекция, беседа; наглядный, мозговой штурм, игровой, практический, деловая игра.

8. Итоговое занятие .

Практика. Викторина по изученному материалу общеразвивающей программы «Лидер».

Методическое обеспечение

Работа педагога по реализации программы «Лидер» основана на следующих принципах:

1. Принцип демократизма

2. Принцип социально значимой доминанты

3. Принцип взаимодействия учащихся и школьников

4. Принцип личностного и коллективного роста

5. Принцип достижения личных целей

6. Принцип единства и оптимального сочетания личных и общественных интересов детей

7. Принцип управления успехом

8. Принцип коллективных целей

9. Принцип коллективной ответственности

10. Принцип личной заинтересованности участников

11. Принцип практической ориентированности

В процессе реализации данной дополнительной общеразвивающей программы предполагается использование следующих методов: словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.); наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (тренинг, упражнения, круглые столы, опрос, лабораторные работы и др.), творческая работа, имитационно-ролевые, сюжетно-ролевые, интерактивные, пресс-конференция. При организации образовательного процесса используются следующие формы и методы проведения занятий:

Аудиторные: изучение теории, практические занятия (лекции, беседы, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, исследование, коллективное планирование);

Практические занятия вне аудитории: участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Форма организации обучения на занятии - групповая, возможна организация работы микро групп и индивидуальная работа. Формы проведения занятий: теоретическое занятие, практическая работа, участие в массовых мероприятиях.

В образовательном процессе предполагается применение методов: объяснительно-иллюстративный - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Помимо этого будут использоваться: фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой - организация работы по группам; коллективно-групповой - выполнение заданий группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение; в парах - организация работы по парам; индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Для развития организаторских навыков в каждом занятии предусмотрены соответствующие задания, упражнения, методические приемы которых вовлекают в активный процесс получения и усвоения знаний (беседы, лекции, деловые игры, упражнения, тесты, творческие задания и коллективная творческая деятельность).

В развитии лидерских качеств учащихся посредством освоения конкретных организаторских навыков и включения в совместное взаимодействие вводятся такие формы и методы как, работа в микро группах, самодиагностика, деловые игры, коллективная и индивидуальная рефлексия, практика коллективного планирования.

Для содействия формированию интереса (мотивации) к чтению, актуализации самообразования учащихся и освоению основных читательских умений и навыков программой планируются следующие формы работы: викторина на знание прав человека, мини дискуссия «Могут ли дети в школе сами защищать свои права? Каким образом?», устный журнал.

Метод социального воспитания обеспечивает «проживание» детьми значимых ролей в различных ситуациях, дает возможность познать окружающий мир и органично войти в него.

Литература для педагога

  1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М.: Владос, 2001.
  2. В.И. Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.
  3. Д.В. Рогаткин. Служба примирения в системе школьного самоуправления / Вестник восстановительной юстиции № 4, 2002. – М., Центр «Судебно-правовая реформа» – с. 52-59.
  4. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика: Методическое пособие. – Минск, 1999.
  5. Образование в сфере прав человека в школе. Сборник материалов. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 68 с.
  6. Панченко С.И. Обогащение лидерского опыта \\ Народное образование. 1999. №5, с. 32-34.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Литература для детей

  1. Д.В. Рогаткин. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.
  2. М.И. Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.
  3. Матвеева Р.Г. Свобода ребенка в образовательном процессе. 1999. с. 37-42.
  4. Школа и выборы: опыт, проблемы и решения. – Ростов н\Д, 2000.

Шумская Л.И., Завадская Ж.Е. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью: Учебное пособие. – Минск, 2000.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний