Роль науки в инновационном развитии страны. Роль науки в инновационном процессе

Главная / Иван Бунин

Н есомненно, наука является наиболее активным элементом общества, основанного на знании. Науку можно определить как специализированную когнитивную (познавательную) деятельность учёных, которая направлена на получение новых научных знаний о различного рода объектах, их свойствах и отношениях . Однако это не единственное определение науки.

Современные учёные рассматривают науку с точки зрения её трёх основных аспектов:

  • как специфический тип знания;
  • как особый вид деятельности;
  • как социальный институт.

При рассмотрении науки как особого типа знания главным вопросом становится проблема выявления отличительных признаков, необходимых и достаточных для выделения научного знания от результатов иных видов познания, доступных человеку (обыденное знание, искусство, религия, философия, интуиция и т.д.). Зачастую при таком подходе научное знание отождествляется с объективно-истинным знанием, так как научное знание имеет следующие отличительные признаки: определённость, однозначность, системность, точность, предметность, проверяемость, логическая доказательность, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, а также практическая применимость .

Из общего определения науки видно, что она также может рассматриваться как особый вид познавательной деятельности человека. Важно понимать, что у любой деятельности есть цель, предмет и её средства. При рассмотрении науки как специфического вида деятельности, её целью является получение нового научного знания (здесь некоторые авторы отмечают, что новым признаётся знание ранее не известное исследователю, даже если оно известно другим учёным), а предметом становится информация, которая изучается в ходе исследования (как эмпирическая, так и теоретическая) . При этом средствами научной деятельности выступают существующие методы анализа и коммуникации в научном сообществе, которые могут стать инструментами научного исследования.

Процесс научного познания может рассматриваться с точки зрения эмпиризма, теоретизма и проблематизма. Эмпиризм говорит о том, что началом любой научно-познавательной деятельности является фиксация эмпирических данных о происходящих явлениях и существующих объектах . На основе таких данных происходит формирование научных гипотез. Фактически, эмпиризм представляет собой индуктивистскую модель научного познания, которая была практически отвергнута современными философами как несостоятельная. Теоретизм видит начало научной деятельности в общей идее, которая возникает в рамках научного мышления . В рамках этой модели эмпирический опыт выступает как один из способов доказательства теоретических суждений или конкретизации исходной теоретической идеи. Наконец, проблематизм, который получил широкое распространение в современной философии науки, считает научную проблему отправной точкой научной деятельности . При этом научной проблемой может быть и эмпирический, и теоретический вопрос, ответ на который может дать только новая информация.

Наконец, наука может быть рассмотрена как особый социальный институт. Главными проблемами, связанными с функционированием научного общества, являются эффективность регулирования взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством. Обеспечение эффективности этих связей происходит посредством различных инструментов: система законодательных норм, правил и обычаев, система внутренних ценностей и так далее. Система внутренних ценностей научного сообщества получила название «научный этос» . Р. Мертон, например, считал основными ценностями науки универсализм, бескорыстность, коллективизм и организованный скептицизм. Позднее Б. Барбер расширил список этих императивов, добавив эмоциональную нейтральность и рационализм в качестве ключевых особенностей и ценностей науки .

Наука как социальный институт не столько является обособленной системой, сколько представляет собой некую конкурентную среду, которая состоит из многочисленных научных сообществ. При этом интересы этих сообществ могут как совпадать, так и быть диаметрально противоположными. Современная наука представляет собой сложную сеть взаимодействующих друг с другом как государственных, так и частных, как научных, так и коммерческих организаций, и коллективов. Современная наука не только даёт развитие другим сферам общества, но и нуждается в их постоянной поддержке. Такая взаимосвязь обеспечивает эффективное развитие общества в целом.

По аналогии с рассмотрением науки через призму трёх аспектов: знания, деятельности и социального института, рассмотрим взаимосвязь науки и инновационной экономики.

Инновационную экономику зачастую также называют «экономикой знаний». В этом смысле уже из определения этого понятия, очевидно, что этот вид экономики зависит от знаний, а, следовательно, от развития и функционирования науки. В этом случае наука рассматривается как специфический тип знания.

Казалось бы, инновации, как результат научной деятельности человека, должны зарождаться только в научно-исследовательских институтах, но, как известно из эмпирических исследований инновационной деятельности, они берут своё начало и во время производства (усовершенствование технологических процессов), и во время принятия управленческих решений (инновационный менеджмент) и так далее. Следовательно, инновационная экономика не является целиком последствием научной деятельности. Однако научные инновации являются основной, значительной частью наукоёмкой экономики. Рассматривая научную деятельность как часть инновационной деятельности, можно отметить следующие её составные элементы: фундаментальные исследования, прикладные исследования, полезные модели, опытно-конструкторские разработки . При этом, по оценкам экономистов, на фундаментальные исследования приходится около 10% всего объёма научных исследований.

Уже с конца XIX века можно говорить о существовании системы «наука – техника», которая характеризуется связью науки и практической деятельности человека. Инструментами или связующими элементами этого явления являются многочисленные экономические, технологические и институциональные факторы. В современном мире развитие и функционирование науки определяется в первую очередь потребностями общества. В этом смысле наука может рассматриваться и как особый вид деятельности, и как некий социальный институт, входящий в более масштабную систему общества (инновационную, экономическую и т.д.). Наука в современном мире призвана создавать инновации, которые будут максимально эффективно и полно удовлетворять потребности общества.

Одна из особенностей инноваций, упомянутых выше, заключается в том, что они осуществляют мультипликативный эффект на экономику в целом. Сам инновационный процесс можно разделить на две части: научный исследования и разработки и инновационная деятельность. Инновационный процесс представляет собой замкнутый процесс взаимозависимых элементов. При проведении фундаментальных или прикладных исследований происходит развитие инновационной деятельности. И, наоборот, при развитии инвестиционной деятельности при помощи различных инструментов, развиваются (качественно и количественно) и научные исследования. При этом происходит накопление научно-технических знаний, которые, в свою очередь, могут служить основой для дальнейшего развития как научных исследований, так и инновационной деятельности.

Таким образом, не только подчёркивается значительная роль науки в инновационной экономике, но и обратная зависимость этих сфер человеческой деятельности – влияние развития инноваций на науку.

Особенность строения и взаимодействия научных исследований и инновационной деятельности говорит о возможности использования особого механизма стимулирования науки и инноваций. Вложение только в одну из этих сфер приведёт к развитию другой.

Кроме того, можно заметить ещё одну особенность взаимодействия науки и инновационной экономики: этот процесс является двусторонним. С одной стороны, выступают люди и организации, занимающиеся наукой, а с другой – представители производства, в том числе предприниматели. В современном мире стало очевидна необходимость сотрудничества представителей науки и бизнеса. Именно поэтому во многих фирмах есть отделы исследований (НИОКР или R&D), деятельность которых направлена на постоянное совершенствование фирмы. Многие фирмы на конкурсной основе предоставляют гранты на проведение тех или иных исследований в рамках интересующих их тем. В результате этого процесса люди «проникаются» технологическим мировоззрением.

Ещё одной точкой пересечения науки и инновационной экономики является образование. Развитие новых научных методов и технологий ведут к пересмотру образовательных программ: как полном, так и частичном. При этом речь идёт не только о высшем или среднем специальном образовании, но и, в том числе, о курсах повышения квалификации, обучающих кратковременных курсах и семинарах и так далее. Инновационная экономика постоянно нуждается в рабочих кадрах особой, инновационной подготовки. Это подразумевает не только владение специфическими знаниями, но и несколько иное – инновационное мышление. В этом вопросе важно заранее предсказать, какие именно рабочие силы будут необходимы экономике через 4-6 лет (средний срок получения образования). И вновь в этом вопросе встречаются как представители бизнеса, задавая необходимые требования и параметры к компетенциям будущих специалистов, так и представители научной сферы, задача которых состоит не только в создании чего-то нового, но и в подготовке материала курсов и дисциплин с целью обучения будущих поколений.

«Сотрудничество» науки и инновационной экономики происходит и на государственном уровне. Правительства стран управляют денежными потоками внутри страны, а также направляют свои действия на привлечение денег внутрь страны. Инновации – один из способов не только продемонстрировать мощное развитие собственной экономики, но и привлечь инвестиции. Государство вместе с тем выступает гарантом защиты отношений науки и инновационной экономики. Создание законодательства по защите интеллектуальной собственности, выдача патентов и лицензий, защита прав потребителей – всё это гарантирует честную и открытую конкуренцию.

Изучив различные статьи и монографии на тему взаимодействия науки и инновационной экономики, можно прийти к выводу, что понятие «наука» неразделимо связано с понятием «инновации». Первоначально инновации создавались именно в научных лабораториях и институтах. Постепенно с развитием общества и экономики и переходом от индустриального к постиндустриальному периоду развития изменился и характер инноваций. Если раньше с инновациями ассоциировались только коренные изменения в технологии производства продукции, то в наши дни инновационным считаются и новые, ранее неизвестные, услуги, способы и методы управления экономикой, бизнесом или персоналом.

Важно понимать, что инновация – это не любое нововведение, только что придуманное или изобретённое. Это нечто новое (процесс, товар, услуга, инструмент), которое прошло проверку временем и испытание бизнесом – начало приносить прибыль. Например, многие крупные фирмы приветствуют и иногда даже денежно поощряют так называемую программу «кайдзен» – японский принцип работы, заключающийся в постоянном самоанализе и самосовершенствовании.

Взаимодействие инноваций и бизнеса, а также бизнеса и науки часто рассматривается как два отдельных вопроса. Но их можно рассматривать и как единый процесс. Происходит взаимное влияние науки и инноваций, а бизнес в этой структуре является векторной и в то же время движущей силой: задаёт направление развития и финансирует исследования. Для предпринимателей важно сократить свои расходы с целью многократного увеличения прибыли. Поэтому они готовы финансировать некоторые действительно важные для них проекты в области изучения (создания или исследования) инноваций. Такие проекты могут проводиться как в рамках структурных подразделений компаний, так и путём проведения конкурсов на финансирование научных исследований (выдача грантов). Аналогичным образом государство может стимулировать развитие науки и инноваций для повышения конкурентоспособности страны в целом.

Характерной чертой инноваций является их огромнейший мультипликативный эффект не только на экономику, но и на другие сферы общества. Введение, каких бы то ни было, инноваций – будь то экономических, технологических или социокультурных – ведёт к появлению инноваций и в других сферах. Например, создание новых технологий по очищению продуктов сгорания приведёт к улучшению экологической ситуации, созданию новых рабочих мест – заводов, производящих очищающие приборы, созданию курсов повышения квалификации по обучению навыков пользования новым оборудованием и так далее.

Что же касается роли науки в инновационной экономике, то здесь нужно оценить степень влияния науки на развитие каждого из видов инноваций. К сожалению, в настоящее время нет статистики, позволяющей говорить о том, сколько инноваций буквально «вышло» из научных институтов и лабораторий, а сколько – были придуманы и введены на практике во время технологического процесса производства товаров и услуг. В настоящее время статистика инновационного развития стран в основном оценивается количеством выданных и полученных патентов.

Однако на теоретическом уровне можно предположить следующую степень влияния науки на инновационную экономику:

  1. Технологические инновации. Около 60% таких инноваций разрабатывается учёными, затем проверяется на практике. Первоначально здесь можно говорить о создании изобретений или новаций. После внедрения их непосредственно в производственный процесс, они становятся инновациями.
  2. Экономические инновации. В большинстве своём (около 90-95%) разрабатываются учёными на теоретическом уровне. Экономическая наука отличается тем, что экономические теории основаны на наблюдении и изучении экономических процессов, происходящих на практике. Остальная доля экономических инноваций приходится на введение инноваций первоначально на практике.
  3. Социокультурные инновации. В основном полностью зависят от появления инноваций в других сферах хозяйственной деятельности человека. Разрабатываются в большинстве своём (80-90%) на теоретическом уровне, особенно если говорить о создании новых нормативно-правовых актов, образовательных программ и т.п. С точки зрения появления социокультурных инноваций на практике можно говорить об изменении традиций и обычаев, начиная с исторического развития общества, заканчивая недавними нововведениями (например, изменениями в деловом этикете и т.д.).

В рамках изучения многочисленных исследований в области науки и инновационной экономики, можно прийти к выводу, что развитие науки должно соответствовать требованиям общества. Как было отмечено ранее, в экономике знаний векторной силой экономического развития в первую очередь является спрос: информация, знания или нововведения должны быть востребованы обществом, иначе они являются бесполезными и экономическими неэффективными . В связи с этим очевидно, что неверная структура научного сообщества или национальной инновационной системы может серьёзно повредить экономическому росту как отдельно взятой организации, так и страны в целом. Поэтому важно не только эффективно стимулировать и финансировать научно-исследовательскую деятельность, но и использовать механизмы и инструменты, позволяющие быстро перестраивать направленность научных исследований под нужды общества.

Важно понимать, что предпринимательство ориентировано на производство сегодняшних товаров и услуг, прикладные исследования – на создание новых технологий, с помощью которых возникнут новые продукты только «завтра», а фундаментальная наука создаёт знания, на основе которых «завтра» прикладная наука создаст технологии, а «послезавтра» бизнес произведёт новый товар или услугу . Фундаментальные научные исследования в масштабах страны обычно регулируют государство и национальная академия наук. Коммерческие фирмы часто регулируют прикладные исследования, которые проводятся как внутри фирмы (в рамках подразделений НИОКР), так и путём заказа необходимых разработок в научно-исследовательских институтах. Главная цель этих регулирующих органов заключается в правильном прогнозировании и предвидении «послезавтрашних» нужд экономики и общества. Ошибка в прогнозе или задержка в переключении вектора научных исследований может сильно тормозить экономическое развитие, особенно в экономике, основанной на знаниях.

Рассмотрены теоретические и методологические аспекты инновационного развития, инновационной деятельности и управления инновационными процессами на уровне предприятия (микроуровень), региона (мезоуровень), страны (макроуровень).

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория инноваций и инновационных процессов (М. В. Райская, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

3. РОЛЬ НАУКИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИННОВАЦИЙ

3.1. Составляющие сферы науки и научной деятельности. Основные понятия

В современном мире наука является важнейшим элементом общественного развития, условием повышения благосостояния членов общества, их интеллектуального роста. Без науки и научных подходов невозможна реализация инноваций и инновационных процессов.

К сфере науки относятся:

1.Систематизированная совокупность знаний, накопленных человеческим обществом в процессе его развития.

2.Методы и социальные формы осуществления научной деятельности (в т.ч. отношения авторства и собственности, возникающие в процессе научной деятельности, связанные с понятиями авторское свидетельство, патент, интеллектуальная собственность).

3.Информационная, материально-техническая, технологическая база, необходимая для осуществления научной деятельности.

Конечные результаты научной деятельности проявляются в профессиональном, образовательном и духовном потенциалах общества.

В любой цивилизованной стране государство признает важную роль науки как одной из фундаментальных основ развития общества, государства и гражданина, придавая ей статус главного ресурса прогресса общества.

Научная деятельность – это интеллектуальная творческая деятельность по получению, анализу, систематизации и обобщению знаний о природе, человеке, технике, технологиях, обществе.

Под научными исследованиями и разработками понимается творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих видов деятельности, является наличие в исследованиях новизны . В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или наоборот не будет отнесен к научным исследованиям и разработкам в зависимости от цели проекта.

К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат – гипотезы, теории, методы и т.п. Завершенные фундаментальные исследования могут заканчиваться рекомендациями о постановке прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов ; научными публикациями и т.п.

Научный результат – это неизвестные ранее сведения о природе, человеке, обществе, технике, технологиях, ставшие известными вследствие целенаправленной научной деятельности, либо в силу случайных обстоятельств, связанных с научной деятельностью.

Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью практического их использования для разработки нововведений. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем. Конечным результатом прикладных исследований являются рекомендации по созданию технологических нововведений.

Под разработками понимаются систематические работы (опытно-конструкторские и проектно-технологические), которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов, устройств, технологических процессов, систем и методов, а также их усовершенствование.

Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) – термин, обычно используемый применительно к области развития техники и технологии.

Научно-техническая деятельность – это деятельность, направленная на получение и дальнейшее развитие, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем; на обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Научно-образовательная деятельность – это деятельность по систематизации научных и научно-технических знаний и их использование в процессе подготовки специалистов.

Научно-технический потенциал – это совокупность накопленных знаний (информации), людей, владеющих этими знаниями, и материально-технической и организационной базы.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на коммерческую реализацию научных результатов в виде нового или улучшенного продукта, способа его производства, совершенствования социального обслуживания, основой которых являются объекты интеллектуальной собственности.

Изобретение – объект правовой охраны, результат научных исследований, разработок, производственной деятельности, новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного развития и т.д., дающее положительный эффект.

Опытный образец – образец продукции, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации, для проверки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению. Процесс создания образца новой продукции включает разработку технического задания и технической документации, изготовление образца, испытание и приемку его в порядке, установленном стандартами Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

Промышленный образец – зарегистрированное в установленном порядке новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект.

Полезная модель – отличающееся новизной техническое решение задачи, для обеспечения правовой охраны которого не требуется высокого изобретательского уровня. В качестве полезных моделей обычно рассматриваются устройства. Это понятие характеризуется признаками новизны и промышленной применимости.

Ноу-хау – это не защищенная охранными документами и не опубликованная полностью или частично техническая, организационная или коммерческая информация, составляющая секрет производства, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами. Это могут быть новые технологии, технические и иные решения, знания, опыт, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности.

Новая продукция – продукция, изготавливаемая в стране, отличающаяся от выпускаемой новыми свойствами и получающая новое назначение. По степени новизны такая продукция может относиться к принципиально новой – не имеющей аналогов в мире; модернизированной, модифицированной.

Модернизация – это разработка изделия, проводимая с целью замены выпускаемого изделия новым, с улучшенными отдельными основными показателями качества путем частичного изменения конструкции.

Модификация – вид разработки изделия на основе исходной продукции с целью расширения или специализации сферы его применения.

Под технологическими инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов. Нововведения в области организации и управления производством, социальных или информационных технологий и т.п. не включаются.

Различают два типа технологических инноваций:

Продукт-инновации включают разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Разработка и внедрение новой продукции нацелены на производство и представление на рынок сбыта принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения, функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, состав применяемых материалов и компонентов являются новыми или в значительной степени отличаются от ранее выпускавшейся продукции. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании новых применений существующих технологий.

Процесс-инновации включают разработку и внедрение новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства уже существующей на предприятии продукции. В процесс-инновации включаются новые или усовершенствованные производственные методы, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые через технологический обмен.

При этом не включаются в инновации:

– эстетические изменения в продуктах (в цвете, в декоре и т.д.);

– незначительные технические и внешние изменения в продукте, не изменяющие его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на его параметры, свойства, стоимость, а также входящие в него материалы и компоненты;

– расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции, с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

3.2. Этапы процесса создания нового продукта

К основным этапам процесса создания нового продукта относятся следующие:

1. Разработка концепции.

2. Проверка осуществимости концепции.

3. Разработка продукта (экспериментальная разработка).

4. Опытное производство.

5.Полномасштабное производство (полная коммерциализация) продукта.

1.Разработка концепции. Концептуальная стадия характеризует период, в течение которого устанавливается научная обоснованность концепции. Научная обоснованность означает отсутствие общеизвестных научных истин или объективных законов природы, полученных и проверенных научными методами, которые опровергали бы осуществимость предложенной концепции. Разработка концепции осуществляется в рамках фундаментальных научных исследований. Фундаментальные исследования – это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, а также о причинно-следственных связях относительно их конкретного применения. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования, задачей которых является получение новых открытий, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых неизвестных ранее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны ее теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, опровергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи.

Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5 %, но именно они выступают в качестве генератора идей, открывают пути развития в новых областях.

Результатом осуществления этого этапа является создание стендовых моделей (в случае технологического процесса) или макетов (в случае продуктов). Модели предназначены доказать, что новый процесс (продукт) будут иметь эксплуатационные характеристики, соответствующие предполагаемым. В том случае, когда невозможно создать целую модель, осуществимость может быть продемонстрирована с помощью соответствующих методов компьютерного моделирования.

2.Проверка осуществимости концепции. Характеризует период, в течение которого доказывается возможность осуществления производства, основанного на данной концепции нового продукта (процесса), при существующем уровне техники. Под уровнем техники понимается уровень накопленных знаний в конкретной области науки или техники, определяемой путем обзора открытой научной литературы. Доказательство технической осуществимости происходит в рамках прикладных исследований.

Прикладные исследования направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научноисследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках.

3. Разработка продукта (экспериментальная разработка) – завершающая стадия научных исследований. Этот этап характеризуется переходом от лабораторных условий к промышленному производству. Целью разработок является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс.

Технический прототип – это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям. На данном этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности, уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок.

4. Опытное производство. Это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом данной стадии является опытный образец – действующая модель в реальном масштабе, созданная для определения требований к производству нового продукта. Этот образец используется для получения предпроизводственных технических данных и информации об эксплуатационных характеристиках, качестве и надежности предпроизводственной модели. Опытный образец должен полностью соответствовать стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой техникоэкономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам.

5.Полномасштабное производство – это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка.

3.3. Классификация организаций научной сферы. Статус научного работника и специалиста научной организации

Наука и научное обслуживание как сфера деятельности имеет свои специфические особенности. Это касается, прежде всего, высокого процента неопределенности получаемых результатов, необходимости координации инвестиционных решений при получении новых знаний, продуктов, технологий.

Во многих отраслях промышленности стремительное сокращение жизненных циклов продуктов и увеличение расходов на их разработку и коммерциализацию приводят к возрастанию требований к технологическим, управленческим и финансовым ресурсам организаций, создающих наукоемкую продукцию. Поэтому возрастает роль кооперации различных видов организаций и фирм по созданию и развитию новых знаний, технологий и производственных процессов.

В России сложилась специфическая система организации науки:

1.Академическая наука – учреждения Российской академии наук (РАН) и других российских академий.

2.Вузовская наука – университеты, институты, проблемные и отраслевые лаборатории.

3.Отраслевая наука – самостоятельные научные организации, подчиненные органам отраслевого управления (соответствующим министерствам и ведомствам).

4. Заводская наука – самостоятельные научные организации, входящие в состав производственных объединений, а также конструкторские, технологические подразделения в структуре предприятий.

5.Наука предпринимательского сектора – негосударственные научные организации и малые инновационные (венчурные) предприятия.

Научная организация – это коллектив научных и других работников с правами юридического лица и любой формой собственности, главной целью которого является осуществление научно-технической деятельности, подготовки и аттестации научных кадров.

К научным организациям относятся:

– научно-исследовательские институты;

– научно-технические, конструкторские, проектные, технологические бюро и институты;

– научно-образовательные (вузы);

– научно-информационные (центры, институты, библиотеки);

– научно-просветительские (музеи, заповедники);

–инновационные организации (научно-исследовательские, промышленные, технологические парки, инкубаторы бизнеса, малые инновационные и внедренческие фирмы).

Научные организации подразделяются на научные учреждения и научные предприятия. Кроме этого, отдельным научным организациям, обладающим высококвалифицированными кадрами и уникальным экспериментальным оборудованием, получившим международную известность, может быть присвоен статус национального научного центра.

Научное учреждение – это научная государственная организация, созданная для осуществления научной и научнотехнической деятельности в соответствующих областях науки и техники, финансируемые за счет государственного бюджета или централизованных внебюджетных источников. Общее руководство научными учреждениями осуществляется выборным представительным органом – Научно-техническим или Ученым советом.

Высшим самоуправляемым научным учреждением России является Российская академия наук. В ее функции входит проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук и обеспечение координации этих исследований, выполняемых научными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета. Для обеспечения и координации проведения исследований в соответствующих областях науки, техники и образования правительством России учреждаются отраслевые Академии наук (медицинских наук, сельскохозяйственных наук и т.д.)

Научное предприятие – это самостоятельный хозяйственный объект, стремящийся к получению прибыли путем тиражирования и продажи научно-технической продукции и оказания инженерноконсультационных услуг.

Временный научный коллектив – группа научных и других работников, объединившихся без образования юридического лица для оперативного получения научного результата на срок, необходимый для решения поставленной задачи.

Изменение общеэкономической ситуации, отношений собственности, развитие форм государственного регулирования экономики предопределяют соответствующие изменения форм организации научно-технической деятельности. Эти изменения сопровождаются уменьшением числа организаций, находящихся в государственном подчинении и не бюджетном финансировании, присоединением научных организаций к производственным структурам, появлением значительного числа малых научнотехнических и инновационных фирм.

Выделяют пять основных признаков классификации научных организаций.

1. По организационно-правовому статусу:

– самостоятельные научно-технические единицы;

– объединения самостоятельных научно-технических единиц;

–организации в составе производственных, образовательных и иных структур, являющиеся их структурными подразделениями.

2. По характеру формирования и распределения доходов:

– прибыльные (коммерческие);

– бесприбыльные (некоммерческие).

3. По значимости организации в области ориентации на реализацию национальных интересов или приоритетов.

4. По характеру источников финансирования:

– бюджетные (базовое финансирование);

– внебюджетные.

5. По преобладающему типу собственности:

– частные;

– государственные;

– коллективные.

Самостоятельные научно-технические единицы – это организации, обладающие правом юридического лица и не входящие в состав более крупных научных, производственных и других образований.

Объединения научно-технических организаций основываются в своей деятельности на консолидации в различных формах научнопроизводственного потенциала нескольких предприятий и организаций.

Характер формирования и распределения доходов организации зависит, прежде всего, от целей ее экономической деятельности – получение прибыли и распределение ее в качестве предпринимательского дохода, либо получение доходов, направленных на развитие организации.

Значимость организации определяется характером решаемых ею задач. В том случае, если роль организации в реализации государственных (национальных) приоритетов достаточно высока, она получает статус «федеральной» организации.

Научные организации осуществляют финансирование своей деятельности из разных источников. В том случае, если базовое финансирование научной организации осуществляется из государственного бюджета, она является бюджетной. Под базовым бюджетным финансированием понимается возмещение затрат из средств государственного бюджета на заработную плату по должностным окладам, определяемым на основе единой тарифной сетки и расчетного лимита численности сотрудников, а также других затрат, определяемых нормативными документами.

Научная деятельность может осуществляться гражданами РФ, научными организациями, объединениями научных организаций и научных работников, а также временными коллективами научных и других работников.

Научным работником признается лицо, обладающее необходимой квалификацией и участвующее в получении и систематизации научных знаний.

Квалификация научного работника определяется результатами аттестации и выражается:

1) в назначении на должность, отнесенную к категории «научные сотрудники»:

− младший научный сотрудник;

− научный сотрудник;

− старший научный сотрудник;

− ведущий научный сотрудник;

− главный научный сотрудник.

2) в присуждении ученого звания или ученой степени, подтвержденного соответствующим дипломом или аттестатом: ученые степени:

– кандидат наук;

− доктор наук; ученые звания:

– старший научный сотрудник;

− доцент;

− профессор;

− академик.

3)в членстве различного рода союзов, ассоциаций и иных объединений научных работников.

На всей территории Российской Федерации действуют единые государственные квалификационные требования и единая процедура государственной аттестации научных работников. Результатом государственной аттестации может являться присуждение ученой степени или ученого звания. При этом ученые степени кандидата и доктора наук удостоверяют уровень и общественную значимость полученных научных результатов, а ученые звания доцента, профессора, академика – уровень и качество научно-педагогической деятельности.

Основанием для присуждения физическому лицу (соискателю) ученой степени является только значимость полученных им научных результатов, которая устанавливается путем публичного обсуждения (защиты) написанной им лично квалификационной работы (диссертации), либо путем экспертной оценки совокупности его научных трудов независимыми экспертами.

Специалист научной организации (инженерно-технический работник) – это лицо, имеющее законченное среднее или высшее образование, способствующее получению научного результата, но не являющееся его соавтором, а также тот, кто использует научные результаты в своей деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды научных работ.

2. Чем изобретение принципиально отличается от ноу-хау?

3. В чем состоит отличие понятий «модернизация» и «модификация»?

4. Какие изменения в продукции не относятся к инновациям?

5. Назовите разновидности фундаментальных исследований.

6. В чем состоит задача создания стендовых моделей и макетов?

7. Что понимается под техническим прототипом?

8. Какие организации могут быть отнесены к научным?

9. Перечислите признаки классификации научных организаций.

Найти одну из перечисленных ниже форм государственной статистической отчетности и на ее основе составить три таблицы для наглядного представления гипотетических результатов обработки выбранной формы отчетности.

Статистическое наблюдение на уровне государства осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат) при Министерстве экономического развития Российской Федерации. На уровне отдельных регионов сбор и обработка статистической информации осуществляют региональные территориальные органы, например, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат).

Формы статистической отчетности (с инструкциями по их заполнению) и сроки их подачи организациями в органы статистики регламентируются соответствующими приказами и постановлениями Росстата. Далее представлены названия некоторых из форм, имеющих отношение к научной и инновационной деятельности.

Форма № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» (годовая).

Форма № 2-наука (краткая) «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» (квартальная).

Форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Форма № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия».

Форма № 1-технология «Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий».

Форма № 3-информ «Сведения об использовании информационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)».

Форма № 1-НК «Сведения о работе аспирантуры и докторантуры».

1. В наше время наука уже не только дисциплинарно упорядочена, но и социально организована. Она приобрела статус социально-значимого института как системы, упорядочивающей познавательно-исследовательскую и прогностическую деятельность ученых. А это означает что она, став социальным институтом со сложной иерархической структурой, определяет совокупную творческую деятельность научных союзов и объединений ученых, государственных органов и учреждений, общественных организаций и фондов. В них и через них осуществляется целенаправленная исследовательская и прогностическая деятельность научных кадров в целях получения нового достоверного знания о саморазвитии мира, общества и самого человека. Одновременно наука, как социальный институт решает и такие задачи, которые воздействуют на культурные, политические, социально-экономические, юридические и иные процессы в общественной жизни.

Роль и значение современной науки, как особо уникального социального института заключается в организации системного познания разных объектов вселенной: процессов и явлений природы, общества и человека. Их уникальных свойств, многообразных связей и отношений, законов и закономерностей в интересах социально-культурной жизнедеятельности людей. Таким образом, современная наука, будучи реальным фактором общественного саморазвития, добивается укрепления функции ведущей производительной силы общества.

2. Развитие науки, как строго познавательной, просветительно-образовательной деятельности исследователей сопровождалось появлением новых форм и видов её социально-культурной институционализации, связанный с возникновением международных организаций научных исследований и новейшими способами коллективного распространения новых знаний среди широкой общественности. Именно тогда стали динамично складываться первые научные общества, академии, университеты, школы и союзы ученых как структурные единицы социально-культурного института.

В 973г.в Каире был основан первый университет берущий начало от платоновской Академии и аристотелевского Ликея. Спустя некоторое время и в Европе открылись первые университеты: Болонии (1088), Оксфорде (1168), Париже (1200), Кембридже (1209) , Падуе (1222), Тулузе (1229).

В середине XVII века идеи научного общества получают широкое распространение. В 1660 г. было создано Лондонское королевское общество, 1666г – Парижская академия наук, в 1700г. – Берлинская академия наук, в 1724 г. – Петербургская академия и др.



В наше время наука объединила ученых мира в профессиональные союзы, объединения и общества, в исследовательские труппы, лаборатории, институты и университеты. При этом они свою научно-исследовательскую деятельность проводят и на национальном, и на международном уровне. Наука сегодня стала представлять собой мощную интернациональную отрасль по целенаправленному изучению мира и жизни на Земле, по производству новых знаний о них, обладая огромной материально-технической базой с высокоразвитой системой связей и коммуникаций.

Сегодня наука, превращаясь в один важнейших социальных институтов созидательной жизнедеятельности всего человечества, представляет ему все необходимое для культурно-интеллектуального развития людей. Она занимает теперь первостепенное место и среди других социальных институтов культуры. Что касается видов и форм взаимосвязи с ними, то они настоятельно требуют скрупулезного изучения, критического переосмысления и недооценки роли и значения науки в общественной структуре жизни. Потребность в комплексном исследовании её как нынешнего, так и будущего состояния. Причем, важнейшее значение в оценке роли и значении науки в современном обществе имеют культурологические цели и новые технологии научно-познавательной и прогностической деятельности, посредством которых реализуется её преобразовательное назначение в истории человечества.

Научная коммуникация - совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов. Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 1950-х - начале 1960-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым «информационным взрывом», удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях.
При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний и кончая личными контактами ученых.



Изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информационных и социально-психологических исследований.

3. Анализ современной научно-технической политики наиболее развитых в экономическом отношении стран убедительно свидетельствуют о том, что всемирное укрепление взаимосвязи между наукой, производством, и социальной жизнью является не просто одной из главных задач государственной политики этих стран, но составляет сущность функционирования нового типа экономики, созданной в этих странах за последние 20 лет инновационной эпистемологии. Инновационная экономика это не просто экономика, использующая достижение науки в своем развитии, а такая экономика, в которой интеллектуальный капитал составляет основную долю стоимости фирм, подавляющего большинства отраслей национальных экономик. В инновационной экономике именно научные знания обеспечивают основной прирост национального валового продукта. Структура интеллектуального потенциала фирм включает в себя следующие основные компоненты: 1) Вложение в НИОКР; 2) вложение в человеческие ресурсы; 3) торговая марка, лицензии, патенты, ноу-хау, 4) квалификация менеджмента; 5) корпоративная архитектура; 6) корпоративная культура; 7) корпоративная этика.

Эти многообразные составляющие интеллектуального потенциала получают соответствующие рыночные признания и оценку. Об этом убедительно свидетельствует изменение структуры биржевого индекса Доу-Джонса.

Роберт Солоу, профессор Массачусетского технологического института - одного из ведущих исследовательских университетов США, лауреат Нобелевской премии по экономике (1987г.) в своих работах доказал
что экономический рост Америки, по меньшей мере, на 50 % обеспечивается не наращиванием таких традиционных факторов, как труд и капитал, а достижениями НТП. Инновации обрели характер каскадов. Инновационный цикл начинается не с производственных технологий и рыночных товаров, а с фундаментальных исследований. Исходным этапом инновационного цикла является фундаментальное открытие.

Второй этап цикла нововведений - прикладная наука. На этом этапе выполняется возможность и целесообразность использования фундаментального результата в практической сфере, выполняются разработки макетов, опытных образцов, проводятся их испытания, коррекция, новые испытания и в конце концов возникает прототип изделия, с помощью которого уже можно оценить его рыночные перспективы.

Далее следует третий этап – конструирование, конструктивная доработка прототипа, превращение его в товарный образец, параллельно с этим идут маркетинговые исследования – и в итоге изделие поступает на рынок. Под изделием в данном случае имеется в виду любой вид товара – промышленный, сельскохозяйственный, сферы услуг.

Сегодня на характер инновационного цикла значительное влияние оказывают глобализация науки, экономики, информационных процессов, функционирование сети Интернет, транснациональный характер многих явлений. С учетом этих обстоятельств, страны и фирмы занимают свои ниши в соответствии со своими возможностями. При наличии собственной сильной фундаментальной и прикладной научной базы гарантия конкурентоспособных идей и разработок неоспорима, что является необходимым условием восприятия идей, появившихся во внешнем мире.

Сравнение научно-технической политики современных развитых стран показывает, что, несмотря на имеющиеся национальные особенности, существует целый ряд общих, универсальных закономерностей её эффективного существования. К их числу относятся:


См. «Национальная философская энциклопедия» http://www.terme.ru/

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Основы философии науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. -М.: 2005, С. 40

К. Маркс, Энгельс Ф. Соч. Т.46 ч II/ c.212

Философия науки/под.ред. С. А. Лебедева - М.: Академический проект, 2006 -736 с. С.8.

Основы философии науки/ В. П. Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс.2010-с.25

Попович М. В. , Садовский В. Н. Теория: Философская энциклопедия. 1970. Т.5.с.205

Глава 3. Оценка инновационной деятельности в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рисунок 1.1 Формы поддержки научной деятельности.


Рисунок 1.2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности.


К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся свобода научного и научно-технического творчества, правовая охрана интеллектуальной собственности, интеграция научной, научно-технической деятельности и образования, поддержка конкуренции в сферах науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности: развитие международного научного сотрудничества.

На рис. 1 представлены основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности в развитых странах мира. По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять государственные стратегии активного вмешательств, децентрализованного регулирования и смешанные.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимаетфинансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. Закон должен определить стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научного работника; закрепить виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на государственном и региональном уровнях в сфере науки; отразить правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.



Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы.


Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

ВВЕДЕНИЕ

Научная деятельность впервые зародилась на рубеже VII-VI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. Она получила название "наука о природе". Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина не имела ничего общего с естественными науками Нового времени. Истоками ранней греческой науки служат: мифология, данные непосредственных наблюдений и опыт многовековой человеческой практики. Возникновение ранней греческой науки было связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VI в. до н.э. В древнегреческом обществе произошли такие сдвиги в материальной и духовной жизни, которые обусловили разрушение традиционной организации производства и возникновение науки.

Истинная наука, где главным критерием научности выступает эксперимент, появилась в Европе. Особое значение в формировании науки сыграли средневековые университеты. Первый университет был создан в Каире в 950 г. В Европе они возникли позже. В XI в. открылся Болонский университет, в XII в. образовались Парижский и Оксфордский университеты. К концу XV в. в Европе насчитывалось более 40 университетов. Они явились первой организационной формой для проведения научных исследований. Университеты возникали в столицах, крупных городах раздробленной Европы. К началу XVIII в. наука стала полноправным социальным институтом во многих европейских странах. В Англии, Франции, Германии учреждаются национальные академии наук, формируются различные научные общества, начинают выходить первые научные журналы.

Наука в России - как вид человеческой деятельности, направленный на получение новых знаний, возникла более 270 лет тому назад с момента образования Российской Академии наук. Однако уже первые крупные историки XVIII-XIX в. - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский в своих исследованиях пытались в допетровское время найти зачатки науки и научных знаний в России.

Постепенно с развитием сети научных учреждений Академии наук, а также, в связи с появлением университетской науки функции и характер работ Академии изменяются. От неё отходят учебные, переводческие и другие функции, прекращает свою деятельность академический университет и возрастает её роль в проведении чисто научных, изыскательских работ.



В конце XVIII и начале XIX вв. важную роль в проведении научных исследований начинают играть вузы, которые со второй половины XIX в. становятся главными центрами науки в России. Основание высших школ в России происходило при активном участие первых академиков: Ломоносова, Ададурова, Фусса, Палласа, Румовского и др. Так, в 1755 г по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет.

Все же к началу XX в. абсолютным лидером в мировой науке оставалась Западная Европа. К 1900 г. численность занятых в науке мира составляла 100 тыс. человек. По количеству открытий и изобретений за период 1600-1900 гг. на Западную Европу приходилось 80% открытий, 12% на американцев, 8% на русских.

Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия.

ПОНЯТИЕ НАУКА

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления (Толковый словарь русского языка).

Термины и их определения даются в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»:

Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как

единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)

научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

РОЛЬ НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

Политические и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли научному комплексу огромный, а некоторой части и непоправимый ущерб. Масштаб и глубина кризиса этого сектора превосходят показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

Практически по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования (энергичное перераспределение прав собственности за короткий период – 2-3 года) не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

Диапазоном возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений, прежде всего, за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов. Если научная общественность ее не построит, а руководство страны своевременно не поддержит, то время и конкуренты на мировых рынках оставят для конструирования отечественной модели экономики и науки лишь менее благоприятные варианты.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальных интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3-х лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний