Существование империи тан в китае. «Расцвет Новой Тан»

Главная / Фридрих Шиллер

Ювелирное искусство Китая

Эпоха Тан

Огромное количество драгоценностей из Китая до сих пор содержат голубые камни, эмаль цвета неба или синее стекло.

Нефриту мудрецы приписывали такие качества, как твердость и прочность, причем эти качества минерал отдавал своему хозяину. Нефритовые кольца, датированные 5 столетием до н. э., выполнены в необычной технике, указывающей, что ювелиры уже тогда умели пользоваться резным станком.

Нефрит считался «камнем, сошедшим с небес», символизируя человеческое достоинство, стойкость духа и благие намерения. И сегодня много китайских мастеров, используя в своих творениях небесный камень, стремятся возродить ювелирное искусство древнего Китая.

В Поднебесной украшения любили носить и мужчины, подчеркивая таким образом благородство своего происхождения. Те, кто интересуется историей, легко могут назвать ранг чиновника по резным кольцам на пальцах или по застежках на шляпе. Все они отличаются специальными орнаментами и выполнены по уникальной технологии.

Эпоха Хуншань,заколка

ИСКУССТВО ЭПОХИ ТАН

Классический период эпохи Тан больше, чем любая другая эпоха в истории Китая, привлекает к себе внимание и услаждает взгляд. Ведь помимо расцвета изысканного философского мышления, меняющихся и развивающихся направлений которого всегда было очень трудно понять, это был золотой век предмета, семейного комфорта, становившегося день ото дня все более утонченным и изящным благодаря легендарному таланту китайских ремесленников. Этот талант совершенствовал и эстетизировал многочисленные элементы, пришедшие с Запада, оттуда, где маленькие государства превращались в сателлитов коренного Китая.

Для волос украшение

Бронзовое зеркало

Гребень


Подвеска с изображением феникса




изделия из нефрита


изделия из нефрита

изделия из нефрита


изделия из нефрита


изделия из нефрита


изделия из нефрита

изделия из нефрита

изделия из нефрита

изделия из нефрита


изделия из нефрита

изделия из нефрита






Будда,Музей Гугун

Украшение с зубчиков,черепаха,драконом,нефрит


Эпоха ЗападноеЧжоу,нефрит,дракон и феникс,Шанхай


Орнаментальный круг с драконом и птицей,Гуанчжоу,нефрит,2в.,гробница Наньюэ


Зеркало,12-14вв.


Ювелирное украшение,Таоси-Луншань





Шпильки династии Цин



Царские короны Китая




ритуальный головной убор "Корона Феникса" для вдовствующей императрицы Сяоцзи (династия Мин, эра Ваньли: 1573-1620) . в данный момент находится в Национальном музее в Пекине, была извлечена из гробницы Динлин под Пекином.
на короне изображено 12 драконов и 9 фениксов. корону Феникса императрица одевала только во время важных событий: получения титула, посещения родового храма, приема министров.






















Заколки династии Цинь

средняя и поздняя Империя Цин (1636-1912)









Империя Цин









Резьба по фруктовым косточкам-эпоха Мин

А искусство вырезания из косточек плодовых деревьев называется Хайдао и родом оно, конечно же, из Китая. Изначально, для вырезания замысловатых фигур и символов использовались только персиковые косточки – они считались (и считаются до сих пор) символом долголетия. Первые археологические находки, содержащие персиковые косточки, обработанные специальным образом, датируются серединой династии Сонг (960 – 1279), а наибольшую популярность Хайдао получило в эпохи династии Мин (1368 – 1644) и Цин (1644 – 1911). Именно в эти годы вырезание из персиковых косточек стало носить не только символический, но и светский характер – в Сыачуаньском университетском музее можно полюбоваться на фантастические микроскопические резные лодки и экипажи, вырезанные из персиковых косточек в эпоху Мин.







статуэтка династии Мин


Династия Тан


Слуга с попугаем

Одежда династии Тан

Сумка династии Тан

Прически

Одежда династии Мин

Уданшань – горный хребет в провинции Хубэй, недалеко от города Шиянь, состоящий из 72 пиков, 36 скал и 24 долин. Основной пик - Тяньчжуфэн («колонна, подпирающая Небо»), высотой 1612 м, окутанный туманом, создает мистическое зрелище. И хотя путь к Уданшань не близкий (более 1000 км от Пекина), его природная красота, изящные пагоды, монастыри и храмы на протяжении веков привлекают паломников и туристов. Это второй по популярности монашеский комплекс после Шаолинь в Китае .

Мифы и факты

Монастыри Уданшань были центром учения и практики медитации, боевых искусств. Здесь находился древний даосский университет, в котором исследовалась традиционная китайская медицина и фармакология.

Еще во время правления Восточной Династии Хань (I-III вв.) Уданшань, где обитали монахи-отшельники, привлек внимание императора, который основал на вершине первый даосский храм для поклонения священной горе - Храм Пяти Драконов.

В XV веке император Юнлэ, насильственно свергший своего племянника, чтобы завоевать народную популярность и умилостивить духов, объявил, что он действовал по повелению божества Чженъу - Совершенного воина, обитающего в Уданшань. Император развернул масштабное строительство Запретного города в Пекине и храмового комплекса в Уданшань, хотя сам его так ни разу и не посетил.

Всего в горах было построено 72 храма, 36 монастырей, 12 павильонов и 39 мостов, образующих 33 архитектурных комплекса.

Монастыри Уданшань

Монастыри Уданшань


Монастыри Уданшань


Храм неба



Музыка в Китае


Праздники в древнем Китае



Письменность в древнем Китае


Китайская каллиграфия


Кисти для каллиграфий

Кисть.

Кисть является самой важной принадлежностью для письма и рисования. Кисти бывают с разным волосом;

1) кисть из конского волоса.
2) кисть из заячьего волоса.
3) кисть из хорькового волоса.
4) кисть из хорькового волоса с примесью овечьей шерсти.
5) кисть только из овечьей шерсти.
6) кисть только из крысиного волоса.

Тушечница. Новички в китайской живописи могут применить тушевые чернила для каллиграфии и живописи, продающиеся на рынке. Такие чернила очень удобны при пользовании. Однако они уступают туши, растираемой в тушечнице.


Тушечница является орудием для растирания туши. У нее много видов. Ныне хранящиеся в музее Гугун всевозможные древние тушечницы представляют собой сокровища несказанной цены. Преданий о тушечницах тоже ходит немало. На взгляд антикваров, это настоящие раритеты, а коллекционеров - драгоценные перлы. Для тушечницы требуется камень хорошего качества. Известными являются дуаньчжоуская и шэчжоуская тушечницы, которые отличаются тонкостью структуры тушечного камня, так что тушь растирается тонко, причем тушь на ней высыхает нескоро. Тушечницы бывают квадратной, круглой, плоской и эллиптической формы, но какая бы то ни было тушечница должна иметь покрышку. Середина тушечницы должна быть в достаточной степени углублена, чтобы легко вмешала тушь. При занятии каллиграфией нужно использовать квадратную каменную тушечницу, преимущество которой - глубокая середина, вмещающая множество тушевых чернил. При употреблении в нее нужно влить теплую и чистую воду. Когда рисуешь, тушь нужно растереть сразу, нельзя так, и рисовать, и, остановившись, растирать тушь. Это мешает рисованию. После рисования нужно обмыть тушечницу, нельзя сохранять лишнюю тушь, а то она густеет и теряет свою силу.

Краски Краски китайской живописи делятся на два вида - водные и минеральные. Ныне в китайской живописи главным образом применяются водные краски - охра, гуммигут и т. д. Минеральные краски киноварь, малахитовую зелень и азурит необходимо измолоть и вместе с клеем можно пускать ее в дело. Окраска в европейской живописи по яркости просто не в состоянии соперничать с их очень насыщенным цветом.




Живопись эпохи Тан

Восемь Буддийских Картин

Культура: Китай

Восемь Буддийских Картин
Исполнитель: Неизвестные Исполнители
Период: династия Тан (618-907) (?)
Культура: Китай
Средство: лист; цветные чернила и бумага

Шанхайский музей китайской культуры




Музей Кунсткамера-культура Китая




Казалось, что просто будет списано несколько сотен миллионов. Но второй дефолт китайских корпоративных облигаций показал, что Китай прошёл «точку невозврата» и стал банкротом, стоя лицом к лицу перед огромными долгами.

На прошлой неделе китайский премьер Ли Кэцян заявил всему миру, что дефолта по некоторым облигациям частных компаний и инвестиционным продуктам «не миновать».После нескольких лет неконтролируемого роста кредитования и нерационального использования ресурсов экономика Китая действительно находится на грани краха. То есть премьер Ли признал, что компартия Китая (КПК) не может сделать экономику централизованной и планируемой.

Китайский производитель солнечных батарей Chaori Solar Energy Science & Technology не смог выплатить проценты 7 марта, став первым банкротом в новейшей истории Китая. Сумма была небольшой ($14,6 млн), и всё же этот инцидент вполне может считаться «точкой невозврата».

Так уже было в начале 2008 года. Когда случился дефолт одной из фирм, никто не думал, что он приведёт к финансовому кризису с серией банкротств и последующих вливаний.

Сегодня многие также не считают, что крах незначительной Chaori, а затем второй дефолт крупного застройщика Zhejiang Xingrun Real Estate Co., который должен $566,6 млн, смогут обрушить вторую по величине экономику в мире. Они думают, что могучее централизованное планирование Китая будет контролировать начавшиеся банкротства, подавит спекуляции и обеспечит рост экономики.

Громадные долги

Если Китай действительно сможет вывернуться, то станет первой страной в истории, которая смогла вытащить кролика из шляпы. Китай создал долговой пузырь эпических размеров и нет ни одного сектора, в котором экономика могла бы расслабиться, и где кредиты не подвержены серьёзным потрясениям.

Да, центральные власти находятся в хорошей форме и имеют сравнительно небольшой долг (45% от ВВП в 2012 году). Тем не менее, корпоративный долг превышает 150% от ВВП - это самый высокий процент в мире.

Что касается банковских активов, они равны ошеломляющим $25 трлн, или 265% от ВВП. Хотя слова «банковские активы» звучат замечательно, надо учитывать качество каждого актива. Так как большинство банковских активов принадлежат центральным властям, они несут ответственность за эти 265% от ВВП.

Нет ничего страшного, если активы хорошего качества. Не так ли? Но они таковым не являются. Хотя плохие кредиты властей равны только $95,8 млрд по состоянию на 2013 год, они выросли на 48% с 2011 года.

Что касается требований по залоговому обеспечению, то случай с компанией Magic представляет реальные доказательства того, что происходит фактически, когда карточный домик рушится. По данным китайских СМИ, застройщика в городе Чунцин, скорее всего, 31 марта ожидает дефолт с долгом в $32 млн.

Трастовая компания, которая организовала заём, попыталась получить в свои руки предмет залога (офисное здание в городе), но не смогла по причинам, немыслимым в западном мире: Magic уже продала здание и заложила его другой компании.

Так как всё больше кредитов становятся «плохими» и всё больше компаний идут к банкротству, китайская правовая система столкнётся с непреодолимыми проблемами, побуждая всех одновременно искать выход. Результат будет плачевным.

Самое известное захоронение эпохи Тан в Китае - мавзолей Цяньлин императора Гао-цзуна (628-683 гг.) в 80 км к северу от современного города Сиань. Добраться до Цяньлин из Сианя можно на туристическом автобусе №3, стартующем от Главного вокзала. Этот автобус после танских мавзолеев идет еще до храмового комплекса Фамень, я когда-то о нем загадки загадывал.


Принципиальное отличие императорских гробниц эпохи Тан от погребений прошлых династий, это отказ от строительства пресловутых китайский пирамид. Правители Тан хоть и обладали огромным потенциалом их империи, все же не стали испытывать судьбу и возводить огромные насыпные пирамиды-курганы, требующие больших затрат и капиталовложений. Для погребений они стали использовать естественные горы, в которых прорубались все помещения гробниц.
Фото из окна автобуса. Две сторожевые башни погребального комплекса Цяньлин.

Строительство стало занимать меньше времени, например основные сооружения мавзолея Гао-цзуна возвели всего за один год. Да, и природные горы выглядели внушительней любых творений рук человеческих - высота горы в которой находится мавзолей Цяньлин 1069 м над уровнем моря.

Гора Ляншань внутри которой находится усыпальница Гао-цзуна. Она имеет форму пирамиды, поэтому идеально походит под императорский мавзолей.

Вершина горы Ляншань

Вид одного из склонов. Этот склон любят демонстрировать разные уфологи, как доказательство рукотворности горы Ляншань:)

В мавзолее кроме императора похоронена его жена - императрица У-цзэтянь (624-705 гг.). Эта женщина сумела войти в историю, став первым китайским императором женского пола, в 690 году У-цзетянь провозгласила себя дочерью Будды и официально приняла титул правителя Китая. По сути, именно она возвела большую часть построек в мавзолее Цяньлин, так как эту гробницу мадам У строила и для себя тоже.
"Аллея духов"(шень лу) в Цяньлин.

Фигуры зарубежных послов. Еще в древности им всем зачем-то отломали головы. Слева реконструированные башни ворот комплекса Цяньлин.

Императрица У прославилась многочисленными убийствами своих родственников. Многие ее жертвы, в частности, внучка - принцесса Юн тай, были погребены рядом с мавзолеем кровожадной бабушки (о мавзолее Юн-тай рассказ чуть ниже)

Как и большинство императорских гробниц в Китае, мавзолей Цяньлин не вскрывается и не исследуется учеными. Была предпринята только одна попытка проникнуть внутрь в 1958 году. Тогда обнаружили нисходящий коридор, ведущий вглубь горы, но дальнейших изысканней не последовало.
В Китае принято чтить покой древних императоров, поэтому на исследования императорских гробниц китайские ученые идут с большой неохотой. Другое дело гробницы людей, имеющих более низкий социальной статус - захоронения наложниц, чиновников и прочих вскрываются регулярно. Именно из этих гробниц поступает основная масса артефактов в китайские музеи.
Ниже, общий вид мавзолея Цяньлин. Аллея духов и две сторожевые башни. Раньше комплекс состоял из многих строений и был обнесен крепостной стеной.

Реконструкция погребального комплекса Цяньлин.

Вид с горы Ляншань вниз на равнину. Серые стелы - это усыпальницы родственников и придворных императора. Многим хотелось упокоиться рядом с императорским мавзолеем.

Ниже фото мавзолея Цяньлин, сделанное в начале 20 века участниками французской археологической экспедиции. Надо сказать, что раньше комплекс выглядел запущенней, но и романтичней, китайцы большие мастера по превращению своих памятников в Диснейлэнд:)

Крылатый конь на аллее духов в Цяньлин.

Раскопки аллеи духов мавзолея Цяньлин в 1909-1918 году.

В комплекс Цяньлин входит множество сопутствующих погребений. Три усыпальницы, принадлежавшие членам императорской семьи были вскрыты и сейчас доступны для осмотра.
К сожалению, из-за недостатка времени я посетил только одну гробницу из трех. Это мавзолей внучки императора Гао-цзуна прицессы Юн-тай (684-701 гг.) .
Юн-тай в свои 17 лет славилась красотой, но это не помешало бабушке, императрице У-цзитянь, отравить ее.
Видно, что мавзолей Юн-тай - классическая китайская пирамида-курган только небольшого размера.

Вентиляционные будки на фото имеют современное происхождение. Гробница была вскрыта в 1961 году и доступна для осмотра. Порой мавзолей посещают большие толпы туристов, поэтому есть необходимость в дополнительной вентиляции.
Нисходящий коридор усыпальницы Юн-тай.

Стены коридоров гробницы покрыты фресками. Судя по всему, это копии, оригиналы китайцы выпилили и отправили в музей Сианя.

Большая часть китайских гробниц имеет весьма простую планировку, это длинный коридор, спускающийся к двум камерам под землей. Первая камера служила для каких-то ритуальных целей, а вторая, сама усыпальница с огромным саркофагом. По бокам еще могут быть небольшие комнатки, где складировались многочисленные керамические фигурки людей и животных, предназначенные для сопровождения покойника в мир теней.

Все глубже и глубже...

Небольшая боковая комната для ритуальных предметов.

Первый зал в усыпальнице принцессы Юн-тай. Все камеры здесь имеют купольные потолки, которые плохо влезают в объектив.

Фрески гробницы Юн-тай считаются шедеврами живописи эпохи Тан.

Вход в погребальную камеру. Почему-то китайцы любили делать очень низкие потолки в проходах гробниц. Видимо, они хотели заставить непрошеных гостей нагибаться и кланяться перед входом в усыпальницу.

Большую часть камеры занимает огромный саркофаг. В отличии от древнеегипетских саркофагов, китайские не выглядят монолитными. Возможно их спускали в камеру по частям, хотя может быть, что как и в Египте, саркофаг "закладывался" еще при строительстве усыпальницы, потом оставляли только маленький проход в камеру.

Стальные решетки, возведенные здесь нынешними китайцами по идее должны защищать древний саркофаг. Но непонятно от чего, ведь можно спокойно просунуть руку и нацарапать что-нибудь на камне, например. Такая решетка защищает от давления большой массы людей, но неужели китайцы думали проводить здесь массовые демонстрации:))

Саркофаг кажется лишенным каких либо украшений и росписей, но это не так. Он покрыт тончайшими рисунками, выгравированными на камне. В погребальной камере было плохое освещение, поэтому далее я привел примеры гравировки на аналогичном саркофаге эпохи Тан из мавзолея Янлин.

Китайский саркофаг - это часто копия настоящего жилого дома, поэтому у него такая же "черепичная" крыша, как и у большинства китайских построек.

Саркофаг занимает почти все свободное место в погребальной камере.

Путь наверх..

Саркофаг эпохи Тан, найденный на территории мавзолея Янлин,

Полководцем из Шаньси, в 618. Считается временем экономического, политического и культурного расцвета Китая. В эпоху Тан в стране сформировалась социально-политическая система, позволявшая в целом сохранять равновесие между интересами различных социальных групп. Успешная внешняя политика обеспечила спокойствие в стране, прирост территории и развитие внешнеторговых связей.

После провозглашения себя императором Ли Юаню и его сыну Ли Шиминю (Тайцзуну) (626 – 649) еще около десяти лет пришлось бороться за объединение страны. Таны утвердили свою власть не только военной силой. Они провели ряд мероприятий, направленных на облегчение положения основной массы населения - крестьян. Были снижены налоги и уменьшены отработки, введенные при Суй . В империи Тан государственная собственность на землю продолжала существовать до 8 века в тех же формах, что и в предыдущие периоды. Она по-прежнему характеризовалась наличием системы надельного землепользования. В дальнейшем она стала развиваться в других формах. В танский период создались еще большие возможности для покупки и продажи надельных крестьянских земель, чем прежде. Характерно, что в отличие от многих предшествовавших эпох налоги собираются в натуральной форме, что свидетельствует о недостаточном развитии товарно-денежных отношений.

Для поощрения внутренней торговли были отменены заставы на дорогах. Была упорядочена денежная система. При Ли Шимине закончилось формирование бюрократического аппарата, основанного на иерархической лестнице чинов. Каждому чину соответствовал определенный размер надела земли, получаемого чиновником в пользование от государства. Государственный аппарат состоял из 3 палат, 6 ведомств и значительного числа управлений. Специальная палата инспекторов проверяла работу всех учреждений. Страна была разделена на десять больших областей, а те, в свою очередь, – на округа и уезды. Помимо гражданских властей, в провинции находились военные наместники, обладавшие известной самостоятельностью. Существовало 9 рангов и 30 классов чиновников. Для занятия любой должности нужно было выдержать государственный экзамен и затем уже согласно полученной степени претендовать на должность.

Бюрократия стала одной из самых влиятельных сил в танском общества. Именно чиновники начинают играть важнейшую общественную роль при одновременном огромном росте влияния крупных землевладельцев.

Центр государства из бассейна Хуанхэ постепенно переместился в бассейн Янцзы, где население быстро росло в связи с успехами рисоводства и грядочной системы земледелия. Рисоводство продвигалось и на север. Улучшались методы обработки и удобрения земли. При орошении земли использовались технические приспособления. Получили распространение новые культуры: сахарный тростник, дубовый шелкопряд. С 8 века выращивается чай.

Ремесленники освоили производство бумаги, изобретенной еще в древности, но не получившей повсеместного распространения. Изготовлялись ценные сорта шелковых тканей, металлические изделия, с изобретением книгопечатания стало развиваться полиграфическое производство. Китайское судостроение достигло высокой степени развития. Был изобретен порох. Происходили изменения и в военной технике, вызванные улучшением технологии производства. Повысилось качество брони, не только для воинов, но и для коне. Бурно развивалась башенная архитектура.

Росло население, развивалась внутренняя и внешняя торговля, расширению которой способствовало дальнейшее усовершенствование системы каналов, соединявших крупные реки друг с другом и с морем. Однако денежное обращение было еще слабо развито, причем наряду с государственными существовали и частные монетные дворы. На базе ростовщических контор создаются банки, используется система переводных чеков. Весьма важная в социальном смысле мера - кодификация права - также была осуществлена в эпоху Тан.

Эпоха Тан стала временем высочайшего расцвета китайской культуры. Были созданы прекрасные произведения прикладного искусства, живописи, величайшие литературные памятники, до сих пор считающиеся в Китае классическими.

В 7 веке Китайская империя достигла огромных размеров. Было нанесено поражение Восточному (630) и Западному (657) тюркским каганатам и присоединены территории современных Монголии и Синьцзяна (Китайский Туркестан). Многие государства к западу от Тянь-Шаня признали себя вассалами Китая. Были осуществлены завоевания в Индокитае и Корее. Столкновения с Японией окончились в пользу танских войск. Так, в 663, в правление императора Гао Цзуна (650 – 683), преемника, Ли Шиминя, китайский флот нанес серьезное поражение японскому. С середины 7 в. начали устанавливаться прочные политические и экономические связи между Китаем и Тибетом. С помощью тибетцев китайские войска совершили победоносный поход по Гангу. Во второй половине 7 в. границы империи Тан простирались от берегов Тихого океана до Тянь-Шаня, от верховьев р. Селенги до Индокитая. Караванный путь связывал Китай с государствами и народами Средней Азии и Ближнего Востока.

Государственные земли, крестьянские наделы и источники снабжения водой все в больших размерах переходили в руки отдельных феодалов. Теряя свои пахотные поля, садово-огородные и усадебные наделы, крестьяне разорялись и были не в состоянии платить налоги. Доходы казны катастрофически уменьшались. Мощь крупных феодалов росла, они переставали выполнять обязанности вассалов и все чаще выступали против центральной власти. В 755 один из них, Ань Лушань , вытеснил из столицы Чанъань императора. Танам удалось подавить мятеж Ань Лушаня, но междоусобные войны не прекратились, и централизованное государство слабело. С середины 8 века Танская империя начала терять свое могущество. С запада ее теснили вторгшиеся в Среднюю Азию арабы, с северо-востока наступали кидане , на юго-западе усилились царства Наньчжао и Туфань.

С переходом значительной части крестьянских наделов в собственность феодалов государство уже не могло собирать с крестьян налоги в прежнем объеме и испытывало серьезные финансовые трудности. В 780 императорским эдиктом был узаконен проект реформ, составленный выдающимся государственным деятелем Ян Янем. Была установлена новая система налогообложения, соответственно которой прежние земельный налог, промысловая подать и другие повинности заменялись единым налогом с имущества, взимаемым дважды в год. Налог исчислялся со всего имущества, движимого и недвижимого, включая землю. Им облагались землевладельцы (в т. ч. крестьяне), купцы и ремесленники. Реформы Ян Яня знаменовали собой окончательное крушение «уравнительной» надельной системы землепользования, фактически уже подорванной крупными землевладельцами из числа «могущественных домов». Вместе с тем эти преобразования узаконивали частную земельную собственность феодалов. Крестьяне получили возможность беспрепятственно продавать землю, чем не преминули воспользоваться в целях изыскания средств для выплаты долгов и недоимок по налогам. В результате значительная часть крестьянства попала в кабалу к крупным землевладельцам. Положение крестьян существенно ухудшилось, в стране стали разгораться крестьянские восстания.

Принимая все больший размах, они вылились в крестьянскую войну, начавшуюся в 874 и в конечном счете решившую судьбу династии Тан. Крестьянскими отрядами руководили Ван Сяньчжи и Хуан Чао . Занимая один район страны за другим, повстанцы убивали феодалов, захватывая их дома и земли. После гибели Ван Сяньчжи повстанцы под руководством Хуан Чао, принявшего титул «великий полководец, помогающий небу», совершили грандиозный поход на юг. В 879 они заняли Кантон, затем, направившись на север, спустились по р. Сянцзян к р. Янцзы. В ноябре 880 Хуан Чао с востока подошел к Лояну и занял его. В декабре он вступил в имперскую столицу Чанъань. Императорский двор бежал. Повстанцы казнили членов императорской фамилии и высших сановников. Продовольствие из государственных складов раздавалось населению. Хуан Чао объявил себя императором. Два года столица оставалась в руках повстанцев. Тем временем сторонники династии Тан собрали внушительные военные силы, наняли конницу кочевых племен и этими объединенными войсками нанесли решительный удар по повстанцам. В 883 Хуан Чао был вынужден отступить от Чанъани на восток. В 884 остатки его отрядов были рассеяны, а сам он погиб в Шаньдуне. Восстания крестьян продолжались до 901. Феодалы, расправившись с крестьянскими инсургентами и узурпатором императорского престола, начали борьбу между собой. Танская династия, будучи неспособной удержать в своих руках власть в буквально разваливающейся империи, в 907 пала.

В 10 веке в Китае возникли отдельные царства и самостоятельные феодальные владения. В страну вторглись кидане, создавшие на территории от Маньчжурии до Тянь-Шаня свое обширное государство Ляо. Сельское хозяйство и многочисленные города страдали от непрерывных усобиц. Вся страна нуждалась в защите от кочевников.

Высочайшего духовного подъема средневековая культура Китая достигла в период правления династии Тан (618-907) и Сун (960-1279). В это время философские суждения об устройстве мира превратились в тонко разработанную эстетическую систему, художники заняли почетные места в открытой в 10-м веке первой императорской Академии живописи. Танское искусство было проникнуто высоким созидательным пафосом. Архитектуре этой поры присущ дух ясной гармонии, праздничности, монументального величия форм. Танские города представляли собой мощные крепости, обнесенные стенами и рвами, прямоугольные в плане, с прямыми магистралями и кварталами, разделенными на отдельные участки - фоны. Каждый китайские город был обнесен стеной (иероглиф «чэн» означал и город, и стена), поэтому городские стены в Китае представляют собой уникальные тип архитектурных сооружений. Различают северный и южный стили городских укреплений. На севере стены возводили не только для защиты от врагов, но и от наводнений, по четырем углам стены и над воротами сооружались башни. В этих башнях жили солдаты. Ворота главных городов обычно защищали полукруглые внешние укрепления, в которых под прямым углом к открытым главным воротам находились внешние ворота. До появления современной артиллерии стены были неразрушимыми. На юге лишь немногие города могли строиться симметрично и с размахом, улицы были тесные. На севере у строителей было много свободного пространства, города выстраивались в форме прямоугольника, город делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре улицами. На пересечении находилась трехэтажная смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае необходимости изолировать районы города. Для этой цели в башне располагались воины и огромный барабан, исполнявший роль городских часов. В городе не было разделения на богатые и бедные районы, дома стояли вперемешку. Размеры всех сооружений были строго регламентированы. Дворцы и храмы возводились по общему принципу: на деревянном каркасе из покрытых лаком опорных столбов, балок и узорных кронштейнов-доугун, на облицованных камнем высоких глинобитных платформах. Характерный облик зданиям придавала высокая черепичная, с загнутыми кверху углами, иногда двойная, с широкими выносами крыша. Приход буддизма в Китай не оказал значительного влияния на стиль китайских храмов. И даосские, и буддийские храмы строились по одному и тому же плану китайского дома, измененному для религиозных нужд. Китайская пагода имеет очень мало общего с индийскими буддийскими храмами-реликвариями (ступами). Ее форма добудийская - многоэтажная башня (обычно двухэтажная), с выступающими крышами. Различают северный и южный стиль китайской архитектуры (не всегда точно следующий за расположением памятников архитектуры). В южном стиле крыши очень изогнуты, коньки крыш часто усыпаны маленькими фигурками, изображающими во множестве даосских божеств и мифических животных. Карнизы и опоры украшены резьбой и орнаментацией. Северный стиль (еще одно название - дворцовый). Завиток крыши более мягкий и сравнивается с крышей шатра. Орнаментация менее пышная, маленькие и более стилизованные фигурки помещены только на коньках крыш.

Монументальная буддийская скульптура танского времени отличается большой соразмерностью пропорций. Величавым спокойствием отличается гигантская статуя Будды Вайрочаны, высеченная в скалах Лунмэня. Живопись эпохи Тан достигла того же уровня, что и поэзия. В письменных источниках той эпохи перечисляются имена художников, указываются черты их стиля. Величайшим художником Дальнего Востока китайские и японские ценители считали У Даоцзы. Ли Сы-сунь и Ван Вэй считаются основателями северной и южной школ пейзажной живописи. Различие школ не в принадлежности художникам к определенным географическим районам Китая, а в манере письма. Последователи «северной школы» работают твердыми, сильными мазками, для «южной школы» характерна работа изящной и тонкой кистью. Но в связи с тем, что все шедевры танской живописи попадали в императорскую коллекцию, они погибли вместе с резиденцией императора в конце правления династии. В период династии Сун с 11 века Китай подвергся иноземным вторжениям, которые в 13 веке завершились монгольским завоеванием, что изменило мироощущение людей. Сунская архитектура приобрела более интимный и изысканный характер, стала восприниматься как часть природы.

Сунская живопись. Живопись, конечно, была известна и в более ранние эпохи. Ее начало относят к эпохе Хань, когда была изобретена кисть. Использование кисти для письма и живописи в Китае сделало эти два искусства неразрывно связанными. Иероглиф стал произведением искусства. Следствием беспрецедентного сближения каллиграфии, поэзии и живописи было то, что в живописичасто использовались литературные сюжеты. Живописцев было множество, круг тем очень широк. Наибольшим совершенством отличались пейзажные композиции, отразившие важнейшие натурфилософские представления. Учению конфуцианцев о добродетельном муже соответствовало изображение художником Ли Чэном одинокой сосны на краю ущелья. Сосна символически изображала ученого-чиновника, претерпевшего превратности придворной службы и стойко переносящего невзгоды судьбы. В 9-м веке под покровительством императора, каллиграфа и, поэта и живописца Хуэй-цзуна, последнего правителя Северной Сун, была создана Академия живописи. В императорской галерее были собраны лучшие полотна того времени (не менее 6 тыс. картин). После набегов варваров и бунтов, обрушившихся на империю в 1125 году, двор переместился в новую столицу Чжэцзян. Этот город располагался в одном из красивейших мест Китая. Окрестности Чжэнзяна стали неиссякаемым источником вдохновения китайских художников. Любимой формой изображения стал панорамный свиток, рисующий широкую перспективу. Один из великих живописцев эпохи Ся Гуй изображал Янцзы, все ее верхнее течение от диких гор на границе с Тибетом, до широких долин среднего течения. В южных городах Китая создавались комплексы маленьких приусадебных садов. С угасанием буддийских монастырей скульптура уступила место живописи. Сюжетами живописи 7-10 вв. были и образы буддийского рая, и сцены пиршеств, прогулок знатных красавиц. Под воздействием буддийской секты Чань сложилось творчество Ван Вэя (699-759), в пейзажной живописи которого наметились пути к поэтической интерпретации мира. В период династии Сун развитие получила монохромная живопись, отвечавшая новому пониманию пространства как символа безграничности мира. В 9-10 вв. сформировались основные жанры китайской живописи - шан-шуп, вэнъжэнъухуа и хуа-ияо. В соответствии с разнымихудожественными задачами канонизировались формы свитков. Горизонтальные свитки развертывали перед зрителями этап за этапом эпизоды мифов и легенд, бытовые сцены жизни дворца, города. Вертикальные давали возможность пейзажисту создать обобщенный образ природы. В 10-11 вв. возник тип картин, предназначенных для украшения вееров и настольных экранов. Идея единства мира здесь выражалась через его малый фрагмент. В 12-13 вв. грани между этими жанрами порой почти стирались

Китайское прикладное искусство периодов Тан и Сун стилистически тесно связано с развитием фарфора и керамики.

На протяжении средних веков вместе с усложнением представлений о мире и развитием древних даосских учений, синтезировавших в системе неоконфуцианства поклонение природе, приняло в Китае форму своеобразного поэтического пантеизма, а ее эстетизация привела к формированию пространственного мышления. Пантеистическое мировосприятие направило в единое русло разнообразные виды художественной деятельности. Китайские зодчие создали жанр пейзажной архитектуры, а в портретных изображениях художники стремились подчеркнуть приобщение человека к вечной жизни вселенной. Изобразительно-символический характер средневекового китайского стихотворения, дополняющего образный строй картины, требует высокого уровня каллиграфии, живописи и поэзии.

Методические рекомендации к разделу. Главным в рассматриваемом периоде является техника изготовления и духовные основы китайской живописи. Обратите внимание на отличие традиционной китайской живописи от европейской по следующим параметрам - живопись в Китае не может быть подведена под понятие «реализм» или «идеализм». Иное понимание пространства, чем в европейской живописи. Иное назначение подписи к изображению, слитность и неразрывность в художественном исполнении «трех совершенств».

Живопись эпохи Юань (1280-1368 гг.) В период владычества монгольской династии Юань в среде художников преобладали настроения уныния, ностальгии. Крупнейшие мастера нашли прибежище в южных провинциях. Монохромная живопись 14 века достигла небывалой изощренности и тонкости в передаче оттенков настроения. В картинах Ни Цзаня, Ван Мэна изображения дополнялись надписями, полными внутренней динамики, таящими в себе скрытый смысл.

Искусство эпохи Мин (1368-1644 гг.) В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой, страна переживала период обновления. Это была эпоха активного градостроительства, возведения больших и торжественных архитектурных и великолепных садово-парковых ансамблей, бурного развития ремесел.



© 2024 gimn70.ru -- Учимся легко - Портал полезных знаний