Голубка дней моих суровых старушка дряхлая моя. Анализ стихотворения А.С
Когда к истории хотим мы прикоснуться,
Иль в мир прекрасный охота окунуться
В музей идем, по залам ходим,
И для себя мы много интересного
находим.
КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
с детьми подготовительной группы
Цели:
Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;
материальной и духовной культуры нашего города;
Познакомить детей с жизнью наших предков;
Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить
и приумножать его историю.
Предварительная работа:
Знакомство детей с историей возникновения города Новохоперска;
Знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т.п.)
Ход экскурсии
Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).
Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.
Город Новохопёрск ведет свое летописание с середины 17 века, когда в Прихопёрье были образованы казачьи городки: Пристанский, Беляевский, Григорьевский. Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина в городке Пристанский сосредоточился повстанческий отряд разинского атамана Никифора Чертка. С осени 1695 до весны 1696 года на территории Воронежского края по указу царя Петра 1 было основано несколько судостроительных верфей первой в России Азовской военной флотилии, это положило начало созданию русского военно-морского флота. Одна из судоверфей располагалась на реке Хопер Пристанского городка.
В 1710 году по указу Петра 1 на месте Пристанского городка основывается военная крепость. С этого времени начинается летоисчисление города Новохопёрска.
С 1779 года город Новохопёрск становится уездным центром. На гербе изображалась река в зеленом поле с надписью "Новый Хопёр". В период с конца 18 до середины 19 века город жил тихой размеренной жизнью, типичной для России этого периода. В период крымских войн в Новохопёрске был сформирован Хопёрский казачий полк, отличившийся в боях с турецкими войсками на Балканах. Последние десятилетия 19 века - годы интенсивного строительства и обновления города Новохопёрска. Развивается судоходство по реке Хопёр, увеличивается грузооборот по перевозу пшеницы, спирта, леса, расширяется хлебная торговля, открываются конторы по скупке хлеба. В 1866 году из Михайловской станицы в Новохопёрск была переведена Богоявленская ярмарка. Воздвигались православные храмы, строились промышленные предприятия, образовательные и медицинские учреждения. Воскресенский собор воздвигнутый в 1861 году, построен на средства купца В М. Степанова по типу проектов церквей архитектора К. Тона. действует и поныне.
В 1895 год - была проложена железная дорога Валуйки - Поворино, прошедшая через Новохопёрск. 20 век принес с собой огромные изменения в жизни России. Революции 1905, 1917 годов, первая и вторая мировые войны прошли кровавыми тропами по истории Новохопёрского края, но именно эти годы стали и знаменательными В разное время с 1900 по 1920 годы Новохопёрский край посетили известные люди: художник С.Петров-Водкин, композитор С.В Рахманинов, писатели Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, им здесь был собран материал для романа "Чевенгур".
открывается мемориал-комплекс посвященный 30-летию Победы, Аллея Героев к 55-летию Победы. Начиная с середины 20 века район и город развиваются и расширяются.
На территории района действуют ряд предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Один из крупнейших в России Елань-Коленовский сахарный завод, завод растительных масел, молокоперерабатывающий завод, два спиртовых завода, консервный и ремонтно-механический заводы. Продукция предприятий нашла своих потребителей, высоко оценена на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время на территории района проживают более 50 тысяч человек. Природа Прихопёрья славится своей первозданностью. Реки края Хопер, Савала, Елань, Татарка признаны экологически чистыми в России. Хопёрский государственный заповедник славится своей уникальной флорой и фауной далеко за пределами России. Гостям края предоставляется прекрасная возможность: полюбоваться чудесными пейзажами, увидеть красоту Прихопёрья, познакомиться с достопримечательностями края.
Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела
Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей ). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, место где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление- ухват.
У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам, воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .
А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А вот это ткацкий станок, на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти . Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки) , короба, головные уборы.
Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.
В годы Великой Отечественной войны более 8 тысяч новохопёрцев встали на защиту государства. 13 новохопёрцев стали Героями Советского Союза. В 1943 году в Новохопёрске формировалась отдельная чехословацкая бригада под командованием Людвига Свободы. В послевоенный период на территории Новохопёрского края открываются памятники и мемориальные доски основным историческим событиям, в 1924 году на ст. Новохопёрск устанавливается первый в области памятник В.И. Ленину отлитый на ремонтно-механическом заводе Новохопёрска, в городе создаются Советско-чехословацкий и краеведческий музей, Благодаря акции « Бессмертный полк» в музее появилась стена памяти с фотографиями солдат защищавших нашу Родину!
На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы, которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.
По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:
Как называется музей?
Что вы видели в музее?
Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.
ЭКСКУРСИЯ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Евтухова О.А.
Ольга Кремнева
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»
Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба »
в подготовительной группе
Программное содержание :
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа , с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Развить интерес к русскому фольклору , народным традициям.
Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)
Материалы и оборудование :
Предметы домашнего обихода
Пластилин, дощечки для лепки, стека
Интеграция с другими образовательными областями :
Коммуникация.
Художественная литература.
Художественное творчество.
Предварительная работа :
Чтение русских народных сказок .
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .
Разучивание хороводных песен, русских народных игр , танцев.
Звучит русская народная музыка .
Воспитатель : Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба » . Предметы, которые находятся в музее , называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель : Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами .
Воспитатель : Войдя в избу, что вы увидели?
Дети : Печь.
Воспитатель : Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание : она занимает почти пол - избы.
А для чего она нужна? (ответ детей) .
Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Давайте их проговорим :
«Без печи хата – не хата» .
«Когда в печи жарко – тогда и варко» .
«Что есть в печи – все на стол мечи» .
«Не красна изба углами , а красна пирогами»
Воспитатель : Молодцы.
О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница» . С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок) .
Воспитатель загадывает загадку :
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок.
Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей) .
В чугунке варили кашу, щи.
В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь) .
Вот какую загадку загадаю, послушайте :
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.
(Ухват) .
Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают) .
Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей) .
На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни , водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Воспитатель : поиграли, а теперь продолжим осмотр музея . Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную) . И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей) .
Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен) . И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка :
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено) .
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались : нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок ) .
Женская одежда была представлена такими атрибутами : сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа , были лапти.
Воспитатель : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее -избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало : красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара . Говорили так :
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем :
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.
Итог занятия : - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба » .
Вам понравилось? (Ответ детей) .
Что нового вы узнали? (Ответ детей) .
Используемая литература : Вахрушев А. А «здравствуй мир»
Публикации по теме:
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.
Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.
Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.
Музей археологии Москвы предлагает московским школьникам серию выездных лекций-демонстраций с возможностью прикоснуться к древней истории Москвы, не выходя из класса.
Выездная программа «Музей в школе»
Лекции-демонстрации
Традиции и быт средневековой Москвы (для 1 — 4 классов)
Лекция-демонстрация посвящена повседневной жизни в средневековой Москве. Школьники познакомятся с внутренним устройством дома и особенностями русского костюма. Для более глубокого погружения в историю двум детям примерят традиционную мужскую и женскую одежду. Также будет уделено внимание кушаньям, составляющим повседневное и праздничное меню средневекового москвича.
Что такое археология? (для 1 — 4 классов)
На лекции-демонстрации школьники познакомятся с основными археологическими понятиями, многообразием древних поселений и погребений, а также правилами организации их раскопок. Узнают о том, где и когда в нашей столице проводились и проводятся археологические исследования. Кроме того, у участников будет возможность подержать в руках подлинные находки и создать объёмную модель культурного слоя, поочерёдно насыпая в стеклянной банке прослойки песка, опилок, угля и бытового мусора.
Заруби себе на носу (для 1 — 4 классов)
На лекции-демонстрации ребята узнают о том, какие меры длины использовали средневековые москвичи, как зародился счёт, что такое абак и как им пользоваться. Помимо этого, школьники познакомятся с тем, как писали и чему учились в средневековой Москве. Отдельно будет рассказано про «нос» и зачем на нём зарубали. И всё это на основе реальных археологических находок. Участники смогут самостоятельно «процарапать» на цере и бересте различные знаки.
Досуг средневековых москвичей (для 1 — 4 классов)
Лекция-демонстрация посвящена тому, как отдыхали и во что играли в стародавней Москве. Сначала ученики познакомятся с древними глиняными игрушками, в том числе подлинными. Ребята поучаствуют в занимательных играх и забавах, узнают о том, что такое «бабки» и бирюльки. Затем речь пойдёт о древнерусских музыкальных инструментах. Наглядная презентация позволит увидеть фрагменты старинных дудочек, погремушек и даже варганов. В завершении участники попробуют воссоздать звучание таких инструментов, организовав небольшой оркестр.
Древнейшее прошлое Московского края (для 4 — 7 классов)
Лекция-демонстрация посвящена истории нашего края в эпоху каменного и бронзового веков. Слушатели узнают, когда сюда пришли люди, где находится древнейшая стоянка Ледникового периода.. Выяснят, что такое индустрия каменного века, как делались орудия и как их различают. Получат ответы на вопросы, что можно сделать кремнёвым отщепом, можно ли просверлить камень и как охотились на гигантов эпохи палеолита — мамонтов. Школьники смогут подержать в руках некоторые древние находки.
Московские клады (от 7 класса)
На лекции-демонстрации ученики узнают, что такое клады с точки зрения науки археологии, какие они бывают и как часто их находят. Дети познакомятся с самым крупным кладом из обнаруженных в Москве, увидят фотографии предметов, из которых он состоял. Не останутся без внимания и другие, некогда спрятанные москвичами ценности. В завершении участники попробуют определить дату сокрытия предложенного им «клада», предварительно проанализировав его состав.
Способы археологического датирования (от 5 класса)
На лекции-демонстрации ребята узнают о том, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, чем отличается стратиграфический метод от радиоуглеродного, как в условиях проведения археологических раскопок можно ориентировочно определить возраст находки. В практической части школьники распределят подлинные предметы по времени и самостоятельно продатируют клад монет.
Возраст Москвы (от 7 класса)
Научно-дискуссионная лекция посвящена проблеме определения истинного возраста нашей столицы. Ученики познакомятся с основными научными взглядами по этому вопросу. Они также узнают, когда появились первые люди на территории Москвы, как они жили, чем занимались, во что одевались. Школьники познакомятся с тем, как на основании археологического материала определяется возраст города. Лекция сопровождается показом подлинных находок и муляжей предметов, относящихся к различным историческим эпохам.
Длительность каждой лекции-демонстрации: 1 академический час (45 минут).
Необходимое оборудование: компьютер, телевизор/экран/интерактивная доска
ИКТ: презентация Microsoft Power Point/слайд шоу.
Цена одной лекции-демонстрации для школьников: 7000 рублей. 100% предоплата. Возможны как наличная, так и безналичная формы оплаты. Лекция-демонстрация рассчитана на один класс.