Сказание о благородном киселе краткое содержание. «Сказание о белгородских колодцах»

Главная / Н. В. Гоголь

Народным преданием в летописи является "Сказание о юноше-кожемяке" (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и "не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу". И предложил печенежский князь Владимиру: "выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И послал Владимир глашатаев со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?", но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень "велик и страшен". В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал "тужить" Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. "И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста". Автор рассказывает, как "схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их" 1 .

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. "Сказание о белгородском киселе" — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане" 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, "чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву".

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

  • Русские летописи. "Повесть временных лет"
    • "Сказание о юноше-кожемяке". "Сказание о белгородском киселе"

Сказание о Белгородском Киселе – это памятка древнерусской литературы, которая открыто несет патриотический настрой и силу русского духа. Краткое содержание поможет проанализировать это Сказание и даст возможность написать качественное сочинение.

Здесь показана история Киевской Руси, когда она часто страдала от нападений степных народов. Печенеги подобрались к Белгороду, но быстро этот город взять не могли. Пришлось брать в осаду.

Длилась осада долго, так что люди стали голодать. Паника привела к тому, что люди были готовы сдаться. Они провели собрание и решили, что лучше пустить печенегов. Пусть они даже и убьют многих. Все равно люди умирают от голода.

Посреди собрания встал один старец со своим советом. У него была идея, как обхитрить врага. Он сказал, что нужно приготовить блюдо еды из запасов, которые остались.

Женщины все сделали. Потом русичи пригласили нескольких печенегов и с довольным видом стали доставать еду, как бы на угощение. Враги были поражены. А русичи уверенно говорили, что им все равно что есть осада. Они не голодные и могут долго сидеть в осаде.

Печенеги решили, что сама земля может накормить русичей, поэтому они не смогут победить. Так и ушли враги ни с чем.

Автором Сказания является народ. Эту историю передавала из поколения в поколение. Момент с хитростью является важной частью многих русских сказок. Он показывает, что мудрость всегда может спасти человека даже от самого кровожадного врага.

Обновлено: 2017-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Что такое летопись и о чем она нам расскажет? Как выглядели погодные записи? Киево-Печерская Лавра и ее летописцы. «Повесть временных лет». Чего ради летописец рассказывает предание о белгородском киселе?

Тема: Летописи

Урок: Летописи

«Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжите, и откуду Русская земля стала есть» - так по-древнерусски звучит начало одной из древнейших дошедших до нас русских летописей, которую по первым словам называют обычно «Повесть временных лет». Над этой летописью трудилось много людей. Первый свод этой летописи назывался Древнейший и был составлен еще 1037 году, его автора мы не знаем. Потом его дописывали и дорабатывали монахи Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр.

Таким представлял себе летописца скульптор Антокольский:

Рис. 1. Нестор-летописец

Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр - монахи Киево-Печерской лавры. Именно в лавре была создана «Повесть временных лет» История Киево-Печерской лавры начинается в 1051 г. Она была основана греческим монахом Антонием в пещерах близ Киева (сейчас в центре города). В 11 веке монастырь стал главным центром распространения православия на Руси, а уже в 12 веке получил почетное название Лавра (так называли только самые-самые важные мужские монастыри).

Рис. 2. Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра становится важнейшим духовным центром православия, а во времена нашествия монголо-татар - и центром сопротивления врагам. Огромное количество православных в разные века шли на поклон к Киево-Печерским святыням.

Прочитайте фрагмент летописи:

В лето 6534. Ӕрославъ сьвокупи воӕ многы. и приде 3 Кыєву. и створи миръ с братомъ своимъ. Мьстиславомъ. оу Городьца А. и раздѣлиста и Б 4 по Днѣпръ. Рускую землю 5 . Ӕрославъ приӕсу 6 Вперёд. а Мьстиславъ ѡну. и начаста жити. мирио. и вь братолюбьи 7 . и преста В оусобича Г и мѧтежь. и бы с̑ тишина. велика в земли Д

В лѣ т̑ . ҂s҃. . ф҃ . л҃е. Родисѧ третии сн҃ъ. Ӕрославу. и нарече имѧ єму Ст҃ославъ.

В лето 6537 мирно 8 лѣ т̑ 9

В лѣ т̑ . ҂s҃ . . ф҃ . . л҃и. сего лѣта. иде Ӕрославъ на Чюдь. и побѣди ӕ . и постави городъ Юрьєвъ 12 . в се же времѧ . оумре А Болеславу 13 Великому 14 в 15 Лѧхѣхъ 16 . и бы с̑ мѧтежь великъ 17 в Лѧдьскои земли. и вьставше людьє . избиша єп с̑ пы. и попы и боӕры 18 своӕ . и бы с̑ мѧтежь. вь нихъ ❙

Каждая летописная статья начинается словами «В лето…» , после которых излагаются события, случившиеся в этот год.

Только год называется странный 6534, 6535. А мы живем в двухтысячных. Дело в том, что летописцы вели счет от сотворения мира, а современный европейский календарь считает время от рождества Христова.

До 1 января 1700 г. в России применялось Византийское летоисчисление, которое велось «от сотворения мира». Этот расчет был принят при простом погодовом пересчете событий священной истории от Адама до нашего времени. Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. 19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира".В Европе это летоисчисление - от рождества Христова (года Господня Anno Domini) введено римским монахом Дионисием Малым в 525 г.

В 1582 году по распоряжению римского папы Григория 13 был разработан Григорианский календарь, к 18 веку на летоисчисление по григорианскому календарю переходят большинство европейских стран. А Россия до 1918 года жила по юлианском календарю, введенному еще до нашей эры Гаем Юлием Цезарем. К 1918 году разница между юлианским и григорианским календарем составляла 13 дней и все увеличивалась. Поэтому было решено перейти на общеевропейский календарь. И 1918 год начался с 13 января. Именно поэтому мы до сих пор празднуем старый новый год в ночь с 13 на 14, хотя правильнее было бы уже с 14 на 15 праздновать.

Каждый летописец начинал повествование с самых давних времен: от сотворения мира, переписывал немалую часть Библии и труды своих предшественников. Летописцем, как правило, был монах, поэтому, рассказывая об исторических событиях, он судит о них как христианин и все события соотносит с теми, которые были описаны в Библии.

Почему же каждому летописцу было так важно начать с начала? Почему было просто не продолжить рассказ?

В Древней Руси человек не мог оторвать событие настоящее тех, что ему предшествовали, настоящее - это только звено в цепи, связывающей прошедшее и будущее. «Восстанавливая ход русской истории, летописцы стремились связать эту историю Руси с историей мировой, понять ее как часть всемирной истории»

«Развивается своеобразное «панорамное» зрение. Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты. Он стремится вести повествование о всей Русской земле, сразу и легко переходит от событий в одном княжестве к событиям в другом - на противоположном конце Руси» Д.С.Лихачев

Панорама - от греческого «видеть все»

«Повесть временных лет» заканчивается 6621 годом (по современному летоисчислению 1113 годом), оригинал ее был утрачен, и она сохранилась только как часть других летописей: Лаврентьевской и Ипатьевской.

Поэтому летопись - это всегда свод, так как в ней сводятся, соединяются тексты разных произведений (летописей, документов, житий святых, устных народных преданий с текстом, принадлежащим самому летописцу).

Прочитайте одно из таких преданий «Сказание о белгородском киселе», включенных Нестором в летопись. Как вы думаете, с какой целью он это сделал?

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов () так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом . И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: "Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам - кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода". И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: "О чем было вече?". И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: "Слышал, что хотите сдаться печенегам". Они же ответили: "Не стерпят люди голода". И сказал им: "Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю". Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: "Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей". Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: "Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем". Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: "Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами". И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки . И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: "Не поверят нам князи наши, если не отведают сами". Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

Даже из самой безвыходной ситуации можно выйти победителем. Враг может быть сильнее, но его можно победить хитростью.

Есть пословица «Хитрость силу берет», она очень кратко и точно формулирует основную мысль сказания.

В драме «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина летописец Пимен говорит о молодому монаху о смысле своей работы, смысле своей жизни так:

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют.

Получается, самое главное в труде летописца - правдивость. Именно летописи дают возможность нам, далеким потомкам, узнать о предках, их деяниях, подвигах и преступлениях, представлениях о добре и зле, а значит, летописи, рассказывающие о прошлом, в большой степени определяют наше настоящее и даже будущее.

1. Учебник-хрестоматия для 5 класса под редакцией Коровина В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 48 -52.

Прочитайте еще один отрывок из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока киевлянина». В чем сходство и в чем различие этих сказаний, включенных в летописный свод.

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Конспект урока

Тема. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель :

  • воссоздать атмосферу эпохи в ходе сообщений «искусствоведа»; сформировать представление о «Сказании о белгородских колодцах» как части летописи «Повесть временных лет»; выявить художественную идею сказания, проявившуюся в стремлении белгородцев освободить Русскую землю от нашествия;
  • формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыка выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Беседа.

Древнерусский летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть реки, напаяще вселеную» («Повесть временных лет»).

Каков смысл сравнения?

Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование.

Что является для современного человека неиссякаемым источником знаний по истории и культуре нашей родины?

Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести.

3. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника.

Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва?

Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков?

Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера в «книжной», литературной переработке или повествовательное произведение, обращённое в прошлое.

Летопись – жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности. Описание событий по годам.

4. Сообщение «искусствоведа» «Культура Древней Руси».

План.

1.Георгиевский собор новгородского Юрьева монастыря.

2.Антониев монастырь.

3.Николо-Дворищенский собор.

4.Спасо-Мирожский Завеличский монастырь.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге.

Первой в этом ряду и по времени, и по значению в строительных переменах стоит церковь во имя Георгия Победоносца, возведённая в 1165 г. Георгиевская церковь, возможно, была построена в честь победы ладожан и новгородской дружины над шведами в 1164 г.

До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной аспиды («Чудо Георгия о змие») и отдельные фрагменты в других местах.

Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканный по формам. Он очень компактен и пропорционален. Небольшой по размерам, он словно слеплен как единая пластическая форма.

Мстиславово Евангелие – выдающийся памятник древнерусской православной культуры, символ нового этапа развития церковной книжности. Эта рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» Евангелия. Подавляющее большинство древнерусских списков Евангелия XII-XIV вв. содержит текст, восходящий к редакции Мстиславова Евангелия.

Евангелие было написано в 1106 г. в Новгороде по заказу великого князя Мстислава. На протяжении веков оно, оставаясь эталоном священных евангельских текстов, и воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня. Недаром рукопись вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями была перенесена Иваном Грозным в Москву и вложена в царскую усыпальницу – Архангельский собор Московского Кремля.

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) - один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо-Мирожский Завеличский монастырь во Пскове. Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами.

Что характерно для памятников архитектуры этого периода?

5. Сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет».

Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжити, и откуда Русская земля стала есть…».

Это труд многих людей, о его создании существует гипотеза Шахматова. По гипотезе Шахматова первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 г. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110-1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция «Повести…» по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

6. Слово учителя.

«Повесть…» разностильна. В ней можно выделить две части.

Историко-этнографическая, связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей три – Сим, Хам, Иафет. Славянские племена достались Иафету. Мы Иафетово племя). В «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе.

В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей. О Новгороде ничего доброго сказать не мог, так как люди, парясь в бане, били себя прутьями. Киев и Новгород – города-соперники.

О том, как был основан Киев тоже рассказано в «Повести…», но об этом мы подробно говорили в пятом классе.

Датированная часть о киевских князьях. Рюрик – Олег – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава.

Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке.

На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля.

7. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах».

Комментарий трудных слов: болтушка, вече, старейшина, кадь, княжеская медуша, корчага, латка, лукошко, осада, отруби, печенеги.

Медуша - погреб для хранения вареного меда и других алкогольных напитков.

Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10-12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом.

Латка - г ончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения.

Лукошко (от лук, лука́ - "изгиб, дуга") - гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба.

Отруби - побочный продукт мукомольного производства. Состоит из оболочек зерна и остатков неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др.

Печенеги , русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли.

Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду.

Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.

Как можно оценить поступок белгородцев?

Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.

Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками? Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением.

Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому».

Его писали в три слова: «въ своя си».

Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».

8. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!»

9.Сообщение «литературоведа» о Несторе.

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он. - Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").

10.Прослушивание арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Каким вы представляете героя оперы?

11. Обращение к иллюстрации трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» художника В.А.Фаворского.

В чём сходство и различие музыкального и художественного образов?

12. Выразительное чтение учителем фрагмента из Повести временных лет» на древнерусском языке от слов «Въ лето 6505. Володимеру шедшю к Новгороду» до слов «и въ своя идоша».

Въ лѣто 6505. Володимеру шедшю к Новугороду по вѣрхъние воѣ на печенѣгы, бѣ бо рать велика бес пересту. В то же время увѣдаша печенѣзѣ, яко князя нѣту, придоша и сташа около Бѣлагорода. И не дадяхуть вылѣсти из града. Бѣ бо голодъ великъ вь градѣ, и не лзѣ Володимиру помочи, и не бѣ лзѣ поити ему, и еще бо ся бяхуть не собрали к нему вои, печенѣгь же бѣ множьство много. И удолжишася, остояче вь градѣ люди, и бѣ глад великъ. И створиша вѣче вь градѣ и рѣша: «Се хочемь помрети от глада, а от князя помочи нѣтъ. Да луче ли ны умрети? Вдадимся печенѣгомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвять, уже помираемь от глада». И тако свѣтъ створиша. И бѣ же одинъ старець не былъ в вѣчи томь, вьпрашаше: «Что ради створиша вѣче людье?» И повѣдаша ему, яко утро хотять ся людье передати печенѣгомъ. Се же слышавь, посла по старѣйшины градьскыя и рече имъ: «Слышахъ, яко хочете передатися печенѣгомъ». Они же рѣша: «Не стѣрпять людье голода». И рече имъ: «Послушайте мене, не предайтеся за три дни, и азъ что вы велю и створите». И они же ради и обѣщашася послушати. И рече имъ: «Сберете по горьсти овса, или пшеницѣ, ли отруб». Они же, шедше, ради снискаху. И повелѣ женам створити цѣжь, в немже варять кисель, и повелѣ копати кладязь, и вьставити тамо кадь, и налья цѣжа кадь. И повелѣ копати другий кладязь и вьставити тамо другую кадь. Повелѣ имь искати меду. Они же, шедше, взяша лукно меду, бѣ бо погребено вь княжи медуши. И повелѣ росытити воду велми и вьльяти вь кадь и в друземь кладязѣ тако. Наутрѣя же посла по печенѣгы. Горожани же рекоша, шедше, печенѣгомъ: «Поимете к собѣ тали наша, а васъ до 10 мужь идете вь градъ и видите, что ся дѣеть вь градѣ нашемь». Печенѣзи же радѣ бывше, мняще, яко хотять ся передати, а сами избраша лучшии мужи вь градѣ и послаша я вь град, да розъглядають, что ся дѣеть вь градѣ у нихъ. И придоша вь градъ, и рекоша людие: «Почто губите себе? Коли можете перестояти нас? Аще стоите 10 лѣт, что можете створити намъ? Имѣемь бо кормьлю от земля. Аще ли не вѣруете, да видите своима очима». И приведоша я кь кладязю, идѣже цѣжь, и почерпоша вѣдромъ и льяху в латкы. И варяху пред ними, и яко свариша пред ними кисель, и поемь я, и приведоша кь другому кладязю, и почерпоша сыты, и почаша ясти первое сами, потом же и печенѣзѣ. И удивишася, рекоша: «Не имуть сему вѣры наши князи, аще не ядять сами». И людье нальяша корчагу цѣжа и сыты от кладязя и вдаша печенѣгомъ. Они же, пришедше, повѣдаша вся бывшая. И вариша кисель, и яша князи печенѣжьстии и подивишася. И поемше тали своя, а онѣхъ пустивше, и вьсташа от града, и вь своя идоша.

Какова интонация отрывка?

Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.

IV. Подведение итогов урока.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Сегодня на уроке я понял(а)…

Я хотел(а) бы узнать…

V. Домашнее задание.

3.Составить план «Повести о разорении Рязани Батыем».

4.Подготовить художественный пересказ эпизода сражения Евпатия Коловрата.

5.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщения «историка» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания «Повести…» и ее роли в летописном своде;


Владимир князь отправился за воинами в Новгород, пока его не было, печенеги пришли на Русь. Засели они в Белгороде и окружили город. Белгород был хорошо укреплен и долго держал оборону, только вот есть людям становилось нечего, начинался голод.

Собрались все жители на вече и стали решать, как поступить. Все люди решили, что лучше сдаться врагам, чем помирать голодной смертью.

Но один старый человек, который не приходил на вече, не был согласен с решением народа. Он попросил дать ему сроку 3 дня и пообещал, что печенеги оставят Белгород.

Велел старик, чтобы каждый принес какой-нибудь крупы или отрубей. После этого он велел женщинам сделать кисель, просто размешать крупы с водой. Потом он сказал, чтобы мужчины выкопали два колодца. В один колодец поставили кадку с киселем, а в другой колодец с медом, который так же взяли у жителей всего города.

Наутро представители вече пошли к печенегам и предложили им посмотреть, как идут дела в городе. Кочевники согласились, но для своей безопасности взяли в плен нескольких жителей.

Печенеги подумали, что сейчас жители сдадутся и уже обрадовались. Жители города сказали печенегам о том, что они зря себя губят и им никогда не перестоять защитников этого города.

Жители постоянно повторяли, что с ними ничего не случиться, если их враги не уйдут. Они показали кочевникам свои колодцы. Сначала подошли люди к первому колодцу, достали кадку и там был кисель. Они его разогрели на костре и подошли ко второму колодцу, достали от туда меда. Печенеги не верили своим глазам и стали есть вместе с жителями.

Печенеги сказали, что их воеводы не поверят им. Тогда жители налили им еды с собой, чтобы те угостили своих воевод. Когда печенеги пришли к своим правителям, они стали им рассказывать, что видели в русском осажденном городе, а потом угостили их киселем и медом. Сначала властители не верили, но как испробовали еды, удивились богатству русской земли.

Поняли печенеги, что никогда им не победить славный город Белгород. Поэтому они сняли осаду, отпустили пленных и ушли из этих мест.

Сказ говорит о том, что можно одолеть противника не физической силой, а хитростью и предприимчивостью. Поэтому прежде, чем сдаваться даже в самой трудной ситуации, сначала нужно хорошо подумать.

Картинка или рисунок Сказание о белгородских колодцах

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Золотой луг Пришвина

    Летом у нас была одна забава. Мы с другом всегда ходили вместе: он спереди, а я сзади. И вот я назову его имя, он обернётся, и я на него направлю струю воздуха с семенами одуванчика.

  • Краткое содержание оперы Иван Сусанин Глинки

    Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино Сусанин Иван, дочка его Антонида

  • Краткое содержание Любовь к родине или Путешествие воробья Платонова

    Музыкант в преклонном возрасте регулярно приходит к памятнику для того чтобы исполнять свои мелодии на скрипке перед горожанами. Люди всегда приходят послушать

  • Краткое содержание опера Князь Игорь Бородина по действиям

    На площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру.

  • Краткое содержание Тынянов Восковая персона

    События романа происходят в петровскую эпоху, а герой сам Петр Великий. Вот только это конец блестящей эпохи, самодержец здесь уже болен и немощен. Страдает Петр не столько от болезни, но из-за ощущения незаконченности своего царского дела



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний