Научно проектная деятельность магистрантов в вузе. Современные проблемы науки и образования

Главная / М. Е. Салтыков-Щедрин

Проектная деятельность студентов магистерской программы осуществляется по трем ключевым направлениям:

· правовое сопровождение деятельности организаций (как коммерческих, так и некоммерческих, а также государственных и муниципальных), включая руководство соответствующими юридическими службами (In-house);

· оказание правовых консультационных услуг, включая создание и развитие юридического бизнеса, руководство юридическими фирмами (Legal Consulting);

· создание инновационных бизнесов, связанных с правом (LegalTech);

Все три направления взаимосвязаны и подчинены единой цели – сформировать прикладной инструментарий реализации юридической функции.

Успешная проектная деятельность предполагает как индивидуальную, так и активную командную работу, оперированию большими объемами знаний в современном информационном пространстве, способность структурирования проблем, принятие эффективных управленческих решений.

Основные задачи проектной работы:

Изучение ведущих международных и национальных практик в управлении юридическим бизнесом и организации работы юридической функции компании;

Выработка комплексного системного экономическо-юридического подхода к принятию управленческих решений в сфере юриспруденции;

Изучение мировых и национальных исследований в области юридического менеджмента, обсуждение их результатов, степени эффективности и возможностей применения в российских условиях;

Формирование предпринимательского мышления, лидерских качеств и навыков самостоятельной работы;

Разработка проектов стартапов в области юридического бизнеса;

Формирование навыков презентации и защиты полученных результатов,

Обучение организации стратегических сессий, мозговых штурмов и ситуационных анализов;

Выработка у студентов навыков экспертного анализа управленческой проблематики.

Проектная деятельность организуется в следующих формах:

Мастер-классы ведущих специалистов-практиков,

Подготовка, презентация и обсуждение докладов по актуальной междисциплинарной и межотраслевой тематике,

Проведение игровых (симуляционных) процессов и деловых (ролевых) игр,

Обсуждение проектов научных работ магистрантов (включая курсовые работы и магистерские диссертации) и др.

Особенности проектной работы, выполняемой студентами магистерской программы "Юридический менеджмент":

1) прикладной характер;

2) комплексный межотраслевой междисциплинарный подход;

3) практическая применимость полученных результатов;

4) оценка и систематизация международного и национального опыта;

5) выработка показателей оценки эффективности внедрения проекта.

Проектная работа может выполняться в малых группах или индивидуально.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

In-house

1. Юридическая служба в системе управления современной организацией

2. Управление коллегией адвокатов

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

4. Юридическая служба в холдинге: построение эффективного взаимодействия юридических служб головной и дочерних компаний

5. Корпоративная культура юридической компании

6. Защита интересов собственников в деятельности юридической службы организации

7. Построение юридической фирмы "с нуля"

8. Юридические бутики

Legal Consulting

1. Лидерство и командообразование в деятельности юридической службы

2. Продвижение услуг юридической фирмы

3. Тайм-менеджмент руководителя юридической службы компании

4. Бренд юридической компании

5. Карьера в юридической индустрии

6. Особенности мотивации сотрудников юридической службы

7. Стратегия развития юридической компании

8. Бренд юридической компании

9. Продвижение услуг юридической фирмы

10. Руководитель юридической службы как топ-менеджер

LegalTech

1. Стартапы в LegalTech

2. Автоматизация и искусственный интеллект в деятельности юридической службы и в юридическом бизнесе

Лихоманова Людмила Михайловна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск[email protected]

Склярова Марина Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск[email protected]

Гоман Наталья Викторовна, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующая кафедрой агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск[email protected]

Бобренко Игорь Александрович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрохимииФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск[email protected]

Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научноисследовательской работы магистрантов

Аннотация.Обучение в магистратуре является важным этапом становления профессионального исследователя. Научноисследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста. В статье обосновывается компетентностный подход в организации научноисследовательской работы с магистрантамипо направлению 110100–Агрохимия и агропочвоведение.Раскрываются концептуальные подходы к реализации требований ФГОС ВПО по осуществлению научноисследовательской работы с магистрантами. Анализу подвергаются теоретические представления о компетентностном подходе, готовность к его реализации со стороны преподавателей и студентов, оценочные инструментарии эффективности подхода, в том числе со стороны контролирующих органов.Ключевые слова: научноисследовательская работа, компетентностный подход, научноисследовательский семинар, магистрант, компетенция.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время в России происходит переходна компетентностный подход в образовании. При этом существенно меняется конечная цель образования и она приобретает более практическую направленность. Эта тенденция находит свое воплощение как в стандартах ВПО, так и в конкретных учебных курсах, т.е.из ожидаемых результатов образованияглавными становятся знания, умения и способность к их реализации.Поскольку компетентностный подход в большей мере дает ответы на запросы производственной сферы, он является радикальным средством модернизации образования вответ на изменяющуюся социальноэкономическую реальность и позволяет оптимально объединитьтеоретическую и практическую составляющие обучения.Основное отличие образовательных программ магистратуры от бакалавриата –акцентирование внимания на научноисследовательскую работустудентов, котораяявляется обязательной составляющей образовательной программы подготовкимагистров и решает общие задачи системы научноисследовательской работы студентов в вузе. Важными составляющими при этом являются: привлечение студентов к научной деятельности; увеличение доли участия в проводимых научных мероприятиях; повышение качества научноисследовательской деятельности. Все эти этапы, реализуемые в период обучения в магистратуре,являются ступенями, ведущими молодого ученого к диссертационному исследованию. Именно поэтому очень важна разработка методов выявления студентов, способных к занятию научноисследовательской деятельностью, стимулирование их к этой работе и обеспечение процесса непрерывного развития научного потенциала .Научноисследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимыхкомпетенций для обучающегося как будущего специалиста. В приказе Минобрнауки РФ (приказ № 62 от 22.03.06) прямо указывается, чтоовладение научноисследовательскими компетенциями–одна из важных задач вузов, решение которой обеспечит подготовку выпускников к различным видам инновационной деятельности .

Важным моментом компетентностного подхода на уровнепроектирования образовательного процесса является наличие перечня результатов образования на уровне формируемых компетенций. Это может быть перечень основных образовательных технологий (форм и методов обучения), используемых для формирования компетенций; перечень форм иметодов для контроля и самооценки освоения заявленных в программе дисциплины результатов образования (компетенций) и другие. Эти требования относятся ко всему образовательному процессу магистрантов, в том числе и к научноисследовательской работе. Отсюда следует, что проектирование научноисследовательской работы магистрантов является важнейшим элементом инновационной стратегии вуза, хотя ФГОС и не рассматривает магистратуру, как программу только научной подготовки. Основной задачей комплексного планирования и проектирования НИР магистров является создание системы организационнометодической деятельности, направленной на формирование и развитие профессиональных компетенций и их компонентов как в рамках образовательного процесса (НИР, встроенная в учебный процесс), так и во внеучебное время (НИР, дополняющая учебный процесс) с учетом специфики вуза, его традиций и возможностей.Поскольку научноисследовательская работа является обязательным разделом программы магистерской подготовки, то онадолжна иметь те же цели, что и весь учебный процесс–формирование установленных стандартом и ООП общекультурных и профессиональных компетенций. Это предъявляет дополнительные требования к организаторам научной деятельности магистрантов в вузе. Содержание научноисследовательского компонента определяется руководителем магистерской программы, научным руководителем магистерской диссертации и самим магистрантом. В то же время остаются неясными полномочия декана и заведующего выпускающей кафедрой по организации научноисследовательской работы магистранта.Поэтому этот вопрос должен быть четко и подробно прописан в локальных актах вуза. Следует не только подробно прописать права и обязанности должностных лиц, но и определить, как их компетенция будет реализовываться в сложных организационных связях, возникающих при обучении студентов в магистратуре.

Организация научноисследовательской работы магистрантов требует постоянного внимания и определенных усилий от выпускающих кафедр, преподавательского состава, руководства вуза в целом. Тематика и направление научно –исследовательской работы выпускающей и других профильных кафедр должна доводиться до студентов по возможности на младших курсах. Следует максимально активизировать деятельности студенческого научного общества, студенческих научных кружков при координировании их работы ведущими преподавателями.Организация и проведение внутривузовских олимпиад и конкурсов, студенческих научных конференций, как можно более раннее привлечение студентовк научно –исследовательской работе, создание условий для публикаций результатов научных исследований студентов; представление обучающихся для участия в конкурсах грантов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации и различными фондами –все это играет большую роль в максимально эффективной научной деятельности магистрантов.

Очень важно публично оценивать результаты научно –исследовательской работы магистрантовс привлечением работодателей, преподавателей, ведущих исследователей и всех заинтересованных лиц. Этой цели отвечает научноисследовательский семинар, который является неотъемлемой частью научноисследовательской и учебной работы магистрантов. Он позволяеттесно взаимодействовать магистрантам, ведущим ученым и работодателям. Только широкое партнерство вузовс различными НИИ, исследовательскими центрами и передовыми предприятиямиспособствует созданию наиболее актуальных исследовательских программ, позволяет разнообразить направления исследования в различных профессиональных областях.Однако ни организационные, ни финансовыемеханизмы этого взаимодействия еще не отработаны, что является безусловным тормозом на пути реализации компетентностного подхода в научноисследовательской работе магистрантовПрактический опыт применения компетентностного подхода приреализации магистерских программ по направлению 110100 –Агрохимия и агропочвоведение поставил ряд вопросов, основным из которых был вопрос–каким образоморганизовать научноисследовательскую работу магистранта в семестре и каким содержанием наполнить этот вид деятельности магистранта? Этот вопрос очень важен и актуален в силу разнонаправленности научных исследований на кафедрах агрохимии и почвоведения. Научноисследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ООП по направлению 110100 –Агрохимия и агропочвоведение и соответствующего ФГОС ВПО. Общие требованияк научноисследовательской работе магистрантов университета устанавливаются Положением омагистерской подготовке (магистратуре) в ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина. Совокупность конкретизированных требований к научноисследовательской работе магистрантов, обучающихся по ООП 110100 –Агрохимия и агропочвоведение представлены в ООП.Университетом предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля научноисследовательской работы обучающихся:

планирование научноисследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научноисследовательской работы, включая работу по теме магистерской диссертации;

корректировка плана проведения научноисследовательской работы;

подготовкуотчётных материалов по результатам НИР;

участие магистрантавработенаучноисследовательского семинара;

участие магистранта вдругих научных мероприятиях (внутри университета и за его пределами), включая подготовку научных публикаций по результатам НИР;

публичная защита выполненной работы (семестровые и итоговый отчёты).Состояние университетскойнауки во многом определяет успешное развитие современных вузов. Необходимы тесная связь учебного и научного процессов, наличие научных школ, должное количество и высокое качество проводимых в университете научных исследований, участие студентов (особенно магистрантов) в них. По направлению подготовки магистров 110100 Агрохимия и агропочвоведение (ФГБОУ ВПО ОмГАУ им.П.А. Столыпина) функционируют две научнопедагогические школы, магистранты принимают активное участие в исследованиях,результаты которых имеютпрактическое значение. Однако без современного оборудования (а вузы испытывают большие трудности с приобретением приборной базы) внедрение инновационной деятельности затруднено. В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования по конкретным направлениям подготовки изложены базовые требования к научноисследовательской работе магистрантов и делается акцент на самостоятельность работы студентов, как в учебное время, так и во время проведения исследовательской работы. Однако учебнометодических пособий,которые бы отражали особенности реализации компетентностного подхода при организации научноисследовательской работы магистрантов нет. В то же время наличие и качество учебнометодических материалов по всем дисциплинам учебногоплана основной образовательной программы во многом определяет качество подготовки выпускников, их конкурентоспособность. А эффективность образовательных технологий во многом зависит от качества их учебнометодического обеспечения. Поэтому перед профессорскопреподавательским составом стоит задача в краткие сроки разработать методические пособия по различным видам научноисследовательской деятельности. Не стоит забывать и то обстоятельство, что в настоящее время в магистратуре обучаются как студенты, имеющие профильное образование, так и выпускники смежных направлений подготовки. Задача и лиц, ответственных за организацию учебного процесса в вузе, оказать содействие всем магистрантам в выборе сферы их научных интересов, и призваны сыграть в этом процессе очень важную роль.Концепция методического обеспечения основана на сочетании современных требований к реализации компетентностноориентированных основных образовательных программ и традиций учебнометодической работы университета, а это требует от преподавательского состава включения в работу по разработке обучающих программ, модулей и другой учебнометодической документации. Речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного поиска и самосовершенствования. Однако многие современные формы обучения, ориентированные на развитие самостоятельности студентов, значительно повышающие эффективность учебного процесса, недостаточно используются в образовательном процессе. Это говорит о необходимости разработки наиболее квалифицированными преподавателями научнометодических пособий, как для магистрантов, так и для преподавателей в контексте профессиональных задач. Представляется важным привлекать к написанию таких пособийколлектив авторов, включая в состав производственников со стажем, так как преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта, вряд ли сможет качественно организовать и учебную деятельность по освоению профессии .Анализируя ситуацию в высшем профессиональном образовании, А.А.Факторович отмечает: «Современные образовательные стандарты вряд ли могут быть реализованы, если преподавательский коллектив вузов не получит возможности освоить новые компетенции. По сути, речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного поиска и самосовершенствования…» Это в большой степени относится к невозможности в силу финансовых причин проходить стажировку в крупных исследовательских центрах не только магистров, но и преподавателей.Более того, уровень компетенций самого преподавательского состава нередко снижен. На протяжении последних двух десятков лет наблюдалась определенная стагнация профессорскопреподавательского состава, сейчас ситуация несколько выправляется, но потребуется продолжительное время для восстановления утраченных позиций.Таким образом, эффективная реализация компетентностного подхода в высшей школе станет возможной в том случае, если профессиональное сообщество и вузы научатся совместно конструктивно осуществлять взаимодействие и выработку актуальных требований к выпускникам, оперативно реагировать на изменения в науке и производстве, систематически актуализировать набор компетенций и пополнять арсенал оценочных средств развития компетенций. Главное ожидание и вузов, и работодателей в том, что качественный уровень выпускников школ в ближайшие годы будет значительно улучшен. Только при этом условии возможно говорить о необходимости и возможности полноценной реализации компетентностного подхода в высшей школе России .

Ссылки на источники1.БыковА.К.,Руденко Ю. С. Компетентностный подход в научноисследовательской работе магистрантов //Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. –2013. –№ 1.–URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poiskpostatyam/6748/23402/2.Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2006 №62«Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».

3.АкмаеваР.И.,Жуков В. М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. –2010. –№ 1. –С.123–129.4.РуденкоЮ.С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. –2012. –№ 1.–URL:http://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poiskpostatyam/6581/21610/5.Акмаева Р. И., Жуков В. М. Указ. соч.Lyudmila Lihomanova, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of chemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,[email protected]

Marina Sklyarova,

Candidate оf Agricultural Sciences, Associate Professor of chemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,[email protected] Goman, Candidate of Agricultural Sciences, head of the Department of Agrochemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,[email protected] Bobrenko, Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Agrochemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,[email protected]

Problems of implementation of a competence approach in the design and methodical support of the programs of scientificresearch work of studentsAbstract.Training in a magistracy is an important step to becoming a professional researcher. Scientificresearch work of students is carried out from positions of the competencebased approach, which is a concept of organization of educational process, in which the goal of learning is the acquisition of the totality of the necessary competences for the student as a future specialist. The article proves the competence approach in the organization of research work with students in the direction 110100 –Agrochemistry and soil science. Revealed conceptual approaches to implementation of requirements of the state educational standard of higher professional education on the implementation of research work with students. The analysis focuses on the theoretical aspects ofthe competencebased approach, commitment to its implementation on the part of teachers and students, evaluation Toolkit efficiency of the approach, including by regulatory authorities.Key words:scientificresearch work, competence approach, research seminar, master, competence.

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск

В отечественной высшей школе исследовательская работа студентов всегда была важной составляющей профессиональной подготовки. И для современного магистерского образования в вузах особенно актуальным является вопрос организации научно-исследовательской работы. Эта форма работы магистрантов является важнейшим фактором повышения рейтинга университета. Можно выделить несколько видов научно-исследовательской работы магистрантов в современном российском вузе.

Научно-исследовательская работа (НИРС) магистрантов, которая встраивается в учебный процесс . Важнейшей задачей НИРС этого вида является активизация процесса обучения, а непосредственное участие в нем самих магистрантов служит показателем их научной активности. Такой вид учебной работы включает: изучение литературы, подготовку научных рефератов, участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

Научные исследования, которые дополняют учебный процесс. Основная задача НИРС такого вида - выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения, обеспечение непрерывности по оси «магистратура-аспирантура». Этот вид научно-исследовательской работы реализуется посредством выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также участием магистратов в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях.

Научные исследования, которые проводятся параллельно учебному процессу. Основная задача участия магистрантов в таких исследованиях – их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области, выбор научного руководителя. Содержание работы магистрантов - участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т.п.

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов, как и студентов, представляет собой синтез учебной исследовательской работы и внеучебной научно-исследовательской работы, а также научно-организационной работы магистрантов, связанной с обогащением опыта и стимулированием развития научной деятельности.

Учебная исследовательская работа магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания, развивать творческое мышление студентов, помогает приобретению магистрантами исследовательских умений. Ее цель – развитие умений работать с учебной, научной, справочной литературой по выбранной теме исследования; обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала.


Научно-исследовательская работа магистрантов должна создавать условия для реализации исследовательских умений; развивать инициативу, научную интуицию, самостоятельность; обеспечивать возможность освоения магистрантами различных видов творческой деятельности, воспитывать умения работать в коллективе. Ее цель – развитие творческой активности магистранта через овладение им комплекса исследовательских знаний, умений, навыков. Учебная исследовательская и научно-исследовательская работа магистрантов составляют единое целое, но различаются степенью самостоятельности магистранта при выполнении исследования.

Основным принципом организации системы научно-исследовательской работы магистрантов в вузе является обеспечение ее комплексности. Это предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования логики, методов и технологии выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в которых привлекаются магистранты.

Практический опыт реализации магистерских программ по направлению «Педагогика» выявил ряд проблем:

Каким образом организовать научно-исследовательскую работу магистранта в семестре?

НИРС в магистратуре – это, прежде всего, система, нацеленная на реализацию трех взаимосвязанных аспектов: 1) обучение студентов-магистрантов элементам творчества и привития ими навыков исследовательского труда; 2) собственно научных исследований студентов, которые в настоящее время имеют конкретные результаты;
3) воспитание высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого.

Студенты магистратуры должны знать, что их научно-исследовательская работа является продолжением и углублением учебного процесса и органично включена в процесс подготовки будущего магистра. Целью НИРС в магистратуре является обучение студентов методам ведения научных исследований, самостоятельной организации научно-исследовательской работы, а также выработки у обучающихся навыков публичного выступления перед студенческой аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи или научно-исследовательской работы.

Студенты-магистранты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе научного руководителя - профессора, доценты. Тему научно-исследовательской работы обычно предлагает научный руководитель. Чаще всего - это научное направление, которое уже ведется в научной школе или лаборатории научного руководителя, на факультете института. Иногда магистрант приходит со своей научной идеей. Если она лежит в русле магистерского направления подготовки или основных научных направлений Института (факультета), то она также может вылиться в тему научного исследования. Очень часто научная работа, осуществляемая студентами-магистрантами, перерастает в их кандидатскую диссертацию.

Для сравнения рассмотрим магистерское образование Франции. С 2002 года магистерское образование во Франции реализуется в двух равнозначных направлениях: исследовательском и профессиональном. В начале обучения студент магистратуры должен выбрать либо профессиональное , либо исследовательское направление в магистерском образовании, при этом за ним сохраняется право изменить направление своей подготовки в ходе обучения. Исследовательская магистерская степень позволит выпускнику поступить напрямую в докторантуру, однако и у выпускника с профессиональной магистерской степенью также остается возможность поступить в докторантуру. В магистратуре кроме развития компетенций в специальной профессиональной области, развиваются компетенции исследователя в избранной сфере деятельности.

В магистратуре французских вузов, как и российских, особое внимание уделяется обучению методам исследования, написанию диссертационной работы. Французские магистранты выполняют различные исследовательские работы, которые отличаются по уровню сложности, объёму и содержанию. Можно выделить три вида таких исследований: учебное исследование на первом курсе магистратуры, научное исследование, профессиональное исследование на втором курсе магистратуры для исследовательского и профессионального направления.

Образовательные программы российской и французской магистратур по направлению «Педагогика» (в России) и «Науки об образовании» (во Франции) включают по два основных компонента - образовательный и исследовательский .

Структура организации магистратур исследовательского направления «Науки об образовании» во Франции является общей для всех аналогичных магистратур и включает четыре модуля:

1) модуль теоретических знаний по методологии исследования;

2) модуль специальных дисциплин;

3) модуль курсов по выбору студентов;

4) модуль подготовки магистерской диссертации.

Наблюдается тенденция организации межвузовской подготовки магистрантов во Франции: один модуль может изучаться в одном университете Франции, другой модуль – в другом университете или в исследовательском центре.

Со второго года обучения французские магистранты в исследовательском направлении магистратуры присоединяются к определенной докторской школе при кафедре «Науки об образовании». В их обязанности входит присутствие на междисциплинарных семинарах и участие во всех образовательных мероприятиях докторской школы.

Особенностью французской магистратуры исследовательского направления является то, что на второй год обучения могут поступить не все студенты первого курса, а лишь те, кто успешно защитит исследовательскую работу первого курса и «досье» которых (в этом досье отражены учебные достижения магистранта) пройдет отбор специальной комиссией. На втором году обучения магистранты начинают участвовать в работе исследовательской школы со своими научными руководителями.

Идеи французского опыта организации различных форм исследовательской работы магистрантов на первом и втором курсах магистратуры могут быть, на наш взгляд, успешно использованы в российских магистратурах.

Функционирование системы НИРС в вузе обеспечивается также ученым советом вуза, учеными советами факультетов (институтов), советом вуза по НИРС и НСО.

Вуз планирует и проводит организационно-массовые мероприятия системы НИРС за счет средств вуза, а также дополнительно привлеченных для этого ресурсов из источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

1. Является ли научно-исследовательская работа для всех

студентов/магистрантов обязательной?

2. Чем отличается НИРС от НИР во внеучебное время?

3. Как называется вид выпускной квалификационной работы магистров?

4. К какой (каким) организационной форме обучения относится научно-

исследовательская работа студентов: лекционной, семинарской,

лабораторной, практической, самостоятельной?

ПРЕДИСЛОВИЕ

В Российской Федерации введена многоступенчатая система высшего и послевузовского профессионального образования. Ее концептуальной основой является представление о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые возможности повышения профессионализма в различных областях науки и производственной деятельности. Магистерская подготовка в Российской Федерации является одной из ступеней реализации основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована, прежде всего, на научно-исследовательскую, научно-педагогическую и организационно-управленческую деятельность.

Слово «магистр» – латинского происхождения, имеет древние корни, встречаясь в языках многих стран. У разных народов в его смысл заложены понятия «наставник», «учитель», «руководитель». В русском переводе слово «магистр» трактуется и как «мастер своего дела». В современном толковании магистр – это широко эрудированный специалист, владеющий методологией и методикой научного творчества, современными информационными технологиями, имеющий навыки анализа и синтеза разнородной информации, способный самостоятельно решать научно-исследовательские задачи, разрабатывать и управлять проектами.

Степень магистра является академической, поскольку она отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы. В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. В настоящее время Министерством образования и науки РФ зарегистрировано несколько Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в области физической культуры и спорта, по которым может быть осуществляться подготовка магистров (034300(68) «Физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 034500 «Спорт»).

Научно-исследовательская работа обучающихся является наиболее значимой составной частью образовательных программ всех ФГОС ВПО подготовки магистров, поскольку без опоры на научную деятельность невозможно решить насущные вопросы развития теории и практики физической культуры и спорта. Она направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и общей образовательной программой, реализуемой вузом.

Более того, уровень подготовки магистра по образовательным стандартам, ориентированным на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта должен обеспечить ему возможность продолжить образование в аспирантуре преимущественно по научной специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

В учебном пособии изложены основные организационно- методологические и технологические положения, раскрывающие содержание научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 034300(68) «Физическая культура», учитывающие новые требования Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Текст учебного пособия состоит из четырех глав, в которых изложено содержание основных разделов научно-исследовательской деятельности магистранта: Требования к организации научно -исследовательской ра боты магистранта ; Научно -; Профилированные практики магистранта ; Подготовка выпускной квалификационной работы магистра и порядок ее защиты .

Материалы представленные в различных главах учебного пособия представляют программу деятельности магистранта, указывают путь, схему и ориентиры для проведения научно-исследовательской работы и подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Пособие предназначено, прежде всего, для студентов-магистрантов, обучающихся на втором уровне высшего физкультурного образования по направлению 034300(68) «Физическая культура». Вместе с тем, оно представит определенный интерес для аспирантов, преподавателей и студентов, осуществляющих обучение и обучающихся на других уровнях высшего образования и по другим профессиональным образовательным программам, поскольку охватывает основные теоретические и технологические положения построения научно-исследовательской деятельности в целом, именно в интегративном, обобщающе-синтезирующем аспекте.

Авторы не считают завершенным и исчерпывающим предложенное содержание научно-исследовательской работы магистранта. Не все вопросы, затронутые в пособии, удалось осветить с достаточной полнотой. Некоторые из этих вопросов только поставлены и ждут в дальнейшем более квалифицированной разработки. Поэтому авторы будут искренне благодарны за деловые критические замечания и предложения по его совершенствованию, которые постараются учесть при последующем переиздании книги.

ГЛАВА 1
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА

1.1 Характеристика профессиональной подготовки магистров по направлению 034300 «Физическая культура»

В Российской Федерации по направлению подготовки «Физическая культура» реализуются профессиональные образовательные программы, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «магистр ».

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 (68) «Физическая культура» предусматривает подготовку магистров к профессиональной деятельности в следующих областях:

– научно-исследовательская и научно-методическая;

– научно-педагогическая;

– организационно-управленческая;

– тренерская;

– проектная;

– рекреационная;

– культурно-просветительная.

При этом Федеральным государственным стандартом обусловлено, что конкретные профили профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, в каждом высшем учебном заведении определяются самостоятельно совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса по согласованию с заказчиком кадров и вводятся решением Ученого совета вуза.

Перед началом разработки основных образовательных программ вуз должен определить главную цель и составляющие целевые установки, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

В новых Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования устанавливается, что основные образовательные программы подготовки магистров должны включать два учебных цикла:

общенаучный ;

профессиональный ; и разделы:

практики и научно -исследовательская работа ;

итоговая государственная аттестация .

При формировании общей образовательной программы подготовки магистров основываются, прежде всего, на том, что в результате ее освоения магистр должен овладеть знаниями, умениями и практическим опытом, а также готовностью мобилизовать их в ситуациях, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий в избранной деятельности. При этом должен быть сформирован уровень компетенции, который заключается не только в способности решения профессиональных задач, но и являться фактором саморазвития – стимулирующий к мотивированному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческому отношению к делу.

Наука – сфера человеческой деятельности, в ходе которой осуществляется выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности, формируется система научных понятий о явлениях и законах природы и общества, способные служить теоретической основой для практического преобразования в интересах человечества. При этом наука выполняет две основополагающие функции: познавательную – позволяющую проникнуть в сущность вещей, понять их природу, и предметно-действенную – обеспечивающую не только приспособительный, но и творческий, преобразовательный характер деятельности.

Научное познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий знания, на основе которых возникают цели и мотивы их действий. При этом наука, как форма познания действительности, объективных законов природы и общества, деятельности человека, позволяет сформировать различные стороны компетенции специалистов: познавательную, мировоззренческую, прогностическую, а также нормативно-регулирующую, управленческую, образовательную, материально- производственную и др. Поэтому приобщение магистрантов к творческому процессу на основе научно-исследовательской работы, с целью формирования основ методологической культуры и познавательного интереса к новому, характерно для их подготовки во всех высших учебных заведениях.

Научно-исследовательская работа магистрантов является одной из важнейших форм учебного процесса и должна осуществляться на протяжении всего обучения с использованием разнообразных средств. Рекомендуемые в процессе освоения образовательных программ изучение и анализ специальной литературы и передового практического опыта, а также написание рефератов, курсовых, магистерских диссертаций, разработка проектов, посвященных решению задач организационно-управленческой и культурно-просветительной деятельности невозможны без проведения элементарных исследовательских изысканий.

Более того, рекомендуемые Федеральным государственным стандартом учебные циклы (общенаучный и профессиональный) ориентированы, прежде всего, на формирование системы научных знаний о физической культуре и спорте, методологию научных исследований, стратегию решения научных проблем в отрасли и т.п. В соответствии с новым Федеральным образовательным стандартом по направлению «Физическая культура», формирование знаний и навыков научно-методической деятельности должно осуществляться в процессе освоения образовательной программы всех дисциплин учебного плана и всех видов занятий на их предметной основе, с научным обоснованием содержания и проблем, которые возникают в науке и практике.

Так в результате изучения базовой части общенаучного цикла обучающийся должен знать :

– основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними;

– методологию научных исследований;

– основные особенности научного метода познания;

– классификацию науки и научных исследований;

– основные понятия и категории логики;

– правила определения понятий, классификацию и систематизацию как логические понятия;

– инновационные образовательные технологии в физической культуре;

– современный уровень и тенденции развития информационных технологий, направления их применения в науке и образовании;

уметь:

– самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе в смежных областях знаний;

– использовать логические операции классификации и систематизации процессов, систем, явлений, объектов физической культуры и спорта, формулировать новые понятия и термины;

– адаптироваться к изменению профиля деятельности;

– расширять и углублять свое научное мировоззрение;

– выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных проблем;

– работать в среде Windows;

– применять прикладные программы специального назначения для отрасли физической культуры и спорта;

– применять методы математического моделирования и статистической обработки при решении исследовательских и профессиональных задач;

владеть:

– теорией планирования, управления и контроля процессов исследования в своей профессиональной деятельности;

современными технологиями поиска, обработки и представления информации.

В результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся должен знать :

– систему научного знания о физической культуре и спорте, её структуре;

– междисциплинарную интеграцию комплекса наук, изучающих физическую культуру и спорт: естественнонаучных, психологопедагогических, социально-гуманитарных;

– стратегии разрешения проблем в отрасли;

уметь:

– оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре и спорте на основе критического осмысления;

– проводить анализ и представлять интегративную информацию по вопросам развития физической культуры и спорта на местном и региональном уровне для принятия управленческих решений по её совершенствованию;

владеть:

– профессиональной речевой коммуникацией на русском языке;

– актуальными средствами, методами, технологиями профессиональной деятельности, способами определения приоритетных видов профессиональной деятельности в физкультурном образовании, спорте, двигательной рекреации и туризме и использования их для решения задач сохранения и укрепления здоровья и повышения качества жизни населения, подготовки спортсменов высокой квалификации.

Наряду с этим разработчики Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования считают необходимым введение раздела «Практики и научно-исследовательская работа», призванного непосредственно организовывать научно-исследовательскую деятельность магистрантов и формировать их профессиональные компетенции в этой области. Более того, научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, – все это позволяет магистранту приобщиться к творческой деятельности, начать полноценную научную работу, найти единомышленников и партнеров по организации своих исследований.

1.2 Цель и задачи научно исследовательской работы магистранта

Научно -исследовательская работа – это деятельность магистрантов, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение научных методов познания, и в результате которой магистранты активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и общей образовательной программой вуза.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Физическая культура» включает научно-исследовательскую работу магистранта в раздел «Практики и научно-исследовательская работа».

Цель научно-исследовательской работы магистранта, обучающегося по направлению подготовки «Физическая культура» – сформировать его научное мировоззрение, развить творческое мышление, активизировать познавательный процесс, а также сформировать творческое отношение к пониманию основных концептуальных положений, составляющих содержание современных теоретических основ физической культуры и спорта, подготовить к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в этой области, научить осуществлять проектирование физкультурно-спортивной деятельности, писать и защищать магистерскую диссертацию.

Основные задачи :

1. Закрепить и углубить у обучающихся знания и умения проведения научно-исследовательской работы, полученные ими при освоении образовательно-профессиональной программы бакалавриата.

2. Помочь уяснить профессиональное понимание нерешенных проблем в области физической культуры и спорта.

3. Сформулировать научно-исследовательские подходы к изучению основных проблем физической культуры и спорта и показать способы их решения.

4. Воспитать потребность и умение применять теоретические знания в практической деятельности.

5. Раскрыть основные аспекты технологии труда в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

6. Определить степень готовности магистров для самостоятельной работы по специальности в современных условиях.

Высшее учебное заведение обязано обеспечить гарантию качества подготовки магистров в этой области, в том числе путем:

– разработки стратегии по обеспечению качества проведения научно- исследовательской деятельности;

– разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений организации и проведения научно-исследовательской деятельности, уровня их компетенций;

– обеспечения компетентности преподавательского состава.

Научно – исследовательский раздел общей образовательной программы подготовки магистров должна предусматривать:

– знакомство магистров с методами и методиками, наиболее широко используемыми в исследовательской работе в сфере физической культуры и спорта;

– практическое освоение ими методов исследований, необходимых для решения задач, обусловленных темой выпускной квалификационной работы;

– освоение методов обработки результатов исследований, подбор адекватных методов математической статистики, использования компьютерных технологий;

– изучение и реферирование литературных источников (отечественных и зарубежных) по теме исследования, составление литературного обзора;

– умение описывать и оформлять проведенные исследования, готовить сообщения и доклады по этапам научных и научно-методических исследований;

– участвовать в обсуждениях докладов и сообщений других учащихся, участвовать в научных дискуссиях, конференциях, диспутах.

Эффективное формирование научно-исследовательской деятельности магистрантов возможно в рамках учета комплекса дидактических условий (определение оптимального соотношения репродуктивных и исследовательских процедур; формулирование системы конкретных уточняющих целей учебно-исследовательской деятельности; определении ожидаемого результата; поиск оптимального соотношения функций контроля и самоконтроля в процессе выполнения исследовательских заданий; уточнение и оптимизация функций преподавателя и т.п.), позволяющих повысить уровень качества обучения.

Деятельность, осуществляемая в рамках реализации раздела общей образовательной программы «Практики и научно-исследовательская работа» позволит магистрантам, обучающимся по направлению подготовки «Физическая культура» более полно и целостно понять и освоить основные составляющие научно-исследовательской деятельности. А ее осуществление в рамках освоения этого и других учебных циклов общей образовательной программы и самостоятельной работы, позволит легче осмыслить основные закономерности развития физической культуры и спорта, сформировать профессиональное понимание нерешенных проблем в этой области, предвидеть наиболее вероятные направления научной мысли в области физической культуры и спорта и смежных дисциплинах, сформулировать научно-исследовательские подходы к изучению основных проблем в этой области, показать способы их решения.

1.3 Организация и методическое руководство научно-исследовательской работой

Непосредственную организацию и методическое руководство проведения научно-исследовательской работы магистрантов обеспечивают выпускающие кафедры. Они в соответствии с установленными требованиями определяют основные направления научно-исследовательской работы магистрантов, подбирают состав научных руководителей, а при необходимости и консультантов.

Кафедрами, осуществляющими руководство научно-исследовательской работой магистрантов, должна проявляться необходимая забота и помощь в создании надлежащих условий и материально-технического обеспечения выполнения этой работы. Они обязаны разработать необходимые методические рекомендации, обеспечивая оптимальные условия для проведения научно-исследовательской работы.

Непосредственное руководство научно-исследовательской работой магистрантов осуществляют назначенные распоряжением по кафедре профессора, доценты и ведущие преподаватели кафедр, имеющие ученую степень. Контроль за осуществлением различных разделов научно- исследовательской работы магистранта, наряду с научным руководителем, должен осуществлять ведущий преподаватель учебной группы с проставлением зачетов за выполнение отдельных разделов работы. Наряду с этим на кафедрах должен осуществляться постоянный контроль путем бесед заведующего кафедрой с научными руководителями, ведущим преподавателем учебной группы и магистрантами, а также проводиться обсуждение на заседаниях кафедр отчетов ведущих преподавателей и научных руководителей о ходе выполнения НИР магистрантами. Конечным итогом научно-исследовательской работы магистранта является публичная защита магистерской диссертации на заседании ИГАК.

По регламенту Федерального государственного образовательного стандарта «Физическая культура» содержание основной образовательной программы по разделу «Практики и научно-исследовательская работа» определяется вузом. При этом вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы магистрантов:

– планирование научно-исследовательской работы, включающее в себя ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

– проведение научно-исследовательской работы;

– составление промежуточных отчетов о научно-исследовательской работе;

– корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

– составление отчета о научно-исследовательской работе;

– публичная защита выполненной работы.

В соответствии с этим, для оптимизации освоения программы учебного раздела в нем целесообразно выделить несколько модулей (модуль – это часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения):

Научно -исследовательская работа в семестре ;

Научно -исследовательская практика ;

Научно -педагогическая практика ;

Профессионально -ориентированная практика ;

– Подготовка и защита выпускной квалификационной работы .

Комплексная система освоения учебного цикла «Практики и научно- исследовательской работа» должна обеспечивать непрерывное участие магистранта в научной работе в течение всего периода его обучения.

Основной формой планирования, осуществления и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана исследования и полученных фактических материалов, а также обсуждения промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательской работы в семестре. Вместе с тем практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры, органически связанной с проведением научно-исследовательской работы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Преподавание учебного раздела «Практики и научно- исследовательская работа» осуществляется на основе двух методических подходов, к которым можно отнести:

– самостоятельную работу магистранта по изучению научно-методической литературы и проведение научно-исследовательской и научно-педагогической работы по определенным направлениям;

– освоение магистрантами теоретико-методических основ научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и овладение профессионально значимыми умениями и навыками их проведения при индивидуальной работе с преподавателем.

Существенным аспектом эффективной работы по освоению этого раздела подготовки является вовлечение магистрантов в самостоятельную активную работу по изучению разделов научно-исследовательской деятельности, включающую разработку рабочих планов, подготовку рефератов, докладов, статей на основании обзора материалов периодических изданий, Internet, диссертационных и монографических исследований и т.д. В этом смысле важно полное методическое обеспечение самостоятельной работы студентов-магистрантов со стороны преподавателей.

На начальном этапе научно-исследовательской работы, когда необходимо уточнить цель и задачи научного поиска, определить объект и предмет исследования или проекта, непосредственная помощь научного руководителя просто необходима. На последующих этапах самостоятельность магистрантов должна возрастать, а рекомендации научного руководителя касаются в основном вопросов обработки результатов проведенных исследований, составления списка используемой литературы, литературного оформления текста квалификационной работы и расположения в ней материала, формулировки выводов и практических рекомендаций.

Технологический подход к конструированию самостоятельной научно-исследовательской деятельности базируется на формулировании системы конкретных уточняющих целей, которые ставятся перед магистрантом, определении ожидаемого результата, использовании системы оперативной обратной связи, позволяющей корректировать процесс формирования знаний и умений, а также процесс развития творческого потенциала.

При этом основой организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистрантов может служить построение конкретной системы уточняющих целей, достижение которых должно быть гарантировано. Общий прием конкретизации целей – это использование в их формулировке указаний на определенные научно-исследовательское действие: «изучить», «исследовать», «выдвинуть», «поставить вопрос», «классифицировать», «сравнить», «проанализировать», «систематизировать» и т.п., направленных на разработку избранной для исследования научной проблемы.

Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Мониторинг контролирующих и диагностирующих мероприятий, должен предусматривать контроль уровня усвоения отдельных разделов научно-исследовательской деятельности в динамике, а также, при необходимости, вносить корректировку процесса их осуществления.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям для каждого модуля создаются фонды оценочных средств, включающие в себя типовые задания, формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций магистрантов (оценки за написание планов, научных обзоров, рефератов, подбор методов, организации отдельных этапов исследования, написание отчетов, докладов, статей, тезисов и т.п.). При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Помимо индивидуальных критериев оценок должны использоваться групповые и взаимооценки, включающие: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами рефератов, проектов, научных докладов и публикаций, исследовательских работ и др.

Вместе с тем основной формой руководства научно-исследовательской работой магистранта является консультация. Как правило, консультации носят индивидуальный характер и проводятся в виде собеседования. Вместе с тем на первых этанах работы и при ее завершении возможны и групповые консультации. Количество консультаций и их продолжительность зависит от характера темы проводимого исследования, условий ее выполнения, индивидуальных особенностей магистранта и научного руководителя.

Особое место для организации и проведения научно- исследовательской работы магистранта отводится при освоении программ научно-исследовательской, научно-педагогической и профессионально-ориентированной практик. В этот период магистранты особенно нуждаются в консультации научных руководителей.

В период проведения практик важно не только расширить теоретические представления магистрантов об организации и ведении научно-исследовательской деятельности, но и вооружить их практическими навыками реализации различных технологий организации этой деятельности, а также профессиональной подготовки к научно-исследовательской и научно- педагогической работе в качестве научного сотрудника или преподавателя.

В этих целях рекомендуется активно привлекать магистрантов к стажировке у ведущих специалистов с группами спортсменов разной квалификации и проведению теоретических и практических занятий со студентами вуза и учащимися других учебных заведений, участию в деловых играх, разработке и реализации конкретных планов и проектов, тестовых заданий.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться ее широкое обсуждение в учебных структурах вуза, с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

1

В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Приводятся результаты анализа первого опыта разработки и внедрения модульной программы в магистратуре Омского государственного педагогического университета по направлению – научно-исследовательская деятельность. Авторами проанализированы современные теоретические подходы к данной проблеме в условиях внедрения актуализированных стандартов третьего поколения и апробации стандартов четвертого поколения. Делается вывод, что в условиях нацеленности педагогического образования на развитие компетенций, необходимо представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Еще одним фактором подготовки к научно-исследовательской деятельности выступает инструментарий для осуществления мониторинга и оценке уровня развития профессиональных компетенций.

магистратура

научно-исследовательская деятельность

компетенции

стандарт высшего профессионального образования

модульная программа

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // URL: http: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 15.06.2015).

2. Зверева Г.И. Компетенции магистров культурологии: условия формирования и оценивания [Электронный ресурс] // URL: http://hischool.ru/userfiles/zvereva-komp.doc (дата обращения: 12.05.2015).

3. Инновации в оценке качества повышения квалификации педагогов: монография / Дука Н.А., Дука Т.Л., Дроботенко Ю.Б., Козулина А.П., Макарова Н.С., Мякишева М.В., Павленко Е.А., Тряпицына А.П., Чуркина Н.И., Филимонов А.А.: Под ред. Н.В. Чекалевой. – Омск: ЛИТЕРА, 2013. – 334 с.

4. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. - №18 (156). Философия. Социология. Культурология. – Вып.12. – С.155–162.

5. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Научно–методическое пособие / Под ред. проф. В.А. Козырева. – СПб.: Изд–во РГПУ ииим. А.И. Герцена, 2006. – 225 с.

В стандарте третьего поколения отмечено, что требования к результатам освоения основных образовательных программ формулируются на языке компетентностей (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Как отмечают исследователи, переход российских вузов на компетентностный подход - важный шаг в движении по пути вхождения в Болонский процесс . По-мнению, А.Г. Бермуса, компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива кредитному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц (стандарта). Общепризнанным в педагогической теории и практике является определение компетентности как способности к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности .

Компетентности являются не только прогнозируемым результатом обучения, но и выступают основанием определения логики и отбора содержания образования. Как отмечает Зверева Г.И. «должен произойти концептуальный переход от системы, ориентированной на вклад преподавателя, к системе, ориентированной на результаты образовательной деятельности студента… студент оказывается в центре всего образовательного процесса» .

В актуализированных стандартах не меняется методология организации образования, но серьезно скорректированы некоторые ориентиры. Анализ первых месяцев апробации стандартов показал педагогическому сообществу и государству, что первоначальная идеология ФГОС профессионального образования - задать обширный список компетенций, которыми должен овладеть специалист к моменту окончания вуза, не реализуется. Не только из-за неготовности преподавателей, но, прежде всего, по причине отсутствия прозрачных механизмов оценки компетенций.

В новой редакции стандартов и в стандартах четвертого поколения, внедрение которых запланировано через два года, вузы сами определяют комплекс видов деятельности, реализуемых в рамках основной образовательной программы (ООП), с учетом особенностей области будущей профессиональной деятельности, особенностей объектов деятельности и ее видов, на основе задач каждого вида деятельности. Так, в Омском педагогическом университете в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» было определено два ключевых вида деятельности (педагогическая и научно-исследовательская), третий вид деятельности детерминируется профилем программы. Каждый вид деятельности связан с решением определенных профессиональных задач. В ряду специфических видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник магистратуры по направлению «Педагогическое образование», научно-исследовательская деятельность нам представляется приоритетной. В этом случае магистерская программа будет складываться из модулей исследовательской магистратуры. Потребность в открытии исследовательских программ обусловлена рядом социокультурных тенденций:

Повышением роли науки в современном обществе, которая проявляется в возросшей скорости распространения научной информация, преимущественно прикладном характере научных исследований, увеличении числа работников этой сферы;

Изменением содержания педагогической деятельности, в которой значительное место стала занимать творческая составляющая, для успеха которой педагог должен владеть навыками поиска и анализа информации, выбора методов исследования, определения адекватной методологии познания и деятельности и др.;

Научное сообщество осознало преимущества магистерского образования, признало его как оптимальную модель подготовки научных кадров. Эту тенденцию подтверждает постепенное сближение требований к оформлению, результатам магистерских и кандидатских диссертаций.

Открытие исследовательской магистратуры в высшем педагогическом образовании ожидается в ближайшие годы, но уже сегодня вузы осознают необходимость модульного принципа построения магистерских образовательных программ и усиливают их научно-исследовательскую направленность.

При этом анализ процесса подготовки, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ магистрантов, который проводится кафедрой педагогики ОмГПУ в течение десяти лет, показывает, что у многих студентов недостаточно развиты умения научно-исследовательской деятельности. Совокупность учебных курсов, продолжительная научно-исследовательская практика не могут в полной мере решить эту проблему. За счет каких ресурсов, предлагаемых в актуализированных стандартах, возможно более качественно подготовить магистрантов к решению исследовательских задач?

Нам представляется, что нацеленность педагогического образования на развитие компетенций, предполагает представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Это достигается благодаря сочетанию компетентностного и модульного подходов в процессе формирования образовательных программ, что предусматривает учет специфических «входных» требований для каждого уровня обучения, глубины освоения модуля и курса.

Компетентностный подход к построению образовательного процесса задает условия проектирования магистерских программ:

· построение основной образовательной программы по модульному принципу на основе новых образовательных технологий;

· достижение тесных взаимосвязей между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями, способностями и навыками экспертно-аналитической, проектной, организационной и консультационной работы в научной сфере.

В содержании основной образовательной программы определено, что в области научно-исследовательской деятельности выпускники владеют способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6). Развитие данных компетенций, конечно, происходит на основе различных дисциплин, но в учебном плане есть курсы очевидной научно-исследовательской направленности.

В текущем учебном году три дисциплины, которые задают теоретическую базу для развития научно-исследовательских компетенций («Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Работа с научной информацией»), вошли в модуль «Научно-исследовательская деятельность» и стали преподаваться в первом семестре первого курса. Если первые два курса студенты и раньше изучали в первом семестре, то место последнего было определено в третьем семестре, когда большая часть студентов готовится к защите диссертации и проблемы, поднимаемые в курсе для них уже не столь актуальны. Единство модуля определяется разработкой общей программы, в которой согласованы тематика лекций и практических заданий, комплекс заданий для самостоятельной работы. Еще одним важным компонентом модульной программы стала научно-исследовательская практика, в рамках которой студенты выполняли задания, направленные на развитие профессиональных компетенций, формирование которых возможно только средствами научно-исследовательской деятельности.

Модуль «Научно-исследовательская деятельность» должен содействовать развитию научно-исследовательских компетенций на основе понимания: современных тенденций развития науки и образования, основ методологии, методов психолого-педагогического исследования; овладения практическими навыками и умениями разработки логики и программы психолого-педагогического исследования, отбора и использования адекватных на-учных методов.

Но, конечно, разработка и реализация модульной программы не принесет ожидаемых результатов, если не будет разработан адекватный инструментарий по мониторингу и оценке уровня развития компетенций. В условиях внедрения актуализированных стандартов разработкой оптимальных моделей оценивания заняты многие вузы. Так, коллектив преподавателей Московского технического университета (Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов) считают, что традиционные типы контроля в российских вузах могут применяться для текущей и промежуточной аттестации. Частично компетентностный подход может быть реализован при оценивании курсовых работ, учебных и производственных практик, НИРС. Оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.). Ученые отмечают, что аттестационные процедуры в рамках компетентностного подхода могут носить как индивидуальный (тестирование, курсовые и дипломные проекты, рейтинги и др.), так и институциональный характер (общественная экспертиза деятельности, аттестация и лицензирование, рейтингование образовательных учреждений и др.) .

Для оценки уровня сформированности научно-исследовательской компетентности магистрантов необходимо сочетание различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля (который происходит во время защиты магистерской диссертации). Курсы, которые включены в модуль «Научно-исследовательская деятельность», уже сегодня содержат задания, направленные на развитие компетенций.

В программе курса «Методология научного исследования» содержание лекционных материалов и семинарских занятий строится в соответствии с логикой научного исследования. Магистранты знакомятся и осваивают: навыки работы с источниками научной информации; методы наблюдения и анализа педагогических явлений; учатся изучать и обобщать педагогический опыт, определять акту-альную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квали-фикационных работ. Семинарские занятия и задания для самостоятельной работы построены в русле подготовки студентов к выбору темы, определению научного аппарата, методологии, методов исследования. Например, к первому семинарскому занятию студенты должны выполнить следующие задания: составление списка научных журналов, которые могут использоваться для определения темы и при работе над диссертацией; составление микротезауруса ведущих понятий исследования; написание аннотации и рецензии на статью по теме исследования; презентация пяти сайтов, которые могут помочь при работе над проблемой исследования.

Помимо содержания образования, можно выделить ряд форм и методов обучения, которые применяли в модуле. Одним из действенных, является кейс-метод. В модульной программе использовалось создание и обсуждение различных типов кейсов, которые могут быть разработаны как преподавателем или магистрантом, что позволяет актуализировать и развивать навыки поиска нужной информации, определения содержания, разработки плана кейса, отбора необходимых диагностических инструментов, т.е. всех навыков, необходимых для реализации педагогического исследования.

Для магистерской подготовки, в рамках овладения научно-исследовательской деятельностью, актуально комплексное использование обучающих, научно-исследовательских кейсов. Помимо освоения практики решения типовых исследовательских задач магистрант вырабатывает с помощью кейс-метода профессиональные навыки постановки новых исследовательских и научно-практических проблем, а также развивает в себе полезные умения их творческого, самостоятельного разрешения. Работа магистранта с кейсами в аудитории и за ее пределами способна создавать комплексный эффект - познавательный, инструментальный, обучающий, воспитательный. Профессионально составленные и «проигранные» кейсы развивают исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию и принимать решения.

В наборе форм и методов интерактивного обучения для магистрантов в модуле научно-исследовательской деятельности, важное место занимает проектный метод, который предполагает развитие у студентов способностей к творческой постановке научных и научно-практических проблем и их самостоятельному решению. В ходе подготовки и реализации индивидуальных и групповых проектов магистранты формируют навыки осознанного выбора научного инструментария и умения его практического применения. Элементы аудиторной и внеаудиторной проектной работы могут включаться в проблемные семинары и практические занятия. Метод проектов в полной мере представлен в процессе подготовки выпускной квалификационной работы магистранта.

Одной из возможных форм промежуточного комплексного контроля готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности, может быть научно-рефлексивный семинар. На таком семинаре происходит апробация освоенных приемов и методов научного исследования, происходит критическое обсуждение научных работ, разрабатываемых в современной науке, производится их экспертная оценка. Многосоставной характер такого семинара предполагает включение в его работу помимо модераторов, магистрантов и их научных руководителей-профессоров, профессионалов из разных социокультурных областей, которые вводят в семинарскую работу компоненты экспертного знания. В рамках апробации модуля основной образовательной программы педагогической магистратуры «Учитель основной школы» (модуль «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса») был проведён научно-исследовательский семинар, который позволил не только подвести итоги по апробации, но и выйти на новые, исследовательские результаты. Семинар проходил после научно-педагогической практики, на которой магистранты должны были апробировать новые методы и приемы профессиональной деятельности, способствующие внедрению системно-деятельностного подхода в образовательную практику основной школы. Семинар носил рефлексивный характер, магистранты определяли и анализировали причины трудностей, с которыми сталкивается учитель основной школы и которые испытывали они при построении деятельностных уроков. В результате анализа выделялось проблемное поле, определялись пути решения отдельных проблем.

Помимо оценки преподавателем уровня и качества овладения научно-исследовательской деятельностью, результативными могут быть различные формы самоаттестации, в литературе можно найти описание ее различных вариаций . Например, действенным методом промежуточного контроля признается составление портфолио. В отличие от студентов, обучающихся на уровне бакалавриата, магистранты в состоянии самостоятельно систематически фиксировать, накапливать и оценивать свои достижения. Ведение портфолио дает возможность студенту целенаправленно пополнять и качественно наращивать «материальные» результаты индивидуальной научно-исследовательской деятельности. Составление портфолио по научно-исследовательской деятельности позволяет пролонгировано оценить процесс становления педагога-исследователя в период, когда освоение модульной программы уже завершено. Как показывает практика применения данной формы оценивания, портфолио формирует потребность к обучению в течение всей жизни, развивает у магистранта критическую саморефлексию, позволяет ему оценивать свои сильные и слабые стороны подготовки, видеть динамику в собственных способностях и навыках.

Объединить процесс освоения дисциплин, входящих в научно-исследовательский модуль, может и рабочая тетрадь, в которой будут собраны задания для самостоятельной работы по всем учебным курсам модуля. Главным условием ее разработки должна быть логика научно-исследовательской деятельности и ориентация всех заданий на тематику магистерской диссертации. В условиях работы по новому стандарту, когда значительная часть материала должна осваиваться магистрантами самостоятельно, такие учебно-методические разработки помогают организовать образовательное пространство магистранта, скрепляют в единый смысловой и деятельностный блок разные учебные курсы, координируют работу преподавателей. Переход на модульные программы меняет и процесс разработки учебно-методического комплекса, который в такой модели должен быть один, так же как и аттестационные материалы, система контроля и т.д.

Даже беглый взгляд на реализацию исследовательского модуля магистратуры показывает, что новые стандарты должны изменить всю систему работы в магистратуре, казалось бы, что они определяют только новые образовательные результаты, но как показывает первая практика их внедрения, достижение этих результатов невозможно без изменения всей логики и структуры образовательного процесса.

Рецензенты:

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск;

Курдуманова О.И., д.п.н., доцент, зав. кафедрой химии и методики обучения химии Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Синицына Г.П., Чуркина Н.И. НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАГИСТРАТУРЕ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20420 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний