Как современная школа убивает гениальность в детях и делает их неудачниками? Унижение убивает личность.

Главная / И. С. Тургенев

Четыре... ваше внимание спускается на еще одну ступеньку назад и внутрь вашего личного времени... позвольте себе уйти так далеко в свое прошлое, насколько это сейчас необходимо для вас... где вы находитесь?

Это отрывок из регрессии, проведенной мною по поводу совершенно необычного состояния, в котором долгое время находился один мой клиент, пока не обратился ко мне за разгадкой. Он боялся всегда, сколько себя помнил. В самые счастливые периоды жизни страх превращался в невнятную тревогу и тлел, не причиняя больших страданий. В периоды обострения он был настолько велик, что выйти из дома не представлялось возможным. Но с некоторых пор к страху добавилась какая-то непонятная рассеянность, невозможность сосредоточиться, ощущение разрозненности личности. Стало еще труднее с чем-то не соглашаться, отстаивать свою точку зрения. Вообще, любое противодействие, которое и раньше-то давалось с большим трудом, стало вызывать приступы невнятной тревоги или даже острого страха. И наоборот - послушание и согласие странным образом облегчали состояние. Создавалось впечатление медленного умирания личности, растворения ее в чужой воле.

Разгадку решено было искать в прошлом с использованием метода регрессии. Как и следовало ожидать, "убийца личности" был найден и изобличен. Учительница младших классов не захотела усложнять себе жизнь тонкими педагогическими изысками и любовью к воспитанникам. Вместо этого она истошно орала на детей в случае малейшего непослушания или провинности. Надо сказать, ее затея удалась. Со временем у первоклашек полностью исчезло желание что-то придумывать, говорить, делать самостоятельно, да и вообще что-то делать, кроме выполнения требований учительницы. А еще в них поселился устойчивый страх малейшей ошибки или провинности, потому что расправа была неизменной и жестокой.

Но если одни дети переносили неприятности стоически, то других такая постановка "учебного процесса" привела к серьезным травмам. В регрессии того юноши, который ко мне обратился, всплыла одна подробность. Однажды в школе у него разболелся живот, и он рассказал об этом учительнице. Учительница была абсолютно уверена в симуляции, поэтому как всегда начала орать и даже выставила мальчика на всеобщее обозрение, в надежде, что ему станет стыдно, и он прекратит притворство. Однако он не прекращал. Живот болел сильнее, и боль смешивалась с криком и угрозами... Сейчас уже трудно сказать, это был страх от боли или боль от страха. Но так или иначе, где-то глубоко в подсознании засела цепочка: ослушание - боль в животе - крик - страх.

С тех пор мальчик стал бояться, что у него разболится в школе живот, и он опять подвергнется наказанию на фоне боли. И, как бы подтверждая его опасения, живот время от времени начинал чувствоваться - потихоньку ныть, тянуть, отзываться спазмами на внимание к себе. Окружающий мир стал понемногу сужаться до небольшой области внутри брюшины, состояние которой занимало мальчика гораздо больше, чем учеба и взаимоотношения со сверстниками. Затем стали появляться другие страхи - сказать или сделать что-то "не то", вспотеть, покраснеть... Уже не было учительницы младших классов, на смену которой пришли более вменяемые педагоги, но внутри прочно засел страх.

В результате такого - иначе не скажешь - убийства личности сформировался совершеннолетний парень, не имеющий никаких личных убеждений и не умеющий отстоять даже свои самые элементарные права. Что с этим делать? Формировать личность практически с нуля. Только полноценно это уже вряд ли удастся сделать - сенситивные периоды упущены. Конечно, психотерапия в какой-то степени поможет решению проблемы, но опоздание в личностном развитии неизбежно будет давать о себе знать всегда.

Случай, о котором я рассказал, пожалуй, самый трагический и яркий. Но он далеко не единственный. С небольшими вариациями личности моих будущих клиентов убивали нянечки ясель, воспитательницы детских садиков, учительницы начальной школы. Поэтому хочу всех родителей призвать быть крайне осмотрительными в выборе людей, которые будут влиять на психику их детей в нежном возрасте. Не стоит шутить со здоровьем собственного ребенка, пуская дела на самотек. Надо тщательно контролировать действия всех взрослых, формирующих будущую личность.

Опубликовано в

Чуть ли не со слезами на глазах можно сегодня наблюдать, как современная школа уничтожает таланты детишек, калечит их души, веру в себя и порождает множество несчастных неудачников.

Современная образовательная система ставит детей в жесткие рамки : шаг влево, шаг вправо – расстрел. Программа настолько строга и поминутно расписана, что не предусматривает какие-то изменения или отклонения. Это и служит главными причинами того, что данная система ведет далеко не к развитию ребенка, а к его деградации.

Как известно, у детей очень много энергии, им нужно постоянно двигаться, бегать, скакать, играть. Именно с помощью игры процесс обучения проходит намного быстрее и эффективнее, чем просто сидя за партой в душном классе. Но наша школа строго запрещает выражение любопытства, эмоций, жизнерадостности и карает за это. В такой среде школьникам нереально развивать себя как личность и в физическом, и в духовном плане. Методы нашей образовательной системы только убывают индивидуальность, лишают ребенка возможности иметь собственное мнение.

Во многих заданиях присутствуют только два варианта – правильный и неправильный. Таким образом, у детей формируется плоское мировоззрение. А насколько эффективнее было бы дать ребенку право выбора, чтобы он мог сам доказать свою правоту. Ведь мы живем в свободной стране, а учимся как при тоталитаризме.

Многими учеными доказано, что наиболее эффективное обучение проходит при наличии ошибок. Но преподаватели наших школ закладывают детям страх и ужас перед ошибками . Их наказывают плохими оценками. А ведь с помощью своих ошибок набираешься опыта и понимаешь, как правильно поступать. Еще школьники могут быть наказаны и за то, что не идут по шаблону, а решают задания собственным путем. Вот так современное образование убивает многие таланты. Дальше дети просто замыкаются в себе, боясь делать ошибки, пробовать что-то новое.

Школьникам совсем не дают время на раздумья . Вместо этого они загружены бессмысленной никому не нужной работой: переписыванием конспекта или еще чем-то в этом роде. Давным-давно, в период зарождения и развития философии, учитель с учениками мог проводить урок на берегу реки, давая им задание, обдумать определенную тему. Дети имели возможность по несколько дней размышлять над вопросом, спорить, высказывать свое мнение. Только проводя время в раздумьях, школьники развивают свой ум, а не путем .

Современная система образования делает еще одну страшную ошибку – уничтожает стремления к познанию. Многие студенты, окончив обучение, больше никогда не хотят учиться. Они боятся и ненавидят этот процесс, так и не раскрыв свои возможности и таланты.
Те знания, которые дети получают в школе на протяжении 11 лет, не представляют особой важности и ценности. Наша жизнь развивается бешеными темпами, и вся полученная информация становится устаревшей и бесполезной. Поэтому важно уметь самообучаться! А этому, к сожалению, никто не учит.

Все мы мечтаем об уникальном, достойном, неповторимом обществе. Но дальше продолжаем поддерживать действующую систему образования, которая лишает возможности наших детей развить в себе личность, индивидуальность. У них просто умирает интерес развиваться и познавать мир. Этот мир становится не интересным. Вследствие этого, общество теряет лидеров, а это ведет к гибели цивилизованного мира.

Пришло по френдленте. Это пересказ опыта концлагерей Бруно Беттельгейма и Автора - психолога Илью Латыпова - горячо рекомендую. Потрясло однако же не только содержанием написанного, но и сходством с тем, что происходит с нами сейчас. И это пожалуй именно то, что больше всего пугает меня в окружающей действительности. Что-то уже абсолютно актуально, что-то - пока еще нет (или это кажется?).
Поэтому при копировании я выкинула весь немецко-фашистский антураж. Читая, задумайтесь и примерьте - если не на себя, то на людей вокруг. И помните - деформация личности происходит незаметно. Поэтому рецепты противодействия (часть 2) желательно тоже примерить на себя.
Источники: Как из личностей сделать биомассу , Личность против системы: две стратегии
Часть 1.
Нацистская система в 1938-1939 годах еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.
Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства.

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
Правило 3. Введи коллективную ответственность.
Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.

Процесс превращения прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны.
В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему».

Часть 2.
На всякое действие есть противодействие. На деформирующее давление системы уничтожения личности люди пытались отвечать. Получалось по-разному. При осмыслении стратегий сопротивления можно отметить две их основные линии, которые иногда пересекались, но чаще шли порознь. Их можно условно назвать «стратегиями выживания организма» и «стратегиями сохранения своего Я». И снова - они довольно универсальны, и в разных вариациях проявляются везде, где человек сталкивается с системой, пытающейся его перемолоть.
(Копирую только вторую стратегию)
Стратегии сохранения своего «Я»: главная цель – сохранить ощущение себя самого, не стать пустой оболочкой.

Правило 1. Найди смысл в том, что происходит.
Правило 2. Имей перспективу будущего.
Правило 3. Не изменяй себе, насколько это возможно.
Правило 4. Всегда делай что-то самостоятельно и по собственной инициативе.

Любой системе, основанной на вытравливании из человека человеческого содержания, выгодна попытка сохранить себя как организм, т.к. при реализации этой стратегии люди становятся союзниками системы. Но хватит ли у нас мужества следовать другой стратегии, и можно ли упрекать тех, у кого не хватило сил?

Когда мир рухнул из-за предательства близких людей, хочется умереть. Однако можно просто убить в себе все человеческие свойства, и при этом жить припеваючи. В этом случае никто уже не причинит боль, так как не будет привязанностей, на смену им придет трезвый расчет. Не правда ли, замечательная перспектива?

Как убить в себе человека быстрее всего?

Чтобы убить в себе человека, нужно отказаться от любви. Ведь именно она и приносит большинство проблем. Здесь очень важна мотивация, просто так от этого чувства трудно отвернуться. Для этого придется вспомнить о предательстве близких людей: именно это поможет навсегда освободиться от привязанностей.

Отказавшись от любви, вы станете неуязвимым. Вам уже больше никто не сможет навредить, поскольку вам будет абсолютно все равно. Вы не будете реагировать на несчастья и проблемы близких вам людей, и в этом есть свои плюсы, так как можно спокойно заниматься своими делами.

После того, как вы вычеркнете из своего сердца любовь, жизнь станет серой и унылой, но страдать вы точно не будете. Правда, вас ждет одиночество, но от него тоже можно будет избавиться. В этом вам помогут:

  • наркотики;
  • алкоголь;
  • работа;
  • новое хобби.

Избавление от человеческих качеств

Так как убить в себе человека удастся не сразу, следует постепенно избавляться от качеств, присущих любому индивидууму. В первую очередь, вам нужно начать жестко относиться к людям. При малейшей ошибке они должны быть наказаны и вычеркнуты из вашего окружения. Нет необходимости давать им еще один шанс, так как они этого не стоят. Важно помнить, что вы совершенство и все делаете правильно; только так удастся добиться хороших результатов и стать лучшим.

Вы не должны делать поблажек никому, так как это противоречит вашим жизненным устоям. Не стоит даже заводить себе домашнее животное, чтобы оно скрасило ваше одиночество, ведь к нему появляются чувства, и если оно заболеет или умрет, то вы опять будете страдать. Нет необходимости и подкармливать бездомных животных, поскольку это проявление доброты, а это чувство мешает жить.

Разум знает лучше

Что бы ни происходило в вашей жизни, слушайте только разум: ему виднее, так как он лишен эмоций. По этой причине нужно навсегда забыть о сердце, а лучше сразу и о душе. Вы стремитесь к идеальному миру, а эти две составляющие в него не вписываются. Вам ведь нужно стать непробиваемым, а в этом может помочь только разум. Именно он принимает взвешенные решения, основываясь на фактах.

Основываясь на разумных доводах, нужно выбирать себе не только новый костюм в бутике, но и друзей. Сразу нужно будет распрощаться с бесполезными людьми в своем окружении - они вам больше не нужны. А если они и помогали в прошлом, то это не повод общаться с ними всю жизнь. Нужно исходить из их полезности на данный момент, иначе вы будете зря тратить время. Конечно, рвать отношения нужно с умом, так как эти люди могут еще сослужить в будущем хорошую службу, и неизвестно, как повернется судьба.

Подавление слабостей

Чтобы убить в себе человека, нужно также избавиться и от слабостей. Так, если вы чего-то боитесь, нужно преодолеть это и забыть о страхе. Можно проявить недюжинную силу воли и справиться самостоятельно, однако не всем это под силу, поэтому в отдельных случаях потребуется помощь психолога.

Избавляться следует от всех слабостей, будь то любимый человек или привычка есть шоколад по вечерам. Ведь именно этим и могут воспользоваться люди, которые захотят причинить вред. Более того, если человек узнает, что вы любите определенный сорт шоколада, и угостит вас плиткой, то наверняка вы что-то начнете к нему чувствовать. А этого просто нельзя допустить, так как впоследствии вы можете дать слабину, которая может вам дорого стоить.

Чтобы быстрее убить в себе человека, следует прочитать . В нем рассказывается о базовых качествах индивидуума, которые делают из него человека. Ведь вам нужно "знать врага в лицо", чтобы успешно бороться со своими слабостями и эмоциями.

Надо учиться уважать свою личность, с этого начинается уважение к личности другого человека. А последствия детских унижений приходится прорабатывать всю жизнь. И лучшее средство – заслуженное уважение других людей. Собственные достижения и победы. Создание благоприятного окружения – во взрослом возрасте мы можем выбирать себе круг общения. И соблюдение личных границ, - это самая важная задача для тех, кто пережил унижения в детстве.

Унижение убивает личность. Потому что главное качество личности – чувство собственного достоинства. Это основа, фундамент, стержень, без которых нет человека. И недаром унижение считается самой серьезной психотравмой, последствия которой могут ощущаться всю жизнь.

Унижать человека нельзя! Никогда!

Антон Павлович Чехов был гуманным и добрым человеком, интеллигентным и мягким – иногда чересчур мягким. Он терпел многочисленных гостей в своем доме, со всеми был ровен и добр, вежливо обращался с прислугой, не позволял себе повышать голос никогда, а тем, кто занял у него деньги и не отдал, деликатно писал в ответ на оправдания и обещания, мол, голубчик, давайте забудем об этом злосчастном долге! Не будем портить отношения упоминанием об этих деньгах. Отдадите, когда сможете; вы мне ничего не должны. Лучше приезжайте в гости и отдохните в моем имении…

Но стоило самозваным критикам написать что-то мелко-ядовитое о пьесе Чехова, как добрейший Антон Павлович резко и публично ответил: «не надо меня кормить помоями!», - это было так неожиданно и непривычно, что все изумились. А изумляться нечему.

Чехов прекрасно знал, что такое унижение . Как отравляет оно душу, как калечит личность… С раннего детства писатель на себе все это испытал: побои отца и непрерывные скандалы дома, в родительской семье; попреки куском хлеба, оскорбления от отца и родственников, работа продавцом в лавке, где надо было обслуживать покупателей, по-лакейски спрашивая: «чего изволите?», надо было целовать руки «благодетелей», учиться в гимназии, где побои и унизительные наказания были обычным делом…

Через все это прошел великий писатель. На своем опыте познал, что такое унижение. И потом написал о том, что надо всю жизнь выдавливать из себя по капле раба! Его слова ошибочно интерпретировали как призыв к революционной борьбе; а Чехов писал о том, какой трудный и тяжелый путь надо пройти тому, кто пережил унижения в детстве, кто рос в атмосфере презрения к личности; как много усилий надо приложить, чтобы обрести и сохранить чувство собственного достоинства!

Поэтому те, кто смог справиться с последствиями унижений в детстве, очень сильно реагируют на попытки их снова унизить – и безошибочно распознают под маской фамильярности и «амикошонства» настоящее унижение личности.

И Чехов смог из «Антоши Чехонте», - так он подписывал свои первые рассказы, - стать Антоном Павловичем Чеховым, великим писателем-гуманистом. Он всю жизнь «выдавливал из себя раба», а в своих произведениях много писал об унижении личности и гибели человека. Братья Чехова не обладали таким сильным характером, к сожалению. И, будучи людьми одаренными, талантливыми, стали алкоголиками.

Такое часто случается с теми, кто переживал унижения в детстве и в юности. Невыносимая боль от душевных ран, незаметных окружающим, приводит к потребности «обезболивания» с помощью химических веществ. И, действительно, зависимостями чаще страдают те люди, на долю которых выпали унижения в детстве.

Поэт Николай Рубцов страшно пил; и смерть его была связана с пьяной дракой, к сожалению. Его задушила собственная сожительница-поэтесса во время скандала. Это был исключительно одаренный и талантливый поэт. Но жизнь его сложилась трагично – он вырос в детском доме, где много унижений выпало на его долю.

Детство его было мрачным и безрадостным. И потом он стал известным поэтом, добился успеха и признания – казалось бы. Вместе с коллегами-литераторами он отправился в развлекательную экскурсию на пароходе; приятное и увлекательное дело! А писатели рассудили так: мест в каютах мало, одного не хватило. И можно Рубцова, нищего выпивоху, поселить в коридоре – он там прекрасно устроится, ему не привыкать! И все поплыли в каютах, а Рубцов – в коридоре, где, как он уверял, ему было очень удобно…

После этого «приятного путешествия» поэт сильно запил, а потом – погиб. И удивляться особо не приходится; такое размещение – это очередное унижение и оскорбление чувства собственного достоинства. Повторение того невыносимого стресса, который уже приходилось много раз испытывать с детства.

Так когда-то «цветным» давали места только в трюме или в отдельном вагоне, чтобы они не смели соседствовать с «белыми людьми». Последнее унижение оказалось последней каплей; поэт был человеком незащищенным эмоционально. И если с чужими он мог побороться за себя, то с группой «братьев-писателей» бороться он не мог и не умел; это же «свои»!. А именно от «своих» унижение особенно нестерпимо, это с детства помнят. И ответить «своим» защитной агрессией не все могут, предпочитая устроиться в коридоре и уговорить себя, что, в сущности, здесь вполне удобно…

Чарльза Диккенса родители в одиннадцатилетнем возрасте отправили работать на фабрику ваксы для чистки сапог . Родители влезли в долги, промотали деньги, отец попал в долговую тюрьму, и Чарльзу пришлось отправиться на грязную в полном смысле слова работу: он мыл бутылки от ваксы в подвале. И самую большую боль чувствительному и доброму мальчику причиняла не сама многочасовая работа в грязи и холоде. А зеваки, которые смотрели в оконца подвала и всячески издевались над ребенком – он комично выглядел, этот бледный маленький джентльмен, весь в пятнах ваксы, с бутылками, в грязном подвале. Они корчили рожи и смеялись, осыпая Чарльза колкостями и насмешками.

Неудивительно, что писатель всю жизнь страдал необъяснимыми приступами страшных головных болей, нервными припадками и обмороками; здоровье его было разрушено, психологическая защита личности подорвана этим страшным периодом жизни . Диккенс нашел в себе силы получить образование, стать знаменитым – он был очень талантлив и работоспособен, очень! Но унижение не забылось, последствия психотравмы напоминали о себе постоянно.

И еще более тяжелым унижением было вот что : на фабрику легкомысленные родители отправили именно Чарльза, посчитав, что он должен обеспечивать семью. А его сестру продолжали учить музыке, пению, хорошо одевать, холить и лелеять, - пока мальчик надрывался и болел в подвале фабрики ваксы… Это был еще более тяжелый удар, ведь дети прекрасно понимают отношение к себе, отлично могут сравнить степень любви и заботы…

И все романы Диккенса – это повествования о людях, которые смогли преодолеть унижения, стать личностями, победить зло. Но многие герои погибают от унижений, оскорблений и преследования, которым их подвергают – так и в жизни погибают те, над кем измываются и кого унижают. Кто безответен, излишне терпелив и мягок. Кто не имеет возможности защитить свои личные границы от насилия и посягательства.

В этом все и дело: именно в детстве человек не может защитить свои границы. Именно в детстве унижение так опасно и смертоносно для личности. Ребенок не обладает возможностями ответить, защититься, отстраниться, свернуть контакт, не обладает опытом. Ребенок попросту не понимает, что унижение – ненормально, если ему не с чем сравнить и негде получить поддержку. Он испытывает боль и стыд, но считает, что так с ним и надо обращаться; ведь взрослые знают лучше и могут правильно оценивать его поведение и его личность.

До семи лет взрослые служат для ребенка непререкаемым авторитетом, он не сомневается в правильности и законности действий взрослых . К слову, именно поэтому о насилии над собой рассказывают спустя годы иногда; ребенок не жалуется на взрослых вплоть до определенного возраста. Даже на издевательства и унижения в садике малыш может не жаловаться, пока родители не заметят следы побоев или ушибов, или явные изменения психологического состояния ребенка.

Раньше жестокие психологические эксперименты были дозволены; такая уж это наука – психология, она требует эксперимента, - так считали некоторые ученые. И группу детей с развитой нормальной речью учитель подвергал критике и насмешкам. Произношение, манеру говорить, голос – все это унижалось и унижалась личность говорившего. Через некоторое время все дети, которых унижали, заболели логоневрозом, проще говоря – стали заикаться. Хотя до этого говорили совершенно нормально… Причем последствия оказались неизлечимыми; прошло много лет, эти дети стали взрослыми и даже немолодыми людьми, а заикание не прошло, несмотря на то, что им было предоставлено самое лучшее лечение и выплачены крупные компенсации.

Помимо заикания, развились и другие психологические и даже психические проблемы – а всего-то учитель речь ребенка критиковал и высмеивал; унижал публично личность! Так проявляются унижения; критика касалась только речи.

Можно только представить, какие последствия имеет унижение самой личности ребенка, когда критикуют не манеру произносить слова, а внешность, поведение, да просто самого ребенка в целом. Унижают, называя оскорбительными словами или прозвищами, отказывают в уважении и внимании, особенно если рядом кому-то внимание и любовь достаются в полном объеме – как сестре Диккенса…Травма унижения остается на всю жизнь, и надо приложить массу усилий, как Чехов, чтобы не дать превратить себя в раба. Чтобы установить и защитить личные границы. Это необходимое условие самозащиты и психогигиены личности.

Подобно тому, как на границе государства не дремлют пограничные службы, работают радиолокаторы, система ПВО, - так работают и личные границы. И мы отлично чувствуем, когда их нарушают, унижая нас. Сначала агрессор проводит «разведку», - ему важно узнать, насколько мы отчетливо понимаем нарушение границ, как работают наши «защиты», как далеко мы можем позволить зайти.

Можно ли нас обратить в рабство, не встретив сопротивления? Развязное, фамильярное обращение, неуместное по отношению к взрослому уважаемому человеку – первый шаг. Под видом дружелюбия начинают обращаться на «ты» и по имени без отчества в условиях, где это неуместно; будучи незнакомым или малознакомым человеком.

Нарушают физические границы – похлопывают по плечу, подходят вплотную, дышат в лицо… Шутят вроде бы дружелюбно, но неуместно, задевая личность, прилюдно… Просят о «дружеской услуге», вроде как «сбегать в лавочку за папиросами», вам же это не трудно? Трудно. Это «прощупывание границ», на которое надо немедленно отреагировать либо вежливым отстранением, либо открытой просьбой переменить тон общения.

Границы надо обозначить; мы не беспомощные дети, мы взрослые опытные люди, которые могут себя правильно оценивать и ждать к себе уважительного отношения . Не надо позволять кормить себя помоями, как выразился Чехов, даже если помои нам вполне «дружелюбно» предлагают. И разъясняют, что все с удовольствием помои едят; а мы почему отказываемся?

Унижения в семье остановить труднее, обычно они становятся нормой, привычным способом общения с человеком, хотя могут иногда маскироваться под «критику» или «шутку», или под обычные требования. Ничего нет унизительного, чтобы сбегать и подать кофе тому, кто требует этого. Или на работе умильно приветствовать начальника, вознося ему хвалы и дифирамбы, выслушивая оскорбительные «шутки» и «критику»… Нет. Это именно оно – унижение.

Его трудно спутать с чем-то другим по отвратительному осадку, который остается в душе . По этому чувству, словно нас сделали маленькими рабами, призванными обслуживать чужие прихоти. Прислугой для другого человека. Хотя однажды обычный слуга, которого оскорблял писатель Достоевский, поднял голову и сказал: «Господин, почему вы так себя ведете? Я ведь тоже человек!», - дело было в другой стране, где даже слуги уже могли защищать свою честь и достоинство. В России это было еще не принято, к сожалению. Но этот случай отлично запомнил критик Страхов; после этого его отношение к Достоевскому изменилось не в лучшую сторону.

Хотя сам Достоевский познал много унижений в жизни, много боли и оскорблений; и, казалось бы, всегда должен был быть на стороне «униженных и оскорбленных»! Но вот по такому поведению можно понять, остался ли сам человек свободной личностью. Смог ли он справиться с теми унижениями, с которыми ему пришлось столкнуться в жизни? Стал ли он «Чеховым»? Ведь те, кто стремится унизить других – это те, кто так и не смог выйти из рабства, в которое его погрузили унижения. Унижают рабы, это еще римляне знали. Из рабов получаются самые лучшие надсмотрщики и экзекуторы…

Надо обратить внимание и на такой способ «терапии», который стал весьма модным в психологии – «волшебный пинок». Часто под этим выражением скрывается замаскированная агрессия неумелого или недоброго «специалиста». Он умышленно унижает клиента, пациента, объясняя свое поведение пользой, которую приносит грубое и недозволительное обращение с личностью. «Ты тряпка! Соберись и перестань распускать сопли», - к терапии это не имеет никакого отношения. Это обычное унижение личности, обесценивание чужих страданий и переживаний.

Толчок иногда нужен человеку, и резкие слова иногда нужны, это бесспорно, - иногда это помогает собраться. Однако унижение мы распознаем сразу и безошибочно, это не «толчок», это именно «пинок», который по определению не может иметь терапевтического, исцеляющего смысл а.

Наносить пинки и удары – не задача психолога, а тем более – философа. Великий Иммануил Кант говорил, что ценность человеческого общения определяется взаимным уважением . Это самое главное. Уважительное отношение к специалисту и его уважительное отношение к клиенту, ученику, пациенту – это уже залог успешной коммуникации, целительного общения.

Надо учиться уважать свою личность, с этого начинается уважение к личности другого человека. А последствия детских унижений приходится прорабатывать всю жизнь. И лучшее средство – заслуженное уважение других людей. Собственные достижения и победы. Создание благоприятного окружения – во взрослом возрасте мы можем выбирать себе круг общения. И соблюдение личных границ, - это самая важная задача для тех, кто пережил унижения в детстве .

Не надо позволять селить себя в коридоре. Уж лучше вовсе отказаться от поездки, чем жить на положении невольника или прислуги. И придет наш корабль, где для нас приготовлено другое место – мы сами в состоянии его себе приготовить. Выбор же окружения и специалистов можно делать, ориентируясь на способность другого человека уважать свои границы и уважать наши; с этого начинается чудо исцеления личности… опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний