Наглядные средства обучения на уроках истории. Наглядное обучение истории

Главная / Максим Горький

Наглядные средства обучения по внешним признакам делятся на печатные, экранные, звуковые средства обучения. Но также часто используется классифицируются по содержанию и характеру исторического образа, в итоге чего выделяется предметная, изобразительная, условно-графическая наглядность.

Среди печатной наглядности (которая делится на настенную (оформление кабинета), настольную (атласы, книги) и рисованную (на доске) особо выделяются:

Учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные (дают представление о конкретных единичных событиях) (Томби В.А. «Саламинский бой»), типологические (воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события) (К.В.Лебедев «Полюдье», «Вече в Новгороде»), культурно-исторические (знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры) и портреты (используются для характеристики личности).

Карты. Известны карты политические, исторические, географические, экономические, синоптические (показывают хронологические рамки мировых цивилизаций в сравнении друг с другом). Все эти карты успешно используются в изучении истории.

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения истории-х событий или периодов. Исторические карты динамичны, в отличии от географических, они раскрывают динамику процессов и событии. Они подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств), по содержанию (1.обзорные - отражены события определенного периода), 2.обобщающие – определенные события и явления в пределах определенного места и времени), 3.тематические – события и явления учебных тем, по масштабу (крупномасштабные, средне и мелкомасштабные).

Схемы : экономические, социально-политические, военно-исторические.

Аппликации (перевод. Приложение) – вырезанные по контуру из картона изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представителей различных общественных групп: силуэтные, в светлых тонах, рисунки людей, орудий труда и оружия, животных, зданий (пример фигурка война – символизирует многочисленное войско). Могут быть также самодельными. Цель использования аппликации – создать более четкие представления об изучаемых событиях и явлениях.

Среди экранной и экранно-звуковой наглядности (технических средств обучения) отметим использование кинофильмов, диафильмов, аудио-дисков в сочетании с учебниками и учебными пособиями. Слайды, диапозитивы, к примеру, позволяют анализировать памятники архитектуры, созданные в разные периоды истории.

Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В нее входит (по Степанищеву А.Т.):

1 .естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (храмы, сооружения, к примеру: пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

2 . подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

3. специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда) Предметная наглядность создает образы подлинных исторических памятников. Она дает возможность ученикам почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины». В этом плане ценны также научные объемные реконструкции. Они воссоздают в определенном объеме вещественные памятники и облик когда-то живших людей. Так, представление о царском дворце в Коломенском дает макет дворца, созданный в 1886 г. и сохранившийся до наших дней. Воссоздать в сознании образы Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского позволяют скульптурные бюсты, выполненные антропологом М.М. Герасимовым и его учениками.;

4. изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции, портреты) Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими красками.

Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурно-исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д"Арк в Орлеан», Т.И. Ксено-фонтова «Бой Спартака с римским отрядом». Типологические картины воспроизводят многократно повторя­ющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы В.И. Лебедевым; среди них - «Полюдье», «В усадьбе князя вотчинника», «Вече в Новгороде». Иногда событийные картины можно отнести к типологическим, например «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь рассматривается единичное событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в. Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

На уроке картина используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. Как правило, изложению содержания новой для учеников, картины отводится основное время на уроке.

Портреты. Портрет – произведение изобразительного иск-ва, содержащее изображение какого-либо определенного человека или группы каких-либо определенных людей. Портреты изучаются в узком и широком смысле) В узком смысле – обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного как личность. (пример: портрет Жукова – полководца: открытое лицо, высокий лоб и т.д.), в широком смысле – наряду с обрисованием анатомических черт лица и их расшифровкой обращается внимание на награды, знаки отличия, что дает содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории;

5. условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы).

Они используются для формирования локальных представлений, выявления сущности и связи исторических событий, их динамики. Условно – графическая наглядность должна отвечать ряду требований: 1. соответствие средства содержанию изучаемого материала, 2. неперегруженность объектами для запоминания, 3. четкость изображения, 4. широкая цветовая гамма изображения.

Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий. В «самой природе педагогического рисунка, - отмечал А.А. Вагин, - в его эскизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее».

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений, типичных сцен хозяйственной деятельности. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или во­зобновляя изобразительный ряд.

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. Рассказывая о монументальных памятниках Древнего Египта, учитель сначала показывает фотографию пирамиды, а затем рисует мелом схему разреза пирамиды, на которой видны внешний контур, внутренняя кладка плит, устройство погребальной камеры, ход к ней.

В сочетании с рисунком могут применяться аппликации . В переводе с латинского «аппликация» означает «приложение», «присоединение». Аппликации - это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представителей различных общественных групп: силуэтные, в светлых тонах, рисунки людей, орудий труда и оружия, животных, зданий; символы более широкого содержания но сравнению с тем, что непосредственно изображено. Так, несколько стеблей папируса около воды символизируют глубоководный Нил, фигурка воина - многочисленное войско. Такие изображения-символы помогают создать более четкие представления об изучаемых событиях и явлениях.

Аппликации могут быть разными по технике исполнения, например рельефными. Такая аппликация удачно воспроизводит мундир периода Отечественной войны 1812 г. Изготовляя его, из листа плотной бумаги вырезают по контуру фигурку военного. На нее наклеивают темно-зеленое сукно, а сверху - воротник и красные обшлага, пояс и амуницию, эполеты, пуговицы, кисти у шашки; снизу – белые лосины и черные ботфорты. Остается дорисовать голову и головной убор.

Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в процессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фак­тов и последовательность развития событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительный образ. Они могут следить за ходом военных сражений, понять последовательность земледельческих работ, особенности мануфактурного и промышленного производства.

Схемы представляют собой чертеж, отражающий существенные признаки, связи и отношения исторических явлений. Они используются для наглядного сравнения изучаемых явлений, показа тенденции их развития, а также для обобщения и систематизации исторических знаний. Схемы позволяют дать наглядное изображение обобщенных представлений, помогающих ученикам усвоить существенные признаки исторических понятий. Объясняя материал, учитель последовательно записывает на доске содержание звеньев и обозначает связи между ними. Постепенность воссоздания схем облегчает их понимание. При помощи схемы учитель показывает цепь своих рассуждений, например об арабских завоеваниях.

Схемы по тематике могут быть экономическими, социально-политическими, военно-историческими, а также:

структурными – отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо;

логическими – графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого;

поисковыми – графическое изображение в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.

Таблицы – это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Графики – чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.

Картограммы – это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской или т.д.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.

Карты – см. выше.

6. технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные). Кним (Т.С.О.) относятся статичные наглядные пособия : экранные (кинофильмы или кинофрагменты, учебные видеокассеты, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), зрительно-звуковые (аудиозаписи, компакт-диски, аудио или компьютерные). Промышленный выпуск технических средств позволяет накапливать и хранить их в видеотеках и применять в сочетании с учебниками и учебными пособиями.

При помощи кодоскопа учитель проецирует на экран рисунки, чертежи, нанесенные на прозрачную пленку. Для показа явления в развитии части схемы поэтапно накладываются друг на друга. Набор пленок, имеющих в своей основе рисунки («Происхождение средневековых городов»), дает возможность показать основные этапы развития типичных исторических явлений.

Применение на уроках слайдов, диапозитивов, диафильмов . На экран проецируется изображение памятников Египта, Междуречья, Древней Греции, Византии, Арабского халифата. Задание ученикам: определить, в какую эпоху появились эти памятники, народы какой страны их создали. Если на уроке на основе диафильмов сопоставлялась культура Древнего Египта и Древней Греции, то на уроке закрепления знаний ученики, не только рассказывают о духовных достижениях двух цивилизаций, но и подкрепляют свои слова кадрами из диафильмов «Культура Древнего Египта» и «Культура Древней Греции».

При помощи диапозитивов, диафильмов, видеофрагментов возможен анализ памятников архитектуры, созданных в разные периоды русской истории. Итогом работы может стать таблица.

Аудио и видео учебные материалы – записываются на магнитные носители, аудио – и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM. Компьютерные сети – средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Глобальная сеть INTERNET, является интегральным средством.

Рассмотрим некоторые из видов средств наглядных пособий, предусмотренных выше изложенной классификацией.

Работа с мелом и доской

Знаток мелового рисунка B.C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В этом маленьком и скромном кусочке белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие и неожиданные возможности» .

Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории, благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем, меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации внимания.

Рисунок учителя на доске обычно служит примером для подражания, дети производят вместо записей эскизные зарисовки в своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.

Меловой чертеж эффективен для показа динамики исторического явления или события - его возникновения, изменения и развития. Меловой рисунок позволяет выделить стадии этого развития. Применяется он и тогда, когда необходимо вычленить те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. Таким образом, он помогает раскрытию сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала .

Эскизный рисунок B.C. Мурзаев предлагал применять в следующих случаях. Во-первых, для воссоздания образов природы той или иной страны, так называемые «меловые пейзажи». Во-вторых, делать рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки следует в тех случаях, когда учитель хочет подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах и создать представления об их типичности .

Педагогический рисунок связан со схемами, потому что в самой его сути заложена схематичность. Под схемами обычно понимается чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности.

П.В. Гора выделял следующие типы схем:

  • 1. Технические схемы, показывающие устройство материальных объектов.
  • 2. Локальные схемы, показывающие перемещение на местности.
  • 3. Схематические планы -- статичное расположение объектов на местности.
  • 4. Логические схемы, помогающие выявлять причинно-следственные связи.
  • 5. Графики и диаграммы, отражающие количественное и качественное соотношение явлений и процессов, темпы и тенденции их развития .

Представить местность и изучить природные условия с целью более глубокого осмысления исторических событий и явлений помогают картосхемы, локальные схемы и планы - это планы городов и сражений. В отличие от карт они передают пространственные отношения исторических явлений в значительно более крупном масштабе: отсюда появляется возможность более детального их изучения. Но подобные рисунки не должны быть загромождены множественными деталями с тем, чтобы дети запомнили самую суть. Тогда при выделении в рисунке самого главного, дети быстро переводят графические знаки в наглядные образы природы и местности, в конкретные формы реального пространства и движения.

Однако таких схем-рисунков бывает недостаточно, чтобы графически продемонстрировать ту или иную мысль. Скажем, меловые рисунки картографического плана полезно сопровождать, так называемыми, схемами в разрезе, демонстрируя различия природных условий стран. Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт - раскрытие динамики событий и процессов. На ней легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. .

Меловые рисунки целесообразно применять и при изучении социально-экономических и культурных явлений. На уроке, посвященном возникновению феодального замка или города, обычно рассказывается о различных способах их появления в средневековой Европе и в Украине (оборонное зодчество ХІІІ - ХVІІ вв.). Можно предложить иной вариант. Школьникам предлагается меловой рисунок с различными типами местности, и намечаются возможные точки появления замка. Дети выступают в качестве «феодалов» и выбирают каждый свое место для замка, объясняя при этом причины выбора.

Классическими меловыми рисунками стали изображения орудий труда. Работа с меловыми рисунками сопровождается вопросами для беседы:

  • 1. В чем отличие в устройстве этих орудий труда?
  • 2. Какое из них в техническом отношении более совершенное и почему?
  • 3. Что такое лемех, отрез, отвал?
  • 4. Как они применялись при возделывании земли, и какую роль при этом играли?

В процессе беседы учитель может отметить, что соха-косуля переворачивала пласт, запахивая навоз. Пласты земли разрезает отрез - нож, который устанавливается на нужную глубину. Лемех режет пласты земли в горизонтальном направлении, отвал переворачивает и взрыхляет пласты.

Оригинальные меловые схемы и рисунки целесообразно применять при изучении торговли. Они сочетают в себе сущностные знания о предметах торговли, а также местоположение торгующих объектов по отношению друг к другу. Например, демонстрируя вместе с картой меловой рисунок «Торговый путь по Днепру», учитель отмечает выгодность торговых путей через земли Киевской Руси, вдоль русла Днепра. Подобные схемы можно демонстрировать и при изучении других стран - Древней Греции, Рима, Древнего Египта.

Применение рисунков в разрезе и меловых планов возможно и при изучении истории культуры.

Например, церковные и светские сооружения ХVІІІ в. в стиле барокко помогает удовлетворить естественное любопытство детей об их внешнем и внутреннем устройстве, схематические рисунки колонн демонстрируют различие архитектурных стилей.

Схематические планы позволяют вскрыть функциональное значение того или иного архитектурного памятника. Сочетание разреза и плана православного храма позволяет школьнику получить целостное впечатление о нем.

Таким образом, меловые схемы и рисунки - неисчерпаемый кладезь творчества современного учителя. Рисование на доске хотя и является трудоемким для учителя средством обучения, но во сто крат окупается усвоением материала учениками .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роль наглядности в обучении истории. Классификация наглядных средств

Наглядность формирует представления, представления лежат в основе суждения. В основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом:

подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные).

Методика работы с исторической картой

Общая характеристика исторических карт. Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения и исторической пропедевтики в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе.

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами - разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. В старших классах понять соотношение неизменного и поддающегося трансформации позволяет сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в различных исторических условиях. При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов).

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Наглядное обучение, метод преподавания, основанный на сообщении ученикам знаний посредством ознакомления их с реальными предметами и явлениями или заменяющими их рисунками и моделями. Н. обучение при элементарном образовании ныне признается наилучшим способом развития умственных способностей ребенка.

Виды наглядных пособий

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

Предметная наглядность - это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук - ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления - растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.

Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем. Хроникальные фильмы в какой-то мере "воссоздают" для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

Таким образом, строго говоря предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории.

За этим исключением метод предметной наглядности в обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой "благородной" деятельности - оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов - полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в 1760-ом году Берлина, потёртые мундиры и кивера.

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого.

Большой интерес школьников так называемые "объёмные" наглядные пособия - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенны эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины.

Наконец, особый вид наглядности представляет условная наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

Классификацию по внешним признакам учёные и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

Рассмотри более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В неё входит:

естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции);

условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);

технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Подобные документы

    Психологическое и дидактическое обоснование наглядности. Классификация наглядных средств обучения. Обоснование методики их использования на уроках истории и анализ их влияния на качество знаний, работу и интереса учащихся в процессе изучения предмета.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2011

    Анализ процесса применения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе. Виды наглядных пособий. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий. Создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2010

    Принцип наглядности и его значение в обучении географии. Классификации средств обучения. Традиционные и новые средства наглядности. Методическая и педагогическая ценность использования наглядных пособий в географии. Использование таблиц и рисунков.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Особенности восприятия в обучении младшего школьника. Принцип наглядности в обучении. Классификация и использование наглядных пособий по математике. Использование наглядности на уроках математики в первом классе при изучении чисел первого десятка.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2009

    Исторический аспект и значение принципа наглядности в обучении младших школьников. Мультимедийный урок как средство формирования знаний об окружающем мире. Необходимость использования наглядных средств при усвоении учащимися качественных познаний.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Классификация методов и приемов обучения в начальной школе. Виды наглядных средств и их роль в эффективности обучения, основные требования к их изготовлению. Использование наглядных средств на уроках русского языка, анализ дидактического материала.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2015

    Педагогические основы использования наглядных методов обучения. Роль наглядных пособий и дидактических материалов на начальном этапе обучения. Разработка конспекта урока с использованием наглядных пособий и дидактических материалов окружающего мира.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Психолого-педагогические основы использования наглядных средств на уроках математики в начальных классах. Понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе. Обоснование принципа наглядности Я.А. Коменским.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Применение личностно-ориентированного и проблемного подходов в использовании наглядных средств на уроке истории. Описание обучения учащихся приемам работы с картинами, плакатами, карикатурами, картами, фотографиями. Возможности компьютерных презентаций.

    научная работа , добавлен 12.09.2015

    Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением, использование его в процессе обучения. Наглядность - элемент образовательного процесса, виды наглядных пособий и требования к ним.

Наглядные методы обучения на уроках истории в классах VIII вида.

Учителю специальной (коррекционной) школы необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.

При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорректировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у умственно отсталых учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Поэтому в процессе обучения мною используются различные виды наглядности.

Большинство методистов выделяют три группы наглядных средств обучения: предметную, изобразительную, условно-графическую.

Начинать работу следует с первых уроков истории. Например, в 7 классе, при изучении темы «Исторические памятники» мною демонстрируются вещественные исторические памятники , которые ученик может не только увидеть, но и потрогать (старинный утюг, веретено, горшок). Ученики определяют, для чего предназначены эти предметы, предлагают, как можно ими пользоваться. Этот прием вызывает живой интерес к предмету история, помогает заинтересовать. Тем самым вносится в обучение живое созерцание, являющееся исходной ступенью познания.

Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов. Она включает архитектурные памятники (Софийский собор в Киеве, Московский Кремль, Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге), памятные места исторических событий (Сенатская площадь в Санкт-Петербурге, Красная Пресня в Москве); орудия труда, предметы быта, транспортные средства, оружие, произведения искусства и т. п.

Демонстрация предметной наглядности не является ведущим методом повседневных уроков истории, как в общеобразовательной школе, так и в специальной (коррекционной) школе, поскольку с одной стороны, немного памятников дошло до нас в неизменном виде, а с другой стороны, они все равно не могут быть объектом непосредственного восприятия для большинства учащихся. Вещественные памятники музейных экспозиций более доступны для использования в учебном процессе. В этих целях учителя истории планируют проведение учебных экскурсий в музеях (историко-краеведческих, художественных, мемориальных и т. д.).

Изобразительная наглядность , используемая на уроках истории, представлена различными макетами, моделями, рисунками, фотографиями, учебными картинками, кинофильмами.

Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главное место, их роль особенно возрастает в условиях специальной (коррекционной) школы.

Сколько бы мы ни говорили о шлеме или кольчуге, умственно отсталые не будут представлять себе эти доспехи славянских воинов, пока не увидят их изображения на картине или в виде схематического рисунка на доске, или в виде простейшей модели, или макета. При изучении темы в 7 классе «Славянские воины и богатыри» учащиеся с большим интересом рассматривают наглядные изображения в книге. В процессе рассмотрения ученики отвечают на вопрос:

Чем был вооружен славянский воин?

Что являлось его основным оружием?

Почему славянский воин лук вешал на левое плечо, а колчан со стрелами – на правый бок?

Условно-графическая наглядность отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков. Она представлена картами, схемами, планами, диаграммами и графиками. При использовании условно-графической наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе возникают сложности, связанные с тем, что конкретность мышления учащихся с нарушением интеллекта не всегда позволяет им правильно переработать информацию, представленную в условной форме, и использовать ее как источник исторических знаний.

На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются такие же наглядные пособия, как и в общеобразовательной школе, но учитель должен установить, что из этих пособий следует взять, а что видоизменить и упростить. Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения и доступность для восприятия учащимися. Так, на уроках истории в 7 классах преобладает изобразительная наглядность, реже бывает представлен на уроке сам предмет.

Кроме этого мною используются различные исторические картины :

1. Событийные картины отражают важные события, неповторимые факты общественной («Утро на Куликовом поле» Бубнов А.П.).

2. Типологические картины отражают явления, типичные для определенной исторической эпохи, многократно повторяющиеся («Богатыри» Васнецов В.М.).

3. Исторические пейзажи – это изображения древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей (« Кремль при Дмитрии Донском » Васнецов А.М.).

4. Исторические портреты передают образы типичных представлений общественных групп и классов, выдающихся исторических деятелей («Александр Невский» Корин П.).

При обучении учащихся специальной (коррекционной) школы наибольший эффект от использования исторических картин достигается при их оптимальном сочетании с живым словом учителя (повествовательным или описательным рассказом, беседой). На уроке используется, как правило, одна картина, реже – две, если они помогают лучше познать событие, явление, показав его с разных сторон.

Приемы работы с иллюстрациями учебника.

Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Учитель должен продумать задания с применением иллюстраций при работе школьников с учебником на уроке и дома. В специальной (коррекционной) школе основная работа с иллюстрациями ведется на уроке. В учебнике «Рассказы по родной истории» иллюстрации даны к каждому параграфу и работать с ними учащимся с нарушением интеллекта удобнее, чем с учебными картинами, т. к. по рисунку в учебнике легче разобраться во всех деталях.

Иллюстрации учебника истории многообразны. К ним относятся рисунки отдельных предметов, изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, плакаты, документальные фотоснимки. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться не разобранной, т. к. сами учащиеся забывают к ним обратиться.

Одни изображения учитель использует в ходе изложенного в качестве наглядных иллюстраций своего рассказа (например, фотография Софийского собора в Новгороде); другие анализирует вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления (сюжетный рисунок «Продажа крепостных»); с помощью третьих формирует четкие представления об историческом факте (изображения оружия и орудий труда). Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические эпохи, позволяет проследить их в развитии (фотографии завода конца XIX в. и магнитогорского металлургического комбината 30-х гг. XX в.).

Применение технических средств в обучении истории.

Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимации сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и „картинки“ должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной „символичностью“. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

Литература:

1. Петрова Л.В. «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений». –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

2. Пузанов Б.П. Бородина О.И. Сековец Л.С., Редькина Н.М. «История России: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». – М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 г.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

М. В. Короткова Наглядность на уроках истории М. 2000.

1. ВОКРУГ КАРТЫ

Каждый учитель истории знает о том, что на уроке необходимо использовать карту. Однако сегодня школа располагает значительно меньшим по объему, чем раньше, и весьма некачественным картографическим материалом.

Преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвященные в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям. В настоящее время не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов и т.д. К числу таких карт можно, например, отнести некоторые из атласов, выпущенных в 1998 г. издательством Дик: Христианская церковь в раннее средневековье, Средневековые города, Сельское хозяйство и промыслы в XI-XIV веках, Монастырские школы и университеты в Западной Европе, Книгопечатание и гуманизм в XIV-XV веках (Атлас по истории средних веков и раннего нового времени / Под общей ред. Т.П.Гусаровой. - М., 1998). В атласе по новой истории под редакцией М.В. Пономарева имеется карта, посвященная материальной культуре европейского общества и духовной культуре стран Европы в XIX веке. Впервые в практике создания карт на ней обозначены архитектурные памятники различных стилей, музеи и театры, основанные в XIX веке.

В атласе История цивилизаций, изданном в 1997 г., отбор картографического материала пересмотрен в корне. Большое внимание уделено эволюции орудий труда, изобретений, техническому прогрессу, памятникам и деятелям культуры, важнейшим мировым культурно-религиозным очагам, истории церкви и наследию различных эпох. Географические ассоциации культурной деятельности людей воплотились в картах: По следам гомеровских сказаний, Под небом Эллады, Колыбель христианства, Феодалы и крестьяне, Гуманизм и Возрождение, Век просвещения, Век железа и пара и т.д.

Гораздо меньше таких карт по истории России. Пожалуй, единственным примером является карта Просвещение в Российской империи в конце XIX века в атласе по истории России XVIII-XIX веков под общей редакцией П.А.Степняка.

Из трех основных типов исторических карт - общих, обзорных и тематических сегодня явно превалируют последние. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержат наглядно-художественные символы раскрываемых событий. Темами этих карт по старой методической традиции выступают войны и важнейшие события внутренней политики (например, реформация, опричнина, отмена крепостного права и др.).

Общие и особенно обзорные карты стали гораздо реже, чем ранее, использоваться в атласах и учебниках. При этом их применение в учебном процессе изменилось. Теперь в ряде тем обзорные карты представлены комплектом в количестве 2- 3 штук. Они отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемых явлений и состоянии их в определенный момент. Это позволяет избежать давно существующего недостатка, когда вся информация содержится в одной карте. В атласе по истории России до XVII века (М., 1998) представлены комплекты из 3-4 карт: Территориальный рост Московского княжества в 1300 -1462, Феодальная война. 1425-1453 гг., Русско-турецкие войны XIX века.

Весьма распространенным приемом в атласах стало помещение на одном развороте двух-трех карт для сравнения. Например, в атласе История цивилизаций это карты Древняя Индия и Китай, Средневековый Китай и Япония, Англия без короля и Франция и ее король.

По-иному сегодня в преподавании истории видится использование схематических карт. Локальные планы и картосхемы ранее были бесплатным приложением к большим картам. Они были призваны детализировать отдельные фрагменты большой карты. Сегодня во многих пособиях картосхемы стали самостоятельными. Они представляют не только подробности военной истории, но и очаги культуры и культурно-этнические процессы. Например, к таким картосхемам в атласе по истории средних веков относятся: Средневековые города, Папское государство в Италии, Плавания викингов, в атласе История цивилизаций - планы Вечного города, Иерусалима.

Для сегодняшнего дня характерным является и то, что картографический материал сопровождается иллюстративным рядом, текстовой и хронологической информацией.

Однако такие новые атласы сегодня доступны лишь немногим школам из-за их дороговизны. Тем более компьютерные и мультимедийные изображения карт пока еще остаются для большинства школ России лишь мечтой. Немногие учителя имеют возможность использовать изображения карт на прозрачной пленке, проекция которых на экране вполне могла бы заменить изношенные старые настенные школьные карты.

Подчас кроме карт в учебниках учитель истории практически не имеет никаких наглядных пособий с картографическими материалами, поэтому ему приходится изготавливать их самому. Из старых методических способов, проверенных временем, можно вспомнить меловой рисунок карты на доске (обычно это картосхема), увеличенную ксерокопию или силуэтное изображение, наклеенное на картон, рисованное изображение на темном куске линолеума (так называемая черная карта А.И.Стражева), изображения на прозрачной пленке, рисованные фломастером.

Использование кустарных карт в какой-то мере может восполнить картографический голод на уроке истории. К тому же, в случае удачного их изготовления, они могут гораздо лучше соответствовать познавательным способностям учеников и процессу преподавания, нежели карты массового изготовления.

В сегодняшней ситуации отсутствия в ряде школ настенных карт полезно прислушаться к рекомендациям старейших методистов В.С.Мурзаева и Д.Н.Никифорова, которые советуют чертить на доске хорошо запоминающийся детьми географический контур с последующим его заполнением. Так, например. Апеннинский полуостров легко уподобляется сапогу, Африка и Индия - треугольнику. Пиренейский полуостров - профилю головы в капюшоне и т.д. (см. рис. 1).

3. МИР СИМВОЛОВ

Аппликации - незаслуженно забытое сегодня средство обучения истории. По латыни это слово означает приложение, присоединение. И действительно рисунки людей или предметов, напечатанные или нарисованные от руки на бумаге и вырезанные по контуру, могут прикладываться к схеме, таблице, чертежу, линии времени, карте или просто к доске.

Классики методики XX в. не только писали об аппликациях, но и создавали их сами, описывали приемы работы с ними. Многие поколения учителей истории буквально выросли на аппликациях по истории Древнего мира Ф.П.Коровкина и Г.И.Годера, застали иллюстрированные символы по истории средних веков Н.И.Ап-парович, разработки З.И.Добрыниной и А.А.Янко-Триницкой. Эта работы дали возможность многим учителям изготавливать аппликации самостоятельно. В наши дни традицию обучения истории через символы лишь отчасти пытаются возродить авторы рабочих тетрадей, тестов да последователи системы опорных сигналов.

В ряде современных рабочих тетрадей есть не только символические аппликационные рисунки, но и те, которые надо вырезать и склеивать. Секрет притягательности аппликаций-символов и их использования в школе заключается в их динамичности, подвижности, четкости зрительного образа и последовательности восприятия учащимися, которые не могут долго наблюдать неподвижный объект. Аппликации прикрепляются к доске магнитами или пластилином.

Известный методист П. В. Гора не только отмечал выгодные качества аппликаций, но и ограниченное количество учащихся, работающих с ними на уроке одновременно. Это в лучшем случае 1-2 человека. Поэтому методист предлагал обязательно при демонстрации аппликаций применять беседу, которая косвенно вовлекла бы в работу почти весь класс (Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М., 1971. - С. 87).

Он также советовал чаще использовать аппликации при проверке. Отчасти решить проблему активизации учащихся в процессе работы с аппликациями помогает сегодня рабочая тетрадь. Это происходит при условии ее высокого качества и при сочетании работы с аппликациями на доске и в рабочей тетради.

Образная идентификация факта возможна в ряде случаев с помощью опорных сигналов. Техника работы с опорными конспектами описана в следующих работах: Мирошниченко Н.П. Преподавание истории по системе В.Ф.Шаталова // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 4; Мирошниченко П.Я Мирошниченко Н.П. Из учебника История Руси. Опорные конспекты // Там же. - 1995. - № 1; Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Там же. - 1996. - № 3;Андрюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира. 5 класс. - М., 1998; Андрюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков. - М., 1998 (см. рис. 48).

Нам больше импонирует метод пиктограммного изучения истории, который ориентирован, как и аппликации, на зрительные ощущения. Каждая пиктограмма дает представление о предмете, явлении, которое воплощено в рисунке: конкретные понятия увязываются с миром вещей (Мыскин ВА.. Пиктограммы и игры на уроках истории. Преподавание истории в

школе. - 1990. - № 6).

Использование символики возможно, например, и в рабочих тетрадях. Примером могут служить символы эпохи Петра I. Один из них - ножницы - символ борьбы нового со старым, главное средство обрезания бород и длинных кафтанов. Елка может служить не только символом нового праздника, но и нового летосчисления (см. рис. 49, 50).

Символические рисунки можно использовать для усвоения учащимися крылатых выражений и пословиц. Е.В.Саплина предлагает такие рисунки: пятка, яблоко, конь и т.д., сопровождая вопросом: какие крылатые выражения напоминают вам эти рисунки (Саплина Е.В., СаплинА.И. Древний мир. Тетрадь творческих заданий. - М., 1996. - С. 39).

Э.Н.Абдулаев, А.Ю.Морозов, В.В.Сухов предложили символический рисунок динозавра в качестве аллегории советского тоталитаризма. Задание - соотнести части динозавра с отдельными частями социалистического экономического механизма в СССР 30-х гг.: бюрократия, заключенные, крестьянство, рабочие, маргиналы, советы, партийное руководство, армия и репрессивные органы (Отечественная история XX век. Рабочая книга. Часть 1. - М., 1995. - С. 93).

Аппликации фокусируют наиболее важные стороны раскрываемых явлений, ключевые детали типичных представителей социальных групп того или иного общества. Учитель не опасается рассредоточения внимания на второстепенные детали, как это бывает при использовании картин.

Подвижность аппликаций используется в тех случаях, когда нужно показать развитие исторических явлений. В этом случае картинки перемещаются и пополняются новыми, ненужные убираются с демонстрационного поля. Экспонируя фигуры одна за другой, учитель может продемонстрировать последовательность развития одного явления: изменения в хозяйстве, быте, социальном составе общества, политическом устройстве. Наглядная опора помогает понять динамику фактов.

Композиции из аппликаций и возможность компоновать их в различной последовательности и разнообразных сочетаниях друг с другом позволяют учителю показать детям сложные отношения и зависимости в исторической реальности. Они выражаются в месте каждого символа в общей схеме.

Аппликации дают возможность разделять материал на части, а изучаемые явления и процессы на стадии, сопоставлять их между собой. Так, сложные теоретические явления можно вывести через яркое и конкретное представление об отдельных его этапах. Аппликации также дают возможность задержать внимание ребенка на отдельном образе, заострить его на изобразительных деталях, присущих только ему. Одежда и украшения людей, предметы, которые они держат в руках, часто даже позы указывают на их занятия, принадлежность к тому или иному социальному слою, положение в обществе.

Изображенные на аппликациях люди и предметы помогают учителю охарактеризовать экономику, быт, военное дело в изучаемую эпоху. Сегодня это крайне важно, так как изучение истории во многом детализировано. Однако учителю нельзя забывать, что аппликация - всего лишь символ, который мгновенно запечатлеется в сознании учащегося, и впоследствии одна фигурка отождествляется, например, с целым социальным слоем. Помещение знакомой фигуры в новую композицию помогает перенести известный материал, с которым эта фигура ассоциируется, в новые условия, что способствует более осмысленному его восприятию и усвоению.

Одним из типов аппликационных схем являются статичные композиции, фиксирующие и закрепляющие порядок отдельных рисунков друг против друга. В этом порядке и суть дела, раскрываемого на уроках. Такие схемы могут создавать у детей прочные представления о государственном и социальном устройстве, боевом порядке войск, общей картине жизни того или иного народа, занятиях населения и формах повинностей, происхождении и социальном составе отдельных слоев общества, причинах исторического явления и др.

Работа со схемами государственного и социального устройства начинается с простейшей фиксации внимания учеников на месте каждого представителя общества в общей системе: кто выше и кто ниже и почему. Например, схема управления Афинским государством (см. рис. 51). Фиксации места могут подлежать и другие структуры, например, религиозная: положение богов по отношению друг к другу, церковная организация.

Рассматривая схему древнегреческих богов, ученики фиксируют их значимость, которая подкрепляется их местом на схеме (см. рис. 53). Одновременно учитель акцентирует внимание учащихся на предметах в руках у изображенных на аппликациях богов. Этот немаловажный момент можно в дальнейшем использовать в задании типа: люди - предметы. Примером является задание из рабочей тетради История Древней Греции и Рима Н.Г.Петровой: вручите богам необходимые предметы при помощи соединительных стрелок (см. рис. 52).

При изучении истории средневековой Западной Европы и России работа с аппликационными схемами усложняется. Так, при рассмотрении схем устройства Генеральных штатов и парламента место каждого представителя органов власти связывается с его ролью и общими задачами органа власти (см. рис. 54,55).

4. ПОЧТИ ВСЕ О СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Часто на практике в школе студенты и даже учителя путают структурные схемы с таблицами: квадраты схем называют таблицами, а таблицы, наоборот, схемами. Почему это происходит?

Если внимательно приглядеться к этим двум средствам обучения, то можно найти много общего. И схемы, и таблицы являются средствами выделения главного, они запирают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции - анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия. Под схемами мы понимаем графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками - геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Под таблицами мы вслед за А.А.Вагиным понимаем синтетический образ изучаемой темы, графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Название данного раздела содержит слово почти, так как о тех или иных схемах речь уже шла в трех предыдущих разделах. В данной части книги нам бы хотелось говорить не о традиционных методических подходах к использованию схем и таблиц, а показать все их виды и возможные варианты работы на уроке. Особое внимание будет уделено тем схемам и таблицам, которые не так часто используются на уроках истории.

Этот аспект нам представляется актуальным по нескольким соображениям. Во-первых, интерес учителя истории к схемам и таблицам сегодня, к сожалению, не возродился в такой степени, как это было, скажем, в эпоху строго регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно-экономической формации (например, давались схемы к каждому уроку в пособии: Агибалова Е.В. Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков. - М., 1988).

Во-вторых, сегодня в преподавании истории наметились новые аспекты, которые не осмыслены на теоретическом уровне. Причина этого - отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем. В-третьих, существующие сегодня попытки возродить указанные средства достаточно произвольны и сводятся к стремлению уложить всю историю в заданные рамки (например, кн.: Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. - М., 1997). Появление подобных работ стало массовым в последнее время и вызывает в целом отрицательное отношение у учителей, которое распространяется на схемы и таблицы вообще. В нашу задачу входит также изменение отрицательного отношения учителя истории к данному виду средств обучения.

В современном преподавании много меньше, чем раньше, используются логические схемы типа Причины географических открытий (см.: Методическое пособие по истории средних веков. - М., 1988. - С. 241). Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Новым подходом в изучении исторических личностей можно считать цикл схем Неполная родословная. Эти схемы заложены в Рабочей тетради по истории России (М., 1998. Ч. 1, 2). В них пропущены имена князей, царей и императоров. Работа с этими схемами позволяет выстроить последовательность правления монархов (см. рис. 73-76).

Сущностные структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны (см., например, рис. 77-81: Славянские племена, Доходы и расходы Русского государства, Национально-государственное устройство СССР).

Е.Н.Захарова в рабочей тетради История Отечества 1917- 1939 (М., 1996) ввела ряд усовершенствованных сущностных схем: они имеют завязку, ядро или определенную интригу. Например, можно обратиться к ее схеме Новая экономическая политика и сравнить ее с традиционной (см. рис. 82). В схеме Е.Н.Захаровой мероприятия нэпа содержат восемь пунктов: введение продналога, отмена бесплатных услуг, введение свободы торговли, разрешение аренды земли и найма рабочей силы, разрешение иностранных концессий, трудоустройство на добровольных началах, допущение мелкого частного бизнеса, введение денежной оплаты труда. Расставляя эти мероприятия в логической связи, учащиеся осмысливают соответствующий информативный ряд.

Для изучения мероприятий политики военного коммунизма Е.Н.Захарова предлагает иную сущностную схему в виде пятиконечной звезды (см. рис. 83). На концах звезды слова: производство, труд, распределение, обмен, управление. Такая схема запоминается надолго ребятам именно благодаря ее ядру - красной звезде, которая одновременно включила все основные направления функционирования общества.

При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. Е.Н.Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в России и предлагает выбрать верную (см. рис. 84, 85). Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают в одну и другую стороны (см.: Захарова Е.Н. История Отечества. 1917-1939. - М., 1996. - С. 23,33,59,66),

8. СВОИМИ РУКАМИ

В условиях необеспеченности наглядными пособиями современных кабинетов истории все более распространяется практика изготовления макетов и моделей своими руками. Материальные памятники, воплощенные в моделированных объектах, - это спутники жизни прошлого, без которых нельзя понять как сути этой жизни, так и отдельных явлений, которые были присущи определенному времени.

Нам представляется, что в данной работе нет надобности подробно описывать, насколько для школьников (и даже студентов-историков педагогических вузов) является полезным моделирование. Оно развивает творческие способности, пополняет их исторические знания и представления, заставляет предметно взглянуть на историческое прошлое.

Важным представляется то обстоятельство, чтобы учитель, студент и ученик не относились к модели как к игрушке, добивались лишь зрительного сходства с оригиналом, похожести на него. В этом смысле неоценимую роль играют действующие модели, макеты, приближающиеся к музейным экспонатам. Самодельные модели должны как можно больше приближаться к оригиналу. Натуральным должен быть материал (деревянные части- из дерева, каменные - из камня, металлические - из металла), а техника изготовления должна напоминать технику прошлой эпохи.

В методике модели условно можно поделить на несколько видов: общественные здания (храмы, дворцы, театры), частные постройки (жилища), орудия труда и технические приспособления (от ручного рубила до водяных мельниц), оружие (от лука до самолетов), предметы быта (печи, мебель, посуда, утварь), одежда (костюмы, головные уборы, украшения). Также изготовляют копии отдельных вещей и целые комплексы (например, макет греческого дома с утварью).

Чтобы показать учащимся процесс развития техники и уровень жизни народов, макеты обязательно надо показать в действии: как оружие стреляет, как печи работают, как технические приспособления облегчают труд и жизнь людей.

Строительным материалом для макетов являются: картон и бумага, краски, лучина (бруски), которые можно наколоть из сухих еловых или сосновых поленьев, фанера, круглые палочки, которые получают при срезании сучьев деревьев, куски целого дерева, сосновая кора, пластилин. Гигроскопическая вата вымачивается в клейстере и получается прекрасный пластичный материал для лепки барельефов, зубцов крепостных стен, куполов.

Пластилин достаточно редко используется как строительный материал для моделей, так как имеет существенный недостаток: изменяет свою форму и плавится при высокой температуре, например, в жару. Поэтому пластилиновые модели лучше всего делать на каркасе из прочной проволоки (например, для фигур людей используется каркас в виде буквы П). Пластилин гораздо лучше сохраняется и не теряет своей формы, если его покрыть гуашью. Тем не менее из пластилина лучше изготовлять небольшие вещи (сосуды, изразцы, предметы утвари).

Большой редкостью стал сегодня гипс хирургический, который раньше свободно продавался в аптеках. Его можно использовать, как и алебастр, для имитации камня. Более всего разработана техника изготовления пособий из папье-маше. Вместо металла целесообразнее использовать тонкие листы железа, луженого олова, жести, консервные банки. Куски обыкновенного стекла используются в макетах не столько для окон, сколько для имитации водоемов. Для создания окон рекомендуется целлофан.

Для имитации ландшафта полезными могут оказаться древесные опилки, окрашенные в зеленый, желтый или коричневый цвет. Для этого надо развести гуашь в какой-либо емкости и поместить туда все опилки. Каменистая поверхность имитируется обсыпной толченой глиной и крашеным толченым мелом с предварительной окраской. Лесной мох - очень хороший материал для имитации кустов и деревьев.

Деревья на макете можно изготовлять из бумаги, жести, куриных перьев, цветных ниток, мха, мочалки, пробки, губки, опилок. Например, если выщипать губку зеленого цвета, то можно получить крону дерева. Для работы по макету рекомендуется использовать нитки, веревки, проволоку, гвоздики, булавки, иголки. Также необходим столярный клей, клейстер, гуашь, тушь, лак, масляные краски, акварель. Для работы с деревом нужен столярный инструмент.

Для имитации различных строительных материалов в макетах архитектурных сооружений используется окраска и обсыпка картонных моделей. Главным материалом в этом процессе является толченый мел. Толченый кирпич может прекрасно изобразить черепичную крышу. Скульптурные украшения зданий лепятся из пропитанной клейстером ваты. Акварелью имитируют росписи стен и фрески.

В.Е.Вакурко в книге Оборудование уроков истории самодельными наглядными пособиями рекомендует в качестве материала пластическую массу. Ее можно изготовить из бумажной массы, замоченной в воде и растертой на терке, эту массу смешивают с мелом, глиной, пеплом, асбестом, клеем и олифой. Также можно использовать опилки, мел, столярный клей и олифу. Лепка такой массы производится специальными лопаточками.

При моделировании нужно также помнить, что окраска готовых макетов масляными, эмалевыми красками или лаком не только имитирует естественный вид изделия, но и укрепляет его поверхность. Масляные краски в тюбике, разведенные на олифе и лаке, дают непрозрачный блестящий фон. Окраску макета желательно проводить дважды: первый раз он как бы грунтируется, накладывается фон, после чего расписывается и наносится декор. После окраски иногда наносят лак (например, на деревянные изделия), обжигают для придания максимальной достоверности.

Прежде чем сделать любой макет, необходимо выполнить чертеж. Для этого используется бумага, линейка, карандаш. Школьникам необходимо пояснить, что в чертеже должен соблюдаться масштаб. Сначала нужно попробовать сделать чертеж шаблона из простой бумаги, затем его вырезать и прикинуть, что получилось. Затем уже приступать к оригиналу чертежа.

Не имея возможности показать все примеры по изготовлению различных наглядных пособий, мы ограничимся теми, которые отражают труд и повседневную жизнь в далекие эпохи.

Материалом для макетов первобытных жилищ служат палочки, не очищенные от коры, куски коры, солома и тростник для имитации крыш и стен, писчая бумага, оклеенная ватой и покрашенная, - для имитации звериных шкур. Для макетов первобытных жилищ также следует использовать мох, заранее высушенные листья, тонкие прутики. Важно показать различные типы первобытного жилища - хижины, юрты, свайные постройки, пещеры, дольмены (см. рис. 138).

При изучении темы Древний Египет целесообразно построить модель шадуфа, который отчасти напоминает деревенский журавль. Сам колодец делается из красного пластилина (имитация глины). Для коромысла - прут, к толстому концу которого привязан камень, а к тонкому - ведро (из темного пластилина) с отверстиями ушками. Коромысло крепится к выемке. Рядом с колодцем - наклонный желоб, по которому будет стекать вода. Для демонстрации работы шадуфа используются две банки с водой - одна под колодцем, вторая - на краю желоба, поверхность земли, на которой помещается шадуф, красится в черный цвет и черные опилки (см. рис. 139, 140).

Можно также изготовить макет жилища - небольшой усадьбы египтянина с плоской крышей и садом. По рисункам можно воссоздать утварь и мебель египетского дома (см. рис. 142). Египетская лодка безусловно заслуживает макетирования. Конструкция ее крайне оригинальна. При небольшой нагрузке в воду погружали среднюю часть лодки (по длине), оставшиеся две трети с носа и кормы поднимались высоко над водой. Благодаря такой конструкции лодка скользила по поверхности, почти не встречая сопротивления воды. Мачта была спереди, все суда сохраняли весла (см. рис. 141).

В кабинете истории желательно также иметь кусочек египетского папируса. Скарабей был одним из самых популярных амулетов египтян. Макет такого жука школьники с удовольствием делают из всевозможных материалов.

При изучении темы Древняя Греция можно изготовить ряд полезных макетов: древнегреческий корабль, макет театра и маски, храма, треножника, раскрашенной вазы из дерева или папье- маше, целого греческого дома. Макет древнегреческого корабля и храма представлены на рис. 143, 144.

К уроку, посвященному древнегреческой школе, каждый ученик может изготовить восковые таблички-дощечки, опущенные в растопленный воск или парафин, тонкие палочки из дерева. Написав такой палочкой на восковой дощечке, учащиеся быстро запоминают ее название - стиль и выражение: у каждого свой стиль. Если буквы нечетко проступают, то поверхность посыпают мелко толченным и просеянным углем, а потом лишнее стряхивают (уголь остается только в углублениях).

Замкнутость греческого жилища подчеркивает макет дома, который можно изготовить из картона (см. рис. 145). Черепичную крышу красят в красный цвет или посыпают мелко толченным кирпичом. Чтобы показать на макете и внутреннее убранство жилья, можно в двух-трех помещениях или во всем доме крышу прикрепить лишь с одной стороны, а с другой ее сделать откидной для просмотра внутренней обстановки. Мебель следует вылепить из пластилина, остальную утварь - из твердой бумаги, материи, проволоки, дерева (опыт изготовления макета был осуществлен студенткой исторического факультета МПГУ О.Кокоревой).

При изучении темы Древний Рим учитель также может организовать деятельность учащихся по изготовлению макетов. Это - и триумфальные арки, колонны, оборонительные сооружения, башни, осадные орудия, орудия труда и храмы, частное жилище - домус.

Римляне значительно усовершенствовали мукомольное дело, поэтому целесообразно изготовить древнеримские жернова и мельницу. Они делаются из глины (см. рис. 146). В жернова засыпается зерно, и они вращаются, мука высыпается в ящик. Устройство мельницы более сложно. Неподвижный жернов из камня имел конусовидную форму. На конце надевался бегун - вращающийся жернов, напоминающий два цветочных горшка, соединенных общим дном.

Зерно засыпалось в верхний горшок и просыпалось между жерновами, перетиралось в муку и ссыпалось в желоб. Верхний жернов держался на весу, поэтому между жерновами была щель. Нижний горшок имел дно в виде круга с пятью отверстиями. В цилиндрическую часть нижнего жернова прочно вставляли железную ось. Шайба, центральным отверстием насаженная на ось, удерживала на себе верхний жернов на определенном расстоянии от поверхности нижнего, а зерно просыпалось



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний