Система раннего развития никитиных. Методика Никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

Главная / А. П. Чехов

Самая известная отечественная методика развития детей - это методика Никитиных . Все, кто занимается детским воспитанием, обязательно слышали про нее. Она известна не только в России и на территории СНГ, но и в таких странах как Германия и Япония, где у нее были свои последователи (на момент написания книги авторами).

Никитины - это семейная пара, Б.П. Никитин и его жена Е.А.Никитина, которые воспитали 7 детей. По профессии педагоги. Свою методику они начали разрабатывать в конце 50-ых годов в одном из поселков Подмосковья. Первыми «испытуемыми» стали их собственные дети, на которых все и проверялось. Постепенно начала приходить известность и появились последователи, которых было не мало. Ответственность и основательность с которой Никитины подходили к созданию своей методики, обеспечили ей популярность.

Что касается реакции научного сообщества на данную методику во времена СССР, то некоторые спорные моменты не признавали, а некоторые шли в систему образования. Помимо нескончаемого потока обычных граждан, к ним в дом наведывались и академики, чтобы самостоятельно увидеть всю систему развития в действии и как она влияет на детей. Лекции Елены Никитиной в роддомах, в которых она рассказывала о важности контакта ребенка с матерью сразу после рождения - «кожа к коже», были открытиями для персонала того времени, в том числе и для врачей.

Физические упражнения и закаливание

Первое на чем делается акцент в методике - это упражнения, направленные на закаливание и физическое развитие. Именно это основа методики, и лишь потом уже занятия по развитию характера, интеллекта, творчества и т.д.

«Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами».

Спорту у Никитиных уделяется огромное внимание: закаливание прямо с рождения и ежедневная зарядка - обязательные условия методики. В доме должен быть спортивный уголок из турников, колец и др. специального оборудования, чтобы физическая активность стала для детей естественной средой обитания. Поощряются любые подвижные игры и занятия (бег, прыжки и пр.) на воздухе.

Нужны ли физические упражнения ребенку? Безусловно, моторное развитие - это основа для ребенка в младшем возрасте.

Главное следить за безопасностью ребенка. Никитины постепенно обучали детей самостоятельно предугадывать опасность, так их дети могли в 1,5-2 года лазить по 3 метровой лестнице без помощи родителей. Или правильно падать при обучении ходьбе (не подстраховывать ребенка за спиной, чтобы он не падал назад, затылком). Это не значит, что они бросали детей на волю случая - они внимательно следили за ребенком и контролировали ситуацию в опасные моменты его обучения. В их книгах вы найдете методы как избежать опасности. Но каждый ли родитель разрешит ребенку потенциально опасную активность? Когда одна ошибка может стоить здоровью, например, лазанье по деревьям. Это спорные моменты воспитания и одна из причин по которой критиковали методику. К слову, у их детей (по заверению авторов) никогда не было переломов и травм из-за падения.

Вторая причина для критики, была система закаливания, к которой также готов не каждый родитель. Их дети ходили в +18 в одной майке, а пяточки были синими, чтобы было обычным делом в их доме. Зимой они бегали по снегу практически голыми. К холоду детей приучали постепенно и плавно, поэтому их дети практически не болели, и такая прохлада шла им на пользу (к холоду они обратились, чтобы излечить первого ребенка от проблем с кожей). Повторить такой опыт приучения к холоду, уже вряд ли возможно в современных городах. Если дома вы сделаете настолько прохладную температуру +18 и ребенок будет ходить в майке, то в детском саду или в гостях она будет +25 и ему будет невыносимо жарко, тоже ждет и в школе.

Самостоятельность

К выработке в детях самостоятельности Никитины подходили с серьезностью и пытались сформировать ее с самых первых лет жизни.

«Мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. Нам было просто интересно с детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности».

Но эта же серьезность подхода (как и любая догма в методиках развития), давала в том числе и печальные результаты:

«Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы «не обращали на это внимания», не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша... не считаться с остальными. И не только этому.

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу «воспитательную меру» со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих. Иногда за простую оплошность мы долго «воспитываем» ребенка, говоря: «Ты не нужен мне такой!» Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния».

Самостоятельность в их семье проявлялась во всем, от помощи с домашними делами и самообслуживания самих себя (при первых же способностях это делать), до самостоятельного познания мира и развития.

Дети самостоятельно изучали предметы обихода и свои обязанности по обеспечению себя, так, например в два года уже могли складывать взрослую раскладушку. Помогали готовить обед и делать домашние дела по дому. Никитины жили загородом, поэтому помимо уборки, приходилось еще таскать воду, рубить дрова, достраивать дом и т.п. Поэтому у них была своя мастерская, где дети могли свободно пользоваться взрослыми предметами:

«В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить».

Самостоятельно изучение мира сводилось к тому, что ребенок мог делать практически что угодно, кроме совсем опасных вещей. Если он мог легко обжечься, ему это позволяли. Если хотел попробовать землю на вкус, то также не запрещалось. Никитины следовали позиции, что ребенок должен пробовать опасность и мир, в условно безопасной среде. Тогда он сможет узнать об этом больше и лучше подготовиться к ним, что обезопасит его жизнь в будущем.

Так как в семье было много детей, часть развития и воспитания младших детей, брали на себя более старшие. Ведь как известно, старший ребенок в семье даже из двух детей, часто берет на себя роль источника развития для своего младшего братика или сестренки. Хотя такие обязанности не всегда способствуют развитию более старшего ребенка.

«Мы их могли оставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, что ничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву (электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет, ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых)».

Важность обогащенной среды

«Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок еще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозг ребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В... 1, 2, 3, 4... и т. д., запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы не делали из этого тайны, не говорили, что «тебе рано», просто называли малышу буквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т. д. И радовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте.

Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т.д. Условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна – все равно, в доме ли, в детском ли учреждении – гораздо более богатая обстановка. Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить определенные способности ребенка».

Что входило в обогащенную среду Никитиных:

  1. Спортивные снаряды и турники, лестница Скрипалева.
  2. Свобода перемещений по дому при первых же способностях к передвижению.
  3. Свобода действий с предметами и познание мира - отказ от различных фраз по типу «Не трогай», «Не лезь», «Испачкаешься» и т.п.
  4. Возможность играть с предметами обихода (кухонная посуда, письменные принадлежности и др.) и настоящими инструментами (ножницы, молоток, гвозди, шило и т.п.)
  5. Знакомство с буквами и цифрами начиная с 2–3-летнего возраста.
  6. Различные развивающие игры.

«Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1) ребенку нужно все объяснить, рассказать; 2) необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.

Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, - сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, - повесили большую карту полушарий на стенку. Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг - от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы. Вот это-то мы и называем богатой обстановкой. Для ребенка в ней открывается богатое поле деятельности».

Ступеньки творчества

Некоторые родители, обращаясь к методике Никитиных, видят ее лишь частично. Они не вникают в философию воспитания, и только используют разработанные ими упражнения из книги «Ступеньки творчества».

Основу развивающих игрушек Никитиных, составляют «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и другие. Они представлены в виде головоломок на распознавание и достраивание образов. И направлены на развитие пространственного мышления, памяти, внимания, воображения, навыков анализа и сопоставления.

Эти игры имеют ряд особенностей:

  • Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». От двух-трех лет до взрослого уровня.
  • Постепенное возрастание сложности позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении решение дается взрослым. Однако для начала и усвоения игры, ребенку потребуется взрослый.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Так ребенок учится искать решение самостоятельно.
  • Нельзя требовать, чтобы ребенок с первой попытки решал задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Некоторые из Никитинских игр напоминают блоки Ф. Фребеля (создателя первого в мире детского сада). Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Итог

  1. Методика является системой по воспитанию, а не просто набором упражнений.
  2. Иногда она гуманистична и ребенок является личностью со своими чувствами. Иногда она может быть жестока, ради будущего блага (в последствии Никитины осознали это и смягчили свои методы).
  3. Из ребенка создается самостоятельный человек. Также у него поощряется любознательность. Ребенок самостоятельно исследует мир, а не просто усваивает то, что говорит или показывает взрослый.
  4. Здоровье и физическая активность занимают важное место.
  5. В методике практически нет художественной стороны развития.

Во многом перекликаются с методикой Никитиных, сглаживая все спорные стороны, за которые ее критикуют.

Насколько методика Никитиных отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Интересен опыт раннего развития творческих способностей семьи Никитиных. Его можно назвать самым естественным и ненавязчивым. Правда, в современных условиях он становится довольно сложным для самих родителей. Практически все есть в продаже, заботливые взрослые стараются удовлетворить любые желания ребенка, исходя из принципа «мой ничем не хуже остальных» (а это всего лишь следование собственным амбициям). В итоге ребенок всегда и во всем готов положиться на маму с папой, даже не подозревая, что многое он может сделать сам. Другая сложность — требование современных школ: первоклассник уже должен уметь читать, считать и даже писать. Напуганные родители ставят себе задачу вырастить вундеркинда и потому нагружают малыша до отказа всевозможными знаниями, но делают это по своему усмотрению. Вундеркинд же — это, в первую очередь, творец, а творец любит делать все по собственному желанию. Так и для ребенка — важно иметь желание выполнять предлагаемое дело. Например, насильственные чтения или занятия арифметикой приведут в дальнейшем лишь к отторжению филологических и точных наук. Вряд ли из ребенка, которого из-под палки усаживали за книги, вырастет писатель. Как же решались подобные вопросы в семье Никитиных? Рассмотрим основные элементы их системы.

Елена Алексеевна и Борис Павлович выдвигают три главные составляющие умственного развития детей:

1) обстановка, располагающая к разнообразной деятельности;

2) большая самостоятельность детей в занятиях и играх;

3) искренняя заинтересованность родителей во всех детских делах.

Никитины не решались определять, какие способности и в какое время лучше развивать. Они просто создавали благоприятную атмосферу для развития тех или иных сторон интеллекта. Во многом эта атмосфера зависит от профессий и увлечений родителей. Если, к примеру, ребенок постоянно слышит, как музицирует его мама, или видит, как отрабатывает боксерские удары отец, то тяга к музыке и спорту будет просто закономерной. Этим и объясняется существование целых династий врачей, писателей, музыкантов, инженеров и т. д. Так, занимаясь дома любимым делом, вы можете быть уверены, что ребенок пойдет по вашим стопам (конечно, при условии, что проявленный у ребенка интерес будет всячески поддерживаться). Но для полноценного развития и выявления талантов лучше всего создать обстановку, в которой малыш сможет сам выбрать себе занятие. И не стоит пугаться того, что, будучи, например, переводчиком, вы не справитесь с организацией обстановки для развития математических способностей. Объяснить числа и решить с ребенком элементарные задачки сможет любой взрослый независимо от собственных умений.

Создавать благоприятную обстановку, по мнению Никитиных, нужно как можно раньше. Особенно это важно в период активного познания малышом окружающего его предметного мира. Наступление данного периода у каждого ребенка происходит в свое время, обычно это связано с началом самостоятельной ходьбы (в среднем от 8 месяцев до года). Ребенок может без чьей-либо помощи передвигаться по квартире, а значит, он будет видеть больше, а «больше» пробуждает интерес практически ко всему, что встретится малышу на пути. Поэтому не скупитесь на кубики с буквами, таблички с цифрами, различные конструкторы, спортивные снаряды и не жалейте места на стене для географических и физических карт. Помните, ребенку интересно все! Поэтому не делайте из азбуки, чисел, нотной грамоты и чертежей великой тайны, считая, что малыш еще не способен воспринимать подобные вещи. Никитины советуют называть все эти явления интеллектуального мира так же, как и прочие предметы: стол, стул, диван, дверь, окно и т. д. Следуя этому простому правилу, Никитины замечали, что многое дети развивались быстрее: в 3 года — старались читать, в 4 — разбирались в планах и чертежах, в 5 — решали простейшие уравнения и путешествовали по карте мира.

Стоит заметить, что подобный подход к развитию способностей влечет за собой формирование таких положительных качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины, сделав свою систему общественным достоянием, ни в коем случае не претендовали на то, что нашли способ выращивания вундеркиндов. Ведь вундеркинд — это исключение из правил. Они рассказывали о том, «как буквально каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым».

«Своевременное начало» — вот важнейшее условие, выдвигаемое Никитиными для развития заложенных в ребенке от рождения огромнейших возможностей. В 1969 году была опубликована работа «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей», в которой Борис Павлович ввел понятие НУВЭРСа. Эта интересная аббревиатура составлена из первых букв происходящего в человеческом мозгу процесса — необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. Не востребованные на раннем этапе возможности постепенно ослабевают, и развить их в дальнейшем будет сложно. Поэтому так необходимо позаботиться о создании условий, опережающих развитие. О каких же условиях идет речь? Во-первых, это пространство для творчества, или широкое поле деятельности. Вы, наверное, замечали, что малыши гораздо больше любят играть с вещами, которыми пользуются взрослые, нежели с мячиками, машинками и куклами. Так разрешите детям войти во взрослый мир предметов, обучая, конечно, правильному с ними обращению. Не стоит поощрять ломание и разбрасывание, хотя это и вовсе не произойдет, если вы при первом же знакомстве с вещью объясните ее предназначение и ценность. Никитины рекомендуют «идти навстречу любым намерениям детей что-то делать». Это позволит ребенку проявить себя творчески в той или иной области. Трехлетний Антон, рассматривая «Детскую энциклопедию», обратил внимание на таблицу Менделеева — и Никитины постарались создать обстановку, способствующую укреплению интереса малыша к химии. В дальнейшем младенческое увлечение привело возмужавшего Антона к поступлению на химфак МГУ.

Супруги Никитины настойчиво советуют не ограничивать ребенка исключительно детскими забавами, а предлагают следующие «игрушки». Настенные часы с большим циферблатом — установка ребенком любого времени с помощью шестеренки позволяет на пару лет опередить сверстников в освоении часов и единиц времени. Круглый шар под названием глобус и всевозможные карты развивают географические способности. А как интересно малышу, уже научившемуся читать, находить те или иные города, государства, реки, моря и океаны! Вы даже можете совершить со своим ребенком кругосветное путешествие, не выходя из дома. Другая «игрушка» — таблица сотен. Раньше ее нужно было изготавливать самому, а теперь, скорее всего, ее можно просто купить в магазине. Для начала следует рассмотреть с ребенком числа, затем начать называть их по порядку. Выучив порядок чисел, попробуйте считать предметы. Также можно поиграть в задачки: кто быстрее найдет число 15? 36? 78? По таблице сотен легко усвоить такое математическое действие, как сложение (находить суммы чисел по вертикали, горизонтали, диагонали). С азами геометрии можно познакомить детишек с помощью вырезанных из цветной бумаги фигур. Не бойтесь рассказать ребенку и названия составляющих фигуру линий: высота, медиана, радиус и т. д. Малыш рано начнет отличать угол от треугольника, квадрат от ромба, круг от окружности. Никитины считают, что даже знакомство с различными приборами (например, весами, секундомером или штангенциркулем и пр.), а также инструментами для работы с деревом и металлом не менее полезны для раннего развития.

Интересной находкой являются развивающие игры, разработанные Никитиными и названные своими создателями «ступеньки творчества». Сюда входят игры «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики», «Внимание». В основе этих игр лежат два обучающих принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Главным условием игры является неподсказывание взрослого. Ребенок должен додуматься до всего сам. Если сегодня он справился, к примеру, с двумя заданиями, а третье оказалось для него пока не по силам, не огорчайтесь сами и успокойте ребенка. Предложите отложить игру до следующего раза и обязательно подарите ему надежду на то, что в конце концов ему удастся справиться с этой задачей. Таким образом, «ступеньки творчества» станут отличной пищей для детского ума, а развитие ребенка, достигающего всего самостоятельно, пойдет легче и успешнее.

Теперь поговорим о роли взрослого в ракурсе раннего развития творческих способностей. Рассказав подробно о создании благоприятной обстановки, а также о том, как и во что играть, мы не заострили внимания на собственном участии в этом процессе. Сами Никитины на вопрос о том, что же нужно для раннего развития ребенка, долгое время отвечали так:

«Главное — создать условия для разнообразных занятий и впустить туда ребенка, предоставив ему максимальную свободу деятельности. А там уж все пойдет само собой». На самом деле они просто не замечали огромнейшего своего участия в многочисленных делах малышей. Если вам захочется вдруг развить у малыша художественные способности и вы купите мольберт, всевозможные краски, кисти, развесите по всему дому репродукции известных мастеров, а сами будете при этом шить брюки или писать книгу, то малыш, как ни странно, скорее заинтересуется не живописью, а тем, чем занимаетесь вы. И это вполне объяснимо: делать что-либо одному довольно скучно. Поэтому не загромождайте квартиру мертвым грузом, а если все-таки желание видеть в будущем свое чадо художником настолько велико, то примите сами живое участие в занятиях живописью. Думаю, что нарисовать солнышко, маму, папу или плюшевого мишку не составит большого труда, а когда ребенок войдет во вкус происходящего, ваше участие будет требоваться все меньше, и постепенно ученик превзойдет учителя. Аналогично следует поступать и в развитии других способностей.

Важнейшим принципом своей воспитательной тактики Никитины избрали пробуждение интереса. Традиционные «кнут» и «пряник» отвергаются ими. Причем «пряник», на их взгляд, может привести лишь к формированию в ребенке соображений типа «А что я буду с этого иметь?». Не купля-продажа, а добровольный познавательный, созидательный и творческий процесс — вот, что утверждают в своей системе Елена Алексеевна и Борис Павлович. Лучшей наградой для детей, которыми в процессе познания руководил не страх, не расчет, а интерес, будет понимание того, что цель достигнута самостоятельно. В целях развития самостоятельности Никитины рекомендуют ставить перед воспитанником житейские задачи (возраст детей примерно от 3 лет). Например, гуляя по парку, объясняйте малышу, как не заблудиться и как поступить, если вдруг потеряешься; в магазине предложите ребенку оплатить покупку, дав ему деньги и одновременно с этим научите проверять сдачу; попросите перевести «невнимательного взрослого» через дорогу — подобные ситуации можно перечислять до бесконечности. Главное здесь, что ребенок САМ сообразил, сделал, поборол нерешительность и боязнь.

Противники воспитания, основанного в первую очередь на желаниях ребенка и свободе выбора, пророчили детям Никитиных трудности с соблюдением школьной дисциплины. Но страшные прогнозы не оправдались благодаря одному парадоксу, а именно трудностям быта. Сейчас практически не существует квартир и домов без элементарных удобств. Поэтому просить помочь детей принести воды или наколоть лучинок, как это делали Никитины, неактуально. Однако даже при наличии в доме стиральных машин, пылесосов и посудомоечных машин всегда можно найти полезное занятие даже для самого крошечного малыша. И здесь важен подход к делу. Никитины советуют не заставлять детей что-либо делать, а именно просить помочь! Например, так: «А что, если помочь маме вымыть посуду? Вот она обрадуется!» Трудно не согласиться, что работа для других приятнее, а при достижении результата ощущаешь еще и радость, и гордость от выполненного. Работа по дому — это тоже своего рода процесс развития способностей — развитие усердия и терпения, которые пригодятся любому человеку для преодоления трудностей.

Никитиным понадобилось 18 лет, чтобы до конца осмыслить ими же разработанную систему воспитания, которая была подсказана самой жизнью. Нам остается перенять только этот бесценный опыт. Хочу, правда, заметить одну важную деталь: выполнение рекомендаций, перечисленных выше, оправдает все ваши ожидания только в том случае, если ваше сердце исполнено искренней любовью к своим детям. Из побывавших в гостях у Никитиных одни говорили: «Счастливые у вас дети...», другие: «Счастливые вы родители...». А Никитины и не отказывались от того, что они счастливые. Только они хорошо понимали, что это счастье «не само по себе пришло, нет, не само...

Большинство игр, разработанных Никитиными («Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат») предполагают совместную игровую деятельность детей и взрослых. Один и тот же комплект можно предложить начинающему и опытному игроку, малышу и взрослому. В этих играх заложено много вариантов и уровней сложности, с их помощью развивается логическое и образное мышление, они дают малышу представление о свойствах геометрических тел, формируют пространственное воображение, учат складывать часть в целое.

Подробно обо всех играх Никитиных можно прочитать в их книгах, можно купить готовые никитинские комплекты, а то и смастерить необходимые атрибуты своими руками. Для малышей лучше выбрать несколько вариантов попроще и постепенно перейти к сложным. Методики Никитиных хороши тем, что каждый сам может придумать правила или условия для участия в игре.

Игра «Сложи квадрат»

Это одна из известных никитинских игр. Смысл ее довольно прост: нужно складывать различные квадраты из всевозможных геометрических фигур. Для этого нужно взять кусок цветного картона размером 8x8 см и вырезать из него квадрат. Квадрат нужно разрезать на несколько частей, например два треугольника. Малыш должен собрать из этих фрагментов треугольник. Квадрат из красного картона можно разрезать на два прямоугольника. Квадрат можно разрезать на прямоугольник и два маленьких квадрата; на два маленьких прямоугольника и один большой квадрат; на четыре маленьких треугольника и т. д. Несколько квадратов можно разрезать на 2 части, на 3, 4, 5.

Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти задачки за несколько мин., начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

В комплекте Никитиных целых 24 цветных квадрата и 85 фрагментов. Для того чтобы не запутаться во фрагментах, можно пронумеровать квадраты и на обратной стороне сделать едва заметную подпись — № квадрата. Если вы решили сделать полный комплект, то нужно подобрать разные оттенки квадратов, чтобы квадраты отличались по цвету (можно, например, раскрасить их красками, смешав оттенки). Чтобы малышу было удобнее играть, фрагменты каждого квадрата выложите в отдельный маленький пакет или конвертик с номером. Вначале нужно давать малышу один квадрат, затем можно смешивать детали из нескольких разноцветных квадратов. Фрагменты квадратов должны находиться в одной коробке.

Как играть в эту игру? Например, можно вначале предложить малышу рассортировать фрагменты по цвету и оттенкам Затем предложить назвать известные ему фигуры. Начинать игру нужно с квадратов, разрезанных на 2 части, это просто и доступно малышу. Игра начинается с того момента, как малыш получает конверт или пакетик с фрагментами, достать фрагменты — это уже задание для маленьких пальчиков. Выложить фрагменты картона вплотную друг к другу без зазоров — следующее задание. Собрать квадраты из двух, трех, четырех конвертов — следующее, более сложное задание. Малыш все должен делать сам. Убрать фрагменты в конверты — тоже задание для малыша. С каждым днем задачу можно усложнять, смешивая фрагменты, чтобы перед игрой ребенок вначале рассортировал их по цветам и оттенкам. Позже, когда малыш освоится, можно соревноваться на время, кто быстрее соберет квадраты (для этого понадобится сделать два одинаковых комплекта игры). Для детей более старшего возраста задания можно усложнить. У Никитиных подробно расписаны примеры заданий (использование нумерации чисел на квадратах, создание новых квадратов).

Можно придумать и другой вариант игры — складывать другие фигуры. Можно вырезать из цветного картона различные геометрические фигуры и из них составлять фигурки животных, различные предметы.

Игра «Сложи узор»

Смысл этой игры заключается в том, что ребенок из цветных кубиков выкладывает всевозможные узоры. Вначале дайте малышу картинки с шаблонами узоров, а затем предложите выдумывать свои узоры. У Никитиных в комплекте есть специальные кубики для этой игры, в них четыре грани имеют один цвет, а две грани — два разных цвета, чтобы получился треугольник. Если вы будете мастерить кубики сами, можете раскрасить грани, как пожелаете. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре разных цвета.

Для игры с самыми маленькими нужно начинать с одного квадрата. Покажите малышу — положите на рисунок кубик с гранью нужного цвета. Рядышком — еще один цветной квадрат, на который малыш должен поставить кубик сам. В следующий раз раздайте малышу два, три квадрата, попросите создать дорожку (например, желтые грани — дорожка из песка), только потом можно переходить к построению простых узоров, а затем к сложным.

Удобнее всего работать (складывать узоры) в самой коробке. Для этого подберите коробку подходящего размера, чтобы кубикам было в ней удобно. Никитины предлагают несколько серий узоров по сложности: А, Б, В, Г, Д.

Для малышей от года до 1,5 лет рекомендуется играть с серией А — это собирание узоров одноцветных и двухцветных граней. Самое простое задание для новичков — выложить кубики в коробку, открывающуюся с двух сторон. Малыш складывает кубики в коробку, образуется какой-нибудь узор или однотонная цветовая гамма, малыш закрывает коробку крышкой, переворачивает ее, снимает крышку и... видит кубики другого цвета или другой узор, который может быть совершенно простым, например рамочка из кубиков желтого цвета, а внутри — все кубики синего цвета. Самый простой вариант — выстроить разноцветную башню из таких кубиков (по шаблону или по собственному замыслу, на скорость или на самую большую башню). Во время игры можно повторить название цветов или выстроить башню-радугу. Заодно можно выучить известную присказку «Каждый охотник желает знать...».

Уникуб

Это тоже кубики с цветными гранями, из которых можно складывать разнообразные трехмерные фигуры и композиции. Такие кубики можно купить, а можно изготовить в домашних условиях. В комплекте должно быть 27 кубиков, чтобы можно было сложить большой куб размером 3x3x3. Возьмите любой набор детских кубиков и обклейте их цветной бумагой таким образом, чтобы внешние грани всех кубиков были одного цвета. Грани верхнего слоя (9 кубиков) оклейте другим цветом. Верхние грани следующего слоя должны быть другого цвета. Снимите этот слой, а его неокрашенные грани окрасьте во второй цвет, верхние грани третьего слоя оклейте в третий цвет. То же самое сделайте с вертикальными слоями, обклеив грани разными цветами. Вначале нужно отделить те грани у 9 кубиков, которые спереди, затем задние, потом боковые справа, затем слева. Таким образом получается 27 разных кубиков, граней у кубиков шесть, а цветов используется только три.

Как играть с такими кубиками? Например, смешать кубики и сложить, как было первоначально. Все зависит от фантазии ребенка и взрослого, вариантов игры может быть большое количество. Из таких кубиков можно сложить поезд, стены вагончиков и паровозик — разные, разные фигурки, узоры — все, что вам захочется. В книге Б. П. Никитина «Развивающие игры» предлагается целых 50 вариантов.

Игра «Обезьянка»

Малыши очень любят копировать взрослых и друг друга. Для этой игры нужно несколько человек. Малыши рассаживаются вокруг стола на стульчиках. Взрослый придумывает историю про обезьянку, которая копировала движения людей (можно взять историю, предложенную в книге Б. Никитиным, а можно придумать свою). Смысл в том, что малышам предлагается повторить все действия за взрослым (ведущим). Ведущий берет со стола, например, кирпичики (пластмассовые или деревянные брусочки) или кубики, поднимает их над головой, прячет под стол, складывает из них различные фигуры, снова убирает и т. д. Малыши с такими же предметами делают то же самое. Главное — не ошибиться при выполнении заданий. Кубики можно ставить на стол быстро, со стуком или беззвучно, одной рукой или двумя — все зависит от фантазии ведущего. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

Точечки

Для этой игры нужно заготовить карточки из картона. На карточках рисуются точки (кружочки), как на косточках домино: одна, две, три — и так до десяти, на одной карточке — пусто. На втором комплекте карточек рисуются цифры от 0 до 10.

Никитины предлагают использовать три комплекта карточек с точками с разным фоном (красным, желтым, зеленым) и разным расположением точек. Вариантов такой игры может быть огромное количество. Самый простой — разложить карточки подряд от нуля до десяти. Дальше зависит от фантазии играющих. Например, разложить карточки по цветам. Для этого заранее нужно смешать все комплекты. Затем собрать и выложить их в столбики.

Если малыш уже умеет считать, можно попросить выстроить эти столбики по возрастающему количеству точек. Чтобы малышу было интереснее, можно придумать какую-нибудь сказочную историю, например, о мальчике, растерявшем свои веснушки, или божьей коровке, потерявшей свои пятнышки. Если малыш считать не умеет, то разложите вместе пустые карточки, карточки, на которых точек поменьше и на которых точек побольше, где больше всего (отработка понятий «меньше», «больше»). Если малыш только осваивает счет, раскладывайте карточки с одной, двумя, тремя точками. Можно играть в игру, кто быстрее найдет карточки без точек, с одной, двумя точками. Можно для малышей, умеющих считать и знающих изображение цифр, раскладывать карточки с цифрами, а под ними — карточки с точками. Можно складывать вместе карточки разных цветов с одной, двумя, тремя точками и считать, сколько получилось. Можно рядом выкладывать карточку с цифрой ответа. Можно, разложив карточки по рядам, задавать вопрос, что общего в карточках (в чем различие). Например, рисунок, количество точек, размер карточек, материал, из которого они сделаны, порядок расположения точек...

Внимание

Эта игра позволяет развивать внимание и память. Правила игры очень простые: малышу показывают фигуру, какой-нибудь символ, нарисованные на плотной бумаге. Рисунок демонстрируется несколько секунд, затем его убирают. Малыш должен зарисовать эту фигуру как можно ближе к оригиналу. Рисовать лучше всего на бумаге в клетку простым мягким карандашом. Заранее нужно договориться, какого размера будет рисунок (например, в три клетки), как будут расположены все нарисованные фигуры (на одной линейке в строчку или сверху вниз по вертикали). Картинку нужно показывать не больше 3 с.. После того как малыш ее нарисовал, покажите следующую карточку. За одну игру не нужно демонстрировать больше шести карточек. В книге у Никитиных представлены всевозможные рисунки-задания для этой игры, но вы можете придумать свои варианты. В эту игру можно играть сразу с несколькими малышами, устроить оценивание, о его правилах нужно договориться заранее.

Игры с рамками Монтессори

Что такое рамки Монтессори, мы говорили выше, семья Никитиных использовала их при занятиях со своими детьми. Правда, в те времена такие рамки приходилось изготавливать собственными руками, сейчас же родители могут приобрести их в магазине.

Самое простое и любимое занятие малышей — подбирать соответствующий рамке вкладыш и вставлять его. Единственный совет Никитиных — малышам до 2 лет нужно давать по 4—5 рамок с вкладышами (имеется в виду одна фигура — одна рамка). Педагоги советуют придумывать сказочные истории, называть вкладыши чем-нибудь интересным (например, окошко и ставни в домике феи). Малыши могут соревноваться, кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки. Опять же должна существовать какая-нибудь история. Например, вот-вот пойдет дождь, и нужно скорее найти все ставенки в теремке. Можно обводить контуры рамки и вкладышей. Никитины предлагали начинать с обводки контура самой рамки. Это для малышей выполнить проще, чем обвести контуры вкладыша. Начинать лучше с таких фигур, как круг или эллипс. Самое трудное задание для малыша — обвести контур звездочки. Затем можно предложить малышу раскрасить полученную фигуру цветным карандашом. Можно усложнить это задание — сделать фигуру с двойным контуром. Вначале нужно показать ребенку, что от него требуется: нарисуйте синий круг, а внутри вкладыша — поменьше и другого цвета.

Кирпичики

Еще одна игра, предложенная Никитиными — кирпичики. С ее помощью малыши учатся работать по чертежам, читать их, у них развивается пространственное мышление. Для этой игры нужно изготовить 8 деревянных (подобрать похожие, одинаковые) или пластмассовых брусочков. Ребенку дается чертеж, по которому он должен построить модель. В дальнейшем ребенок учится делать чертежи построенной модели, конструировать новые модели и чертить их чертежи. Из кирпичиков можно строить всевозможные модели машин, дома, пароходы, мосты. Конечно же, в этой игре соблюдается принцип «от простого к сложному».

Никитины назвали свои игры развивающими, это даже не совсем игры, это, скорее, игровые занятия, благодаря которым малыши учатся думать, творить, конструировать. Они призывали родителей заниматься вместе с детьми, творить вместе с ними, придумывать свои узоры, схемы, варианты. Занимаясь с детьми по системе Никитиных, вы воспитаете талантливых детей.

Уже больше полувека система педагогического влияния на развитие детей семьи Никитиных пользуется популярностью не только среди педагогов, но и родителей на просторах бывшего Советского Союза.

Методика Никитиных основывается на главном принципе – это раннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное. Она включает в себя все периоды ранней возрастной категории, начиная от родов и заканчивая дошкольным возрастом.

Сейчас основные постулаты этой системы не вызывают удивления или непонимания у родителей, так как они уже хорошо знают или хотя бы слышали о важности раннего развития для своего малыша. А еще совсем недавно основные правила методики у многих вызывали непонимание и массовые протесты. Они базировались на том, что ее основа не уникальна, и что детей, которые воспитаны по ней и достигли во взрослой жизни определенных вершин, не так уж много.

Но факты пользы такого раннего развития говорят сами за себя. Кроме того, методика семьи Никитиных принята одной из основных детских программ развития в такой стране, как Япония. Книги автора переведены на многие языки мира и активно продаются даже в наше время, а в Германии открылся институт имени семьи Никитиных, изучающий ранее развитие.

Кем были авторы

Борис и Лена Никитины – это мама и папа из многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.

Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей.

Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.

Для жителей подмосковного поселка, где обитала многодетная семья, было странно наблюдать методику воспитания никитинских детей. В головах у них не укладывалось, как можно выпустить ребенка бегать босиком по снегу, а гимнастические упражнения, которые с легкостью выполняли их дети, были завораживающим зрелищем для них. Начиная с трех лет, ребята из семьи Никитиных уже учились читать и легко считали до десяти.

Согласитесь, такие результаты в конце 50-х годов ХХ столетия удивляли любого.

Да, Никитины нашли в себе мужество противостоять системе воспитания тех времен, и сегодня их методика или ее элементы пользуются популярностью среди молодых родителей. «Воспитание ребенка не может быть одинаковым для всех и по определенным программам», – говорил Борис Никитин, – «каждый малыш – это индивидуум, а задача родителей – поощрять его активность» – основные принципы по воспитанию детей.

Основные постулаты методики

Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении. Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.

Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.

По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:

  • чрезмерная забота и уход;
  • непрерывные занятия с ребенком;
  • лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
  • навязывать свои идеи, правила, занятия.

По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.

  • Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
  • Вторая ошибка – это заброшенность. При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет. При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности. Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи. Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Воспитательные аспекты с момента родов

Уже упоминалось, что воспитательная методика семьи Никитиных берет свое начало с периода родовой деятельности у женщины. Хотя у педагога Б. Никитина были советы о поведении будущей матери и при вынашивании. Но все же, основа воспитания начинается с родовой деятельности.

Когда Лена и Борис Никитины отправляли свою дочь в роддом, они составили целый список с просьбами к врачам и медицинским сестрам учреждения.

  • Роды без медикаментов. Применение анестезии в несколько раз ухудшает родовую деятельность и пагубно сказывается на здоровье и матери, и малыша.
  • Роды в положении полусидя.
  • Пуповина перерезается только после того, как в ней перестает пульсировать кровь.
  • Раннее прикладывание к груди. Это дает малышу спокойствие, чувство защищенности и понимание, что мама рядом.
  • Совместное присутствие новорожденного с матерью сохраняет их связь и в значительной степени успокаивает малыша.
  • Кормление по требованию. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Он сам определяет, когда ему кушать. Кстати, перед процессом кормления грудью Никитин предлагал полностью раздевать кроху, чем вовлекал его организм в способность терморегуляции.

  • Не пеленать. Отсутствие движения и контакта с окружающим миром сокращает возможности крохи познавать его.
  • Закаливание. Применение воздушных ванночек сразу же после рождения – это путь к успешному и крепкому здоровью.

Многие их этих предпосылок сегодня используются в родильных домах и значительно улучшают процесс появления малыша на свет.

Если вы решились на методику воспитания ребенка по принципам семьи Никитиных, то при правильном подходе и выполнении всех требований вы гарантируете хорошее физическое и умственное развитие своего малыша.

Содержание

Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Как выбирать кубики Никитина

Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.

Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.

Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.

Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке). Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня. Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника. Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать. Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  • Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал). Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание. Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.



Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика , или , есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Достоинства и недостатки методики Никитиных

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний