Социальные представления понятие структура и динамика. Теория социальных представлений московичи

Главная / Уильям Шекспир

Сущность -- главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства -- значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства -- то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.

Различают два основных подхода к сущности государства:

классовый;

общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство -- это политический феномен, присущий любому классовому обществу.

Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.

В современный период распространена точка зрения, что государство -- это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).

Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:

~ это территориальная организация людей;

~ им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Социальное назначение государства

Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения. Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости. Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство -- это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью. Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ (Ростоу и др.). Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, -- оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

Теория социальных представлений – анализ того, как научное знание присваивается обыденным сознанием и используется в каждодневной практике. Теория была сформулирована французским социальным психологом Сержем Московичи. Сознание теории социальных представлений явилось ответом на процесс индивидуализации социальной психологии, усиливавшейся после II мировой войны и выражавшейся в широком распространении идей американской экспериментальной социальной психологии. В данной теории Московичи опирается на идеи Дюркгейма, Выготского, Пиаже, Вундта, Леви-Брюля предлагает социальную интерпретацию соц. психологии.

Социальное представление – система ценностей идей и практик, предназначенная для того, чтобы ориентировать индивидов в социальном и материальном мирах, а также для обеспечения интрагрупповых коммуникаций между индивидами.

В теории социальных представлений различают следующие типы социальных представлений:

Руководящие – разделяемые всеми членами группы;

Единообразные и принудительные

Эмансипированные – продукт циркулирующих знаний и идей, принадлежащих подгруппам, каждая подгруппа вырабатывает собственные представления;

Полемические – выработанные в ситуации социального конфликта или полемики, т е не разделяемых всеми членами общества, определяемые их антагонистическими отношениями.

Основные методологические подходы к изучению социальных представлений:

Изучение влияния социальной структуры на выработку социального представления (Женевская школа Дуаза)

Изучение регулятивной роли представлений в социальном взаимодействии (Парижская школа Жодем)

Анализ структуры.

В его структуре различают:

Ядро (стабильная и устойчивая часть представлений, связанная с коллективной памятью, с историей группы, ее ценностями и нормами);

Периферическую систему (конкретизирует значение ядра представления, это связующее звено между ядром и конкретной ситуацией, в которой вырабатывается и действует представление. Она характеризуется вариативностью и изменчивостью).

В теории социальных представлений выделяется ряд направлений:

Исследуется активность групп по конструированию значений и придания смысла объектам и явлениям окружающего мира.

Рассматриваются интергрупповые отношения.

Делается акцент на дискурсивном анализе

Основное внимание уделяется структуре представлений.

Выделяют 3 структурных компонента:

Информация;

Поле представлений;

Установка.

Под информацией понимается сумма знаний об объекте исследования. С другой стороны, информация рассматривается как необходимое условие их формирования (Люди познают природу и социальные миры посредством сенсорного опыта).

Поле представлений – это иерархизированное единство элементов, где имеются образные и смысловые средства представлений (толкование новой информации).

Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления. Считается, что установка – первична, так как она может существовать при недостаточной информированности и нечеткости поля представлений.

Функции: (Г. М. Андреева):

Сохранение стабильности сознания;

Детерминация поведения;

Интерпретация фактов и их включение в сущ. индивида картину мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье предпринята попытка ответить на вопрос, могут ли социальные представления в перспективе стать предметом изучения такой научной дисциплины, как социальная психология. Кроме того, проанализировано понимание предмета в зарубежной и отечественной социальной психологии, а также раскрыты основные положения концепции социальных представлений.

Ключевые слова: социальная психология, предмет социальной психологии, социальные представления, концепция социальных представлений.

SOCIAL REPRESENTATIONS AS A SUBJECT OF SOCIAL PSYCHOLOGY

Annotation. In the article we tried to answer the question: Can social representations become the subject of social psychology. Also, was analyzed the understanding of subject in foreign and Russian social psychology, and observed key points of the concept of social representations. Keywords: social psychology, subject of social psychology, social representations, concept of social representations.

Понимание предмета современной социальной психологии на сегодняшний день является поводом для бурных дискуссий и споров между исследователями указанной научной области по всему миру. Следует добавить, что в России подобные споры и дискуссии продолжаются с начала 20-х гг. XX в., т.е. с момента становления социальной психологии как научной дисциплины. Данная проблема в свою очередь указывает на необходимость разносторонних и глубинных исследований в этом направлении.

Стоит отметить, что проблема понимания предмета и объекта социальной психологии находится в одном ряду с вопросами построения общей теории социальной психологии, создания собственных методов, обеспечения социальной релевантности социально-психологических исследований. По мнению большинства ученых, основная проблема в понимании предмета социальной психологии заключается в том, что данная научная дисциплина зародилась на стыке двух самостоятельных наук -социологии и психологии. Поэтому для понимания предмета социальной психологии необходимо разбираться в предметах образующих наук и возможно находить золотую середину.

На наш взгляд, отсутствие единого мнения в научном сообществе касательно указанной проблемы связано с тем, что представители образующих наук стараются склонять понимание о предмете относительно молодой научной дисциплины в сторону своей науки. Однако, исходя из парадигм, предложенных отечественным психологом П.Н. Шихеревым, в понимании предмета американской социальной психологии достигнута некая согласованность, при этом под предметом социальной психологии здесь понимается общественное поведение человека и то влияние, которое он оказывает на других в процессе взаимодействия с ними. В свою очередь западноевропейская социальная психология, по П.Н. Шихереву, направлена на понимание сущности социально-психологических явлений в широком социальном и культурном контексте. И, наконец, в отечественной социальной психологии ученый выявил отсутствие согласия относительно ее предмета [цит. по 4].

Несмотря на подавляющее большинство разногласий относительно предмета отечественной социальной психологии, мы все же попытались найти точки соприкосновения российских ученых в этом вопросе. Проанализировав различные определения предмета отечественной социальной психологии таких ученых как К.А. Абульхановой, Г.М. Андреевой, П.Н. Шихирева, Т.П. Емельяновой,

Р.Ю. Вербицкий

Ruslan Verbitskiy

© Вербицкий Р.Ю., 2015

A.В. Брушлинского, А.И. Донцова, Н.Н. Богомоловой и др., мы пришли к выводу, что ученые сходятся лишь в том, что социальная психология изучает социально-психологические явления, связанные с поведением и взаимодействием людей в группах. Чтобы более четко обозначить связь между предметом социальной психологии и социальными представлениями мы раскроем основные и общепринятые положения указанной концепции.

Концепция социальных представлений впервые была предложена в 1961 г. в монографии французского социального психолога Сержа Московиси . Это событие имело огромную научную значимость для социальной психологии как науки. Несмотря на объективную критику в адрес новой концепции, она распространялась и получала признание по всему миру. Так, и в отечественной социальной психологии концепция Сержа Московиси неоднократно становилась объектом теоретического анализа. А в западноевропейской социальной психологии концепция социальных представлений и вовсе считается самой влиятельной теоретической моделью. Отметим, что при разработке теории социальных представлений С. Московиси опирался на идеи Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже,

B. Вундта, а также на идеи Л.С. Выготского. Добавим, что создание концепции было направлено против доминировавшей в то время американской когнитивной традиции в социальной психологии.

В рамках концепции социальных представлений было проведено большое количество эмпирических исследований по всему миру. Отдельно исследовались представления о городе, здоровье, болезни, человеческом теле, женщине, детстве, психоанализе. Также изучались социальные представления об отдельных общественно-политических и общественно-культурных феноменах. Накопленный объем исследований социальных представлений показывает, что изучение социальных представлений успешно осуществляется как качественными, так и количественными методами сбора и анализа информации, но важно отметить, что существует необходимость в многоуровневом или комплексном подходе при изучении социальных представлений. Комплексный подход сбора и анализа информации является эффективным способом изучения социальных представлений, так как включает в себя методы позволяющие изучать как особенности возникновения и трансформации социальных представлений, так и их содержание.

Отечественный исследователь А.В. Брушлинский в предисловии к книге «Век толп», опираясь на определение С. Московиси, отмечал, что особенно важны социальное происхождение социальных представлений, убежденность в их справедливости и их принудительный для индивида характер. А.В. Брушлинский также отмечает, что наука не вытесняет эти обыденные убеждения, а напротив, научные представления и здравый смысл в той или иной мере трансформируются друг в друга. По мнению ученого, социальные представления в указанной трактовке составляют предмет социальной психологии . Конечно же, и сам создатель концепции социальных представлений С. Московиси настаивает на том, что именно социальные представления должны стать предметом социальной психологии, аргументируя это тем, что социальная психология должна изучать реальные общественные отношения и проблемы.

Затрагивая тему решения общественных проблем, мы хотели бы коснуться содержания собственного диссертационного исследования на тему «Социальные представления российской молодежи о политической конкуренции в обществе». Указанная научная работа предполагает изучение социальных представлений о политической конкуренции в молодежной среде. Суть одной из основных гипотез нашего исследования заключается в том, что результаты данного исследования позволят приблизиться к созданию комплексного метода измерения политической конкуренции в государстве, а также полученные данные должны способствовать разработки способов влияния на подобные представления, все это должно подтвердить основную задачу социальной психологии - решение проблем общества.

Сегодня понятие «социальные представления» не имеет конкретного определения. Данный

факт, по мнению создателя концепции, не является ее недостатком, а, напротив, является преимуществом. Тем не менее, существует множество различных по своему смыслу трактовок понятия «социальные представления». Каждая из них определяет понятие под разным углом, однако большинство ученых все же согласны с классическим определением, предложенным школой С. Московиси.

С. Московиси понимает под социальными представлениями некую сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни и в ходе межличностной коммуникации . В статье «От коллективных представлений к социальным» Серж Московиси писал следующее: «Представляя себе какую-то вещь или понятие, мы не формируем о них исключительно наших собственных идей и образов. Мы генерируем и передаем нечто такое, что постепенно было выработано в бесчисленных местах и в соответствии с самыми разнообразными правилами. Именно в этих границах можно говорить о том или ином как о социальном представлении. Это понятие современно по своей природе, так как в нашем обществе оно заменяет собой мифы, легенды и повседневные формы мышления, бытующие в современных обществах» .

В другой трактовке С. Московиси, социальные представления понимаются как «система ценностей, идей и способов, действия с двойной функцией: во-первых, создавать порядок, который дает возможность индивиду ориентироваться в его материальном и социальном мире и овладевать этим миром; и, во-вторых, делать возможной коммуникацию между членами сообщества, где она (система) тем самым поставляет код для социального обмена и код для наименования и односторонней классификации различных аспектов их мира, их индивидуальной истории и истории их группы» .

Отечественный социальный психолог Г.М. Анреева отмечает, что для Сержа Московиси социальные представления «есть осмысленные знания, которые являются в современном обществе эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования, которые, в этой связи, могут быть названы «современной версией здравого смысла» . Д. Жоделе добавляет, что «категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане социальные представления - это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения» .

Теоретики концепции в большинстве своем сходятся во мнении не только относительно определения социальных представлений, но и относительно основных положений концепции (структура, функции, механизмы, определяющие процесс формирования социальных представлений, свойства). Структуру социальных представлений традиционно определяют как трехкомпонентную. В частности, выделяются такие компоненты, как информация, установка и поле представления. Информация - это компонент, включающий в себя общий объем знаний об объекте представления. Установкой принято считать эмоциональное отношение к объекту представления, которое не имеет достаточного описательного и объяснительного потенциала, а также способность индивида выражать мнение. Под полем представления понимается иерархия элементов представления, включающая центральное ядро и периферическую часть. Центральное ядро социального представления - это содержание социального представления, которое практически не изменяется и обусловлено традиционно-историческим существованием народа или группы. Периферическая система более изменчива, чем ядро и представляется опосредованным элементом между представлением и реальностью. Добавим, что поле представления формируется в группе и несет в себе всю смысловую нагрузку социальных представлений.

Далее, рассмотрим функции социальных представлений. С. Московиси предложил три основные функции: функция инструмента познания; адаптационная функция; функция регуляции поведения. Функция инструмента познания обеспечивает трансформационный процесс по схеме: описание -

классификация - объяснение. Адаптационная функция обеспечивает синхронизацию новой информации из всех сфер жизнедеятельности человека с уже сформировавшимися социальными представлениями. Функция регуляции поведения обеспечивает коммуникацию индивидов, в том числе на уровне группы.

Теперь рассмотрим механизмы, определяющие процесс формирования представлений. Согласно концепции, различают механизм объективации и механизм «закрепления», также известный как механизм «внедрения» или механизм «анкеровки». В многостороннем процессе объективации «необычное» и «незнакомое» преобразуется, конкретизируется и материализуется. Этот процесс включает в себя три фазы: фазу отбора и деконтекстуализации элементов; фазу образования «фигуративного ядра»; фазу натурализации. Первая фаза выделяет элементы из общего контекста и проецирует информацию из научного мира в обыденный мир. Вторая фаза, по сути, является итогом процесса объективации. Это образная структура, воспроизводящая в видимой форме концептуальную структуру. Третья фаза оживляет и «приручает» новое знание. Таким образом, процесс объективации способствует принятию сложной информации, трансформируя ее для обыденного мышления.

Механизм «закрепления» является социальным процессом, суть которого заключается в придании смысла объекту представления. Данный механизм интегрирует представления о новом объекте в социальные системы. Результатом этого процесса является образование совершенно новых моделей поведения.

Выделяя основные свойства социальных представлений можно взять, пять фундаментальных свойств социальных представлений предложенные Д. Жоделе. Социальное представление «всегда является представлением об объекте, имеет образный характер и свойство делать взаимозависимыми чувственное и мыслительное, перцепт и концепт, носит символический и обозначающий характер, обладает конструктивным характером, обретает свойство автономности и креативности» [цит. по 4, с. 265]. На сегодняшний день указанные положения являются основными и общепринятыми среди теоретиков концепции, однако существуют и другие точки зрения относительно основных положений социальных представлений. Мы полагаем, что существующая тенденция в понимании предмета отечественной социальной психологии и существующая тенденция в развитии теории социальных представлений могут определенным образом селится в едино, что может означать становление социальных представлений в качестве предмета отечественной социальной психологии.

Многочисленные эмпирические исследования показывают, что возникновение новых и трансформация старых социальных представлений обусловлено различными условиями и причинами, а основным условием при формировании социальных представлений является повседневная коммуникация между индивидами, которая определяет общее виденье реальности в группе. Как отмечалось ранее, концепция социальных представлений по праву считается одной из самых влиятельных теоретических моделей в западноевропейской социальной психологии. В этой связи, сегодня чрезвычайно важно выработать совершенно новые методы исследования представлений, которые позволят вывести концепцию на новый уровень, что в свою очередь даст возможность социальным представлениям приблизиться к статусу предмета социальной психологии.

Синтезируя то общее в понимании предмета социальной психологии, с основными положениями концепции социальных представлений и традиционным определением данного понятия, мы можем предположить следующее: социальные представления, формирующиеся в процессе коммуникации и являющиеся важным элементом в процессе познания окружающего мира, а также элементом, который участвует в формировании новых моделей поведения групп и индивидов, по сути, могут быть одновременно социально-психологическими характеристиками этих групп благодаря своей структуре и содержанию. Таким образом, мы вынуждены предположить, что социальные представления в перспективе могут предстать в качестве предмета социальной психологии, решив тем самым

сразу две основные проблемы данной научной дисциплины - понимание предмета и формирование собственных универсальных методов. Безусловно, в рамках концепции социальных представлений предстоит провести большое количество сложных исследований. При этом развитие данной концепции, как и развитие социальной психологии в России, на наш взгляд, должно протекать «своим ходом», однако, опираясь на опыт и ошибки европейских коллег.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособ. I Г. М. Андреева. - М. : Аспект-пресс, 2004. - 288 с. - ISBN 5-7567-0248-2.

2. Московиси, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московиси; пер. с фр. Т. П. Емельянова. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с. - ISBN 5-26202-079-Х.

3. Московиси, С. От коллективных представлений к социальным / С. Московиси // Вопр. социологии. - М., 1992.-Т. 1. -№ 2. - С. 82-96.

4. Почебут, JL Г. Социальная психология / JL Г. Почебут, И. А. Мейжис. - СПб. : Питер, 2010. - 672 с. -(Мастера психологии). - ISBN 978-5-49807-556-3.

5. Jodelet, D. Représentations Sociales: Phénomènes, concepts et théorie / D. Jodelet // S. Moscovici (Eds) Psychologie sociale. - Paris: PUF, 1984. - P. 357-379.

6. Moscovici, S. Foreword // С. Herzlich Health and Illness: A Social Psychological Analysis / S. Moscovici. -London: Academic Press, 1973. - P. 3-17.

7. Moscovisi, S. On social representations / S. Moscovici // Social cognition. - New York: Academic Press, 1981. -P. 181-209.

2.Социальное представление - категория, представляющая собой сеть понятий, утверждений, умозаключений, возникающих в повседневной жизни в ходе межличностного взаимодействия. Термин возник в рамках концепции социальных представлений французского социального психолога Сержа Московичи. С помощью социальных представлений человек как член социальной группы активным образом переосмысливает все происходящие в его социальном контексте явления и процессы.

3.Возникновение теории социальных представлений.

Основой теории социальных представлений являются идеи французской социологической школы, прежде всего Э. Дюркгейма. Данная концепция отличается социологичностью, на которой настаивал С. Московичи при критическом анализе состояния социальной психологии. С. Московичи поддерживал принцип «социального реализма», согласно которому общество представляет собой систему с особыми свойствами, которая и должна быть предметом изучения всего социального. Кроме того, взгляды С. Московичи близки взглядам Э. Дюркгейма в отношении коллективных представлений, через призму которых должны изучаться социальные явления.

4.Социальное представление по определению Московичи - это промежуточная стадия между понятием и восприятием. В отличие от восприятия представление позволяет восстанавливать то, что отсутствует в нашем окружении в настоящий момент, оно опирается на символы, социальную реальность и социальное знание, а не на перцептивное знание. Любопытно еще одно определение, согласно которому «представление = образ/значение». Представление имеет два аспекта - концептуальный и иконический. Концептуальный аспект рассматривается в связи со знанием и языком, иконический связан с образом, он подчинен концептуальному. Московичи акцентирует внимание на значимости образа, цитируя Д. Хебба: «Вы можете с трудом повернуться в психологии без того, чтобы не столкнуться с образом». И хотя мы можем отдать предпочтение слову, а не образу, это не означает, что сам образ при этом исчезнет. Эта двойственность аспектов представления приобретает особую значимость в связи с социальным неравенством, где массам доступен преимущественно иконический аспект, а привилегированным классам, элите, - более сильный, концептуальный. Аналогичным принципом руководствуются современные СМИ: фигуративная риторика рассчитана на массы, лингвистическая - на просвещенное меньшинство. Образ и смысл неразделимо связаны в представлении: любому значению соответствует образ, любому образу - значение.

5.Теория социальных представлений зародилась в условиях методологического кризиса западной социальной психологии. Точкой отсчета теории социальных представлений можно назвать 1960 год, именно тогда была опубликована диссертационная работа С. Московичи, посвященная исследованию социальных представлений о психоанализе в различных слоях французского общества. Данную теорию можно назвать теорией нового типа, в которой произошел переход от анализа индивидуального сознания к массовому.

6.Структура социальных представлений.

Социальное представление обладает трехкомпонентной структурой:

Информация. Cовокупность знаний об объекте представления, полученная из разных источников (СМИ, институты образования). Степень осведомленности варьируется.

Поле представления. Формируется в группе, неотделимо от нее. Характеризует организацию содержания представления.

7.Функции социальных представлений.

С. Московичи выделяет три основные функции социальных представлений:

Функция инструмента познания. С. Московичи подчеркивает первостепенную значимость этой функции. Социальные представления наряду с желаниями и интересами человека выступают опосредующим звеном для восприятия окружающего.

Функция детерминации поведения.

Функция адаптации. Получая новые знания, человек встраивает их в уже сложившуюся картину мира. Новые, неизвестные доселе факты социальной жизни, политические и научные явления, могут быть необычны, поэтому перед тем, как интериоризироваться, происходит смысловая трансформация образа, неизвестное подстраивается под уже сложившиеся схемы.

8.Образование социальных представлений.

В основе нескольких фаз процесса образования социальных представлений лежит механизм адаптации нового к уже сложившимся концептуальным схемам, встраивание неизвестного во внутреннюю структуру готовых представлений, наделение нового своими признаками и свойствами. Первый этап данного процесса, обозначенный как «зацепление» (якорение), направлен на то, чтобы выделить какой-то признак предмета, с помощью которого незнакомое можно приблизить к чему-то уже известному, происходит акцентирование внимание на этом признаке или свойстве.

9.Второй этап - «объективация», основным его итогом является трансформация незнакомого знания о каком-либо явлении или объекте в нечто понятное. «Объективация», в свою очередь, разделена на четыре этапа, первый из которых есть персонализация. В ходе персонализации понятие связывается с конкретным человеком. Например, в диссертационном исследовании С. Московичи люди, говоря о психоанализе, вспоминали имя З.Фрейда. По прошествии времени объект представления может связываться не только с конкретным человеком, но и с целой социальной группой. Далее происходит отбор элементов явления, или если речь идет о научных понятиях, то происходит их отделение от научного контекста. На третьем этапе происходит образование «фигуративной схемы», которая образуется в результате целенаправленного отсева информации. «Фигуративную схему» составляют основные понятия, свойства того или иного явления, а также структура взаимосвязей. «Натурализация» представляет собой четвертый этап, включенный в структуру процесса «объективации». Стоит также отметить, что «объективация» понимается по-разному, в одном случае она определяется как отдельный этап наряду с персонификацией и натурализацией, в другом случае приравнивается ко всему механизму образования социальных представлений, включая в себя и персонификацию, и натурализацию.

10.Новые подходы к пониманию социальных представлений.

В настоящее время понятие социальных представлений вышло за рамки одной только концепции С. Московичи, которая приобрела уже статус влиятельной парадигмы в западноевропейской психологии. В настоящий момент в рамках данного подхода существует несколько течений, отличающихся друг от друга, но объединенных вопросом о социальных представлениях. Данные теории всё же имеют единую логику построения, обусловленную тем, что все они исходят из положений теории С. Московичи, но стремятся по-своему ее уточнить и конкретизировать.

Одно из наиболее популярных направлений, посвященных социальным представлениям - это направление, разрабатываемое Жан-Клодом Абриком, где социальное представление исследуется через его структуру, а именно центральное ядро и периферию. Ядро - достаточно стабильное образование, устойчиво во времени, оно определяется историческим, социальным и идеологическим контекстом. Оно связано с коллективной памятью и нормами группы. Периферия социального представления трансформируется и видоизменяется под влиянием индивидуальных мнений, опыта членов группы.

11.Еще одно направление изучения социальных представлений принадлежит У.Дуазу. Он остановился на проблеме взаимосвязи индивидуального и коллективного в социальной группе. У.Дуаз оперирует понятием «организующей метасистемы», которая контролирует, отбирает материал, полученный на основе ассоциаций, поиска различий.

И.Маркова в своем подходе вводит два противоположных понятия: когнитивная дифференциация и когнитивная глобализация. Процессы мышления, связанные с социальными представлениями, как известно, упрощены и автоматизированы, именно здесь применим термин «когнитивная глобализация». По И. Марковой, когнитивная глобализация включает процессы якорения и объективации.

В.Вагнер, поддерживая идею С. Московичи о том, что предмет социальных представлений должен быть значимым для социальной группы, тот, что спровоцирует общественный дискурс, исследует такие острые вопросы социальных групп, как образование представления об афро-американцах в США. Теоретическим аспектом, отличающим его подход, является разделение представления как процесса и представлений как результата этого процесса.

Теория социальных представлений разработана С. Московичи. Он считает, что представления - ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания. Московичи утверждает, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями (Московичи С., 1995).

Социальные представления - способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.

Представления, по Московичи, являются основой взаимодействия: прежде чем вступать в общение с человеком или группой, индивид должен представить себе возможные связи, результаты взаимодействия.

В качестве способа исследования социальных представлений, автор рассматривает здравый смысл (folk-science), который открывает исследователю непосредственный доступ к социальным представлениям.

В отечественной психологии этот подход находит отражение в работах К.А. Абульхановой-Славской - руководителя лаборатории психологии личности Института психологии РАН и ее сотрудников (Абульханова-Славская К.А., 1994). Она утверждает, что на смену теориям сознания, разработанным Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и Д.Н. Узнадзе пришли концепции, перед которыми стояла другая задача - исследовать состояние реального сознания личности, раскрыть сущность и тенденции его реального изменения. Суть этого подхода - социальное мышление личности исследует сознание в процессе его функционирования. Психологическое исследование социального мышления не сводится к раскрытию социальных условий этого вида мышления, поскольку сознание и мышление рассматриваются как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях.

Сознание определяется К.А. Абульхановой-Славской как жизненная способность личности, а мышление личности - как способность, а иногда и неспособность адаптации человека к новым условиям. В отличие от общей психологии данный подход изучает не просто мышление как таковое, а мышление личности, точнее мыслящую личность.

В мышлении каждого индивида функционирует общечеловеческая система понятий, обыденные и житейские представления, стереотипы социальной группы. Все эти понятия, представления являются в своей совокупности функциональной системой личности как мыслящего субъекта. Функциональными образующими социального мышления выступают следующие процедуры: проблематизация, интерпретация, репрезентация и категоризация.

Исследование функциональных процедур строилось с помощью двух приемов - типологического метода и метода кросс-культурного сравнения.


Проблематизация, по С.Л.Рубинштейну - основная процедура мышления и познания. Это - способность к теоретическому структурированию действительности и ее соотношения с субъектом; превращение некоторой неоформленной действительности в предмет мысли. Для выявления перехода от констатации проблемы к их превращению в предмет была проведена классификация проблем. Они были разделены на абстрактные и конкретные, перспективные и ситуативные, личностно значимые и нейтральные.

Проблематизация определяется способностью изменить отношение к действительности, умением преодолевать стереотипы способа мысли и способа жизни (Белецкая Г.Э., 1995. С. 48). Интерпретация - процедура, относящая нечто к субъекту переживания, понимания. Это - процесс выработки субъектом отношения: к объекту, к действительности, к событию, - и формирования собственного мнения, взгляда на вещи.

В исследовании А.Н. Славской в качестве объекта интерпретации были выбраны идеальные объекты - авторские концепции (теории крупных психологов - Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др.) В результате исследования выделелись четыре группы субъектов с разными особенностями интерпретации. Для первой группы была свойственна априорная интерпретация, которая начиналась с вывода, для второй - апостериорная, поскольку вывод в ней строился на основе рассуждения; третья группа в середине процесса рассуждения формулировала гипотезу, сужающую этот процесс, а четвертая формулировала гипотезу, расширяющую характер поиска.

Кроме интерпретации исследовалась и реинтерпретация, или реконструкция, авторской концепции, которая включала ее разбор, оценку, дополнения к точке зрения автора. Способами реинтерпретации являются: сопоставление, сравнение, противопоставление и разрушение авторской концепции.

В качестве общего заключения был сделан вывод о том, что интерпретация - это смыслообразование, определение новых смыслов на основе существующей у личности системы понятий. Это - осмысление и переосмысление действительности относительно данного субъекта (Славская А.Н., 1995. С. 109-126).

Репрезентация - социальные представления о разных сферах действительности - правовой, политической, а также о себе (своем Я, ответственности, интеллекте и др.). При исследовании отечественной выборки было выявлено преобладание моральных представлений во всех остальных репрезентациях (представлениях о личности, интеллекте, ответственности). Моральные представления преобладают над правовыми, что отличает отечественную выборку от европейской. У последней ведущими являются не моральные, а рациональные представления. Одним из важных этапов исследования социальных представлений является определение их содержания, выявление составляющих семантического пространства. Подобный подход состоит в нахождении смысла конкретных сочетаний различных понятий, которые и составляют содержание социальных представлений. Помимо семантического содержания социальных представлений, определяются:

1) общие ценности и верования,

2) представления о взаимосвязи различных социальных категорий,

3) связь представления и конкретных социальных позиций респондентов (В. Дуаз).

Перечисленные влияния называются анкеровками.

В. Дуазом описываются результаты анализа явления анкеровки в исследовании социальных представлений о причинах делинквентности. В ходе исследования было выделено три фактора. В первый фактор попали суждения, отражающие социальные и экономические причины делинквентности (эксплуатация, социальное неравенство, рецидивизм как следствие наказания в тюрьме и проч.). Второй фактор отражал биологические объяснения возникновения делинквентного поведения (заболевания органического характера, наследственность, психические аномалии). Третий фактор составляли психологические объяснения этого явления (кризис подросткового возраста, неблагополучные межличностные отношения и др.). Следующий вопрос, который задавали испытуемым, состоял в том, какие нужно принимать меры общественного регулирования, чтобы справиться со случаями нарушения норм социального поведения. Все ответы распределились по трем факторам; первый фактор - проведение психотерапевтической работы с делинквентом, второй фактор - тюремное заключение, третий фактор - неэффективность ни психотерапевтической работы, ни заключения в тюрьму.

Анкеровка состоит в том, что социальные представления - реально существующие явления, отражающиеся в объективной действтельности, в конкретных случаях делинквентности.

Категоризация - процедура, позволяющая осуществлять познавательное отношение к объективной действительности в целях соотношения себя с другими людьми и формирования своей идентичности. Можно говорить о территориальной, этнической, половой, личной и других видах идентичности. В категоризации скрыт маргинальный механизм идентичности: на фоне стремления к межличностному сравнению, подражанию ярко выступает противопоставление "Я" и "Другой".

Так, например, социальная идентичность соотносится с тем, что впечатления о мире организуются в связанные интерпретации - идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые выступают как регуляторы социального поведения.

Известна теория социальной идентичности Г. Тежфела. Согласно этой концепции,

1) индивид, считая себя членом какой-либо группы, стремится оценить ее положительно, поднимая статус группы и самооценку;

2) качество и значение идентичности определяется с помощью категоризации (логических операций) и сравнения своей группы с внешними группами по ряду параметров; категоризация и сравнение являются когнитивными способами самоопределения индивида;

3) позитивная социальная идентичность достигается на основе сравнений в пользу себя, своей группы и называется групповым фаворитизмом;

4) когнитивный компонент связан с эмоциональным, где последний описывается как переживание факта своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви, ненависти, обиды и др.

"Представления, как, впрочем, и деньги, социальны, являются психологическим фактом в трех отношениях: имеют безличный аспект, принадлежа всему миру; считаются представлением другого, принадлежа иным людям или группе; они суть личностные представления, эмоционально ощущаемые как принадлежность Эго. Не будем забывать, что эти представления формируются, как и деньги, с двойной целью - действовать и оценивать. Они, таким образом, не принадлежат к обособленной отрасли знаний и поэтому подчиняются тем же правилам, что и другие типы социальных действий и оценок" (Московичи С., 1995. №2. С.12).



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний