Должностная инструкция педагога-организатора - образец. Должностная инструкция педагога-организатора в образовательных учреждениях Должностные обязанности педагога организатора в колледже

Главная / Л. Н. Толстой

Светлана Лаврентьева:

"Когда мне исполнилось 37, я, проработав долгое время редактором, журналистом, контент-менеджером, пришла работать в школу. До этого с системой образования меня связывало только то, что мои дети были школьниками, а я, как почти каждый родитель, школу опасалась и недолюбливала. И вот я оказалась внутри этого странного места".

О должности

Признаться, работать в школу я пришла не для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, а чтобы спастись от мыслей о бессмысленности того, чем я зарабатываю на жизнь. Мне казалось, что уж в школе каждый отработанный мной час будет наполнен смыслом, труды будут приносить пользу, а я получу возможность для самореализации. Почти так и получилось. Почти.

Моя должность называется «педагог-организатор». Типовые должностные инструкции школьного педагога-организатора утверждают, что я должна заниматься организацией деятельности детских сообществ и созданием условий для детского досуга. Судя по этим тезисам, я – ненастоящий педагог-организатор, потому что занимаюсь совсем другим. Чем?

Первое и самое для меня главное: я – руководитель школьного музея. Придя в школу, я знала, что начну именно с этого – с создания музея русского слова. Это то, что доставляло больше всего удовольствия в самом начале работы: придумывать разделы, наполнять их экспонатами, создавать концепцию оформления, делать макеты стендов, вывесок, баннеров, паспортов экспонатов, проводить экскурсии, музейные уроки, придумывать идеи выставок и оформлять их.

Глупо врать и говорить, что музей задумывался как место возрождения в детях и взрослых интереса к родному языку, способствуя сохранению языка и его развитию. Для меня музей был и остается местом, к которому я могу приложить свои творческие способности, местом, в котором только я хозяйка, и которое возникает, развивается и меняется моими усилиями.

По факту оказалось, что музей интересен не только мне. Дети с удовольствием приходят на экскурсии, которые я провожу по музею, с энтузиазмом участвуют в музейных конкурсах, мной придуманных. А кое-кто вместе со мной несколько лет подряд с увлечением занимается пополнением виртуальной экспозиции музея – созданием фразеологического видеословаря.

Как-то веду экскурсию по музею русского слова для второклашек из соседней школы:

  • Слова, которые попали в другие языки из русского, называются "русизмы". Например, слово "спутник" в английском. Как вы думаете, когда оно попало в английский язык и почему?
  • Наверное, когда у них впервые кто-то заблудился.
  • Почему?
  • Ну ведь "спутник" - этот тот, кто сбился с пути._

_- "Канцелярит" - это слово, которое придумал Корней Чуковский. Как вы думаете, от какого слова оно образовано? Что означает?

  • От слова "канцлер".
  • А кто такой канцлер?
  • Какой-то важный дяденька в других странах. Он как президент, только чуть-чуть не такой важный.
  • "Канцелярит" - это, наверное, дом, в котором живет канцлер._

На экскурсии с девятиклассниками:

  • Можете назвать дикторов радио, которых вы знаете?
    Тишина.
  • Давайте подскажу. Какие-то фильмы о Великой Отечественной войне смотрели?
  • Был там момент, когда герои слышат первое сообщение о войне из репродуктора?
  • Вроде нет.
  • А какие фильмы о войне вы смотрели?
  • «Список Шиндлера», «Облава» с Жаном Рено, «Перл- Харбор»…_

Еще одно мое школьное детище – медиа-центр. Приставку «медиа» он получил совсем недавно, после того, как мы запустили школьное телевидение. Сейчас работа нашего медиа-центра - это выпуск ежемесячной газеты, создание макетов для других полиграфических продуктов – афиш, баннеров, плакатов, съемка и монтаж видеороликов для праздников, концертов, открытых уроков, ведение 25 сайтов гимназии и выпуск телепрограмм.

Изначально всего этого не планировалось, и пять лет назад, придя работать в школу, по просьбе директора я начала выпускать газету. За 26 лет существования школы попытки наладить регулярный выпуск школьного издания предпринимались не раз. Но больше одного года ни одна газета не продержалась. Не знаю, что было тому причиной. Последняя версия газеты оказалась живучей, сейчас готовим 34-ый номер. Газета – это зона свободного творчества, и в данном случае именно для детей, а не для меня. Я решаю технические задачи: помочь с определением темы статьи, провести корректуру, сверстать номер и распечатать. Все публикуемые в газете материалы пишут ребята.

Маленький, кругленький, говорящий очень медленно, являющийся объектом постоянных насмешек одноклассников Алешка из 6 "В" подходит ко мне в раздевалке. На прошлой неделе мы с ним решали сложную проблему: как пристроить шестерых котят, которых родила на даче его кошка, и которых дедушка грозится утопить. Я предложила написать заметку в школьную газету, разместить фотографии. Сделали. И вот снова смотрю в зеленые Алешкины глаза.

Алеш, ну что? Нашлись хозяева для котят?

  • Да! Представляете, всех отдали! Дедушка так удивился, я ему нашу газету показал со своей статьей. Он сказал, что мы - молодцы и все правильно сделали. Даже собрался одного котенка себе оставить, вот как и на него печатное слово подействовало.
  • Это все потому, что ты очень искренне написал. И про котят рассказал так, что захотелось сразу же их забрать и стать их другом.
  • Светлана Витальевна, я тут набросал, что еще надо в нашей газете напечатать, раз уж она так действует. Посмотрите?_

Я открываю листок бумаги и читаю неровные, налезающие друг на друга строчки: "Закон джунглей отменен давно. Прав не тот, кто выше и сильнее, а тот, кто прав. Всем людям необходимо внимание. Даже самым некрасивым. Белая ворона - тоже ворона. Если обидеть того, кто не похож на тебя, ему будет так же больно, как и тебе".

  • Светлана Витальевна, давайте это напечатаем? Вдруг получится как с котятами, и кто-то прочитает и поймет? Я очень искренне писал. Даже искреннее, чем про котят._

Чтобы чуть-чуть облегчить задачу сотрудникам редакции газеты, я веду элективный курс по основам журналистики. Курс ведется в двух форматах: очном и дистанционном. На еженедельных очных занятиях разбираем теоретический материал: в основном, особенности разных жанров, и пишем-пишем-пишем. Те, кто не успевает приходить на занятия, работают в удобном для себя режиме на созданном мной сайте, где выложена вся теория, есть примеры профессиональных журналистских текстов, тесты на закрепление теоретического материала, творческие практические задания.

А вот зато видеоролики – это зона моего свободного творчества. Наверное, где-то во мне сидит режиссер, потому что придумывать маленький фильм с первого до последнего кадра, писать сценарий, подбирать или снимать видеоматериал, монтировать, озвучивать – это то, от чего я получаю огромное наслаждение. За пять лет удалось сделать около 50 видеороликов, и мне все еще не надоело.

Еще одна работа, результат которой исчисляется десятками штук – это сайты. Пять лет назад, создав музей русского слова, я подумала, что музей должен иметь виртуальное отражение – собственный сайт, и сделала его. Потом появился сайт пресс-центра. Потом меня попросили сделать отдельный сайт для публикации новостей гимназии. Ну а потом стало понятно, что в школе вообще много всякого происходит, и стандартного школьного сайта не хватает для того, чтобы рассказать обо всем важном и интересном. Поэтому в первый год работы новые сайты я делала по одному в месяц – сайт для профкома, сайты кафедр, сайты классов, сайт-фотоархив. А спустя какое-то время, меня попросили сделать новый главный школьный сайт, отдали его в мое ведение, и сейчас я регулярно обновляю информацию на 25 созданных мной сайтах. Какие-то из них получились довольно формальными и предназначенными для публикации сухой информации, но большинство – довольно живые и востребованные. Например, сайт «Пьедестал». Это такая виртуальная доска почета, на которой не просто фотографии лучших из лучших, но и персональное электронное портфолио каждого, кто чего-то достиг.

Год назад в школе на каждом этаже появились большие настенные телевизоры, соединенные в сеть. Они работают на переменах, и для показа я подбирала короткие образовательные программы, мультфильмы, видеолекции. Мечта о том, чтобы делать телевизионные программы самостоятельно, потихоньку зрела и обрастала мясом. В октябре этого года первая наша программа вышла в эфир. Конечно, пока тяжко. Сложно осваивать роль оператора, ребятам непросто работать перед камерой. И я, и они всему учимся с нуля. Процесс идет небыстро, потому что количество идей и даже уже расписанных сценариев растет, а количество готовых программ едва за ним поспевает.

Оказалось, что и мне, и детям придумать идею и написать сценарий очередного сюжета существенно проще, чем подготовить съемку и отснять материал.

Спорят Ваня и Катя:

  • А давайте придумаем свой «Ералаш»? Смешной такой видеожурнал про школьную жизнь.
  • А как ты себе это представляешь?
  • Ну выдумывать смешные ситуации – это же просто! А потом их разыграем, как спектакль.
  • Вань, это серьезное придумывать легко и просто, смешное – мы не потянем. Или получится юмор уровня Петросяна. А зачем нам так позориться?_

У нас, как и в каждой школе, есть праздники, концерты, торжества. Четыре года назад в актовом зале появился проектор и большой экран на стене, и с тех пор готовить видео- и аудио-сопровождение всех школьных мероприятий стало еще одной моей обязанностью.

С частью аудио, как правило, проблем нет: выступающие заранее выдают мне минусовки, под которые они будут петь или танцевать. Мое дело – подготовить видео.

Это легче делать, если сценарий торжества я писала сама. Уже во время придумывания сценария я представляю то, что в тот или иной момент будет происходить на экране. Часто экран, вернее то, что на него проецирует проектор, становится не только частью декорации, но и важным действующим лицом. Например, последнюю церемонию вручения аттестатов у нас вел Бил Кристалл – популярный американский актер, телеведущий, продюсер. Конечно, заполучить человека такого уровня для ведения школьного праздника невозможно. Но можно взять видеозапись церемонии вручения «Оскаров», которую он вел, вырезать оттуда фрагменты его конферанса, наложить заранее записанный голос с нашим текстом, и вот, пожалуйста, - звезда шоу-бизнеса ведет наш праздник с экрана.

Еще одна очень важная часть моей работы – организация участия школы в благотворительных акциях. Так вышло, что некоторые мои друзья и знакомые работают в благотворительных фондах или плотно с ними сотрудничают. В первый год работы в школе я предложила всем желающим поучаствовать в сборе новогодних подарков для детей-инвалидов, живущих в детских домах. Отклик был неожиданно большим. И стало понятно, что вот эта потребность – помогать кому-то - у наших детей и их родителей есть. Так что наше участие в нескольких благотворительных акциях каждый год – это уже традиция. На сайтах, в газете, в информационных листах на стендах я публикую всю информацию: кому помогаем, как помогаем, с кем помогаем, после окончания каждой акции отчитываюсь о том, как все прошло, как и когда наша помощь дошла до адресатов.

В нашей школе учатся благополучные дети, мир которых к ним доброжелателен. Вывести их за пределы зоны комфорта, познакомить с той жизнью, которая, к счастью, от них далека, и в которой много боли, горя, одиночества, дать детям возможность отреагировать, откликнуться, выразить свое отношение и через слово, и через поступок, - важно и необходимо.

Работая в школе, я поняла, что получила то, что хотела: возможность творческой самореализации, осмысленность того, что делаю, ощущение собственной нужности. И я получила то, о чем даже не думала. Оказалось, что работать вместе с детьми и делать что-то для них – вдохновляющее занятие, придающее сил. Конечно, нельзя сказать, что школа – это рай на земле, в котором все гармонично и прекрасно. Нет, это не так. Потому что школа – это часть довольно жестокой, часто абсурдной, подчас перемалывающей всё в труху системы, системы образования, для которой дети – это, в лучшем случае, «контингент», а в худшем – «единица финансирования». Несмотря на множество красивых и даже иногда правильных слов, которые произносятся с высоких трибун и перед телекамерами, эта система работает, функционирует совсем не для детей. «Священные коровы» образования все время сменяют друг друга: еще не так давно ее имя было «Модернизация», теперь ее зовут «Эффективность». Но к реальным, живым детям эти слова не имеют никакого отношения.

За пять лет на моих глазах школа и вся система школьного образования менялась и меняется и, увы, не в лучшую сторону. Мне кажется, что сейчас более забюрократизированной и более заформализованной системы, нежели система образования, нет. Работа учителя и школы в целом оценивается по показателям, по цифрам.

Хороший учитель – это не столько тот, о ком тепло отзываются дети и родители, не тот, который прививает интерес к своему предмету и к обучению вообще, а тот, который вовремя сдает всю необходимую отчетность. Еще несколько лет назад говорили, что учитель завален бумагами, теперь ситуация изменилась: учитель завален файлами. Систему перевели на электронные рельсы, но количество требуемых документов со школы, директора, завуча, учителя только возросло.

А каким языком пишутся эти документы! В них вы не найдете слов «дети», «ребенок», там крайне редко встречается даже слово «ученик». Школьный «контингент» теперь принято называть «обучающиеся», родителей – «законными представителями», умения и навыки – «универсальными учебными действиями», а школьный новогодний концерт – «воспитательным мероприятием, проводящимся с целью знакомства обучающихся с традициями празднования Нового года».

Страшнее всего, что эта инфекция проникает и в школу тоже, разъедая все вокруг себя. Молодой учитель, только что закончивший институт и пришедший в школу с горящими глазами и желанием сеять то самое доброе и вечное, через полгода работы выступает на педсовете и уже совершенно привычно и не запинаясь, произносит: «Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся во время изучения английского языка в рамках реализации федерального государственного стандарта…»

Когда эта зубодробительная лексика стала для этого мальчика естественной и привычной? Да, это только слова. Но не слова ли часто формируют наши мысли, влияют на наши поступки?

Учителя в школах так замордованы необходимостью постоянно выполнять все новые и новые требования, спускаемые в школы сверху, что у них с трудом хватает ресурсов на то, чтобы добросовестно делать свою работу: вести уроки, проверять тетради, подтягивать отстающих.

Делать пребывание детей в школе не только полезным, но и интересным, чтобы 25 разных человек превратить в коллектив и дать возможность каждому проявить себя - на это ресурсов уже не хватает.

Мария Ивановна, скоро День Победы. Давайте в этот раз придумаем что-то интересное? Я готова подумать, предложить варианты, подготовить.

  • Светлана Витальевна, да не заморачивайтесь Вы. Не до того сейчас, скоро ГИА, ЕГЭ, да еще отчеты и самоанализы писать. Сделаем концерт, как всегда. Коля на балалайке сыграет, Вика и Алина споют что-нибудь, 6-й «А» пусть танцует, у них там кто-то танцами занимается, ведущими поставим Таню и Мишу из 8-ого «А», они уже привыкли, и всё. Сфоткаем и фотоотчет отправим, что провели мероприятие. Большего от нас не требуется._

Я понимаю, что по сравнению с учителями я - в более выигрышном положении. Мне не надо ежедневно вести уроки, проверять тетради, заполнять электронный журнал, сдавать отчеты по успеваемости и «качеству воспитанности», проводить родительские собрания и сидеть на педсоветах. Поэтому я стараюсь делать то, на что не хватает сил и времени у них: делать школьную жизнь для детей интереснее, предоставлять им возможности для реализации себя в самых разных областях, создавать для них ситуацию успеха, провоцировать на совершение работы не только их умы, но и души. А иногда - обеспечивать им условия для того, чтобы просто поплакать

На перемене в мой маленький кабинетик вошла незнакомая мне пятиклашка.

  • Здравствуйте. Я Вам не помешаю?
  • Ты с каким-то вопросом?
  • Извините, пожалуйста, а можно я тут посижу немного? Я мешать не буду. Я тихонечко поплачу и уйду.
  • Тебя кто-то обидел? Что-то случилось?
  • Все хорошо. Просто я так устроена, мне иногда надо поплакать, а тут у вас в школе совсем негде: везде люди.
  • Тебя как зовут?
  • Настя.
  • А меня Светлана Витальевна. Если хочешь, я уйду до конца перемены, а ты отдохнешь тут одна.
  • Спасибо, не надо. Вы только не смотрите на меня, пожалуйста._

Моя рабочая неделя чаще всего вмещает в себя не 36 положенных часов, а существенно больше. У меня редко случается два выходных дня в неделю. И из отпуска я всегда выхожу на неделю раньше. Потому что мне нравится моя работа. Я иду на нее с открытыми глазами, видя все недостатки бесчеловечной системы, сложности женского учительского коллектива, трудности поиска общего языка с некоторыми родителями моих учеников. Но пока для меня радость и удовольствие от того, что я делаю, перевешивают все недостатки, сложности и проблемы. Надолго ли меня хватит? Не знаю. Поживем - увидим.

Деятельность организатора это всегда большая ответственность. Особенно если ты педагог. Это значит, что работа предстоит с детьми. Какой бы ни была деятельность учреждений специалиста - технической, художественной, туристско-краеведческой или спортивной – главное, что должен помнить педагог-организатор – это ответственность за жизнь и здоровье детей.

Чтобы профессионально выполнять свою работу, педагогу-организатору необходимо знание основных законов о вопросах образования, педагогики, психологии и физиологии, методики организации творческой деятельности. Специалист должен учитывать особенности развития интересов и потребностей детей в школах или детских садах. Сотрудничество с детскими коллективами, организациями и ассоциациями поможет специалисту обмениваться опытом в творческой деятельности.

Пожалуй, главное качество, которое необходимо педагогу-организатору, это искренность и открытость. Только любовь к работе установит тёплые отношения между педагогом-организатором и детским коллективом. Успех работы этого специалиста во многом зависит от креативности, творческой натуры, коммуникабельности и ораторского мастерства. При всём при этом стоит помнить, что работа требует ответственности, дисциплинированности и стрессоустойчивости. Педагог организатор помогает личности развиться в том направлении, чтобы раскрылись его таланты и способности. Изучает интересы и потребности детского коллектива, после чего выбирает вид творческой деятельности. Планирует работу детских кружков, секций и объединений. Занимается проведением праздников, походов или экскурсий. Каникулярный отдых обучающихся или воспитывающихся также входит в работу педагога-организатора. Кроме того, он является ответственным за здоровье в период воспитательного и образовательного процесса.

I. Общие положения

1. Педагог-организатор относится к категории специалистов.

2. На должность педагога-организатора назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию (II, I, высшую)

3. Назначение на должность педагога-организатора и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению

4. Педагог-организатор должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.

4.5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.

4.6. Методику поиска и поддержки молодых талантов.

4.7. Содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности.

4.8. Научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досугового, отдыха и развлечений.

4.9. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.

4.10. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.

4.11. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Педагог-организатор подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу)

6. На время отсутствия педагога-организатора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Педагог-организатор:

1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), педагогизации социальной сферы.

2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей) в учреждениях и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.

3. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.

4. Руководит работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.

5. Способствует реализации прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений.

6. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

7. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.

8. Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей).

9. Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), несет ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса.

III. Права

Педагог-организатор вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Педагог-организатор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция педагога-организатора описывает обязанности, которые возложены в школе на этого специалиста, а также предъявляемые к нему требования. Такой документ составляется сейчас практически в каждом детском учреждении. Разберемся, как именно готовится такой документ, и по какому образцу его нужно составлять.

Кто такой педагог-организатор?

Основной задачей школы всегда являлось обучение детей. Однако помимо обучения современная школа не может обойтись и без воспитательной работы. Неотъемлемой ее частью являются разного рода школьные мероприятия (праздники, конкурсы и т. д.), организация досуга школьников. Кроме того, при школе могут действовать кружки, секции и другие объединения, которые не только развлекают и воспитывают детей, но и дают им дополнительные навыки и развивают их способности в разных областях.

В советское время во многих школах были пионервожатые. Сейчас единой в масштабах страны организации нет (хотя отдельные пионерские, скаутские и другие отряды и существуют), однако необходимость в организационной работе с детьми никуда не делась. Как раз организацией всех этих мероприятий и занимается педагог-организатор. В каком-то смысле его можно считать современным вариантом пионервожатого, хотя и без идеологической работы (законодательство предусматривает, что школа должна быть вне политики).

Помимо школ, педагоги-организаторы могут работать и в других детских учреждениях: дворцах творчества, лагерях отдыха для детей и подростков, детских домах и т. д. По сути, такая должность может быть введена где угодно, где есть необходимость организации мероприятий для больших масс детей. Поскольку же чем раньше начинается воспитательная работа с детьми, тем она эффективнее - должности педагогов-организаторов все чаще появляются не только в школах, но и в крупных детских садах (ДОУ).

Зачем нужна должностная инструкция педагога организатора в школе?

Как и для всех других работников, для педагога-организатора в школе может вводиться должностная инструкция. Этот документ не является обязательным по трудовому законодательству, однако без него трудно организовать работу образовательного учреждения.

Не знаете свои права?

Необходимость введения должностных инструкций для всех работников школы, в том числе и педагога-организатора, связана со следующими обстоятельствами:

  • Инструкция позволяет нормативно закрепить требования к квалификации и образованию сотрудника. Государство всегда уделяло особое внимание работе с детьми, и потому существует ряд закрепленных в нормативных актах обязательных требований к педагогическим работникам. Наилучший способ подтвердить, что в конкретной школе эти требования соблюдаются - закрепить их в качестве обязательной части должностных инструкций.
  • Инструкция составляется не для конкретного человека, а для должности. Любой педагог может уволиться, уйти на пенсию или по каким-то другим причинам прекратить свою деятельность. Если в школе есть должностная инструкция, то новый педагог сразу сможет понять, какие обязанности на него возлагаются и за что именно он отвечает.
  • Инструкция в определенной степени защищает права работника. Если есть закрепленный перечень обязанностей, то руководство школы не может возлагать на педагога дополнительные. Если же вносятся изменения в саму должностную инструкцию, то все равно в результате получается документ, который можно обжаловать в суде. В этом случае инструкция будет доказательством.
  • Должностная инструкция закрепляет место педагога-организатора внутри школы, описывая, кому именно и в каких вопросах он подчиняется. Это в значительной степени позволяет избежать конфликтов внутри педагогического коллектива.

Таким образом, должностная инструкция становится чрезвычайно полезным инструментом в кадровой работе, равно необходимым как работнику, так и руководству школы.

Чем нужно руководствоваться, составляя должностную инструкцию ?

Для того чтобы составить инструкцию, необходимо знание действующих нормативных актов, регулирующих работу педагога-организатора. Основными из них являются следующие:

  1. Трудовой кодекс РФ. Он описывает не только общие правила взаимоотношений между работниками и работодателями, но и особенности, применяющиеся именно в педагогической сфере.
  2. Единый квалификационный справочник должностей (ЕКСД) в части, касающейся работников образования.
  3. Иные нормативные акты, утвержденные Минобрнауки и Минздравом РФ применительно к работе детских учреждений.
  4. ГОСТы, касающиеся правил делопроизводства.

Помимо этого, в обязательном порядке должны учитываться нормы регионального и местного законодательства, а также устав школы, ДОУ, дворца творчества или другого детского учреждения, в котором вводится должность педагога-организатора.

Где взять образец должностной инструкции?

Для разработки любого документа крайне желательно иметь его образец. Не является исключением и должностная инструкция. Для ее составления можно воспользоваться образцами, которые можно найти:

  • В региональных отделах образования или на их официальных сайтах. Достаточно часто такого рода документы разрабатываются централизованно и позднее направляются в конкретные учреждения.
  • На официальных сайтах школ, ДОУ и других детских учреждений соответствующего профиля. Если в учреждении нужна инструкция для организатора, то один из лучших вариантов - посмотреть, как ее подготовили коллеги из другой школы. При необходимости в текст можно внести изменения, отражающие специфику конкретного учреждения.
  • На правовых и кадровых интернет-сайтах. Если сайт надежен и пользуется хорошей репутацией, этот вариант ничем не хуже других.

Что должен содержать образец ?

Несмотря на то что на федеральном уровне типовые требования к должностной инструкции не утверждались, на практике для таких документов давно уже выработаны определенные неофициальные стандарты.

Как правило, любая инструкция, в том числе и для педагога-организатора, состоит из следующих основных частей:

  1. Вводная часть. Здесь фиксируются общие положения, касающиеся работы педагога-организатора. Обычно здесь указывается, какие требования предъявляются к квалификации этого специалиста, кому именно он подчиняется в коллективе, а также кто исполняет его обязанности на время отпуска, командировки или отсутствия по другим причинам. Кроме того, в этой части при необходимости вводится перечень нормативных актов и профессиональных методов, которые должен знать педагог-организатор.
  2. Обязанности по должности. Их лучше всего описывать, опираясь на текст ЕКСД, поскольку это нормативный документ.
  3. Права педагога-психолога. Поскольку должностная инструкция - это внутренний документ, здесь целесообразно описывать только те права, которые работник имеет внутри организации. Дублировать права работника, установленные трудовым правом, не стоит: вне зависимости от их закрепления, такие права все равно продолжают действовать. А вот, к примеру, право запрашивать информацию у других работников или структурных подразделений для выполнения профессиональных обязанностей ТК РФ не закрепляет.
  4. Ответственность, которую несет педагог-организатор. Ее можно характеризовать подробно, но можно и указать, что за неисполнение обязанностей наступает дисциплинарная ответственность, за причинение ущерба имуществу организации, персонала или учащихся (воспитанников) - материальная, а за иные правонарушения - административная и уголовная.

Профессиональные обязанности педагога-организатора

В должностной инструкции должны быть перечислены обязанности, которые возложены на педагога-организатора. Полный их перечень зафиксирован в квалификационном справочнике, но основными являются следующие:

  • содействие личностному развитию детей, их способностей и талантов в различных областях, а также формированию культурной сферы;
  • изучение личных особенностей и интересов, проявляющихся у детей как в учреждении, так и дома, а также помощь в их реализации;
  • организация деятельности клубов, секций, кружков, любительских трупп и других форм совместной деятельности детей и взрослых;
  • руководство художественной, туристической, спортивной, краеведческой и другой работой учреждения, необходимой не только для обучения, но и для личностного развития ребенка;
  • организация школьных и внешкольных мероприятий (праздники, концерты, вечера, сборы и т. д.), осуществляемых для улучшения досуга детей и их развлечения;
  • контакты в области культуры и спорта с родителями и организациями, занимающимися работой в необходимой области (театры, музеи, стадионы и т. д.);
  • поддержка различных форм детских организаций и детского самоуправления;
  • организация отдыха детей на каникулах.

Кроме того, педагог-психолог наравне с другими работниками детских учреждений обязан обеспечивать для детей безопасность при обучении и отдыхе в пределах территории этих учреждений.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция старшего педагога-организатора [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Старший педагог-организатор относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность старшего педагога-организатора принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей профилю работы, и стаж работы [значение] лет.

1.3. На должность старшего педагога-организатора в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-организатор должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

Возрастную и специальную педагогику и психологию;

Физиологию, гигиену;

Специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, детей, их творческой деятельности;

Методику поиска и поддержки молодых талантов, содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности: научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой;

Порядок разработки программ занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционный;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями, лицами, их замещающими, коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Старшему педагогу-организатору запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов старшего педагога-организатора;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Старший педагог-организатор назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Старший педагог-организатор:

2.1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании.

2.2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреждениях (организациях) и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.3. Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения.

2.4. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.

2.5. Руководит работой по одному из направлений деятельности образовательной организации: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.

2.6. Способствует реализации прав обучающихся (воспитанников, детей) на создание детских ассоциаций, объединений.

2.7. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся, воспитанников, детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность обучающегося, воспитанника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.

2.8. Организует самостоятельную деятельность обучающихся (воспитанников, детей), в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой.

2.9. Анализирует достижения обучающихся, воспитанников, детей.

2.10. Оценивает эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности, познавательный интерес обучающихся (воспитанников, детей), используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.

2.12. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц, их заменяющих), общественность.

2.13. Оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей), организует их каникулярный отдых.

2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.

2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся, воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся (воспитанников, детей) культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся, воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.22. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.23. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.24. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.25. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Старший педагог-организатор имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности обучающихся, воспитанников, утвержденные руководством образовательной организации.

3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы.

3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и, т. д.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Старший педагог-организатор несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]


Типовой образец

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, ________________________
предприятия и т.п., его (директор или иное
организационно-правовая форма) должностное лицо,
уполномоченное
утверждать должностную
инструкцию)
" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция
педагога-организатора
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Педагог-организатор относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-организатора назначается лицо, имеющее
среднее профессиональное образование ____________________________________
(без предъявления требований к стажу

работы; стаж педагогической работы не менее __________ лет)
или высшее профессиональное образование _________________________________
(без предъявления требований к
________________________________________________________________________,
стажу работы; стаж педагогической работы не менее __________ лет)
или _______________________ квалификационную категорию.
(II, I, высшую)
1.3. Назначение на должность педагога-организатора и освобождение от
нее производится приказом руководителя учреждения по представлению

1.4. Педагог-организатор должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы Российской Федерации, решения Правительства РФ и
региональных органов управления образованием по вопросам образования;
- конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию,
гигиену;
- специфику развития интересов и потребностей обучающихся
(воспитанников), основы их творческой деятельности;
- методику поиска и поддержки молодых талантов;
- содержание, методику и организацию одного из видов творческой
деятельности (научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной, досуговой, отдыха и развлечений);
- программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
- основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;
- основы доврачебной медицинской помощи.
1.5. Педагог-организатор подчиняется непосредственно _______________
(руководителю
________________________________________________________________________.
учреждения; иному должностному лицу)
1.6. На время отсутствия педагога-организатора (отпуск, болезнь и
пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя
учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на
него обязанностей.
1.7. ______________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

Педагог-организатор:
2.1. Содействует развитию личности, талантов и способностей,
формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и
потребности обучающихся (воспитанников, детей) в учреждениях и по месту
жительства, создает условия для их реализации в различных видах
творческой деятельности.
2.3. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других
любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную
деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.
2.4. Руководит работой по одному из направлений деятельности
учреждения: техническому, художественному, спортивному,
туристско-краеведческому и др.
2.5. Способствует реализации прав ребенка на создание детских
ассоциаций, объединений.
2.6. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает
социально значимые инициативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере
их свободного времени, досуга и развлечений.
2.7. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми)
работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.
2.8. Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам
организации труда обучающихся (воспитанников, детей).
2.9. Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников,
детей), несет ответственность за их жизнь и здоровье в период
образовательного процесса.
2.10. Способствует пониманию развития и функционирования общества в
целом и отдельных составляющих его социальных систем.
2.11. Совершенствует свою профессиональную квалификацию.

III. Права

Педагог-организатор имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на
рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности
учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности
отдельных работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся
в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от
структурных подразделений и специалистов информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на него (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с
разрешения руководителя учреждения).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. ______________________________________________________________.

IV. Ответственность

Педагог-организатор несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)
" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
" " _____________ 20__г.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний