Причинно-следствеенные связи, аргументация. Механизмы функционирования общества Значение социализации для стабильности социальных отношений аргументы
В принятом в 1903 г. уставе РСДРП указывалось: «Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций… Каждый член партии и всякое лицо, имеющее какое-либо дело с партией, вправе требовать, чтобы его заявление в подлинном виде было доставлено в ЦК или в редакцию Центрального Органа, или партийному съезду».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Используя обществоведческие знания, укажите другие любые три типа социальных норм.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни – политическая;
2) тип социальных норм – корпоративные нормы;
3) типы социальных норм:
– моральные;
– обычаи;
– правовые;
– религиозные;
– политические.
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.
В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
Смысл данного утверждения заключается в том, что в процессе социализации происходит усвоение человеком основных ценностей и социально значимых норм, он усваивает существующие культурные нормы и эстетические представления, тем самым он усваивает культуру общества.
Под социализацией понимают процесс приобщения индивида к культуре, освоения социальных норм и ролей, необходимых для жизнедеятельности в обществе
аргументы, например, в процессе социализации:
− индивид включается в определенные общественные отношения, то есть в культурную среду, превращается из существа биологического в существо социальное;
− у индивида формируются знания о мире, представление о самом себе, тип отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, цели и идеалы;
− индивид осваивает культурные нормы поведения (обычаи, традиции, мораль, законы, ценности) в процессе совместной жизнедеятельности в социуме;
− индивид осваивает социальные роли в разнообразных отношениях, реализуя тип поведения в соответствии с социальным положением, правами и обязанностями личности.
ПЛАН
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
2. Функции социального контроля:
а) регламентация и консолидация общества;
6) обеспечение стабильности общества;
в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.
3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.
4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:
а) формальные и неформальные;
б) позитивные и негативные.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие права.
2. Признаки права:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3. Отличия права от других видов социальных норм.
4. Система права:
а) отрасли права;
6) институты права;
в) нормативные правовые акты.
5. Источники права:
а) правовой обычай;
б) юридический прецедент;
в) нормативный правовой акт и др.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие социальной группы / Социальные группы - устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.
2. Основания для классификации социальных групп:
а) численность (малая и большая);
б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);
в) по факту существования (номинальная и реальная);
г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);
3. Признаки малой социальной группы;
а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей
б) наличие общей цели или интереса;
в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;
г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;
4. Воздействие малой группы на человека:
а) негативное
б) позитивное
5. Многочисленность социальных групп.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятие «социальный контроль».
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.
3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:
а) социализация индивидов - основная цель и функция социального контроля;
б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.
4. Гибкость социального контроля - необходимое условие изменений в социальной системе.
5. Девиантное и делинквентное поведение.
ЭССЕ
«Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).
«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).
«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)
Социализация - это окультуривание человека. Как пояснить смысл данного утверждения? и три аргумента для доказательства и получил лучший ответ
Ответ от Вечник[гуру]
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях. жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т. е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, т. е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.
Ответ от Ирина Терешко
[новичек]
спасибо))
Тема 4: МАЛАЯ ГРУППА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СОЦ.ЦЕННОСТИ И НОРМЫ.
Часть 1
Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНОЙМОБИЛЬНОСТИ
А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.
Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.
В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего
к той же социальной страте, что и она.
Г) Предприниматель Иван разорился.
Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.
ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1. горизонтальная
2. вертикальная
Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.
1) Социализация индивида всегда происходитстихийно.
2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норми образцовповедения.
3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшееокружение: семья, друзья,ровесники.
4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норми ценностей, выработанных коллективнымсознанием.
5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретномобществе.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальнаягруппа.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовнаякультура .
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают,что социальный(А) может быть эффективнымлишь в томслучае,когдаонпридерживается«золотойсередины»междусвободойвыбораи
(Б) за него. Действенность социального контроляобеспечиваетсяглавным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей,истабильности(В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимаетсясовокупностьсоциальных(Г),которыерегулируют деятельностьлюдей.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратитьинициативуи(Д)припринятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутреннийконтроль,или(Е)».
Cписок те рминов:
1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус
Часть 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ
В принятом в 1903 г. уставе РСДРП указывалось: «Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций… Каждый член партии и всякое лицо, имеющее какое-либо дело с партией, вправе требовать, чтобы его заявление в подлинном виде было доставлено в ЦК или в редакцию Центрального Органа, или партийному съезду».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Используя обществоведческие знания, укажите другие любые три типа социальных норм.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ЭССЕ
«Процесс социализации - вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).
«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).
«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)
Функционирование общества - это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих качественную определенность социетальной системы. Для обозначения процесса самовоспроизводства социальной системы используется термин «аутопойезис» (в переводе с греческого - самотворение, самопорождение), предложенный чилийским биологом У. Матура-ной.
Аутопойетические системы - это такие системы, которые обладают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность. Однако это не исключает изменений внутри системы, появления новых элементов, новых зависимостей и связей, переструктурирования нормативного порядка и т.д. Аутопойетические процессы впервые были описаны в живых системах. Приведем пример описания клетки, который позволит лучше понять суть аутопойезиса: «Клетка - это сложнейшая система, состоящая в среднем из 105 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизительно 104 раза. При этом в течение всего процесса клетка сохраняет свои отличительные свойства, связанность и относительную независимость. Она воспроизводит мириады компонент, но все же не производит ничего, кроме самой себя. Сохранение единства и целостности, в то время как сами компоненты непрерывно или периодически распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведением (или аутопойезисом)»*.
Позднее аутопойетическими стали называть и социальные системы, поскольку они в отличие от неживой природы обладают способностью живых организмов «воспроизводить мириады компонент, но все же не воспроизводить ничего, кроме самой себя». Данный методологический подход позволил воспринимать общество не как застывшее структурное образование, а как динамическую систему, существующую благодаря постоянному развитию аутопойетичес-ких процессов.
* Цит. по: Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998, с. 19.
Рассматривая общество как аутопойетическую систему, подчеркнем следующие его основные свойства:
общество обладает способностью воспроизводить себя как целостность. Это объективное свойство системы: хотя оно проявляется в действиях людей, вступающих в различные социальные взаимодействия, связи и отношения, оно не определяется желанием и волей конкретного человека;
воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою це- лостность, но и изменяется. В обществе постоянно идут про- цессы обновления структурных связей, базовых элементов, ценностно-нормативного порядка и т.д.;
самовоспроизводство - это не воссоздание общества в аб- солютно неизменном виде, а поддержание его самотожде- ственности, т.е. сохранение общих принципов организации, которые определяют качественное отличие общества от всех других социальных систем, позволяют проводить его разли- чение с окружающей средой;
самовоспроизводство общества осуществляется только на ос- нове развития метаболических процессов, т.е. постоянного взаимодействия общества и его окружающей среды.
Условно процесс самовоспроизводства общества можно представить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих состояние системы (см. рис. 2).
Фаза динамического равновесия - это воспроизводство индивидами всех основных структурных элементов и функциональных связей общества-системы. Взаимодействуя, люди ориентируются на статусно-ролевые предписания (воспроизводится статусно-ролевой уровень общества, см. рис. 1), благодаря этому обеспечивается бесперебойная работа социальных институтов, организаций, групп (воспроизводится институциональный уровень системы), а также соблюдаются культурные, правовые нормы (воспроизводится со-циетальный уровень системы). Равновесие системы всегда относительно, потому что поведение реальных людей всегда многообразнее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро подавляются, напри-
мер, институциональными механизмами санкций. Именно этим обусловлено динамическое равновесие системы.
Фаза нарушения равновесия - это появление рассогласований, сбоев в работе общества-системы: увеличение числа случаев, несоответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффективности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласование внутренних функциональных связей чревато серьезными последствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие.
Фаза нового динамического равновесия - это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от предыдущего динамического равновесия может варьировать от практически незаметного до радикального. В первом случае обычно говорят о собственно функционировании, воспроизводстве системы, во втором - об ее изменении, преобразовании.
Главным возмутителем спокойствия системы является человек, способный своими действиями разрушать сложившиеся институциональные связи, делать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования общества-систе мы является подчинение своей логике действий человека.
Прежде всего для этого необходимо, чтобы поведение людей соответствовало статусным предписаниям, чтобы они исполняли роли, определяемые системой.
Для решения этой задачи используются механизмы социализа ции - именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся социальных связей.
Общество-система в целях поддержания своего динамического равновесия стремится направить поведение индивидов в рамки статусно-ролевых отношений. Для этого, как уже говорилось, существуют различные уровни регуляции и контроля социальных взаимодействий: групповые нормы, институциональные требования, регулирующее воздействие культуры, государственное принуждение. Они дополняют процесс научения статусно-ролевому поведению внешним воздействием, принуждением к выполнению нормативных предписаний.
Однако в реальной жизни всегда есть девианты, т.е. люди, действующие не по правилам системы. При определенных обстоятельствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетворенности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие для системы масштабы. В этом случае
главным стабилизирующим фактором общества-системы становятся механизмы второго уровня - механизмы институализации, которые проявляются в двух основных формах: самозащита, т.е. предохранение уже сложившегося института или общности от саморазрушения, способного произойти, если поведение индивидов перестает соответствовать институциональным или групповым нормам и правилам, и создание новых институтов, новых групп, организаций, позволяющих упорядочить новые виды социальных взаимодействий.
Процесс создания новых структурных образований может развиваться «снизу», т.е. в виде постепенного появления всех основных институциональных атрибутов - устойчивых статусно-ролевых взаимодействий, нормативных правил, внутреннего социального контроля за выполнением этих правил. Благодаря этому отношения, имевшие ранее спорадический, случайный характер, становятся устойчивыми, формальными и дают рождение новым социальным организациям и институтам.
Так, в конце 80-х - начале 90-х гг. в СССР возникают на волне недовольства масс народные (национальные) фронты. Первоначально аморфные, лишенные четкой ориентации, они постепенно обретали черты устойчивых организаций и дали начало многим политическим партиям молодых государств, образовавшихся после распада СССР.
Создание новых структурных образований возможно и «сверху», т.е. параметры новой институциональной структуры задаются в виде законов, указов, принимаемых политической элитой. Как правило, такие решения принимаются по мере осознания усиливающегося недовольства народных масс и нарастающей угрозы расширения зоны девиантного поведения. Осуществляется как бы упреждающий удар, т.е. массам предлагаются готовые нормативные отношения, задается алгоритм их будущей деятельности.
Типичный пример институализации «сверху» - структурные реформы, т.е. рационально разработанные параметры новых социальных образований, которые еще предстоит операционализировать в виде конкретных статусно-ролевых взаимодействий. Такой вид институализации является как бы упреждающим, канализирующим возможные, но еще не проявившиеся в полной мере виды взаимодействия. В силу этого она возможна только благодаря властной поддержке, так как требует элементов принуждения, без которых освоение индивидами новых ролей может сильно растянуться во времени или вообще не произойти. Поэтому единственным реальным проводником структурных реформ в обществе является государство, обладающее для этого необходимыми ресурсами.
В какой бы форме ни осуществлялась институализация, она неизбежно завершается появлением на втором уровне общества-системы новых социальных организаций или институтов. Это может
вызвать неадекватную реакцию системы как целого - ведь могут возникнуть структуры-«монстры», не соответствующие логике со-циетального уровня общества-системы.
Так, Первая Государственная дума (1905 г.) не вписывалась в логику нормативного порядка абсолютной монархии - ее появление требовало изменений, перераспределения функций между государственными институтами; император должен был отдать часть своих полномочий новому государственному образованию, претендовавшему на роль парламента.
Появление в СССР во второй половине 80-х гг. многих политических партий потребовало отмены конституционной нормы о руководящей роли КПСС; профессионализация в США в XIX в. государственного управления потребовала ограничения правила «системы добычи», согласно которому каждый новый президент приводил с собой свою команду и практически обновлял весь государственный аппарат.
Структуры-«монстры», возникающие стихийно или создающиеся государством, требуют переструктурирования нормативного пространства, что может быть очень болезненным для общества: изменение норм всегда затрагивает интересы определенных групп, неизбежно происходит столкновение сил, утрачивающих свои позиции в социальном пространстве, и сил, расширяющих зоны своего влияния. Борьба между ними может спровоцировать резкое нарастание вненормативного, девиантного поведения.
Общество-система не может позволить правящей элите или другим группам, опираясь на насилие, по своему усмотрению, исходя лишь из собственных представлений и интересов, переустраивать социальные взаимодействия. Благодаря третьему виду механизмов функционирования общества - легитимации результаты социализации и институализации постоянно сравниваются с общепринятыми ценностными образцами культуры данного общества, нормами права. В результате осуществляется своего рода «выбраковка» тех новообразований, которые не соответствуют доминирующей системе ценностей, устоявшимся правовым нормам.
Например, невозможно ввести монархическую форму правления там, где монархия в массовом сознании не воспринимается как ценность; невозможно утвердить принципы правового государства там, где народу неизвестны иные образцы поведения, кроме беспрекословного подчинения царю-батюшке и т.д.
Механизмы легитимации обусловлены культурой, которая, как уже отмечалось, является своеобразным генетическим кодом общества, влияющим на поведение множества индивидов и позволяющим каждому из них формировать в своем сознании однотипные образы окружающего мира и тем самым достигать согласия по основным вопросам социального порядка. Нормы, не соответствующие ценностным образцам культуры общества, не приживаются
или остаются фикцией, зафиксированной на бумаге. Любым изменениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в ценностных ориентациях значительной части населения.
Трудности радикального реформирования определяются именно глубиной противоречия между исторически сложившейся и усвоенной массами культурой поведения, мышления, восприятия и предлагаемыми, еще непривычными, типами социальных взаимодействий. В сознании людей должны произойти серьезные изменения, чтобы они приняли новую систему норм, правил, пересмотрели свои ценностные ориентации.
Ценностный раскол населения, религиозный или идеологический, делает общество крайне уязвимым, механизмы легитимации в нем перестают выполнять интегрирующую функцию. Сторонники разных религиозных взглядов и идеологических концепций могут поддерживать несовместимые институциональные образования, выступать за установление в стране взаимоисключающих структур, организаций и т.п.
Так, приверженцам либеральной системы ценностей институт частной собственности представляется естественным и крайне необходимым, а представители коммунистической идеологии видят в нем источник неравенства и выступают за его отмену.
Единственным «страхующим механизмом», способным предотвратить распад общества, может быть государство, которое берет на себя задачу подавления отклоняющегося поведения, используя для этого находящиеся в его арсенале средства, включая применение прямого насилия. Однако эти средства могут дать правящей элите лишь кратковременный шанс на осуществление своего господства - власть сама должна обладать легитимностью, пользоваться доверием населения, в противном случае она обречена (подробнее о легитимации политической власти см. раздел X, гл. XXVII). Механизмы легитимации универсальны, поскольку регулируют все институты, в том числе и институты политической власти.
Механизмы функционирования общества представляют собой аутопойетические процессы, при помощи которых система воспроизводит себя в постоянном развитии: социализация обеспечивает воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и взаимосвязей, институализация - появление в системе новых структурных образований, легитимация - интеграцию ноовообразова-ний в единый ценностно-нормативный порядок, поддерживая целостность системы.
Указанные механизмы объективны, они развиваются в любой социальной системе, обеспечивая ее воспроизводство. Но они проявляются только в конкретных действиях людей, социальных Акторов.
Механизмы функционирования общества - это процессы, состоя щие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом ко торых является воспроизводство общества.
Задания в формате ЕГЭ по теме «Социальная сфера общества». Тип С5 – С7.
Задания С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «………..»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о «…………».Перечень понятий: .социальная дифференциация , страта, социальная стратификация, каста, сословие, класс, социальная мобильность, социальные лифты (каналы мобильности), маргиналы, люмпены, социальная общность, социальная группа, социальная структура общества, молодежь, молодежная субкультура, род, племя, народность, нация, этнос, менталитет. этническое самосознание, глобализация , интеграция, межнациональный конфликт, сепаратизм, национальная политика, конфликт, социальный конфликт, социальные взаимодействия, социальная норма, ценности. социальный контроль, санкции, отклоняющееся (девиантное) поведение, делинквентное поведение, преступность, социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, авторитет . Престиж, социализация, социальная адаптация, семья, брак, социальный институт, институциализация, демографическая политика, миграция, депопуляция, урбанизация, социальное государство, социальная политика
2. Раскройте с помощью примеров социализирующее влияние на человека любых трех социальных институтов. В ответе называйте социальный институт и указывайте содержание его влияния.
3.В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
4. Укажите три фактора, влияющие на социальную мобильность.
5. Назовите два признака отклоняющегося поведения
6. Раскройте на трех примерах многообразие выделения социальных групп.
Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них соответствующим примером. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс социализации индивида..
9. Проанализируйте ситуацию.
После окончания института молодой человек К. устроился менеджером в коммерческий банк . Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни К.: он женился а дочери владельца банка.
Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии
В конце XIX в. в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город, и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями. К какому типу социальных групп можно отнести данных людей? Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять. Назовите три любые причины объединения людей в группы. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию. Перечислите три черты, характеризующие образование как социальный институт. По мнению социологов, конформизм и девиация неразрывно связаны и представляют собой два вида поведения, всегда представленные в любой системе. Используя обществоведческие знания, приведите три примера, подтверждающие этот тезис. Назовите три тенденции развития социальной структуры современного российского общества. Используя обществоведческие знания, укажите проявления отклоняющегося поведения. Приведите три примера негативного отклоняющегося поведения. Приведите три любых вида социальных норм, каждый из которых проиллюстрируйте конкретным примером. Приведите три критерия, на основании которых возможно осуществление социальной дифференциации, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из них проиллюстрировав конкретным примером.