Инновационные технологии в дошкольном образовании. Инновационные технологии в доу

Главная / Фридрих Шиллер

Анна Кондратьева
Современные образовательные технологии в ДОУ

«Современные педагогические технологии в ДОУ » .

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сам термин «технология » - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья , материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология » . Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) .

Существует классификация педагогических технологий .

После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования образовательного процесса ; решать образовательные образовательной деятельности образования ; строить образовательные

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий . Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат» , поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий , позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования , адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Освоение педагогами новых - залог успешного развития личности ребенка.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий . В своей профессиональной деятельности педагоги нашего доу используют следующие технологии :

1. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

2. Игровые технологии в ДОУ :

3. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) ;

4. Технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг, направленная на развитие творческих способностей;

5. Информационно-коммуникативные технологии ;

6. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко) с целью укрепления здоровья детей;

7. При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская) .

8. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи)

9. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина)

Педагоги нашего ДОУ, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения . Сегодня мы остановимся на некоторых из них.

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья

В нашем ДОУ разработан комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни .

Федеральные государственные требования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей . Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ .

Под здоровьесберегающими технологиями понимается совокупность педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

В нашем детском саду педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии :

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая

- Технологии обучения здоровому образу жизни : Физкультурные занятия ритмика, биологическая обратная связь (БОС) .проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье» , точечный самомассаж,

Коррекционные технологии : технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.

Задачи каждой из этих групп связаны с общими задачами здоровьесьерегающего образования в нашем детском саду.

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем ДОУ отводится обучению дошкольников правильному дыханию.

В нашем учреждении специалистами и педагогами внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию : парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой, звуковое дыхание М. Л. Лазарева, дыхательный тренинг по методу биологической обратной связи А . А. Сметанкина.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений, также обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников. Важность использования нетрадиционного материала : снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением . При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Разработанные педагогами учреждения комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.

Большое внимание уделяется стопотерапии-профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Использование различного нетрадиционного оборудования позволяет прививать интерес к выполнению данных упражнений. Для достижения положительного результата упражнения включаются во все режимные моменты. Использование дорожек здоровья,массажных ковриков,собирательных тренажеров и многого другого повышают эффективность таких упражнений.

В связи с ростом гиподинамии среди детей актуальным стал вопрос включения в оздоровительную работу методики игрового стретчинга.

Применяемая методика игрового стретчинга (или, по-другому, стрейчинга) направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Движение – жизнь

Пора компьютеров настала,

Активно жить труднее стало.

И дети, словно старики

Несут до школы рюкзаки.

Движение – жизнь и красота,

Здоровый дух и цель ясна :

Беги от лени и болезней,

Спорт для здоровья – всех полезней.

Как научить, здоровым быть

И физкультуру полюбить?

А просто сделай что - то сам

И подари всё малышам.

В глазках блеск и звонкий смех –

Сколько радостей для всех.

Прыгать, бегать, в цель бросать –

Каждый хочет ловким стать.

Приходит вывод без сомнения :

«Здоровье – жизнь,

А жизнь – движение!».

"Использование игровых педагогических технологий в работе воспитателя детского сада. "

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии , формирующие активную роль обучаемого.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности : творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .

После введения Ф ГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса ; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного решения проблемы, развития личности ребенка.

Целью игровых технологий является решение ряда задач : дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б . П. Никитина, В. В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша.

Технология развивающих игр Б . П. Никитина.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. В своих книгах он предлагает развивающие игры с кубиками, кирпичиками, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка» , и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Достаточно ли игр и игрушек у нас в группе? Вполне : мягкие, пластмассовые, с атрибуты сюжетно-ролевых игр; различные конструкторы, пирамидки, застежки и шнуровки; игры дидактические и игры развивающие, игры, игры, игры. Много и разные, все они направлены только на то, чтобы маленький человечек рос и развивался.

Так что, все в порядке : каждый ребенок находит для себя достойное его занятие. Но многообразие игр не исключает того, что каждая игрушка и игра выполняет ограниченное число функций (чаще всего 2 – 3) .

Но есть одна игра, о которой следует сказать подробнее и именно из-за ее универсальности и простоты одновременно – это комплекс, содержащий набор геометрических фигур, каждая из которых может быть охарактеризована четырьмя свойствами : цветом, формой, размером и толщиной – причем в полном комплекте все эти четыре признака полностью описывают конкретную фигуру. Тонкий, большой, красный круг – лишь один, другого такого нет.

Это логические блоки Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Я использую их в своей работе уже лет 7, выпустила группу детей в обучении которых использовала логические блоки и их эталоны.

Что такое блоки Дьенеша?

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур :

а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры) ;

в)двух размеров (большие и маленькие фигуры) ;

г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры) .

Самое интересное, что в наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной.

Что развивают блоки Дьенеша?

Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение . Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму) .

С какого возраста можно играть с блоками?

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет. На практике можно давать блоки детям от 2 х. лет. Используя альбом для самых маленьких.

Для начала, я знакомлю детей с блоками. Выкладываю перед ними набор и даю детям поиграть с деталями : потрогать, перебрать, подержать в руках.

1. Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета, как эта (покажите, например жёлтую фигуру) . Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.) .

2. Дай мишке все синие фигуры, зайчику- жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

3. Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?

4. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

5. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые) . Также можно все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

6. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине) .

7. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

8. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету : красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине) .

9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.) . Также можно выкладывать фигуры так, чтобы каждая отличалась друг от друга цветом, формой, размером

10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) .

Я привела только минимум игр с этими блоками, на самом деле игр очень большое количество. Блоки использую как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.

В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты» .

Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой - то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.

Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр. Сейчас создано большое количество детских учреждений, которые работают по его технологии .

Что отличает игры Воскобовича от всех остальных?

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей :

1. Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3, и 7 лет, и школьники, т. к. к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Многофункциональность игр.

Можно решать большое количество образовательных задач Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение .

3. Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи .

4. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.

Технология решает следующие задачи :

Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

Развитие воображения , креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал .

Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы :

Игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Игры с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.

Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

Для организации игр можно использовать сказки-методики Фиолетового леса или адаптировать известные сказки. Задания ставит не взрослый, а сказочный персонаж. Сюжет может включать одну игру или комбинировать несколько знакомых игр. Игры Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также интегрировать с другими видами деятельности. Обучающая задача ставится в игровой форме. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий.

В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Развивающие технологии использую в своей работе давно, выпустила группу детей, в обучении которых использовала логические блоки и их эталоны, развивающие игры Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича. Развивающие игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

"Музыкотерапия в детском саду. "

Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами формами нарушений психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми, сверстниками, а ведь именно общение обогощает чувственную сферу.

Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что общение с музыкой детям также очень необходимо.

Музыкотерапия-одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса.

В нашем детском саду мы слушаем музыку в течении всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости времени суток, вида деятельности, настроения.

Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку., добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон- спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря.

Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.

Пробуждению помогает тихая нежная легкая радостная музыка.

Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки) и пассивную (прослушивание успокаивающей мелодии или как фон музыкальный)

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание, способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа нижесреднего. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика : Шопен "Мазурка", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодии".

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Бах "Контата 2", Бетховен "Лунная соната" и др.

Хотите спокойствия?

Расслабляющим дествием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы.

Классика : произведения Вивальди, Шуберт "Аве Мария", Брамс "Колыбельная".

Для уменьшения агрессивности и непослушания.

Классика : Бах "Итальянский концерт", Моцарт "Симфония №40", Гайдн "Прощальная симфония"

Внедрение инновационных технологий в

образовательный процесс ДОУ.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня мы поговорим об инновационных технологиях в организации процесса развития речи детей, ее коммуникативной стороне. Наша с вами задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Мы должны научить наших детей общаться

Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка (в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик (сообщение, побуждение, реакции на них), дети способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом. Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной ребенок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом.

  1. «Мы журналисты», в ходе которого дети учились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой, брать и давать интервью. Внедряя данный проект, обучение диалогической речи происходит в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой, что нашло свое отражение в представленном занятии по развитию речи в подготовительной группе «Репортаж с места события» . В занятии используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу» , где у детей формируются не только знания о профессии журналиста, но и умения задавать вопросы в определенной логической последовательности, пользоваться репликами, при помощи которых дети учатся высказывать свою точку зрения, суждения, мнения, а также реагировать на высказывания собеседника. Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик. Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями. Используя прием «Вхождение в картину», дети с помощью речевых зарисовок передают свое отношение к окружающему от лица персонажа картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством. После окончания занятия дети пообщались со взрослыми в форме интервью, что вызвало живой интерес как у детей, так и у взрослых. Данные инновационные технологии позволяют сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине

По данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное) Но все это станет результатом системы обучения родному языку, в следствии организации эффективных форм, методов и приемов, в следствии использования наиболее рациональных средств обучения.

Было бы неправильно полагать, что можно научить ребенка эффективному общению, проводя занятия или беседы 1 – 2 раза в неделю. Педагогу необходимо постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять полученную информацию и совершенствовать коммуникативно-риторические умения; ставить перед ними все более сложные задачи; постоянно создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. И эта работа не даст результатов, если проводить ее спонтанно, хаотично, нецеленаправленно, не внося проблемные ситуации в атмосферу жизни детей.

Как сделать обучение детей общению максимально эффективным? Как преобразовать абстрактные идеи в хорошо понятные зрительные и словесные ситуации? Как сформировать у детей умение общаться, т.е. ориентироваться в ситуации и умение анализировать и оценивать общение? Какие использовать организационные формы, чтобы дети больше сами говорили? Какие средства обучения позволят оптимизировать образовательный процесс?

  1. Меня заинтересовал опыт другого детского сада по организации и проведению разнообразных форм работы с использованием технических средств обучения. Они взяли такие темы:

Тема: Что такое общение . Задачи: показать, что такое общение, закреплять основные коммуникативные цели, показать значимость правил общения. Форма: мастерская, издание журнала «Собеседник», презентация рубрик и своих статей в журнале. Пресс-конференция по презентации журнала. Средства: технические средства обучения, расходные материалы: бумага, карандаши. Родителям совместно с детьми предлагается подготовить статью в групповой журнал по проблемам «слово – не воробей, вылетит - не поймаешь» (словом можно пожалеть, приободрить, обидеть и т.д.), «речевые формулы» (не забудь извиниться, как обратиться с просьбой и др.), «управляем своим голосом» (техника речи: речевое дыхание, интонация, уровень громкости и др.), «говори правильно» (правила русского языка), также можно придумать самим темы своей статьи по вопросам общения, например «говорят дети» (образец неправильной речи) и др.

Тема: Письменное общение . Задачи: показать, что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, знаков, символов). Закреплять правила речевого этикета при письменном общении. Форма: моделирование переписки между группами «Я вам пишу, чего же боле…», игра «Почта» Средства: бумага, карандаши, аудиозапись «Звуковое письмо», временная лента «от свитка до почтового конверта», технические средства обучения. Детям предлагается написать письмо друг другу, детям другой группы.

Тема: Можно ли общаться без слов ? Ты – зритель. Задачи: закреплять представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, телодвижения), формировать умение адекватно воспринимать несловесную информацию. Продолжать формировать зрительскую культуру. Форма: театр пантомимы. Средства: декорации для театра, костюмы, маски с различной мимикой, зеркало, технические средства обучения. Дети готовят этюды, театрализованные сценки.

Тема: Разговор по телефону . Задачи: упражнять в том, как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок, закреплять речевой этикет. Форма: моделирование ситуации «Вот зазвонил телефон». Средства: радиотелефон, аудио, видеозапись. Детям предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывания. Аудио, видеозапись используются для анализа речевых высказываний.

Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты». Задачи: закрепление правил общения (формула речевого этикета в ситуации прощания, обращения с просьбой, при извинении). Вести этикетный диалог. Форма: дошкольный бал. Средства: музыкальные аудиозаписи, атрибуты для «фуршета», костюмы.

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста, (см. информацию из компьютера в папке «Старший воспитатель)

Процесс развития речи детей напрямую связан с развитием интеллектуальных способностей, поэтому имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в 1 класс, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

3. Интересными, на мой взгляд, стали инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников, которые внедрил один педагогический коллектив

Исследовательский метод - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения.

Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).

Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.

Технология «Росток» (ТРИЗ-РТВ) позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и дидактическое пособие.

Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая огромное количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

(СМ. ТЕХНОЛОГИЮ ТРИЗ В Ж-ЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬ №7/ 2009, СТР.104)

Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.

С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В . Воскобовича:

«Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.

Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.

В процессе игры «Геоконт » дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб ».

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого, к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

В индивидуальной работе логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения встретила интересные методы и игровые технологии: "Волшебный клубочек " (сматывать нитку в клубок можно только после правильного произнесения слова),"Весёлый колокольчик " (логопед звонит в колокольчик при правильном произношении слогов, слов и предложений), "Шагаем по тропинке " (шаг вперёд можно сделать после правильного ответа). Обязательным условием является положительный настрой педагога и постоянное словесное поощрение ребёнка.

Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависит от особой (мнемической) деятельности, специально направленной на запоминание словесного материала, используется метод «моделирования» (использование моделей, схем, пиктограмм), который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников. С детьми заранее разрабатываются схемы (карточки) символы слов. Затем им дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети логопедической группы составляют рассказы из 8 предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием – не только развитие речи, но и памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Варианты информационных программ.

Роза.

  1. цветы. Розы бывают разного цвета в зависимости от сорта растений.

Гусь.

  1. пластинчатоклювые.
  2. пестрые яйца. Самка высиживает яйца. Для тепла прикрывает их своим пухом.

Тритон.

Мнемосхемы

  1. в красную книгу

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный педагог, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т.е. быть информационно компетентным. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс – логичный и необходимый шаг в развитии современного дошкольного учреждения. Компьютерная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия.

Использование ИКТ (информационно - коммукативных технологий) способствует росту профессионального мастерства воспитателя

(СМ. СТАТЬЮ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ» Ж.-Л ДЕТСКИЙ САД ОТ А ДО Я №4/2010 СТР.109)

МДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

(выступление на семинаре ДОУ)

Подготовила: И.А.Левашова,

старший воспитатель.

Масштабные изменения, реализуемые в системе российского образования в последние годы, обусловливают необходимость отказа от стандартизированных методологических практик в пользу новых образовательных технологий, для которых характерна вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей, творческо-поисковый компонент. - не данность времени, а необходимость, позволяющая усовершенствовать педагогический процесс, способствуя всестороннему комплексному развитию дошкольников. При этом внедрение инновационных образовательных технологий в детском саду связано с необходимостью:

  • выявления основных направлений воспитательной деятельности, требующих включения новаторского компонента;
  • определения сущности технологического обеспечения инновационных процессов и его включение в материально-техническое оснащение ДОУ;
  • систематического проектирования и последовательного внедрения качественно новых организационно-управленческих решений;
  • определения критериев оценки эффективности инновационных технологий с целью предупреждения т.н. псевдоновизны.

Инновационные технологии в ДОУ: методологическая основа и сущность

Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующих тенденциям времени, познавательным потребностям воспитанникам и ожиданиям родителей. Инновации в дошкольном образовании требуются повсеместно, при этом наравне с курсом на экспериментаторство и творческое осмысление устоявшихся образовательных традиций остро стоит проблема «псевдоновизны» - создания методологических практик и теорий, характеризующихся оригинальностью формы при посредственном содержании. В свете этого даже воспитателям с многолетним стажем практики и талантливым управленцам сложно обеспечить беспрерывную деятельность экспериментальных педагогических площадок и последовательное внедрение инноваций в работу дошкольной организаций.

Эксперты дошкольного образования сходятся во мнение, что создание и внедрение инновационных идей в системе воспитания является обязательным условием развития современного детского сада. В условиях изменения финансирования государственных учреждений, когда «деньги ходя за дошкольником», включение в повседневный распорядок новаторских организационных решений позволяет значительно повысить престиж учреждения и наметить дальнейшие направления развития.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ неизменно положительно воспринимается дошкольниками, которые ввиду психофизических возрастных особенностей с легкостью меняют виды деятельности. В свою очередь, инициативность педагогического состава нравится большинству родительской общественности, а в условиях необходимости усовершенствования механизмов взаимодействия детского сада с семьями воспитанников этот момент также является значимым.

Чтобы обеспечить последовательно внедрение новаторских педагогических решений, отличающихся значимым содержанием и подлежащим внедрению в дошкольную практику, важно отслеживать соответствие идей и проектов, находящихся на рассмотрении, ряду требований. Качественные инновации в ДОУ отличает:

  1. Концептуальность - наличие обоснованной методологической концепции, содержание которой обусловливает особенности практической реализации метода.
  2. Системность - целостность инновации, логичность и взаимосвязанность ее элементов. Отельные новаторские решения, приведенные к единому знаменателю, нельзя считать сформированной образовательной технологией нового поколения.
  3. Управляемость - возможность изменять компоненты технологии при возникновении трудностей и изменении условий. Соответствие инновации данному требованию гарантирует для воспитателей возможность ставить цели, разрабатывать задачи и последовательно реализовать стратегию с учетом индивидуального компонента.
  4. Воспроизводимость - новаторское воспитательное решение отличает возможность его повторения на должном уровне независимо от личностных характеристик педагога и изменения групповых образовательных условий.

Следует отметить, что инновационные технологии в детском саду по ФГОС не должны ограничиваться исключительно воспитательно-образовательной средой - целесообразно внедрение качественно новых решений в управленческой сфере, кадровой деятельности, порядка финансирования и ведения хозяйственной работы. Но первоочередно следует акцентировать внимание на тех системах нового поколения, которые позволяют качественно и гармонично изменить традиционный процесс дошкольного образования. К их числу относятся следующие технологии:

  1. Здоровьесберегающие, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, сознательное приобщение к здоровому образу жизни.
  2. Технологии проектной деятельности - системы практической работы, предусматривающие постановку вопроса и самостоятельный поиск ответа.
  3. Экспериментальные, познавательно-исследовательские, представляющие собой комплексные практики наблюдения за отдельными явлениями, изучение свойств предметов с последующим формулированием общих выводов.
  4. Информационно-коммуникационные, реализуемые посредством включения в перечень дидактических средств компьютерной техники, «умных» гаджетов.
  5. Личностно-ориентированные - техники адаптации условий группового воспитательного процесса под конкретности каждого ребенка с учетом индивидуальных проявлений его личности.
  6. Игровые, призванные сберечь и закрепить главный метод познания мира, характерный для детей дошкольного возраста, - через игру и творческое экспериментаторство, в увлекательной форме

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в детском саду

В условиях постоянного ухудшения экологической ситуации и роста показателей приобретенных хронических заболеваний здоровье дошкольников и нации в целом является одним из ключевых приоритетов государственной политики. Внедрение здоровьесберегающих инноваций в ДОУ позволяет перейти от практики простого лечения болезней к эффективной профилактике, последовательно обеспечивая высокий уровень реального здоровья малышей и приобщая их к ведению здорового образа жизни. Концептуально включение в воспитательный процесс здоровьесберегающего компонента призвано обеспечить становление осознанного отношения детей к здоровью, общего понимания простых психофизических процессов и факторов, влияющих на самочувствие. Ежедневно приобщаясь к профилактическим практикам, объединяющим теоретическую и практическую составляющую, дети дошкольного возраста учатся принципам самостоятельной защиты и укрепления здоровья, что создает предпосылки для дальнейшей педагогической работы по развитию глубинной валеологической компетентности граждан.

К инновационным здоровьесберегающим технологиям и методикам в ДОУ можно отнести следующие формы организации воспитательной работы:

  • физкультурные занятия, утренняя гимнастика (традиционная, звуковая, дыхательная), физкультминутки, разминка после дневного сна;
  • организованные подвижные игры в групповом помещении и во время прогулок на улице;
  • физкульт-прогулки, спортивные досуги, дни здоровья;
  • закаливающие и профилактические процедуры.

Группы инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС (с примерами)

Группы инновационных здоровьесберегающих технологий Примеры Рекомендации по проведению
Технологии сохранения и укрепления здоровья

Стретчинг - комплекс упражнений, направленных на укрепление мышечного тонуса за счет последовательного контролируемого растяжения отдельных групп мышц.

Занятия стретчингом показаны детям с вялой осанкой, мышечной слабостью, плоскостопием.

Возрастные ограничения: с детьми средних, старших и подготовительных групп.

Место: в групповой или музыкальной комнате после предварительного проветривания, со спокойным музыкальным сопровождением.

Длительность занятий: не более 2 занятий в неделю длительностью до 30 минут, через полчаса после приема пищи.

Динамические паузы - проводятся с дошкольниками разных возрастных групп во время НОД, обучающей игровой деятельности с целью профилактики утомления.

Длительность - до 5 минут.

Подвижные игры - организуются ежедневно с малышами всех возрастов во время прогулок, занятий в групповой комнате и спортивном зале. Содержание игр корректируется с учетом возрастных особенностей воспитанников. Допускается использование элементов спортивных игр.
Пальчиковая гимнастика - целевая развивающая программа, нацеленная на совершенствование мелкой моторики, рекомендована всем детям, в особенности с патологиями речевого развития.

Организуется с детьми младшего школьного возраста и старше в индивидуальном или групповом порядке.

Время проведения - на усмотрение воспитателя.

Дыхательная гимнастика - тренинг-комплекс, нацеленный на улучшение дыхательной функции, профилактику респираторных заболеваний, улучшение когнитивных способностей.

Занятия организуют после сквозного проветривания помещения в рамках физкультурно-оздоровительной работы.

Зарядка для глаз способствует укреплению мышц глазного яблока, профилактике близорукости, что особенно актуально в условиях систематического (и часто бесконтрольного) использования гаджетов.

Проводится с воспитанниками, начиная с младшей группы, в свободное время.

Длительность сеанса - 3-5 минут.

Корригирующий тренинг - является важной частью целевой физкультурно-оздоровительной работы, проводится с учетом группы здоровья и рекомендаций ответственного медработника. Во время занятий физкультурой, индивидуально или в группах, не более 10 минут.
Релаксация - методика, использование которой способствует тренировке естественных механизмов расслабления, снижению тревожности, возбудимости, агрессии.

Подходит для детей разных возрастных групп.

Релаксацию можно проводить в любом помещении, где есть возможность обеспечить музыкальное сопровождение (звуки природы).

Инновационные методы обучения дошкольников здоровому образу жизни Физкультурные занятия, предусмотренные программным содержанием.

Проводятся 2-3 раза в неделю с детьми:

  • раннего возраста (длительность занятия - не более 10 минут;
  • младшей группы (15-20 минут);
  • средней группы (20-25 минут);
  • старшей и подготовительной групп (25-30 минут).

С самыми маленькими воспитанниками следует заниматься в групповом помещении, с детьми младшего дошкольного возраста и старше - в музыкальном или спортивном залах после предварительного проветривания.

Проблемно-игровые - досуговые виды физической активности, включаемые педагогом в общий воспитательный процесс. Это могут быть игротренинги, игротерапия. В свободное время, длительность и порядок проведения определяется ответственным воспитателем с учетом возраста дошколят.
Коммуникативные тематические игры - беседы на тему здоровья, викторины, конкурсы.

Проводятся с детьми старшего возраста 4-6 раз в месяц.

Коммуникативные игры строятся по определенной схеме, призванной обеспечить максимальную активность дошкольников.

Точечный массаж - техника воздействия на активные точки организма для активизации иммунных процессов.

Массаж выполняется под строгим контролем педагога и медицинского работника.

Коррекционное инновационные технологии здоровьесбережения Музыкотерапия - вспомогательная часть комплекса физического воспитания, способствующая обучению детей чередовать периоды активности с периодами расслабления. Рекомендовано проведение 2-4 целевых занятий в месяц с дошкольниками всех возрастных групп, использование музыки во время оздоровительной и профилактической работы.
Сказкотерапия, цветотерапия - воспитательные методы, направленные на укрепление эмоционального интеллекта малышей, снижение общего уровня тревожности.

Инновационные тренинговые технологии реализуют с детьми старшей и подготовительной группы.

Примерами инновационных изменений в сфере здоровьесбережения является обучение дошколят закаливанию и внедрение в воспитательный процесс соответствующих процедур. Контролируемое воздействие на организм температурными факторами способствует активизации естественных защитных механизмов, что особенно важно в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Практика закаливания не является новой в дошкольной образовательной практике, но ее грамотное переосмысление дает возможность обеспечить заметный оздоровительный эффект и добиться поставленных целей. При внедрении инноваций по данному направлению следует позаботься о реализации следующих принципов:

  1. Гармоничность. Закаливающие мероприятия должны быть согласованы с режимными моментами, являясь их значимой составляющей.
  2. Систематичность - необходимо регулярная тренировка организма с сохранением положительного настроя детей.
  3. Учет индивидуальных факторов и показателей здоровья. Если дошкольник категорически не хочет принимать участие в закаливающих процедурах, не следует принуждать его.
  4. Последовательность. Интенсивность температурного воздействия должна увеличиваться постепенно.

Новые технологии проектной деятельности в ДОУ

К числу примеров инноваций , наиболее успешно реализуемых в ДОУ с учетом ФГОС , относятся проекты - проблемные воспитательные задачи, участие в реализации которых обеспечивает формирование широкого круга компетенций дошкольников - от расширения познаний об окружающих предметов и явлений до развития навыков слаженного командного взаимодействия. В условиях стремительного технического прогресса, когда происходит обесценивания стандартных образовательных техник, одним из главных условий успешного школьного обучения, к которому готовят воспитанников в детском саду, становится готовность самостоятельной постановки задач и их решения. Более того, участие в проектной деятельности положительно сказывается на развитии речи, творческих способностей, формировании адекватной самооценки, а также стимулирует расширение природного познавательного потенциала воспитанников. Именно поэтому включение метода проектов в перечень часто используемых педагогических технологий является оптимальным вариантом качественного внедрения инноваций.

Особенностью проектной деятельности в условиях детского сада является:

  1. Необходимость акцентирования внимания на одной образовательной задача. Один проект - одна проблема, которая должна быть простой и осязаемой для воспитанников определенной возрастной группы (например, создание мини-музея, для которого нужно подготовить тематические экспозиции по заданным алгоритмам).
  2. Постановка задачи проекта всецело лежит на воспитателе ввиду неспособности детей дошкольного возраста выделить противоречия в окружающей картине мира.
  3. Деятельность ответственного педагога и воспитанников выстраивается по принципу активного сотрудничества. К поисковой работе рекомендуется привлекать представителей семей - с этого можно начать введение инноваций в работе с родителями в ДОУ . Большинство мам и пап положительно относятся к таким новшествам, способствующим высокому уровню вовлеченности взрослых в процесс воспитательной работы, открывающим новые возможности для расширения имеющегося педагогического опыта.
  4. Разработка содержания проектов с учетом интереса дошкольников. Навязанные идеи не позволят добиться высоких результатов, в то время интеграция в воспитательный процесс героев любимых мультфильмов, элементов современных технологий обеспечит повышение познавательной деятельности малышей.

Конструктивно образовательные проекты различаются не только по тематике, но и продолжительности (кратко- и долгосрочные), количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, семейные), приоритетному методу деятельности (поисковые, творческие, игровые), что гарантирует педагогу дошкольного образования широкий выбор возможности для ведения инновационной проектной деятельности на уровне группы или детского сада

Дети познают мир в ходе исследований, начиная с неосознанного тактильного знакомства с окружающими предметами и постепенно переходя к осмысленному экспериментированию. Применение инновационных методов обучения добиться глубокого осознания сути предметов и явлений дошкольниками, поскольку знания, полученные в рамках личностных открытий, являются наиболее значимыми и запоминающимися.

Чтобы добиться высокого уровня вовлеченности детей в познавательно-исследовательскую деятельность, распространенными методами которой являются наблюдения, опыты, трудовые поручения, беседы, эксперименты с моделированием ситуаций, рекомендуется строить занятия данной направленности согласно следующему алгоритму:

  1. Дети, направляемые воспитателям, выделяют простейшую проблему и предлагают пути ее решения (например, тонет ли камень в воде).
  2. Предложенные варианты коллективно проверяются (в ходе эксперимента несколько камней погружают в емкость с водой).
  3. Малыши делают вывод, полученные результаты применяются к новым данным (камни тонут в воде).

Современные инновационные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании

В последние годы современные инновационные ИК-технологии занимают главенствующую позицию в дошкольном образовании : они широко применяются для организации непосредственной воспитательной и методической работы. Педагоги, успешно овладевшие азами компьютерной грамотности, могут открыть для воспитанников широкий круг возможностей, и дело не ограничивается исключительно показом презентаций и обучающих роликов. В условиях огромного выбора локальных развивающих программ родителям очень сложно выбрать те, которые в полной мере отвечают возрастным и образовательным потребностям ребенка. Получение компетентного мнения по данному вопросу позволяет создать оптимальные условия для активного возрастного развития малышей, создает предпосылки для установления продуктивного взаимодействия детского сада с представителями семей, повышает престиж воспитателя в глазах родителей.

Отдельного внимания заслуживает практика использования в ДОУ интерактивной доски - уникального образовательного инструмента, который, к большому сожалению, остается малодоступным ввиду высокой стоимости. Альтернативой остается использование компьютера, позволяющего решать увлекательные образовательные задачи в игровой форме и неизменно вызывающего повышенное внимание детей. При условии наличия краткосрочного доступа к ПК и проведении незначительной подготовительной работы целесообразно вносить инновационный компонент в традиционный образовательный процесс, организовывая групповой просмотр обучающих видео, анимации, моделирующей реальные жизненные ситуации и позволяющей изучать свойства отдельных предметов и явлений, прослушивание музыкальных произведений. Главное условие внедрение ИКТ в детском саду - соблюдение режима компьютерной безопасности, популяризация основ которой является еще одним направлением для взаимодействия с родителями.

Личностно-ориентированные инновационные технологии в ДОУ

В условиях последовательной гуманизации педагогики повышенное внимание к личности ребенка является базовым постулатом, соблюдению которого способствует внедрение личностно-ориентированных инновационных технологий в ДОУ . Индивидуализация воспитания через изменение роли дошкольника - от объекта воспитания до самостоятельно мыслящего, активного субъекта - обусловливают возможность создания в группе и учреждении в целом бесконфликтной среды, одинаково комфортной и для малышей, и для педагогов. Мировая практика доказывает, что психологическая безопасность ребенка благотворно сказывается на уровне познавательной активности, инициативности, позволяет воспитывать всесторонне развитых, толерантных, творческих ребят, демонстрирующих уважительное отношение к взрослым и сверстникам.

В рамках инновационной личностно-ориентированной педагогики целесообразно выделить следующие технологии:

  • гуманно-личностные, в полной мере представленные такими программными разработками: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество»;
  • технологии активного сотрудничества, в рамках которых воспитательный процесс строится при соблюдении равенства ролей воспитателя и дошкольников, их равноценных прав и обязанностей;
  • технологии свободного воспитания, предусматривающие передачу инициативе по принятию ряда решений малышам. Регулярно осуществляя выборы, влияющие на особенности жизнедеятельности, дошкольник учится осознавать последствия своих поступков и нести ответственность за принятые решения.

Успешными примерами внедрения инновационных личностно-ориентированных технологий в образовании в ДОУ по ФГОС является изменение содержания ключевых режимных моментов. Так, утренний сбор, который большинство воспитателей воспринимают исключительно как организационный момент, можно использовать как отправную точку в распорядке дня, позволяющую создать предпосылки для доверительного общения и установления комфортного микроклимата в детском коллективе. Педагог, поощряя детей к рассказу об отдельных событиях, впечатлениях, эмоциональных переживаниях, активизирует механизмы межличностного общения, учит малышей выражать свое отношение к той или иной ситуации, проявлять терпимость, внимательность по отношению к сверстникам, анализировать собственный жизненный опыт и отстаивать свои суждения, что обеспечивает высокий уровень индивидуализации воспитания.

Инновационные игровые технологии в ДОУ по ФГОС

Игра является основным способом знакомства с окружающим миром, поэтому по ФГОС инновационные игровые технологии в ДОУ должны оставаться основой воспитательной деятельности. Организованная игровая активность несет большой познавательный потенциал - в числе игр следует выделить те упражнения, которые позволяют дошкольникам:

  • выделять отдельные признаки предметов, проводить простейшую классификацию («Найди лишнее», «Съедобное-несъедобное»);
  • действовать в соответствии с заданными правилами, знакомясь с принципами социального взаимодействия (сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «День Рождение»);
  • отличать вымысел от реальности (творческие игры);
  • развивать коммуникативные навыки, скорость реакции, внимательность (подвижные игры, игры на смекалку).

Важной составляющей инновационной игровой технологии является ТРИЗ - теория решения изобретательных задач, при помощи которой педагог может представить сложный для восприятия материал в форме, доступной для осознания воспитанниками. Методология ТРИЗ педагогики предусматривает возможность эффективного обучения детей любого возраста и располагает широким выбором различных техник, что создает оптимальные условия для внедрения инноваций в систему дошкольного образования с учетом регионального фактора.

Использование инновационных технологий в ДОУ по ФГОС на базе экспериментальных образовательных площадок

В условиях необходимости последовательного внедрения инновационных образовательных технологии в ДОУ логичным шагом для дошкольной организации является получение статуса экспериментальной площадки, что гарантирует широкие возможности для внедрения новаторских организационных, методических, педагогических решений и активизации взаимодействия с родителями. Присвоение статуса федеральной инновационной площадки осуществляется согласно следующему алгоритму:

  1. ДОУ не позднее 1 сентября подает заявку в координационный орган по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее – Координационный орган), который формируют представители Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, заинтересованные представители органов федеральной и исполнительной власти субъектов РФ, по согласованию - члены профильных научных и общественных организаций.
  2. Заявки направляются в экспертную организацию (определяется на конкурсной основе Минобрнауки РФ), которая на основании анализа заявки разрабатывает заключение.
  3. Координационный орган получает заключения не позднее 1 декабря и на их основании представляет в Минобрнауки предложение о присвоении (или отказе от присвоения) ДОУ статуса экспериментальной площадки. В случае получения отрицательного ответа по заявки детский сад имеет право подавать повторное прошение не ранее, чем через год.
  4. На уровне Минобрнауки утверждается перечень инновационных образовательных площадок, по истечению срока реализации которых принимается решение об их упразднении или пролонгации деятельности.

Получение статуса экспериментальной площадки значительно повышает статус учреждения, позволяет не только обеспечить систематическое использование инновационных технологий в ДОУ по ФГОС , но и привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Вместе с тем без должной методической поддержки обеспечить последовательную работу по направлению сложно, поскольку для одних воспитателей внедрение новаций может стать проблемой из-за отсутствия ряда компетенций, а у других вызовет сложности по вопросам грамотного переосмысления имеющегося педагогического опыта. Чтобы добиться качественного, а не формального обновления порядка оказания воспитательных услуг и сопутствующей деятельности важно внедрять инновации в образовании комплексно, что возможно только при условии совместной слаженной работы воспитателей, методистов и административного состава ДОУ.

Эмма Мачукова
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций .

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.) . А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология , в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий ,

применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

Здоровьесберегающие технологии ;

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

Развивающие технологии ;

Коррекционные технологии ;

Информационно-коммуникационные технологии ;

Личностно-ориентированные технологии ; игровые технологии .

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей :

Они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом : контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

Они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов - например, хатха-йоги;

Они могут знакомить с культурой здоровья;

Они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

Они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-) .

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются :

по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом :

1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3. «Повествовательные» , посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. «Конструктивные» , направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы : построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает , кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как : постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

Наблюдения;

Дидактические игры;

Моделирование ситуаций;

Трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение» . Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды : сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ . Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями , как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

Которые помогают выделять характерные признаки предметов : то есть учат сравнивать;

Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

Которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

Которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Результатом инновационного процесса являются качественные изменения среды, которые происходят после внедрения в нее принципиального нового компонента. Технология представляет собой совокупность приемов, применяемых в определенном ремесле или деле. Инновационные технологии в детском саду предусматривают создание и применение в работе современных приемов и компонентов для модернизации образовательного процесса.

Инновационные технологии внедряются для решения существующих проблем, повышения качества образовательных услуг, удовлетворения запросов родителей, получения конкурентных преимуществ перед другими ДОУ.

Для достижения этих целей педагоги разрабатывают уникальные модели по воспитанию малышей. При этом используется методический инструментарий, приемы и способы обучения, которые соответствуют принятой модели. Инновации предусматривают не только разработку новых программ, но также управленческую деятельность, работу с кадрами, взаимодействие с родителями и прочее. Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС, требования к ним Современные образовательные технологии в ДОУ должны реализовывать основную концепцию ФГОС - формирование всесторонне развитой личности, причем воспитатель является не руководителем, а помощником.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ по ФГОС должны стимулировать у детей: познавательную активность, стремление решать творческие и интеллектуальные задачи; коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми; понимание собственных чувств, способностей, действий; навыки рефлексии. Инновационные технологии, применяемые в детском саду, должны соответствовать таким требованиям: концептуальность - воспитательный процесс базируется на конкретной научной концепции; системность - технологии должны обладать признаками системы, то есть быть логичными, целостными, состоять из взаимосвязанных элементов; управляемость - педагог должен понимать поставленные цели, получить возможность планировать процесс обучения и вносить в него коррективы; воспроизводимость - технология не должна терять свою эффективность, если ее применяют разные педагоги; эффективность - результаты и затраты, получаемые вследствие применения технологии, должны быть соотносимыми.

Виды инновационных технологий в ДОУ

В работе воспитателей в ДОУ могут использоваться инновационные технологии таких основных видов: здоровьесберегающие, относящиеся к проектной деятельности, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые. Рассмотрим каждый из этих видов подробнее. Особое место среди всех педагогических технологий занимают здоровьесберегающие. Их целями являются укрепление уровня реального здоровья детей, воспитание валеологической культуры и компетентности. Инновационные технологии в детском саду в направлении сохранения здоровья детей можно разделить на три подгруппы: сохранение и стимулирование здоровья – стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, ортопедическая гимнастика, корригирующая гимнастика; обучение здоровому способу жизни - занятия по физкультуре, проблемно-игровые упражнения, коммуникативные игры, точечный самомассаж; коррекционные - сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, цветотерапия, закаливание. Анализ работы по использованию инновационных технологий в ДОУ показывает, что проекты являются мощным инструментом развития творческой и исследовательской деятельности детей, познания окружающего мира на основании личного опыта, улучшения коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми. Детские проекты могут быть творческими, информационными, приключенческими, исследовательскими, практическими. Они реализуются ребенком самостоятельно, в группе, с привлечением воспитателя или семьи. Проектную деятельность можно разделить на такие виды: повествовательная - транслирование впечатлений и эмоций через рассказ, музицирование, рисование, лепку; игровая - групповые, театрализованные представления, танцы; конструктивная - создание полезных вещей; экскурсионная - знакомство с природой и окружающим миром. Информационно-компьютерные технологии находят свое применение как в работе педагогов, так и в построении воспитательного процесса. Детям интересен компьютер, он помогает поднять актуальные вопросы, легче обучить новому, смоделировать определенные ситуации, подготовить визуальный фон для познавательного занятия. Существует множество компьютерных программ для занятий с детьми. Одними из главных преимуществ такого способа работы выступает индивидуализация: ребенок занимается в собственном ритме, проявляет свои творческие способности и повышает уверенность в своих силах, когда видит прогресс. Личностно-ориентированные инновационные технологии в ДОУ в работе воспитателей выступают альтернативой классическому подходу и призваны создать благоприятные условия для развития и реализации творческого потенциала воспитанников. Целью образовательного процесса является развитие личности ребенка. Здесь можно выделить такие подгруппы: гуманно-личностные технологии реализуются, например, путем создания комнат психологической разгрузки, и позволяют особенным детям успешно адаптироваться в среде ДОУ; технологии сотрудничества предусматривают равенство, демократизм, партнерство при построении взаимоотношений ребенка и педагога; технологии свободного воспитания предполагают предоставление ребенку самостоятельности при решении задач, развивая навыки достижения результатов, исходя из внутренних побуждений, а не внешних воздействий. Как показывают отчеты по внедрению инновационных педагогических технологий ДОУ, игровые технологии являются одними из наиболее действенных. Они предусматривают использование комплекса игр, которые формируют умение систематизировать, обобщать и характеризовать предметы, отличать правду от вымысла, развивают смекалку, скорость реакции, психические процессы, фонематический слух и пр. Инновационные игровые технологии развивают воображение, внимательность, креативность, наблюдательность, логическое мышление, эмоционально-образное восприятие, дают базовые представления об окружающем мире. Инновационные игровые технологии в ДОУ К сожалению, по ряду причин игры все чаще вытесняются из образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Однако игра является базовой потребностью ребенка и поэтому не может быть изъята из воспитательного процесса. Когда речь идет об инновационных игровых технологиях в ДОУ по ФГОС, то мы говорим об обширной группе методов, которые реализовываются в форме педагогических игр. От обычной игры педагогическая отличается рядом признаков, в том числе, четкой целью и соответствующим педагогическим результатом, а также выраженной учебно-познавательной направленностью. Согласно ФГОС выделяют такие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. По каждому из этих направлений следует применять инновационные игровые технологии. В рамках социально-коммуникативного развития используются игровые тренинги, сюжетно-ролевые и театрализованные игры. Это позволяет добиться исходных целей: усвоения ценностей и норм в обществе, развитие взаимодействия со сверстниками и взрослыми, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности. Познавательное развитие предусматривает укрепление познавательной мотивации, любознательности, творческой активности, воображения, формирование первичных представлений о себе. Для этого используются обучающие игры, игры, направленные на развитие познавательных способностей, создание проблемных игровых ситуаций, закрепление полученных знаний. Игровые технологии как часть речевого развития включают обогащение активного словаря, построение правильной монологической и диалогической речи, развитие интонационной и звуковой культуры речи, знакомство с литературой, создание предпосылок для обучения грамоте. В рамках художественно-эстетического развития происходит тренировка ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, природы. Физическое развитие необходимо для приобретения опыта в таких видах деятельности, которые помогают укрепить и сохранить здоровье, совершенствовать координацию движений и пр. Инновационные игровые технологии в ДОУ по ФГОС помогают добиваться целей в рамках этих направлений, при этом не теряя мотивации воспитанников. Когда речь идет об инновационных технологиях в образовательном процессе, не стоит забывать о профессионализме воспитателя. От него требуется внедрение новых методов работы и освоения новых профессиональных навыков. Воспитатель должен определить природные склонности каждого ребенка, раскрыть и проанализировать их, построить правильные взаимоотношения с воспитанниками. Для этого требуется постоянно повышать компетентность педагогов, совершенствовать их организаторские и исследовательские способности. Для развития инновационных технологий в ДОУ можно проводить мастер-классы, которые помогут постоянно совершенствоваться как личность и как профессионал.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний