Агглютинация прием воображения. Приемы создания творческих образов: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация

Главная / М. Е. Салтыков-Щедрин

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, состоящий в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Механизмы воображения изучены очень слабо, в том числе и его анатомо-физиологическая основа (где в мозгу локализовано и т.д.). Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. В психологии различают активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека и подчинено внутренним факторам. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества. (Рибо вывел: Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам).



Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется).

Репродуктивное воображение – здесь воспроизводится реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).

Существуют также и другие виды воображения:

Сновидения – относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Фантазии – это образы воображения, которые никак или мало соответствуют действительности.

Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью (как правило, результат тех или иных нарушений психики или работы организма).

Грезы – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будующим.

Мечты - о ни обращены к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Агглютинация представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст.

Гиперболизация заключается в увеличении или уменьшении предмета, а также его отдельных частей (великан - огромный как гора и мальчик с пальчик).

Типизация позволяет выделить существенное, постоянное в однородных образах и воплощать выделенное в конкретном образе (широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи).

Схематизация способствует слиянию отдельных предметов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства проступают особенно отчетливо (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

Заострение (акцентирование) – способ подчеркивания черт, имеющих для конкретного образа существенное значение (При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры).

Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Англ. ученый Г. Уоллес выделяет четыре стадии процесса творче­ства:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя­щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Закономерности развития воображения

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан возрастом, овладения речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Однако, из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Воображение рисует образ предметов и явлений, которые воспринимались ранее, или создает новые образы и ситуации, которые ранее не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что имеет человек, но эти образы возникают в новых неожиданных связях и сочетаниях. Слово «новый» имеет двойное значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое - это образы, идеи, которые не существуют в данный момент ни в материальном, ни в идеальном плане. Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка). Новый образ воображения может быть материализована или же он остается на уровне идеального.

Синтез образов в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее распространенными из них являются:

  • Агглютинация (от лат. agglutinare - склеивать) - создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из различных представлений. Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост рыбы. Этот прием не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи. А впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем - это танк, боевая машина пехоты, амфибия.
  • Гиперболизация - увеличение предмета (великан Гулливер, самолеты «Мрия», Ан-74).
  • Литота - в отличие от гиперболизации, уменьшение предмета (мальчик-мізинчик). Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях.
  • Подчеркивание - акцентирование некоей части оскорбление или определенного качества. С помощью такого приема создаются шаржи, карикатуры.
  • Схематизация - образ воображения, когда различия уменьшаются, а черты сходства выходят на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого художник взял из растительного мира.
  • Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах. Это самый сложный прием. Его широко применяют в литературе.
  • Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новые, более-менее необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, именно его имели в виду исследователи прошлых суток, когда считали механизмом воображения ассоциации.
  • Алегоризація, создание аллегории - использование образа в переносном смысле. Образ является лишь условно избранным знаком некоего явления действительности.
  • Метафоризация, построение метафор. Метафора является более глубоким воображаемым отражением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.
  • Символизация, использование символов, является самой большой по значению, сущностной наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сны и т.д.). Символ отличается от знака тем, что он является не условно избранным для обозначения, а глубинно, сущностно единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия, символ имеет неограниченный объем значение. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, принадлежащее до самого способа существования человека.

В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.

Воображение - это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Стадии творческого процесса. Воображение можно характеризовать в количественном и качественном аспекте. Способность порождать определенное количество новых образов на протяжении определенного промежутка времени мы назовем производительностью воображения. Но само количество новых образов за единицу времени не может считаться признаком уровня развития воображения. Иногда количество вовсе не свидетельствует о новом качестве и открывает перед человеком «бессмысленную бесконечность» неуместных образов. Например, большое количество денег в государстве может проявлять не ее богатство, а только инфляцию. Поэтому от производительности как количественной характеристики воображения не следует отделять качественные характеристики. К ним относится осмысленность - соответствие образов воображения определенному назначению, их сущностное глубина, мера выражения в них некой скрытой реальности. Эта характеристика обнаруживает ту глубину воображения, которая совершенно отсутствует при комбинировании образов. Именно она является главным измерением участия воображения в познании человеком действительности. Также аспект качества воображения презентует оригинальность - степень индивидуальности, непохожести на другие тех образов, которые являются продуктами воображения. В исследовании воображения, в котором большом количестве исследуемых предлагается определенное творческое задание, действительно оригинальным будет такой его решение, которое случится лишь один раз.

Силу творческого воображения и ее уровень, как отмечает С.Л. Рубинштейн, определяют соотношением двух показателей:

  • того, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит ее смысловая насыщенность, объективная значимость ее продуктов;
  • того, насколько образы воображения новые и оригинальные, отличные от непосредственно данного ее порождение.

Воображение, которое не удовлетворяет одновременно обе условия, есть творчески бесплодной, какой бы формально продуктивной она не казалась. Итак, главными характеристиками воображения являются:

  • производительность;
  • осмысленность;
  • оригинальность.

Анализ творческого воображения как сложного явления позволяет исследователям выделить факторы, которые во взаимодействии составляют эту единство. Французский ученый Т.А. Рибо приводил такие факторы воображения:

Интеллектуальный фактор. В нем воображение определяют как познавательный процесс, в котором происходит диссоциация (разложения) образов и ассоциация за редкими и случайными признаками. Главным интеллектуальным моментом воображения Рибо признает «мышление по аналогии». Конкретными приемами такого мышление по аналогии есть персонификация (все попытки наделить душой) и преобразования (перенос значения с одного предмета на другой на основании отдельной сходства).

Эмоциональный фактор. Все формы творческого воображения невозможны без эмоций; все аффективные состояния могут воздействовать на воображение.

Бессознательное фактор. Существенными чертами вдохновения внезапность і безличность. Оно зависит не от воли индивида, а от бессознательной деятельности духа (однако же состояние вдохновения является не причиной воображения, а ее симптомом).

Органические условия воображения. К ним Рибо причисляет анатомические (отслежены корреляции между развитием определенного участка коры головного мозга и художественным или мислительним типу творчества) и физиологические условия.

Начало единства. Синтетический принцип единства факторов творческого воображения может проявляться в трех формах: органической (нормальной, творческой); неустойчивой (репродуктивной, неспособному к созданию нового) и крайний (болезненной, которая оказывается в бреду).

В едином творческом процессе воображение идет рядом с интуицией и опережает мышления. За стадійними теориями творческого процесса некоторых авторов, в этом процессе выделяют различное количество стадий, но в их перечне прослеживаем единую последовательность.

За теорией Енгельмеєра, в каждом изобретении прослеживается «триакт»: желание (очерчена цель); знание (план достижения); умение (материальное исполнении); стадий творческого процесса тоже три:

  • ЗАРОЖДЕНИЯ ЗАМЫСЛА - здесь действует интуитивное мышление, связанное с мучительным процессом сомнений и мук;
  • ДИСКУРСИВНАЯ МЫШЛЕНИЯ - здесь действует логика и происходит эмпирическое исследование, возникает схема; необходимым человеческой способностью талант;
  • ПОДЧИНЕНИЕ МАТЕРИ - строится конструкция, от человека требуется усердие.

За теорией Уоллеса, в процессе творческого мышления выделяют четыре стадии, при этом ответственнейшей есть третья, связанная с интуитивным озарением (інсайтом):

  • подготовка - на этой стадии очерчивается задачи;
  • вызревания - на этой стадии происходит подсознательная работа над заданием, поиски решения (чтобы дать ему созреть, человеку надо отвлечься, заняться совсем другими вопросами);
  • инсайт (внезапное осознание решения);
  • проверка - для оценки правильности решения подключается мышления.

Гетчінсон тоже выделяет четыре стадии, подобные приведенным выше:

  • ориентации (начертание ориентиров проблемы);
  • фрустрации (встречи с препятствием, которое нетворче, стереотипное мышление не в состоянии преодолеть);
  • инсайта;
  • проверки.

Согласно теории Дж. Дьюи, в творческом мышлении выделены пять стадий:

  • определение задачи;
  • анализ;
  • выдвижение гипотез;
  • обсуждение;
  • оценка решения.

Итак, в последний модели творческого процесса главную роль действительно предоставлено мышлению, а не воображении с интуицией, однако стадия выдвижение гипотез в любом случае предполагает необходимость задействования воображения.

Литература

1. Антонов А.В. Психология избирательского творчества. - К.: Вища шк., 1978.

2. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. - Львов: Край, 2005.

3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - СПб.: Союз, 1997.

6. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

7. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

8. Занюк С.С. Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособ. - Луцк: Волынский ун-т, 1997.

9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

11. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. - 3-тэ вид., випра. - К.: Вища шк., 2004.

12. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996.

13. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. - Минск: Университетское изд-во, 1984.

14. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

15. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

16. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ вид. - К.: Лыбидь, 2001.

17. Роменець В.А. Психология творчества. - К.: Высшая школа, 1971.

18. Рычик М.В. Вот наглядных образов к научным понятиям. - К.: Сов. шк., 1987.

19. Страхов И.В. Психология воображения. - Саратов, 1971.

20. Тихонов O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. - М.: Моск. ун-та, 1984

Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации.

Агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Пример – образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования аг­глютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна.

Акцентирования (гиперболизация) - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой. Пример – различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п.

Схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Пример – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Пример – типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи).

Формы воображения:

Мечта: образ желаемого будущего.Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы.

Фантазия: изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.

Грезы: мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.

Галлюцинация: восприятие человеком несуществующих объектов. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших образов как объективно воспринимаемой реальности.

Индивидуально-типологические особенности воображения:

· Образность воссоздающего воображения (взаимодействие сигнальных систем).

· Рефлексивные возможности.

· Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям.

· Способность предвидения событий и их эмоционального переживания.

· Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.

· Творческие возможности индивида.

Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или частей предметов.

Человеческое воображение способно активно создавать новые образы. Стимулом для этого служат как общие жизненные перипетии, так и серьезные личные мотивы. Процесс, вернее способ, которым создаются как раз и является той самой агглютинацией, о которой пойдет речь далее.

Агглютинация: что это такое (определение)

Прежде чем совершить что-либо, человек создает мысленный образ того, что у него получится, и составляет план своих действий для достижения цели. Всем этим мы обязаны воображению. Оно подчиняется определенной закономерности и существует благодаря другим особенностям человеческого мозга - возможности к С их помощью происходит разложение исходного представления о чем-либо на составные части (анализ), а затем - соединение полученного в новом сочетании (синтез).

Агглютинация в психологии - это тоже один из аналитико-синтетических процессов. При этом в один образ человек собирает несколько фигур, типов, характеров, пусть даже несовместимых на первый взгляд. Например, всем известные кентавры - наполовину лошади, наполовину люди, или сказочная избушка на курьих ножках - все агглютинации образов, позволивший сделать их необычными, яркими и запоминающимися.

Использование агглютинации в творчестве

В искусстве многие приемы воображения - агглютинация, акцентирование - используются часто. Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин - жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс. Комбинация из двух типов женщин - одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй - женственной и нежной - помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.

Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.

В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.

Агглютинация образа происходит не случайно

Чтобы лучше понять, что такое агглютинация, следует помнить, что этот процесс в воображении человека чаще всего не является случайным "собиранием пазла". Соединению разных деталей в единый образ помогает имеющаяся идея, замысел, а также другие мотивы, существующие иногда и на подсознательном уровне.

А отправной точкой для преобразований выступает опыт. И чем он разнообразнее и шире, тем ярче и богаче воображение. При этом не стоит путать механическое перелопачивание, перегруппировку готовых и уже известных элементов с созданием цельного и жизнеспособного образа. То есть картинки, которыми мы пользуемся в своем воображении, укладываясь в рамки нового облика, тоже несколько изменяют свой вид, суммируясь и обобщаясь в единое целое.

Приемы преобразующей деятельности воображения

Агглютинация, акцентуирование, типизация - это приемы, при помощи которых осуществляется преобразующая деятельность воображения.

Ранее мы уже упоминали подчеркивание (акцентуирование) черт, которое достигается изменением пропорций образа. Этот способ применим не только для карикатурного изображения, но и для создания фантастических персонажей. Яркими примерами подобных гипербол являются герои легенд и сказок - например, Святогор, который известного богатыря Илью Муромца запросто мог положить себе в карман, а от его свиста тряслась земля.

Такая подача размеров и физической мощи героя помогает автору доказать значимость, величественность этого образа и продемонстрировать внутреннюю силу, которой он обладает.

Кстати, сильное преуменьшение персонажа (например, мальчик-с-пальчик) может служить той же цели, демонстрируя при помощи контраста внутренние достоинства персонажа.

Не меньшую роль в подаче особенностей играет и прием типизации - объединения в одном вымышленном персонаже типичных черт целого ряда реально существующих героев, делая его, таким образом, представителем данной группы людей. Это тоже способ синтезирования в процессе воображения, и яркими примерам тому могут послужить образы Онегина, Печорина, Обломова, Отелло и других героев, представляющих собой обобщенный портрет современников автора.

Творческое воображение

Повторимся, что агглютинация в психологии - это один из приемов творческого воображения, помогающий создать новый оригинальный образ или идею. При этом нужно отметить, что термин «новый» в этом случае имеет двойственное значение. Ведь новый образ может быть таковым и объективно, и субъективно.

  • В первом случае подобной идеи еще не существует ни в материализованном, ни в виртуальном виде. То есть это настолько оригинальный образ, что он не повторяет уже имеющихся.
  • А во втором случае новизна бывает очевидна только для конкретного человека. То есть субъективно новый образ является открытием лишь для своего автора, но при этом повторяет существующие.

Еще раз о том, что такое агглютинация

Работа человеческого воображения, как понятно из сказанного выше, использует довольно ограниченное число приемов - агглютинацию, акцентуирование и типизацию. Но даже с таким небольшим арсеналом оно способно на многое.

Так, агглютинация в психологии - это не только метод создания художественного образа на полотне или в литературном произведении, но и возможность воплощения совершенно новых идей в науке и технике. Творческое воображение позволяет изобретателю вначале мысленно собирать в единое целое разрозненные детали, а затем и применять это на практике, совершая открытия и двигая прогресс.

Проявления агглютинации в психиатрии

К сожалению, агглютинация в психологии - это еще и термин, обозначающий один из симптомов проявления обострений шизофрении.

Под ним подразумевается состояние, при котором больной теряет способность разграничивать некоторые понятия, так как в его мозге происходит их склеивание. Кстати, в лексике таких людей появляется благодаря этому большое количество неологизмов (человек придумает совершенно новые слова или наделяет старые иными значениями).

Процесс агглютинации приводит к тому, что у больного шизофренией нарушается восприятие собственного «Я» и окружающей действительности. Например, в некоторых случаях пациенты не в состоянии отличить себя от других людей или даже предметов. А происходящее во внешнем мире в их воображении тесно переплетается с какими-либо телесными функциями (например, дождь - это их слезы и т. п.)



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний