Эдвард де боно использование латерального мышления. Латеральное мышление

Главная / Н. В. Гоголь

Система мышления Эдварда Де Боно создана во второй половине двадцатого века и содержит революционные взгляды на структуру мышления, а также на возможности по повышению его эффективности, развитию творческого потенциала человека. Система включает научный, образовательный и прикладной аспекты.

Эдвард Де Боно — известный психолог и писатель , эксперт в области творческого мышления. Де Боно родился в 1933 году на Мальте. Создатель системы творческого мышления изучал медицину, психологию, физиологию в процессе своего обучения и работы в Оксфордском, Кембриджском, Гарвардском университетах и др.

Среди наиболее известных произведений Де Боно — "Водная логика ", "Латеральное мышление ", "Научите себя думать ", "Рождение новой идеи ", "Серьёзное творческое мышление ", "Шесть шляп мышления ", "Я прав — вы заблуждаетесь ".

В 1969 году была издана ключевая книга Эдварда де Боно, "Механизм разума ", в которой он предложил новый подход к оценке восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры. Один из ведущих физиков мира, нобелевский лауреат Мюррэй Гелл-Манн, сказал, что эта книга на десятилетие опередила работы по теории хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем .

На основе этого подхода Эдвард де Боно создал концепцию латерального мышления и практические методики его применения. Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом. В стабильном мире этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Однако в современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении — творческом, конструктивном , позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления .

Эти методики активно используются в бизнесе и были внедрены в крупнейших международных корпорациях — IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens. Тысячи школ по всему миру используют программы обучения по методикам де Боно (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее и других странах).

Де Боно констатирует, что образование до сих пор ориентировано на то, чтобы загрузить учащегося максимальным количеством знаний и фактов, но не учит его мыслить. Точнее учит мыслить однобоко, уделяя внимание в основном критическому мышлению. Критическое мышление нужно, но, не владея другими инструментами, человек попадает в ловушку, он не способен объективно рассматривать все стороны проблемы, генерировать новые идеи, ориентироваться на практический результат мышления.

Де Боно отметил важность процесса восприятия в мышлении. В школе люди привыкли абстрагироваться от восприятия — они получают задачи с готовой входной информацией. Но в жизни всё не так. Здесь решение задачи целиком зависит от начального восприятия проблемы. Особенно ценно это наблюдение при межличностных взаимоотношениях. В большинстве случаев каждый из участников дискуссии прав, но исходя именно из своего восприятия, которое основано на его принципах, ценностях, воспитании, знаниях и т.д. Учитывая это, нужно сосредоточиться не на том, чтобы переубедить оппонента, а на эффективном взаимодействии, позволяющем выработать креативныепредложения, удовлетворяющие истинныминтересам сторон.

Де Боно отмечает, что до сих пор распространённая ориентация исключительнона логические принципы, предложенные ещё древнегреческими философами, не способна эффективно решать современные проблемы. В противовес он предлагает свою — водную логику (вместо традиционной каменной). Например, согласно принятой логике, утверждение может быть либо истинно — либо ложно. А водная логика гибче — стакан может быть наполнен водой не полностью — "он наполовину полон, и он — наполовину пуст". Важно, что водная логика имеет серьёзное практическое применение. Де Боно считает, что за ней — будущее. Он справедливо замечает, что господство каменной логики привело к расцветунауки и техники, но совершенно не продвинуло вперёд человеческие взаимоотношения — до сих пор конфликты решаются посредством силы из-за неумения договориться, взглянуть на проблему шире.

Рассмотрим один из самых простых и эффективных методов мышлений, предложенный Де Боно — Шесть шляп . Достоинство данного метода в том, что он может применяться как при групповом, так и при индивидуальном мышлении, а научиться ему можно всего за полчаса. Не секрет, что человек, размышляя над какой-либо проблемой, старается "объять необъятное" — одновременно ищет новые идеи, анализирует их логичность, старается абстрагироваться от эмоций, делает выводы и т.д. Получается хаос , из которого очень трудно извлечь что-то по настоящему ценное. Де Боно выделил шесть основных типов мышления, каждый из которых он обозначил шляпой определённого цвета. Он предложил использовать эти типы последовательно в процессе размышления — по аналогии со сниманием и надеванием шляп. Описание каждой шляпы иллюстрирует её функциональность :

    Красная Шляпа. Эмоции . Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

    Жёлтая Шляпа. Преимущества . Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

    Чёрная Шляпа. Осторожность . Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

    Зелёная Шляпа. Творчество . Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

    Белая Шляпа. Информация . Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

    Синяя Шляпа. Организация мышления . Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

В групповой работе самая распространённая модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно "надевают шляпы" одного цвета, согласно определённой последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остаётся под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества метода Шести шляп (чтобы их найти нужно воспользоваться Жёлтой шляпой):

    Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать её красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;

    Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;

    Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров;

    Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным;

    Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;

    Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени;

    Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Безусловно, как и любая методика, система мышления Эдварда Де Боно требует времении терпениядля своего усвоения: необходимо сформировать привычку мыслить по правилам. Но взамен практикующий получит:

  • повышение эффективностисвоего мышления и как следствие принимаемых решений;
  • удовольствиеот процесса мышления.

Для развития творческого мышлени я Де Боно советует:

  1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления;
  2. Сомневайтесь в допускаемом;
  3. Обобщайте альтернативы;
  4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится;
  5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

Эдвард де Боно

Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач

Редактор Василий Подобед

Руководитель проекта О. Равданис

Корректоры М. Смирнова, И. Яковенко

Компьютерная верстка М. Поташкин

Дизайн обложки В. Молодов

© IP Development Corporation 1967

This edition published in 2014 by Vermilion, an imprint of Ebury Publishing

A Random House Group company

First published in 1967 by Jonathan Cape

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2015

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

* * *

Эта книга поможет:

Не опускать руки, столкнувшись с неразрешимыми на первый взгляд проблемами;

Развить у себя способность мыслить нешаблонно и с успехом применять этот навык на практике;

Решать сложные задачи нетривиальным способом.

Предисловие

Термин «латеральное мышление» был придуман более 45 лет тому назад (тогда же, когда вышло первое издание этой книги), но связанная с ним теория с тех пор не только не утратила своей значимости, но, пожалуй, стала даже более актуальной. Это понятие подразумевает особый подход к мыслительной работе, подталкивающий наш мозг продуцировать новые идеи, используя горизонтальное творческое мышление, являющееся противоположностью привычному вертикальному логическому мышлению. Система образования с первых же минут приучает нас двигаться вперед, опираясь на логику, – это всячески приветствуется и часто поощряется. Нам с раннего возраста прививают навыки систематического решения задач – как правило, через пошаговый подход к чтению, анализу и поиску решения в сложных ситуациях. Казалось бы, создание новых идей, одновременно простых и действенных (две основные цели латерального мышления), – естественное занятие для человеческого ума, однако на практике вертикальное мышление может стать тормозом на этом пути. Латеральное мышление позволяет найти ответ задачи или придумать что-то новое, взглянув на ситуацию под другим углом и используя мыслительный процесс, не являющийся строго поэтапным.

Человечество движется вперед прежде всего благодаря творчеству и инновациям, но для этого нужны люди, готовые нащупывать альтернативные пути решения проблем, искать ответы на необычные и сложные вопросы, отступать от привычных способов мышления. Чтобы порождать сногсшибательные идеи, не обязательно иметь выдающийся интеллект – это по силам любому человеку, и молодому и пожилому. Латеральное мышление – всего-навсего навык, которым можно овладеть точно так же, как умением ездить на лошади или печь пироги. В эпоху высокой конкуренции в деловом мире особенно ценным качеством становится умение отыскивать новаторские решения и вырабатывать эффективную стратегию. Это умение позволяет быстро реагировать на изменчивые тенденции и уверенно принимать те вызовы, что бросает нам нынешняя экономическая ситуация. Развитая способность думать – ключевой инструмент для достижения профессионального и личного успеха, причем инструмент, доступный каждому.

С того времени, когда была написана эта книга, мне посчастливилось обучить латеральному мышлению тысячи людей по всему земному шару – от малышей до закаленных в боях профессионалов: ученых, инженеров, дизайнеров и архитекторов. Освоить такой вид мышления и извлечь из него пользу может любой. Вводный курс, который вы держите в руках, очерчивает цели и задачи латерального мышления и описывает методы, позволяющие пробудить и развить этот тип мышления. Книга поможет вам оценить преимущества латерального мышления, позволяющего существенно раздвинуть границы человеческих возможностей.

Эдвард де Боно, 2014 г.

Введение

Почему у одних людей всегда есть наготове свежие идеи, а у других, ничуть не менее способных, их никогда не бывает?

Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится как единственный эффективный способ использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей указывает на то, что они вовсе не обязательно являются результатом логического мышления. Некоторым людям знаком и другой тип мышления, который лучше всего проявляется, когда благодаря ему рождаются чрезвычайно простые идеи – они кажутся очевидными, но только лишь после того, как до них додумались. Эта книга представляет собой попытку исследования такого типа мышления, которое зачастую оказывается более полезным при поиске новых идей, и демонстрацию его существенных отличий от привычного логического. Для удобства изложения мышление такого типа названо латеральным, т. е. горизонтальным, в то время как привычный логический процесс мышления называется вертикальным.

Чтобы в полной мере отследить, что происходит в процессе мышления, необходимо в конечном итоге перевести всю деятельность человека на язык паттернов возбуждений в нейронной сети мозга. В настоящее время о подробностях функционирования внутренних механизмов мозга известно относительно немного, однако предложить общую концепцию его внутренней организации – вполне посильная задача. Нам не нужно знать в деталях, где проложен каждый провод и как устроен каждый выключатель, чтобы разобраться в принципах функционирования электрической сети жилого дома. Точно так же процесс мышления можно понять, отыскивая признаки работы глубинных систем во внешних проявлениях разума. С помощью такого рода системного анализа можно было бы, например, исследовать эффекты сложного взаимодействия механизмов положительной и отрицательной обратной связи.

Подобный взгляд на функционирование мозга служит лишь удобной моделью для развития идеи латерального мышления. Но даже при таком подходе полезность латерального мышления никоим образом не зависит от состоятельности этой модели. Соответствует она действительности или нет – это совершенно никак не связано с умением использовать латеральное мышление, как технические знания не связаны с умением шофера водить машину. Никому ведь не приходит в голову утверждать, что правильное использование логического мышления зависит от всестороннего понимания деятельности мозга.

Итак, идеи, высказанные в этой книге, опираются на простые наблюдения и определенное представление о функциональной организации мозга. Здесь используются привычные термины, такие как «мысли», «идеи», «восприятия», поскольку в этом контексте они наиболее уместны.

Латеральное мышление не является какой-то новой волшебной формулой – это всего-навсего иной, более творческий способ использования разума. В «новой математике» латеральному мышлению было найдено эффективное применение, тогда как психоделический культ – образец злоупотребления. «Новая математика» может служить особенно ярким примером, поскольку отставляет в сторону сложившиеся подходы к преподаванию математики и вместо этого непосредственно вовлекает ученика в процесс, давая ему возможность прочувствовать свои личные достижения. Это гораздо сильнее развивает гибкость ума, поскольку подталкивает ученика взглянуть на задачу с самых различных точек зрения и показывает ему, что к верному выводу можно прийти несколькими разными путями. Со временем те же принципы, лежащие в самой основе латерального мышления, могут распространиться и на другие виды обучения.

Кто-то из читателей после прочтения этой книги сможет узнать латеральное мышление в тех восхитительных проблесках творческого настроения, которые время от времени случаются у каждого из нас, или даже вспомнит случай, когда такие мимолетные вспышки привели к блестящим результатам. Латеральное мышление нельзя освоить по учебнику, однако на последующих страницах книги предлагаются некоторые приемы, сознательное применение которых позволяет вырваться из тисков логического мышления. Основная идея этой книги – показать, что представляет собой латеральное мышление и как оно действует, а затем побудить читателя развить свои задатки к такому стилю мышления.

Черный камень

Много лет назад, когда должников еще бросали в долговую тюрьму, один лондонский купец имел несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Ростовщик, уродливый старик, влюбился в юную дочь купца и предложил ему сделку: он простит долг, если получит в жены дочь.

И сам несчастный отец, и его дочь пришли в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил отдать решение в руки Провидения: он положит в пустой кошель два камешка, черный и белый, а девушка пусть вытащит один из них. Если ей попадется черный камень, она станет его женой, если белый – останется с отцом. Долг в обоих случаях будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

16 234

В большинстве случаев мы мыслим вертикально: выбираем самый многообещающий подход к решению вопроса и следуем ему. Открещиваемся от дорог, которые могут увести в сторону, действуем методом исключения, наклеиваем на предметы, людей и понятия ярлыки. За всем этим стоят психологические барьеры. Преодолев их, можно сделать жизнь интереснее, а работу продуктивнее. Научиться этому можно, освоив техники латерального - нешаблонного - мышления, предложенные психологом Эдвардом де Боно.

Гонки по вертикали

Мы часто бываем инертными, особенно в том, что касается способов мыслить, предлагать идеи и решения. Нам страшно заступить на незнакомую территорию, озвучить пришедшую в голову сумасшедшую мысль - а вдруг станем посмешищем? Куда безопаснее оставаться в привычном мирке шаблонов и схем.

В таком подходе нет ничего плохого, только сложившийся в нашей голове паттерн (схема, образ) мышления не всегда оптимальный. Складывается он под влиянием других паттернов, а также точек зрения, принятых обществом в целом и нашим окружением в частности. К тому же прямая дорога иногда заводит в тупик - тут может пригодиться умение искать обходные пути и смотреть на проблему под новым углом. Латеральное мышление (лат. lateralis - боковой) - это способность думать нешаблонно, используя максимальное количество подходов к вопросу, которые зачастую игнорируются нашим логическим мышлением.

Разминка: давайте поиграем

Считаете, что у вас нет фантазии и совершенно не развито воображение? Всему этому можно научиться.

Первый способ - игра в «Данетки» : ведущий описывает необычную ситуацию, а игроки должны в ней разобраться, задавая уточняющие вопросы, на которые можно однозначно ответить только «да» или «нет».

Пример: «16 музыкантов духового оркестра играют перед зрителями, но их никто не слушает. Почему?» (Ответ: потому что играют они в баскетбол.) Вопросы для игры можно найти в интернете или купить набор карточек.

Второй способ - логические загадки и головоломки , например: «Каких камней не бывает в реке?», «Как бросить яйцо, чтобы оно пролетело три метра и не разбилось?», «На какой вопрос нельзя ответить «да»?».

Для взрослого человека такое занятие несолидно? Играйте вместе с детьми - Эдвард де Боно считает, что латеральному мышлению нужно учить в школах, и некоторые учебные заведения на Западе поддерживают его идею.

Третий способ - придумать максимум новых вариантов, например, применения сдутого футбольного мяча, колокольчика или торшера. Отличная идея для вечера в кругу семьи и для мыслительной разминки перед совещанием.

Освоили способы попроще? Переходим к основным методам латерального мышления.

Метод 1

6 шляп мышления

Вряд ли нужно объяснять, что такое мозговой штурм. Но знаете ли вы, что в большинстве случаев штурмы проходят неправильно? Типичный сценарий: кто-то генерит идеи, а кто-то безжалостно рубит их на корню. Обсуждение заходит в тупик, все расходятся, недовольные друг другом.

Что делать? Использовать 6 шляп мышления:

Белая - информационная: чем располагаем, чего не хватает.

Зеленая - творческая: генерация идей и поиск альтернатив.

Красная - эмоциональная: чувства, связанные с выдвинутой идеей.

Желтая - оптимистическая: преимущества идеи.

Черная - критическая: проверка идеи на прочность, возможные трудности в реализации.

Синяя - организационная: чего удалось достичь и каковы дальнейшие шаги.

В начале встречи можно дать каждому из сотрудников тот или иной «головной убор» и попросить не выходить за рамки полномочий: например, Белая шляпа отвечает только за факты и не вправе критиковать. В ходе штурма можно меняться шляпами, чтобы все участники по очереди выступили в каждой роли. Такой подход научит «ворчунов» смотреть на чужие идеи под новым углом и сделает встречу более конструктивной. Пользоваться шляпами можно и в одиночку, поочередно надевая их на себя и рассматривая вопрос с разных сторон.

Метод 2

Синектический штурм

Синектика - это сочетание разнородных, зачастую несовместимых элементов. В основе этого метода лежат разные виды аналогии:

Прямая: а как обычно решают похожие проблемы?

Личная: попытка поставить себя на место субъекта (клиента, покупателя)

Обобщающая: описание задачи двумя словами.

Символическая: как бы эту проблему решил вымышленный или реальный исторический персонаж?

По мнению де Боно, это помогает привести мысли в движение, а также спасает от стереотипного мышления.

Метод 3

Случайное слово

Еще один прием, который полезно применять на мозговых штурмах, когда обсуждение буксует, а решение так и не найдено. Попросите участников назвать по одному случайному слову и попробуйте связать его с темой вашего обсуждения. На пути от абстрактного слова к вашей задаче наверняка появятся новые мысли, идеи и аналогии. Хорош метод и тогда, когда непонятно, как приступить к задаче. Пользоваться им можно и в одиночку, выписывая слова и ассоциации на бумаге.

Метод 4

Выход за рамки

Любая задача, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, ограничена рамками бюджета, времени или других ресурсов. Именно к этому часто апеллируют критики идей: «Но нам выделено на проект всего…», «А кто будет это делать? У меня все люди заняты!». Но даже если отменить или пересмотреть рамки не всегда возможно, никто не мешает мысли вырваться за их пределы. Так вы сможете расширить круг идей, и наверняка хотя бы некоторые из них удастся потом реализовать.

***

Конечно, чтобы начать развивать латеральное мышление, потребуется определенное мужество сделать первый шаг и, быть может, оказаться смешным. Но, как пишет Эдвард де Боно: «Мышление - это не только решение сложных проблем и задач. И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями над простыми задачами, к которым можете легко найти ответ. Таким образом вы разовьете в себе навык мыслить, уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие».

Об эксперте

Эдвард де Боно (Edward de Bono) - психолог, эксперт в области творческого мышления, автор книг, в том числе «Латеральное мышление», «Красота ума», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи».

Эта книга посвящена латеральному мышлению, которое представляет собой процесс обработки информации, связанный с творчеством и нестандартным восприятием. Она может использоваться как практическое пособие по обучению детей и взрослых. Латеральное (боковое, нестандартное) мышление дополняет традиционное (вертикальное, логическое), и позволяет лучше решать творческие задачи.

Ранее я уже читал книгу де Боно .

Эдвард де Боно. Латеральное мышление. Учебник. – Минск: Попурри, 2012. – 384 с.

Скачать конспект (краткое содержание) в формате или

Предисловие. Данная книга посвящена латеральному мышлению, которое представляет собой процесс обработки информации, связанный с творчеством и перекройкой понятий. Латеральное мышление может быть предметом обучения и практического использования. Этим навыком можно овладеть точно так же, как и математическими навыками.

Введение. Образование не должно ограничиваться сбором информации. Оно должно предлагать наилучшие пути использования добытой информации. Однако, до сих пор мы могли лишь собирать информацию и надеяться на то, что на каком-то этапе нас озарит. Латеральное мышление является средством достижениям инсайта (озарения). Главной функцией разума является отыскание в окружающей среде определенных закономерностей и создание паттернов. Как только паттерны сформированы, становится возможным их распознание и использование. По мере использования паттерны еще сильнее закрепляются в нашем сознании.

Однако при всей своей огромной полезности система создания паттернов имеет определенные недостатки. В такой системе легко комбинировать паттерны или добавлять новые, но их чрезвычайно трудно перестраивать, потому что паттерны владеют нашим вниманием. Латеральное мышление включает в себя перестройку паттернов, и провокацию новых паттернов. Латеральное мышление тесно связано с творчеством. Но в то время как творчество зачастую ограничивается описанием результата, латеральное мышление - это описание процесса.

Этот тип мышления весьма существенно отличается от вертикального, т.е. традиционного типа мышления. Вертикальное мышление подразумевает движение вперед последовательными шагами, каждый из которых должен быть логически обоснован. Латеральное мышление означает, что на каком-то этапе можно быть неправым, если это помогает прийти к правильному ответу. Вертикальное мышление (логика и математика) такого не допускает. Латеральное мышление допускает поиск информации, не относящейся к делу; вертикальное же мышление выбирает только то, что прямо относится к изучаемому вопросу. Латеральное мышление не заменяет собой вертикальное мышление. Оба типа мышления необходимы. Они дополняют друг друга. Латеральное мышление генерирует идеи. Вертикальное мышление их выбирает.

Выбор, который делается на основе субъективного восприятия, имеет свойство резко поляризовать базовые понятия, проводить между ними чрезмерно жесткую границу. И затем эта поляризация сохраняется на всех этапах мыслительного пути. Латеральное мышление связано как раз с моментом выбора начала пути. Кроме того, оно позволяет несколько ослабить высокомерие любых категоричных умозаключений, какими бы разумными и логичными они ни казались.

Как работает разум. На нижеследующей иллюстрации показаны два кусочка картона, из которых вам предлагается составить фигуру, поддающуюся простому описанию. Обычно их складывают в квадрат. Затем вам дают следующий кусочек с тем же требованием. Вы добавляете его к квадрату и получаете прямоугольник. Добавляются еще два кусочка. Они укладываются снизу, превращая прямоугольник снова в квадрат. Наконец, вам дают последний кусочек картона. И этот последний кусочек никуда не подходит. Хотя все предыдущие этапы были выполнены правильно, дальше продвинуться невозможно. Новый кусочек никак не укладывается в существующую схему (паттерн).

Рис. 1. Последовательное добавление кусочков от 1-го по 5-й поддерживают сложившийся паттерн; 6-й кусочек не соответствует этому паттерну

Ниже показан совсем другой путь сложения кусочков. Он позволяет включить в общую систему и самый последний кусочек. Однако этот метод сложения приходит в голову с гораздо меньшей вероятностью, потому что квадрат куда очевиднее параллелограмма. Если вы начали процесс с квадрата, тогда вам нужно вернуться и на каком-то этапе перестроить кусочки в параллелограмм, чтобы можно было продвинуться дальше. Таким образом, даже несмотря на то, что на каждом этапе вы складывали кусочки правильно, вам все равно необходимо изменить схему, чтобы продвинуться дальше. Наступает момент, когда вы не можете продвинуться дальше, не перестроив схему, т.е., не разрушив старый шаблон, казавшийся таким разумным и удобным, и не построив новый.

Рис. 2. Новый паттерн легко складывает все шесть кусочков

Часто существует альтернативный способ построения доступной информации. Это означает, что можно переключиться на какое-то другое ее понимание. Однажды во время званого обеда Черчилль сидел за столом рядом с леди Астор . Она повернулась к нему и сказала: «Мистер Черчилль, если бы вы были моим мужем, я подсыпала бы вам яд в кофе». Черчилль ответил: «Мадам, если бы я был вашим мужем, я бы этот кофе выпил».

Полицейский идет по улице и тянет за собой веревочку. Хотите знать, почему он тянет веревочку? А вы когда-нибудь пробовали веревочку толкать?

В каждой из этих ситуаций определенная подача информации вызывает определенные ожидания. А потом вдруг ожидание рушится, и мы мгновенно обнаруживаем, что неожиданное продолжение является всего лишь иным способом расстановки имеющейся информации. Такой перестройки помогают добиться юмор и инсайт (озарение).

Разница между латеральным и вертикальным мышлением. Вертикально мыслящий человек выбирает самый многообещающий подход к проблеме. Латерально мыслящий человек старается придумать как можно больше разных подходов и взглядов. Вертикальному мышлению для блокировки неверных путей необходимы инструменты отрицания. Латеральному мышлению отрицание не нужно. Вертикальное мышление выбирает путь методом исключения. Оно сосредоточено в действующей системе координат и отвергает все постороннее. Латерально же мыслящий человек понимает, что паттерн можно перестроить только в результате внешнего воздействия, а не изнутри.

При вертикальном мышлении категории, классификации и ярлыки жестко зафиксированы; в латеральном мышлении этого нет (рис. 3).

Рис. 3. В вертикальном мышлении категории жестко зафиксированы (а); в латеральном мышлении – нет (б).

Фундаментальные свойства латерального мышления. В максимизирующейся системе памяти построение информации никогда не бывает наилучшим из возможных. Существующий паттерн стал таким, какой он есть, в результате слияния двух других паттернов, но, если бы с самого начала была доступна вся информация, он мог бы получиться совсем иным. На диаграмме показано, как два кусочка информации складываются в паттерн. Этот паттерн затем прямолинейным образом соединяется с другим похожим паттерном. Но этот паттерн можно перестроить в гораздо лучший без добавления каких-либо новых кусочков. Если бы все четыре кусочка имелись в наличии с самого начала, мы бы сразу их сложили в лучший паттерн, но из-за последовательного поступления кусочков получилось то, что есть. Латерально мыслящий человек признает полезность существующего паттерна, но не считает его уникальным. Он видит в нем лишь одну из возможностей построения информации. Настрой на латеральное мышление позволяет умерить присущие вертикальному мышлению самонадеянность и догматизм.

Латеральное мышление использует информацию провокационно. Оно разрушает старые паттерны, высвобождая заключенную в них информацию, и стимулирует формирование новых паттернов, по-новому - порой неправдоподобно - сопоставляя кусочки информации. Все эти маневры могут иметь полезный эффект только в максимизирующейся системе, которая тут же склеивает информацию в новый паттерн. Без такой особенности системы латеральное мышление было бы попросту разрушительным и бесполезным.

Применение латерального мышления. Проблемы бывают трех типов:

  • Проблемы первого типа требуют для своего решения больше информации или лучших методов обработки информации.
  • Проблемы второго типа никакой новой информации не требуют, но для их решения нужно перекроить уже имеющуюся информацию - нужна перестройка паттернов при помощи ин- сайта.
  • Проблема третьего типа - это проблема отсутствия проблем. Адекватность существующей ситуации препятствует вашему движению к чему-то лучшему. Вам не за что зацепиться, не на чем сосредоточить свои усилия в стремлении к лучшему, потому что вы, возможно, даже не подозреваете, о существовании этого лучшего. Проблема состоит в том, что вам надо осознать, что проблема есть - понять, что ситуацию можно улучшить, и определить само это понимание как проблему.

Проблемы первого типа могут быть решены силами вертикального мышления. Проблемы же второго и третьего типа требуют для своего решения латерального мышления.

Выработка альтернатив. Чтобы превратить поиск альтернатив из благих намерений в практическую рутину, необходимо установить для себя квоту, т.е. обязать себя найти фиксированное число альтернативных взглядов на ситуацию. Преимуществом такого подхода является то, что заранее установленная квота гарантирует, что вы будете продолжать искать варианты, пока не выберете квоту, так что даже если встречаются особенно многообещающие варианты, они не отвлекут вас от поисков. Еще одно преимущество в том, что вы прилагаете усилия к поиску или выработке альтернатив, а не просто ждете, когда они придут сами собой. Вы продолжаете искать варианты, даже если то, что обнаруживается, выглядит искусственным и порой нелепым. Подходящей квотой могут быть три, четыре или пять вариантов (рис. 5).

Как бы вы разделили квадрат на четыре одинаковые части? Первое, что приходит в голову, наверное, это:

Придумайте еще, как минимум, 6 вариантов. Ответы представлены в конце статьи.

Помимо геометрических фигур можно использовать вербальные описания, картинки, истории, проблемы. Недостатком картинок является то, что слишком часто самая очевидная интерпретация доминирует, полностью блокируя поиск альтернатив. Чтобы избежать этого затруднениями можно изменить картинку, закрыв какую-то её часть. Например, половина изображения закрыта. На оставшейся половине человек балансирует на краю карниза, идущего вдоль стены здания. Альтернативы:

  • Человек грозит покончить с собой.
  • Спасает кошку, оказавшуюся на карнизе.
  • Спасается от пожара в здании.
  • Каскадер.
  • Человек забыл ключи и пытается попасть домой через окно.

Если открыть фотографию полностью, становится ясно, что человек вешает плакат. Использование частично закрытых картинок помогает генерировать альтернативы, но конечная цель этого процесса - научиться по-иному читать изображения, где очевидная интерпретация мешает найти альтернативное прочтение.

Поэтому практиковаться полезно именно с теми ситуациями, где доминирует очевидная интерпретация. Поначалу, однако, стоит потренироваться на более простых картинках с частично закрытым изображением. Еще одним преимуществом частично закрытых изображений является указание на то, что интерпретацию следует искать за пределами видимой области. Это приучает школьников при изучении какой-либо ситуации смотреть не только на то, что находится прямо перед глазами, но и учитывать не попадающие в поле зрения факторы.

Изучение проблемного материала может вестись в двух направлениях:

  1. Отыскание альтернативных способов формулировать проблему.
  2. Отыскание альтернативных подходов к проблеме.

Вызов предположениям. В предыдущей главе обсуждалось многообразие способов сложения информации воедино. Мы искали альтернативные возможности построения различных паттернов из элементов А, В, С и D. В этом разделе мы поговорим о самих элементах А, В, С и D. Одна из целей латерального мышления - бросить вызов базовым предпосылкам и попытаться перекроить их. То, что предпосылка общепринята, еще не гарантирует, что она верна. Большинство предпосылок держатся на исторической непрерывности и преемственности, а не на периодической переоценке их справедливости.

На иллюстрации представлены три фигуры. Предположим, вам нужно собрать их в некую большую фигуру, которую можно легко описать. Сделать это непросто. Но если вы вместо попыток складывать три исходные фигуры проанализируете каждую из них, то, возможно, увидите, что большой квадрат можно разделить на две половины. После этого сложить кусочки в общую простую фигуру будет совсем нетрудно. Эта аналогия лишь иллюстрирует ситуацию, когда проблема может быть решена не какими-то перестановками исходных элементов, но лишь путем пересмотра самих элементов.

Если бы этот пример был действительно задан в качестве проблемы, то после показа вам ее решения вы стали бы возражать, что это «мошенничество». Ведь предполагалось, что сами исходные фигуры менять нельзя. Такие заявления о «мошенничестве» всегда указывают на наличие неких предполагаемых ограничений на свободу маневра. Но ведь границы, как правило, существуют не объективно, а устанавливаются самими людьми.

В Швейцарии можно купить грушевое бренди, где в бутылку помещена цельная груша. Как она попала в бутылку? Обычно предполагают, что горлышко было приделано к бутылке уже после того, как туда поместили грушу. Другое предположение - приделанное дно. Так или иначе, всегда исходят из той предпосылки, что, поскольку в бутылке большая зрелая груша, ее изначально поместили туда как большую зрелую грушу. На самом же деле в горлышко бутылки была проведена веточка с крошечной завязью груши, и она выросла непосредственно в бутылке.

Проблема. Человек работал в большом офисном здании. Каждое утро он с первого этажа вызывал лифт, садился в него, приезжал на десятый этаж, выходил из лифта и далее шел пешком на пятнадцатый этаж. Вечером он с пятнадцатого этажа спускался в лифте на первый этаж. Что с ним?

Предлагались различные объяснения. Вот некоторые из них:

  • Поднимаясь наверх пешком, он хотел полюбоваться видами из окон.
  • Он хотел, чтобы люди думали, что он работает на десятом этаже (может быть, это более престижно).
  • На самом деле этот человек вел себя таким странным образом, потому что у него не было выбора. Он был карлик и не мог дотянуться до кнопки пятнадцатого этажа.

Естественным же (ограничивающим) является предположение, что человек нормальный, а вот поведение его ненормальное.

Отложенное суждение. Вертикальное мышление требует, чтобы вы были правы всегда. Суждения о правильности тех или иных идей выносятся с самого начала. Не позволяется делать неправильные шаги. Латеральное мышление позволяет быть неправым на промежуточных этапах, если это помогает оказаться правым в конце. На практике этого можно достичь отсрочкой суждения. Человек воздерживается от суждений на этапе генерирования идей, чтобы потом оценить эти идеи на этапе отбора.

Доминантные идеи и критические факторы. Давая определение ситуации, мы выбираем некоторую доминантную идею - но не для того, чтобы ограничить свое восприятие этой идеей, а для того, чтобы иметь возможность генерировать альтернативные идеи. Доминантная идея предопределяет ваш взгляд на ситуацию. Критический фактор является своего рода точкой привязки. Доминантная идея организует ситуацию. Критический фактор связывает ее и весьма сковывает движение. Выделив критический фактор, вы ставите под вопрос его необходимость. Если фактор оказывается не критическим, тогда связывающий эффект этого фактора исчезает, и вы получаете больше свободы рассматривать ситуацию под иным углом.

Разбиение на части. В памяти существует тенденция к укрупнению сформировавшихся паттернов. Паттерны могут разрастаться сами по себе или объединяться в более крупные. Чтобы облегчить перестройку паттерна, нужно вернуться к исходному множеству меньших паттернов. Если дать ребенку готовый игрушечный домик, у него не будет иного выбора, кроме как пользоваться и любоваться этой игрушкой. Если же ему дать коробку кубиков, он сможет сам разными способами собирать и получать разнообразные домики.

Метод переворота. Разбиение на части является полезным методом отыскания альтернативных подходов к ситуации, но эта техника имеет свои недостатки. Выбор схемы разбиения обычно происходит в рамках вертикального мышления и зачастую следует самым естественным линиям деления. Метод переворота является по своей природе более латеральным, нежели метод разбиения. И он приводит к более необычным перестроениям. Обычно существует несколько разных направлений переворота ситуации. Например, ситуацию «регулировщик организует дорожное движение» можно перевернуть двояко:

  • Дорожное движение управляет регулировщиком.
  • Регулировщик дезорганизует дорожное движение.

Вопрос не в том, чтобы выбирать более правдоподобный или менее правдоподобный переворот. Мы ищем альтернативы, изменения, провокационные компоновки информации. Латеральное мышление не занимается поиском правильного ответа; его интересует иная компоновка информация, которая бы спровоцировала иной взгляд на вещи.

Отара овец медленно двигается по проселочной дороге, обрамленной с обеих сторон крутыми склонами. Сзади подъезжает автомобиль, и водитель сигналит, требуя от пастуха отогнать овец в сторону, чтобы иметь возможность проехать. Пастух отказывается, поскольку опасается, что на такой узкой дороге овцы могут попасть под колеса машины. Вместо этого он переворачивает ситуацию: он просит автомобилиста постоять, а затем спокойно разворачивает стадо и прогоняет его мимо неподвижной машины.

Мозговой штурм. Мозговой штурм является формальной обстановкой для применения латерального мышлениями. Главными чертами мозгового штурма являются:

  • Перекрестная стимуляция.
  • Отложенное суждение.
  • Формальность обстановка.

Некоторые люди ставят знак равенства между мозговым штурмом и творческим мышлением. Это значит приравнять фундаментальный процесс условиям, в которых этот процесс поощряется. Возможно, самым важным фактором мозгового штурма является формальность обстановки его проведения. Когда человек привыкает к идее использования латерального мышления, ему нужно создать обстановку, в которой он мог бы попрактиковаться в этом мышлении. Впоследствии потребность в такой обстановке снижается.

Однако, с мозговым штурмом не всё так гладко. См. его критику, например, в книге Джона Лерер. .

Аналогии. Чтобы перестроить паттерн, взглянуть на ситуацию по-иному, приобрести свежие идеи, нужно начать с каких-то идей. Две проблемы латерального мышления таковы:

  • Привести ход мыслей в движение.
  • Избежать естественного, очевидного, стереотипного хода мыслей.

Различные методы, описанные до сих пор, были связаны с началом движения. Тому же служат и аналогии. Аналогии используются для придания импульса движения. Мы транслируем проблему в аналогию, а затем развиваем аналогию. В конце происходит обратная трансляция, и мы видим, что стало с первоначальной проблемой. Аналогия совсем не обязательно должна быть полной. Аналогия является средством провокации, заставляющим по-иному взглянуть на ситуацию.

Выбор точки входа и зоны внимания. Самой важной характеристикой разума как системы обработки информации является его способность выбирать. Разуму характерен узкий диапазон внимания. Который означает, что внимание может быть сосредоточено лишь на некоторой небольшой области информационного поля. «Зоной внимания» мы будем называть ту часть ситуации или проблемы, которой мы уделяем внимание. «Точка входа» - это та часть проблемы или ситуации, на которую наше внимание нацеливается в первую очередь. С точки входа начинается рассмотрение ситуации. С точки зрения перестройки паттернов в результате инсайта (озарения) выбор точки входа имеет первостепенное значение. Можно даже сказать, что, если никакая дополнительная информация в систему не поступает, именно выбор точки входа вызывает эту перестройку.

Во многих детских книжках есть головоломки, где у трех рыбаков перепутались лески. Внизу картинки показана рыбка, попавшаяся на один из трех крючков. Задача состоит в том, чтобы определить, который из рыбаков поймал рыбу. Предполагается, что дети будут двигаться вдоль лески от конца удилища, чтобы определить, в конце какой лески сидит на крючке рыба. Для этого могут потребоваться одна, две или три попытки, поскольку рыба может оказаться в конце одной из трех лесок. Ясно, что гораздо проще начать с другого конца и двигаться от рыбы к рыбаку. Так задача будет решена с первой же попытки.

Есть такая простая задача: нарисовать и вырезать из картона фигуру, которую ровно одним прямым разрезом можно будет затем разделить на четыре части, совершенно одинаковые по форме и размерам. Сгибать фигуру нельзя. Типичные попытки решить эту задачу см. на рис. 8. Указана также процентная доля людей, давших тот или иной ответ. Решения В и С очевидно неправильные, поскольку разрез не имеет толщины, и форма поэтому разделится на две, а не на четыре части. Ответ D - правильный. Интересно отметить, что ответ F дается очень редко, но задним умом кажется самым простым из всех (это объясняется тем, что очень трудно мыслить вперед асимметрично, а в ответе F не все части используются одинаковым образом).

Рис. 8. Как нарисовать и вырезать из картона фигуру, которую ровно одним прямым разрезом можно будет затем разделить на четыре части

Важным аспектом этой задачи является, однако, то, что ее легче решить, если начинать с другого конца. Вместо того чтобы придумывать способ, как разделить фигуру на четыре одинаковые части, можно начать с четырех одинаковых частей, которые затем укладываются вдоль воображаемого разреза (рис. 9).

Рис. 9. Решите предыдущую задачу с конца: возьмите четыре одинаковые части и уложите их вдоль воображаемого разреза

Начинать с конца и двигаться к началу - хорошо известный метод решения проблем. Его эффективность объясняется совершенно иным ходом мыслей по сравнению с тем случаем, если бы вы двигались от начала.

А вот еще одна задача. В некоем теннисном турнире участвуют сто одиннадцать человек. Матчи проводятся один на один, и проигравший выбывает. Вам, как секретарю, поручено составить расписание турнира. Какое минимальное количество матчей вы должны запланировать при таком количестве участников?

Сталкиваясь с этой задачей, большинство людей начинают рисовать диаграммы, собирая участников в пары для каждого матча и таким образом определяя количество матчей. Другие пытаются прибегнуть к математическому подходу, используя прогрессию 2 n (т.е. 4, 8, 16, 32 и т.д.). На самом деле ответ - сто десять, и к нему можно прийти без каких-либо сложных математических выкладок. Для этого нужно просто переключить внимание с победителей на проигравших (которыми обычно никто особо не интересуется). Поскольку победитель в турнире может быть только один, проигравших должно быть сто десять. Каждый проиграть может только один раз, а значит, должно быть сто десять матчей.

Случайная стимуляция. В этой книге обсуждаются три способа стимуляции латерального мышления:

  • Осознание принципов латерального мышления, потребности в латеральном мышлении, негибкости шаблонов вертикального мышления.
  • Использование некоторых специальных приемов, развивающих первоначальный паттерн и могущих привести к его перестройке.
  • Намеренное изменение обстоятельств с таким расчетом, чтобы они стимулировали перестройку паттернов.

Большинство приемов, обсуждавшихся до сих пор, действуют изнутри идеи. Но можно намеренно использовать некую внешнюю стимуляцию, которая воздействует на идею снаружи. Именно так работает случайная стимуляция. Вертикально мыслящий человек ограничивается лишь рассмотрением релевантной информации. При случайной стимуляции используется любая информация. Какой бы неуместной она ни казалась, она не отвергается как бесполезная. Например, случайная стимуляция может возникнуть от идеи, относящиеся к совершенно другой области знаний. Иногда это называют «перекрестным опылением наук».

Для создания формальной процедуры генерирования случайных событий предлагаются три метода:

  • Наугад выбрать слово в словаре.
  • Наугад выбрать в библиотеке книгу или журнал.
  • Наугад выбрать предмет из окружающей обстановки (например, ближайший предмет красного цвета).

Понятия/деления/поляризация. Ограниченность зоны внимания означает, что человек способен реагировать лишь на некоторую часть окружающей среды. На протяжении времени внимание может переноситься с одной части на другую, пока не покроет всю среду. Единицу, полученную путем деления общей ситуации или путем сложения других единиц, удобно «зафиксировать», дав ей определенное имя. Оно должно быть отдельным и уникальным. Имя становится самостоятельным паттерном, переставая быть частью какого-то другого паттерна. Обладание именем придает единице большую мобильность, поскольку теперь она резче отделяется от своих соседей и начинает самостоятельное существование.

Имена, ярлыки, слова являются зафиксированными. Поэтому закрепляются и увековечиваются и единицы, получившие эти имена и ставшие заложниками этих имен. Такими же зафиксированными и постоянными становятся паттерны, которые представляют собой определенный порядок этих единиц. После того как единица отделилась и получила имя, в ней трудно признать часть целого. Когда композиции единиц дается общее имя, трудно признать, что она состоит из частей. Когда деление выполнено, трудно потом перебросить мост через это разделение. Если процесс перерезан в каком-то месте и то, что было до места разреза, названо «причиной», а то, что происходит после, - «следствием», тогда нелегко перебросить мост через эту точку деления и назвать целое «изменением».

С практической точки зрения система поляризации весьма эффективна. Она означает, что можно создать некоторое количество крупных категорий и потом помещать в ту или иную категорию все многообразие окружающего мира. Однако, опасность поляризации заключается в том, что момент, когда необходимо создать новую категорию, может так никогда и не наступить. Нет никаких указаний и на то, сколько должно быть категорий. В целом опасности тенденции к поляризации можно свести к следующим пунктам:

  • Созданные категории увековечиваются.
  • Новая информация искажается для того, чтобы соответствовать той или иной категории. И когда она искажена, не остается никаких указаний на то, что в рамках одной категории объединены первоначально различные предметы.
  • Ни в какой момент не возникает необходимость в создании новых категорий. Обходиться можно очень небольшим количеством категорий.
  • Чем меньше категорий, тем сильнее смещаются и искажаются объекты, относимые к ним.

Цель латерального мышления - разрушать стереотипы, паттерны-клише, а неподвижные ярлыки являются идеальным примером таких паттернов- клише. Уйти из-под влияния существующих ярлыков можно тремя путями:

  • Поставить ярлыки под сомнение.
  • Попытаться обойтись без них.
  • Создать новые ярлыки.

Новое слово «по». В основе логического мышления лежит выбор, который осуществляется за счет принятия или отвержения каких-то идей. Концепция отрицания кристаллизуется в определенных языковых средствах. Этими языковыми средствами являются слова «не» и «нет». Логику можно назвать умелым использованием слова «не». Концепцией латерального мышления является перестройка паттернов, и это достигается изменением построения информации. Смягчение является инструментом перестройки. Языковым инструментом смягчения является слово «ПО». Постигая функцию этого слова и учась пользоваться им, мы научаемся латерально мыслить.

Смыслом существования слова «ПО» является построение информации с целью создания новых паттернов и перестройки старых.

Первая функция слова «ПО» – создания связей, не имеющих ничего общего с жизненным опытом (рис. 10). Построения информации обычно оцениваются сразу же по мере их поступления, в результате выносится один из двух вердиктов: «это позволительно» или «это непозволительно». Таким образом, построение подтверждается или отрицается. Среднего не дано. Функция «ПО» как раз и заключается в том, чтобы допустить «средний» ход событий. «ПО» позволяет удержать построение в течение некоторого времени, не подтверждая и не отрицая его. «ПО» позволяет отсрочить суждение.

Отсрочка суждения является одним из фундаментальных принципов латерального мышления и в это же время одним из главных его отличий от мышления вертикального. Вертикальное мышление под-

Простейший случай использования «ПО» - удерживать вместе две совершенно не связанные друг с другом вещи, чтобы позволить им или их ассоциациям взаимодействовать между собой. Нет никаких причин соединять их друг с другом. И без слова «ПО» поставить их рядом, не имея на то какого бы то ни было резона, нелегко. Можно сказать так: «компьютеры ПО омлеты». Из такого сопоставления может родиться следующая идея: готовка с помощью компьютера или какого-то автоматического прибора.

Иногда слово «ПО» мало чем отличается от использования слов «допустим» или «если». Использование ПО подобно вставшей перед одним адвокатом проблеме разделить одиннадцать лошадей между тремя наследниками, один из которых должен был получить половину стада, второй четверть, а третий шестую часть. Он одолжил наследникам свою собственную лошадь, после чего разделил между ними двенадцать лошадей: первому сыну достались шесть лошадей, второму три, а третьему две. После этого адвокат забрал обратно оказавшуюся лишней свою собственную лошадь.

«ПО» как инструмент позволяет нам пользоваться информацией совершенно необычным образом. Разумеется, это можно делать и без употребления самого слова «ПО», но все равно вы применяете при этом латеральную концепцию, стоящую за этим словом. Удобство «ПО» как реального слова заключается в его прямом указании на то, что информация используется специальным образом. Без такого указания может возникнуть путаница, поскольку ваши слушатели не будут знать, что происходит.

Вторая функция «ПО» : ставить под сомнение старые построения информации. Основные направления использования «ПО» таковы:

  • Ставить под сомнение обоснованность установившихся паттернов.
  • Расшатывать существующие паттерны и высвобождать информацию, которая затем собирается в новые паттерны.
  • Извлекать информацию из ячеек, созданных ярлыками и классификациями.
  • Способствовать поиску альтернативных построений информации.

Открытость как преграда. Проблема блокировки открытостью заключается в отсутствии указаний на то, где преграда расположена. Она может возникнуть в любом месте, казалось бы, верного пути. Если вы движетесь по основной магистрали, вы можете даже не осознавать существования боковых путей и точек ветвления. Вы блокированы открытостью главной дороги.

Описание ситуаций/решение проблем/конструкторские проекты. Существуют три практические ситуации, способствующие использованию латерального мышления:

  • Описание ситуации.
  • Решение проблем.
  • Конструкторские проекты.

Описание ситуации - хороший способ показать, насколько по- разному можно смотреть на вещи. Это также простой способ попрактиковаться в отыскании альтернативных точек зрения. Когда вы научитесь сами вырабатывать альтернативные точки зрения, вы с большим уважением начнете относиться к мнениям других людей.

Решение проблем является удобным форматом, позволяющим попрактиковаться в применении методов, изученных в этой книге. Если описание является взглядом назад с целью выяснения того, что есть, то решение проблемы - это взгляд вперед, выяснение того, что можно получить. То, чего вы хотите добиться, может иметь разные формы:

  1. Разрешить какое-то затруднение (проблема уличных пробок).
  2. Получить что-то новое (конструкция машины для сбора яблок).
  3. Избавиться от чего-то нежелательного (дорожные аварии, голод).

Конструкторские проекты - особый случай решения проблем, когда вы хотите достичь некоего желательного положения вещей. По этой причине конструкторские проекты имеют, как правило, большее разнообразие вариантов решения, чем проблемы. Здесь требуется больше творчества. Проблемой конструкторских проектов является наличие стереотипных узлов. Под стереотипными узлами понимаются стандартные способы выполнения определенной функции, позаимствованные из других источников. Для преодоления этих стереотипов можно использовать следующие методы:

  1. Вычесывание и расщепление. Вычесывание означает, что из полного стереотипного узла понемногу удаляются ненужные детали, как расческой удаляются выпадающие волосы. Вычесывание может быть постепенным процессом, где с каждым разом удаляется лишь небольшой кусочек стереотипного узла, но в некоторых случаях сразу отделяются большие части. В этом случае, наверное, лучше говорить не о вычесывании деталей, а о расщеплении стереотипа на части.
  2. Извлечение главного и абстрагирование.
  3. Комбинирование. Стереотипные узлы берутся из нескольких источников и соединяются в некий новый узел, который нигде больше не встречается (рис. 11).

В любой ситуации, связанной с разработкой проектов, существует определенная иерархия способов восприятия функции. Можно идти от более общего описания к более конкретному. Например, в ситуации с машиной для сбора яблок иерархия может быть такой: получить яблоки, отделить яблоки от дерева, снять яблоки с дерева, сорвать яблоки. Чаще разработчик не проходит через всю эту цепочку, а сразу пользуется конкретным описанием функции: «сорвать яблоки с ветки». Чем конкретнее описание, тем сильнее оно ограничивает свободу действий. Например, понятие «сорвать» исключает возможность стряхивания яблок с дерева.

Чтобы избежать этой западни, следует от чрезмерной конкретизации понимания функции немного подняться вверх по иерархической лестнице к более общему пониманию: «не срывать яблоки, а снимать; не снимать их, а отделять от веток». Другой способ избежать излишней конкретизации функции - изменить ее в чисто латеральной манере. Так вместо идеи «срывать яблоки с веток» можно прийти к идее «освобождать дерево от яблок».

Ответ на задачу: как разделить квадрат на четыре одинаковые части (см. рис. 6)?



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний