Утиная охота в кратце. Анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова А.В

Главная / Г. Х. Андерсен

Рассмотрим одну известную пьесу, проведем ее анализ. "Утиная охота" (Вампилов А. В.) создавалась в период с 1965 по 1967 год. Это время было в жизни драматурга чрезвычайно важным, переломным, насыщенным и ярким. Происходило его рождение как художника. В это время в полной мере ощущал собственную поэтическую силу Вампилов ("Утиная охота"). Анализ, кратко изложенный в этой статье, поможет вам лучше понять эту непростую для восприятия пьесу.

Три пласта в произведении

Произведение сложно, самобытно, структура его изощренна. Это пьеса в воспоминаниях. Прием их использования в качестве особой формы драматического повествования в 60-е годы был весьма распространен. Из трех пластов состоит, как показывает анализ, "Утиная охота" (Вампилов): пласта настоящего, воспоминаний и промежуточного, пограничного - пласта видений.

В пласте воспоминаний есть несколько довольно напряженных сюжетных линий. Главный герой заводит интрижку с девушкой, которая влюбляется в него. Обнаружив измену, жена уходит. Когда, вроде бы, ничто не мешает Зилову воссоединиться со своей юной возлюбленной, он вдруг тяжело напивается и скандалит, оскорбляя девушку и приятелей.

Параллельно развивается другой сюжет. Зилов получает новую квартиру. Он "сводит" со своей бывшей подружкой своего начальника. У этой девушки в это же время завязывается роман с еще одним приятелем Зилова. У главного героя на работе неприятности - он подсунул липовый отчет начальству. Его увильнув от ответственности за содеянное. Как вы видите, этот пласт обилен событиями. Тем не менее особого драматизма он в себе не несет.

Необычайно разнообразен житейскими подробностями сюжет воспоминаний. У героя умирает его отец, которого тот не видел уже давно, у жены Зилова оказывается роман с бывшим своим соучеником. Наконец, главный герой мечтает об утиной охоте.

Другой пласт действия - пласт видений героя, который прикидывает, как его сослуживцы, друзья, подруги отнесутся к вести о его смерти. Сначала он воображает ее себе, а затем она кажется ему неотвратимой. Пласт этот состоит из 2-х интермедий. Их текст, кроме двух-трех фраз, практически полностью совпадает словесно. Тем не менее по эмоциональному знаку они полностью противоположны. В первом случае сцена смерти, которую воображает герой, носит шуточный характер, а во втором в тоне ее, в настроении нет ни тени улыбки. Драма, таким образом, развивается между полушутливым замыслом совершить самоубийство, который навеян "оригинальным" подарком Кузакова и Саяпина, и попыткой осуществления этого замысла всерьез.

Исповедальный характер пьесы

Продолжим анализ. "Утиная охота" (Вампилов) - произведение, которое имеет исповедальный характер. Произведение построено как исповедь, длящаяся на протяжении всей пьесы. Она представляет в ретроспективной последовательности жизнь героя - начиная от событий двухмесячной давности и заканчивая сегодняшним днем. Конфликт в произведении не внешний, а внутренний - нравственный, лирический. Трагизм усиливается по мере того, как во времени приближаются воспоминания героя и осознание их в настоящем.

Воспоминания Зилова составляют завершенную, всеобъемлющую, цельную картину. В них отсутствует причинно-следственная связь, несмотря на их слаженность. Они мотивируются внешними импульсами.

Главный герой

Главный героем является Виктор Зилов в пьесе "Утиная охота" (Вампилов). во многом строится на мировосприятии этого героя. События пьесы мы наблюдаем именно через призму воспоминаний Зилова. Множество их происходит за 1,5 месяца его жизни. Апогеем их является похоронный венок, который подарили друзья "герою своего времени", который "безвременно сгорел" на работе.

Значение ремарок

В произведении выражается через ремарки. Для драматургии это традиционно. У Вампилова ремарки довольно распространенные. В них делается качественный акцент, как, например, в случае с Ириной: в героине основная черта - искренность. Ремарки указывают режиссеру на то, как следует интерпретировать того или иного героя.

Роль диалогов в выражении авторской позиции

Анализ пьесы А. В. Вампилова "Утиная охота" был бы неполным, если бы мы не отметили значение диалогов. В них также прослеживается авторское отношение к персонажам. Оценочные характеристики здесь дает в основном Зилов. Этому цинику и непредсказуемому легкомысленному гражданину позволено многое, как было разрешено во все времена шутам. Над Зиловым не зря шутят и смеются даже наиболее близкие друзья, причем иногда очень зло. Окружение его испытывает к этому герою различные чувства, но не дружеские. Это ревность, ненависть, зависть. И Виктор их заслужил ровно настолько, насколько каждый человек может заслужить.

Маска Зилова

Когда у Зилова спрашивают гости, что он любит больше всего, он не знает, что им ответить. Однако друзья (как и государство, партия, общество) знают лучше него - больше всего Зилов любит охоту. Одна подчеркивает трагикомизм ситуации (такими деталями изобилует вся пьеса). До конца воспоминаний Зилов не снимает, словно маску, своих охотничьих принадлежностей. Лейтмотив маски в творчестве этого автора появляется в "Утиной охоте" не впервые. Мы видим подобный прием и в более ранних пьесах ("История с метранпажем", "Старший сын"). Вампиловские персонажи зачастую прибегают к ярлыкам, поскольку навешивание их освобождает от мыслей и необходимости принятия решений.

Утиная охота в жизни главного героя

Для Виктора утиная охота - воплощение свободы и мечты. Он собран уже за месяц до заветного дня и охоты ждет как начала новой жизни, избавления, периода для передышки. С одной стороны, это приобщение к природе, которое столь ценно для современного человека. В то же время охота - один из наиболее чудовищных символов убийства, который не берет в расчет культура. Это узаконенное цивилизацией убийство, которое возведено в ранг развлечения, причем респектабельного. Двойная суть охоты - приобщение к чистому, вечному природному началу, очищение через него, и убийство реализуется в пьесе. Все действие пронизывает тема смерти.

Для Зилова охота - единственный момент жизни духа. Это возможность оторваться от повседневности, быта, суеты, лени, вранья, которые преодолеть он не в силах самостоятельно. Это мир идеальной мечты, высокой и не скомпрометированной нигде. В этом мире его бедной, скверной, изолгавшейся душе хорошо, она распрямляется и оживает, объединяясь в светлую и единую гармонию со всем живым.

Вампилов так строит действие пьесы, что проводником Зилова, его неизменным спутником в этот мир является Официант. Его фигура лишает смысла, высокой поэзии, чистоты утопию Зилова.

"Герои своего времени"

Интересующее нас произведение рассказывает о ценностях поколения "оттепели", вернее, об их распаде. Проведем анализ пьесы Вампилова "Утиная охота" с точки зрения персонажей. Трагикомическое существование героев произведения - Саяпиных, Гали, Кушака, Кузакова, Веры - говорит о неуверенности их в себе и зыбкости окружающей реальности, казалось бы, определенной обществом навсегда. В системе персонажей нет деления на положительных и отрицательных. Есть Дима, уверенный в себе, Зилов, страдающий от несправедливости жизни, вызывающая Вера и Кушак, пребывающий в вечном страхе. Есть люди несчастные, жизнь которых почему-то не сложилась.

Проводя анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова, следует учитывать личность автора. Вампилов - последний романтик отечественной драматургии советского периода. Он сформировался как личность во второй половине 50-х годов. В это время цели, лозунги, идеалы, стремления общества, сами по себе вполне гуманные, казалось, начнут вот-вот соединяться с жизнью реальной, обретут в ней смысл и вес. Вампилов работал тогда, когда в обществе начались процессы размежевания ценностей, провозглашаемых повсюду, и реальной жизни. Страшное заключалось не в том, что смысл идеалов уничтожался таким образом, а в том, что был уничтожен смысл нравственности как таковой. Вампилов был сыном времени, породившего его. Он жаждал знать, куда человеку идти, чем он жив, как следует жить. Ему нужно было дать ответы на эти вопросы себе самому, и он первым из драматургов увидел, что жизнь подошла к последней черте. А за ней вопросы эти не имеют уже привычного ответа.

Вампилов - мастер открытых финалов. Анализ пьесы Вампилова "Утиная охота" показывает, что это произведение также заканчивается неоднозначно. Мы так и не узнаем, смеется или плачет главный герой в последней сцене.

Правда времени

Мы привыкли употреблять выражение "правда характера", подразумевая под ним то, что писатель не сфальшивил ни в чем, ничего не утаил, изобразил определенный социальный тип, сложившийся в действительности. Читая пьесу, которую создал ("Утиная охота"), анализируя ее, можно почуствовать жалость к человеку, "правда" которого оказалась слишком беззащитна. Как правило, разговоры о нравственности бывают скучны. Автор произведения скучным быть не умел. Все его пьесы, включая "Утиную охоту", характеризуются напряженностью главного героя. Произведение заставляет нас задуматься о самой жизни, а не только об искусстве и литературе. Автор хотел понять основные законы, называемые правдой времени. Отметим еще одну мысль, завершая анализ. "Утиная охота" (Вампилов) - произведение, которое породил ритм времени. Он живет внутри, а не вне каждого из нас, поэтому появление "героев своего времени" закономерно.

На этом закончим анализ пьесы Вампилова "Утиная охота". Короткое произведение - а столько смысла! Говорить об этой пьесе можно довольно долго, открывая все новые и новые ее особенности.

Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встает, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идет дождь. Зилов пьет пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание. Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает с официантом Димой, с которым они вместе собирались на охоту, и чрезвычайно удивлен, что Дима его спрашивает, поедет ли он. Зилова интересуют подробности вчерашнего скандала, который он учинил в кафе, но о котором сам помнит весьма смутно. Особенно его волнует, кто же вчера съездил ему по физиономии.

Едва он кладет трубку, как в дверь раздается стук. Входит мальчик с большим траурным венком, на котором написано: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Зилов раздосадован столь мрачной шуткой. Он садится на тахту и начинает представлять себе, как бы все могло быть, если бы он действительно умер. Потом перед его глазами проходит жизнь последних дней.

Воспоминание первое. В кафе «Незабудка», излюбленном месте времяпрепровождения Зилова, он с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие - он получил новую квартиру. Неожиданно появляется его любовница Вера. Зилов просит Веру не афишировать их отношения, усаживает всех за стол, и официант Дима приносит заказанное вино и шашлыки. Зилов напоминает Кушаку, что на вечер назначено празднование новоселья, и тот, несколько кокетничая, соглашается. Вынужден Зилов пригласить и Веру, которой этого очень хочется. Начальнику, только что проводившему законную супругу на юг, он представляет её как одноклассницу, и Вера своим весьма раскованным поведением внушает Кушаку определенные надежды.

Вечером друзья Зилова собираются к нему на новоселье. В ожидании гостей Галина, жена Зилова, мечтает, чтобы между ней и мужем все стало как в самом начале, когда они любили друг друга. Среди принесенных подарков - предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ и несколько деревянных птиц, используемых на утиной охоте для подсадки. Утиная охота - самая большая страсть Зилова (кроме женщин), хотя пока ему не удалось до сих пор убить ни одной утки. Как говорит Галина, главное для него - сборы да разговоры. Но Зилов не обращает внимания на насмешки.

Воспоминание второе. На работе Зилов с Саяпиным должны срочно подготовить информацию о модернизации производства, поточном методе и т. п. Зилов предлагает представить как уже осуществленный проект модернизации на фарфоровом заводе. Они долго бросают монету, делать - не делать. И хотя Саяпин опасается разоблачения, тем не менее они готовят эту «липу». Здесь же Зилов читает письмо от старика отца, живущего в другом городе, с которым он не виделся четыре года. Тот пишет, что болен, и зовет повидаться, но Зилов относится к этому равнодушно. Он не верит отцу, да и времени у него все равно нет, так как в отпуск он собирается на утиную охоту. Пропустить её он не может и не хочет. Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина, спутавшая их контору с редакцией газеты. Зилов разыгрывает её, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник. У Зилова завязывается с Ириной роман.

Воспоминание третье. Зилов возвращается под утро домой. Галина не спит. Он сетует на обилие работы, на то, что его так неожиданно послали в командировку. Но жена прямо говорит, что не верит ему, потому что вчера вечером соседка видела его в городе. Зилов пытается протестовать, обвиняя жену в чрезмерной подозрительности, однако на нее это не действует. Она долго терпела и больше не хочет выносить зиловского вранья. Она сообщает ему, что была у врача и сделала аборт. Зилов изображает возмущение: почему она не посоветовалась с ним?! Он пытается как-то смягчить её, вспоминая один из вечеров шесть лет назад, когда они впервые стали близки. Галина сначала протестует, но затем постепенно поддается очарованию воспоминания - до момента, когда Зилов не может припомнить каких-то очень важных для нее слов. В конце концов она опускается на стул и плачет. Воспоминание следующее. Под конец рабочего дня в комнате Зилова и Саяпина появляется разгневанный Кушак и требует от них объяснения по поводу брошюры с информацией о реконструкции на фарфоровом заводе. Выгораживая Саяпина, который должен вот-вот получить квартиру, Зилов берет на себя всю ответственность. Только внезапно появившейся жене Саяпина удается погасить бурю, уведя простодушного Кушака на футбол. В этот момент Зилову приходит телеграмма о смерти отца. Он решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны. Галина хочет ехать вместе с ним, но он отказывается. Перед отъездом он заходит в «Незабудку», чтобы выпить. Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной. Свидетельницей их встречи случайно становится Галина, которая принесла Зилову плащ и портфель для поездки. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат. Он заказывает ужин, откладывая отлет на завтра.

Воспоминание следующее. Галина собирается к родственникам в другой город. Как только она уходит, он звонит Ирине и зовет её к себе. Неожиданно возвращается Галина и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать её, но Галина запирает его на ключ. Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все свое красноречие, пытаясь убедить жену, что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на охоту. Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина, которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней.

Воспоминание последнее. В ожидании друзей, приглашенных по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты, Зилов выпивает в «Незабудке». К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости. С каждой минутой он расходится все больше, его несет, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят. Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму лакеем, и тот бьет его по лицу. Зилов падает под стол и «отключается». Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой.

Припомнив все, Зилов и в самом деле вдруг загорается мыслью покончить жизнь самоубийством. Он уже не играет. Он пишет записку, заряжает ружье, разувается и большим пальцем ноги нащупывает курок. В этот момент раздается телефонный звонок. Затем незаметно появляются Саяпин и Кузаков, которые видят приготовления Зилова, набрасываются на него и отнимают ружье. Зилов гонит их. Он кричит, что никому не верит, но они отказываются оставить его одного. В конце концов Зилову удается их выдворить, он ходит с ружьем по комнате, потом бросается на постель и то ли смеется, то ли рыдает. Через две минуты он встает и набирает номер телефона Димы. Он готов ехать на охоту.

Ранняя смерть автора, пусть и трагическая, заставляет читателей, можно даже уже сказать, не одно поколение любителей литературы, как-то по-особенному относится к произведениям, чьи создатели ушли слишком рано. Как ни прискорбно, но входит в их число и А.В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание) - тема настоящей статьи.

Похоронный венок. Действие первое. Картина первая

У людей обычно все заканчивается венком, а у Зилова с него все началось. Главный герой пьесы просыпается от телефонного звонка с жуткой головной болью. Зилов берет трубку, но в ней молчание, на том конце обрывают связь.

Он с трудом поднимается с кровати, трогает челюсть (она у него болит), идет на кухню, достает пиво из холодильника, возвращается обратно в зал и начинает делать зарядку, не выпуская из рук бутылку. Раздается еще один звонок, но история повторяется в точности: на том конце провода снова не желают говорить.

Зилов допивает пиво и набирает номер уже сам. Оказывается, что он звонит своему однокласснику Диме, который сейчас работает официантом в кафе «Незабудка». В последнем обычно очень любит бывать Зилов. Дмитрий удивлен, что ему звонит Витя (так зовут главного героя), так как из их разговора становится ясно: по слухам, Зилов умер. Герой смеется и говорит, что жив и здоров. А также он сообщает однокласснику о твердом намерении сходить на утиную охоту с ним. Также из этого же разговора Зилов узнает: вчера был страшнейший скандал в кафе. Он, не упуская момента, спрашивает: «А по лицу меня никто не бил? Очень челюсть болит». На что получает отрицательный ответ. На этом разговор заканчивается, его прерывает стук во входную дверь.

Прибыл мальчик с похоронным венком, который он передает непосредственно Зилову. Но что интереснее, именно главному герою пьесы он и посвящен. В процессе, с одной стороны, достаточно потешного, с другой стороны, немного странного и страшного диалога с мальчиком молодому человеку (а Зилову около 30 лет) выяснить ничего не удается толком.

Вот так захватывающе начинает произведение А. В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание представлено в статье) - очень интригующая пьеса.

Он прощается с мальчиком и сначала представляет (фантазирует), как убивались бы по нему жена (Галина), «новая невеста» (Ирина), друзья, если бы смерть была подлинной, а затем он припоминает события последних дней.

Кафе «Незабудка»

Во время обеденного перерыва Зилов и Саяпин решили подзаправиться вином, нельзя сказать, что у них это было привычкой - пьянствовать во время паузы в работе, просто в этот раз был повод - Зилов получил квартиру. Друзья решили «размяться красненьким» в преддверии основного действа - вечернего праздника по случаю новоселья.

На «разминку» они пригласили и своего шефа - Вадима Андреевича Кушака. Но раньше него пришла Вера - любовница Зилова. Виктор сказал, что их шеф - человек высоких моральных устоев и никаких таких неуставных отношений не приемлет, поэтому лучше ей прикинуться одноклассницей. Девушка, словесно играя и дразня Зилова, соглашается.

Вера не меняет фривольной манеры поведения, чем привлекает Кушака и одаривает его невольно определенными надеждами. А Кушак недавно (очень кстати) проводил жену на юг и теперь временно свободен.

Даже опираясь лишь на краткое содержание пьесы Вампилова «Утиная охота», можно сказать, что чрезвычайно приятное для чтения.

Зилов не хотел бы сталкивать в одном помещении (пусть и новой квартире) жену и любовницу, но ничего не поделаешь, приходится ему пригласить на новоселье и Веру тоже, дабы в определенном смысле оправдать надежды шефа.

Новоселье

Сцена новоселья запоминается прежде всего тем, что там все пьют, как в романах Ремарка, т.е. много и со вкусом. Также в ней появляются новые персонажи: жена Саяпина - Валерия, еще один товарищ Зилова - Кузаков. Он дарит молодым супругам на праздник Все смеются, всем весело. Вера принесла с собой мягкого плюшевого кота. А Саяпин и его жена подарили Зилову снаряжение для охоты: деревянных уток, патронташ, нож, чем очень уважили хозяина дома, ибо он очень любит такой вид досуга.

Также первая картина первого действия запоминается неумелыми и в то же время развязными попытками шефа - Вадима Андреевича - соблазнить любовницу Зилова Веру.

Первая картина заканчивается разговором между Зиловым и его женой, предмет которого - ребенок. Она хочет, а он не хочет. В конце разговора прибегает расстроенный Вадим Андреич и говорит, что упустил Веру в самом прямом, физическом смысле: она скрылась из поля его зрения.

Начинается свое повествование довольно благостно Вампилов. «Утиная охота», краткое содержание которой здесь представлено, хранит в себе какую-то тайну и интригу, которые смутно угадываются читателем.

Венок продолжает будить воспоминания. Действие первое, картина вторая

Здесь важно то, что Зилов и Саяпин сидят на работе. Им нужно сдавать отчет, но у них нет ничего. Работают они в каком-то центральном бюро технической информации. Зилов предлагает Саяпину «втереть очки» начальству и написать отчет "от балды", но тот долго мнется и не решается. Зилов предлагает кинуть монетку, товарищи бросают, она как-то падает, но они пока не знают решения судьбы, потому что в тот самый момент, когда монета приземляется, к ним в кабинет входит девушка Ирина 18-ти лет. Она хочет напечатать объявление. Девушка полагает, что попала в редакцию газеты или журнала. Зилов сразу делает стойку, как охотничий пес, и пытается расположить девушку к себе. Потом к ним входит Кушак и все портит. Он спрашивает про отчет и говорит девушке, что здесь ей не редакция, она, обиженная, уходит. Зилов выскакивает за ней и, судя по всему, успевает условиться о встрече. Этому герою придал черты настоящего бабника Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание не может вместить всех деталей) от этого только выигрывает.

Картина же завершается звонком Галины на работу мужу и новостью о том, что она беременна. Зилов не очень-то рад этому известию, поэтому жена бросает трубку. Воспоминание заканчивается. Зилов снова в своем комнате. Их двое - он и венок.

Ранний приход Зилова домой. Воспоминания о «молодости» Виктора и Галины. Действие второе. Картина вторая

Слово «молодость» взято в кавычки, потому что героям на момент истории 29 и 26 лет соответственно. Ни о какой старости речи быть не может.

Зилов все там же - в своей новой квартире. Сначала он звонит в метеоцентр, пытается что-то выяснить насчет погоды (идет дождь, а должно быть малооблачно), потом решает просто поговорить с голосом на том конце провода. Ему отказывают. Он кладет трубку и начинает вспоминать.

Зилов приходит домой утром рано и обнаруживает, что жена уснула за столом над тетрадями (она школьный учитель). Приход супруга ее будит. Зилов начинает врать, что был в командировке, но жена пресекает поток лжи и говорит, что вчера его видели в гастрономе, а значит, он никуда не ездил.

Тут он пускается в стандартные объяснения всех неверных мужей, которых поймали: мол, надо верить мне, а не другим людям, у нас же даже будет ребенок. Галина говорит, что никакого ребенка уже не будет. Она была в больнице и сделала аборт. Зилов притворно возмущается, грозится, что в следующий раз она и шага без его слова не сделает. Галина говорит: «Не надо спектакля, все кончено между нами».

Зилов, дабы спасти положение, пытается воссоздать самое начало их отношений. Галя и Витя должны снова «сыграть в любовь». Сначала все идет хорошо, потом выясняется, что Зилов плохо помнит то, что было 6 лет назад. Плюнув на все, он старается принудить жену к близости, но та вырывается и плачет.

Воспоминание заканчивается. Зилов лежит на тахте.

Малопривлекательным персонажем создал Зилова Вампилов («Утиная охота»). Краткое содержание по главам истории оставляет именно такое ощущение. Хотя, разумеется, в пьесе-то нет глав, здесь только действия и картины, но у самого повествования есть опорные точки. Их условно и можно назвать главами. Тем не менее, все равно кажется, что Зилов скрывает в себе какую-то личную трагедию и грусть, что и выражается в его хаотичном поведении.

Очевидность одиночества героя

Когда Зилов вновь оказывается в унылом и дождливом настоящем (хотя нельзя сказать, что прошлое его искрит радостью), он звонит Диме в «Незабудку» и говорит ему, что остался совершенно один и что официант для него единственный друг. Зилов вдруг понял, что он покинут всеми.

Разговор ненадолго отвлекает обладателя новой квартиры, но потом он снова плывет по волнам своей памяти.

Смерть отца героя и очевидность неверности Зилова

Следующее воспоминание касается всего и сразу: и работы, и семьи Виктора. Сидят они с Саяпиным. К ним заявляется Кузак и трясет у них перед лицами тем, чем работники решили шефу «втереть очки» (отчетом о липовом фарфоровом заводе). Вадим Андреич все больше разоряется. Зилов берет всю вину на себя, а Саяпин открещивается от этого отчета, мол, подписал не глядя и баста. Кузак грозит Зилову увольнением, а тому все равно.

Потом появляется жена Саяпина, она пытается смягчить ситуацию и уводит шефа на футбол. Зилов и Саяпин остаются в конторе. Друг и сослуживец Вити оправдывается за то, что свалил всю вину на него. Зилов не слушает. В это время приходит телеграмма и герой узнает о смерти отца. Он быстро собирается и покидает контору. Предварительно Зилов, конечно, позвонил Галине и рассказал ей грустную новость. Они договорились встретиться в «Незабудке», ибо Виктору надо выпить, прежде чем ехать на похороны.

В кафе между супругами снова случается сцена: Галина говорит, что между ними все кончено и рассказывает о письмах давнего своего поклонника. Виктор свирепеет, хотя уже назначил свидание Ирине сегодня в этом заведении чуть позже. Потом они мирятся, затем Галина уходит. В кафе входит Ирина. Зилов сознается, что он женат и у него умер отец, поэтому ближайшую неделю они не увидятся. За этим объяснением молодых людей застает жена Зилова (она принесла мужу плащ и портфель в дорогу). Ни говоря не слова, супруга героя выходит из заведения.

Зилов решает ехать завтра. Воспоминание заканчивается. Зилов снова в своей квартире.

Разговор с женой. Картина третья того же действия

Зилов звонит Ирине в общежитие - она выехала, потом звонит в институт, и ему говорят, что она уехала. Но главное происходит не в квартире героя, а в его голове. Следующее воспоминание на подходе.

Галина уезжает к родственникам и укладывает вещи. Зилов в другой комнате собирает приспособления для охоты. Потом говорит, что вернется через месяц. Зилов звонит тут же Ирине и приглашает ее в гости.

Неожиданно Галина возвращается и признается, что уезжает она не к родственникам и не на месяц, а к «былой любви» и навсегда. Тут Зилов приходит в ярость, обзывает ее последними словами. Гонится за ней, но она успевает запереть его в комнате. Он падает в пучину сладостного для русского человека саморазоблачения, говорит, что никого кроме Гали у него нет и что кроме нее ему никто не нужен. Он обещает ей «златые горы и реки полные вина», но, оказывается, представление было не для Гали, которая давно покинула квартиру и даже отперла дверь комнаты Зилова, а для Иры. Она-то и освободила его.

Моральный распад Зилова достигает апогея. Действие последнее

В пьесе между делом сказано, что главный герой - плохой стрелок, но зато обличитель и бузотер он первоклассный! В начале действия читатель видит, что Зилов собрался на охоту, и в полном обмундировании он вспоминает своего последнее хамское поведение.

Оказывается, вчера был праздник, на котором он собрал всех своих друзей и «новую невесту» - Ирину. На нем Зилов стал выпаливать правду во все стороны без разбора. Закончилось тем, что он напился до бесчувствия, официант «засветил» ему по челюсти, а друзья ушли. Правда, через некоторое время они вернулись (их мужская часть) и вынесли его на руках. Тогда и зародилась идея послать ему венок и телеграммы, ибо он - все равно что покойник (мертвецки пьян).

Вот такая вот получилась летопись жизни Зилова до его пробуждения в начале первого действия. Блестящий мастер диалога - «Утиная охота» (краткое содержание, надеемся, дает это почувствовать хотя бы немного) - шедевр мировой драматургии.

Вспомнив все это, Виктор решает довести дело до конца и совершить самоубийство. Предварительно он звонит друзьям и приглашает их на поминки прямо сейчас и сообщает, что на охоту он не едет.

Он сам подготавливает все для самоубийства и даже пишет предсмертную записку. Все как положено. Друзья успевают его спасти. Затем, после долгих пререканий, оставляют его одного. Зилов падает на тахту и некоторое время сотрясается всем телом. Плачет он или смеется - понять нельзя. В это время периодически звонит телефон. Герой засыпает в этом же положении, потом просыпается. Подходит к телефону, звонит Дмитрию и говорит, что он все-таки составит ему компанию на охоте.

О чем эта пьеса, если смотреть поверх или вглубь строк?

Мы рассмотрели пьесу, которую написал Вампилов, «Утиная охота» (краткое содержание). Анализ ее сводится к констатации того факта, что это сочинение о трагедии человеческого одиночества. Для Зилова было важно только одно: чтобы его понимали. Он не хотел ни любви, ни дружбы, он искал только глубинного, духовного соединения с другим человеком, а так как не находил его, то пытался заместить эту свою потребность грубостью и распутством.

Таким получился обзор пьесы, которую миру подарил А.В. Вампилов. «Утиная охота» (краткое содержание по действиям и явлениям) была нами разобрана подробно, может быть, даже слишком детально для краткого пересказа.

Александр Валентинович Вампилов

«Утиная охота»

Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встаёт, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идёт дождь. Зилов пьёт пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание. Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает с официантом Димой, с которым они вместе собирались на охоту, и чрезвычайно удивлён, что Дима его спрашивает, поедет ли он. Зилова интересуют подробности вчерашнего скандала, который он учинил в кафе, но о котором сам помнит весьма смутно. Особенно его волнует, кто же вчера съездил ему по физиономии.

Едва он кладёт трубку, как в дверь раздаётся стук. Входит мальчик с большим траурным венком, на котором написано: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Зилов раздосадован столь мрачной шуткой. Он садится на тахту и начинает представлять себе, как бы все могло быть, если бы он действительно умер. Потом перед его глазами проходит жизнь последних дней.

Воспоминание первое. В кафе «Незабудка», излюбленном месте времяпрепровождения Зилова, он с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие — он получил новую квартиру. Неожиданно появляется его любовница Вера. Зилов просит Веру не афишировать их отношения, усаживает всех за стол, и официант Дима приносит заказанное вино и шашлыки. Зилов напоминает Кушаку, что на вечер назначено празднование новоселья, и тот, несколько кокетничая, соглашается. Вынужден Зилов пригласить и Веру, которой этого очень хочется. Начальнику, только что проводившему законную супругу на юг, он представляет её как одноклассницу, и Вера своим весьма раскованным поведением внушает Кушаку определённые надежды.

Вечером друзья Зилова собираются к нему на новоселье. В ожидании гостей Галина, жена Зилова, мечтает, чтобы между ней и мужем все стало как в самом начале, когда они любили друг друга. Среди принесённых подарков — предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ и несколько деревянных птиц, используемых на утиной охоте для подсадки. Утиная охота — самая большая страсть Зилова (кроме женщин), хотя пока ему не удалось до сих пор убить ни одной утки. Как говорит Галина, главное для него — сборы да разговоры. Но Зилов не обращает внимания на насмешки.

Воспоминание второе. На работе Зилов с Саяпиным должны срочно подготовить информацию о модернизации производства, поточном методе и т. п. Зилов предлагает представить как уже осуществлённый проект модернизации на фарфоровом заводе. Они долго бросают монету, делать — не делать. И хотя Саяпин опасается разоблачения, тем не менее они готовят эту «липу». Здесь же Зилов читает письмо от старика отца, живущего в другом городе, с которым он не виделся четыре года. Тот пишет, что болен, и зовёт повидаться, но Зилов относится к этому равнодушно. Он не верит отцу, да и времени у него все равно нет, так как в отпуск он собирается на утиную охоту. Пропустить её он не может и не хочет. Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина, спутавшая их контору с редакцией газеты. Зилов разыгрывает её, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник. У Зилова завязывается с Ириной роман.

Воспоминание третье. Зилов возвращается под утро домой. Галина не спит. Он сетует на обилие работы, на то, что его так неожиданно послали в командировку. Но жена прямо говорит, что не верит ему, потому что вчера вечером соседка видела его в городе. Зилов пытается протестовать, обвиняя жену в чрезмерной подозрительности, однако на неё это не действует. Она долго терпела и больше не хочет выносить зиловского вранья. Она сообщает ему, что была у врача и сделала аборт. Зилов изображает возмущение: почему она не посоветовалась с ним?! Он пытается как-то смягчить её, вспоминая один из вечеров шесть лет назад, когда они впервые стали близки. Галина сначала протестует, но затем постепенно поддаётся очарованию воспоминания — до момента, когда Зилов не может припомнить каких-то очень важных для неё слов. В конце концов она опускается на стул и плачет. Воспоминание следующее. Под конец рабочего дня в комнате Зилова и Саяпина появляется разгневанный Кушак и требует от них объяснения по поводу брошюры с информацией о реконструкции на фарфоровом заводе. Выгораживая Саяпина, который должен вот-вот получить квартиру, Зилов берет на себя всю ответственность. Только внезапно появившейся жене Саяпина удаётся погасить бурю, уведя простодушного Кушака на футбол. В этот момент Зилову приходит телеграмма о смерти отца. Он решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны. Галина хочет ехать вместе с ним, но он отказывается. Перед отъездом он заходит в «Незабудку», чтобы выпить. Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной. Свидетельницей их встречи случайно становится Галина, которая принесла Зилову плащ и портфель для поездки. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат. Он заказывает ужин, откладывая отлёт на завтра.

Воспоминание следующее. Галина собирается к родственникам в другой город. Как только она уходит, он звонит Ирине и зовёт её к себе. Неожиданно возвращается Галина и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать её, но Галина запирает его на ключ. Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все своё красноречие, пытаясь убедить жену, что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на охоту. Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина, которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней.

Воспоминание последнее. В ожидании друзей, приглашённых по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты, Зилов выпивает в «Незабудке». К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости. С каждой минутой он расходится все больше, его несёт, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят. Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму лакеем, и тот бьёт его по лицу. Зилов падает под стол и «отключается». Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой.

Припомнив все, Зилов и в самом деле вдруг загорается мыслью покончить жизнь самоубийством. Он уже не играет. Он пишет записку, заряжает ружье, разувается и большим пальцем ноги нащупывает курок. В этот момент раздаётся телефонный звонок. Затем незаметно появляются Саяпин и Кузаков, которые видят приготовления Зилова, набрасываются на него и отнимают ружье. Зилов гонит их. Он кричит, что никому не верит, но они отказываются оставить его одного. В конце концов Зилову удаётся их выдворить, он ходит с ружьём по комнате, потом бросается на постель и то ли смеётся, то ли рыдает. Через две минуты он встаёт и набирает номер телефона Димы. Он готов ехать на охоту.

События происходят в одном из провинциальных городков. Виктор Александрович Зилов, был разбужен телефонным звонком. Он поднял трубку, но в ответ услышал молчание. После этого раздался ещё один звонок, и опять молчание. Зилов так и не поняв, кто звонил, набирает номер официанта Диму. Он спросил его, поедет ли последний на охоту. Зилов, интересуется подробностями учинённого им вчерашнего скандала, который смутно помнил. Его интересует, кто вчера съездил ему по лицу.

И только он положил трубку, как в дверь позвонили. Когда он открыл, увидел траурный венок, предназначающийся ему. Зилов удивился такой злой шутке, а потом подумал, как бы вели его друзья, если бы он действительно умер. И здесь на него нахлынули воспоминания.

Он вспомнил, как в кафе "Незабудка" во время обеденного перерыва, встретил своего начальника Кушакова. Здесь он решил пригласить Кушакова на праздник по случаю получения новой квартиры. Тот соглашается. Вдруг появляется любовница Зилова, Вера. Он представляет Веру как свою одноклассницу. Та в свою очередь, раскованным поведением даёт Кушакову определённые надежды.

На работе у Зилова с коллегой Саяпиным появился срочный заказ на подготовку информации о модернизации производства. Зилов предложил подготовить уже готовый проект о модернизации на фарфоровом заводе. Они долго не решались, готовить или нет эту липу, и в этот момент зашла незнакомка, которую звали Ира. Она ошиблась кабинетом. Ей необходим был офис журналистики. Зилов стал разыгрывать Иру и представился журналистом. Но здесь их разоблачил вошедший начальник. У Зилова с Ириной завязывается роман.

Утром, вернувшись домой, Зилов пытается оправдаться перед своей женой Галиной. Но она не верит ему, обвиняя в измене. Кроме того, Галина сказала, что сделала аборт. Зилов возмущается и старается смягчить гнев Галины, вспоминая то время, когда они в первый раз стали близки. Жена начинает забывать об обиде и садится на стул плача.

На следующий день начальник Зилова возмущается по поводу подготовленного проекта. Он видит в нём подлог. Зилов, пытаясь выгородить Саяпина, берёт всю вину на себя. Неизвестно, что было бы дальше, но в этот момент в кабинет вошла жена Кушакова и забрала его, успокаивая по дороге. В этот же день Зилов получает телеграмму о смерти отца. Галина хочет поехать с ним на похороны, но он отговаривает жену от поездки. Перед отлётом, Зилов заходит в кафе, где у него назначена встреча с Ирой. Внезапно появившаяся жена, застаёт их вместе, и Зилову приходится признаться, что он женат.

Зилов вспомнил, как накануне, во время празднования новоселья, он напился и стал ругать своих гостей. Все, включая разъяренную Ирину, уходят из кафе, а Зилов начинает обзывать официанта.

После этого появились Кушаков с Саяпиным, которые отвели его домой. Вспомнив прошлый вечер, Зилов хочет покончить жизнь самоубийством, но здесь внезапно оказываются Кушаков с Саяпиным и предотвращают страшное действие.

Анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова

Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встает, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идет дождь. Зилов пьет пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание. Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает с официантом Димой, с которым они вместе собирались на охоту, и чрезвычайно удивлен, что Дима его спрашивает, поедет ли он. Зилова интересуют подробности вчерашнего скандала, который он учинил в кафе, но о котором сам помнит весьма смутно. Особенно его волнует, кто же вчера съездил ему по физиономии. Едва он кладет трубку, как в дверь раздается стук. Входит мальчик с большим траурным венком, на котором написано: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Зилов раздосадован столь мрачной шуткой. Он садится на тахту и начинает представлять себе, как бы все могло быть, если бы он действительно умер. Потом перед его глазами проходит жизнь последних дней. Воспоминание первое. В кафе «Незабудка», излюбленном месте времяпрепровождения Зилова, он с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие - он получил новую квартиру. Неожиданно появляется его любовница Вера. Зилов просит Веру не афишировать их отношения, усаживает всех за стол, и официант Дима приносит заказанное вино и шашлыки. Зилов напоминает Кушаку, что на вечер назначено празднование новоселья, и тот, несколько кокетничая, соглашается. Вынужден Зилов пригласить и Веру, которой этого очень хочется. Начальнику, только что проводившему законную супругу на юг, он представляет её как одноклассницу, и Вера своим весьма раскованным поведением внушает Кушаку определенные надежды. Вечером друзья Зилова собираются к нему на новоселье. В ожидании гостей Галина, жена Зилова, мечтает, чтобы между ней и мужем все стало как в самом начале, когда они любили друг друга. Среди принесенных подарков - предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ и несколько деревянных птиц, используемых на утиной охоте для подсадки. Утиная охота - самая большая страсть Зилова (кроме женщин), хотя пока ему не удалось до сих пор убить ни одной утки. Как говорит Галина, главное для него - сборы да разговоры. Но Зилов не обращает внимания на насмешки. Воспоминание второе. На работе Зилов с Саяпиным должны срочно подготовить информацию о модернизации производства, поточном методе и т. п. Зилов предлагает представить как уже осуществленный проект модернизации на фарфоровом заводе. Они долго бросают монету, делать - не делать. И хотя Саяпин опасается разоблачения, тем не менее они готовят эту «липу». Здесь же Зилов читает письмо от старика отца, живущего в другом городе, с которым он не виделся четыре года. Тот пишет, что болен, и зовет повидаться, но Зилов относится к этому равнодушно. Он не верит отцу, да и времени у него все равно нет, так как в отпуск он собирается на утиную охоту. Пропустить её он не может и не хочет. Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина, спутавшая их контору с редакцией газеты. Зилов разыгрывает её, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник. У Зилова завязывается с Ириной роман. Воспоминание третье. Зилов возвращается под утро домой. Галина не спит. Он сетует на обилие работы, на то, что его так неожиданно послали в командировку. Но жена прямо говорит, что не верит ему, потому что вчера вечером соседка видела его в городе. Зилов пытается протестовать, обвиняя жену в чрезмерной подозрительности, однако на нее это не действует. Она долго терпела и больше не хочет выносить зиловского вранья. Она сообщает ему, что была у врача и сделала аборт. Зилов изображает возмущение: почему она не посоветовалась с ним?! Он пытается как-то смягчить её, вспоминая один из вечеров шесть лет назад, когда они впервые стали близки. Галина сначала протестует, но затем постепенно поддается очарованию воспоминания - до момента, когда Зилов не может припомнить каких-то очень важных для нее слов. В конце концов она опускается на стул и плачет. Воспоминание следующее. Под конец рабочего дня в комнате Зилова и Саяпина появляется разгневанный Кушак и требует от них объяснения по поводу брошюры с информацией о реконструкции на фарфоровом заводе. Выгораживая Саяпина, который должен вот-вот получить квартиру, Зилов берет на себя всю ответственность. Только внезапно появившейся жене Саяпина удается погасить бурю, уведя простодушного Кушака на футбол. В этот момент Зилову приходит телеграмма о смерти отца. Он решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны. Галина хочет ехать вместе с ним, но он отказывается. Перед отъездом он заходит в «Незабудку», чтобы выпить. Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной. Свидетельницей их встречи случайно становится Галина, которая принесла Зилову плащ и портфель для поездки. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат. Он заказывает ужин, откладывая отлет на завтра. Воспоминание следующее. Галина собирается к родственникам в другой город. Как только она уходит, он звонит Ирине и зовет её к себе. Неожиданно возвращается Галина и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать её, но Галина запирает его на ключ. Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все свое красноречие, пытаясь убедить жену, что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на охоту. Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина, которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней. Воспоминание последнее. В ожидании друзей, приглашенных по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты, Зилов выпивает в «Незабудке». К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости. С каждой минутой он расходится все больше, его несет, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят. Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму лакеем, и тот бьет его по лицу. Зилов падает под стол и «отключается». Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой. Припомнив все, Зилов и в самом деле вдруг загорается мыслью покончить жизнь самоубийством. Он уже не играет. Он пишет записку, заряжает ружье, разувается и большим пальцем ноги нащупывает курок. В этот момент раздается телефонный звонок. Затем незаметно появляются Саяпин и Кузаков, которые видят приготовления Зилова, набрасываются на него и отнимают ружье. Зилов гонит их. Он кричит, что никому не верит, но они отказываются оставить его одного. В конце концов Зилову удается их выдворить, он ходит с ружьем по комнате, потом бросается на постель и то ли смеется, то ли рыдает. Через две минуты он встает и набирает номер телефона Димы. Он готов ехать на охоту.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний