В основе фундаментальные свойства нервных процессов. Уравновешенность нервных процессов

Главная / Н. А. Некрасов

Каждый индивидуум обладает преимущественно генетически детерминированными особенностями функционирования нервной системы, которые определяют различия в характере реагирования на одни и те же воздействия физической и социальной среды и, следовательно, образуют почву для формирования поведения.

И. П. Павлов выделял три основные свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток сохранять адекватную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В ее основе лежит выраженность в ЦНС процессов возбуждения и торможения. Люди, имеющие более сильную нервную систему, являются более выносливыми и стрессоустойчивыми.

Уравновешенность нервных процессов – это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, создающая основу для более уравновешенного поведения.

Подвижность нервных процессов говорит о способности к быстрому переходу от возбуждения к торможению. У людей с более подвижной нервной системой отмечается большая гибкость поведения, они быстрее приспосабливаются к новым условиям.

В дальнейшем были выделены дополнительные свойства нервных процессов.

Динамичность – способность мозговых структур к быстрой генерации нервных процессов при формировании условных реакций. Динамичность нервных процессов лежит в основе обучаемости.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Это свойство позволяет совершать движения с большой частотой, быстро и четко начиная и завершая движение.

Активированность характеризует индивидуальный уровень активации нервных процессов и лежит в основе процессов запоминания и воспроизведения.

Различные сочетания этих характеристик нервных процессов обусловливают тот или иной тип темперамента и в некоторой степени свойства характера и личности. Например, сила процесса возбуждения лежит в основе выносливости, энергичности, работоспособности, горячности, мужества, храбрости, активности, смелости, способности преодолевать трудности, инициативности, склонности к риску, самостоятельности, решительности, настойчивости. А сила торможения определяет такие свойства, как осторожность, самообладание, терпение, скрытность, сдержанность, хладнокровие.

При неуравновешенности процессов возбуждения и торможения, когда возбуждение преобладает над торможением, проявляется тенденция к повышенной возбудимости, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости пад уступчивостью. Такой человек – это скорее человек действия, ему трудны ожидание и терпение. А такие свойства характера, как осторожность, выдержка, сдержанность, спокойствие, отсутствие склонности к азарту и риску связаны с преобладанием в нервной системе процессов торможения. Уравновешенность, т.е. наличие баланса между торможением и возбуждением, предполагает умеренность, осмотрительность, размерность в деятельности, сочетающуюся с возможностью приложения достаточного для достижения цели усилия, а при необходимости и риска. При выраженной подвижности возбудительных процессов может возникать импульсивность, склонность к тому, чтобы быстро прерывать начатое дело, когда оно перестает вызывать интерес. Такому человеку трудно выработать упорство в достижении цели. При сочетании с подвижностью тормозного процесса может возникать быстрота откликаемости на внешние стимулы, общительность, инициативность – таким людям трудно быть скрытными, привязанными и постоянными.

На основе различных комбинаций трех основных свойств нервных процессов формируются различные типы ВНД. В классификации И. П. Павлова выделяются четыре основные типа ВНД, различающиеся по адаптивности к внешним условиям:

  • 1) сильный, неуравновешенный ("безудержный") тип характеризуется высокой силой процессов возбуждения, преобладающих пад торможением. Это человек с высоким уровнем активности, вспыльчивый, энергичный, раздражительный, увлекающийся, с сильными, быстро возникающими эмоциями, которые ярко отражаются в речи, жестах и мимике;
  • 2) сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или "живой") тип характеризуется сильными уравновешенными между собой процессами возбуждения и торможения при способности к легкой смене одного процесса другим. Это люди энергичные, с большим самообладанием, решительные, умеющие быстро ориентироваться в повой обстановке, подвижные, впечатлительные, ярко выражающие свои эмоции;
  • 3) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается наличием сильных процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но при этом низкой подвижностью нервных процессов. Это весьма работоспособные, умеющие сдерживаться, спокойные люди, но медлительные, со слабым проявлением чувств, трудно переключающиеся с одного вида деятельности на другой, приверженные своим привычкам;
  • 4) слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это слабовольные, унылые, тоскливые люди, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительные, склонные к мрачным мыслям, к угнетенному настроению, они пугливы, нередко поддаются чужому влиянию.

Эти типы ВНД соответствуют классическому описанию темпераментов Гиппократом – древнегреческим врачом, жившим почти за 2,5 тысячелетия до И. П. Павлова (табл. 13.2).

Таблица 13.2

Соотнесение типов высшей нервной деятельности и темпераментов по Гиппократу

Однако обычно комбинация свойств нервной системы более разнообразна, и поэтому в жизни редко можно увидеть такие "чистые" типы ВНД. Еще И. П. Павлов отмечал, что между основными типами находятся "промежуточные, переходные типы, и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении".

Интересно отметить, что основные типы ВНД являются общими для человека и животных. Но наряду с ними И. П. Павлов выделил типы, свойственные только человеку, основываясь на различном соотношении первой и второй сигнальных систем:

  • художественный тип – отличается незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для лиц, относящихся к данному типу, характерно предметное, образное восприятие окружающего мира, склонность к оперированию в процессе мышления чувственными образами;
  • мыслительный тип – характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой. Представителям этого типа свойственны наличие выраженных способностей к абстрагированию, оперированию в процессе мышления абстрактными символами, хорошо развитые способности к анализу;
  • средний тип – отличается уравновешенностью сигнальных систем. К нему относится большинство людей. Представителям данного типа свойственны как образные впечатления, так и абстрактные заключения.

Эта классификация связана с функциональной межполушарной асимметрией головного мозга, особенностями их взаимодействия: считается, что художественному типу соответствует правополушарное доминирование и преимущественно симультанный (целостный) способ обработки информации, а мыслительному – левополушарное доминирование и сукцессивный (последовательный) способ обработки информации.

Сравнение результатов с «нормой»

· - норма от 25 до 49, 62 - выше среднего

· Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43, 61 - выше среднего

· Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего

Интерпретация результатов

Уровень процессов возбуждения:

· высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклоне­ние») отражает силу процесса возбуждения;

· низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклоне­ние») указывает на слабость процесса возбуждения.

Уровень процессов торможения:

· высокий балл отражает силу процесса торможения;

· низкий балл - слабость процесса торможения.

Подвижность нервных процессов:

· высокий балл отражает подвижность нервных процессов;

· низкий балл - инертность нервных процессов.

Описание шкал

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Уравновешенность по силе

Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 8-9);

2. Подсчитайте показатели по шкалам сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов, соотнесите получившиеся баллы с «нормой»;

3. Вычислите показатель уравновешенности по силе;

4. Произведите интерпретацию полученных данных (обращайте внимание на высокие и низкие значения);

5. Напишите заключение, сделайте вывод о типе темперамента.


Методика наблюдения

Инструкция

Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – Наименьшая интенсивность (полное отсутствие).

Цифра 3 – Средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Стимульный материал

Вопрос Вариант, равный 1 баллу Вариант, равный 5-и баллам Ответ
____1__________________________2_______________________3_______________________4_______________________5
Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления.
Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.
Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности.
Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и прочее мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.
Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.
Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.
Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. Контрольные работы иди экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их ведет себя как обычно, не нервничает.
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит легкие, не слишком захватывающие задания. Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.
Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием вильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя
____1__________________________2_______________________3_________________________4_____________________5

Бланк ответов

№ вопроса Ответ испытуемого № вопроса Ответ испытуемого

Интерпретация результатов

Шкала сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важным для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому испытуемый может получить максимум 50 баллов, минимум – 10: уровень реактивности тем ниже, чем больше число баллов получает испытуемый.

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 10);

2. Подсчитайте общую сумму баллов (уровень реактивности);

3. Выполните интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

Структура темперамента

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Варианты ответа могут быть «да», или «нет», для этого Вам необходимо поставить галочку в соответствующей ячейке:

Бланк ответа

Содержание вопроса «Да» «Нет»
Вы любите часто бывать в компании?
Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?
Во время беседы Вы очень быстро говорите?
Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
Бывает ли что Вы передаете слухи?
Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут одобрить и утешить?
У вас очень быстрый почерк?
Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?
У Вас много очень хороших друзей?
Трудного ли Вам оторваться от дела, которым поглощены и переключиться на другое?
Часто ли Вас терзает чувство вины?
Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того спешите или нет?
В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
Бывает ли что иногда Вы соображаете хуже чем обычно?
Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
Часто ли Вы планируете как будете вести себя при встрече, беседе?
Вы вспыльчивы и легкоранимы намеками и шутками над Вами?
Во время беседы обычно вы жестикулируете?
Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
Бывают ли у Вас такие мысли, о которых бы Вы не хотели, чтобы узнали другие?
Вы любите подшучивать над другими?
Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
Часто ли Вам снятся кошмары?
Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?
Бывало ли что разозлившись Вы выходили из себя?
Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
Вы обычно очень долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение?
Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?
Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?
Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?
Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?
Обычно Вам трудно взяться за новое дело?
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?
В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавляться?
Вас принимают иногда за человека беззаботного?
Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?
Вас можно быстро расстроить?
Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?
Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Ключи

Свойства темперамента Ответы «Да» Баллы Ответы «Нет» Баллы Совпадающие ответы испытуемого
1. Экстраверсия Интервал 0-26 Средний уровень 12-16
2. Ригидность Интервал 0-23 Средний уровень 7-11
3. Эмоциональная возбудимость Интервал 0-20 Средний уровень 8-12
4. Темп реакций Интервал 0-22 Средний уровень 9-13
5. Активность Интервал 0-26 Средний уровень 14-20
6. Искренность
Итог, количество совпавших ответов

Интерпретация результатов

Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность Искренность (надежность)
22-26 16-23 18-20 20-22 24-26 13-12
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень быстрый Очень высокая Очень высокая
17-21 12-15 14-17 14-19 21-23 8-12
Высокая Высокая Высокая Быстрый Высокая Средняя
12-16 7-11 8-12 8-13 14-20 0-7
Средняя Средняя Средняя Средний Средняя Ненадежно
7-11 3-6 4-7 5-8 9-13
Высокая Высокая Высокая Медленный Низкая
0-6 0-2 0-3 0-4 0-8
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень медленный Очень низкая
Интроверсия Пластичность Эмоциональная уравновешенность

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 11-13);

2. Подсчитайте баллы по шкалам экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность, искренность. По полученным баллам определите уровень (высокий, низкий, средний);

3. Произведите интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

Факторы, действующие на выработку условных рефлексов:

  1. частота возникновения условных рефлексов;
  2. прочность условленных рефлексов;
  3. способность к дифференцировке раздражителей;
  4. способность к обобщению раздражителей.

Все эти факторы зависят от типа нервной системы.

Тип нервной системы - совокупность нервных процессов, обусловленная генетически и приобретенная в течение жизни.

В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:

  1. сила нервных процессов;
  2. уравновешенность нервных процессов;
  3. подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Сильные нервные процессы (по уравновешенности) подразделяются на:

  1. уравновешенные (процесс возбуждения уравновешен тормозными процессами);
  2. неуравновешенные (резкое преобладание процессов возбуждения, они не компенсируются торможением - "безудержный тип").

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Сильные уравновешенные нервные процессы (по подвижности) подразделяются на:

  1. подвижные (возбуждение и торможение легко сменяют друг друга)
  2. неподвижные (инертные: процессы сменяются с трудом).

Методы изучения типов нервных систем

У животных - эксперименты в особых условиях при специальных раздражителях. У человека - тип нервной системы определяется методом наблюдений и специальных тестов.

Сила нервных процессов определяется:

  1. по способности выработки условного рефлекса на сильный и сверхсильный раздражитель. Если условный рефлекс вырабатывается, то нервные процессы сильные, если нет - то нервные процессы слабые, т. к. в ответ на действие раздражителя в центральной нервной системе возникает запредельное торможение;
  2. путем "сшивки" условных рефлексов. Вырабатывается условный рефлекс на раздражитель определенной частоты и другой условный рефлекс на раздражитель другой частоты. Поменяв частоты местами, у животных с сильным типом нервной системы наблюдают сохранение условных рефлексов. У животных со слабым типом нервной системы возникает патологическое состояние - "экспериментальный невроз";
  3. с помощью тестов, в основе которых лежит определение быстроты торможения в центральной нервной системе.

Уравновешенность нервных процессов определяется по способности к выработке запаздывающего торможения (увеличение времени между действием условного сигнала и безусловного раздражителя):

  1. если условный рефлекс быстро тормозится, а новый условный рефлекс не возникает, то в центральной нервной системе преобладает торможение;
  2. если происходит торможение старого и выработка нового условного рефлекса, то возбуждение и торможение сбалансированы;
  3. если старый рефлекс долго не тормозится, а новый уже выработался, то в центральной нервной системе преобладает возбуждение, которое не сбалансировано торможением.

Подвижность нервных процессов определяется по скорости смены друг другом 2-х условных рефлексов. Вырабатываются 2 условных рефлекса, а затем условные раздражители меняются местами. По скорости смены условных рефлексов судят о подвижности процессов.

Типы нервных систем у животных

У животных имеются 2 крайних и 1 центральный тип нервной системы:

  1. сильный неуравновешенный тип - возбуждение преобладает над торможением: агрессивное животное, которое на любой раздражитель дает выраженную реакцию;
  2. слабый тип - в центральной нервной системе преобладают процессы торможения над возбуждением: трусливое животное;
  3. сильный уравновешенный тип - центральный тип.

Существуют 2 подгруппы:

  1. с подвижными нервными процессами - дружелюбный, любознательный, интерес при смене условий;
  2. с малоподвижными нервными процессами - более спокойный тип. Наиболее работоспособный в лаборатории.

Типы нервных систем у человека

Типы нервных систем у человека определить сложнее, чем у животных. При делении нервной системы на типы необходимо учитывать:

  1. силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов;
  2. соотношение коры головного мозга и подкорковых образований;
  3. соотношение и преобладание 1 и 2 сигнальных систем.

Большое влияние на тип нервной системы оказывают воспитание и обучение.

4 типа нервной системы у человека (в основе - классификация Гиппократа).

1 тип - холерик - "желчный" тип, сильные неуравновешенные нервные процессы, агрессивный тип;

2 тип - меланхолик - "черная желчь", слабые нервные процессы, преобладание торможения, унылый тип;

3 тип - сангвиник - "кровь", сильные уравновешенные подвижные нервные процессы, веселы, сильны, очень важна смена обстановки;

4 тип - флегматик - "лимфа", сильные уравновешенные малоподвижные нервные процессы, сильные, активны, трудолюбивы, терпеливы.

По выраженности сигнальных систем выделяют 4 типа:

  1. художественный - преобладает 1 сигнальная система - эмоциональны, с конкретным мышлением;
  2. мыслительный - преобладает 2 сигнальная система - абстрактное мышление;
  3. уравновешенный - 1 сигнальная система примерно равна 2 сигнальной системе;
  4. гениальный - одинакова и значительно выражены обе сигнальные системы.

Под силой нервных процессов И.П.Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках. В зависимости от силы нервных процессов нервная система может быть сильной или слабой. Сильная нервная система характеризуется большой силой нервных процессов – возбуждения и торможения; последнее обусловлено большим запасом реактивного вещества в нервных клетках.

Слабая нервная система связана с малым запасом реактивного вещества в нервных клетках; для нее характерна слабость основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Сильная нервная система способна вынести большое напряжение, слабая же такого напряжения вынести не может.

Сила нервной системы – свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т.е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) воздействие.

Сила нервных процессов характеризуется работоспособностью, выносливостью нервной системы и означает способность ее переносить продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчив о сти.
При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает и более сильную реакцию, более слабое раздражение – и более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызывать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно также и самое слабое раздражение может иногда вызывать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в этом смысле совсем не адекватна раздражителю.

Вступление

Тематика моей контрольной работы раскрывает основные понятия о высшей нервной деятельности, её типологии. Известно, что высшая нервная деятельность обеспечивается корой головного мозга. А значит, наша память, речь, внимание, мышление и многие другие виды психических процессов напрямую зависят от правильной работы коры, её адекватного восприятия и анализа всевозможных раздражителей.

Нервные процессы проистекающие в коре имеют определенные свойства (сила, соотношение, подвижность), которые образуют индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, а значит подчеркивают индивидуальность каждого человека.

Типология высшей нервной деятельности указывает на то каким своеобразным способом индивид воспринимает окружающий его мир.

1. Основные свойства нервных процессов, определяющие поведение

Многолетнее изучение условных рефлексов позволило Павлову выделить три основных свойства нервных процессов, которые определяют индивидуальные особенности поведения животных, их темпераменты. Первое свойство - сила процессов возбуждения и торможения, характеризующая работоспособность корковых клеток. Это свойство определяется предельной силой раздражения, на которую могут быть образованы положительные и отрицательные условные рефлексы. У одних собак легко образуются условные рефлексы как на слабые, так и на сильные раздражители. Для других собак сильные раздражители (резкий звонок или трещотка) оказываются чрезмерными и вызывают в соответствующем пункте запредельное торможение, легко иррадиирущее по всей коре. У таких собак условные рефлексы образуются только на слабые или средней силы раздражители.

Второе свойство - соотношение, или баланс, силы процессов возбуждения и торможения, иными словами, их уравновешенность. У одних собак одинаково легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы, у других сила процессов возбуждения и торможения неодинакова. Если процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, то наряду с быстрым образованием положительных условных рефлексов наблюдается трудность выработки дифференцировок, особенно тонких; уже имеющиеся дифференцировки легко растормаживаются. У таких возбудимых собак перенапряжение тормозного процесса приводит к исчезновению всех ранее выработанных дифференцировок. Если, наоборот, процесс возбуждения оказывается более слабым, чем процесс торможения, то собака по своему поведению приближается к тем, у кого сильные раздражители вызывают общее корковое торможение. Третье свойство -подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой они могут сменять друг друга. У одних собак возникшее возбуждение или торможение носит как бы застойный характер, медленно сменяясь на противоположный процесс. Переделка положительного рефлекса в отрицательный, а отрицательного в положительный происходит у них с трудом. Быстрая смена положительных и отрицательных раздражителей иногда может привести даже к нарушению корковой деятельности. у других собак наоборот, корковые клетки легко справляются с задачей, требующей быстрой смены процессов возбуждения и торможения; в эксперименте нетрудно добиться взаимной переделки положительных и отрицательных рефлексов. Это свойство приобретает существенное, определяющее значение при достаточной силе и уравновешенности процессов возбуждения и торможения и отступает на второй план при слабости обоих процессов или одного из них.

2. Типы высшей нервной деятельности

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности собак крайне разнообразны, так как весьма различными могут быть градации силы, баланса и подвижности нервных процессов. Павлову удалось выделить четыре основных типа - один слабый и три сильных (доп. №1). Собак, корковые клетки которых обладают достаточной силой процессов возбуждения и торможения, Павлов делит на неуравновешенных и уравновешенных, а последних в свою очередь - на животных с подвижным и инертным характером корковых процессов. В конечном счете Павлов различает по указанным выше признакам следующие типы высшей нервной деятельности: слабый; неуравновешенный; живой, или подвижный; спокойный, или инертный. Слабый тип характеризуется очень низкой физиологической лабильностью нервных клеток коры больших полушарий, а следовательно, легкостью их перехода в состояние торможения под влиянием приходящих импульсов. Чрезмерная тормозимость клеток предопределяет низкий предел их работоспособности. Животные со слабым типом высшей нервной деятельности трусливы, в ответ на действие сильных или необычных раздражителей часто дают пассивно-оборонительную реакцию. Животные с неуравновешенным типом высшей нервной деятельности обладают достаточной силой нервных процессов и вместе с тем явным преобладанием возбуждения над торможением. Возбуждение корковых клеток может достигать большой силы и легко иррадиировать по коре, преодолевая торможение, что приводит к нарушению нормального соотношения процессов возбуждения и торможения. Такие собаки чрезмерно возбудимы, агрессивны, безудержны в своей агрессии и трудно поддаются воспитанию (дрессировке) вследствие легко возникающего срыва тормозных процессов, в частности дифференцировок. Живой или подвижный тип характеризуется большой подвижностью нервных процессов и вместе с тем достаточной их силой и уравновешенностью. Хорошо выраженные явления положительной и отрицательной индукции препятствуют чрезмерной иррадиации нервных процессов и обеспечивают быстроту и легкость перехода от одного процесса к другому. Корковые клетки для поддержания активного состояния нуждаются в притоке большого количества афферентных импульсов, без чего их возбудимость снижается, и развивается торможение, легко иррадиирующее по коре. Животные с живым типом высшей нервной деятельности подвижны, общительны, легко ориентируются в новой обстановке, живо реагируют на каждый новый раздражитель, не проявляя излишней агрессии; в однообразной, монотонной обстановке легко засыпают. Характерная черта спокойного или инертного типа - малая подвижность, застойность нервных процессов при достаточной их силе и уравновешенности. Возникший в корковой клетке процесс возбуждения или торможения сохраняется в течение некоторого времени, не проявляя тенденции к быстрой и значительной иррадиации. Животные со спокойным типом высшей нервной деятельности необщительны, слабо реагируют на новые раздражители, как бы игнорируя все, что делается вокруг них. Приведенная классификация типов представляет собой схему, которая лишь в некотором приближении отображает действительность. В жизни можно наблюдать различные вариации этих типов. Описанные типы высшей нервной деятельности можно обнаружить и у человека. Павлов с полным правом проводит аналогию между этими типами и темпераментами, в свое время описанными Гиппократом: слабому типу соответствует меланхолический темперамент, неуравновешенному - холерический, живому - сангвинический, спокойному - флегматический.

3. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга

Механизмы высшей нервной деятельности у высших животных и человека связанны с деятельностью ряда отделов головного мозга. Основная роль в этих механизмах принадлежит коре больших полушарий (И. П. Павлов). Экспериментально показано, что у высших представителей животного мира после полного оперативного удаления коры высшая нервная деятельность резко ухудшается. Они теряют способность тонко приспосабливаться к внешней среде и самостоятельно существовать в ней.У человека кора больших полушарий головного мозга выполняет роль "распорядителя и распределителя" всех жизненных функций (И. П. Павлов). Это обусловлено тем, что в ходе филогенетического развития происходит процесс кортикализации функций. Он выражается во все большем подчинении соматических и вегетативных отправлений организма регуляторным влияниям коры мозга. В случае гибели нервных клеток в значительной части коры головного мозга человека оказывается нежизнеспособным и быстро погибает при заметном нарушении гомеостаза важнейших вегетативных функций. Особенностью коры больших полушарий является ее способность выделять отдельные элементы из массы поступающих сигналов, отличать их друг от друга, т.е. она обладает способностью к анализу. Из всех воспринятых сигналов животное отбирает лишь те, которые имеют непосредственное отношение к той или иной функции организма: к добыванию корма, сохранению целостности организма, размножению и т.д. в ответ на эти раздражения передаются импульсы соответствующим эффекторным органам (двигательным или секреторным). Анализ и синтез раздражителей в простейшей форме способны осуществлять и периферические отделы анализаторов - рецепторы. Поскольку рецепторы специализированы в восприятии определенных раздражителей, следовательно, ими производится их качественное разделение, т.е. анализ определенных сигналов из внешней среды. При сложном строении рецепторного аппарата, например органа слуха, его структурными элементами могут различаться звуки неодинаковой высоты. Вместе с этим издается и комплексное восприятие звуков, что ведет к их синтезу в одно целое. Анализ и синтез, осуществляющиеся периферическими концами анализаторов, называют элементарным анализом и синтезом. Но возбуждение с рецепторов поступает также к центральным корковым концам анализаторов, где происходят более сложные формы анализа и синтеза. Здесь возбуждение в процессе образования условного рефлекса входит в контакт с многочисленными очагами возбуждения в других областях коры, что способствует объединению многочисленных раздражителей в единый комплекс, а также позволяет более тонко различать элементарные раздражители. Анализ и синтез, осуществляемые корковыми концами анализаторов, называют высшим анализом и синтезом. В основе аналитической деятельности коры лежит процесс торможения, ограничивающий иррадиацию возбуждения. В результате анализа воспринимаемых раздражений возможна их дифференциация. В окружающей среде постоянно меняется биологическое значение ее отдельных элементов с другими. В связи с этим в коре головного мозга постоянно меняются соотношения между анализом и синтезом. Оба процесса постоянно взаимосочетаются, и поэтому их рассматривают как единый аналитико-синтетический процесс, единую аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга.

4. Сигнальные системы действительности

В 6935 году Павлов писал о "чрезвычайной прибавке к механизмам нервной деятельности", которая произошла в развивающемся животном мире в процессе становления человека. У животного афферентные импульсы сигнализируют явления и события, непосредственно воздействующие на рецепторы организма. Такая непосредственная сигнальная система действительности присуща и человеку. Однако есть и другая, специально наша, человеческая сигнальная система действительности. У человека "появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых" (Павлов). Таким образом, человеку присуща двойная сигнализация действительности:1.Общая с животными система непосредственных сигналов действительности;2.Специальная система опосредствованных, речевых сигналов. Речевые сигналы лежат в основе особого принципа, особой формы отражения действительности. Они могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять и абстрагировать отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи и взаимную зависимость, а также процессы их становления и изменения. Именно эта система сигналов определяет важнейшие особенности высшей нервной деятельности человека и делает возможным "специально человеческое, высшее мышление" (Павлов), приводящее к безграничной ориентировке в окружающем мире, к развитию науки и ее практического отображения - техники. Замечательная особенность второй сигнальной системы - быстрота образования условных связей: достаточно человеку один раз что-то услышать или прочитать в книге, чтобы в коре больших полушарий появились новые условные связи. Иногда они настолько прочны, что сохраняются на долгие годы, не нуждаясь в подкреплении. Вторая сигнальная система, связанная по своему развитию с психической деятельностью, у каждого человека имеет особенности, зависящие от индивидуального жизненного опыта, и по наследству не передается. Иллюстрацией этого является случай, когда дети вырастают среди животных и лишены влияния человеческого общества. У таких людей отмечаются резкое снижение интеллекта и отсутствие возможности развития абстрактного отвлеченного мышления. Многие задают вопрос: развиваются ли ум, речь, человеческая психика, если ребенок вырастает в изоляции от человеческого общества? На этот вопрос ответила сама природа. Такие дети были физически сильны, быстро бегали на четвереньках, хорошо видели и слышали, но были лишены интеллекта."В1920 г. В Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух девочек. Одной из них на вид было лет 7-8, другой года 2. Девочек отправили в воспитательный дом. Сначала они ходили и бегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течении дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около 10 лет. Все эти годы Синг вел подробный дневник наблюдения за Камалой. Она длительное время ходила на четвереньках, опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, а мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда к ней подходили во время еды, она по-волчьи скалила зубы и рычала. Камала хорошо видела в темноте и боялася сильного света и огня. Днем она спала, сидя на корточках в углу, лицом к стене. Одежду с себя срывала и даже в холодное время сбрасывала одеяло. Через 2 года Камала научилась стоять, но плохо. Через 6 лет она начала ходить, но бегала по- прежнему на четвереньках. В течение 4 лет она выучила только 6 слов, а через 7 лет - 45 слов. В дальнейшем лексикон Камалы расширился до 100 слов. К этому времени она полюбила общество людей, перестала бояться света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно 17-ти летнего возраста, Камала по уровню умственного развития напоминала 4-летнего ребенка" (Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. "Психология и психопатия одиночества" 1972г.). Известны случаи, когда детей умышленно изолировали от коллектива. Вырастая, они ничем не отличались от детей, выросших среди животных. "Около 350 лет назад индийский падишах Акбар поспорил со своими придворными мудрецами, которые утверждали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Акбар усомнился в справедливости такого мнения и провел эксперимент, достойный жестокости восточных феодалов средневековья. Были изъяты маленькие дети различных национальностей, которых посадили по одному в отдельные комнаты. Детям прислуживали немые слуги. За 7 лет этого "эксперимента" дети ни разу не услышали человеческого голоса. Когда через 7 лет к ним вошли люди, то вместо человеческой речи они услышали бессвязные вопли, вой крики, мяуканье" (Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. "Психология и психопатия одиночества" 1972 г.)

Эти примеры убеждают, что процесс психического развития человека зависит от обучения, начиная с раннего детства. У ребенка, изолированного от человеческого общества, не развивается вторая сигнальная система. Влияние человеческого общества на формирование психической сферы ребенка очень важно для правильного воспитания. Чем больше получает ребенок адекватных раздражителей, тем лучше развивается абстрактное мышление и сознание. Это лучше воспринимается в детстве, когда происходит определенная морфологическая перестройка нервной системы, которая имеет огромные наследственные резервы. Изоляция от социальной среды взрослого человека также вызывает известные функциональные расстройства, психические заболевания.

5. Частные типы высшей нервной деятельности человека

Человек может мыслить о различных предметах, не воспроизводя их реального образа Можно, однако, мысля о предмете, например о лимоне, хорошо представить себе его вид, запах и вкус. В этом случае корковый процесс сильнее затронет первосигнальную деятельность, и в результате может возникнуть столь конкретное представление о лимоне, что тотчас появится слюноотделение. Если же процесс мышления носит более абстрактный характер, без воспроизведения реальных образов, то подобная реакция не возникает. У отдельных людей мышление может протекать при разной степени участия первосигнальной деятельности, хотя во всех случаях второсигнальная деятельность, разумеется, сохраняет ведущую роль. Это дало Павлову основание различать типы высшей нервной деятельности, не только общие для животных и людей, но и частные человеческие. Он различал три типа людей, которые были обозначены как "художественный", "мыслительный" и "средний".Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание сигнала сигналов -мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей. Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа свойственно преобладание абстракций, логоческих построений, теоретизирования. Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными. Вообще, вторая сигнальная система у человека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер, так как роль языка и мышления в деятельности людей является решающей и процессы отражения человеком мира опосредствуется его мыслями, выраженными словесно. Поэтому с абсолютным перевесом первой сигнальной системы мы встречаемся разве что в сновидениях, с их бурной эмоциональностью и хаотической образностью, которая никак не упорядочивается и не регулируется мышлением.

Что же означает относительное преобладание одной из сигнальных систем? Если выразить абсолютное преобладание второй сигнальной системы математически, обозначив ее С2, а первую сигнальную систему через С1, то зависимость имела бы следующий вид С2>С1.

Относительное преобладание первой сигнальной системы над второй можно обозначить С2>С1 + m (где m - те структурные особенности эмоционального и образного постижения мира, которые отличают представителей данного типа). В свою очередь, мыслительный тип человека может быть обозначен так: С2 + n >C1 (где n - структурные особенности абстрагирующего отношения к миру, которые отличают представителей данного типа от остальных). Эти математические зависимости дают возможность увидеть, что относительное преобладание одной системы над другой не должно смешиваться с абсолютным преобладанием.

6. Появление первых условных рефлексов

В основе высших проявлений нервной деятельности лежит образование условных связей, обеспечивающих протекание положительных и отрицательных условных рефлексов. Без условных связей нет высшей нервной деятельности. ее появление в процессе онтогенеза следует относить к моменту образования первых условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно образовать пищевые и оборонительные условные рефлексы в тот период его жизни, когда он еще не должен был бы появиться на свет. Это свидетельствует о том, что за несколько недель до рождения корковые клетки морфологически достаточно зрелы, для того чтобы проявлять свою специфическую функцию. Однако в период внутриутробного развития среда, окружающая организм плода, крайне стабильна, а потому отсутствуют те условия, которые необходимы для проявления специфической корковой функции. Эти условия появляются с момента рождения, когда на организм начинают действовать различные новые раздражители, которые, многократно сочетаясь с действием безусловных раздражителей, могут приобрести сигнальное значение. Однако первые условные рефлексы образуются медленно и вначале отличаются малой стойкостью, что можно объяснить резко выраженной иррадиацией возбуждения и торможения. К началу второго месяца жизни пищевые и оборонительные условные рефлексы становятся более прочными и образуются на раздражение любых рецепторов; удается выработать дифференцировки грубые, т.е. на раздражители, которые значительно отличаются друг от друга. В процессе появления все новых и новых положительных и отрицательных условных рефлексов повышается скорость их образования и упрочения. Однако у отдельных детей скорость образования рефлексов на различные раздражения сильно варьирует. Эти индивидуальные особенности в первую очередь зависят от ранее образованных условных рефлексов. Ребенок легче и быстрее различает те раздражители, которые играли большую роль в его предшествовавшей жизни, иными словами, принимали большее участие в образовании наличного фонда условных связей. Следовательно, новые положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются тем быстрее и легче, чем больше подобных (или сходных) рефлексов было образовано раньше. Это - одна из закономерностей развития высшей нервной деятельности, лежащая в основе ее качественных возрастных особенностей. У детей 3-4 месяцев некоторые условные рефлексы (в частности, пищевые и оборонительные) возникают уже после нескольких сочетаний; вместе с тем начинает увеличиваться как прочность, так и тонкость дифференцировок. К этому времени условнорефлекторная деятельность коры больших полушарий значительно усложняется. Достаточное количество ранее образованных связей на простые раздражители делает возможной выработку не только положительных, но и отрицательных условных рефлексов на более сложные, например комплексные, раздражители. Простейшие безусловные ориентировочные рефлексы имеются у детей уже в первые дни после рождения. Условные ориентировочные рефлексы появляются значительно позднее, обычно с третьего или четвертого месяца жизни. В дальнейшем они образуются очень легко и начинают играть существенную роль в поведении ребенка. Важнейшим условным раздражителем, вызывающим ориентировочный рефлекс, становится звуковая речь, сигнализирующая присутствие человека.

7. Развитие речи

С середины первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Он начинает реагировать на произносимые окружающими слова, которые превращаются в сигналы различных безусловных, а позднее и условных раздражителей. Постепенно слова становятся сигналами определенных действий, явлений и отношений между ними. В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять мимические движения окружающих и звуки их речи. Появляются первые речевые шумы - глоточные гортанные, небные, губные и т.д., которые затем постепенно дифференцируются, приводя к образованию фонем, т.е. речевых звуков. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы как от органа слуха (он слышит произносимое им слово), так и от органов речи (голосовых связок, языка и всего речевого аппарата). Эти импульсы, достигая коры, становятся сигналами, приобретающими важнейшее значение в установлении речевых условных связей. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им фонемы или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становясь такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. К концу первого и к началу второго года жизни ребенок, часто еще не сформировав произношения отдельных слов, начинает в своих речевых реакциях сочетать по два, а затем и по три слова, образуя таким образом первые простейшие комбинации слов. Ребенок усваивает готовые речевые стереотипы, составляя вскоре и новые комбинации слов. Освоение грамматики языка, правил соединения слов в предложения начинается очень рано, уже на втором году жизни. К концу его словарный состав детской речи достигает 200-400 слов. В дальнейшем развитие детской речи, т.е. придание языку стройного, грамматически правильного и осмысленного характера, в сильной степени зависит от правильности построения речи окружающих.

8. Роль Сеченова и Павлова в разработке учения о высшей нервной деятельности

И. П. Павлов (1849-1936) И. М. Сеченов (1849-1936)

Первая попытка проанализировать психическую деятельность как физиологическую работу высшего отдела мозга была сделана Сеченовым. В своей замечательной статье "Рефлексы головного мозга" (1863) и ряде последующих работ он с большим мастерством доказывал, что внешнее проявление мозговой деятельности всегда "сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению" и что в основе всех проявлений психической деятельности человека лежат рефлексы. Обнаруженные Сеченовым явления торможения в центральной нервной системе послужили основанием к различению случаев с усилением и задержкой (торможением) рефлекторных реакций головного мозга. Состояния страстности, аффекта он рассматривал как усиление двигательной реакции, а невысказанную мысль представлял себе как незаконченный рефлекс, последнее звено которого, т.е. движение, заторможено. Сеченов неоднократно подчеркивал, что "первая причина всякого человеческого действия лежит вне его" и что "при одних и тех же внутренних и внешних условиях человека деятельность его должна быть одна и та же". Иными словами, Сеченов признавал детерминированность всех актов сознательной жизни. В своих работах он дал глубоко материалистическую физиологическую трактовку психической деятельности человека, заложив тем самым фундамент будущей экспериментальной физиологии головного мозга. Изучения И. Сеченов о рефлекторной природе психики развил И. Павлов (1849-1936) в своем учении о высшей нервной деятельности. Теория рефлекторной деятельности опирается на три основных принципа научного исследования:1.Детерминизма - причинная связь какого-либо действия.2.Анализа и синтеза - разложение целого на части и потом составление нового целого из элементов.3.Структурности.В своих исследованиях И. Павлов доказал, что большие полушария головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности всего организм. Кора больших полушарий вместе с ближайшими подкорковыми центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней образуются сложные временные нервные связи, с помощью которых регулируются отношения между организмом и внешней средой, а также деятельность самого организма. Эта деятельность больших полушарий головного мозга И. Павлов и называет высшей нервной деятельностью. Существуют два вида рефлексов: условные и безусловные. Безусловные рефлексы - врожденные, они наследуются и характеризуются большим постоянством. Любой безусловный рефлекс, как прирожденный, появляется сразу же при первом применении соответствующего раздражения, если центральная нервная система достигла необходимой степени зрелости. Условные рефлексы приобретаются в течении жизни, не наследуются и значительно менее постоянны. Условные рефлексы проявляются не сразу: они вырабатываются постепенно, при наличии определенных условий. Это связано с тем, что безусловный рефлекс протекает через уже готовые рефлекторные дуги, а для осуществления условного рефлекса необходимо, чтобы в коре установились новые связи между нервными клетками, называемые условными связями, и тем самым произошло замыкание новой, ранее не существовавшей рефлекторной дуги. Безусловные рефлексы можно рассматривать как видовые, т.е. характерные для всех представителей данного вида, а условные - как индивидуальные, т.е. приобретаемые отдельной особью в течение ее жизни.

Вывод

Высшая нервная деятельность человека носит рефлекторный характер. Основная качественная особенность функций высшего отдела мозга человека - сознание как высшая ступень развития психики. И человек и животное в своей психической деятельности отражают явления окружающего мира. Однако человек, отражая мир в своем сознании, обобщает наблюдаемые явления, устанавливает закономерности их протекания. Это дает человеку возможность подчинять себе природу и в процессе трудовой деятельности переделывать мир. Сознательное мышление, определяющее основное качественное отличие мозга человека от мозга любого животного, проявляется в речевой деятельности."Конечно, - писал Павлов, - слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественные и качественные сравнение с условными раздражителями животного".Нервные процессы протекающие в организме имеют три основных свойства: сила, соотношение и подвижность. Они определяют индивидуальные особенности поведения человека, его темперамент. На основе этого и выделяют четыре типа высшей нервной деятельности. Эта классификация лишь в некотором приближении отображает действительность. В жизни можно наблюдать различные вариации этих типов, так как слабость и неуравновешенность нервной системы могут быть выражены в различной степени.

Литература

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975

Батуев А. В. Высшая нервная деятельность. - М.: Высш. шк., 1991

Костюк П. Г. Физиология центральной нервной системы. - К.: Высш. шк., 1971

Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 1966

Плахтій П. Д. Фізіологія людини. - Кам’янець- Подільський: Освіта, 2000

Старушенко Л. І. Анатомія та фізіологія людини.- К.: Здоров’я, 2003

Ткачук В. Г., Хапко В. Б. Анатомия и эволюция нервной системы: Краткий конспект лекций. - 2-е изд. стереотип. - К.: МАУП, 2003



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний