Соотношение биологического и социального в психологии. Социальное и биологическое в человеке: соотношение и единство

Главная / Л. Н. Толстой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Человек как биологическое существо

2. Взаимодействие социального и биологического в личности

3. Взгляды (типологии, концепции, подходы) на соотношение биологического и социального в развитии человека

Список используемой литературы

Введение

В этом реферате я бы хотела раскрыть тему взаимосвязи социального и биологического в личности человека.

Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека - от физиологической до социальной. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение.

Изучение человека на стыке биологического и социального - одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено. Требует своего изучения, в частности, вопрос об установлении границ влияния на человека и его развитие биологических, природных факторов и механизмов этого влияния.

Человек - существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека долгое время является предметом ожесточенных споров среди психологов-теоретиков. Например, таких как: Б.Г. Ананьев, А.Адлер, К. Юнг, А.Н. Леонтьев, Н.П. Дубинин, З. Фрейд, К.К. Платонов, А.В. Петровский и многие другие.

1. Человек как биологическое существо

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Он вышел из природы, и остается ее частью.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид "Homo Sapiens", рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Так говорил философ А. Пьерон: "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека".

Рассмотрим понятие индивида.

Индивид - термин, впервые введенный древнеримским философом Цицероном, обозначавший отдельно взятого представителя человеческого рода, общества, народа или социальной группы.

"Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, и взаимного "слаживания"." {1}. индивид генотипический личность

Индивид - это, прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Онтогенез - процесс развития организма с момента зарождения до конца жизни. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих связях врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения.

Под биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным:

· Наследственные признаки

· Наличие инстинктов (самосохранения, полового, материнства и др.)

· Биологические потребности (дышать, питаться, спать и др.)

· Продолжение рода

· Приспособление к окружающей среде

· Возможность использовать природные предметы

· Физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела)

Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества.

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов)

Человек как социальное существо

Все, что есть в человеке неприродного, исторического, выражается социальным понятием "личность".

Личность - социально-психологичсекая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества {2}.

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены:

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.

Индивидуальность - психические и физиологические особенности каждого человека. Она определяет неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

Индивидуальность:

· Содействует социальной активности человека;

· Определяет его поведение в обществе в контексте различных культур;

· Формирует поведение человека в конкретных социальных и жизненных ситуациях с учетом свойств самого индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков, но развивается самостоятельно в процессе воспитания и жизни в обществе. Индивидуальные черты человека могут быть врожденными (отпечатки пальцев, идеальный слух, способности) и приобретенными (профессия, религиозные убеждения, материальное положение). Важная особенность индивидуальности - ее развитие и эволюция в ходе самореализации и самоопределения. Развитие индивидуальности создает оптимальные условия для становления личности.

С. Кон пишет: "С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения{3}.

Социальные особенности характерны исключительно для человека. К ним относятся:

· Способность производить орудия труда

· Членораздельная речь

· Социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь)

· Духовные потребности (мораль, религия, искусство)

· Осознание своих потребностей

· Деятельность (трудовая, художественная и тд.) как способность преобразовывать мир

· Сознание

· Способность мыслить

· Творчество

· Созидание

· Целеполагание

Такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству, человек обязан обществу. Общество - часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней. Общество представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

По представлениям Карла Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности.

Толкотт Парсонс выделил три компонента общества:

1. Люди, составляющие материальное тело общества

2. Социальная система, определяющая взаимодействие людей

3. Культура, являющаяся результатом взаимодействия людей

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. (Скорая помощь….)

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются нормами, принятыми в данном обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация - стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего "Я". На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения "Я" и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера. Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:1)усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего "Я"; 2)отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все"; 3)конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я", ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека. Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводить развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Э, Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается.

Социальная среда - все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. (Скорая помощь студенту..)

Эриксоном было введено понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование "эгоидентичностного чувства устойчивого своего "Я". Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса "автономии" и "стыда". Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего "Я", формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего "Я", получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое "Я", что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них "зрелая" личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного "Я", происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое "Я" (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое "Я" через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие "себя и жизни" таковыми, как они состоялись.

Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что, по мнению Э. Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: "Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала".

2. В заимодействие социального и биологического в личности

Человек - продукт взаимодействия биологический и социальных факторов антропогенеза (антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного), позволившим человеку выделиться из животного мира:

К основным социальным факторам относятся:

· Труд и коллективная деятельность

· Мышление

· Язык и общение

К основным биологическим факторам, относятся:

· Прямохождение

· Развитые руки

· Большой и высоко развитый мозг

· Способность к членораздельной речи

Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества - антропосоциогенез.

Человек - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстарктно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда {4}.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его биосоциальным существом.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений - магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами - мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия - цвет кожи, глаз, строение тела.

3. Взгляды (типологии, концепции, подходы) на соотношение биологического и социального в развитии человека

В современной психологии нет единой теории формирования и развития личности:

1. Биогенетический подход - основа развития личности, это биологические процессы созревания организма.

2. Социогенетический - структура общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

3. Психогенетический - не отрицает ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. К месту и не к месту для объяснения психического развития ссылаются на биогенетический закон (закон рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит.

Биологизаторы утверждают, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Можно, но такие описания и объяснения получаются очень и очень натянутыми. К сожалению (или к радости?) человек настолько глубоко погружен в общество, в цивилизацию, в культуру, в нас настолько развит разум, что описывать поведение человека через физиологическое - значит крайне упрощать и искажать реальные закономерности такого поведения.

В противовес биологизаторским, как уже говорилось, существуют социологизаторские концепции, утверждающие приоритет социального над биологическим. Интересно, что тот же закон рекапитуляции применяется и здесь, но в другом смысле: индивид в своем онтогенезе воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Социогенетический подход

Г. Адлер показывает значимость не только биологических, но и социальных факторов при формировании человеческого самосознания. В его работах подчеркивалось взаимное влияние человека на общество и общества на человека как непременные слагаемые общественной жизни, которые одновременно формируют личность и определяют пути движения общества.

Биологический подход

П. Тейяр де Шарден

Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

С.Л. Рубинштейн

Он вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Рубинштейн считал, что индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде.

Список используемой литературы

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975

2. Краткий курс по общей психологии: учебное пособие - 2-е изд. стер. - М.: Издательство "Окей-книга".2012. - 184с. - (Скорая помощь студенту. Краткий курс)

3. Кон И.С. - Социология личности. - М.: Политиздат, 1967

4. Краткий курс по общей психологии: учебное пособие - 2-е изд. стер. - М.: Издательство "Окей-книга".2012. - 184с. - (Скорая помощь студенту. Краткий курс)

5. И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

    реферат , добавлен 12.01.2004

    Значение биологического, социального и духовного аспектов в историческом развитии человека. Влияние физического здоровья и умственных способностей на эволюцию homo sapiens, зависимость человека от общества. Факторы социализации и формирования личности.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" "индивидуальность". Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии, ее психологическая структура: соотношение биологического и социального. Связь личности с деятельностью, ее активность.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности. Проблема психического развития индивида, особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым. Мотивационно-потребностная сфера личности, ее направленность и самосознание.

    реферат , добавлен 23.09.2010

    Основные положения концепции З. Фрейда и взгляды на неё различных учёных. Топографическая модель З. Фрейда. Взаимосвязь биологического и социального в психике через структуру личности. Анализ взаимосвязи сознательного и бессознательного в психике.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2012

    Проблема соотношения биологического и социального в личности осужденных. Учет темперамента в воспитательной работе с людьми, отбывающими наказание. Характерологические особенности личности осужденных. Типы акцентуированных характеров у преступников.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2015

    Объективные основания психологических свойств, которые характеризуют человека как индивидуальность и личность. Рецидивная преступность как болезненная социальная проблема. Соотношение социального и биологического в структуре личности рецидивиста.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Проблема соотношения биологического и социального в характере. Наследование набора различных способов реагирования на влияния среды. Характер как интегральная характеристика личности. Фромм, Шостром и Юнг о характере. Общее понятие о темпераменте.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Различные теории естественного и социального развития человека. Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид. Зигмунд Фрейд. Жан Пиаже. Лоренс Колберг. Факторы биологического и социального развития личности и их взаимосвязь. Воспитание.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2007

    Сущность понятия "развитие" в психологии. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности. Специфика психического развития. Развитие психики в филогенезе. Проблема соотношения биологического и социального в развитии.

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами. Сама базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности. Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.

Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой. В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям. С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой - вести войны и совершать преступления.

Социальные и биологические факторы

Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза. Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи. Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.

Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.

Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека. Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей. С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой - коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.

В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.

Биологизаторская концепция

Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами. В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции. При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным - например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.

На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д. Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии. Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.

Социологизаторская концепция

Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.

Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.

Приверженцы структурализма полагают, что человек - это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.

Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей. При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов. Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.

Понимание проблемы с точки зрения психоанализа

Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало. Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство. Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.

Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы. В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась. Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке. Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Концепция целостной социальной природы

Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе. Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию. Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.

Социально-биологический кризис

Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.

Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида. При этом все больше подвергаются давлению социализации. В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.

Пути преодоления дисгармонии

В деле преодоления конфликтов между биологическими и помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества. Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.

В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания. Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению. Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития. На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей - это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д. Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы - в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке. Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково. Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.

  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • Предмет, система, задачи и функции криминологии
    • Общая характеристика криминологии
    • Цели, задачи, функции криминологии и их реализация
    • Место криминологии в системе наук. Междисциплинарный характер криминологии
  • История криминологии. Современные криминологические теории
    • Становление криминологии как науки. Основные направления изучения причин преступности
    • Зарождение и развитие зарубежных криминологических теорий
    • Развитие криминологии в России
    • Современное состояние криминологии
  • Преступность и ее основные характеристики
    • Понятие «преступность». Соотношение преступности и преступлений
    • Основные показатели преступности
    • Латентная преступность и методы ее оценки
    • Социальные последствия преступности
    • Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ
  • Детерминанты преступности
    • Понятие «детерминизма»
    • Теория причинности
    • Понятие «детерминант» в криминологии
    • Причины и условия преступлений
  • Личность преступника и ее криминологическая характеристика
    • Сущность и содержание понятия «личность преступника» и его соотношение с другими смежными понятиями
    • Структура и основные черты криминологической характеристики личности преступника
    • Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника
    • Классификация и типология личности преступника
    • Значение, объем, способы и основные направления изучения личности преступника в деятельности ОВД
  • Механизм индивидуального преступного поведения
    • Причинность как взаимодействие социального и биологического
    • Психологический механизм поведения личности
    • Роль конкретной ситуации в совершении преступления
    • Роль потерпевшего в генезисе преступного поведения
  • Основы виктимологии
    • История возникновения и развития учения о жертве
    • Основные положения виктимологии. Виктимность и виктимизация
    • «Жертва преступления» и «личность потерпевшего»: понятия и их соотношение
  • Организация и проведение криминологического исследования
    • Понятие «криминологическое исследование» и «криминологическая информация»
    • Организация и основные этапы криминологического исследования
    • Методы криминологического исследования
    • Методы уголовной статистики и их использование в криминологическом исследовании
  • Предупреждение преступлений
    • Понятие «предупреждение преступлений»
    • Виды и этапы предупредительной деятельности
    • Индивидуальная профилактика
    • Классификация мер предупреждения
    • Система предупреждения преступлений
  • Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности
    • Понятия «криминологический прогноз» и «криминологическое прогнозирование», их научно-практическое значение
    • Виды и масштабы криминологического прогноза. Субъекты криминологического прогнозирования
    • Методы и организация криминологического прогнозирования
    • Прогнозирование индивидуального преступного поведения
    • Планирование и программирование предупреждения преступности
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • Правовые, организационные и тактические основы деятельности ОВД по предупреждению преступлений
    • Роль и основные задачи органов внутренних дел в предупреждении преступлений
    • Правовое обеспечение профилактики преступлений
    • Информационное обеспечение профилактики преступлений и планирование профилактических мероприятий
    • Методы проведения общей профилактики преступлений
    • Методы проведения индивидуальной профилактики преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних
    • Основные показатели преступности несовершеннолетних
    • Личность несовершеннолетних преступников
    • Причины и условия преступности несовершеннолетних
    • Организация профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности
    • Понятие, признаки и виды преступного рецидива и профессионализма. Понятие рецидивной и профессиональной преступности
    • Социально-правовая характеристика рецидивной и профессиональной преступности
    • Криминологическая характеристика и типология личности преступников - рецидивистов и профессионалов
    • Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности
    • Особенности детерминации профессиональной преступности
    • Основные направления предупреждения рецидивной и профессиональной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности
    • Понятие и признаки групповой и организованной преступности
    • Криминологическая характеристика групповой и организованной преступности
    • Предупреждение групповой и организованной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений
    • Тяжкие преступления против личности как социально-правовая проблема
    • Современное состояние и тенденции тяжких насильственных преступлений против личности
    • Характеристики лиц, совершающих тяжкие насильственные преступления
    • Детерминанты насильственных преступлений против личности
    • Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, и их типология
    • Детерминанты преступлений против собственности
    • Основные направления предупреждения преступлений против собственности. Особенности деятельности ОВД по профилактике этих преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности
    • Понятие и современное состояние преступлений в сфере экономической деятельности
    • Характеристика факторов, обусловливающих преступность в сфере экономической деятельности
    • Характеристика личности преступника, совершающего преступления в сфере экономической деятельности
    • Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Понятие и социально-правовая оценка преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики терроризма (ст. 205 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики захвата заложников (ст. 206 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики хулиганства (ст. 213 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики экологических преступлений (ст. 246-262 УК РФ)
    • Компьютерные преступления и их криминологическая характеристика
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Понятие, виды и криминологические особенности преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления
    • Причины и условия неосторожных преступлений
    • Предупреждение неосторожных преступлений
    • Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение социально-негативных явлений, связанных с преступностью
    • Понятие «социально-негативные явления» и их связь с преступностью
    • Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика пьянства и алкоголизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика проституции
    • Маргинальность и преступность
  • Международное сотрудничество в предупреждении преступности
    • Понятие и значение международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Правовые и организационные формы взаимодействия государственных органов различных стран в изучении преступности и ее предупреждении
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Международное сотрудничество в противодействии отдельным видам преступлений: незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника

Соотношение социального и биологического в личности преступника привлекает значительное внимание ученых - биологов, социологов, медиков, юристов и др. Специфическим для криминологии основанием интереса к социально-биологической и социально-психиатрической проблематике выступает необходимость более глубокого объяснения насильственной (в том числе бытовой) преступности, рецидива, преступности несовершеннолетних, неосторожной преступности, связанной с использованием источников повышенной опасности, а также потребность в дальнейшем повышении эффективности всех видов и форм предупреждения

Авторы ряда учебников по криминологии, по существу, предлагают только психологическое понятие личности субъекта преступления. Называемые в некоторых определениях психологические свойства личности (тревожность, импульсивность, неуверенность) социально нейтральны. Даже агрессивность далеко не всегда отрицательное свойство. Эти особенности протекания психических процессов скорее носят характер функциональных нарушений, обусловленных биологическими особенностями некоторых людей.

Суть проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении заключается в качествах человека, от которых зависит преступное поведение:

  • от тех, которые достались ему по наследству, переданы генетически (например, способности, темперамент, особенности реагирования на окружающий мир, программы поведения и т.д.);
  • от тех, которые он приобрел в процессе жизни в обществе (в результате воспитания, обучения, общения, т.е. процесса социализации).

Будучи существом социальным, человек наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически здоровой или больной. Психофизиологическое состояние человека делает его способным к восприятию окружающей социальной действительности, так как, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальные нормы и ценности. Человек психически больной к такому восприятию неспособен. Поэтому такие лица совершают общественно опасные деяния, но не преступления.

Биологические особенности человека способствуют восприятию человеком социальных программ, но не могут стать причиной его преступного поведения. При этом надо иметь в виду, что вся совокупность биологических факторов не делает явление социальным, так как они лежат в разных плоскостях реальной жизни.

Сложность состоит еще и в том, что соотношение социального и биологического не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного поведения: в процессе развития конкретного организма и жизни индивидуума; в процессе общественного развития.

Первое звено причинной цепочки относится к начальной стадии развития человеческого организма и далеко от преступного поведения. С криминологической точки зрения важно установить, действуют ли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении. Здесь необходимо учитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктом взаимодействия названных факторов.

Современной наукой окончательно не доказано существование прирожденных программ социально одобряемого или преступного поведения, несмотря на последние достижения по расшифровке генома человека. Не установлены также наследственные признаки такого поведения. Напротив, генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно.

Однако это не означает, что при изучении причин конкретного преступления следует избегать всего, что относится к биологической структуре личности преступника. Нельзя отрицать, что человек не только социальное, но и биологическое существо. В его поведении, в том числе и преступном, всегда имеют место не только социальные, но и биологические элементы.

Второе звено связано с соотношением социального и биологического в процессе формирования личности. Биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее. Из числа биологических качеств в процессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления. Это является предпосылкой для выделения преступности несовершеннолетних в отдельный самостоятельный вид преступности.

Третье звено преступного поведения связано с зарождением преступного намерения и реализацией преступного замысла. В этом звене взаимодействуют два социальных фактора: конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления, и личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.

Существует три точки зрения на данную проблему.

  1. Определяющую роль в генезисе преступного поведения играют социальные факторы.
  2. Главными факторами преступного поведения являются биологические.
  3. В отношении одних преступлений главными оказываются социальные факторы, а в отношении других - биологические.

С позиций правового подхода данная проблема решается достаточно просто на логическом уровне. Преступность в данной трактовке - это сложная системная совокупность преступлений. Таким образом, преступность вторична по отношению к правовому регулированию человеческого поведения: нарушение запрета появляется после установления запрета.

До появления нормативного регулирования оценивать совокупность убийств, иных форм насилия, фактов захвата, отбирания предметов у других как преступность некорректно. Нельзя говорить о преступности применительно к миру зверей. Так же бессодержателен этот термин применительно к безнормативному людскому обществу.

Говоря о сущности правового регулирования человеческого поведения, следует иметь в виду, что норма может регулировать поведение лишь в том случае, если человек способен:

  • во-первых, сознательно, адекватно ее воспринять;
  • во-вторых, сознательно руководить своим поведением, т.е. у человека должна быть свобода выбора: поступать в соответствии с законом или вопреки ему.

Биологические доминанты так называемого прирожденного преступника отрицают свободу воли. Нормативный запрет изначально не способен удержать их от этих действий, а следовательно, такие «прирожденные преступники» находятся за пределами правового регулирования, и, несмотря на внешнюю похожесть этих деяний на преступления, их к разряду преступных отнести нельзя, что и нашло отражение в современной доктрине уголовного права (институт невменяемости).

Если же решающим фактором общественно опасного деяния были не непреодолимые биологические доминанты, а, например, социально обусловленное чувство мести или желание жить не хуже других в сочетании с надеждой на безнаказанность, то социальная природа преступления налицо.

В мировой практике зафиксированы случаи, когда лица, совершив преступления под воздействием непреодолимой тяги к преступному насилию, осуждались и отбывали длительные сроки наказания. При появлении импульсов к насильственным преступлениям в местах заключения или после выхода на свободу они обращались к специалистам, и им оказывалась достаточно эффективная медицинская помощь. Такие люди способны правильно воспринимать правовые запреты и с помощью общества (в лице специалистов данного рода) удержать себя от совершения преступления. Если общество не оказывает им своевременной помощи (или они не информированы о возможности ее получения) - это уже не биологическая, а социальная предпосылка преступления. И в случае совершения преступления лицами такого типа именно она окажется решающим фактором преступного поведения.

В то же время данная категория людей, несомненно, оказывается в более сложном по сравнению с обычными гражданами положении. В целях обеспечения большей справедливости при решении вопроса об уголовной ответственности таких лиц законодатель в УК РФ 1996 г. ввел специальное положение об уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ст. 22 УК). Такие лица подлежат уголовной ответственности в соответствии с законом, однако «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера».

Сторонники антропологического подхода к трактовке преступности концентрируют свое внимание на тех явлениях, которые юристы относят к разряду общественно опасных деяний, совершенных в состоянии невменяемости либо уменьшенной вменяемости. В этом отношении их позиция весьма уязвима, поскольку за пределами анализа антропологов в таком случае остается значительный массив преступлений. Теологический подход как бы переносит проблему преступности в совершенно иную (идеальную) плоскость, где вопросов о соотношении социального и биологического практически не возникает. Социологические теории приводят доказательства социальной обусловленности поведения прирожденных преступников.

На данном этапе развития наук о человеке, прежде всего генетики, доказать приоритет биологических признаков личности преступника над социальными не представляется возможным. Исходя из этого в изучении личности преступника наибольшее внимание следует уделять социально обусловленным признакам, принимая во внимание то влияние, которое оказывают на их формирование биологические особенности индивида.

Взаимосвязь социального и биологического в личности

Понятия ʼʼличность?- и ʼʼиндивидуальностьʼʼ, с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке су­ществует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всœего представлена в работах представи­телœей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объеди­няет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие ʼʼиндивидуальностьʼʼ с этой позиции представляется более широким, чем понятие ʼʼличностьʼʼ. С другой точки зрения (которую можно чаще всœего встретить у представителœей московской психологи­ческой школы), понятие ʼʼиндивидуальностьʼʼ воспринимается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно неболь­шую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие ʼʼличностьʼʼ включает в себя прежде всœего качества человека, проявляющиеся на соци­альном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не воспринимается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя всœе особенности человека, в т.ч. биологические, психические и социальные. По этой причине считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в струк­туре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически всœе возмож­ные связи между понятиями ʼʼпсихическое*, ʼʼсоциальноеʼʼ и ʼʼбиологическое?. Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, неза­висимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их парал­лельного действия на индивида и т: п. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, пси­хического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического раз­вития, психическое воспринимается как явление, полностью подчинœенное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводит­ся роль некоего ʼʼвместилищаʼʼ психической деятельности. Чаще всœего мы сталки­ваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное проис­хождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое воспринимается как линœейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развити­ем. С позиции данных концепций всœе особенности психических процессов, состо­яний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинœено исключительно биологическим законам. При этом не­редко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учи­тывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон - закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроиз­водится в главных чертах эволюция вида, к которому данный индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психи­ческого как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку всœе психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. К примеру, такой точки зрения при­держивался И. П. Павлов.

Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе, В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основное различие между представителями двух ведущих оте­чественных психологических школ состоит в расхождении по вопросу об уча­стии биологических детерминант в формировании личности. Ананьев подчерки­вает, что ему достаточно близка позиция К. К. Платонова, выделившего в структу­ре личности четыре подструктуры: 1) биологически обусловленные особенности личности; 2) особенности ее отдельных психических процессов; 3) уровень ее под­готовленности (опыта личности) 4) социально обусловленные качества личности. При этом Ананьев отмечает, что личность изменяется как в процессе истории че­ловека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологи­ческим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Кроме этого, Ананьев полагает, что всœе четыре основные стороны личности тес­но связаны друг с другом. При этом доминирующее влияние всœегда остается за со­циальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребно­стями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими ка­чествами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представителями санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирую­щей роли социальных факторов. Следует отметить, что разногласия по данному вопросу обусловливают определœенные различия и во взглядах на природу инди­видуальности. Так, Ананьев считает, что индивидуальность всœегда есть индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуаль­ностью. Для этого индивиду нужно стать личностью.

Позднее известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, попытался вскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту про­блему сводились к следующим основным положениям. В первую очередь, исследуя раз­витие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в кон­тексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотно­шения организма и личности.

Во-вторых, следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое - в рамках социальных наук. При этом и то и другое одновременно относится к человеку и как к представителю вида Нота зарг-епв, ц как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность - включенность че­ловека в жизнь общества.

В-третьйх, как уже неоднократно отмечалось, исследуя формирование и раз­витие личности, отечественная психология исходит из того, что личность - это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человече­ского общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений ʼʼиндивид-обществоʼʼ оно не должна быть понято. Объектив­ным же основанием личностных свойств индивида является система обществен­ных отношений, в которой он живет и развивается.

В-четвертых, формирование и развитие личности крайне важно рассматривать как усвоение его социальных программ, сложившихся в данном обществе на дай­ной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что данный процесс на­правляется обществом при помощи специальных социальных институтов, в пер­вую очередь системы воспитания и образования.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод; факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. па каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязан­ных рядов, определяющих характер психического развития индивида, - это весь­ма грубое упрощение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биоло­гическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отраже­ния, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных ак­тов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

Взаимосвязь социального и биологического в личности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Взаимосвязь социального и биологического в личности" 2017, 2018.

Соотношение биологического и социального в личности

Тот факт, что понятия «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь в виде какого-то набора свойств и качеств человека. Действительно, если личность всегда выступает как субъект своих отношений с окружающими людьми, в ее структуру должны войти и эти отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности. Поэтому данные, полученные в результате исследования индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности.

Центральное место в психологической науке занимает проблема соотношения в развитии индивида биологического и социального. В истории науки были рассмотрены практически все возможные взаимосвязи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось по-разному: то как процесс полностью спонтанный, не зависящий ни от биологического развития, ни от социального; то как процесс, производный или от биологического развития, или от социального; то как результат параллельного действия на индивида биологического и социального либо как продукт их взаимодействия.

Остановимся на этих теориях несколько подробнее.

Итак, в соответствии с концепциями спонтанного психического развития развитие личности полностью детерминируется своими внутренними законами. Вопроса о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, чего-то внешнего по отношению к последней.

В концепциях, которые базируются на законах биологии, психическое развитие рассматривается как линейная функция организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, не учитывающие специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон – закон рекапитуляции. Согласно этому закону в развитии индивида повторяется в главных чертах эволюция вида, к которому он принадлежит. Ученые, придерживающиеся данного направления, пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или хотя бы основных этапов развития вида.

Сходные идеи встречаются и в социологических концепциях психического развития индивида. Только здесь оно представляется несколько иначе. Утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Конечно, при желании можно усмотреть здесь некоторое внешнее сходство. Однако оно не дает основания для вывода о справедливости принципа рекапитуляции в отношении психического развития человека. Подобные концепции – типичный случай неправомерного расширения сферы действия биогенетического закона.

Наиболее ярко содержание подобных концепций выражено в работах В.Штерна. Он считает, что принцип рекапитуляции должен охватывать и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Для иллюстрации приведем одну цитату: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего, во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего-обезьяны и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, – элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, – онтогенетическая параллель вступления человека с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в период зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени». Несмотря на сложность из этого отрывка, вполне понятны стадии, которые проходит человек с момента рождения:

– низшие млекопитающие;

– высшие млекопитающие;

первобытный человек;

– зарождение государственности;

античный мир;

– христианская культура;

– современная культура.

Конечно, можно усмотреть некоторое сходство и повторение в развитии индивида и в истории общества. Однако они не позволяют раскрыть сущность психического развития человека. Проводя подобные аналогии, нельзя не учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается в каждом обществе и имеет свои особенности в каждой общественно-исторической формации. Законы развития общества и законы развития индивида в обществе – это разные законы. Связь между ними гораздо сложнее, чем это представляется с позиций закона рекапитуляции.

Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая существует. Ему не нужно повторять в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю человечества. Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенные права и обязанности, общественную позицию, которые не похожи на функции и позиции других людей. Культурное развитие индивида начинается с овладения культурой того времени и той общности, к которым он принадлежит. Все развитие индивида подчиняется особому порядку законов.

Вместе с тем очевиден тот факт, что человек рождается как биологическое существо. Его организм – это человеческий организм, а его мозг – это человеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а тем более социально, незрелым, беспомощным. Созревание и развитие организма человека с самого начала протекает в социальных условиях, которые неизбежно накладывают сильный отпечаток на эти процессы. Законы созревания и развития человеческого организма проявляются специфическим образом, не так, как у животных. Задача психологии состоит в том, чтобы раскрыть законы биологического развития человеческого индивида и особенности их действия в условиях его жизни в обществе. Для психологии особенно важно выяснить взаимоотношения этих законов с законами психического развития индивида. Биологическое развитие индивида является основанием, исходной предпосылкой его психического развития. Но эти предпосылки реализуются в определенном обществе, в социальных действиях индивида. Развитие индивида начинается не с нуля, не на пустом месте. Старая идея об исходной его основе как «tabula raza» (чистый лист, на котором жизнь пишет свои письмена) наукой не подтверждается. Человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивающей универсальную его готовность к развитию, в том числе и к развитию психическому.

Было бы слишком просто представлять дело так, что биологические свойства и механизмы выполняют какие-то функции лишь на начальной стадии психического развития, а потом исчезают. Развитие организма – процесс постоянный, и эти свойства и механизмы всегда играют роль общей предпосылки психического развития. Таким образом, биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя и по-разному в различные периоды.

В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов в разные периоды развития человека. Ученые доказали, что психические процессы развиваются только в деятельности человека и в ходе его общения с другими людьми. Для того чтобы выявить законы, управляющие психическим развитием человека, необходимо знать, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов. Не изучив биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психики. Речь идет о развитии той самой высокоорганизованной материи, свойством которой является психика. Понятно, конечно, что мозг как основа психики развивается не сам по себе, а в реальной жизнедеятельности человека. Важнейшие стороны развития – это овладение исторически сложившимися способами деятельности и способами общения, освоение знаний и навыков и др.

Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов посвятил много работ решению проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология не ограничивается анализом отдельных психических функций и состояний. Прежде всего ее интересуют формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема организма и личности. Первое из этих понятий – «организм» – сформировалось в контексте биологических наук, второе понятие, «личность», – социальное. Однако оба они относятся к индивиду как к представителю вида «человек разумный» и как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные свойства человека. В понятии «организм» – структура человеческого организма как биологической системы, в понятии «личность» – включенность человека в жизнь общества. Как уже отмечалось выше, отечественная психология рассматривает личность как социальное качество индивида. Вне общества это качество не существует. О человеке, который живет и развивается вне человеческого общества, нельзя сказать, что он личность. Поэтому понятие «личность» не может быть раскрыто вне отношений «индивид-общество». Основой формирования личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.

В более широком плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Следует подчеркнуть, что этот процесс направляется обществом при помощи специальных систем, в первую очередь систем воспитания и образования.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод: развитие индивида имеет сложный, системный характер и отличается высокой динамичностью. Оно обязательно включает как социальные, так и биологические детерминанты. Попытки представить личность как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов – очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм, при других – как его предпосылка. При некоторых условиях играет роль содержания психического отражения, при некоторых – роль фактора, влияющего на психическое развитие, или причины отдельных актов поведения. Биологическое может быть и условием для возникновения психических явлений и т. д.

Еще более многообразны и многоплановы связи между психическим и социальным. Это очень затрудняет изучение тройственной структуры «биологическое-психическое-социальное». Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном психологическом плане, оказалось непростой для науки задачей. Решение этого вопроса имеет свою историю.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний