Как организовать в больнице переход на нмо. Непрерывное медицинское образование: курс молодого бойца

Главная / И. С. Тургенев

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

С 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внедряется новая процедура доп уска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию , так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации .

После истечения срока полученного сертификата будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста еще однократно Обучение таких специалистов может проходить в виде "традиционного" повышения квалификации (144 ч.) или в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

Вступают в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования с момента последней сертификации и будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста. Обучение таких специалистов включает формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности ( не менее 250 академических часов за 5 лет) и последующее дискретное его освоение с распределением объема не менее 50 часов в год.

Компонентами индивидуального годового плана обучения являются следующие виды образовательной активности:

· программа повышения квалификации объемом 36 часов или две программы повышения квалификации по 18 часов каждая;

· образовательные мероприятия общим объемом 14 часов: конференции, съезды профессиональных сообществ и др., проводимые в очно и (или) дистанционно, электронные учебные модули для самостоятельного изучения.

Информационная поддержка системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования осуществляется одновременно с помощью Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru и официального сайта Координационного совета по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию - http://www.sovetnmo.ru .

Для вступления в систему непрерывного медицинского образования специалистам необходимо зарегистрироваться одновременно:

· на портале http://edu.rosminzdrav.ru

· на сайте http://www.sovetnmo.ru .

На Портале http://edu.rosminzdrav.ru в разделе Пятилетние циклы обучения специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо:

· выбрать программу повышения квалификации трудоемкостью 18 или 36 часов по своей специальности,

· сформировать и распечатать заявку на обучение.

На сайте http://www.sovetnmo.ru . специалисту, вступающему в систему непрерывного медицинского образования, необходимо

· выбрать очные и заочные образовательные мероприятия

· выбрать учебные модули для самостоятельного изучения

На порталенепрерывного медицинского и фармацевтического образованияhttp://edu.rosminzdrav.ru размещена программа повышения квалификацииГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского «Правовое регулирование и финансирование здравоохранения Российской Федерации»объемом18 часов. Программапредназначена для всех специалистов системы здравоохранения, в том числе врачей-терапевтов. Обучение проводится 13 декабря 2016 г. с 9.00 по 15.00 в корпусе 9 (зал заседаний ученого совета) ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Обучение осуществляется за счет бюджета Московской области.

Для зачисления на обучение по этой программе специалисту, зарегистрированному на портале http://edu.rosminzdrav.ru , необходимо войти в личный кабинет и выбрать данную программу из перечня предлагаемых порталом, записаться на нее и распечатать заявку.

Регистрация на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru , запись на программу через портал, а также распечатка заявки необходимы для начисления необходимых специалисту кредитов.

Документы для зачисления предоставляются в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в день приезда на обучение. Перечень документов

заявление (заполняется по прибытии на обучение).

документ, удостоверяющий личность и гражданство (копия)

документ, подтверждающий факт изменения фамилии, имени или отчества, при их смене (копия);

заверенная по месту работы копия диплома специалиста;

заверенная по месту работы копия документа об окончании интернатуры и (или) ординатуры;

справка с места работы с указанием должности и стажа работы в ней.


Одной из ключевых задач современной системы здравоохранения в Российской Федерации является достижение высочайшего качественного уровня на каждом этапе работы медицинского специалиста с населением. Качество, безопасность и надежность лечения относительно каждого из предлагаемых клинических случаев – это залог того, что здравоохранение на государственном уровне будет соответствовать высоким международным стандартам. Достичь этого можно за счет организации корректной системы аккредитации медицинских специалистов. Специально для этого на федеральном уровне была введена программа непрерывного медицинского образования (НМО), в рамках которой каждый медицинский работник должен подтвердить или улучшить свой квалификационный уровень.

Суть НМО, цели и задачи образовательной системы

Как уже было сказано, в рамках программы непрерывного медицинского образования специалист должен пройти процедуру аккредитации. Если раньше система имела форму курсов повышения квалификации, проходимых врачом раз в 5 лет, то теперь весь этот период (пятилетку) специалист получает знания посредством посещения специально организованных мероприятий.
На каждом таком мероприятии, которое получило аккредитацию в государственной системе непрерывного медицинского образования, специалист получает сертификат с индивидуальным кодом. Затем его задача заключается в том, чтобы активировать код на официальном интернет-ресурсе НМО и получить зачетные единицы (кредиты). В течение года должно накапливаться 50 кредитов. Соответственно, по истечению 5 лет их должно быть 250, что позволяет врачам переходить к процедуре аккредитации.
Понятно, что при такой интенсивности осуществления медицинского образования личная база знаний у врачей будет пополняться постоянно. При этом система непрерывного медицинского образования базируется на следующих принципах:

  1. Знания поступают к специалисту постоянно в рамках одной сессии из определенного числа мероприятий. Причем у врачей и медицинских работников есть право на самостоятельное составление программы, по которой они будут накапливать ежегодное количество кредитов.
  2. Также программа непрерывного медицинского обучения требует минимального отрыва специалистов от рабочего процесса. В большинстве случаев справиться с этой задачей помогают интерактивные и электронные дистанционные технологии. Так, к примеру, очень популярной формой изложения материалов являются вебинары – все те же мероприятия, но проводимые в режиме онлайн посредством ресурсов интернета.
  3. Учитывая то, что материалы, предлагаемые в программе непрерывного медицинского образования, излагаются в очной и заочной формах, их база постоянно пополняется. Специалисты получают наиболее актуальные и ценные знания и основывают на них свою дальнейшую практическую деятельность.

Под задачей повышения качественного уровня медицины подразумеваются следующие задачи программы непрерывного образования:

  • достижение максимального соответствия процесса лечения клинических случаев с рекомендациями профессиональных обществ и прочих медицинских ассоциаций по разным направлениям медицины;
  • максимально корректное разделение клинических случаев на те, что требуют госпитализации, и те, что разрешаются путем амбулаторного лечения;
  • минимизация числа осложнений и летальных исходов в лечебной практике;
  • повышение общей удовлетворенности пациентов, как от самого процесса лечения и его результатов, так и от соответствующего медицинского обслуживания и т.д.

Как показывает практика, очень много проблем у специалистов возникает из-за регистрации и начала работы с системой непрерывного образования. Далее приведена схема, выполняя действия в соответствии с которой, каждый медик сможет поэтапно пройти весь путь к процедуре аккредитации.

Схема непрерывного обучения в рамках новой образовательной системы

Для того чтобы начать процесс непрерывного медицинского обучения, специалист должен зарегистрироваться на официальных интернет-порталах:

  • sovetnmo.ru – Координационный совет НМО;
  • edu.rosminzdrav.ru – официальный ресурс Минздрава России.

Важно! Получая свой «Личный кабинет» на каждом из этих ресурсов, стоит знать о том, что зачетные единицы от сертификатов засчитываются исключительно через сайт Координационного совета. В случае возникновения каких-либо сложностей с введением кода можно обратиться в службу поддержки данного ресурса.
После регистрации участник НМО должен составить индивидуальную программу обучения из мероприятий очной и заочной формы, которые представлены в едином списке на двух указанных выше ресурсах. Стоит отметить, что списки мероприятий на сайте Координационного совета и Минздрава России могут различаться.

В России продолжается активный процесс смены систем оценки профессиональных навыков медицинских работников: сертификация врачей заменяется аккредитацией, а месячные сертификационные циклы - непрерывным медицинским образованием. С какими же проблемами столкнулись врачи после запуска новой системы?

Проблемы аккредитации врачей

Формально система аккредитации врачей заработала еще 1 января 2016 года. Однако страна оказалась к ней не готова – ни нормативно, ни финансово, ни организационно. Если в прошлом году первичную аккредитацию прошли выпускники стоматологического и фармацевтического факультетов медвузов страны, то с этого года в аккредитацию вступают так называемые «крупные» факультеты – выпускники лечебного и педиатрического факультетов. С 2018 года в систему вольются выпускники бакалавриата, сестринских факультетов, выпускники ординатуры и врачи, прошедшие профессиональную переподготовку.

«Предательство» со стороны медвузов

Одна из главных проблем – неготовность системы медицинской профессиональной подготовки следовать за новыми образовательными стандартами, которые, к слову сказать, были утверждены только в прошлом учебном году. Как подчеркивает проректор Тюменского государственного медицинского университета Ольга Фролова, система образования не может измениться мгновенно, и за такой короткий срок подготовить опытного специалиста невозможно.

Проблема неустойчивости системы образования волнует не только действующее медицинское сообщество, которому предстоит столкнуться с периодической аккредитацией. «Выпускники медвузов расценивают переход на новую систему, как определенное предательство со стороны учебных заведений, - пояснила проректор ТГМУ. - Они поступали на другие стандарты, и теперь не видят для себя возможности построить карьерную траекторию по системе, отработанной в течение десятилетий. Теперь студенты должны выходить на некую «мифическую» должность «врач терапевт участковый» или «врач педиатр участковый» что, разумеется, резко ограничит их функциональные возможности. Практическое здравоохранение тоже испытывает неуверенность в новых кадрах, так как выпускники приходят без опыта интернатуры, однако сразу начнут выполнять полноценные функции лечащего врача».

Что же касается самой методики прохождения аккредитации, добавила Фролова, то она будет представлять из себя тестирование и проверку практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. В случае аккредитации специалистов собеседование будет заменено на профессиональное и образовательное портфолио, однако до тех пор, пока процедура периодической и специализированной аккредитации не будет окончательно утверждена, эти мероприятия будут проходить по методике первичной аккредитации выпускников медвузов.

Бойкот работы и самороспуск комиссий

Кстати, во время процедуры первичной аккредитации учебное заведение, выпускающее студента, не будет иметь доступ к месту проведения экзаменов - тестирование будет проводиться только в присутствии аккредитационной комиссии, состоящей из представителей общественных организаций и работодателей. Все члены комиссии работают бесплатно, подчеркнула Фролова. Оплата этого вида детальности запрещена категорически. К сожалению, как только работодатели и общественные организации узнают, что их работа не будет оплачена, возникают проблемы. В некоторых городах члены комиссии бойкотировали аккредитацию, после чего процесс был остановлен до формирования нового состава. Кроме того, частные аптечные организации не готовы предоставлять своих работников для работы в комиссиях с отрывом от выполнения своих функций, тем более, что с увеличением числа медработников, обязанных пройти аккредитацию, работа в комиссии может занимать месяц.

Аккредитация образовательных учреждений

После прохождения процедуры подтверждения соответствия медицинские работники окажутся внутри системы непрерывного медицинского образования и за следующие 12 месяцев должны будут набрать 50 образовательных часов. Из них 36 часов – обучение в образовательных организациях и 14 часов - образовательные мероприятия в общественных структурах. И здесь, по словам проректора, необходимо обратить особое внимание на то, что образовательные организации, предоставляющие сертификаты о прохождении обучения, сами должны быть аккредитованы.

«В настоящее время предлагается множество конференций, которые на деле оказываются спекуляций, - отметила проректор Тюменского ГМУ. - Поэтому все мероприятия такого рода обязательно нужно проверять по реестрам образовательных организаций». Впрочем, добавила она, подобные проблемы стабилизации программы и качества ее выполнения характерны для любого переходного периода. Уже к 2021 году регулярная аккредитация для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием войдет в рутинную систему и примет тот самый вид, который, по логике Минздрава, позволит значительно улучшить профессиональные качества российских медицинских работников. Впрочем, удастся ли министерству достичь своей цели, будет понятно не раньше, чем через пять лет.

Проблемы НМО

Не меньше вопросов вызывает и программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки, считает завкафедрой медицины катастроф Московского государственного медико-стоматологического университета Николай Ярыгин.

Схема оценки специалистов в настоящее время зависит от сроков ее проведения. Если сертификат получен до 1 января 2016 года, то дальнейшее образование будет проходить либо по классической схеме (обучение раз в пять лет в течение 144 часов и последующий экзамен), либо в рамках пилотного проекта непрерывного медицинского образования, по которому уже пытаются работать образовательные учреждения. Если сертификат получен после 1 января 2016 года, то образовательный процесс будет проходить по индивидуальному пятилетнему плану, включающему 250 часов занятий (50 часов ежегодно). При этом неясно, справятся ли с таким планом учебные учреждения, так как контингент обучающихся специалистов увеличится к 2020 году в три раза.

Не больше трех

Прежде всего, медработник должен зарегистрироваться на портале непрерывного медицинского образования. И здесь начинаются вопросы. На портале НМО можно указать только три специальности, которыми владеет медработник в рамках своего профиля. Однако многие врачи владеют четырьмя и более специальностями. Как регистрироваться в этом случае, совершенно непонятно, говорит Николай Ярыгин. Кроме того, неясно, должны ли учебные часы распределяться на все три специальности, или необходимо тратить по 50 часов на каждую дисциплину. Это весьма актуальный вопрос, подчеркивает он, так как преподаватели высшей школы должны проходить аккредитацию и по этому виду деятельности. В этом случае на выполнение своих должностных обязанностей у них практически не остается времени.

Еще одна проблема - отсутствие возможности внести в личный кабинет на портале данные о ранее полученных сертификатах, выданных за участие в образовательных мероприятиях. «Лично мне соответствующую ячейку обнаружить не удалось. Следовательно, сертификаты, полученные до появления аккаунта на портале, останутся незарегистрированными», - говорит Николай Ярыгин.

Другая проблема состоит в том, что зарегистрированный пользователь обязан заключить договор с образовательным учреждением, которое выстраивает программу пятилетнего обучения. Однако как именно выстраивать эту программу, учебные заведения не знают, тем более что примерных программ, которые можно переработать в соответствии со специальностью, до сих пор нет. Более того, создавать такие программы пока практически не для кого - на портале зарегистрировано крайне мало специалистов.

Недостаток образовательных семинаров

Серьезной проблемой для врача может стать ограниченное количество образовательных мероприятий в рамках его специальности. Как известно, минимум 36 часов в год врач должен потратить на обучение в образовательном учреждении и 14 - на участие в аккредитованных образовательных конференциях. Но если такие направления, как терапия и кардиология проявляют в достаточную активность, то в других специальностях конференции носят разовый характер. В частности, количество сертифицированных конференций по терапии составляет примерно 250 в год, тогда как по травматологи планируется всего две, причем одна в Казани, а другая – в Ярославле. А сертифицированных конференций по таким специальностям, как мануальна терапия, иглотерапия нет вообще. В большинстве случаев слушатели посещают смежные мероприятия, большинство из которых на самом деле даже не сертифицированы. Например, ежемесячные заседания общества хирургов, на которых проходят образовательные конференции, предоставляют участникам определенное количество баллов, но так как само общество не сертифицировано, эти баллы в итоговое портфолио не войдут.

Аккредитацию планируется поводить во многих образовательных учреждениях, однако главные врачи в Москве уже заявили о том, что намерены брать на работу специалистов, прошедших тестирование только в определенных вузах, таких как Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, и Российская медицинская академия последипломного образования. Но в этом случае с учетом всех врачей, которые работают в Москве, оба учреждения ежедневно должны пропускать через себя триста человек, включая субботу и воскресения, работая без перерывов и выходных - с таким потоком справиться физически не возможно.

Представляет проблему и отсутствие понимания, как будет проводиться аккредитация врачей, проучившихся по определенной программе. Многие медработники являются узкими специалистами в рамках своего профиля, а значит, имеют квалификацию в определенных направлениях, не затрагивая остальных векторов отрасли. Будут ли образовательные программы разбиты на конкретные дисциплины, и как они будут обновляться каждые пять лет, до сих пор непонятно.

Оплата образования

Важным аспектом, тормозящим процесс непрерывного медицинского образования, могут стать проблемы с возможностью выполнения учебно-производственного плана, особенно в тех районах России, где количество конференций минимально, или доступность обучения медработника ограничена в силу больших расстояний. Кроме того, ряд клиник не намерен отпускать своих работников в длительный отпуск на период обучения. В этом случае положение может спасти дистанционное обучение в совокупности со снижением объема госзадания по дополнительному профессиональному образованию.

Наконец, важный вопрос - оплата образования медработников. Согласно программе, аккредитация врачей должна проходить за счет средств ОМС, однако современная система страхования к этому не готова. Средства ФОМС, выделяемые на образование, входят в ту же расходную часть, что и средства на ремонт, закупку оборудования и приобретение лекарственных препаратов. Главный врач, которому необходимо обеспечить больницу лекарствами и медикаментами, в первую очередь покроет именно эти затраты. В итоге на образование медперсонала, особенно в больших клинках, практически не остается средств, хотя для руководства клиники должно быть очевидно, что качество медицинской помощи полностью зависит от качества полученных медработником знаний и умений, и не может быть выше, чем уровень образования врача.

Все эти проблемы требуют оперативного решения - если существующие недочеты в ближайшее время не будут устранены, реализация проектов непрерывного медицинского образования и аккредитации врачей может оказаться под вопросом.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний