Занятие в средней группе буква а. «Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: «Звук и буква Н

Главная / Иван Бунин

Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка»
Тема: Звук [Н] и буква Н
Цель: знакомство детей со звуком и буквой Н.
Задачи:
коррекционно-образовательные цели:
- ознакомление с артикуляцией звука [Н];
- формирование навыка выделения конечного и начального звука [Н] из слов; - формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [Н];
- формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [Н];
- деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги.
- знакомство с буквой Н;
- конструирование и печатание буквы Н;
- чтение обратных и прямых слогов с буквой Н;
- чтение двусложных слов с буквой Н;
- узнавание буквы Н в словах.
коррекционно-развивающие цели:
- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
коррекционно-воспитательные цели:
-воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Рассказывание логопедом стихотворения.
Логопед кладет перед каждым ребенком открытый на с. 20 букварь.
Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.
Нос в веснушках у Наташки,
Наша Ната - первоклашка.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [н]?
Дети. Нос, Наташки, наша, Ната.
Логопед. Правильно. А в каком еще слове есть звук [н]?
Дети. Веснушки.
Логопед. Верно.
II. Основная часть:
Упражнение «Подними флажок».
Логопед предлагает детям пока закрыть буквари.
Логопед. Произнесите звук [н]. Почувствуйте, как воздух проходит через нос. Попробуйте зажать нос и произнесите звук еще раз. Не получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?
Дети. Это согласный звук. Его нельзя петь.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Воздух проходит через нос. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [н]?
Дети. Синим кружком.
Логопед. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [н] от других звуков. (Раздает детям цветные флажки.) Я буду говорить, а вы будете поднимать сигнал, если услышите звук [н]: н, а, т, н, п, у, п, н, ау, ин, ун, оп, слон, нос, стук, банан.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично. Вы были очень внимательными.
Упражнение «Что получится?»
Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.
Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук - [н], что получится?
Дети. Ан.
Логопед. Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким - звук [н]?
Дети. Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука |н] - синий.Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске.
Логопед. Если я произнесу [о], потом [н], что получится?
Дети. Он.
Логопед. Обозначьте звуки кружками, выложите схему.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [н], потом - [у], что получится?
Дети. Ну.
Логопед. Выложите схему.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [на], потом - [та], что получится?
Дети. Ната.
Логопед. Молодцы.
Работа по букварю.
Логопед убирает контейнеры с кружками и предлагает детям открыть буквари.
Логопед. Посмотрите на левую страничку. Вы видите буквы
Н, н. Почему они синего цвета?
Дети. Они согласные.
Логопед. Верно. Из скольких палочек состоит буква Н?
Дети. Из трех.
Логопед. Правильно. Пройдите к доске и сложите букву Н из магнитных палочек.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Давайте поможем девочке Наде найти на столе и стуле все предметы, названия которых начинаются со звука [н].
Дети. Нож, ножницы, носок.
Логопед. А еще наперсток. Видите, он лежит на стуле. Его надевают на палец, когда шьют. А на столе в вазе стоят нарциссы. Посмотрите, какие это красивые цветы. Теперь посмотрите на соседнюю страничку. Вы видите букву Н, которую сложили из палочек и из бумаги. Дома вы попробуете сложить такую же букву. А сейчас давайте почитаем слоги в зеленой рамке.
Дети. ан, ун, он, ин, на, ну, но, ни.
Логопед. Теперь будем читать слова. Дуги под ними будут вам помогать. Они показывают, как правильно соединять буквы при чтении. Давайте попробуем прочитать слова.
Дети. Он, она, они, нота, Ната, Нина.
Логопед. Посмотрите, как выглядит нота. Это знак для записи музыки. Прочитайте еще раз подпись под картинкой.
Дети. Нота.
Логопед. А теперь посмотрите на другую картинку. Мы видим двух девочек. Давайте прочитаем, что там написано.
Дети. Тут Ната и Нина.
Логопед. Молодцы! Следующую страницу букваря вы рассмотрите дома с мамой и поиграете в игры, которые на ней есть. (Собирает буквари.)
Подвижное упражнение «Ракета».
Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.
А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете. На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки
вверх, сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
Работа в тетради №3.
Логопед приглашает детей к столу и раздает им открытые на с. 14 тетради, ставит на стол контейнер с простыми и цветными карандашами.Логопед. На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Н, н. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их?
Дети. Синим.
Логопед. Почему?
Дети. Буква Н - согласная.
Логопед. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.
Логопед. Какие предметы нарисованы у вас в тетради?
Дети. Ноты, ножницы, нарцисс.
Логопед. Я очень рада, что вы запомнили слова «нарцисс», «нота». С какого звука начинаются эти слова?
Дети. Со звука [н].
Логопед. Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые каран¬даши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала пишу одну палочку сверху вниз, рядом другую и соединяю их перекладиной посередине. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.
Дети пишут строчку буквы Не тетради, логопед оказывает им помощь. Логопед убирает тетради.
III. Итог:
Логопед. Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?
Дети. Мы познакомились с буквой Н и узнали, что она согласная.
Логопед. Какие слова на звук [н] вы запомнили?
Дети. Нарцисс, нота, Ната, носок, ножницы, нож.
Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе!

Цель:

Формирование у детей фонематического восприятия. Профилактика письменной речи.

Задачи:

а/ коррекционно-развивающие:

— развитие аналитико-синтетической деятельности на уровне звук – буква, звук – слог, звук – слово;

— активизация пассивного словаря детей;

— развитие фразовой речи;

— развитие тонкой ручной, общей артикуляционной и мимической моторики;

— развитие конструктивного праксиса;

— развитие концентрации внимания и произвольного ее переключения;

— развитие долговременной оперативной памяти (зрительной, тактильной, слуховой);

— развитие коммуникативной функции речи;

— развитие темпо-ритмической координации движений;

— совершенствование пространственных ориентировок (в собственном теле, на листе).

б/ воспитательно-образовательные:

— расширение знаний, представлений о предметах;

— воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения., воображения, познавательной активности;

— формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал:

— фотографии детей с различными эмоциональными состояниями

— зеркала на каждого ребенка

— кукла Незнайка

— предметные картинки: цветы, кактусы, машины, пылесосы, столы, шорты

— игрушки: часы, весы, крышка, мыло, мыльница, карандаши

— кружочки синего и красного цвета

— замок красного цвета

— иллюстрация к книжке К.Чуковского «Бармалей»

— фасоль с буквами в ящичках

— манка на подносах

— буквы Ы, перевернутые буквы Ы

— медали от Незнайки.

Предварительная работа:

— артикуляционная гимнастика;

— чтение рассказов Н.Носова о Незнайке;

— игры и упражнение на составление предложений по словосочетаниям;

— игры и упражнения на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными.

I . Организационный этап.

Дети здороваются друг с другом:

— спинкой;

— мизинчиком левой руки;

— носочком правой ноги;

— правой рукой.

II. Сообщение темы.

Приход Незнайки. Он предлагает детям отправиться в Цветочный город.

«Вокруг себя повернитесь и в Цветочном городе очутитесь»

Сначала дети удивились (представляют, что увидели Цветочный город), обрадовались (поиграли с человечками), опечалились (надо возвращаться), спокойное (возвратились в детский сад).

Дети показывают эмоциональное состояние с зеркалами.

Незнайка : Вокруг себя повернитесь и в детском саде очутитесь. Ребята, я принес вам фотографии. Посмотрите на лица ребят, какие они разные. Помогите мне разобраться.

Дети называют эмоциональное состояние детей изображенных на фотографиях: радостн ы й, сердит ы й, печальн ы й, огорченн ы й, серьезн ы й, весел ы й.

Педагог : Какой одинаковый звук слышится во всех словах?

Дети: Звук «Ы».

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустических признакам.

Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук ы-ы-ы-ы. Ниточка длинная или короткая? (Длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук «Ы» мы можем петь, тянуть. Возьмите зеркало, посмотрите (показ фото) рот приоткрыт, губы слегка растянуты, язычок за нижними зубками, воздуху ничего не мешает выходить изо рта. Значит звук «Ы» какой: гласный или согласный? (Гласный) Почему? Каким цветом мы его обозначим? (Красным). В каком замке он будет жить? (В красном).

Дети нажимают на красный кружок и произносят ы-ы-ы-ы.

Незнайка предлагает показать, как раскачиваются деревья, когда дует ветер (поднять руки вверх, покачать ими и произнести ы-ы-ы).

IV. Развитие слухового внимания.

Игра «Поймай звук»

Педагог произносит ряд звуков, слогов — дети хлопают в ладоши, услышав звук «Ы».

V. Произношение звука «Ы» в слогах. Анализ и синтез слогов.

Незнайка : «Даю» вам звук «В» и звук «Ы». Какой слог получился? (Вы). Какой слог получится, если вы «возьмете» звук «М», а я «дам» вам еще звук «Ы» (Мы). А если к звуку «Т» «придет» звук «Ы»? (Ты). Произнесите эти слоги вместе, какое слово получилось? (ВЫ-МЫ-ТЫ).

Какой первый звук в слоге ПЫ? (Звук «П»). Второй? (Звук «Ы»). Обозначьте слог ПЫ кружочками.

VI. Произношение звука «Ы» вы словах.

Незнайка показывает детям фотографии и предметы. Дети называют их, выделяя голосом звук «Ы»: часЫ, весЫ, цветЫ, кактусЫ, машинЫ, пылесосЫ, мЫло, столЫ, крЫшка.

Определяется позиция звука «Ы» в данных словах. Незнайка шепчет (подсказывает) неправильно. Правило: Звук «Ы» не бывает в начале слова!

Незнайка предлагает детям самим придумать слова со звуком «Ы», а он скажет его местонахождение. Загадывает загадку: Отгадайте мое любимое угощение, сладкое. В этом слове первый звук «К», последний «Ы». Что это? (Конфеты).

Игра

Незнайка говорит неправильно, дети эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибки, найти правильный ответ.

VII. Физкультминутка «Мартышки» под музыку. (Включить магнитофон)

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Языки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Оттопырим ушки,

Ногу поднесем ко рту,

Хвостик на макушку.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я «раз, два, три»-

Все с гримасами замри!

Раз, два, три.

VIII. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

Незнайка спрашивает какие бывают часы: на руках… (наручные), на стене… (настенные), на улице… (уличные), на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины), перевозят грузы… (грузовые машины). Закрепить правило: Звук «Ы» может стоять только в середине или конце слова и никогда в начале слова.

Незнайка показывает предметы: мыло, мыльница, карандаши, шорты, цветы. Для чего они нужны?

Составление предложений детьми.

Незнайка предлагает детям договаривать слова в стихотворении К.Чуковского «Бармалей». Выставляется иллюстрация к сказке.

В Африке… акулы,

В Африке… гориллы,

В Африке большие злые… крокодилы.

Дети изображают названных животных.

Гимнастика для глаз.

X. Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквой «Ы».

А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой, увы.

А.Шибаев

— Какие элементы вы заметили в букве «Ы»? (Две палочки и полуовал). Встаньте по три человека. Догадайтесь, как можно изобразить букву «Ы».

— Незнайка просыпал фасоль, в ней надо найти букву «Ы» — обследуют букву пальчиками.

— Письмо на манке (на подносах).

— Показать правильную «Ы» и перевернутую.

— Оценка: «Как живешь?»

— Итог : С каким звуком познакомились? Какой это звук? В каком замке поселился?

Незнайка дарит детям меди с веселым выражением лица.

Программные задачи:

  • коррекционно-образовательные : закрепление у детей правильного произношения звуков С, Сь в словах, слогах и предложениях; расширение глагольного словаря, словаря прилагательных; совершенствование синтаксического строя речи (умения строить простые предложения);
  • коррекционно-развивающие : развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ассоциативного мышления, сенсорных ощущений;
  • коррекционно-воспитательные : воспитание самоконтроля за речью, формирование положительной установки на занятие, доброжелательных отношений, навыков взаимодействия.

Оборудование: семафоры, игрушки для игры «Чудесный мешочек», атрибуты для игры «Подбери пару», фланелеграф, картинки для составления рассказа «Синий сарафан», карандаши.

Предварительная работа: уточнение произношения звуков С, Сь изолированно, в словах, предложениях; разучивание артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики «Насос», прослушивание детьми рассказа «Синий сарафан».

Ход занятия

I. Организационный момент (формирование положительной установки на занятие ).

Дети сидят на стульчиках полукругом.

– Что мы будем делать на занятии? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т.д .)

Психогимнастика.

– Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Время года осень ).
– Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть ).
– Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость ).

II. Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики ).

Логопед предлагает детям внимательно послушать слова и ответить, какой звук встречается во всех словах

(осссень, груссстно, сссолнышко, весссело). (Звук С ).

– Чья это песенка? (Это песенка водички ).

Логопед предлагает детям вспомнить и выполнить упражнения для язычка, чтобы правильно спеть песенку водички (« Язычок ищет щелочку в заборчике», «Катушка», «Киска выгибает спинку»).

– А теперь давайте споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С, а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком).

III. Пальчиковая гимнастика

Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Насос», используя карандаши.

IV. Игра «Поймай звук» (развитие фонематического слуха )

У детей синие семафоры. Логопед называет ряд звуков, дети поднимают семафоры, если услышат звук С:

С, М, П, С, К, С и т.д.

Аналогично со слогами: СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.

Аналогично со словами: суп, дом, миска, кот, нос.

V. Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильной чувствительности, расширение глагольного словаря )

В комнате слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит позвать кошку: «Кис, кис, кис!» (Дети зовут кошку ). Логопед подходит к столу, поднимает накидку, там сидит игрушечная кошка, рядом с ней красивый мешочек.

– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Это киска ).

Логопед произносит слова от имени кошки.

– Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное. У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?

Логопед проводит игру. Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.

Свистулькой свистят.
Свечкой можно светить.
Бусы носят.

(Часы, солонка, кисточка, стул, краски ).

Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь.

(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)

VI. Физкультминутка

(Развитие общей моторики, координация речи с движением).

Логопед приглашает детей на коврик и выполняет с ними уже знакомое им упражнение, предлагая договаривать текст стихотворения.

Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к поясу прижали
И скорее поскакали.

VII. Игра «Подбери пару» (расширение словаря прилагательных).

Дети сидят на стульчиках. Вновь слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит её позвать: «Кис, кис, кис!» Подходит к столу, где под накидкой находит кошку. Говорит от её имени.

– Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру. Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры: стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Дети называют предметы на столе.

Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.

VIII. Составление рассказа «Синий сарафан» (совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения).

– Ребята, давайте поблагодарим киску за интересные игры и расскажем ей рассказ «Синий сарафан». (Логопед раздает детям картинки для составления рассказа, выставляет фланелеграф).

– У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы? (Дочка – маленький слоненок ).

Выходит ребенок с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.

– Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама? (Мама сшила синий сарафан ).

– Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан. Кто пришел? (Пришла лиса ).

Выходит ребенок – «лиса» и говорит: «Какой красивый синий сарафан!»

– Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал? (Прибежала собачка ).

Выходит ребенок – «собачка» и говорит: «Какой красивый синий сарафан!»

Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? (Заглянула киска ).

Выходит ребенок – «Киска»: «Какой красивый синий сарафан!»

Логопед предлагает детям сказать всем вместе фразу так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно очень красивый (отрабатывается восклицательная интонация ).

IX. Итог занятия

– Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко? (Песенку водички ).

Киске тоже очень вы понравились, она решила угостить вас своими любимыми конфетками – ирис «Кис-кис».

светлана тетерина
Конспект занятия с родителями в средней группе «Звук [М]. Буква М»

Конспект- занятие с родителями в средней группе на тему

«Звук[м] . Буква М »

Цель занятия : знакомство со звуком [м] и буквой М

Задачи :

Образовательные -

Формировать навык четкого, правильного произношения звуков ,

Закрепить понятие о гласных и согласных звуках ,

Познакомить с буквой «М» , соотнесение звук к букве ,

Формировать навыки полных ответов на вопросы,

Обогащать и активизировать словаря,

Развивающие –

Развивать зрительное и слуховое восприятие,

Развивать артикуляционную, мелкую моторику, координацию речи с движением,

Развивать память, мышление,

Воспитательные –

Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Оборудование : проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация : «Буква «М» , зеркала, счетные палочки, карандаши.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Логопед :

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Какое у вас сегодня настроение? А ваших мам, они сегодня вместе с нами будут заниматься.

Пальчиковая гимнастика «моя семья»

(Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибают их)

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А вот это пальчик – я

Вот и вся моя семья

(на слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы)

Психогимнастика. Мимические упражнения.

Какое бывает выражение лица у мамы, когда она радостная, сердитая, печальная. Изобразите радостную маму, сердитую, печальную.

Артикуляционная гимнастика

Логопед :

Взяли зеркала и покажем нашим мамам, как наш язычок умеет делать гимнастику.

(выполнение гимнастики с помощью картинок)

2. Основная часть

Игра «Эхо»

Воспитатель - дети

Дом – ммммммммм

Дым – ммммммммм

Ком – ммммммммм

Том – ммммммммм

Сом – ммммммммм

Альбом – ммммммм - показ картинок

Какой последний звук вы слышали в словах ? [М]

Игра «Доскажи словечко»

1. В подполье, в каморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это? (мышка)

2. Летом много их бывает

А зимой все вымирают

Прыгают, жужжат над ухом

Как они зовутся? (мухи)

Какой первый звук вы услышали в этих словах? [М]

- Звук М услышали в начале слова и в конце слова. А где еще может находиться звук ? (в середине слова)

Логопед читает чистоговорку, а дети повторяют.

Ама-ама-ама - обиделась на меня мама

Аме-аме-аме - как подойти к маме

Омо-омо-омо – сидит мама дома

Ме-ме-ме – не подходит ко мне

Игра «Слушай внимательно»

(хлопни в ладоши, если услышишь звук [М] )

М-с-п-м-т-б-п-м-с-ма-мо-то-пу-му-мак-муха-кот-мост.

Игра «Смотри внимательно»

(На слайде картинки. - назовите те, где есть звук М )

Муравей, медведь, мышка, морковь, муха, гном, пластилин, молоток.

Логопед :

Какой звук сегодня у нас в гостях?

Дети : звук [М]

Правильно, Сегодня мы с вами и знакомимся со звуком [М] , а также с буквой «М»

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Возьмите зеркала, произнесите звук [м] . Можем мы пропеть этот звук ? Что нам мешает? Что происходит с губами? (губы смыкаются) Воздух выходит через нос или рот? (через нос) . Какой это звук ? (согласный)

«Сказка о звуке согласном »

Жили-были веселые звуки А ,О,И,У. Они умели петь песни. А всех вместе их называли гласными. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они запели так весело, что звуку м тоже захотелось запеть. .М-М-М –промычал звук М . Мычал, мычал, а песню спеть не смог. Заплакал, загоревал «Ох какой я невезучий, у меня нет голоса» . Не печалься - сказал звук А . Мы гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен? Согласен, согласен! - обрадовался звук М . Вот и хорошо. А мы за это тебя будем называть согласным звуком .

Логопед :

Дети, этот согласный звук[М] живет в букве «М» . Зачем нужна буква ?

Логопед :

Ой, а где же наша буква ? Кто же этот проказник? И зачем забрал нашу буквы ?. А вы мамы никого не видели? Придется отправиться на поиски.

Физминутка

Мы по мостику идем

Ни за что не упадем

Осторожно так ступаем

К носку пятку приставляем

Мы к лесной лужайке вышли

Поднимаем ноги выше.

Дети, кто на лужайке нас встречает? Медведь.

Слайд. «Лабиринт»

Логопед :

Нужно помочь медведю добраться до малины. Попросим наших мам помочь, медведю.

(На столе у каждого ребенка лабиринт, сначала мамы проходят лабиринт, а потом дети – проводят дорожку)

Логопед :

Спасибо, что помогли медведю и за это он отдал нашу букву .

(показ буквы М )

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М

Логопед :

На что похожа буква «М» ? (ответы детей и мам)

Давайте вместе попробуем изобразить букву «М»

Взялись за руки друзья

И сказали : «Ты да я – это мы!

А между тем

Получилась буква «М»

(Дети попарно взялись за руки, изображая букву «М» )

Из каких предметов можно выложить букву «М» ?

(камушки, макароны, пуговки, машинки, палочки)

Мы с вами выложим букву М из счетных палочек.

Игра «Уснули»

(Дети закрыли глазки. Мамы убирают одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву М .)

Пока глазки крепко спали,

Буквы в книжке меньше стали

Свои глазки открывай

Что добавить угадай!

3. Заключительная часть

С каким звуком и буквой мы познакомились ? А в каких словах живет наш звук ? Слайд. Картинки со звуком [М]

Логопед :

Дети, а кто у медведя детеныш?

Дети :

Медвежонок.

Логопед :

Медвежонку понравилось, как вы работали на занятии и он дарит вам стихотворение, которое вы с мамами выучите и картинки, которые нужно закрасить, если они начинаются на звук [М]

Медвежонок буквы знает

МА-МА по слогам читает

Буква М так хороша

В букве мамина душа .

Логопед :

Спасибо за вашу работу на занятии . Мне было очень интересно с вами работать.

Список используемой литературы :

1. Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников. СПб., 2005.

2. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. М., 1983.

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4. Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент (3 минуты)

Логопед: - Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука . (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5. Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:(3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6. Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» (4 минуты)

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки,где много этих предметов. (например: окно - окна)

Дом - дома;

Лицо - лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог - рога;

Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята;

Доктор - доктора;

Ребенок – ребята;

Котёнок - котята;

Ведро - ведра;

Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний